Тексты сюжетов программы «Афиша» о культуре в г. Барнауле. Программа выходила в эфир с 1993 по 2016 гг. Том, №5, год 2009. Имена и события в культурном пространстве г. Барнаула.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О культуре в Барнауле. Том №5. 2009 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
05.12.09
Несмотря на раздающиеся со всех сторон реплики о том, что Барнаул отсталый, я не могу с этим согласится. Комплекс провинциальности у нас не отнять, но в меру своего размера город выглядит прилично на общем фоне.
«Живопись — это немая поэзия, а поэзия — это слепая живопись. Леонардо да Винчи.
Октябрь, Войчишин
Эта выставка может быть примером упадка интереса публики к современному изобразительному искусству в нашем городе. В Государственном художественном музее представили экспозицию «Гармония двух» Владимир Войчишин и Валерий Октябрь. Мне казалось, что информационное пространство Барнаула должно разорваться от этого события, тут так много поводов для комментариев и вымыслов. Но прошло две недели и тишина. Что там такое? Возникает резонный вопрос.
Начнем с Валерия Октября, это самый известный художник в Барнауле. Не верите? Проведите социологическое исследование, спросите 10 человек, каких барнаульских художников они знают, обязательно назовут Октября. При такой популярности, как не посудачить о том, что Октябрь всем надоел со своими работами о Венеции, что он увлекся ангелами и они у него в каждой работе. Кто нибудь обязательно скажет про Октября: «Где вы там увидели живопись, оформиловка». Есть о чем поговорить, даже не если самый известный то, наверное, и самый продаваемый, кто наглее мог бы и про цены сказать. Газеты любят считать чужие деньги.
Я бы возразил, сказал, что в работах Октября часто встречаются одни и те же символы: ангелы, яйца, кони. У него такой способ достучаться простыми образами, в которых есть смысл, до зрителя. Это работает, человек смотрит в глаза Иисусу и задумывается. Он видит коней, а они символ свободы, это объяснять не нужно. Может это и не глубокий опыт погружения в иную реальность посредством искусства, но достойный внимания.
Представим что Октябрь уже не цепляет по привычке, но Войчишин — это же удар в лоб. Этот искатель смысла в самых известных сюжетах сюрреализма, он режет по живому. Его идеи это провокация для широкого круга общественности. Что стеснятся — это откровенный вызов буржуазной морали, это ультра левые, не прикрытые лозунги.
Доказать? Работа «72» или проще «Эйнштейн» это 5 кг серебра, горстка камней: сапфиров и бриллиантов и 100 гр золота. Серебро даже в заводском ювелирном изделие стоит за один грамм около 150 рублей. Сами умножаем. Если кто то думает, что драгоценные металлы и камни это фетиш, богатство. То вы заблуждаетесь, это пример того, как можно искусство превратить в сверхидею и ткнуть в лицо всем, кто провалился в потребительский мир с головой. Может, лопнут от жадности.
Вы думали, Войчишин это все сделал из злата и серебра ради богатства, если бы он делал такие работы из алюминия и бронзы, где был бы смысл? Сходите на выставку «Гармония двух».
Почему местная пресса и общественность, которая пишет комментарии, промолчала это не сложный вопрос. Культура в современном медиапространстве дело десятое. Хотя бы визит губернатора на эту выставку осветили.
Владимир Войчишин меня сильно удивил. Наверное, это было серьезное потрясение. Трудно было представить, что в городе есть самодеятельный скульптор такого уровня. Он пригласил меня в гости, я посмотрел и пошел в гости к Эдику Добровольскому. Эдуард известный мастер по металлу, серьезный скульптор. Я показал ему каталог и мы долго удивлялись. Потом Войчишин сначала уехал в Аргентину а потом вернулся в Белокуриху. Он обставил весь город разными поделками и поставил памятник Рериху на берегу Катуни.
Кафедра
«Кафедра три», большая выставка в зале Союза художников. Выставка педагогов и студентов кафедры изобразительного искусства института архитектуры и дизайна. Институт этот теперь флагман среди учебных заведений в области изобразительного искусства и поэтому к выставке нужно проявить пристальное внимание.
Говорить о том, что это отчетная выставка не имеет смысла и так понятно, что у выставки несколько задач, одна из важнейших, это пропаганда ВУЗа, то есть это рекламы.
К сожалению, уже на третей выставки становится понятно, что какой либо оригинальности в подаче экспозиции, мы не найдем. Хочется думать, что дай студентам волю, прояви зав кафедрой Сергей Прохоров желание, мы могли бы увидеть не традиционную развеску, а что то интересное.
Педагоги этого вуза ведут активную творческую деятельность, часто выставляются, мы видим известные имена: график Юрия Борисовича Кабанова, скульптор Михаил Алексеевич Кульгачев, Прохоров, Добровольский, модный график Николай Зайков, и другие. Их работы публика видела на других выставках и какого либо откровения нет. Стоит отметить графику Мирончук, но пока это скромно, мне показалось у нее все еще ученический подход как у молодого педагога.
Что касается студенческих работ, это упражнения, но многие выполнены на приличном уровне, а хочется увидеть самостоятельные творческие работы, а не учебные задания. В студенческих работах бывает больше выдумки, мы должны увидеть потенциал, а в работах педагогов присутствует традиционная обреченность. Выставка крайне полезная, если не знаете, куда идти учится.
Лейбгам
Очередной проект Никодима Лейбгама. Опять «Техно Ангелизм». Почему сразу такая тональность, очередной и опять? Потому что при всей сюреаличности искусства Лейбгама, я вижу продолжение проекта.
Художник увлекся темой. От Никодима вряд ли дождемся классического алтайского пейзажа, хотя такие у него есть. Зритель ждет следующего шага в перед, а не стояния на месте, эта выставка не прорыв, это повторение пройденного.
Так как у Лейбгама последние проекты под общим название «Техно Ангелизм» проходили успешно, то художник, решил закрепить успех.
Получается что я требую развития темы, наверное, не только я, но и поклонники искусства Лейбгама, хотели бы от автора свежих решений. Так как Никодим, простите за штамп и неприкрытую лесть, воспринимается как лидер авангардного искусства в Барнауле. Потому что в историю попали «Темная галерея» и несколько выставок, которые в свое время стали прорывом. Теперь его консервативность в собственных образах и технических находках, похожа на тиражирование и весь тот пафос неформального искусства что был, покрывается, тонким слоем коммерции.
Работы должны продаваться и в галереи «Турина гора» умеют правильно предложить художника. Эта галерея нащупала верный подход работы с авторами и с публикой. Если вы еще не знакомы с творчеством Никодима Лейбгама, которого я только что назвал лидером нашего авангардного искусства, сходите в галерею. Работы интересные.
Надо же назвал лидером. Это я соврал. Хотел, чтобы Никодиму было приятно. Не был он лидером, он всегда был одиноким и замкнутым. А лидер это человек способный вести. Лейбгам всегда был ведомым.
Никитюк
У этого художественного салона своя стратегия, которая пока только формируется. Выставка «Мой любимый Барнаул», которая открылась на прошлой недели в арт студии Юлии Никитюк это ее второй опыт.
Здесь выставлены работы нескольких авторов: Владимир Коньков, со своим видением и представлением о Барнауле. Его тема — «старый город». Он фантастичен и нереален. У Василия Куксы другой город. У Оленникова свое виденье Барнаула, и у самой Юлии Никитюк город не парадный, но немного стерильный, салонный. Этот термин из недавнего прошлого подойдет.
Барнаул в работах местных художников всегда больше салонный, может это от того, что именно городской пейзаж чаще воспринимается как коммерческая работа, потому что понятно его назначение. Такая картина прекрасно впишется в интерьер конторы, ее уместно подарить на день рождение или дорогому гостю.
В этом выставочном пространстве много работ не покажешь, но помимо барнаульских, тут представлены и другие пейзажи.
От этой галереи можно ожидать ежемесячную смену экспозиции.
Ю. Никитюк.
Ничего не получилось, Юля быстро закрыла проект. А потом уехала из города, куда не помню. Говорили к сыну в Москву. Давно ничего не слышал про Никитюк.
Че Гевара
В клубе «Че Гевара» задумались о просветительской деятельности, то проводят уроки латиноамериканских танцев, а это теперь одно из модных развлечений интеллектуальной элиты, то привезут редкостного декадента «Хоронько оркестр».
На этой недели в клубе выступала сборная Сибири и показали программу песни в стиле Босанова. Группы не только играли, но и немного рассказывали об этом стиле бразильской музыки. Считается, что к ее появлению и распространению приложили руки белые музыканты и поэты, те кого когда-то называли битниками. С них в далекие 50 и начиналась вся контркультура.
Жаль, что теперь о той золотой поре истории искусства почти никто не помнит, тем почетнее и полезнее деятельность клуба «Че Гевара» на ниве просвещения. А вы думали, что современный клуб, это кабак. Только не «Че Гевара».
Кажется, я договорился с Сашей Ждановым о деньгах. Иначе я бы не стал рекламировать этот клуб. О многих концертах, обо всех выставках я говорил бесплатно. Денег с организаторов не брал. Но клубы и рестораны были за деньги. Даже «ТАСС» платил, а Миша мне друг.
В резиденции алтайских журналистов клубе «ТАСС» Умка и Броневичок и Александр Лаэртский.
Даже про эти концерты не бесплатно, хотя Умку — Анну я очень люблю, а Лаэртский культовый товарищ.
В «Открытом небе», выставка «Эхо» — Скурихин, Гнилицкий. В галереи Щетининых выставка Горно-алтайских художников, товарищества «Бу-бу». В галереи «Бандероль» живопись Ларисы Пастушковой, опять про индию.
Появилась «Бандероль». Дальше про нее буду писать часто.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О культуре в Барнауле. Том №5. 2009 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других