О культуре в Барнауле. Том №8. 2012 г.

Вадим Александрович Климов

Тексты сюжетов программы «Афиша» о культуре в г. Барнауле. Программа выходила в эфир с 1993 по 2016 гг. Восьмой том, год 2012-й. Имена и события в культурном пространстве г. Барнаула.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О культуре в Барнауле. Том №8. 2012 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

18.02.12
17.03.12

03.03.12

Здравствуйте, это программа «Афиша», меня зовут Мария Трубина, и мы рассказываем вам о культурных событиях в культурной столице юга Сибири.

«Главное условие сохранности культурного наследия — желание его сохранить». Алексей Комеч.

Проспект

Выставка Алексея Никишина версия 2:0 — мой вариант названия. На самом деле экспозиция называется «Психологический портрет и интеллектуальный жанр». И не просто для красного словца. Это новые фото жанры. Которые должны отражать большее, чем просто портретная или сюжетная съемка. Рассказать о герое скрытое, задействовать в интерпретации зрителей.

Почему 2:0? Приезжал уже этот московский фотограф, в начале зимы с работами, на которых запечатлел участников «Дома 2», теперь со стен галереи «Проспект» смотрят известные деятели культуры, искусства, масс-медиа.

Эти выставки походи друг на друга. И как бы мне не объясняли это индивидуальным подчерком мастера, все равно остается ощущение небольшого дежавю.

Людей на мероприятии было не много, может потому, что открытие было еще не официальным. Но у всех, с кем я разговаривала, сформировался свой взгляд на выставку. Кто-то говорил, что понравилось все, кто-то, что немногое, некоторым не понравилось ничего. Одни профессиональный фотограф рассказал про хорошую технику, про сложность работ, про психологизм, раскрытие внутреннего мира героя. На примере фотографии Макаревича, который, по мнению моего собеседника, грустный и одинокий, и автор смог это уловить.

А два других фотографа, сказали, что все очень просто. И никаких тайных смыслов, которые пытаются внести в данные работы искусствоведы — нет. Как же все таки сложно оценить фотографию!

Всегда ли то, что продается — плохо? А этот автор очень популярен, и не ясно: от того, что хороший фотограф, так как снимает знаменитостей.

Анна Ломоносова — куратор галереи, сказала о неподготовленности зрителей к таким сложным работам. А мне показалось, что в данном контексте, неподготовленный зритель не тот, кто не видит глубины, а тот, кто не понимает, по каким критериям оценивать фотоработу, кроме принципа «нравится, не нравится». Я в этом отношение оказалась совершенно неподготовленной.

Выглядят картинки хорошо, презентабельно.

Бабий бунт

К мартовскому празднику в театре музкомедии назрел «Бабий бунт». Ему никто не препятствовал. Теперь он разросся до серьёзной театральной постановки. Предводителем этого действа стал режиссер Константин Яковлев, которого вдохновила донская романтика.

Спектакль был создан в 1975 году на основе «Донских рассказов» Шолохова. Это легкая, непринужденная, постановка, без отрицательных персонажей. Женщины хотят мужского внимания и оставляют свою сильную половину одну, подумать над поведением и исправиться. Но женское начало подавляет феминистический порыв. Дамы приходят к выводу, что без мужчин никак нельзя. А мужчины, признав свои ошибки, радуются возвращению любимых. Все в духе советской комедии. В конце так и тянет добавить: а потом все вместе сели пить чай.

Не хватает таких эмоций индустриальному человеку. По мнению режиссера, спектакль должен полюбиться зрителям. «Бабий бунт» уводит от реальности, наполняет человека положительными чувствами.

От идеологического балласта, которого много у Шолохова, отказались. И пьесе это не помешало. Добавили психологизма, но за рамки жанра не вышли. Константин Яковлев показал нелегкие взаимоотношения поколений и коммуникативные трудности в коллективе. Это интересная интерпретация, актуализирующая произведение для современного человека.

Интересна музыкальная составляющая, которую создавал российский и советский композитор Евгений Птичкин — известный песенник, от того и спектакль строиться по песенной структуре. Материал понравился артистам, которые, по словам Яковлева, совпали со своими персонажами и с первых репетиций живут материалом. Если подробнее говорить о актерском составе, то каждое имя придется начинать со слов лауреат, победитель или заслуженный артист России. Назову несколько имен: Любовь Августовская, Зинаида Черных, Дмитрий Иванов, Юрий Кашин, Виктор Парфёнов, Сергей Фёдоров. Дирижер-постановщик из Новосибирска, заслуженный артист России, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Эхтибар Ахмедов. Художник-постановщик — заслуженный художник России Виктор Акимов, а балетмейстер — Государственного академического Сибирского русского народного хора Владимир Перлин. Премьера 8 марта. Цените женщин и зовите их в театр.

М. Трубина.

Я куда-то уехал. Наверное, был в Пекине. Маша уже самостоятельно могла работать над программой, и я ей доверял. Сюжет про Юрия Эсауленко я повторял ежегодно в канун его дня рождения.

«Эсик — человек в картинках. Он надломил в свое время художественное пространство Барнаула и не успел его разломать до конца. А надо было это сделать. Юрий Эсауленко художник, который за 15 лет творческой жизни сумел показать городу, что есть другое изобразительное искусство, где нет совка и пейзажной трусости, где есть фантастическая идея свободы в творчестве и соответственно в жизни.

Мне очень сложно говорить о феномене художника Эсауленко в изобразительном искусстве, потому что Юрий Эсауленко, художник, лидер актуального искусства в городе Барнауле, умер в 31 декабря 2000 года в последнюю ночь ХХ века в возрасте 33 лет.

2 марта у Эсауленко день рождение.

Мне трудно о нем говорить, потому что это мой друг, которого помнишь, который не ушел из моей жизни. Мы не можем встретиться и поговорить, мы не можем придумать очередной проект и он не придет вечером и не скажет, давай вот это сделаем.

Эсауленко много успел, было много интересных выставок, он был центром современного искусства в городе. Вокруг него вызревали новые идеи и появлялись новые люди, которые до этого сидели по углам. С ним в городе появилась, художественные группы, некоторые еще помнят творческую группу «Тихая мансарда», помнят «Темную галерею». И первый самиздатовский журнал «Графика».

Юра был тем художником, которые живут запредельным миром, тем миром, который они открывают для людей, он расшифровывал знаки.

В нем не было простого понимания искусства, он должен был раскрыть мир, а не зарисовать отдельную гору и березку с елочкой.

Все его выставки, акции, перфоменсы, опенэйры это было современно, это было за гранью периферийного представления об искусстве, но почему-то этому художнику верили, если даже не понимали о чем он, а это редко кто понимал.

Юрий Эсауленко гений нашего времени.

Остались его работы, наконец, то искусствоведы обратили внимание на его искусство, сегодня один из них кропотлива, собирает материалы для монографии. Друзья собирают фотографии и другую информацию на его странице фейсбука.

Недавно подумал, что в каждом крупном сибирском городе есть актуальный художник мирового значения в Красноярске Слонов, в Новосибирске Мизин, в Омске Муратов. В Барнауле сейчас такого нет, думаю это было место Эсауленко, не до жил. След оставил.

Бандероль

Графиков в Барнауле не много: новое имя пропустить сложно. В галерее «Бандероль» графическая выставка «Пятое Солнце» Александра Куркина.

Широкой публике Александр не известен, он еще студент-архитектор в институте архитектуры и дизайна. По мнению искусствоведа Виталия Одинцова — куратора выставки, на работы графика существенный влияние оказывает архитектурный опыт.

Это первая выставка Куркина, ранее его рисунки можно было увидеть только на общих выставках студентов или конкурсах, например «АзАрт». Видно, что художник еще в процессе творческого становления, нужно работать над техникой, образностью, искать новые подходы в выбранном им направлении.

Есть в работах некоторая размытость, недосказанность. Портреты слишком фотографичны, выполнены на хорошем уровне, но не оригинальны. Абстракции однообразны. Мне они показались немного неаккуратными.

Хотя на взгляд Виталия Оденцова, это намеренный прием, который отражает эмоциональность автора. На некоторых рисунках приклеены небольшие кусочки бумаги. Оттачивая работу, автор иногда срывался — резал изображение, потом все исправлял. Для искусствоведа — интересный ход, а мне этот ход показался необыгранным. Здесь-то и можно было соригинальничать, поставить акцент, а не использовать как заплатку. Я не ругаю начинающего графика, просто хочу создать почву для размышлений.

Не смотря. на замечания, в данном случае важно то, что Александр Куркин сумел набрать работ на полноценную, единую экспозицию. На что способны не многие художники его возраста. Александр один из немногих студентов ИнАрхДиза, который постоянно демонстрирует свое творчество и навыки. Это и показатель успешности института, и отражение развития барнаульской молодежной художественной среды, хороший практический материал для людей, получающих художественное образование.

Некоторые зрители в рисунке с вороном усидели обезьяну в колпаке на мотоцикле, я как не смотрела — ее не нашла. Может у вас получиться? Сходите на выставку в галерею Бандероль.

У Маши получилось сохранить стиль программы в заданной форме. Подача, острые тексты, анонсы, реклама.

Что бы ни пропустить интересно и важное, не забывайте про журнал «Культпоход». Читайте свежие рецензии и новости на сайте Афиша амик.ру.

Хорошего вам настроения и творческого развития. Пришла весна, скоро на улице все растает, чтобы не промочить ноги — пользуйтесь такси.

Я вспомнил, как Маша потом кинула меня с колонкой на амик.ру. Но рассказывать не стану.

17.03.12
18.02.12

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О культуре в Барнауле. Том №8. 2012 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я