Ангола: Путешествие во времени. Часть шестая

Вадим Дёмин

Вы бывали в Африке? Да? Тогда книга откроет вам новые, неизвестные страницы из истории государства Ангола. Нет? Вам тем более надо прочитать ее, и вы поймете, почему стоит «сходить в Африку гулять?». Это – небольшое исследование об Анголе: лингвистика, история, экономика, политика, культура. Вы совершите путешествие из Африки первых племен в наше время и обратно, узнаете как о национальных героях, так и о завоевателях, диктаторах и поработителях, ведь без них не было бы истории… Ну что, поехали?

Оглавление

151. «Не хочешь ли поменять деньги, дружок?»

Я не помню, где я впервые услышал фразу: «Чтобы достаточно полно познать обычаи и нравы народа чужой страны, нужно, как минимум, родиться в этой стране», но контекст ее мне был предельно ясен: никто кроме местного жителя не может похвастаться тем, что он является лучшим знатоком своей страны. И все же с автором этого изречения я бы поспорил.

Даже прожив всю жизнь в своей стране, не каждый абориген может похвастаться тем, что он знает о своей родине абсолютно все. С годами мы начинаем все больше понимать, как же мало мы еще знаем о земле обетованной, не говоря уже о том, как поверхностно судим об образе жизни населения чужой страны, плохо разбираемся в их народных обрядах и обычаях и вообще как трудно видим, познаем и понимаем чужую жизнь.

Человек, не интересующийся историей, культурой, традициями, обычаями, пусть даже являющийся коренным жителем этой страны, не будет знать о своей родине ровным счетом ничего!

Культурологи40 утверждают, что познавать мир никогда не поздно, потому что этот процесс происходит каждодневно и ежеминутно, поскольку развитие человека происходит через его практический опыт познания окружающего мира, а интеллектуальные основы личности формируются на основе приобретенных знаний, впечатлений, навыков, ассоциаций и пр., главная цель которых — достижение профессиональной компетентности.

Прожив два года в Анголе, я не просто созерцал жизнь чужой для меня страны, а старался понять, почему происходят те или иные события, чем они вызваны, на что влияют?

Вернувшись через N-ный промежуток времени на родину, я понял, что, уехав в 1990-м из одной страны (СССР), я в 1992-м попал в совершенно другую (Россию). И события, произошедшие за этот период в экономической, политической, социальной областях жизни в Анголе, словно «догнали» меня в России.

Я вновь (но уже в родной стране) пережил дефолты, экономические реформы и кризисы, обмены денег, приватизацию и деприватизацию, департизацию и многопартийность, долларовую зависимость и долларовую независимость, состояние, когда страна была на грани гражданской войны, запрет одной монополистской партии и появление целого «букета» других (при существовании единой партии власти, аналогичной существовавшей ранее) и многое-многое другое.

Мне поначалу даже казалось, я приехал на родину уже «подготовленным», так как прошел через всё это в Анголе. Но со временем понял, что ошибся: в России эти процессы происходили совершенно иначе. И опять всему приходилось учиться заново…

В Анголе мы впервые узнали, что такое инфляция, как рушится плановая экономика и как на ее место встает рыночная, что такое свободное предпринимательство, почему государство не может вмешаться в рыночное ценообразование, почему любое вмешательство государства в экономику является ограниченным и т. д., и т.п., и пр.?

Это мы сегодня тоскуем по стабильным советским ценам и пусть маленьким, но регулярным зарплатам, отсутствию конкурентной борьбы и свободных, «отпущенных» цен, государственному регулированию экономики, государственным предприятиям.

Директор советского завода никогда не говорил слов: «Не нравится? Уходи! Никто никого не держит, за воротами таких как вы сотни стоят!», потому что наши права были защищены законом, интересы работающего гражданина отстаивал КЗоТ, профсоюз, а уволить человека можно было только в двух случаях: по инициативе администрации — по негативной статье или по инициативе работника — если он изъявит такое желание.

Сегодня — все в руках частного хозяина. Он решает, работать у него на предприятии данному человеку или нет. И «плеванто он на законо».

Некоторые могут возразить: «Чушь! По закону никто без причины работника не уволит…».

Но… как говорят в Одессе: «Я вас умоляю таки, не делайте мне смешно». Посмотрите на жизнь трезво и реально, так, как вы ее видите сами, а не с экрана телевизора:

— Абрам, как жизнь?

— Я тебя не понял! Шо это за вопрос? Мы шо, уже не в одном государстве живём?

Или:

— Сёма, вы можете дать прогноз наших перспектив в экономике?

— Могу. Могу дать оптимистический, могу пессимистический и могу реальный.

— И какой реальный?

— Ну, реальный — в два раза хуже пессимистического.

Конечно же, это юмор. Но если серьезно, то в Советском Союзе не было ни богатых ни бедных, олигархов, проворовавшихся чиновников и политиков, массовой коррупции. Все это пришло к нам в 90-е…

Если РАНЬШЕ принцип социальной справедливости был ДЕЙСТВУЮЩИМ (один закон для всех; гарантированное бесплатное здравоохранение; доступное и бесплатное дошкольное, школьное и специальное образование; система различных льгот и компенсаций; выделение бесплатных путевок в санатории и дома отдыха; защита прав и свобод граждан и многое другое), то СЕГОДНЯ рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своём месте в обществе, что неизбежно ведёт к социальному расслоению, усиливает социальную напряжённость. Мы вновь вернулись к «проклятому КАПИТАЛИЗМУ»! Миром вновь стали править деньги. Мораль и нравственность отошла на более низший (даже не на второй) план.

Чего мы добились?

При социализме: безработица отсутствовала, тунеядство преследовалось по закону.

Сегодня: Современный рынок таит в себе опасность безработицы.

При социализме: отсутствовал серьезный разрыв между богатыми и бедными.

Сегодня: С 1980 года объем национального дохода, приходящегося на 10% самых обеспеченных граждан России, вырос более чем вдвое. В итоге Россия вошла в число государств с самым высоким экономическим неравенством.

В 2016 году на 10% самых обеспеченных россиян приходилось 46% национального дохода.

Для сравнения, в Китае десятая часть населения получает 41% национального дохода, в Европе этот показатель составляет 37%, в США и Канаде — 47%, в Бразилии, Индии и странах Африки — 55%.

По данным Росстата, в 2016 году доходы ниже прожиточного минимума были у 19,8 млн россиян, что составляло порядка 13,5% населения. Это показатель стал максимальным с 2006 года, когда на доходы ниже прожиточного минимума приходилось жить 15,2% россиян (21,6 млн человек).

Мы стали жить лучше или хуже? Если судить по количеству сортов колбасы, построенных гипер — и супермаркетов, «высоссанной» из недр нефти, — ЛУЧШЕ, а по количеству просящих милостыню бабушек, ценам в магазинах и тарифам ЖКХ, количеству безработных и способности простого гражданина все это оплатить своей заработной платой — ХУЖЕ!

Мы привыкли к тому, что из нашей жизни исчезли бесплатное образование, здравоохранение, возможность за счет государства и профсоюза поправить свое здоровье в санатории или доме отдыха. Граждане не могут теперь получить бесплатное жилье — только при помощи кабальных кредитов и ипотеки. Почему? Потому что наши дети и внуки этого не знают, а потому считают, что это — нормально!

Нам внедрили в сознание термин «средняя зарплата». Только почему-то она для многих не кажется «заоблачной». Реальная зарплата вообще не дотягивает до средней. Об этом в народе родились даже анекдоты.

— Что такое средняя зарплата? Это когда начальник ест мясо, а подчиненные — капусту, а вместе мы, значит, едим голубцы!

— Как повысить среднюю зарплату? Надо всех миллиардеров равномерно расселить по всей территории России.

— По телевизору услышал новость, что средняя зарплата по России около 40 тысяч рублей. Интересно, я не работаю или я не человек?.. А может, я совсем не в России?..

— У Пети 10 яблок, а у Васи — 0. В среднем у каждого по 5 яблок.

— Средняя зарплата в России — это когда один человек получает 2 миллиона рублей, а 100 других — 8000 рублей. Тогда в среднем они все получают примерно 27 тысяч.

Как вообще появился термин «Средняя зарплата»? Лично мое мнение — это миф российской экономики!

Во-первых, не ошибусь, если скажу, что большинство трудоспособного населения нашей страны получают зарплату ниже официально называемой средней.

Во-вторых, каждый может опровергнуть данные Россстата, возьмет данные по своему региону, предприятию, или своей профессии и сам рассчитает действительную среднюю зарплату.

Не верите? Откройте любой интерактивный портал службы труда и занятости населения в своем регионе и в Банке вакансий наберите любую профессию. Вам предложат зарплату гораздо ниже средней зарплаты, объявленной Росстатом.

Но что самое поразительное, когда вы придете устраиваться на работу в то самое предприятие, вы узнаете, что ваша начисляемая зарплата будет еще ниже.

В-третьих, Росстат использует официальные данные, представляемые нижестоящими чиновниками «по вертикали власти» — вышестоящим, которые не всегда совпадают с реальным положением дел. Не секрет, что нередко, «чтобы не портить статистику» или не получить нагоняй, данные «слегка» завышаются.

В-четвертых, возможно чиновники умышленно объявляют среднее арифметическое как среднюю зарплату, что создает видимость виртуальных больших доходов у большинства работающих россиян, ведь два человека — начальник и подчиненный, если сложить их зарплаты, никогда не поделятся деньгами друг с другом? А в графе «средняя зарплата» это очень хорошо получается. Помните мультфильм-сказку «В стране невыученных уроков»41? Маленький лодырь попадает в фантастическую страну, где сталкивается с причудливыми образами собственных невыученных уроков. На пути ему попадаются Полтора Землекопа из неверно решенной арифметической задачи и всевозможные нелепицы, порожденные его же собственными ошибками:

— Ха-ха! А где все остальное? Не трамвай ли его переехал?

— Его переехал двоечник Перестукин! Решил задачу так, что у него получилось полтора землекопа!

Именно так и решил задачу со средней величиной заработной платы по стране Росстат. Согласно его расчетам, она равна 33,8 тыс. рублей. Эта цифра выведена как арифметическое среднее.

Но в расчетах Росстата есть и другое значение зарплаты — медианное, которое равно 24.9 тыс.руб. Медиана является более правдоподобной оценкой средней зарплаты, чем арифметическое среднее — 33.8 тыс. рублей. Именно его Росстат и назвал средней зарплатой по стране.

Очевидно, что сообщать гражданам о меньшей, но более реальной средней зарплате очень не хочется чиновникам, так как эта величина на 26% меньше официально заявленной виртуальной средней зарплаты.42

Поэтому все чаще россияне в своих комментариях в соцсетях просят одно и то же: «Не надо мне заоблачную зарплату — дайте среднюю!». И они правы!

Живя в Анголе, я увидел, как расслоилось общество на богатых и бедных, как здесь воплощается в жизнь закон джунглей — выживает сильнейший и каждый крутится как может!

Анекдот в тему.

Жена приходит, сильно уставшая, с работы домой. Переодевшись в домашнее, тут же отправляется готовить еду, чтобы накормить детей и встретить мужа, который тоже вот-вот должен прийти с работы.

И вот — еда готова, в дверь звонит муж, и вся семья отправляется его встречать. Отец семейства без особых эмоций, угрюмо встречает домочадцев, после чего сразу же отправляется на кухню.

— Что у нас сегодня будет на столе? — строго спрашивает муж.

— Что сготовили, то и будет. — недовольно ответила жена.

Тут, муж начинает недовольно ворчать, какая жена нерасторопная, мол, давно уже пришла, а ничего путного не приготовила.

Жена обидевшись:

— Я каждый день работаю, как «пчёлка Майя»!!!

Муж:

— Пчёлка Майя…, пчёлка Майя…. Тут, как белка в мясорубке крутишься, домой приходишь и сидишь голодный!

Однажды мне попалась на глаза одна очень интересная статья — о деятельности местных «менял» или, как их здесь называли, «банкиров» или «банкирш». Те, которые крутятся как белки в колесе.

Формально все выглядело именно так: человек, живущий в чужой стране, пусть даже и долго, все равно остается иностранцем, а иностранцы на все происходящее в ней, смотрят как бы со стороны. Все дело в менталитете или ментальности. Образ мыслей иностранца отличается от того, что присущ местным жителям. Но со временем всё может измениться. Чем дольше находишься «в гостях», тем лучше начинаешь понимать их нравы.

Именно поэтому мое желание познать эту удивительную и необычную страну с каждым днем становилось все сильнее и сильнее. А изучение португальского языка помогало мне не только в общении с ангольцами, но и, прежде всего, в изучении истории страны, культуры и образа жизни ее народа.

Небольшой пример. Посещая т. н. валютные магазины — кубинский, болгарский, французский и пр., мы видели, как ко многим посетителям подходили ангольские женщины (что нас и заинтриговало) и предлагали купить либо продать доллары. Это было видно невооруженным глазом: в одной руке у женщин были пачки с кванзами, в другой — с долларами.

«Уличная валютная биржа» — обычное дело, каждый зарабатывает как может, поэтому мы к подобному «бизнесу» относились вполне спокойно. Тем более, что мы сами неоднократно обращались к услугам «банкиров», когда срочно нужны были либо доллары, либо кванзы.

Официально в Анголе подобные валютные операции запрещены законом, и если полиция заставала кого-либо за этим делом, неприятности были гарантированы. Однако все об этом прекрасно знали и, тем не менее, никто никого не трогал, поэтому бизнес процветал. Честно скажу, я ни разу не видел, чтобы полиция кого-либо из менял задерживала.

Чтобы понять, как строились взаимоотношения между продавцами и покупателями, а также между продавцами и полицией обратимся к первоисточнику — газете «Жорнал ди Ангола». Репортаж «Не хочешь ли поменять деньги, дружок?» высветил проблему «изнутри», отчего материал получился очень интересным и реалистичным.

«Изабель, 27 лет, живет в районе Kilamba Kiaxi43. Она каждый день встает в пять утра, готовит завтрак для своих детей и отправляется на «работу».

Около семи утра она уже на улице и ждет частное такси, чтобы добраться до своего места. Ежедневно один и тот же маршрут: ул. Невеш Бендинья — шоссе Катете — церковь Святого Семейства — Ингомбота.

Она работает не в государственном, не в частном предприятии или учреждении, а обеспечивает свою семью и кормит ее сама, собственным заработком. Работает «на свежем воздухе» — на перекрестке улиц Команданте Че Геваре (Av. Cmte. Che Guevara) и Фаринья де Лейте (Rua de Farinha Leitão) (Я хорошо знаю этот «закуток» — он находился в двух-трех кварталах на юг от нашего торгпредства. Надо было только спуститься от площади Кинашиш вниз по улице Ленина. Сейчас там располагается супермаркет Sol D’Ouro — прим. В.Д.).

С понедельника до субботы, с 8 до 21 часа она без особых волнений и забот зарабатывает средства для пропитания своей семьи. Ее «эшхема» труда достаточно действенна и в то же время проста: как и многие другие женщины, меняет доллары на кванзы, представляя собой «народный банк». Ее место возле «Сумки Гаваны» — так в Луанде называют кубинский магазин.

Система труда довольно проста. Женщины собираются группами, по 5—7 человек, и их единственная функция заключается в том, чтобы подойти к предполагаемому клиенту, интересующемуся долларами и предложить их. Делается «чейндж» или «трока» (порт. troca — обмен — прим. В.Д.) быстро и профессионально, а операция приносит «банкирам» немалую прибыль, так как расчет идет не по государственному, а по курсу «черного рынка». То же самое происходит и в случае обмена долларов на кванзы. Разница между курсами покупки и продажи валюты и есть тот самый заработок.

Весь разговор занимает не более 2—3 минут и выглядит примерно так:

— Не хочешь обменять деньги, дружок?

— Да, — отвечает клиент. — А сколько?

— 78! — что означает: за 100 долларов она даст покупателю 78 000 новых кванз.

И если клиента устраивает ее предложение, торговка или «банкир» тут же отдает ему деньги».

Здесь необходимо сделать отступление, чтобы кое-что прояснить, тогда станет понятно, почему и кому был выгоден этот «бизнес».

Проведем небольшой «экономический ликбез».

В Анголе был установлен новый официальный курс национальной валюты по отношению к ам. доллару — 60 кванз за 1 доллар. К примеру, если поменять деньги в банке, то за сто долларов можно было получить всего 6 000 кванз. А меняла давала за те же сто долларов — 78 000. То есть рыночный курс составлял 780:1. Выгодно это для клиента? Однозначно, да! А для менялы? Тоже да! Женщина не оставалась внакладе. При разнице между продажей и покупкой валюты она имела свой процент. Причем немалый. Как видим, выгода была обоюдная.

Получалось, что «и овцы целы, и волки сыты».

Вот так мирно сосуществовали в стране два курса валют: официальный и «черного рынка». Именно цены «параллельных рынков» диктовали свои правила.

К примеру, пара джинсовых брюк в валютном магазине стоила 10—15 долларов. Купив брюки, женщина продавала их на «параллельном рынке» уже за 7 800 — 11 700 кванз, то есть удвоив прибыль. И далее, вложив эти деньги опять в оборот уже учетверяла свой доход.

В данном случае действовала схема «взял здесь — продал там».

«Операция по обмену валюты, несмотря на быстроту ее проведения, проходила без какой-либо опасности или боязни.

И, тем не менее, когда репортер подошел к одной из «банкирш» и решил взять у нее интервью, она встретила его настороженно:

— Ты откуда? Из полиции?

— Нет, я из газеты.

— А что ты хочешь? После ваших статей всегда появляется полиция, а нам от нее одни неприятности.

— Уверяю вас, все останется между нами.

— Зачем тогда вам все это? — с этим вопросом «банкирша» удалилась.

Нет, она не боялась полиции. Просто она не захотела с нами разговаривать, так как мы просто мешали ей работать.

И все же нашлась одна улыбающаяся сеньора, которая охотно ответила на все наши вопросы. Она не видела в нас агентов полиции, которые прибыли, чтобы арестовать ее — полиции она также не боялась.

Женщина рассказала, что в большинстве своем, здесь все ее «коллеги» — люди опытные и занимаются этим делом достаточно долго.

Им не требуется калькулятор, все расчеты делаются в уме быстро и точно. Или с помощью клиента. Скажете, могут обмануть? Нет, в этом нет необходимости.

Женщинам не нужен и сейф, в котором они хранили кванзы или доллары — деньги надежно укрыты от посторонних глаз.

Теперь о клиентах. Понаблюдав за работой женщин непродолжительное время, мы заметили, что клиентов очень много. Причем менялы не ждали пока к ним подойдут желающие, а сами брали инициативу в свои руки и действовали динамично, что помогало им заработать в течение дня много денег.

Кто является клиентом? Предпочтение отдавалось иностранным гражданам или ангольцам, работающим в иностранных представительствах и фирмах.

Возле «банкирш» останавливались автомашины с дипломатическими номерами. Встречались и ангольцы, которые сдавали этим женщинам остатки от средств, которые оставались от заграничных поездок, а также те, кто доставал валюту иным путем.

Как уже говорилось, официальный курс доллара не соблюдался. Мало того, одна и та же сумма продавалась и покупалась за разную цену. Например, одна стодолларовая банкнота стоила 78 000 новых кванз, а «россыпью», в зависимости от номинала — 50 370 новых кванз или 20 130 и т. д. Естественно, предпочтение всегда отдается сотенной купюре.

Из чего складывалась прибыль? Каждая банкнота продавалась менялам за 78 000 кванз, а если вы соберетесь ее выкупить обратно, то она уже обойдется вам в 79 или 80 тысяч.

Таким образом, банкирша выручала с сотни долларов всего 1 тысячу кванз. Но, если учесть, что таких операций за день у нее происходили сотни, посчитайте, сколько она имела денег за день? Все зависело от оборотистости «банкирши». Деньги переходили из рук в руки, но все равно оставались в кармане. А «пена» или «навар» — это и была «зарплата» «банкирши» за день.

Можно с уверенностью сказать, что между этими женщинами есть своеобразная солидарность или даже корпоративность. К примеру, если к одной «банкирше» подходил клиент, предлагал ей большую сумму долларов, но у нее в данный момент не было нужной суммы кванз, на помощь ей приходили ее подружки. В складчину они выкупали всю валюту, а потом делили прибыль между собой. Или могли занять всю сумму своей подруге. Естественно, под проценты. А как же иначе? Бизнес есть бизнес.

Этот «народный банк» начался около двух лет назад с одной-двух менял, теперь этой «профессией» занимаются десятки, а границы «банка» простираются в пределах 2—3 кварталов города.

И, тем не менее, не все выглядит так просто, как видится на первый взгляд. Существует много сложностей и проблем — своих «подводных камней».

Наблюдая за женщинами, мы обратили внимание, что все они время от времени смотрелись в зеркало и поправляли макияж на лице, чтобы постоянно выглядеть привлекательными. Но мы понимали, что их жизнь не такая простая и безоблачная. Трудности жизни заставляли их каждый день выходить на улицу и стоять там с раннего утра до позднего вечера. А ведь у многих дома оставались дети, которых нужно кормить, обувать, одевать и воспитывать. И пока эти женщины находились «на работе», их дети были либо предоставлены сами себе, либо отданы под присмотр соседей.

Возраст «банкирш» различен: мы встречали и пожилых женщины, и совсем молоденьких.

Полиция была для них меньшим злом. Гораздо опаснее — отдельные клиенты, как это не звучало парадоксально.

— Бывали ситуации, — говорила Изабель, — когда клиенты предлагали купить у нас не доллары или кванзы, а… нас самих. Однажды ко мне подошел клиент и предложил мне 10 долларов за то, чтобы я пошла с ним. Ясно, что я за такую сумму не приняла его предложение. Ну, хотя бы 30 долларов. Я бы тогда подумала…, — пошутила Изабель.

А вот и другой аргумент «опасности» этой профессии. Часто под предлогом обмена денег предлагали сесть в машину, якобы для расчета, затем захлопывали дверь и увозили далеко. Деньги отбирали. Хорошо, если просто отпускали живыми и невредимыми. Но ведь могли и убить.

Нередки были случаи получения фальшивых денег. Особенно часто это происходило возле валютных магазинов, например кубинского. И так как операции по обмену денег происходили быстро — и «банкир», и клиент не хотели связываться с полицией — женщины становились объектом такого мошенничества.

— У нас нет специальных приборов для проверки подлинности банкнот, — говорит Изабель, — поэтому приходится проверять их «на глаз». А так как за день через наши руки проходит столько денег, что хотим мы того или нет, все равно 3—4 фальшивые купюры попадаются, и мы получаем «кошку вместо зайца» (ангольская пословица — прим. В.Д.). Но и это не все. Всего не перечислишь».

Слова Изабель относительно «кошки» и «зайца» напомнили мне об одном случае.

…Однажды мне позвонила менеджер луандского офиса фирмы «Quelle» и приятным голосом сообщила, что заказанные мной из Германии товары поступили, и я могу их получить. При этом девушка предупредила, чтобы я принес с собой немного наличностей (заказ был оплачен заранее), поскольку некоторые товары предлагались фирмой по более высокой цене. Такое иногда бывало, когда заказанных по каталогам товаров не было на складе и мне предлагали аналогичные, но уже по другой цене.

Взяв деньги, я отправился за посылкой. Та самая сотрудница, которая разговаривала со мной по телефону, действительно оказалась милой и приятной девушкой. Извиняясь, она сказала, что нужно доплатить самую малость — что-то около 6 долларов. Я открыл портмоне и положил на прилавок «Джексона»44. Увидев ее, служащая фирмы развела руками:

— У меня, к сожалению, нет сдачи.

— А что же мне делать?

— Попробуйте разменять.

— Но где?

— Хотя бы в кубинском магазине. Он рядом.

Я положил деньги обратно в портмоне и вышел из офиса. Время было вечернее, и магазин готовился к закрытию, поэтому охранник, стоявший у входа, не пустил меня внутрь.

С протянутой в руке двадцаткой я подошел к одной из «банкирш». Ей ничего объяснять не надо было. Женщина отсчитала положенную сумму кванз и приготовилась отдать их мне. Пустая раскрытая ладонь застыла в ожидании долларов.

Фото из Википедии-свободной энциклопедии45

— Нет, сеньора! Я пришел не продавать доллары, а разменять их.

Я встретил взаимопонимание, сочувствие, но не оказанную практическую помощь. Все как одна, женщины заявили, что у них нет мелких разменных денег, хотя я сам лично видел, как они доставали и продавали и пятерки, и десятки. Может быть, я им чем-то не внушал доверия?

Я не знал, что делать. Развернувшись, пошел обратно в магазин. Объяснил распорядителю, что мне нужно всего-то обменять одну двадцатку на две десятидолларовые или четыре пятидолларовые купюры. И всё! Дело займет всего 1 минуту! Но тот стоял как монумент на площади имени 1 Мая. Даже покупатели, стоявшие у кассы в ожидании оплаты своих покупок, и те встали на мою сторону. Но ничто не могло заставить охранника изменить свое решение. Он был непоколебим.

Позже я понял, почему меня не пустили в магазин. Так как он закрывался, за покупками меня туда не пустили. А люди, купившие товар, проходили через кассу, где деньги проверялись специальным ультрафиолетовым детектором. Вот, если бы я был покупателем, тогда другое дело…

P.S. Я уже говорил, что за два года мы пережили в Анголе несколько денежных реформ — обменов денежных банкнот46. Случались они и после нашего отъезда. Думаю, для бонистов47 это будет интересно.

Примечания

40

. Культурология является одной из учебных дисциплин, способных развивать стремление к познанию, повышать интеллектуальный уровень, расширять кругозор, формировать духовный мир.

41

. Мультфильм «В стране невыученных уроков» — к/с «Союзмультфильм» (СССР), 1969, режиссер Юрий Прытков, сценарий Лии Гераскиной.

42

. Полный текст статьи «Мифы российской экономики: средняя зарплата» о том, как рассчитал среднюю зарплату Росстата и как на самом деле она должна рассчитываться, читать здесь:

. https://www.finam.ru/analysis/newsitem/mify-rossiiyskoiy-ekonomiki-srednyaya-zarplata-20160818-160623/

43

.Kilamba Kiaxi — один из шести городских округов, которые составляют муниципалитет Луанды, в провинции Луанда, столице Анголы..

Киламба Киаши имеет площадь 64,1 квадратных километра и около 234 000 жителей. На западе граничит с Майангой, на востоке — с муниципалитетами Казенга, Ранжел и Виана. На юге — до города Самба..

Он включает в себя коммуны Киламба Киаши, Невеш Бендинья, Гольф, Паланка.. На языке кимбунду название означает землю (Киахи) Киламбы.

44

. На лицевой стороне 20-долларовой банкноты изображен 7-й президент США ирландского происхождения Эндрю Джексон, на оборотной стороне изображена официальная резиденция президента США — фасад белого Дома со стороны 16-ой авеню, из-за чего купюру и называют «Джексон».

45

Современные купюры США номиналом:

. — $1 с портретом Джорджа Вашингтона;

. — $2 с портретом Томаса Джефферсона;

. — $5 с портретом Авраама Линкольна;

. — $10 с портретом Александра Гамильтона;

. — $20 с портретом Эндрю Джексона;

. — $50 с портретом Улисса Гранта;

. — образца 1996 г. номиналом $100 с портретом Бенджамина Франклина;

. — образца 2009 г. номиналом $100 с портретом Бенджамина Франклина, аверс (введены в обращение в 2011 году).

46

. Фотографии банкнот, выпущенных Banco Nacional de Angola в 1991—1994 гг.

. Новые банкноты национальной валюты образца 1991—1994 гг.

. Инфляция выросла если не до максимальной, то до небывалой ранее высоты — впервые в истории этой страны выпущены банковские билеты достоинством 10 000, 100 000 и даже 500 000 кванз.

.. Фотографии банкнот, выпущенных Banco Nacional de Angola в 1995 — 1998 гг.

. Банкноты национальной валюты — Кванза, находившимися в обращении в 1995—1998 гг.

. Это максимальный уровень гиперинфляции с 1975 г. — в обращении появились не только миллионные, но и даже пятимиллионные купюры!

47

. Бонистика (фр. bonistique) коллекционирование бумажных денежных знаков (вспомогательная историческая дисциплина, изучающая вышедшие из употребления денежные знаки и боны как исторические документы, отражающие экономическое и политическое положение общества в то время).

. Возникла в начале XX века и тесно связана с нумизматикой (вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения.

. От нумизматики как науки следует отличать нумизматическое собирательство или коллекционирование монет).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я