ННО: теория и практика. Как понимание потребностей ведёт к пониманию друг друга

Вадим Боровиков

Ненасильственное общение (ННО) – это мировоззрение, позволяющее лучше заботиться о себе и полнее понимать окружающих.В этом учебнике мы предлагаем вам познакомиться с методикой, дополненной нашим опытом и видением с точки зрения практики ННО и психологии.Мы делимся теорией и упражнениями – включая авторские – чтобы ваше общение стало более приятным и успешным. И надеемся, что это поможет вам посмотреть на себя и других по-новому.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ННО: теория и практика. Как понимание потребностей ведёт к пониманию друг друга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. То, что объединяет

Этот раздел посвящён тому, чтобы начать видеть то общее, что между нами есть. Мы поговорим о наблюдениях и том, как отделить их от оценок; затем коснёмся эмоций и поучимся их идентифицировать и после этого заглянем на уровень потребностей.

Послание №1

«Я могу думать о себе и других с опорой на суждения и интерпретации, и тогда меня может ждать множество конфликтов с собой и другими.

Если я научусь видеть за этим потребности и эмоции, я смогу лучше понять причины своих поступков, обнаружить в себе общее с другими людьми и разглядеть в другом точно такого же человека, как я».

Глава 1. Наблюдения

Отделение наблюдений от оценок

Мы можем по-разному думать и по-разному выражать мысли.

Мы можем полагаться в коммуникации на то, что важно лично для нас, а можем, помимо этого, учитывать нечто кроме своей позиции.

Если вы хотите поссориться с человеком, есть надёжный и проверенный метод: найдите тему, по которой вы с ним не согласны, и смешайте ваши наблюдения с оценочными суждениями.

Ненасильственное общение предлагает провести чёткую грань между событиями, произошедшими в реальности, и тем, как мы эти события воспринимаем. Объективное — факты — складывать в одну кучку, а субъективное — восприятие ситуации — в другую. Сравните фразы:

1. «Ты пришёл домой поздно».

2. «Сейчас 23 часа. Мне кажется, это поздновато; я ждала тебя раньше».

Первая может легко спровоцировать конфликт о том, что для кого «поздно» и «нормально». Такие споры бывают напряжёнными и, чаще всего, пустыми по сути: люди говорят не о том, что с ними происходит, а о значении слов. При этом в реальном мире не существует ничего, что соответствовало бы таким понятиям языка, как «рано» и «поздно», «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно». Это — оценки, которые мы выносим тому, что наблюдаем. Они часто отличаются у разных людей в разных ситуациях.

Важно понять, что тот, с кем вы общаетесь, волен по-своему оценивать происходящее: у него своя голова на плечах со своими процессами и пройденным опытом, и они могут совершенно не совпадать с вашими. Когда мы говорим об оценке как о факте («ты поздно пришёл»), мы навязываем другому своё видение, тем самым неявно помещая себя в доминирующую позицию: «я знаю, что верно», — и это, действительно, может не понравиться многим. Тут же может возникнуть конфликт на почве разницы ваших оценок и борьбы за власть над ситуацией.

Всего этого можно избежать, если оценки и интерпретации отделять от наблюдений: вы либо говорите про реальность («сейчас 23 часа»), либо про себя и своё восприятие («поздновато, как по мне»). В этом случае оснований для ссоры куда меньше. Таким образом, у вас появится:

1. Нейтральное описание событий. Если вы достаточно объективны и аккуратны, тут либо не возникнет расхождений, либо они окажутся легко разрешимы.

2. Ваша оценка этих событий. Тут расхождений тоже не будет, поскольку вы явно говорите только про себя.

Поначалу может быть непросто отделять наблюдения от оценок. Если вы не уверены, получилось ли у вас выделить факты, попробуйте использовать такие приёмы:

• Подумайте: если бы событие снимали на камеру, как бы описал увиденное нейтральный наблюдатель? Что сказал бы тот, кто не знает ни участников, ни контекста?

• Проверьте свою оценку: «Как я понял (а), что это так?», «В чём это выражается?», «Почему я так решил (а)?». Если ответом будет новая формулировка, то она, скорее всего, уже будет ближе к наблюдению: «Сейчас уже поздно». — «В чём это выражается?». — «Стемнело, и на часах 23». Если же вопросы не помогли прояснить происходящее, то вы, скорее всего, уже работаете с фактами: «На часах 23». — «Почему я так решил?». — «Увидел, и всё».

Когнитивные искажения и оценочные суждения

Для того, чтобы глубже разобраться в оценочных суждениях и лучше их распознавать, мы также предлагаем опираться на знание когнитивных искажений — некоторых способов мыслить, которые свойственны нам в силу особенностей мозговых процессов. Мы рассмотрим четыре из них: навешивание ярлыков, чтение мыслей, чрезмерное обобщение и предсказание будущего.

Таким образом, мы обсудим не только вопрос того, как мы можем строить высказывания, но и поймём, какие именно особенности нашего мышления могут способствовать менее бережной коммуникации.

1. Навешивание ярлыков

Иногда мы выражаем своё отношение к себе, к другим или к миру одним общим суждением — как если бы вся суть могла быть сведена к чему-то однозначно плохому или хорошему. Таким образом, может создаваться «ярлык», который сужает действительность до какой-то однозначной и жёсткой картины.

Как выражается в оценочных суждениях:

• Использование для утверждения слов (обычно наречий или прилагательных) без упоминания о том, что это — не абсолютная истина, а субъективная оценка. Часто при этом могут отрицаться чьи-либо способности или возможности.

• Употребление слов (обычно глаголов) с оценочным значением, где нет прямого упоминания ярлыка, но он следует из характера высказывания.

2. Чтение мыслей

Иногда у нас складывается впечатление, что мы знаем, что думают другие люди. Здесь мы можем считать, что о нас думают что-то непременно плохое, или быть уверенными, что знаем, как видит мир другой человек.

Как выражается в оценочных суждениях:

• Тон, подразумевающий, что мы однозначно и наверняка знаем нечто о чувствах, мыслях или намерениях другого человека.

3. Чрезмерное обобщение

Иногда мы склонны делать обобщения без учёта множества факторов, опираясь только на небольшую часть опыта. Например, мы можем сказать: «Ты всегда ошибаешься», — хотя более объективно ситуацию, скорее всего, описала бы фраза: «Ты иногда ошибаешься в некоторых ситуациях».

Слова «всегда», «никогда», «постоянно», «каждый раз» и т. п. могут быть сигналом к тому, чтобы проверить, нет ли ошибки в высказывании.

Как выражается в оценочных суждениях:

• Обобщение, не подкреплённое конкретными примерами.

4. Предсказание будущего

Иногда у нас складывается впечатление, будто последствия тех или иных событий нам известны наверняка. Например, мы можем быть убеждены в плохом исходе событий или том, как именно событие повлияет на нашу жизнь.

Как выражается в оценочных суждениях:

• Подмена вероятностей предсказанием.

Упражнение №1. Оцениваем оценочность

Возьмите листочек бумаги и напишите ответы.

Ключевые идеи главы

• Если мы интерпретируем события, исходя из своих суждений, это может нас разобщить: у каждого свои оценки.

• Если мы сообщаем о своих наблюдениях, отделяя это от оценок, в поле нашего общения появляется нечто общее. Это общее — фундамент для взаимопонимания.

Теперь, когда мы поговорили о наблюдениях, будем двигаться дальше. Впереди нас ждут эмоции.

Глава 2. Эмоции

Помимо наблюдений, есть ещё кое-что, что может помочь нам увидеть схожесть с другими — эмоции. Эмоции (также называемые в ННО «чувствами») — это то, что знакомо всем людям. Однако тут не всё так просто: мы не всегда способны понять свои эмоции, иногда связь с ними теряется. А кроме того, даже испытывая их, мы не всегда можем сказать о них так, чтобы это не смешивалось с интерпретациями. Давайте разбираться.

Псевдоэмоции

Иногда нас может вводить в заблуждение язык, которым мы пользуемся. Бывает, что мы пытаемся выразить то, что с нами происходит, но нечаянно говорим не о себе, а о другом человеке — точнее о том, как мы воспринимаем отношения с ним:

1. «Я чувствую себя обманутым».

2. «Я чувствую себя так, как будто меня не замечают».

3. «Я чувствую, что ты меня действительно ценишь».

Подобные фразы лишь маскируются под чувства. Но, по сути, это будут мысли и идеи: мы говорим, что нам кажется, что нас предали; или что не видим признаков того, что нас замечают; или что замечаем проявления внимания. Иными словами, это будет выражением того, как мы видим и интерпретируем ситуацию, но не тем, каково нам в ней. Мы называем это псевдоэмоциями.

ННО рекомендует говорить о своих состояниях, отделяя чувства и эмоции от мыслей и интерпретаций. Что вы чувствуете, когда полагаете, что вас не замечают? Может быть, тоску? Разочарование? Обиду? А может, облегчение? Это будет зависеть от ситуации, вашего отношения к ней, ожиданий и надежд. Если вы поймёте, что именно испытываете, то сможете яснее увидеть, с чем конкретно это связано. И если вы выразите всё это собеседнику, шансы на то, что он вас услышит, вырастут:

1. «Я злюсь и сильно разочарован. Мы договаривались встретиться сегодня. Это было для меня важно, а ты не пришёл и не позвонил».

2. «Мне сейчас очень обидно. Мы с тобой вчера почти не говорили, и мне кажется, что ты меня не замечаешь».

3. «Мне сейчас тепло и радостно, и я чувствую облегчение после нашего разговора. Спасибо, что сказал мне всё это, это было для меня важно».

Определение эмоций

Если вы точно что-то чувствуете, но не находите для этого слов — знайте, вы в этом не одиноки. По нашим наблюдениям, в нашей российской культуре не очень принято говорить о чувствах (особенно среди мужчин), поэтому у многих из нас не развит словарь для выражения своих состояний. Следующий список может помочь — попробуйте просто пройти по нему и отметить то, что сейчас откликается:

Отличие эмоций от псевдоэмоций

Для понимания того, выражаем ли мы именно чувства, можно принимать во внимание следующее:

1. если, говоря о своих эмоциях, мы называем не эмоции — значит, мы говорим о чём-то другом (озвучиваем убеждение, даём оценку и т. д.);

2. если, говоря о своих эмоциях, мы назначаем ответственным за них кого-то другого — как если бы с нами сделали что-то — значит, мы, скорее всего, не говорим о своих эмоциях напрямую.

Например, если после «чувствую» у нас идёт «что», то это, скорее всего, мысль. Вероятно, мы сейчас не «чувствуем, что», а «полагаем, что». Если же мы «чувствуем» себя так, «как будто с нами как-то поступают» — ценят, игнорируют, обижают — это снова наши мысли: про другого человека и его действия.

Но какие эмоции мы испытываем от этих мыслей?

Чтобы научиться лучше распознавать, где за фразой об эмоциях может скрываться что-то другое (убеждения, оценки, представления о чём-то и др.), мы можем ориентироваться по следующим «сигналам» — где слово «чувствую» далее обычно сопровождается:

1. Пассивным залогом — формулировкой, где мы не производим действия (не являемся его субъектом), а испытываем на себе воздействие (являемся объектом). Залог ещё называют «страдательным», и неспроста.

• «Я чувствую: от меня постоянно всем что-то нужно».

• «Я чувствую, меня не так поняли».

• «Я чувствую себя обманутым».

2. Речью о другом человеке:

• «Я чувствую, что ты справишься с этим лучше».

• «Я чувствую, что на Эми можно положиться».

• «Я чувствую, что мой шеф — тот ещё манипулятор».

3. Другими предложениями с союзами «что», «как», «как будто» и др.:

• «Я чувствую себя как последний неудачник».

• «Я чувствую, что плохо играю на гитаре».

• «Я чувствую, что это бесполезно».

• «Я чувствую, будто ничего не значу для людей, с которыми работаю».

• «Я чувствую себя так, как будто говорю со стенкой» (в данном случае метафора аналогична фразе «ты меня не слышишь»; подробнее об использовании метафор мы поговорим ниже)».

Как вы могли догадаться, выше описаны мысли, оценки, интерпретации поведения других. Настоящие выражения чувств здесь были бы такие:

• «Я испытываю облегчение, спокойствие и радость, когда думаю о том, чтобы работать с Эми».

• «Мне чертовски грустно и печально, когда я не добиваюсь того, чего ожидал».

• «Я чувствую разочарование/злюсь/недоволен собой, когда играю на гитаре».

Исключения — варианты вроде:

• «у меня будто камень с души упал» (т. к. здесь метафорически, но чётко говорится о том, что человек чувствует облегчение);

• «я будто заново родился!» (также метафора того, что человек чувствует себя энергичным, вдохновленным, открытым новому; при этом важно помнить, что некоторые устойчивые выражения могут иметь несколько вариантов толкования, поэтому помните о принципе «скажи словами через рот»: при необходимости, уточняйте для собеседника, что вы имели в виду).

Также под выражение чувств человека могут маскироваться «ты — высказывания», которые по своей природе противоположны «я — высказываниям».

Что же это такое?

«Я-высказывания»

«Я-высказывание» или «я-сообщение» (по Т. Гордону) — это утверждение о чувствах, убеждениях, ценностях говорящего, в то время как «ты-сообщение» фокусируется на человеке, с которым разговаривают.

Давайте рассмотрим разницу на прошлых примерах:

Мы можем опираться на базовую структуру «я-сообщения» для того, чтобы доносить информацию в парадигме ННО:

Уточним: все эти шаги нужны только для того, чтобы с их помощью учиться переключать внимание с оценок, мыслей и стратегий на наблюдения, чувства и потребности. Нам не нужно механически произносить длинную формулу, а некоторые пункты можно вообще опускать. Например:

• Безоценочное наблюдение нужно, чтобы установить контекст для разговора. Если мы и так находимся в этом контексте (допустим, обсуждая мытье посуды, стоим на кухне и смотрим в раковину), то фраза в стиле: «Когда я смотрю в раковину и вижу немытую посуду…», — будет излишней.

• Выражение чувств нужно, чтобы показать, что с нами происходит, но собеседнику это может быть не очень важно (например, дело с посудой происходит на кухне в офисе). Кроме того, важно помнить, что, говоря о чувствах, мы показываем свою уязвимость. Это хорошо для контакта, но мы не обязаны быть к этому готовы в любой момент жизни.

• Выражение потребностей нужно, чтобы показать, чего мы хотим на максимальной глубине. Часто на такую глубину опускаться необязательно, и можно найти решение раньше, на уровне варьирования стратегий (например, человек готов помыть посуду, но через час, и нам подходит такое решение).

• Просьба нужна, чтобы собеседник понимал, чем нам можно было бы помочь. Если мы от него ничего не хотим, наверное, этого разговора вообще не происходит. А если мы пока сами не знаем, чего хотим, можно запросить его идей: «Вот я не знаю, что со всем этим сейчас делать. Есть мысли?».

Можно присмотреться к тому, какие перед нами стоят задачи в конкретной ситуации, и общаться так, как это будет гармонично для нас и нашего собеседника.

Упражнение №2. Отделяем чувства от мыслей

Возьмите листочек бумаги и напишите ответы.

Упражнение №3. ННО-высказывание: факты+свои чувства

Возьмите листочек бумаги, представьте следующие ситуации и постарайтесь:

• отделить факты (от оценок) и описать их;

• описать, какие чувства вы испытываете.

Ключевые идеи главы

Второй компонент ННО — это выражение чувств.

• В ННО проводится различие между настоящими чувствами и высказываниями, в которых описываются мысли, оценки и интерпретации.

• Эмоции определить не всегда просто — это навык, который под силу развить большинству людей (есть исключения при специфических особенностях работы мозга).

• Под эмоции часто маскируются мысли и суждения.

• Эмоции — как и наблюдения — являются частью того, что может объединять нас в поле нашего общения, и тем, чему можно сопереживать.

• Если мы можем выражать эмоции ясно, у нас больше шансов установить контакт и быть понятыми другими, так как эмоции — это знакомая и понятная людям штука.

Итак, мы продолжаем знакомиться и исследовать то, что может быть основной для взаимопонимания. У нас уже было знание о том, что мы можем отделять наблюдения от оценок. Теперь мы сказали об эмоциях: наряду с наблюдениями, они являются тем, что известно из опыта любому человеку, ведь абсолютное большинство из нас их испытывает. Мы можем интерпретировать по-разному ситуации, в которых оказываемся, можем иметь разные ожидания от действительности. При этом мы можем выделить некий условный «набор» чувств, которые будут понятны значительному числу людей в силу их распространенности во многих культурах нашей планеты.

Дальше речь пойдёт о потребностях.

Глава 3. Потребности

Следующая тема является ключевой для понимания ННО.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги ННО: теория и практика. Как понимание потребностей ведёт к пониманию друг друга предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я