Ангола: Путешествие во времени. Часть пятая

Вадим Дёмин

Вы бывали в Африке? Да? Тогда книга откроет вам новые, неизвестные страницы из истории государства Ангола. Нет? Вам тем более надо прочитать ее, и вы поймете, почему стоит «сходить в Африку гулять?». Это – небольшое исследование об Анголе: лингвистика, история, экономика, политика, культура. Вы совершите путешествие из Африки первых племен в наше время и обратно, узнаете как о национальных героях, так и о завоевателях, диктаторах и поработителях, ведь без них не было бы истории… Ну что, поехали?

Оглавление

111. Кубинцы ушли. А мы?

…Этот памятник, а точнее сказать, целый мемориальный комплекс, состоящий из центрального монумента и врытых вокруг него в землю мраморных глыб-монолитов (по числу провинций, где находились и выполняли свой интернациональный воинский долг кубинские войска), виден издалека.

На каждом камне — металлическая пластинка, на которой выгравировано количество погибших кубинцев — Ангола должна знать, во что обошлась эта помощь Кубе. Некогда на этом месте была пустынная площадь, ничего не значащая в архитектурном отношении, но благодаря стараниям кубинских строителей за короткий срок она преобразилась и превратилась в небольшой скверик. И, проезжая по проспекту имени 4 февраля, невозможно не заметить этот мемориал.

Если говорить о потерях с нашей и кубинской стороны, то точной цифры не найдете (Союз ветеранов Анголы постоянно занимается поисками людей).

Потери СССР. Всего с 1975 по 1991 год в Анголе побывали 10 985 советских военных. Считается, что в ходе боевых действий погибли и умерли 54 советских гражданина, в том числе 45 офицеров, 5 прапорщиков, 2 солдата срочной службы и двое служащих14. За этот период были ранены 10 человек. Однако приведенные цифры — это официальные данные. Они не учитывают интенсивность боевых действий и степень вовлеченности в них советских советников и специалистов, а также потери гражданских специалистов. Они также гибли и попадали в плен наряду с военными — ангольская война не щадила никого. Тем более что многие раненые и погибшие в той войне оформлялись как «умершие от естественных причин», либо «заболевшие тропическими болезнями». Архивы по военно-политическому сотрудничеству с Анголой до сих пор засекречены15.

Потери Кубы. Фидель Кастро в речи по случаю 15-й годовщины победы на Плайя-Хирон сказал: «Эта общая победа в войне за независимость Анголы, в которой исполнили миссию 300 тыс. кубинских бойцов-интернационалистов и около 50 тыс. гражданских специалистов, в которой погибли 2 077 кубинцев…»16,17

Итак, миссия кубинских войск в Анголе завершена. Вывод войск кубинцев подвел черту под 16-летним военным присутствием Кубы в Анголе. На всем протяжении гражданской войны в Анголе кубинцы чувствовали себя здесь достаточно уверенно. И к ним относились с уважением. Помнится, и к «советико» здесь когда-то было такое же благосклонное отношение, но времена поменялись. Со временем этого не стало. Простые ангольцы в разговорах с нами откровенно признавались, что произошло это не случайно, не вдруг…

— Вы никогда не задумывались, — спрашивали они у нас, — почему на рынках сегодня такие высокие цены? Как только вы там появляетесь, цены сразу же резко взлетают вверх. — Некоторые торговцы так прямо и говорили: «Пусть вас кормит «Горби».

А почему? Потому что они знали, что у нас дома нет всех этих товаров, и мы купим их по любым ценам, какие бы они высокими они не были.

Вот такое «откровение» довелось здесь услышать.

Что ж, размер безвозмездной помощи этой африканской стране со стороны СССР был прямо пропорционален степени отношения ангольцев к нам. Снизился объем помощи — сместились и акценты во взаимоотношениях.

Раньше слово «советико» служило своеобразным пропуском повсюду, в 1991 г. «вдруг» все поменялось. Поэтому, проходя мимо рыночных прилавков, на вопрос какой-нибудь «доны»: «Кто ты?», — во избежание лишних неприятностей и расспросов, отвечали: «Булгар!».

Естественно, подобные отношения наблюдались исключительно на низовом, бытовом уровне. Межгосударственные отношения между двумя странами остались незыблемыми. Это — большая политика, а в ней не было места мелочности.

Прогнозируя советско-ангольские отношения с учетом складывающейся внутриполитической обстановки в Анголе, большинство людей верило, что эти отношения и впредь останутся на прежнем уровне. Но находились и те, кто склонялся к мнению, что некоторые изменения все же произойдут.

После подписания соглашения между правительством Ж.Э. душ Сантуша и Ж. Савимби о прекращении 16-летней гражданской войны обстановка в стране не стала спокойнее. А что будет после выборов, и в чью сторону опустится чаша весов, заранее не знал никто.

Кубинская и советская поддержка обеспечивали МПЛА значительный военный перевес над формированиями ФНЛА и УНИТА. Кубинцы были реальной сдерживающей силой, гарантом спокойствия. Если говорить честно, то при кубинцах и нам жилось спокойно.

С момента подписания в декабре 1988 г. в Нью-Йорке соглашений, по Намибии, выводу войск ЮАР из Намибии и поэтапному выводу войск Кубы из Анголы прошло 2,5 года. Кубинцы ушли. Впереди были выборы. Кто на них выиграет — неизвестно. А до ликвидации очагов и анклавов сепаратизма и прекращения неутихающей в стране гражданской войны было ой как далеко. Предсказывали даже новый, еще больший всплеск военного противостояния. УНИТА под любым предлогом мог не только затянуть осуществление договоренностей, но и вообще уйти от выполнения взятых обязательств и снова встать на тропу войны.

Забегая вперед, скажу, что именно так и произошло. Случилось все это спустя два месяца после того как я с семьей покинул пределы страны. 29—30 сентября 1992 года в Анголе прошли первые в истории свободные и демократические выборы на многопартийной основе, в которых приняли участие 91% из пяти миллионов зарегистрированных избирателей.

В первом туре выборов Жозе Эдуарду душ Сантуш набрал 49,57% голосов, а его основной соперник Жонаш Савимби — 40,07%. Третий «исторический» кандидат, Холден Роберту, набрал не более 2,11% голосов избирателей. Поскольку действующему Президенту для полной и окончательной победы не хватило нескольких десятых процентов, то был назначен второй тур выборов.

Но оппозиционные партии, во главе с УНИТА и включая ФНЛА, не признали итогов голосования, выдвинув в отношении Ж.Э. душ Сантуша обвинения в фальсификациях, неучтённых избирательных участках, об отстранении от выборов до полумиллиона сторонников оппозиции и пр. Представители УНИТА — единственной оппозиционной партии, располагающей вооружёнными силами18 — требовали аннулировать объявленные результаты первого тура и провести повторное голосование.

Лидер УНИТА объявил подсчет голосов сфальсифицированным и не признал результаты, отказавшись участвовать во втором туре. Отвергнув законный выбор, сделанный избирателями, и поддержанный наблюдателями от ООН, он поставил ультиматум, что добьется признания итогов голосования иными способами и не будет участвовать во втором туре. Он с негодованием отверг предложенную ему должность вице-президента страны и приказал своим сторонникам возобновить боевые действия, правда, вначале согласился на переговоры…

К тому времени ООН официально признала состоявшиеся в Анголе выборы легитимными19:

«Совет Безопасности ООН внимательно следил за процессом выборов, которые в соответствии с резолюцией 696 (1991), принятого им 30 мая 1991 года в связи с Соглашениями об установлении мира, проходили в Анголе 29—30 сентября 1992 года. Совет с удовлетворением отмечает, что президентские и парламентские выборы по всей стране проходили в обстановке спокойствия при активном участии избирателей <…>. Совет выражает озабоченность в связи с полученной им информацией, согласно которой одна из сторон Соглашений об установлении мира оспаривает результаты выборов. Совет обеспокоен также тем, что некоторые представители высшего офицерского состава той же стороны заявили о своем намерении выйти из состава новых Ангольских Вооруженных Сил».

Для переговоров в Луанду прибыла делегация УНИТА. То ли из гордости или наоборот, униженности, то ли в целях безопасности, но сам Савимби в Луанду не поехал. Политически его представляли вице-председатель УНИТА (заместитель Савимби) Жеремиаш Шитунда, секретари Элиаш Салупето Пена (племянник и близкий соратник Жонаша Савимби, старший брат Арлиндо Пены) и Адолоси Манго Алисерсеш. С военной стороны их подстраховывал начальник генштаба Арлиндо Пена.

Месяц шли переговоры на повышенных тонах. Обстановка накалялась. Позиции сторон были категоричными. С каждым днем становилось все более очевидно, что повторного голосования не будет. Ни по первому туру, ни по второму. И вообще, долго не будет никаких голосований. Будет совсем другое…

Делегации продолжали обмениваться угрозами и ультиматумами. Переговоры с правительством зашли в тупик. Вслед за этим последовали и конкретные меры по реализации этих угроз.

По поводу обострение обстановки в Анголе Совет Безопасности ООН принял специальное решение:

«Совет призывает все стороны соблюдать взятые ими обязательства в рамках Соглашений об установлении мира и в частности обязательство уважать окончательные результаты выборов (выделено — авт.). Любые споры должны урегулироваться с помощью созданных для этого механизмов».20

(Из Устного доклада Генерального секретаря о Контрольной миссии Организации Объединенных Наций в Анголе II. Решение от 6 октября 1992 года (3120-е заседание).

«Совет Безопасности принял к сведению письмо Генерального секретаря от 27 октября 1992 года на имя председателя Совета по вопросу о положении в Анголе. Он выражает свою серьезную обеспокоенность по поводу ухудшения политической ситуации и усиления напряженности в этой стране.

…Совет Безопасности призывает и другие стороны избирательного процесса в Анголе уважать итоги выборов, которые состоялись 29—30 сентября 1992 года и которые по утверждению специального представителя Генерального секретаря, были в целом свободными и справедливыми. Он настоятельно призывает руководителей обеих сторон Соглашений об установлении мира безотлагательно начать диалог, с тем, чтобы можно было провести второй тур президентских выборов. Совет безопасности возложит ответственность на любую из сторон, которая откажется вступить в такой диалог, ставя таким образом под угрозу весь процесс.

Совет Безопасности решительно осуждает нападки радиостанции УНИТА «Ворган» на Специального представителя Генерального секретаря и Контрольную миссию Организации Объединенных Наций в Анголе (КМООНА II) и беспочвенные обвинениям в их адрес. Он требует немедленно положить конец этим нападкам и обвинениям и вновь заявляет о своей полной поддержке Специального представителя и КМООНА II.

(Из Письма Генерального секретаря от 27 октября 1992 года на имя Председателя Совета Безопасности. Решение от 27 октября 1992 год (3126-е заседание)».21

31 октября вооруженные силы УНИТА попытались захватить международный аэропорт, национальную радиостанцию и атаковали штаб-квартиру МПЛА, была принята попытка вооруженным путем взять власть в Луанде. Партия УНИТА возобновила партизанскую войну.

Партия ФНЛА, не имевшая своих вооружённых сил, приняла условия властей и стала официальной оппозицией.

По итогам состоявшихся выборов лидер МПЛА-ПТ Жозе Эдуарду душ Сантуш был избран законным президентом страны, а МПЛА-ПТ получила подавляющее большинство мест в парламенте.

В связи с резким обострением внутриполитической обстановки в Анголе после проведенных парламентских и президентских выборов и эскалации боевых действий непосредственно в столицу страны, в октябре 1992 года из Луанды в Россию были эвакуированы 158 российских граждан — жен и детей сотрудников различных российских представительств в стране.

Последующие попытки международного сообщества, направленные на восстановление мира, не приносили положительных результатов вплоть до ноября 1994 г., когда было заключено еще одно соглашение — Лусакский протокол.

Кстати, несмотря на все заверения американской администрации «о стремлении к сохранению мира и спокойствия в этой африканской стране», 41-й президент США Дж. Буш продолжал активно помогать УНИТА. Эту линию продолжил и его преемник — Уильям Джефферсон (Билл) Клинтон (при администрации Б. Клинтона политическое отношение США изменилось вплоть до признания нового правительства Анголы, но суть проблемы оставалась прежней — США и некоторые страны Европы и Африки не переставали оказывать помощь УНИТА).

Ангола стояла в шаге на пути к достижению мира и национального примирения, но решение, принятое УНИТА, еще раз ввергло страну в гражданскую войну. Боевые действия в стране против остатков унитовцев вновь возобновилась и закончилась только в 2002 году, после гибели Савимби, то есть через 10 лет после окончания моей командировки в Анголе.

После гибели Савимби военная организация УНИТА стала разваливаться «как карточный домик». Но правительство Ж.Э. душ Сантуша поступило гуманно, поскольку оставшиеся без своего непримиримого лидера унитовские генералы, довольно быстро согласились на переговоры. Было заключено соглашение, которое предусматривало демилитаризацию УНИТА и интеграцию его бывших военнослужащих в ряды ангольской армии.

Всего в вооруженные силы Анголы было принято 5007 бывших оппозиционеров, в том числе 30 генералов, 800 офицеров и унтер-офицеров, 4177 солдат и сержантов. Кроме того, еще 40 офицеров, из которых три генерал-майора бывших вооруженных сил УНИТА, были приняты в ряды Национальной полиции Анголы. Еще 18 бывших унитовских генералов были зачислены в распоряжение Генерального штаба Вооруженных сил Анголы с соответствующим финансовым обеспечением. Этот сложный и напряженный процесс завершился 2 августа 2002 года

Большая часть этнических групп УНИТА овимунда, бывшие союзники «черного петуха» отклонились от УНИТА и начали новое движение «УНИТА-Обновление», которое вплотную стало сотрудничать с руководством Анголы.

Между тем военная обстановка в стране не препятствовала формированию новых органов конституционной и государственной власти на многопартийной основе. Кабинет министров был сформирован во главе с Маркулину Моко, представителем этнической группы овимбунду. Но все министерские портфели, выделенные УНИТА, оставались вакантными.

Возобновление военных действий УНИТА вызвало отрицательную реакцию со стороны международного сообщества, которое стало предлагать все возможные усилия для примирения конфликтующих сторон.

Следующие после 1992 г. многопартийные выборы в Анголе состоялись лишь в 2008 году. Победу вновь одержали душ Сантуш и МПЛА. В 2012 году душ Сантуш сохранил президентский пост автоматически, по результатам парламентских выборов, на которых МПЛА снова получила большинство.

И наконец, 23 августа 2017 года в Анголе прошли очередные парламентские выборы (хотя на 15 участках голосование было перенесено на 26 августа). Главный кандидат победившей партии автоматически становился президентом. Окончательные результаты были обнародованы 6 сентября 2017 года.

В результате выборов большинство голосов вновь получило Народное движение за освобождение Ангола — Партия Труда (МПЛА-ПТ), ее руководитель Жоау Мануэль Гонсалвиш Лоуренсу стал президентом Анголы.

Президенты Анголы

Пост президента Анголы был учреждён 11 ноября 1975 года при получении страной независимости от Португалии.

Председатель Народного движения за освобождение Анголы Антонио Агостиньо Нето стал первым президентом Анголы.

После его смерти 10 сентября 1979 года его преемником в качестве председателя Народного движения за освобождение Анголы и президента страны стал министр иностранных дел Жозе Эдуарду душ Сантуш, оставивший пост президента лишь 26 сентября 2017 года.

Третьим президентом страны — как главный кандидат (на тот момент вице-председатель) победившей на прошедших парламентских выборах партии — Народного движения за освобождение Анголы-Партии труда, — автоматически стал министр обороны Жоау Мануэль Гонсалвиш Лоуренсу.

Каковы были бы отношения между Россией и Анголой, если бы к власти пришел Ж. Савимби? Предсказать было трудно, но в том далеком 1991-м мы были готовы ко всему. Мы помнили обстрел Луэны и бои в Уиже, эвакуацию советских специалистов.

Не исключался даже вариант направления в район Луанды и Намибе кораблей ВМФ СССР для экстренной эвакуации советских граждан в случае резкого обострения обстановки и непредвиденных обстоятельств (правда, документального подтверждения этого варианта не было). Хотя, эвакуация членов семей сотрудников российского посольства и торгового представительства в Анголе все же состоялась. Женщины и дети в срочном порядке осенью 1992 г. были планово вывезены рейсовыми самолетами Аэрофлота на Родину, а после стабилизации обстановки в стране вновь вернулись в Анголу.

Кстати, в 1986 г. наши военно-морские суда уже стояли в территориальных водах Анголы — корабли 30-й советской оперативной бригады Северного флота, в составе которой были большие противолодочные корабли (БПК), большие десантные корабли (БДК) и даже подводные лодки. Заходили к ангольским берегам и более мощные корабли. Когда нам рассказывали об этом, мы представили на ближнем рейде Луанды «сигары» подводных лодок, исполинские авианесущие и ракетные крейсеры. Но оказалось все значительно проще — наш флот стоял в нескольких милях от берега и с набережной Луанды его не было видно вовсе.

Побережье Анголы постоянно патрулировалось кораблями советского Военно-Морского Флота, которые периодически заходили в Луанду, где находился пункт материально-технического обеспечения советских боевых кораблей и частей морской пехоты. На военно-морской базе в Луанде постоянно швартовались советские военные корабли, несшие боевое дежурство в водах Атлантики. Учитывая, что это была зона ответственности Северного флота, корабли и подводные лодки были из Заполярья. Присутствие советского флота у побережья Анголы оказывало не только влияние на материально-техническую поддержку правительственных войск МПЛА со стороны СССР и Кубы, но являлось серьезным сдерживающим фактором в этом регионе. По договоренности с кубинской стороной советские корабли переправляли в Анголу воинский контингент с Острова Свободы.

К середине 80-х годах у берегов Анголы активизировали свою деятельность морские диверсанты, которые взорвали более полутора десятков гражданских судов, принадлежащих различным странам и компаниям, совершено несколько «актов саботажа» в прибрежной полосе (подрывы мостов, нефтехранилищ, навигационных сооружений). Считалось, что это было дело рук боевых пловцов 4-го разведывательно-диверсионного (морского) полка южноафриканских коммандос. Это подразделение имело довольно грозный девиз — «Iron Fist From The Sea» («Железным кулаком — из-под воды»).

О том, что это не слухи, а реальность, рассказал в своем мартовском номере (2008) журнал подразделений специального назначения «Братишка», который привел подлинные оперативные документы аппарата ГВС в Анголе:

«Главному военному советнику в НРА

Докладываю:

В 3.00—3.40 30 июля 1984 г. в результате диверсии были подорваны два судна, стоявшие на внутреннем рейде порта Луанды. Одно из судов принадлежит ГДР, другое — Анголе. На борту ангольского судна (со смешанным анголо-кубинским экипажем), прибывшего из Бразилии, находился груз продовольствия и снаряжения для ФАПЛА. На судне ГДР — груз для СВАПО (28 автомашин, продовольствие), а также промышленные товары для НРА.

В результате взрывов наиболее серьезные повреждения получило судно ГДР, на нем выведено из строя машинное отделение. По результатам предварительного расследования, проведенного министерством госбезопасности и обороны НРА, установлено, что диверсия осуществлена подрывом магнитных мин, установленных на подводной части судов. На немецком судне в результате подрыва двух мин образовались пробоины размером 3x3 и 3x3,5 м. На ангольском судне имеются также две пробоины размером 2x2 и 3,5x1,5 м.

Диверсия скорее всего осуществлена подводными диверсантами. Как показало предварительное расследование, в период с 22.00 29.7 до 2.00 30.7 вблизи указанных судов наблюдалась резиновая лодка с подвесным мотором с тремя неизвестными лицами на борту. Лодка пыталась приблизиться и к советскому рыболовецкому судну, находившемуся недалеко от места диверсии, но благодаря бдительности и принятым дежурной службой мерам вынуждена была уйти.

В порту Луанды в настоящее время находятся четыре советских военных корабля: БПК «Адмирал Юмашев», дизель-электрическая подводная лодка (ДПЛ), плавмастерская (ПМ), танкер-заправщик, а также около 30 рыболовецких судов. Два советских грузовых судна: «Николай Шверник» и «И. Дубровинский», с грузом ГСМ, вооружением, боеприпасами и другим военным имуществом для СВАПО и ФАПЛА направляются в порт Намиб. Все экипажи приведены в состояние повышенной противоминной и противодиверсионной готовности. Утвержден график круглосуточного гранатометания с дежурных катеров внутри бухты и у стоящих у причалов кораблей.

Помощник ГВС полковник В. Уваров. 30 июля 1984 г.»22.

ТАСС, ссылаясь на ангольские источники, заявило, что эти диверсии — дело рук южноафриканских диверсантов-подводников. Правительство ЮАР сразу выступило с резким протестом. Разгорелся международный скандал. Какую политику в отношении нас займет коалиционное правительство? Какие силы будут определять ее в будущем? Эти вопросы волновали очень многих.

Дипломатические отношения между СССР и Анголой были установлены 11 ноября 1975 г.23 Ангола признала РФ в качестве государства-правопреемника СССР 28 декабря 1991 г. До 1991 г. отношения между нашими странами, строившиеся главным образом на идеологизированной основе, развивались достаточно активно, осуществлялись регулярные контакты на высоком партийно-государственном уровне. Но после 1991 г. интенсивность нашего сотрудничества заметно снизилась, хотя двусторонние отношения сохранили традиционно дружественный характер.

Примечания

14

. Эта цифра уже неточная даже потому, что в 1992 году во время захвата унитовцами гидроузла «Капанда» на р. Кванза погибли трое советских специалистов «Института Гидропроект».

15

. «…И кровью российской Анголы земля не алела? (Войны, где нас не было)». С. Коломнин, член совета Союза ветеранов Анголы»..

. Источник: http://www.budo-forums.ru/blog/164/entry-2055-krasnaya-afrika-vojna-v-angole-takogo-ada-my-ne/.

. А.С.Котов. «Участие советских офицеров в гражданской войне в Анголе 1975—1994 гг.».

. Источник: http://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-sovetskih-ofitserov-v-grazhdanskoy-voyne-v-angole-1975-1994-gg.

16

. Елена Лях. «Несколько слов после репортажа Маркеса «По велению интернационального долга»..

. Источник: Проза.ру. http://www.proza.ru/2012/06/19/217

17

. «…Четыре десятилетия спустя кубинские бойцы приехали в Африку, с умноженной силой Революции, защищать народ от нападения тех же врагов. Там пало 2 077 соотечественников».

. (Из Выступления Президента Республики Куба Фиделя Кастро Руса на юбилейном акте в честь 30-й годовщины с начала кубинской военной миссии в Анголе и 49-й годовщины высадки с яхты «Гранма», Дня Революционных вооруженных сил, состоявшемся 2 декабря 2005 года).

. Источники: http://left.ru/2005/17/castro134-2.phtml и http://www.cuba.cu/gobierno/discursos/2005/rus/f021205r.html

18

. Для достижения поставленных целей руководством УНИТА использовало так называемые «Вооруженные силы освобождения Анголы» (ФАЛА), численность которых составляла 38 тыс. чел.

. Бандформирования представляли собой батальоны, созданные по типу регулярных войск со штатным оружием и военной техникой.

. В боевом составе ФАЛА имелось 50 батальонов, 63 окружные колонны (роты). Эти подразделения практически постоянно осуществляли вооруженные акции в различных провинциях Анголы.

. С целью повышения оперативности и эффективности действий вся территория НРА командованием УНИТА условно была разделена на четыре фронта (Северный, Центрально-северный, Восточный, Центрально-южный) и пять секторов («Казомбу», «Канаке», «Кванза», «Куиту», «Куньинга»).

. Кроме того, имелся один военный округ центрального подчинения.

. На основе существующих секторов рассматривалось создание еще двух-трех фронта.

. Основные тыловые базы УНИТА располагались на юго-востоке страны. Кроме того, такие базы были созданы в соседних с Анголой странах: Намибии, Заире и Замбии.

. Военная подготовка унитовцев осуществляется офицерами ЮАР в лагерях на территории Намибии (Окамбебе, Ондегира, Стенгело-Дам, Омундаунгило, Катара, Андара), а также в пяти учебных центрах, расположенных в южных и юго-восточных провинциях НРА.

. Кроме того, в Заире был организован ряд учебных пунктов, где под руководством западных инструкторов шлот освоение личным составом ФАЛА оружия, поставленного США для Ж. Савимби по линии ЦРУ (противотанковые и зенитные средства).

. (Генерал-полковник Г. Михайлов. Ангола: неизвестная война / Справка ГРУ ГШ от 2 апреля 1987.

. Источник: С. Коломнин. http://www.veteranangola.ru/upload/1291450310_FILE.pdf)

19

Легитимный — законный, находящийся в соответствии с действующим в данном государстве законом.

20

Источник: Справочник по практике Совета Безопасности — Дополнение за 1989—1992 годы. Департамент по политическим вопросам. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 1009 г. ISBN 92-1-437000-1, стр. 207.

21

Там же, стр. 208.

22

. Сергей Коломнин. «Опыт, оплаченный кровью: железным кулаком — из-под воды», «Братишка», март, 2008.

. Источник: http://www.bratishka.ru/archiv/2008/3/2008_3_14.php

23

. ДОГОВОР О ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ СССР И НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ АНГОЛА..

. Москва, 8 октября 1976 г.

. (Извлечение).

. Статья 1. Высокие договаривающиеся стороны заявляют, что между обеими странами и их народами будет существовать нерушимая дружба и развиваться всестороннее сотрудничество в политической, экономической, торговой, научно-технической, культурной и других областях на основе уважения суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга и равноправия. […].

. Статья 3. Союз Советских Социалистических Республик уважает проводимую Народной Республикой Ангола политику неприсоединения, являющуюся важным фактором поддержания международного мира и безопасности. Народная Республика Ангола уважает миролюбивую внешнюю политику, проводимую Союзом Советских Социалистических Республик как социалистическим государством.

. Статья 4. Высокие договаривающиеся стороны будут и впредь выступать за мир во всем мире, углубление разрядки международной напряженности и ее воплощение в конкретные формы взаимовыгодного сотрудничества между государствами, за урегулирование международных проблем мирными средствами, за заключение всемирного договора о неприменении силы в международных отношениях и за достижение всеобщего и полного разоружения, включая ядерное, под эффективным международным контролем.

. Статья 5. Высокие договаривающиеся стороны будут и впредь вести неуклонную борьбу против сил империализма, за окончательную ликвидацию колониализма и неоколониализма, расизма и апартеида, выступать за полное осуществление Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам.

. Стороны будут сотрудничать друг с другом и с другими миролюбивыми государствами в поддержке справедливой борьбы народов за их суверенитет, свободу, независимость и социальный прогресс.

. Статья 6. Высокие договаривающиеся стороны, выражая глубокую заинтересованность в обеспечении всеобщего мира и безопасности и придавая большое значение сотрудничеству между ними на международной арене для достижения этих целей, будут регулярно обмениваться мнениями друг с другом по важным международным вопросам, а также по вопросам двусторонних отношений.

. Такие консультации и обмен мнениями будут охватывать: — международные вопросы, включая ситуации, вызывающие напряженность в различных районах мира, с целью содействия разрядке напряженности, развитию сотрудничества и укреплению международной безопасности;

. — вопросы, которые являются предметом многосторонних переговоров, в том числе рассматриваемые в международных организациях и на международных конференциях;

. — вопросы политического, экономического и культурного характера и другие вопросы, касающиеся отношений между двумя странами….

. Статья 7. В случае возникновения ситуаций, создающих угрозу миру или нарушение мира, высокие договаривающиеся стороны будут незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью согласования своих позиций в интересах устранения возникшей угрозы или восстановления мира.

. Статья 8. Придавая большое значение экономическому, техническому и научному сотрудничеству между ними, высокие договаривающиеся стороны будут и дальше расширять и углублять такое сотрудничество и обмен опытом в промышленности, транспорте, земледелии, животноводстве, рыболовстве, эксплуатации природных ресурсов, развитии энергетики, связи, коммуникаций, в подготовке национальных кадров, а также в других областях экономики.

. Стороны будут расширять торговлю и мореплавание между ними на основе принципов равенства, взаимной выгоды и наибольшего благоприятствования.

. Статья 9. Высокие договаривающиеся стороны будут содействовать дальнейшему развитию связей и сотрудничества между ними в области науки, искусства, литературы, образования, здравоохранения, печати, радио, кино, телевидения, туризма, спорта и в других областях.

. Стороны будут содействовать расширению сотрудничества и непосредственных связей между политическими и общественными организациями, предприятиями, культурными и научным учреждениями в целях более глубокого взаимного ознакомления с жизнью, трудом и достижениями народов обеих стран.

. Статья 11. Каждая из высоких договаривающихся сторон заявляет, что она не будет вступать в союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также в действиях или мероприятиях, направленных против другой высокой договаривающиеся стороны.

. Статья 12. Высокие договаривающиеся стороны заявляют, что их обязательства по действующим международным договорам не находятся в противоречии с положениями настоящего договора, и обязуются не заключать какие-либо международные соглашения, несовместимые с ним. […].

. Статья 14. Настоящий договор будет действовать в течение двадцати лет со дня вступления его в силу.

. Если ни одна из высоких договаривающихся сторон не заявит за один год до истечения указанного срока о своем желании прекратить действие договора, он будет оставаться в силе на следующие 5 лет и так до тех пор, пока одна из высоких договаривающихся сторон не сделает за один год до истечения текущего пятилетия письменного предупреждения о своем намерении прекратить его действие. […]

. СССР в борьбе против колониализма и неоколониализма. 1960 — март 1986 г.: документы и материалы: в 2 т. / редкол.: А. А. Громыко [и др.]. М.: Политиздат, 1986. Т. 1. С. 373—377

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я