Ангола: Путешествие во времени. Часть шестая

Вадим Дёмин

Вы бывали в Африке? Да? Тогда книга откроет вам новые, неизвестные страницы из истории государства Ангола. Нет? Вам тем более надо прочитать ее, и вы поймете, почему стоит «сходить в Африку гулять?». Это – небольшое исследование об Анголе: лингвистика, история, экономика, политика, культура. Вы совершите путешествие из Африки первых племен в наше время и обратно, узнаете как о национальных героях, так и о завоевателях, диктаторах и поработителях, ведь без них не было бы истории… Ну что, поехали?

Оглавление

146. Что нас ждет в будущем?

Ж. Савимби оказался прав в своих прогнозах. Выборы с октября 1991 г. действительно были перенесены на начало следующего года.

Аналитики одним из отличий предстоящих выборов от предыдущих называли непредсказуемость их результатов.

Заранее довольно трудно однозначно назвать, кто будет победителем, поскольку все политические партии находились в равном положении. И хотя ушло в прошлое то время, когда правящая партия — МПЛА-ПТ занимала прочную и незыблемую позицию монополиста власти, все равно никто не сомневался в том, что она выиграет выборы.

По состоянию на 2 сентября 1991 г. в стране было зарегистрировано уже более полутора десятка партий и каждая из них вела серьезную политическую борьбу за портфели министров — места в Народной Ассамблее.

Предвыборная борьба достигла самой высокой своей точки, в чем мы убеждались ежедневно.

Предвыборные платформы каждой из этих партий, по сути, обещали народу новую жизнь, декларировали вполне достойные цели и задачи: мир, демократизацию общества, всеобщую занятость населения и т. д. Но какие бы благие цели они не ставили, между ними развернулась жесткая, бескомпромиссная борьба. Соперники оставались соперниками.

Рекламные щиты, заборы, стены домов были обклеены агитплакатами, над проезжей частью дорог вывешены растяжки политических лозунгов. Раньше все это можно было видеть только в праздничные дни.

Месяц за месяцем предвыборные страсти накалялись. И мы сознавали, чего следует ожидать через четыре месяца: новые политические провокации, очередная нестабильность в обществе, разгул преступности, диверсии, саботаж и пр., потому что борьба шла не на жизнь, а на смерть. На кону стояла очень высокая ставка.

К таким крайним мерам политической борьбы наиболее реакционные круги обычно прибегали в том случае, когда вновь требовалось дискредитировать своих соперников в глазах общественности. Таковы грязные политтехнологии предвыборной борьбы.

В последние месяцы отношение к нам, советским гражданам, заметно ухудшилось. На самом высоком, официальном уровне все осталось по-прежнему, а вот на «нижнем», бытовом…

Косвенно на это повлияли те процессы, которые произошли в целом в Западной Европе и конкретно августовские события 1991 года у нас в стране.

Уже не было прежнего пафосного возвышения, возвеличивания СССР, преклонения перед силой и могуществом нашей страны и социалистического лагеря, которое наблюдалось раньше. Прежний политический опыт взаимоотношений государств подвергался ревизии и переосмыслению.

Подобные процессы, сопровождающиеся политической и экономической нестабильностью, социальными потрясениями, возникали в других странах бывшего соц. содружества.

Длившаяся более 16 лет гражданская война, была, в определенной степени, «выгодна» и Советскому Союзу, и правительству Анголы. Хотя слово «выгодно», с точки зрения человеческой логики, поставить рядом со словом «война» нельзя.

И все-таки, определенные политические круги получали выгоду от войны, ибо, как гласит русская пословица «Кому — война, а кому — мать родна». Советский Союз поставлял сюда не только боевую технику, оружие, но и предоставлял долгосрочные кредиты правительству Ж. Э. душ Сантуша.

В опустошенную войной Анголу были организованы поставки медикаментов, терапевтического и хирургического оборудования, продуктов питания и одежды из 13 стран мира. По прямому указанию премьер-министра Анголы были произведены серьезные изменения в таможенных правилах, и прибывший морем гуманитарный груз поступал в Анголу без обложения его таможенными и другими налогами.

Выступая на заседании Совбеза ООН помощник Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Кензо Ошима заявил, что Анголе требуется срочная гуманитарная помощь. В своем докладе он отметил, что, по подсчетам экспертов, примерно 3 миллиона жителей, то есть почти четверть населения этой разоренной 27-летней гражданской войной страны нуждается в помощи. Для этого необходимо примерно 230 миллионов долларов США, из которых в 2002 получен лишь 81 миллион долларов. Кензо Ошима выделил три основных задачи, от успешного решения которых во многом будет зависеть будущее Анголы. Это реализация плана по возвращению в родные места 4 миллионов ангольских беженцев, проведение широкомасштабного процесса разминирования территории страны, а также оказание экстренного содействия бывшим боевикам из повстанческой группировки УНИТА с тем, чтобы они как можно скорее смогли адаптироваться к условиям мирной жизни.

По словам заместителя Генсека ООН, «операция по оказанию гуманитарной помощи Анголе являлась одной из самых комплексных и крупномасштабных в мире».

В конце 20 в. участились дефолты по долгам бедных и развивающихся стран, вызванные тем, что их бюджеты оказывались физически не в состоянии обслуживать накопившиеся громадные задолженности. Только за 1990-е дефолт по обязательствам в национальной валюте объявляли 12 стран, в том числе Ангола (1992—1997).

В 1992 г. Ангола объявила о своем дефолте по обязательствам в национальной валюте (1992—1997), поэтому годом раньше в Луанде критически восприняли требование нашего правительства выплатить долги.

Справка

Выделяют следующие три вида дефолтов: дефолт по банковским долгам, дефолт по обязательствам в национальной валюте, дефолт по обязательствам в иностранной валюте. За период 1975—2003 дефолт по банковским долгам объявляли 75 стран. Дефолт по обязательствам в нац. валюте объявляли в это время только 12 стран.

Дефолт по долгу в национальной валюте объявляется значительно реже, чем по внешним займам, поскольку правительство имеет возможность погасить внутренний долг посредством выпуска новых денег (при помощи «печатного станка»).

Дефолт же по обязательствам в иностранной валюте за эти 28 лет объявили 76 стран, при этом большинство из стран-заёмщиков — не единожды.

Ангольское правительство стало искать новых экономических партнеров, которые могли бы предоставить стране очередные кредиты. Торговые отношения теперь переориентировались на Бразилию, Францию, США и другие страны, которые обещали вкладывать в экономику Анголы огромные средства. И получать не менее большие дивиденды. Потенциальных партнеров интересовали в первую очередь стратегическое сырье: нефть, золото, алмазы, редкоземельные и радиоактивные металлы.

Интересен такой факт. Бенгельская железная дорога, принадлежавшая одной из бельгийских компаний, за годы войны пришла в упадок. Многие ее участки бездействовали и были разрушены. И, тем не менее, выплата заработной платы рабочим и служащим не прекращалась ни на день. Сохранялись даже премиальные. Как будто и не было войны.

Сразу же после прекращением огня и начала разминирования железной дороги бельгийские специалисты вновь появились в Анголе и приняли участие в ремонте всех ее коммуникаций, зданий и сооружений. Спрашивается, имелся ли смысл все это время вкладывать деньги в предприятие? Оказалось, да.

Бенгельская железная дорога одно время проходила от ангольского прибрежного порта Лобиту до Замбии и далее по ее территории. После своего открытия в 1928 году она играла роль важной торговой артерии. Сегодня она могла бы снова приобрести ключевое значение для развития Анголы.

Дорога представляет собой 1344 километра рельсового пути, протянувшегося с запада на восток от атлантического порта Лобиту до Луау на границе с Демократической Республикой Конго. Когда-то она была важным торговым путем для транспортировки товаров, производимых в Анголе, и открывала важный торговый маршрут для перевозок меди для Замбии, не имеющей выхода к морю. Однако, начиная с 1970-х годов, на протяжении тех лет, когда в Анголе шла гражданская война между правительством и террористической группировкой УНИТА, этот торговый путь был перерезан для тысяч ангольцев во многих местах. Он стал непригодным для использования в результате минирования и преднамеренного разрушения — в основном это было делом рук мятежников УНИТА, контролировавших значительную часть сельских местностей на юге, по которым проходила эта дорога.

Баам Ле Ру из Международного союза железных дорог (МСЖД) заявил, что его организация восстановит Бенгельскую железную дорогу. Директор-распорядитель Бенгельских железных дорог Дэниел Кипаксе пояснил, что восстановление железной дороги длиной в 450 километров, связывающей Лобиту с Уамбо, будет завершено к концу декабря 2005 года.

По существу, Бенгельская дорога служит конечным звеном разветвленной железнодорожной сети, эксплуатируемой британской компанией «Родижиен рэйлуэйз» и бельгийской «Компани де шмэн де фер дю Ба Конго о Ка — ганга». Дорога не просто проходила с запада на восток Анголы, но и связывала ангольский порт Лобиту с Замбией. Пересекая весь африканский континент, Бенгельская железная дорога соединяла Атлантический океан с Индийским. Инвесторы понимали: рано или поздно война окончится, и встанет вопрос, кто будет владеть этой трансафриканской дорогой, носившей стратегический характер. Иностранные компании все больше интересовали месторождения нефти, алмазодобывающие предприятия, урановые рудники, на развитие которых у правительства денег катастрофически не хватало, а иностранные инвестиции помогали поддерживать их в надлежащем состоянии.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я