Ангола: Путешествие во времени. Часть шестая

Вадим Дёмин

Вы бывали в Африке? Да? Тогда книга откроет вам новые, неизвестные страницы из истории государства Ангола. Нет? Вам тем более надо прочитать ее, и вы поймете, почему стоит «сходить в Африку гулять?». Это – небольшое исследование об Анголе: лингвистика, история, экономика, политика, культура. Вы совершите путешествие из Африки первых племен в наше время и обратно, узнаете как о национальных героях, так и о завоевателях, диктаторах и поработителях, ведь без них не было бы истории… Ну что, поехали?

Оглавление

144. Пираты снова в бухте

Я заметил, что время от времени мне в своих записях приходилось возвращаться к определенной теме вновь и вновь, потому что, говоря научным языком, налицо была «общественная закономерность, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни или этапов исторического процесса, называемая «развитием общество по спирали».

Именно с определенной периодичностью здесь, в Анголе наблюдался каждый новый виток — очередной всплеск преступности. Причем стали происходить события, о которых раньше в прессе никогда не писали. Всегда что-то случается в первый раз?

Как иронично подметила однажды по этому поводу «Жорнал ди Ангола»: «Власти борются с этой проблемой, но всегда находятся „объективные“ причины, которые ставят ее выше способностей и возможностей органов и конкретных лиц, стоящих на страже безопасности общества, людей». Умнее не скажешь!

Хвалебные материалы об успехах полиции в борьбе с преступностью стали все реже и реже появляться на страницах газет, — видимо, успехов поубавилось! Им на смену пришли другие — «острые», более объективные и правдивые, в которых журналисты ставили вопросы ребром: когда наконец в стране будет наведен порядок? Раньше все списывали на войну. А теперь?

Особенно большой резонанс в обществе вызвала опубликованная в «Ж. ди А.» статья корреспондента Карлоса Миранды, которая называлась «Пираты в заливе»:

«…Они обычно передвигаются по заливу на примитивных лодках заводского исполнения или самодельных, т.н. «шаташ» (плоскодонках) с мощными подвесными моторами. Как правило, это высокоскоростные и суперсильные американские двигатели марок «Mercury», «Johnson» и японские — «Yamaha», «Suzuki», «Honda», «Tohatsu» и др.

Для своих преступных целей грабители обычно используют автоматическое огнестрельное оружие, маски для лица. Это — настоящие пираты. Власти бессильны что-либо сделать для противодействия преступникам и обеспечения гарантированной безопасности судов, стоящих на рейде.

Известно, что их «профессия» достаточно древняя, а действия — точные и выверенные, и многочисленные факты последних лет — яркое тому подтверждение.

Добавим, что пока не существует эффективных мер коллективной или индивидуальной защиты от преступников. И нападения на суда будут продолжаться до тех пор, пока официальные власти не примут радикальные меры в этом направлении.

Пираты проводят свои операции бесшумно, действуют уникально, с одной единственной целью: любой ценой завладеть имуществом моряков. Планы заранее тщательно продумываются и успешно реализуются в расчете на слабые места в деятельности властей по контролю за передвижением плавсредств по акватории залива, выполнению «фискальных» (таможенных) правил, правил плавания и стоянки судов в морских портах и т. д. Многие пираты так и говорят, что «залив наш и никто не может помешать нам осуществить задуманное». Они полностью уверены в своей безнаказанности и считают, что степень риска быть задержанными практически сведена к нулю.

К сожалению, в этих словах есть большая доля истины.

Всё происходит обычно ночью. И, как правило, в предрассветные часы. В тишине, если прислушаться, можно услышать лишь слабые всплески от ударов весел об воду или тихое журчание мотора на малых оборотах. Пираты всегда заранее выбирают объект для нападения, в течение нескольких часов, а то и дней наблюдают за ним, затем тихо причаливают к судну и действуют наверняка.

Расчет делается на то, что в это время суток вахта, которая призвана наблюдать за бортом, обычно начинает дремать, отчего ее бдительность снижается. Следовательно, на судне в случае опасности сигнал тревоги своевременно не подадут. А это значит, что никто не будет кричать, призывать к помощи. Никто не осветит из прожектора подошедшую к борту судна лодку. Все точно рассчитано и… начинается ограбление.

Чаще всего объектом для нападения выбираются суда под иностранными флагами — в большей мере под панамским или пакистанским.

Конечно, рано или поздно все обнаружится, и моряки поднимут тревогу, обратятся в портовые службы с жалобами, расскажут о драматичной ситуации, произошедшей с ними. Но уже ничего не поделаешь. Ограбление состоялось. И пираты в это время уже будут находиться далеко от судна, причалят к берегу и надежно спрячут товар, предназначенный для последующей продажи на «параллельных» рынках.

А вот то самое заявление капитана судна «Forest Success», которое он 23 июня 1991 г. подал в портовые службы в связи с нападением на его судно с целью ограбления двумя вооруженными людьми:

«23 июня 1991 г. мое судно встало на якорь в бухте Луанды в ожидании швартовки к причалу порта и дальнейшей разгрузки.

В 4.00 вахтенный матрос Маунг Маинт Санн доложил, что двое вооруженных лиц подошли на лодке к борту и в дальнейшем совершили кражу личного имущества членов судокоманды, а также имущества судна, находящегося в каюте второго помощника капитана, и безнаказанно ушли с награбленным на лодке.

В ходе проверки кают и четырех складских помещений судна установлено, что похищено следующее имущество:

А. Одна сумка с бельем (одеждой).

B. Один «брифкейс» с документами.

C. Одно золотое кольцо

D. Один кассетный магнитофон типа «walkam» с колонками «Philips».

E. Одна сумка с множеством одежды и книг.

F. Три пары обуви.

Собственность судна:

A. Система радио-телефонной связи «VHF» (NO. HH 300)

B. Один адаптер постоянного тока (является принадлежностью системы связи).

C. Один измерительный комплект»

Это заявление-протест капитана судна портовым властям, в котором перечислено достаточно много предметов, похищенных пиратами, служит еще одним доказательством их преступной деятельности.

Один надежный конфиденциальный источник также сообщил, что в ходе другого нападения на судно один из пиратов был убит, когда поднимался по трапу. Но опровержений этого факта также не было. Кто на судне открыл огонь, не говорится, но из других источников стало известно, что это был полицейский, который (по случайному совпадению) в данный момент находился на борту по поводу какого-то другого заявления капитана.

В связи с участившимися фактами нападений на суда Департамент морского порта дал указание всем капитанам судов о запрещении посещения судов кем бы то ни было без специально разрешения властей…».

Далее в статье автор рассуждал о причинах и следствиях существования такой ситуации в луандском порту, уповал на трудности со средствами передвижения по акватории порта, отсутствии средств связи с судами и т. д. То есть говорил о чисто внутренних проблемах.

Например, о том, что портовые службы не имели таких быстроходных плавсредств, которыми пользовались преступники. Поэтому пираты, зная, что в период с 00.00 в заливе не будет ни одного катера полиции или пограничной охраны, вполне спокойно бороздили его просторы и совершенно безнаказанно творили безобразия, наводили ужас на капитанов судов, нападая на них.

Практически во всех случаях нападавшие были вооружены автоматическим стрелковым оружием. Продолжительные и повторяющиеся захваты судов пиратами свидетельствовали о тщательно спланированных действиях и о наличии у нападающих сведений о судне и его грузе. У полиции имелись сведения, что портовые служащие нередко были связаны с преступным бизнесом. Иначе откуда бандитам знать, на каком судне перевозится самый выгодный для грабежа товар, и как на этих судах несется вахтенная служба?

О том, что в луандском заливе действует не одна, а несколько пиратских групп, говорил тот факт, что все они применяли различную тактику, и по способу действий их можно условно разделить на три группы.

Фото из Интернета8

Самые «продвинутые» были хорошо экипированы и вооружены. Передвигались на дорогих быстроходных катерах. При этом они старались избегать кровопролития, имели достоверную и полную информацию о судне, грузе, экипаже. Нападали целенаправленно, забирали только дорогостоящие грузы, деньги, ценности. Эти пираты имели свои точки оптового сбыта краденого.

Вторая группа была хуже вооружена и организована, действовала на обычных лодках или легких катерах с быстроходными моторами. Нападали на любые суда, которые могли стать достойной добычей, забирали все, что попадалось на глаза.

И, наконец, третья группа. Эти воры, как правило, были вооружены ножами и пистолетами. Чаще действовали в ночное время, используя фактор внезапности. По свисающим концам, не поднятым шторм-трапам, якорным цепям пробирались на стоящие на рейде суда, и грабили все, что попадалось под руку. Вскрывали судовую кассу, похищали предметы общего пользования с ходового мостика, кают-компании, камбуза (часы, бинокли, компьютеры, принтеры и пр.). Быстро перегружали товар на свои катера и лодки и так же быстро уходили. Не брезговали даже личными вещами моряков, в том числе и б/у одеждой. Нa вcё пpo вcё у них уходило несколько минут.

Выбор способа действий зависел от многих факторов. Если у пиратов не было серьезной «крыши» и слабовато с оружием, они промышляли «по мелочи». Нападали на суда во время якорной стоянки, подплывая незаметно к обездвиженному судну ночью, стараясь не поднимать тревоги, тихо грабили и уходили.

Классический же абордаж использовали группы, хорошо вооруженные, многочисленные, имевшие четкую информацию от портовых властей о характере судна и груза, экипаже и пр. Наглость их действий объяснялась тем, что пираты хорошо знали, что стражи порядка появятся на месте преступления либо слишком поздно — через несколько часов (в светлое время суток), либо вообще проигнорируют сигналы бедствия капитанов судов.

Что толкало на пиратство ангольцев?

Специалисты по морскому пиратству выделяют 4 основные причины.

Прежде всего бедность — сильная социально-экономическая отсталость страны. Для Анголы это наиболее характерно.

Второе. Нежелание или неспособность стран бороться с пиратством в своих водах. Комментарии, как говорится, излишни.

Третье. Расположение очагов пиратства на главных экономических артериях мира. Всплеску пиратства в этих районах способствуют политическая нестабильность в странах, прилегающих к побережью этих акваторий, наличие многочисленных убежищ на берегу, интенсивное судоходство в этих районах. Аналитики приписывают быстрый рост пиратства именно в тех странах, где возникали вооруженные конфликты. 20-летний период беззакония в Сомали, гражданская война в Анголе спровоцировали появление в этих районах земного шара пиратства.

Например, в результате хаоса в Сомали более 1 миллиона человек потеряли кров, более трети населения нуждались в гуманитарной продовольственной помощи, чтобы выжить, и эта неспокойная обстановка распространилась и на морские судоходные пути, проходящие рядом со страной.

Четвертое. Морской разбой является традиционным способом заработка местного населения. Товары, а также деньги на судах превращаются в относительно легкую добычу, поэтому привлекают большое число преступников. Как заявил представитель Международного морского бюро, «легче ограбить судно, чем банк».

Конечно же, не только суда под панамским или пакистанским флагом, как писал в статье автор, подвергались нападениям со стороны пиратов.

В их промысле не было никакой национальной или иной предрасположенности или направленности. Просто выбирались те суда, где вахтенная служба неслась хуже других, и наоборот, обходили стороной те, на которых она была на высоте, а экипажи могли дать достойный отпор.

Если на советских судах в период стоянки в порту Луанда дополнительно организована «вахта бдительности», т.е. кроме основных вахтенных по бортам выставлялись и дополнительные наряды — все свободные от службы моряки, то пираты видели: на палубе и между надстройками судна постоянно ходили люди, судно ярко освещалось, все концы канатов убраны наверх.

К таким судам преступники не приближались. А если вахта не организована должным образом, и вахтенный за все время службы ни разу не появлялся на палубе, — это было именно то, что подходило бандитам для нападения.

Однажды преступному посягательству подверглось судно под испанским флагом, о чем посольство королевства Испании заявило официальный протест.

Но и «на старуху бывает проруха». К сожалению, наши суда также входят в список взятых «на абордаж» транспортных средств.

Бандиты умело маскировались, применяя то одну, то другую тактику. Например, отвлекающая группа открыто подходила на лодке к одному борту и предлагала что-либо купить или обменять, а вторая в это время карабкалась по свисающим концам, якорной цепи — с другого.

Распознать бандитов в приближающихся на лодке «коммерсантов» трудно. Обычно это происходило уже тогда, когда к виску вахтенного матроса приставлялся пистолет, ведь заранее не предположишь, что вынет из кармана «гость»: пачку денег или пистолет…

Бандиты хорошо знали, что защищаться членам экипажа нечем: любое разрешенное оружие, находящееся на судне (а к ним таможенники относят и средства подачи сигналов бедствия), закрыто в сейфы и опломбировано.

Но из любой ситуации всегда есть выход. У наших моряков было свое «секретное оружие». Открыто о нем никто не распространялся, а вот в частных, приватных беседах можно узнать много интересного.

С некоторых пор для российских моряков стали читать специальные лекции, проводили занятия о поведении советских моряков в опасных районах плавания9. Эти районы отмечены в Извещениях мореплавателю. Например, некоторые части берегов Африки и порты, Суэцкий канал, страны Океании и т.д., где промышляли пираты.

Основными районами нападений пиратов, как известно, являются:

1. Юго-Восточная Азия и Южно-Китайское море (Малаккский пролив, Индонезия, Филиппины, Таиланд).

2. Западная Африка (Нигерия, Сенегал, Ангола, Гана), Индийский океан, Восточная Африка (Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Сомали, Танзания).

3. Южная Америка и Карибское море (Бразилия, Колумбия, Венесуэла, Эквадор, Никарагуа, Гайана).

Но самое «популярное» место нападений — прибрежные воды Индонезии.

Передовой опыт борьбы с пиратством обобщался и анализировался, а затем на специальных курсах, На семинарах и практических занятиях обобщался передовой опыт, давались рекомендации, полезные советы по предотвращению и локализации нападения пиратов. Опытные преподаватели рассказывали, как должен вести себя судовладелец, капитан, члены экипажа перед рейсом, во время плавания и после возможного столкновения с пиратами, вплоть до завершающего отчета о произошедшем событии.

Сегодня, каждый член экипажа морского (речного) судна, прежде чем получить назначение для выполнения своих функциональных обязанности на судне, должен пройти подготовку по вопросам, относящимся к охране (в т.ч. на случай действия при возникновении происшествий, связанных с угрозой нападение пиратов или вооруженных грабителей). Таковы международные требования и обязательные стандарты Кодекса по подготовке и дипломированную моряков и несению вахты10.

Предусмотрена подготовка (лицензирование) по охране следующих видов: для лица командного состава судна, ответственного за охрану судна, для лиц, имеющих назначенные обязанности по охране и не имеющих эти обязанности. По окончании курсов выдается свидетельство (сертификат) установленного образца (подготовка лица командного состава судна, ответственного за охрану, базисная подготовка моряков по вопросам охраны).

Такая подготовка ведется в Центрах морского профессионального образования (институты превышения квалификации) при высших учебных заведениях Министерства транспорта РФ (Балтийская Государственная академия рыбопромыслового флота, институт водного транспорта имени Г. Я. Седова; Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова; ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», институт повышения квалификации ФГБОУ ВО «Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф.Ушакова» и др.).

Для моряков, в обязанности которых не входит охрана судна, предусмотрена программа, предусматривающая: ознакомление (вводный курс) с целями и задачами международной политики, политикой компании в области охраны на море; изучение основ знаний, терминов и определений в области охраны на море, включающих порядок действий, связанных с актами незаконного вмешательства; изучение основ обнаружения угроз охране и процедуры сообщений, связанных с охраной на море, включая элементы связанные с актами незаконного вмешательства; изучение основ требований к подготовке, учениям и упражнениям, относящихся к Кодексу ОСПС11 и противодействию пиратству и вооруженному разбою.

Для моряков, имеющих назначенные обязанности по охране судна, читаются лекции и проводятся практические занятия по расширенному курсу, который включает базовый объем (описанный выше) плюс дополнительные занятия: оценка и знание уровней охраны на море; порядок проведения учений и занятий, относящихся к охране судна; изучение охранного оборудования; знание методов управления массами людей; знания, позволяющие распознавать оружие и опасные вещества и устройства, могущие причинить вред судну и экипажу и пр.

Моряки, которым назначены обязанности по вопросам охраны судна, должны отвечать стандарту компетентности, указанному в Конвенции ПДНВ и Кодексе ПДНВ (Кодекс по подготовке и дипломированную моряков и несению вахты)12.

Бывали случаи, когда нападениям пиратов противостояли не только гражданские суда, но и военные корабли.

В 2005 г. круизный лайнер «Seabourn Spirit»13 был атакован пиратами у берегов Сомали. Они появились неожиданно на быстроходных катерах, вооруженные автоматами и гранатометами, и обстреляли судно. Находчивый капитан использовал «нетрадиционное» средство борьбы — акустическую пушку. Она оглушила пиратов. Судно успело уйти на безопасное расстояние14.

А в мае 2006 г. у берегов Сомали там и вовсе и вовсе произошло настоящее морское сражение: пираты открыли огонь… по военным кораблям ВМС США.

Ракетный крейсер «Кейп Сент-Джордж»15 и ракетный эсминец «Гонсалес»16 ответили залпами ракетных установок. В результате спецоперации было задержано 12 пиратов, в их числе 5 раненых. Поражает наглость флибустьеров, вступивших в бой с современными военными кораблями.

Для защиты российских судов 23 сентября 2008 г. Россия отправила из Балтийского моря в прибрежные воды Сомали эсминец «Неустрашимый»17. В Заявлении командования ВМФ РФ говорилось, что это было сделано «в ответ на участившиеся случаи пиратства в регионе, жертвами которого становятся также граждане России». «Неустрашимый» пока не предпринимает активных действий, так как идут переговоры с пиратами.

«Неустрашимый» находился там на периодической основе для несения планового дежурства. Главком ВМФ заявил, что российский флот будет вести патрулирование на постоянной основе в районе Аденского залива. Сейчас не времена «холодной войны», когда СССР мог послать значительные флотские подразделения в Индийский, Тихий и Атлантический океаны для боевого дежурства».

Первый наш советский боевик «Пираты ХХ века»18, можно сказать, основан на конкретных примерах, потому что проблема преступности на море стала мировой проблемой.

Но прогремевший в советское время на экранах фильм «Пираты ХХ века» многие тогда посчитали чистой выдумкой его авторов. Ну как современное морское судно, оснащенное мощными двигателями и космической связью и, главное, экипированное сплоченным бойким экипажем, может стать добычей морских разбойников на утлых лодчонках?

Гражданским морякам бороться на равных с пиратами во все времена было сложно. Последние вооружены автоматическим оружием и гранатометами, оснащены быстроходными катерами, мобильными средствами связи, приборами ночного видения и пр. Морские разбойники действуют молниеносно. Неожиданно атакуют корабль и активно обстреливают его из гранатометов и пулеметов.

Нападение пиратов на судно в чём-то напоминает взятие крепости, поэтому и обороняющиеся используют те же способы и приемы обороны, что и защитники крепости в древности.

Наиболее эффективным способом защиты от пиратов служили водяные и пенные мониторы (пушки), так как водяные струи не только не давали лодкам подойти вплотную к борту судна, но и мешали пиратам подняться на борт. Желательно, чтобы эти пушки управлялись с мостика, так ручное управление связано с большим риском из-за стрельбы пиратов.

Активно использовали моряки и пожарные брандспойты (рукава), но у него был один недостаток — он не так мобилен и использовался только в тех местах, где стоял пожарный гидрант либо куда можно было протянуть пожарный рукав. Кроме того, его нельзя использовать в коридорах и каютах судна.

Если подать в систему горячую воду, то водяная защита становилась более эффективной.

Кстати, о горячей воде. Хорошим средством являлся кипяток. У кока на плите постоянно что-то варилось: бульон, чай, компот, кисель….

Моряки рассказывали, что пневматическое оружие, используемое против птиц, в некоторых международных портах не подлежит декларации, поскольку не является огнестрельным оружием. А против бандитов его можно использовать весьма эффективно: ни вспышки, ни громкого звука выстрела нет. Главное, чтобы присутствовал эффект внезапности и скрытности.

А вот огнестрельное оружие в Анголе всегда было доступно, его там, как говорится, «как грязи». Иногда соблазн привезти нелегально «из-за бугра» какой-нибудь «ствол» приводил наших моряков на скамью подсудимых.

«К трем с половиной годам лишения свободы был приговорен врач танкера «Дальнереченск» Е. К. На суде была доказана его вина в незаконном ввозе на территорию России двух пистолетов и израильского автомата «узи». Этот арсенал он приобрел в одном из портов Анголы всего за 350 долларов США. Ранее, по четыре года с конфискацией получили за провоз оружия мотористы этого же танкера Анатолий Красовский и Сергей Феофилов.

Перед судом предстали еще двое моряков. Когда «Дальнереченск» прибыл в порт приписки Находку, сразу же был блокирован работниками правоохранительных органов. При обыске нефтеналивного судна в различных тайниках были обнаружены 10 стволов различного огнестрельного оружия и 105 патронов к ним. Внимание сотрудников правоохранительных органов привлекли пулевые пробоины в переборках столовой судна: как выяснилось, по пути к родным берегам новые владельцы стволов решили опробовать их огневую мощь. Необходимо отметить, что в действительности оружия в Анголе было приобретено гораздо больше, но часть стволов по указанию капитана была заблаговременно выброшена за борт»19.

Нередко для отражения атак пиратов моряки держали под рукой вспомогательные предметы самообороны: биты, концы труб и пр. Но все это в определенных случаях могло квалифицироваться судом как оружие. Вот почему обо всем об этом открыто старались не говорить.

На некоторых судах сообразительные матросы, чтобы напугать пиратов высовывали за борт кусок трубы и делали вид, будто они прицеливаются из гранатомета. Следует заметить, такие «фокусы» действовали на бандитов устрашающе, и они в страхе отваливали от борта на своих лодках. Кому хочется получить в борт гранату от РПГ-18 «Муха»? Снизу, да еще в темноте ведь не разберешь, из чего на тебя целятся — из РПГ или обыкновенной трубы?

И, тем не менее, с пиратами успешно боролись. Моряки с РТМ «Юхан Смуул» (ЭВ-7229) (Объединение «Океан — Eesti kalatööstuse tootmiskoondis Ookean», г. Таллинн), у которых я частенько гостил, рассказали такую «моряцкую байку».

…Ночью к советскому судну, стоящему на внутреннем рейде порта Луанда, подошли несколько моторных лодок. За несколько кабельтовых бандиты выключили моторы и на веслах причалили к борту. Под покровом ночи пираты поднялись по канатам на борт, зашли в помещение вахтенного матроса, связали его, погрузили в лодки похищенное имущество и ушли.

Каким-то образом матросу удалось освободиться от пут и он поднял тревогу. Хорошо, что с момента ограбления прошли считанные минуты. Капитан немедленно организовал погоню.

На борту, кроме штатных спасательных ботов находился легкий, скоростной глиссирующий катер из стеклопластика, предназначенный для спасательных операций, патрульной деятельности, перехвата. Катер развивал скорость до 60 км/ч. Спустив его на воду, моряки пустились в погоню. Вскоре они заметили моторную лодку с четырьмя людьми на борту. Сомнений не возникало — это были те самые «ночные гости». Когда расстояние сократилось до пятидесяти метров, старпом осветил лодку мощным фонарем и увидел на ней гору вещей, принадлежащих экипажу нашего судна.

Похитители, увидев, что их догоняют, прибавили скорости и стали маневрировать. Но они не знали, что мощность «Меркурия» была намного ниже мощности двухсотсильного мотора катера преследователей, поэтому уйти от погони у них просто не было шанса.

Внезапно бандитская посудина сделала резкий крен и стала уходить в сторону берега. Старпом дал команду рулевому матросу идти наперерез. Легкий пластиковый катер как снаряд пролетел над головами сидящих в «моторке» бандитов. С дикими воплями от страха и ужаса они бросились в воду. Неуправляемая лодка, движимая мощными моторами самостоятельно пошла к берегу и врезалась в причальные сооружения.

Бандитов выловили из воды, погрузили на катер, связали и доставили на судно. После того как им «объяснили», что нехорошо нападать на советские суда (особенно им не понравились «объяснения» боцмана), вызвали полицию. А синяки… А что синяки? При сходе на берег воришки «упали лицом на причал. И так семь раз»!

Аналогичный случай здесь произошел здесь немного позже, в 1995 году. О нем рассказал корреспонденту газеты «Новые колеса» (г. Калининград) бывший моряк, ветеран рыбной промышленности Калининградской области, отдавший морю 26 лет своей жизни, Александр Константинович Малышев:

«В 1995 году я работал у берегов Анголы — по контракту. Народная Республика Ангола закупила в Испании новые суда, а специалистов у них не было. Нас, пятерых калининградских моряков (капитана, тралмастера, рефмеханика, старпома, стармеха и второго механика), командировали на одно из новых судов. Остальной экипаж — местные рыбаки. И вот у берегов Луанды, столицы Анголы, на нас напали пираты

Мы стояли на рейде. Ночью пираты бесшумно подошли к судну на своих вёсельных ланчах (лодках). Бросили на палубу кошки (крюки такие на верёвке). Забрались на борт. Все с оружием. Угрожая автоматами, моряков загнали внутрь, двери закрыли. Мы ничего сделать не смогли.

Видимо, брать экипаж в заложники они не собирались. Цель — унести всё, что плохо лежит. У нас на палубе была лодка надувная с мотором. Они её отвязали, спустили на воду и поплыли.

Мы решили их догнать. Капитан приказал запустить двигатели и направить судно прямо на лодку. Разбойники, видя такое дело, автоматы побросали и сами попрыгали в воду. Свою лодку мы вернули, но мотора на ней уже не было. Они его утопили, чтобы не попасться на воровстве.

Нашу погоню за пиратами заметили ангольские пограничники. Военный катер подошёл к судну. Мы объяснили, что на нас было совершено нападение, а мы ничего не нарушили. На том и разошлись.

…Так что пиратство в Анголе существовало уже в 90-х годах».

СПРАВКА

В начале 1990-х годов проблема пиратства стала настолько серьезной, что в малайзийском городе Куала-Лумпур в 1992 году при Международном морском бюро (International Maritime Bureau — IMB), учрежденном Международной торговой палатой в 1991 году, был создан Центр информации по пиратству (Piracy Reporting Centre — PRC).

Данный Центр в круглосуточном режиме отслеживал случаи нападений на суда, формируя тем самым информационный массив специфики современного пиратства. Кроме того, Центр оперативно информировал суда и судоходные компании о произошедших в районах плавания актах пиратства, предупреждал о наиболее опасных в этом отношении морских акваториях и портовых зонах. Согласно ежегодным докладам Центра борьбы с пиратством Международного морского бюро, в 1991 году зарегистрировано 107 пиратских нападений на морские суда. Но… в эту статистику вошли далеко не все случаи нападений.

Многие из них, в том числе и ангольские, остались «за кадром». Видимо, простое ограбление, без захвата судна, заложников, не считалось пиратством. Кроме того, доклады IMB по пиратству публикуются ежегодно с 1991 года. Но статистика IMB является неполной, так как она учитывает лишь нападения, о которых официально сообщали судовладельцы. Поэтому в подобные отчеты попадает не более 10—20% инцидентов, связанных с пиратами. Причина заключалась в том, что владельцы кораблей и грузов часто предпочитали напрямую договориться с пиратами и выплатить им «отступные».

В статье 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года под пиратством подразумевается:

а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный:

I) в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту;

II) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;

в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению вышеуказанных действий.

Определение вооруженного разбоя против судов содержится в Кодексе практики по расследованию преступлений пиратства и вооруженного разбоя против судов (резолюция A.1025 (26), Приложение, пункт 2,2):

— любой незаконный акт насилия или ареста, или любой акт грабежа или угроза его применения, кроме акта пиратства, совершаемые с личными целями и направленные против судна или против лиц или имущества на борту такого судна в пределах внутренних вод государства, архипелага и территориального моря;

— любой акт подстрекательства или сознательного содействия совершению любого из вышеперечисленных деяний.

Пиратство является преступлением международного характера».

И, как говорится, «вопрос на засыпку». Почему не удавалось остановить пиратские рейды? В оправдание этого называют несколько причин.

Первая: сложность охраны грузовых, пассажирских и торговых судов.

Но почему все говорят о каких-то сложностях, когда эти сложности были преодолены еще в 19 веке? Неужели сегодняшние следящие системы не способны отмониторить соответствующие пространства океана? Что-то здесь не так. Видимо, технические возможности современного мира не так впечатляющи, как нам пытались это представить все предыдущее время. Похоже, это всего лишь миф, который разбивается в результате столкновения с обычными бандитами.

Вторая: невыгодность охраны судов.

А почему охрана судов является такой дорогой, что к ее помощи мало, кто может прибегнуть? Здесь тоже что-то не так. Вероятно, мы сталкиваемся с каким-то изъяном в системе ценообразования. Если есть спрос, то должно возникнуть предложение. Но если этого не происходит, то мы имеем дело с серьезными дефектами рынка. Но если рынок не может отрегулировать такой простой момент, то что же он вообще может?

Третья: невозможность адекватного наказания пиратов.

Неужели с бандитами, взятыми с поличным, нельзя разобраться в соответствии с тяжестью их преступления? Оказывается, международное право не позволяет этого сделать. Но зачем тогда нужно подобное международное право, которое не предусматривает таких тривиальных случаев?

Как известно, пиратство подразделялось на следующие виды: речные пираты, тевкры, долопийцы, ушкуйники, берберские пираты, ликеделеры, буканьеры, буканиры, флибустьеры, корсары, каперы, приватиры, печелинги (флекселинги), клефты, вокоу, китайские пираты.

Во времена СССР у экипажей советских судов, да и у команд кораблей дружественных нам стран, в Атлантике и Индийском океанах существовало надежное прикрытие в лице славного советского Военно-морского флота. Так, например, районы центральной и южной Атлантики патрулировались 30-й оперативной бригадой — крупным элитным соединением советского ВМФ, в составе которого находилось до 30 крупных боевых кораблей, подводных лодок и вспомогательных судов Северного, Балтийского и Черноморского флотов.

Но были случаи, когда нашим торговым судам на помощь ВМФ СССР надеяться не приходилось.

Один из самых нашумевших инцидентов произошел 23 июня 1954 года в нейтральных водах Южно-Китайского моря, в 125 милях от острова Тайвань, где пиратами был захвачен танкер «Туапсе» под командованием капитана В.А.Калинина, принадлежавший Черноморскому морскому пароходству (порт приписки Одесса), перевозивший в Шанхай более десяти тысяч тонн авиационного топлива для реактивных самолетов — керосина Т-10 (децилин).

Танкер после погрузки в Констанце взял курс на Босфор. Шли дни, и никто из команды не знал и даже не догадывался, что вот уже близко, вот уже скоро должно будет случить то из-за чего одни из них вернуться на родину к родным и близким только через мучительно долгие месяцы, другие через годы, а третьи не вернуться никогда.

На подходе к конечной точке маршрута — Шанхаю, до которого оставалось немногим более 600 миль, судно было захвачено военно-морскими силам Чан Кайши.

Международным бандитизмом Флот Китайской республики (Тайвань) начал промышлять с 1949 года, стремясь установить морскую блокаду Китайской Народной Республики (КНР), возведя пиратство в ранг своей государственной политики. И им было у кого учиться. На службе флота Ее величества Королевы Великобритании, как известно, флибустьеры состояли на государственной службе.

В течение 4 лет (1949—1953) в водах Тайваня, через которые проходили международные торговые пути, было задержано более сотни судов — английских, панамских, польских, греческих. И делали это не какие-нибудь пираты-одиночки, а боевые корабли Флота Тайваня.

В ту пору в мире существовало два китайских государства: КНР (руководитель Мао Цзэдун) и Китайская республика на о. Тайвань (руководитель Чан Кайши (1887—1975) — глава гоминьдановского режима в Китае (1927—1949 гг.), затем диктатор Тайваня). СССР поддерживал коммунистический Китай, а американцы — гоминдановцев.

Республики находились в состоянии тихой войны друг с другом: забрасывались диверсионные отряды, в небе вели бои истребители, в море перестреливались военные корабли. Чайканшисты останавливали в море суда, идущие в КНР, и если груз был военного назначения — конфисковывали его. Долгое время советские суда беспрепятственно ходили в Китай — маленький Тайвань не решался задерживать корабли под красным флагом. Но однажды все изменилось коренным образом.

5 марта 1953 года умер И. Сталин. В июне того же года был арестован глава МВД Л. Берия. Пришедший к власти Н. Хрущев начал кадровую чистку. В Тайбэе решили, что Советского Союза больше бояться нечего, и настало время вывести суда СССР из касты «неприкасаемых».

…О том, что «Туапсе» «ведут», капитан и все члены экипажа поняли сразу. Над судном постоянно висели военные самолеты, на радаре светились точки кораблей, сопровождавших танкер. Неизвестные суда шли по военному — киль в киль. Капитан сообщил об этом в Москву. Ответ был прост и лаконичен: следуйте своим курсом.

23 июня в 4.00 с мостика «Туапсе» заметили силуэты корвета и двух эсминцев. Некоторое время они шли параллельным курсом, а затем на корвете замигал семафор — требовали остановить машины и лечь в дрейф.

Танкер продолжал следовать своим курсом. И тогда над корветом показалось облачко дыма, затем еще одно, потом — третье. А спустя пару секунд один снаряд упал по правому борту, второй по левому, а третий прямо по курсу. Это была артиллерийская «вилка». Следующий снаряд должен был прилететь прямиком на палубу танкера, в недрах которого были десятки тысяч тонн керосина, что означало моментальную гибель.

— Стоп машины! — скомандовал капитан.

Далее все произошло как в старых фильмах про пиратов. От корвета отчалил бот, набитый военными. Взяв корабль на абордаж, тайваньские моряки высадили на мирное судно группу десантников, захватили экипаж. Пытавшихся оказать сопротивление связали, жестоко избили.

Первым делом чайканшисты бросились спускать советский флаг. На его защиту встали моряки Анфилов, Зибров и Писанов, но это была бессмысленная, глупая затея — разве могли трое моряков остановить вооруженных солдат?

В машинном отделении старший механик Беспалов и второй механик Егерев спешно выводили из строя механизмы. Спустившиеся гоминдановцы избили моряков, Егереву разбили лицо пистолетом.

В радиорубке радист выстукивал: «Танкер „Туапсе“. Идет захват судна». Сигнал принял Владивосток. Полетели ответные точки-тире, но радист их уже не принял — к нему ворвались чайканшисты.

Солдаты поднялись на ходовой мостик и потребовали от капитана вести судно за военным кораблем — капитан отказался. Безрезультатными оказались и попытки тайваньских механиков запустить выведенную из строя машину танкера. Прикладами и штыками экипаж согнали в красный уголок, танкер взяли на буксир и на третьи сутки доставили в порт Гаосюн. Экипаж разделили на три группы, поместили в тюрьму и подвергли допросам с пристрастием.

Узнав о захвате судна, Москва не знала национальную принадлежность пиратов. Считалось, что захватить советское судно в этом районе мог только американский флот, поэтому буквально на следующий день заместитель министра иностранных дел СССР В. А. Зорькин вызвал посла США в Москве Чарльза Боулена и в связи с захватом нашего судна вручил ему ноту протеста следующего содержания: «Советское правительство считает необходимым заявить Правительству США, что 23 июня 1954 года в 04:00 по местному времени советский танкер «Туапсе» Черноморского морского пароходства, следовавший с грузом осветительного керосина, в открытом море южнее острова Тайвань, был остановлен военным судном типа «миноносец» в точке с координатами 19°55» северной широты и 120°23» восточной долготы, и под угрозой применения оружия капитан судна вынужден был изменить курс и следовать за этим военным кораблем. После получения сообщения от капитана танкера о нападении корабля типа «миноносец» радиосвязь была прервана. Дальнейшая судьба советского судна не известна».

Но администрация США категорически открестилась от захвата, заявив, что американский флот не причастен к данному инциденту, однако, «предположила», что, возможно, это дело рук Тайваня.

Вскоре власти Китайской Республики официально заявили, что поскольку танкер перевозил в КНР керосин, который мог использоваться для военной авиации КНР, он и был задержан. Они объяснили свои действиям, что предотвращали снабжение враждебного им государства стратегически важным сырьем.

Как выяснилось, без помощи США не обошлось. Бежавшие в КНР из Тайваня два офицера тайваньских ВМФ позже рассказали, что захват советского танкера произошел по указанию военного командования, а сам захват прикрывали два корабля ВМС США, и на борт танкера поднимались американские военные советники.

Наши дипломаты несколько месяцев пытались безуспешно освободить советских моряков, предъявляя претензии правительству Тайваня через другие страны (СССР не имел дипломатических контактов с Тайванем и не мог напрямую потребовать вернуть своих граждан). Советское правительство, не имевшее своего представительства на территории Тайваня, обратилось к французским властям взять на себя заботу о судьбе наших моряков. Франция согласилась стать посредником в переговорах. Аналогичная просьба была высказана в адрес шведского общества Красного Креста.

Всех до одного члена судокоманды признали военнопленными. Во время допросов к нашим морякам применялись методы морального и психологического воздействия, физические истязания и пытки. Тайваньцы пытались получить от них заявления о том, что те, якобы, не собираются возвращаться в СССР и по политическим мотивам отказываются от Родины.

Чтобы выбить нужные «признания», наносили удары палками по голеням и пяткам, били дубинками, избивали ногами. Сутками не давали спать, часами держали перед светящей в лицо лампой. Пищевой рацион и воду урезали до минимума, через несколько недель у моряков начались обмороки.

Затем морякам объявили, что началась третья мировая война, Владивосток пал, и они теперь по законам военного времени подлежат расстрелу. Николая Воронова, который пытался бежать, схватили, поместили в психиатрическую больницу, а затем имитировали расстрел.

В июне 1955 года на очередную «беседу» привели Николая Федорова — самого молодого из всей команды, которому едва исполнилось 17 лет. Когда ведущий допрос офицер вышел, переводчик прошептал моряку: «Передай своим, что французы ведут переговоры о вашем освобождении. Скоро всех отправят на родину».

30 июля 1955 года 29 человек из экипажа «Туапсе» — все, кто не подписал прошение о предоставлении политического убежища, вернулись в СССР. Все они были награждены орденом «Знак Почета», зарплату за 13 месяцев, по 2000 рублей помощи и бесплатную семейную путевку в один из лучших санаториев Крыма. Все получили хорошую работу, почет и уважение.

А 20 подписавших прошение о предоставлении политического убежища, остались на Тайване. Их решение вернуться на Родину окольными путями, оказалось ошибочным.

Не вернулся на Родину и сам танкер «Туапсе», который был включен в состав ВМС Китайской Республики, и ему было присвоено наименование «Куайцзи». Впоследствии он был выведен из состава ВМС и до сих пор находится в тайваньском порту Гаосюн.

В 1958 г. об истории захвата танкера был снят фильм «Ч.П. — Чрезвычайное происшествие» (реж. Виктор Ивченко), ставший лидером кинопроката в 1959 г. в СССР.

Впервые наш советский военно-морской флот продемонстрировал свои «мускулы» в марте 1969 года у берегов африканского государства Гана. Местные военные, совершившие государственный переворот в этой стране, решили отказаться от социалистического пути развития и, что называется, пойти «своим путем». В октябре 1968 года они захватили два советских рыболовных траулера — «Холод» и «Ветер» под надуманным предлогом нарушения ими границ Ганы.

Как всегда бывает в подобных ситуациях, первыми начали переговоры дипломаты, которые ни к чему не привели. Затем в отношении Ганы были ведены санкции, но и они не помогли.

Тогда в феврале 1969 года к африканским берегам прибыл отряд 5-ой оперативной эскадры ВМФ СССР под командованием начальника штаба этой эскадры капитана 1 ранга В. В. Платонова, в составе двух Больших ракетных кораблей (БРК) «Неуловимый» (с 26.01.1973 — БПК) и «Бойкий» (в 1972 году переклассифицирован в БПК), подводной лодки Б-26 (2 апреля 1970 г. лодка переименована в Б-826) (1965—2003) проекта 641 «Ярославский комсомолец»20 и судна снабжения «Олекма».

И хотя это была не ударная авианосная группа, но два ракетоносца, на бортах которых находились по 8 корабельных снарядов «Щука» (КСЩ) с 320-килограммовой боеголовкой каждый, запросто могли утопить не только весь невеликий флот Ганы, но еще и разбомбить береговые объекты.

Африканские военные, захватившие наших рыбаков, «прониклись уважением к силе и мощи российского оружия и военно-морскому флоту», отпустили отсидевших полгода в ужасных условиях портовой тюрьмы Такаради советских граждан. Не отдавали только капитанов, стараясь поторговаться. Советская сторона была непреклонной. Боевые корабли стали курсировать вдоль побережья, демонстрируя подготовку боевых систем к пускам. Это окончательно «убедило» заговорщиков, и они 19 марта отпустили последних пленных.

В 1970-х годах, после нападений пиратов в Малаккском проливе на советские суда командование ВМФ провело уникальную операцию, которая впоследствии обросла различными мифами и легендами.

Поскольку наши суда продолжали курсировать по опасным морским районам, а факты нападений флибустьеров не прекращались, было принято решение принять жесткие ответные меры, чтобы раз и навсегда наказать пиратов. И так как дипломатические меры оказывались неэффективными, решили наказать пиратов их же методами. Капитаны советских торговых судов знали, что информация о грузе попадала к пиратам от морских агентов. Этим и воспользовались наши моряки.

Один из больших десантных кораблей подвергся масштабной реконструкции, целью которой было полностью закамуфлировать его под обычный сухогруз. Одновременно в прессе запустили новость о том, что советское судно готовится к перевозке в Китай огромной партии золотых слитков (по другой версии — пять тонн индийского опия-сырца). На борт корабля посадили 300 прекрасно обученных морских пехотинцев — знаменитых «черных беретов».

Когда корабль проходил Малаккский пролив, неожиданно со всех сторон к судну устремились быстроходные катера, полные вооруженных пиратов. На «сухогруз» накинулись десятки абордажных команд. Но каково их было удивление, когда вместо гражданских моряков их встретила морская пехота ВМФ СССР с автоматическим стрелковым оружием и гранатометами.

Бой длился недолго. Противник был уничтожен полностью. Потерь военные не имели. Пиратам на их же языке наглядно объяснили, что их ожидает при попытке грабежей наших судов. После данного инцидента нападения на советские суда в этом районе на какое-то время прекратились, но нашим военным морякам приходилось отбивать у пиратов захваченные суда и позже.

В 1989 году четверо марокканских пиратов под угрозой оружия захватили рыболовное судно «Капитан Орликов». К счастью, радист успел дать радиограмму на находившийся неподалеку советский тральщик «Пулеметчик». Военный корабль подоспел к месту происшествия. И когда храбрившиеся пираты выпустили по нему несколько очередей из автоматов, с борта корабля ответила автоматическая пушка. Это был предупредительный выстрел. Он отрезвил нападавших, и те предпочли сдаться. Советские моряки были освобождены.

Корабли советского ВМФ охраняли не только торговый и рыболовный флот, но и сопровождали крупнотоннажные транспорты с оружием и боеприпасами, направлявшимися из СССР и Кубы в Анголу, Мозамбик, Гвинею-Бисау и другие страны. Одной из блестящих операций российских военных стало освобождение танкера «Московский университет».

5 мая 2010 года в Аденском заливе на гражданское нефтеналивное судно «Московский университет» — танкер класса «Москва» (тип афрамакс), принадлежащий Новороссийскому морскому пароходству (ОАО"Новошип), с российским экипажем, предположительно с территории Сомали было совершено пиратское нападение. Произошло это в нейтральных водах в 500 морских милях (930 км.) от побережья Сомали. Танкер шел без конвоя по обычному маршруту. Все было спокойно. Вскоре капитану судна Юрию Тульчинскому вахтенный помощник доложил, что на горизонте появились подозрительные шлюпки.

Это насторожило Тульчинского. Зная о неспокойной обстановке в этих водах, вызванной участившимися нападениями пиратов, он приказал усилить наблюдение и быть готовым к маневрированию, препятствующему проникновению на борт посторонних лиц.

Но лодки целеустремленно шли наперерез танкеру. Стало ясно: рыбаки так не ходят, это — пираты. Худшие подозрения капитана подтвердились, когда над головой раздался сильный свист и затем оглушительный взрыв. Стреляли из гранатомета с одной из лодок.

Тульчинский, следуя правилам о противодействии пиратам, объявил общесудовую тревогу. В эфир полетел сигнал «SOS»: «Вызывает „Московский университет“! Вызывает „Московский университет“! На нас нападают пираты, мы отбиваемся!».

Пираты начали атаку, а экипаж своими силами попытался отбиться от незваных гостей. Некоторое время им это удавалось. И в какой-то момент даже пришло ощущение, что враг повержен — и лодка с пиратами исчезла на горизонте.

Но длилось это недолго, и вскоре посудина появилась в компании с другой лодкой — видимо прибыло подкрепление с пиратского судна, дрейфующего неподалеку.

И вновь команда танкера начала защищать судно от захвата. В ход пошли подручные средства (гражданским судам запрещено иметь на борту огнестрельное оружие). Вокруг кормовой части судна для создания водяной завесы пущена вода из пожарной магистрали. У всех членов экипажа в руках эффективные самодельные рогатки, стреляющие гайками и шарами из подшипников. Пенопушки тоже были весьма кстати: все пожарные и сервисные насосы запущены для подачи воды в пожарную магистраль, для чего был задействован дополнительный дизель-генератор.

Члены команды пытались сбить нападавших при помощи пожарных брандспойтов и производили предупредительные пистолетные выстрелы сигнальными патронами.

Капитан Тульчинский перешел на ручное управление судном и дал полный ход. Но маневрировать танкером с водоизмещением в 100 тысяч тонн, даже с максимальной скоростью — 13 узлов, очень тяжело, чтобы уйти от быстроходных катеров пиратов. Танкер постоянно обстреливался из гранатомета (РПГ). Одна из гранат попала в кормовую мачту, другая повредила кабель питания радаров и ходовых огней.

Когда стало очевидно, что сейчас начнется захват судна, капитан приказал, чтобы вся еда и вода были скрыты, а сам, вместе с командой, забаррикадировался в машинном отделении.

К тому времени Тульчинскому удалось связаться с «Маршалом Шапошниковым» и рассказать о сложившейся на судне ситуации. Но он был далеко от «Московского университета», и его прибытие было лишь вопросом времени, которое нужно было выждать.

Тульчинский знал, что «Маршал Шапошников» уже спешит на помощь, но, если в руках пиратов окажется хоть один заложник, спасители танкера будут бессильны. К тому времени экипаж отразил две попытки захвата силовой установки судна. В течение 20 часов все остальные палубы и помещения «Московского университета» находились в руках пиратов.

Капитан Тульчинский объявил команде укрыться в румпельном отделении21 (из машинного отделения по туннелю гребного вала22 можно перейти в румпельное отделение — прим. авт.). Оно предварительно подготавливалось для этих целей и являлось тем местом, откуда можно было управлять судном в аварийном режиме в случае желания пиратов прокатиться до родных берегов.

С борта большого противолодочного корабля «Адмирал Шапошников» на разведку был направлен вертолёт, и менее чем через сутки «Шапошников» достиг района происшествия. Пираты пытались стрелять в вертолёт разведки, ответным огнём один из пиратов был убит. По прибытии в заданный район с борта российского корабля были спущены скоростные моторные лодки с морскими пехотинцами.

Едва морпехи попали на борт и начали прочесывать с автоматами палубу, как на связь с российскими моряками вышел главарь пиратов и на ломаном английском сообщил, что экипаж танкера уже у них в руках, и они будут расстреливать его прямо на глазах у команды «Шапошникова». Но к этому моменту с военными уже успел связаться Тульчинский, который доложил, что все члены экипажа танкера забаррикадировались в румпельном отделении и находятся в безопасности.

Операция вступила в свою завершающую фазу. После краткой перестрелки российские военнослужащие взяли судно под контроль и обезоружили пиратов. Согласно официальной версии они были отпущены — высажены в надувную лодку с небольшим запасом продовольствия и воды (но без средств навигации). Что случилось с ними дальше, никто не знал, возможно, они не смогли достичь побережья и погибли в море.

Иностранные средства массовой информации «истерили» по поводу «расстрела» пиратов российскими морпехами, но Министерство обороны РФ категорически отвергло эти измышления, представив доказательства того, как лодка с пиратам благополучно отошла от борта танкера с живыми и невредимыми сомалийцами, хотя у членов экипажа танкера сильно чесались руки, чтобы показать незваным гостям, на чью территорию они влезли без приглашения.

А вот что рассказал командир 1-й группы захвата морской пехоты Тихоокеанского флота, находящийся в тот момент на борту «Маршала Шапошникова» и участвовавший в операции по освобождению танкера «Московский университет» из пиратского плена, подполковник Андрей Ежов:

— Танкер мы штурмовали тремя группами общей численностью 21 человек при огневой поддержке с корабля и находившегося в воздухе палубного вертолета Ка-27.

Бандиты вели огонь по штурмовым группам с трех точек: с левого и правового борта и с кормы. Они стреляли по нам практически в упор, порой с расстояния до 25 метров.

Огневое прикрытие с корабля, вертолета и высокие профессиональные навыки наших морских пехотинцев позволили избежать потерь. Никто из нас не получил даже царапины, хотя пули летели впритирку. Одна из них просвистела так близко, что обожгла мне ухо.

Всем раненым при штурме пиратам была оперативно оказана медицинская помощь.

Как только мы забрались на борт танкера, пираты прекратили сопротивление, сдались и попросили их отпустить.

Напомню, что никто из россиян не пострадал, десять пиратов были задержаны и один в ходе ответного огня экипажа вертолета убит.

Всех десятерых пиратов мы посадили в лодку и отпустили.

Справка.

Сегодня международная юридическая практика такова: захваченных пиратов можно доставить для суда либо в Кению, либо на Сейшельские острова. Поскольку российские военные моряки не сделали ни того ни другого, Интернет наполнился слухами, и военных моряков обвиняли в том, что они расстреляли пиратов.

Почему же отпустили международных преступников?

Командир отряда кораблей Тихоокеанского флота капитан 1 ранга Ильдар Ахмеров пояснил: «Да, принято отвозить пленных в Кению или на Сейшельские острова. Но у них там тюрьмы забиты под завязку, и они уже не рады пополнениям.

Поэтому везти их следовало по месту службы захватившего их корабля. В моем случае — в Россию.

Я как представил, что с десятью пиратами на корабле будем еще месяц службу нести, а потом еще месяц во Владивосток возвращаться…

Говорю юристу: «Извини, принято решение отпустить».

Мы забрали у пиратов все оружие, оборудование для захвата судов, радиоприборы. Врачи осмотрели четырех раненых, обработали раны, снабдили бинтами. Мы им дали еды, воды и посадили в лодку, на которой они и приплыли.

Долго нас потом ругали за это. Хотели даже возбудить дело по статье «Оставление в опасности». А уж какой поток грязи в Интернете! То ли мы этих пиратов расстреляли, то ли посадили в надувную лодку…

В общем, было неприятно. Особенно моим бойцам, которые спасли жизнь захваченного экипажа».

Непосредственно операция по освобождению судна продолжалась меньше получаса, хотя вся подготовка длилась всю ночь. Морпехи успешно справились с поставленной задачей.

На основе событий, произошедших в ночь с 5 на 6 мая 2010 года в Аденском заливе, режиссером Василием Сериковым был снят художественный фильм-боевик в стиле «action» — «22 минуты».

Правда в нем «слегка» изменен сюжет: ночь на 5 мая 2010 года, по Аденскому заливу идёт танкер-газовоз «Ямал». Вдруг тишину нарушает голос капитана судна: «Тревога! Стоп машина! Вооружённый захват судна!» (остановка судна лишь на руку пиратам — прим. авт.).

Танкер захватывают сомалийские пираты под предводительством Амина Нур Баре.

По стечению обстоятельств на танкере оказывается боец морской пехоты, матрос-первогодок БПК «Адмирал Крылов» Александр Ежов (не подполковник, а матрос и он не руководит действиями своих подчиненных — прим. авт.). Ему приходится очень туго, но он знает: товарищи его не бросят и обязательно пойдут на штурм. Ему нужно выжить и помочь своим. У них было только 22 минуты без права на ошибку…23

Съёмки фильма начались в июне 2012 года и проводились в Москве, Севастополе (бухта Казачья — основные декорации танкера, плавучий госпиталь «Енисей», помещения танкера) и на Мальте. Также определённый этап съёмок проводился во Владивостоке на борту боевого противолодочного корабля. Премьера состоялась 8 мая 2014 года. Правда, фильм вышел на экраны со скандалом…

28 февраля 2014 года продюсер фильма Алексей Сидоров написал открытое письмо на имя министра культуры РФ Владимира Мединского и исполнительного директора Фонда кино Антона Малышева c просьбой защитить фильм от катастрофы, к которой её ведёт «Централ Партнершип». По его словам, компания очень сильно исказила сюжетную линию, вырезала все сцены драматургии отношений героев и нарушила сюжетную, событийную и временную логики. Вследствие этого он потребовал снять его фамилию из титров.

23 апреля того же года открытое письмо написала творческая группа фильма, в котором выразила сожаление в связи с действиями компании «Централ Партнершип» и официально заявили, что они не имеют ничего общего с фильмом.

Вывод: С пиратством боролись. Истребляли пиратов, составляли законы, пугали казнями…

Но пиратство есть и будет. Это древнейший промысел человека. И пока будет проблема бедности и безденежья, пираты будут существовать.

Но если решить проблему?

Помочь бедным странам, попытаться внушить, что этот морской разбой — не выход.

Возможно, тогда и появится тот свет, свет исчезновения пиратства.

С пиратством боролись… Борятся… И будут бороться!

Аминь!

Примечания

8

. Источник фото:

. https://www.maritime-executive.com/article/Angola-Says-Tanker-Crew-Faked-Pirate-Attack-2014-01-26

. http://www.lsansimon.com/la-pirateria-maritima-cierra-2013-con-una-bajada-del-40/

. https://www.expreso.ec/actualidad/la-pirateria-maritima-moderna-ICgr_4304608

. https://businesshilights.com.ng/gulf-of-guinea-rising-crude-oil-price-pushing-up-pirate-attacks-on-high-seas/

. https://www.economist.com/baobab/2014/02/06/angola-in-their-sights

9

. За последний год возросла активность пиратов, которые не только захватывают суда с целью грабежа, но и зачастую берут в плен моряков, чтобы получить за них выкуп.

. С января 2012 г. вступили в силу поправки к Конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты 1978 г. (МК ПДНВ) и Кодексу ПДНВ.

. С указанной даты, Правилом VI/6 МК ПДНВ введены новые требования в отношении подготовки всех членов экипажа к действиям по обеспечению охраны судов и экипажей, в том числе при плавании в водах действия пиратов.

. Ответственной за реализацию в Российской Федерации требований главы ХI-2 Международной Конвенции СОЛАС-74 и Кодекса ОСПС в качестве исполнительного органа назначена организация ФБУ «Служба морской безопасности», которая является экспертным органом для проведения необходимых экспертиз, анализов и оценок состояния безопасности и охраны объектов морского и внутреннего водного транспортного комплекса, а также порядка в портах на соответствие требованиям международных договоров, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

. Этак организация проводит обучение и сертификацию командного и рядового состава морских судов, ответственных за безопасность транспортного средства (транспортная безопасность).

. В соответствии с правилами ПДНВ, все моряки обязаны пройти подготовку по охране судна. У нее три уровня, каждый из которых регулируется отдельным пунктом Конвенции. Манильские поправки существенно изменили данную сферу: введены новые стандарты по подготовке всех членов экипажа к действиям, обеспечивающим охрану судна в районах активного действия пиратов. Если на судно распространяется действие Кодекса ОСПС, то плавсостав проходит курс обучения, чтобы соответствовать требованиям компетентности, которые включены в правило VI/6 Конвенции ПДНВ.

. Для членов экипажа, на которых возложены определённые обязанности по охране судна в районах действия пиратов, существует специальная подготовка — training for designated security duties. Компетентность этой категории моряков должна быть подтверждена в соответствии со стандартами Раздела А-VI/6-2 Кодекса.

. Как правило, сертификат ознакомительного курса получает рядовой состав, а сертификат по назначенным обязанностям — командный.

. Высшим уровнем подготовки по охране судов является сертификат для высшего командного состава. То есть для тех, кто согласно должностным обязанностям на судне несет ответственность за принятие и разработку мер по охране на судах в водах действия пиратов — Ship Security Officer.

. Этот стандарт компетентности соответствует требованиям правила VI/5 Конвенции ПДНВ и раздела А/2,1,6 (и раздела А/12) Кодекса ОСПС. Этот курс предназначен старшим офицерам, которые разрабатывают план по охране судна, принимают меры по его введению и обеспечению, а также взаимодействуют с офицерами по охране Компании и Порта.

. Названный выше документ по охране судна — так называемый диплом Ship Security Officer — выдается Инспекцией по дипломированию, а готовый документ подписывается лично капитаном порта, в ДПО капитании которого его получает моряк. Внешне он более походит на рабочий диплом (квалификационное свидетельство), чем на обычный сертификат, который получают в сертифицированном тренажерном центре.

10

. Кодекс ПДНВ был принят Конференцией Сторон Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 7 июля 1995 года. В 1997, 1998, 2000, 2003, 2004, 2005 и 2006 годах в него были внесены поправки.

. В 2010 году в Маниле, Филиппины, была проведена Конференция Сторон Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (Конференция ПДНВ 2010 года).

. Резолюция 2 Конференции ПДНВ 2010 года и приложенные в ней поправки 2010 года, которые полностью заменяют Кодекс ПДНВ и поправки к нему, составляют приложение 2 к Заключительному акту этой Конференции..

. Источник: сайт Морской библиотеки http://sea-library.ru/kodeks-pdnv.html

11

. После трагических событий 11 сентября 2001 года, на 22-й сессии Ассамблеи ИМО в ноябре 2001 года было единогласно принято решение выработать новые меры в отношении судов и портовых средств.

. В декабре 2003 года в Лондоне состоялась Дипломатическая конференция по охране на море, которая приняла новые положения для включения в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международный кодекс по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) с целью усиления охраны на море.

12

Кодекса ПДНВ. Раздел A-VI/6 «Обязательные минимальные требования к подготовке и инструктажу по вопросам, относящимся к охране, для всех моряков».

13

. Seabourn Cruise Line (Сиборн Круиз Лайн) — американская круизная компания сегмента люкс.

. Флот компании состоит из 6 лайнеров: Seabourn Pride, Seabourn Spirit, Seabourn Legend, Seabourn Odyssey, Seabourn Sojourn, Seabourn Quest. Seabourn Pride, Seabourn Spirit, Seabourn Legend — это лайнеры старшего поколения компании Seabourn.

. Лайнеры небольшого размера — длиной 135 м, водоизмещением 10 тыс. тонн — каждый вмещает только 208 пассажиров.

. Лайнеры нового поколения — это Seabourn Odyssey, Seabourn Sojourn, Seabourn Quest, каждый длиной 198 м, водоизмещением 32 тыс. тонн, рассчитан на 450 пассажиров.

14

. Дальнодействующее акустическое устройство (LRAD — «Long Range Acoustic Device») (также иногда называемое «звуковая/акустическая пушка») — нелетальное оружие, предназначенное для разгона демонстраций, разработано American Technology Corporation.

. Создано в 2000 году для защиты от нападения террористов, пиратов, воинственных демонстрантов. Для воздействия на людей используется сила звука.

LRAD поражает людей мощным звуком в 150 децибел..

. Для сравнения: шум двигателей реактивного самолета составляет около 120 децибел, шум в 130 децибел может повредить слуховой аппарат человека…

. Критики утверждают, что использование подобных систем может вызвать тяжёлые повреждения внутренних органов…

. Акустические пушки использовались при разгоне антиправительственных демонстраций в Грузии в 2007 году… Для разгона плохо вооруженных толп, например, в Ираке, американцы применяли «верещалку» — металлическую коробку с мощным динамиком, создающую направленные звуковые волны частот, близких к ультразвуку…

. Звуковые волны складываются в ухе в пульсацию, неприятную для слуха и способную вызвать болевые ощущения, головокружение и тошноту, потерю ориентации в пространстве.

. Радиус эффективного воздействия «верещалки» составляет 700—800 метров…

. В последние годы нелетальное звуковое оружие стало доступным для гражданских лиц и тут же доказало свою надежность…

. Корабли, проплывающие в неспокойных водах около Сомали, часто подвергаются атакам пиратов.

. В 2005 году ими было захвачено 25 судов. 5 ноября 2005 г. лайнер «Seabourne Spirit» едва не стал 26-м, если бы не новейшее оружие..

. Владельцы роскошного круизного судна не поскупились и поставили установку LRAD стоимостью около 30 тысяч долларов.

. Небольшой прибор весом 24 килограмма снабжен параболической антенной, излучающей звуковые волны с частотой (2.1¸3.1) кГц и мощностью 150 децибел…

. LRAD эффективно действует на расстоянии 300 метров, вызывая желание тут же убежать из «сектора обстрела»…

. Пока пассажиры отсиживались в ресторане судна за несколькими переборками, экипаж отгонял захватчиков невыносимым звуком.

. В ярости пираты выстрелили по лайнеру из гранатомета, не причинив почти никакого вреда, и ретировались.

15

. USS Cape St. George (CG 71) (рус. «Кейп Сент-Джордж») — ракетный крейсер ВМС США типа Ticonderoga.

. Находится в строю, базируется на Сан-Диего. Экипаж — 387 чел.

. Крейсер «Кейп Сент-Джордж» дислоцирован в зоне ответственности 5-го флота США, где проводит операции по обеспечению безопасности на море.

16

. USS Gonzalez (DDG-66) — эсминец типа «Арли Бёрк». Построен на верфи Bath Iron Works, приписан к морской станции Норфолк, штат Виргиния, входит в состав 18-й эскадры эсминцев Атлантического флота США. Экипаж — 341 чел.

17

. Эскадренный миноносец «Неустрашимый» — единственный корабль проекта 41, также известного как тип «Неустрашимый» (код НАТО — «Tallinn»), построенный для Советского Военно-Морского Флота в начале 1950-х годах. Впоследствии был модернизирован. Экипаж — 305 чел.

. Эскадренный миноносец (сокр. эсминец) — класс многоцелевых боевых быстроходных маневренных кораблей, предназначенных для борьбы с подводными лодками, летательными аппаратами (в том числе ракетами) и кораблями противника, а также для охраны и обороны соединений кораблей или конвоев судов при переходе морем.

. Эскадренные миноносцы могут также использоваться для разведывательной и дозорной службы, артиллерийской поддержки при высадке десанта и для постановки минных заграждений, а также дымовых завес.

18

. «Пираты XX века» — самый кассовый фильм советского кино.

. Карате-боевик «Пираты XX века» стал первым советским «боевиком», который в год выхода на экраны посмотрело 87 миллионов человек, а за десять лет — 120 миллионов. В истории отечественного кинематографа это абсолютный рекорд!

. Появление в прокате первого советского боевика стало для страны не менее значимым событием.

. Рекордное количество оружия и спецэффектов открыло детищу режиссера Бориса Дурова и сценариста Станислава Говорухина путь к Почётному диплому Всесоюзного кинофестиваля в Душанбе за оригинальный подход к приключенческому жанру.

. А впервые показанные на советском экране приемы карате произвели эффект разорвавшейся бомбы: после выхода фильма в СССР стали массово открываться школы восточных единоборств.

. Идею фильма подсказала газетная заметка о современных пиратах, напавших в Средиземном море на итальянский сухогруз. Похитив пару сотен тонн урановой руды, реальные морские разбойники истребили весь экипаж судна. А еще раньше, в 1954 году советский танкер «Туапсе» был захвачен в Южно-Китайском море. Тогда, правда, большую часть экипажа удалось спасти и переправить на родину.

. Впечатлённый прочитанным, Станислав Говорухин решил перенести драматичный сюжет на экран. Но фигурировать в фильме будут наши моряки, которые, конечно, дадут захватчикам «прикурить». Написать сценарий режиссер взялся с коллегой Борисом Дуровым. До этого они встречались на картине с Владимиром Высоцким «Вертикаль».

19

Источник: http://www.livejournal.com/magazine/1004451.html

20

. С 22 ноября 1977 г. по 9 июля 1978 г. Б-826 «Ярославский комсомолец» вместе с подлодкой Б-4 «Челябинский комсомолец» и научно-исследовательским судном «Полюс» с задачей замера гравиметрического поля Земли заходила в южные широты Атлантического океана.

. Лодка посещала порты Конакри (Гвинея), Луанда (Ангола) и Порт-Луи (Маврикий).

. В 1982 году выполняла задачи боевой службы с заходом в порты Луанда (Ангола), Лагос (Нигерия).

21

. Румпельное отделение находится в корме (ахтерпике) судна. Суда, оборудованные носовым рулём, например, некоторые паромы, имеют и носовое румпельное отделение.

. Количество рулевых машин может быть от одной до четырех, в соответствии количеству рулей. Также в этом помещении находятся все обслуживающие рулевые машины механизмы и местный(аварийный) пост управления.

. В случае применения винторулевых колонок или Azipod румпельное отделение является частью машинного отделения или помещения гребных электродвигателей.

22

. Туннель гребного вала — узкое длинное водонепроницаемое помещение судна, через которое проходит гребной вал от кормовой переборки машинного отделения (МО) до ахтерпика.

. Выполняется в виде сводчатого в поперечном сечении коридора и служит для защиты валопровода, в частности, при укладке груза в трюм.

. Туннель гребного вала оборудуется на судах со средним и промежуточным расположением МО, проходит через группу кормовых грузовых трюмов.

. Опорные подшипники вала установлены в туннеле гребного вала на фундаментах.

. Высота и ширина туннеля гребного вала обеспечивают проход вдоль валопровода с одной стороны для его осмотра и обслуживания.

. У переборки ахтерпика туннель гребного вала расширяется, образуя рецесс, сообщающийся с палубой переборок шахтой аварийного выхода. Второй рецесс может быть у носовой оконечности туннеля гребного вала.

. Вход в туннель гребного вала из МО снабжается водонепроницаемой дверью с ручным и автоматическим приводами.

. Конструкция туннеля гребного вала должна выдерживать аварийный напор при затоплении трюма забортной водой.

23

. За 22 минуты не смог освободить от террористов линкор «Миссури» в одиночку даже бывший боец спецназа ВМС США и эксперт по контртеррористическим операциям Кейси Райбек, (актер Стивен Сигал)..

. «В осаде» (Under Siege, другое название — Захват) — художественный фильм, боевик режиссёра Эндрю Дэвиса со Стивеном Сигалом в главной роли. Картина рассказывает историю попытки захвата террористами линкора «Миссури» с ядерным оружием на борту.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я