Поиск Истины, Добра и Красоты. Метафизическая поэзия

Вадим Белов, 2021

Задачей метафизической поэзии является прояснение смысла, слов, Конечная цель как поэтического, так и философского творчества, состоит в том, чтобы назвать вещи своими именами. Дело не в том, чтобы показать, какими вещи являются для нас, а в том, чтобы показать, какие они «в себе». Поэт-философ, через прояснение смыслов стремится проникнуть в «вещи-в-себе», которые внешним способом непознаваемы. Метафизическая поэзия и есть средство понимания и выражения «потустороннего мира», Небо и есть этот «потусторонний мир». Человек сам для себя оказывается и «вещью в себе», как небесное существо, и «явлением», как земное. Человек – это представитель двух миров – небесного и земного: в первом случае он выступает как «вещь-в-себе», во втором – как «явление», а какой из них подлинный, решать читателю. Автор.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поиск Истины, Добра и Красоты. Метафизическая поэзия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Посвящается моей музе и жене Елене — с божественной любовью.

© Белов В.А., 2021

Предисловие

Некоторые люди привыкли выражаться прозой, а не стихами, полагая, что так они достигнут лучшего понимания своих мыслей. Например, так поступал г-н Журден в произведении Мольера «Мещанин во дворянстве». И я попробую выразить свою поэзию прозой, может быть удастся достичь лучшего понимания своих мыслей?

Жизнь — не дом, а поиск дома, ибо жизнь сама по себе не является домом. Это исследование, приключение. Нет необходимости, чтобы мы достигли цели — это редкость — потому что поиск очень сложен и имеется тысяча и одна трудность на пути. Мир является мостом, не остановкой. Если использовать его как мост; это может соединить нас с Богом. И когда жизнь станет мостом к Богу, это прекрасно, божественно. Но если мы не используем ее как мост к Богу, она останется скучной, поддельной, иллюзорной, воображаемой, фиктивной.

Каждый человек ищет блаженства, и почти всегда находит прямо противоположное. Я говорю «почти», потому что некоторые люди далеко и их так мало… Они исключения, которые только подтверждают правило. Я полагаю, что почти все, кто ищет блаженства, находят отчаянье и страдание. Люди стремятся попасть на Небеса, но когда они вдруг достигают их, они осознают, что ошиблись, это, скорее, ад.

Здесь скрыто очень большое непонимание и путаница. Непонимание того, что те, которые ищут удовольствий, найдут печаль — потому что удовольствие только маскировка, печаль как раз то, что скрыто. Это маска — слезы скрыты за улыбками, шипы ждут нас за цветами. Все могут видеть это, ведь это так очевидно; каждый человек переживает этот обман снова и снова. Но повторение ничему не учит. Только сознающий человек будет в состоянии легко увидеть, что, поиск удовольствия заканчивается печалью. И в сущности удовольствия лежит — подделка.

У кого большие амбиции, кто строит большой комфортабельный дом, это стоит ему стольких хлопот, страданий и беспокойств, столько нервного напряжения! Говорят, что если вы в самом деле преуспевающая личность, вы обречены на инфаркт где-то между сорока пятью и сорока восемью годами. Если вам стукнуло пятьдесят и у вас еще не было инфаркта, ваша жизнь потрачена зря, вы неудачник, банкрот; вы не достигли цели, вы недостаточно честолюбивы. С честолюбивыми людьми обязательно случается инфаркт. Еще более честолюбивые зарабатывают психоз. Если вы не нуждаетесь в психиатре, это просто означает, что вы не используете себя на путях амбиций.

И все общество построено на амбициях; образовательная система готовит только амбициозные умы. Это — потенциальные пациенты для психотерапевтов. Это выглядит как заговор — вся образовательная система только и делает, что создает людей для больниц, священников для искупления вины, пациентов для психотерапевтов. Кажется, вся система больна, и больна смертельно. Она не создает здоровых, живых, сияющих личностей; не создает играющих, празднующих людей. Она не учит нас, как сделать нашу жизнь праздником? Все, чему она учит: это — как быстрее попасть в дурдом.

Или она ищет поддельные утешения: чуть больше денег, чуть больше комфорта, выше банковский счет, чуть больше славы, чуть больше известности, власти. Кто-то хочет стать президентом или премьер-министром. Все это поддельно, ибо смерть всех возьмет с собой. Это определение самообмана. Настоящее только то, что не может забрать смерть. Все остальное иллюзорно, сделано из той же материи, что и сны. Если вы стремитесь к вещам, которые смерть заберет с собой, тогда ваша жизнь — ничтожна и не имеет смысла. Вы — заблудились!

Нужно думать о чем-то высшем, чем-то, превосходящем смерть, чем-то, что не может быть разрушено, чем-то, что нерушимо, чем-то, что превыше времени. И печаль не возникнет, если вы ищете высшее, если вы ищете Истину, Добро и Красоту, или Бога, как бы вы ни захотели назвать это. Если вы в поиске глубин и вершин жизни, если вы не стремитесь к подделкам, тогда ваш поиск велик и принесет высокое качество существования. Вы ощутите укорененность, собранность воедино, баланс Истины, Добра и Красоты, и тогда почувствуете Небесную радость, возникающую в душе изнутри.

Настоящая радость никогда не приходит извне — только подделки являются снаружи, потому что смерть забирает все внешнее. Смерть случается, как постороннее, она никогда не происходит внутри. Она случается в теле, но никогда — в душе, душа — бессмертна. Все внутреннее выше смерти — оно всегда было и всегда будет с нами. Мы прекрасно знаем это, ибо они — прописные истины, которые мы усвоили с детства, хотя продолжаем гоняться за внешними призраками, а душевная реальность ждет нас, чтобы мы вошли в нее, заглянули внутрь, настроились на нее, как свою обитель.

Итак, вывод: ищите то, что бессмертно, и в конце концов вы постучите в дверь, ведущую в Небеса.

Почему же мы стремимся к поддельным удовольствиям? Что скрывается за этим? За этим скрывается наша печаль. Мы хотим забыться, отбросить все, что нас беспокоит, хотим утопить себя в алкоголе, сексе, деньгах, большой политике. Мы хотим убежать во что-то большее, всеобъемлющее, например, в политику. Политики могут бесконечно говорить о необходимости запрещения чего угодно, потому что они имеют в распоряжении гораздо более опасную отраву — глубокий, беспробудный сон; они погружаются в эту сонливость до полного забытья. Иногда даже забывают самых близких: мужа, жену, родственников. Их беспокоит только один вопрос — это вопрос о власти. Несомненно, алкоголь менее опасен, чем политика. Если что-то и нужно запрещать в мире, то не алкоголь, а политику.

Муж старается командовать своей женой, это — политика. Жена старается командовать мужем — это тоже политика. Ребенок поднимает крик, желая новую игрушку немедленно, и это — опять политика.

Политика означает стремление преобладать над другими, командовать ими, подчинять себе. И это очень отравляет. Это наихудший алкоголь, имеющийся в мире. Желание командовать разделяет людей на: командиров и подчиненных, аристократов и плебеев, власть имущих и рабов. Людей начинают наказывать за неповиновение, ибо власть отдана тем, кто подчиняет себе других, наказывает, сажает в тюрьмы, казнит за неповиновение и убивает. Никакая власть не признает свободу и независимость. Свобода — это равенство прав, а где права равны, там власть ограничена местом и временем. Люди, убегая от власти, ищут убежища в алкоголе, в сексуальности, в спортивной игре, в пивных застольях, но главное — большинство просто продолжают искать поддельные утешения, одно за другим. Когда они достигают одного утешения и находят, что оно не дает полностью забыться, убежать подальше от власти, начинают искать что-то иное. Их жизнь становится постоянным бегством от чужой власти, поиском самостоятельности, самообладания, способности владеть самим собой, и констатацией, что каждая новая их находка — не та.

Чем искать поддельные утешения, лучше идти в свою печаль. Медитировать, идти в нее глубже и глубже. Не избегать своего несчастья, ибо в бегстве мы никогда не узнаем, что это такое? И никогда не узнаем, как превзойти эту печаль? Знание причин радости и печали, это красота: если мы действительно знаем причину своего счастья и несчастья, в самом узнавании несчастье преобразуется в счастье, потому что причина всему — наше невежество и ничто другое.

Иисус говорит: «Истина освобождает». Это одно из важнейших когда-либо сделанных заявлений, одно из основных для всякого ищущего истину. Истина освобождает — не та готовая истина, которую мы черпаем из священных писаний, а та, к которой мы пришли своим умом, через наш собственный опыт.

Вы печальны. Войти в свою печаль — это лучше чем бегство в какую-то деятельность, в какое-то занятие, лучше, чем идти на встречу с друзьями или в кино или включить радио или телевизор. Чем убегать во все это, что дает забыться, отключиться, лучше самим отвернуться от этого, прекратить всякое бегство от самого себя. Закройте глаза и идите внутрь своей печали или радости, присмотритесь к ней без осуждения, потому что если вы осуждаете, вы не сможете видеть всю цельность этого. Смотрите без осуждений. Если вы судите, вы не сможете видеть это целиком. Без вынесения приговора, без осуждения, без оценивания, просто наблюдайте, что это. Смотрите на это как на цветок, просто смотрите на это без оценок — так вы можете увидеть все части этого.

И вы будете удивлены: когда глубоко войдете в свою печаль, она начинает рассеиваться. Если человек может глубоко идти в свою печаль, он найдет все печали рассеявшимися. И в этом испарении печали — радость, блаженство. Блаженство не обнаруживается во внешнем, в отличие от печали. Блаженство обнаруживается во внутреннем, глубоко скрытым за печалью. Вы глубоко входите в ваши наполненные печалью состояния, чтобы найти там весенний источник радости.

Нужно всегда спрашивать об истине своей жизни. Достаточно только одного поиска, чтобы освободиться от всех несчастий, страданий, адов. Спрашивайте об истине своего существования, о добре и красоте самого себя и смотрите на все его части — гнев, жадность, похоть. Войдите в каждую из них. И, входя в каждую из них, вы найдете снова и снова тот же самый источник, тот же самый родник радости. И, понемногу сами станете праздником. Ничего не изменится снаружи, но вы открыли самих себя. Вы вошли через себя в царство Божие.

Цель одна — истина и один метод — «осознанность» или высшее качество существования, предполагающее внимательность и бдительность бодрствующего сознания. Не ищите поддельных утешений; это дорога заблуждений. Не бегите из вашего полного печали состояния; идите в него. Пусть это станет вашей единственной целью: поиск истины вашего существа. Он не говорит о какой-то истине, находящейся где-то в Небе. Он не говорит о какой-то философской истине. Он говорит об истине, которой мы и являемся; он говорит о нас. Он предельно конкретен. Истина — это мы.

И касается сути: не тратит зря ни единого слова, ни одной лишней мысли. Он предельно краток. Это и есть смысл слова «суть». Суть означает очень «телеграфично», сжато и кратко, чтобы лучше запоминалось мысль.

Один метод исправит все. Этот метод есть осознанность. Есть много болезней, но существует только одно здоровье. Качество здоровья всегда одно и тоже. Когда я здоров или вы здоровы, ощущение здоровья одно и то же. Но заболеваний — миллионы. Ложных ключей много, но правильный ключ только один.

Моральный человек — это немного ограниченный человек, в том смысле, что он думает, что, подрезая листья, он уничтожает дерево. Но дерево продолжает расти. Вы отрезаете один листок, а дерево вырастит взамен три. Листва станет гуще. Вы отрезаете одну ветку, а дерево устремит свои жизненные силы и соки в другую ветвь, и она станет пышнее и больше. Это то, что случается в нашей жизни.

Нельзя уничтожить никакую энергию — никогда. Это невозможно по самой природе энергии. Энергия может только видоизменяться, она неуничтожима. Если вы закрываете один выход, энергия начнет течь через другой. Если вы закрываете переднюю дверь, то она выйдет через заднюю. И это делает нашу жизнь двойственной, лицемерной; это делает ее расколотой. Мы начинаем двойную жизнь: говорим одно, делаем другое, показываем одно, а на самом деле — другое. Мы становимся все более и более раздвоенными.

Если мы приходим с тысячью и одной проблемой, то ответ всегда один и тот же, простой — думай. Если мы приходим с гневом, то ответ такой — осознай это. Если вы приходите с алчностью, ответ — осмысливай это. Если вы приходите с вожделением, то ответ тот же — продумайте это. Ибо осознанность отсекает самый корень — неосознанность. Некто может сердиться на что-то только если он не осознающий это. Попробуйте быть сердитым и сознающим одновременно, и вы обнаружите невозможность этого. Или вы будете все понимать, тогда гневу не найдется места, или вы будете сердиться и осознанность исчезает. Если вы минутку понаблюдаете, вы увидите, что когда осознание здесь, гнева нет; когда гнев здесь, осознанности нет. Неосознанность есть корень всех болезней. Тогда осознанность есть лекарство. Если Бог — врач, то его лекарством может быть только одно: осознанность. Лечить нужно — осознанностью. Меняете внутреннюю бессознательность на осознанность, автоматичность на продуманность.

Каждый, кто имеет хотя бы небольшую способность понимать, у кого открытые глаза, поймет, почувствует это, ибо когда осознанность случается внутри, в сердцевине, страдание начинает исчезать, любовь начинает лучиться. Осознанность — это не концентрация. Концентрация не есть осознание, и человек концентрации никогда не выкажет сострадания. Сострадание не есть следствие концентрации. Концентрация означает фокусирование ума, сужение ума в одну точку. Концентрированный ум становится очень мощным умом. Концентрация есть метод науки. Осознание, наоборот, полностью другое; это не фокусирование, это расфокусированная бдительность, поиск Истины, Добра и Красоты.

Например, можно сосредоточенно слушать музыку, можно сфокусироваться на человеке, тогда вы упустите птиц и их песни, тогда вы упустите этот шум на дороге. Тогда вы уже не осознающий, тогда ваш ум стал очень узким, тесным, ограниченным. Но осознанность — это не сужение ума, а бдительность и расширение единства Истины, Добра и Красоты. Научные умы — сужены, сфокусированы. Кто-то сфокусирован на «Коммунистическом манифесте», кто-то сфокусирован на Коране или Нирване, кто-то на Библии. Они создают в мире суженные умы. Они создают конфликт, они не приносят сострадания и подлинной любви. Причина в том, что концентрированный ум становится узким, частичным умом.

Любовь, напротив, не есть функция ума, любовь есть функция сердца и души. Осознание есть состояние души, при этом, однако, мы не фокусируемся. Мы только отражающее зеркало, воспринимающее все, откликающееся на все. И взгляните на красоту этого мира: в молчании и тишине мы ощущаем сострадание ко всем страдающим существам, любовь к ним и доброту.

Почувствуйте благодарность: прошедший день был подарен нам. И мы благодарны за все, что случилось — все равно, хорошее или плохое, все равно, счастье или горе — все равно, потому что все они учителя. Все есть возможность. Понятый правильно, каждый момент становится ступенькой вверх. Успех так же помогает стать бдительным, как и неудача; иногда неудача, несомненно, помогает нам стать более осознающим даже больше, чем успех. Успех, правда, помогает еще стать сонными. В счастье люди забываются; в счастье никто не помнит Бога. В несчастье внезапно приходит воспоминание. И счастливчик тот, кто может помнить, даже когда он счастлив; счастливчик тот, кто может помнить, даже когда все идет хорошо и гладко. Когда на море буря, все вспоминают Бога. Но в этом нет ничего необычного, это просто выброс страха, это наше волнение и больше ничего.

Человек подлинно существует лишь в молитве. Только те, кто не в молитве, могут молиться. Но что толку в их молитве? Пустые обряды! Я в молитве, несомненно, я есть молитва. Каждый момент — молитва. «Молитва» — это осознанность.

И позвольте мне напомнить: когда библейский Иисус говорит снова и снова: «Покайтесь!» — это неправильный перевод с арамейского. В английском взяли полностью другое значение, в сущности, не другое, а диаметрально противоположное. Это превратилось в «покаяние» — «Почувствуйте вину!», становитесь более осознающим.

Жизнь сама по себе бессмысленна. Она осмыслена, только если вы можете петь песню вечности, если вы можете стать ароматом божественного, цветком лотоса — бессмертным, вневременным, бытием. Если вы можете стать чистой любовью, чистой красотой, чистым благом этого существования, только тогда жизнь имеет значение. Остальное несущественно. Это подобно пустому холсту: можно продолжать тащить его всю вашу жизнь, ничего не изобразив, и можно умереть под этой тяжестью. В обоих случаях суть одна и та же: нет даже попытки что-то нарисовать на пустом холсте!

Смысл жизни должен создаваться; он не дается готовым. Всем дана свобода, всем дано творчество, всем дана жизнь. Все это необходимо наполнить смыслом. Все необходимое вам для этого дано, но смысл должен создаваться вами. Вы должны стать творцом смысла по вашим собственным правилам. И когда вы станете творцом по вашим собственным правилам, вы объединитесь с Богом, вы станете как Бог.

Мир крепко спит и люди наслаждаются своими снами. Они украшают свои сны, они делают их все более красочными, они делают их психоделическими. Тогда приходит человек, который начинает выкрикивать на крышах: «Люди! Проснитесь!» Спящие чувствуют обиду, они не хотят просыпаться, потому что они знают, что как только сон пройдет, они останутся со своим несчастьем и страданием, и ничего больше. Они даже не осознают, что за их несчастьем стоит источник радости, что он может быть найден. Когда бы что-то, подобное бодрствованию, ни случалось с ними, они всегда находят себя абсолютно нищими, страдающими и несчастными. Поэтому они всегда хотят быть занятыми чем-то посторонним или погруженными в Ничто, Нирвану, в счастье, в буддизм. Цель всех этих погружений одна — отключиться, погрузиться в забытье, в сон, в невменяемость, отказаться от себя.

Мир крепко спит, видя сны, а мудрец, подобно Сократу, стремится разбудить людей. За это они его приговорили к смерти. Точно также поступили с Иисусом Христом, когда казнили его распятием. Они не знали, как им можно помочь, как обрести спасение? Сократ видел спасение в знании добродетели и подчинении законам добра и зла. Иисус, напротив, видел спасение в воскресении, в жизни вечной, но ученики этого пути тоже не знали, поэтому не понимали, что владеют бессмертным сокровищем — душой, которая должна быть защищена и охраняема.

Иисус бескомпромиссен; это создает беспокойство. Он не может идти на компромисс. Истина не может совмещаться с любой ложью, удобной ложью. Иисус кажется очень асоциальным и временами антиобщественным. Он никогда не исполняет никаких ожиданий толпы — он не может подчиняться толпе; он здесь не для того, чтобы следовать за вами. Есть только один путь: вы можете следовать за ним, если вы хотите быть с ним; иначе заблудитесь! Он не может выполнить ваших ожиданий. Ваши ожидания нелепы. Ваши ожидания — выражение неосознанности и слепоты. Какое они могут иметь значение?

Иисус всегда бунтует, восстает против традиций. Это создает беспокойство. Он никогда не принадлежит прошлому; на самом деле, будущее принадлежит ему. Он всегда опережает свое время, он есть новое рождение Бога.

Всех этих вещей достаточно для общества слепых, безумных, жаждущих власти, амбициозных личностей, эгоистов, неврастеников и психопатов всех мастей — этого достаточно для них, чтобы собраться вместе и разрушить всякую возможность существования Христа.

Мир против истины, мир живет во лжи. Ложь такая комфортабельная, такая безопасная и уютная. И вы можете создать ложь, созвучную вам самим, созвучную вашей нужде. Истина никогда не согласуется с вами, вы должны согласовываться с истиной. А это трудно. Многое должно быть отсечено от вас, чтобы вы смогли принять истину.

Мир против красоты, ему легче жить в уродстве. Уродство ничего не требует от нас, даже наоборот, ищет еще большего ухудшения: не надо ничего улучшать, все и так комфортно, уютно и безопасно. Скорее, наоборот, уродство требует еще большего ухудшения под маркой модернизма, символизма, сюрреализма, современности и продвинутости. Быть современным — значит быть модернистом, постмодернистом или сюрреалистом. Мир стал усиленно уродовать себя и на этом пути достиг больших «успехов».

Мир все дальше уходит и от добра и все глубже погружается в зло. Зло стало его повседневной стихией: оно легко, дешево и везде применимо. Вы можете пойти и купить полный мешок оружия и стрелять в своих врагов столько, сколько вам захочется. Самое главное в нем то, что оно всегда согласно с вами; причем, зло — это не вы, а другие. Изначально предполагается, что злодей — это другой, другой нападает на вас, а вы защищаетесь от злодея и не нужно никаких оправданий. Делай что хочешь и как хочешь, ты ж защищаешься от врага? Зло у нас на службе.

Ложь, уродство и зло всегда у нас на службе, они подчиняются нашей воле. А Истина не может служить нам, мы должны будем служить Истине, Добру и Красоте. Пусть они будут нашей добродетелью, нашей религией: главное — кто кому служит: мы — Истине, или Истина нам.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Поиск Истины, Добра и Красоты. Метафизическая поэзия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я