О культуре в Барнауле. Том №9. 2013 г.

Вадим А. Климов

Тексты сюжетов программы «Афиша» о культуре в г. Барнауле. Программа выходила в эфир с 1993 по 2016 гг. Том, №9, год 2013. Имена и события в культурном пространстве г. Барнаула. Книга содержит нецензурную брань.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О культуре в Барнауле. Том №9. 2013 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

15.03.13

Здравствуйте. Послушайте. «У нас в прошлом году, на конец прошлого года, было где-то 24 тысячи (это средняя заработная плата по экономике в России), в этом году будет 26,8 примерно. От месяца к месяцу колебания идут, но где-то под 27 тысяч мы выйдем. В сфере культуры у нас средняя будет в этом году по отрасли 12,8 — более чем в два раза разница. Конечно, это несправедливо. В следующем году мы планировали увеличение заработной платы в отрасли в целом.

Мы решили со следующего года, несмотря на достаточно сложные проблемы с бюджетом, а проблем много, всё-таки увеличить финансирование культуры именно на цели повышения доходов, на заработную плату в объёме 4 миллиардов.

В среднем повышение произойдёт где-то на 30—33 процента. А если здесь так же, как и в других сферах (я обращаюсь ко всем руководителям учреждений культуры), будут ответственно действовать в направлении реструктуризации, оптимизации, то повышение заработной платы может быть ещё выше. Я вас призываю действовать именно таким образом. Не с кондачка, конечно, не сплеча рубить, но опытные руководители понимают, что я имею в виду».

Это сказал Путин 25 сентября 2012 году, ну как вы работники культуры почувствовали разницу? 25 марта День работника культуры, берегите себя.

А теперь к нашим событиям.

Оперетта

«Цветок душистых прерий» главный хит спектакля Роз Мари. Остальные музыкальные номера зрителю мало знакомы, хотя спектакль шел 40 лет назад на нашей сцене.

Это известный мюзикл середины 20-х годов прошлого века, в 60-е годы он с успехом прошел по сценам советских театров благодаря идеологической перелицовки.

Достаточно просто советские режиссеры из истории драматической любви, из детективного грязного вестерна, времен золотой лихорадки, состряпали идеологически верный спектакль про угнетение малых народов Америки, про унижение и не справедливость по отношению к индейцам.

Но прошло время и все еще раз поменялось, теперь спектакль просто про любовь. Все как обычно, она — Роз Мари в исполнении звезды театра Виктории Гальцевой, как всегда запредельно романтичная, наивная и самоотверженная, такие роли ей удаются, особенно хорошо ложатся на типаж.

Она любит молодого ковбоя, его играет главный герой любовник барнаульской оперетты Юрий Голубев. Он обыкновенно сдержанный внешне, а в сердце огонь, красавиц и как будто маска мистера Икс прикипела к нему на всегда.

Есть злодей его играет Заслуженный артист России Виктор Парфенов. Плохиш у него получился каким-то мелким мошенником, ловеласом, в смысле ферлакур и неудачник, но так задумал режиссер.

Поставил спектакль Василий Вавилов, известный режиссер и педагог, его выпускник Виталий Селюков занят в спектакле в классической комической роле — друг героя. Селюков очень интересное приобретение для театра, это почти его дебют в Барнауле. Актер подвижный, яркий. Есть сложности с вокалом, думаю, что наши педагоги это поправят.

Первое акт безупречный, замечательная вступительная сцена. Не затянутые диалоги, музыкально необычно, нашему зрителю малознакома такая музыкальная культура, но живой оркестр, это уже прекрасно.

Великолепно выстроен свет. Художник выбрал необычный розоватый тон костюмов, но при разном освещении они приобретают другую тональность, от романтичного розового, до грязного хаки, а в сцене стилизованной под немое кино превращают все в черно-белую картинку. Ровный первый акт заканчивается индейской мистерией и все хорошо — зритель воодушевлен, немного ошеломлен, легко возбужден.

Второй акт мне показался суетливым, рваным, полезли мелкие огрехи, которые отвлекали. Пара комических эпизодов в опретточном стиле прошли на робком хихиканье в зале. И только глубоко лирические дуэты главных героев спасают спектакль. Гальцева и Голубев играют высокую любовь на диком западе.

Интересно получилось, в меру сдержано, с претензией на классическую строгость, спектакль для всех, как «спагетти вестерн» и это вам не макароны по-флотски.

Ю Голубев, Ю. Гальцева.

Драма

Разве луна не та?

Разве ныне весна иная,

Чем в белые года?

Но где же былое? Лишь я

Вернулся всё тот же, прежний.

«Никио — великий самурай». Зачем этот спектакль в репертуаре театра драмы? Вопрос этот задавали многие, на него можно ответить замысловато.

Сошла белизна

Совсем обветшали

Покрывала зимы

Хочет их март подлатать

Да напрасны попытки

А почему бы и нет? В репертуаре совсем нет эстетской экзотики, например, такой как «Генералы песчаных карьеров». Не ставить же опять Островского с Чеховым.

Режиссеру Ротенбергу, видимо, хотелось уйти от традиций русского психологического театра, где наш репертуарный театр чувствует себя уютно как в старом кресле с теплым пледом.

А этот спектакль — японская сказка пересказанная европейцем. Вся это адаптация японской культуры к европейскому сознания вполне объяснима, мы странно воспринимаем эту загадочную, закрытую культуру, для нас японцы до сих пор страна, где традиции сильнее нашего понимания.

Кимоно, мечи и поклоны. Все это есть в сказке, которую показывают на сцене драмтеатра. Думаю, режиссер решил, что достаточно махания мечом, что бы рассказать про Японию. Мне показалось, что как раз размахивания мечами это дело десятое. В японской эстетики без этого много мелочей создающих настроение, создающих Японию.

Режиссер так много говорил перед спектаклем о том, что для этой постановки приглашали консультантов, мастеров единоборств. Глядя на эту пантомиму, мне казалось, что наши актеры такую гимнастику и сами бы освоили, а вот японских тонкостей — правильных поклонов, плавности движения, манеры говорить и конечно акцентов в костюме не хватало, так что вся стилистика минимализма пропадала.

Печальный мир!

Даже когда расцветают вишни…

Даже тогда…

Этот спектакль позиционируют детским, играя как раз на интересе к мечам, к единоборствам, но это так однобоко «Никио и великий самурай» прекрасная возможность увлечься необыкновенной японской культурой, поэзией с ее тонкой мудростью, с ее сложностью. В тест так просились строчки Басё.

Рядом с цветущим вьюнком

Отдыхает в страду молотильщик…

Как он печален, наш мир!

Япония страна с необыкновенной изобразительной культурой, ее лаконичность, внешняя строгость, раскрывающая внутреннюю эмоциональную безграничность восприятия, позволяет авторам спектакля затянуть зрителя в некое изысканное пространство. Не получилось у них. Они остались на примитивном визуальном решении, которое не захватывает, а скорее раздражает, чрезмерно упрощенной условностью.

О личном. Моя семейная история связана с Японией, племянницу зовут Ника Суги, она почти все свои 23 года живет в Токио. Я навещаю семью сестры Инны-сан. От того, что к японской культуре я отношусь чуть серьезнее, чем те кто верит в мифы, мне видно, что режиссер не понял истории, которая лежит в основе сюжета.

Не вызывают восторга мизансцены кровавых схватка, не интересно решено сценическое оформление, актеры в задумчивости, от того, что отсутствует внятная режиссерская позиция и это позволило им играть какой-то «суши вестерн».

Жаль, что режиссер спектакля Илья Ротенберг покидает наш театр и моя реплика выглядит не совсем прилично, но поверьте если бы он оставался было бы еще конкретнее все сказано ему лично.

Гложет бродячий кабан

Молодые побеги бамбука.

Хижина в дальних горах.

А. Кирков.

Кармин

Большой выставочный проект зреет в Барнауле. Выставку «АзАрт Сибирь» откроют 28 марта. Должно быть масштабно, грандиозно, наверное, не получится, но все стараются. Проект обретает привычные формы, участвуют все кто чем может.

В галерее «Кармин» начали первыми, придумали необыкновенный выворот. «АзАрт Сибирь» молодежная региональная выставка, а работ таких в «Кармин» не успели подобрать, и умные искусствоведы нашли выход. Предложили показать работы маститых авторов, но работы такого далекого периода, когда мастера были молоды. Выставка так называется «Когда мы были молодыми».

Удивительная выставка, начнем с Аристова, он на А. Работы 1993 года, это 20 лет назад. Работы Борунова 1956, 78, 84 годов. Будкеев — 59, Ковешникова — 82, Кортиков — 60, Пастушкова — 80, Хайрулинов — 67-го и тому подобное. 35 авторов, среди которых есть необыкновенные находки.

Кто бы знал, что Юрий Кабанов, известный график в середине 60-х был классическим новатором, смутьяном живописцем, «Натюрморт с медведем» и «Базар в Самарканде» это же типичная волна оттепели, поднявшая шестидесятников.

Выставки в «Кармин» пестрят открытиями и в этот раз искусствоведы галерее удавили музейщиков этюдом Кабанова — портрет Снитко, Она была уважаемый, а ныне особо почитаемый директор художественного музея. Эту работу автор не показывал. И многие другие произведения из этой экспозиции, были не доступны зрителю, они принадлежат 22 школе. В давние времена, когда школа была единственной специализированной школой, директор близкая к изобразительному искусству собирала коллекцию, и теперь это удивительное собрание администрация школы предоставила на выставку.

Интересно они понимают, чем обладают или угробят картины алтайских мастеров, повесив их у батареи.

Выставка любопытная, более 70 произведений, 35 авторов, все уже большие мастера. К молодежи это конечно притянуто за уши и ладно, главное выставка хорошая, не стоит забывать, что на первом этаже галереи «Кармин» мощная экспозиция из коллекции галереи. Есть во всем этом высокий музейный стиль и его умело поддерживают.

В этом томе я еще не писал, что после смерти учредителя галереи С. Г. Хачатуряна галерея проработала пару лет и закрылась. Хачатурян умер в 2012, галерея закрылась, наверное, в 2014 г. Часть коллекции передали в художественный музей.

СХ.

Очень важная выставка. «Белый танец» — традиционная ежегодная выставка работ художниц. Повод элементарный — 8 марта.

О женском искусстве можно писать долго, искать особенности, говорить о декоративности, об отсутствие гражданской позиции, можно вспомнить, о том как женщины приходили в искусство и это было как раз борьба за равноправие женщин. Вспомните, 300 лет тому назад их даже на сцену в театре не пускали, не то, что к мольберту, только натурщицей в студию.

Равноправия они добились, в искусство проникли массово, скоро мужчинам не останется места. Это сложнейшая проблема, масса вопросов о значимости и важности гендерного равноправия в искусстве, но оставим это для ученых дам; искусствоведш и социологинь с культурологинями.

Наша выставка — показательное явление, куда идут Мариши, Ириши, Танюши, Валюши. Я считаю, что шагают они к искусству декоративному, к тому пустому украшательству, где рюшечки да цветочки, где нет места ответственному серьезному искусству, способному воспитывать гражданское общество, а не только развлекать деток картинками со зверушками.

Отношение к искусству у современных художниц во многом сформировалось в последние 20 лет, когда новая экономическая политика, рыночной экономикой, сузила рамки искусства, и дальше пейзажной лирики и декоративного букетика думать нельзя.

Даже такие великие мастера как Мая Дмитриевна Ковешникова давно пишет букеты, но ей простительно, она величайший мастер. Меня удивила, работа Ирины Щетининой «Гуси красавцы» есть в работе характер, есть авторская позиция, мало таких работ в экспозиции.

Эта выставка мне показалась, салатом оливье, куда крошат все в вперемешку. В последнем зале, где обычно показывают авангард, демонстрируют работы известных авторов; Яуровой, Демкиной, их специально повесили рябом с картиночками самодеятельных художниц.

Есть интересные работы в этой массе теней и бигудей, в первую очередь яркие, чудовищно вызывающе работы Азаевой, которая пишет мало, но удачно. График Татьяна Ашкинази показывает жизнерадостные портреты. Полина Горбунов — живопись и графику, видно автор под влиянием мастера Юрасова, но интересно.

Если вам интересно, что творится в нашем искусстве и куда оно стремится, в каком направлении будет развиваться, стоит посмотреть эту выставку, покружится по залу, и все поймешь и все уведешь сам.

Весенние концерты

Стою перед тумбой с афишами и слышу

— Концертов-то, концертов, — как в Москве, — говорит женщина преклонного возраста с двумя желтыми пакетами. И пошла через дорогу, приговаривая,

— Машин-то, машин, — как в Москве.

Рассуждая о прелестях провинции и столичных возможностях, один известный художник, давно перебравшийся в Москву, сказал мне: «Вот приедут в Барнаул артисты, и ты пойдешь. Только потому, что они приехали и неизвестно, когда приедут еще, так что надо сходить. А в Москве, я открыл журнал, смотрю, сегодня концерт хорошей группы, но далеко от дома, а завтра они в соседнем клубе. Глянул в репертуар „Сатирикона“ и выбираю, а не просто радуюсь, что раз в жизни приедет Константин Райкин».

Что скажешь, прав гражданин.

Я не профессионал в организации концертов заезжих звезд, но иногда принимал активное участие в некоторых мероприятиях. Помню, что всегда возникали вопросы, потянет ли Барнаул такую кассу. В смысле, придет ли зритель. Учитывалась не только популярность артиста, но и цена на билет, а также все ближайшие концерты и, конечно, площадка. Понятно, что ДК Моторщиков и драмтеатр — разные категории. А сегодня я смотрю на афиши в городе и диву даюсь. Жить стали лучше, жить стали веселее.

Посмотрите концертную программу на месяц; Сергей Захаров, Константин Райкин, Малинин, Бутусов и группа «Юпитер», «Танго в Буэнос — Айресе», Владимир Пресняков, незнакомый мне Сергей Любавин, спектакль с известными артистами «Наш папа клоун». Затем любимец барнаульской публики скрипач Степан Мезенцев, он-то зал точно соберет, следом еще спектакль «Цена страсти», опять московские артисты. Грандиозное шоу во дворце спорта «Огни большого города». 3 апреля — группа «Пилот», 4 — группа «Каста», Юра Шатунов, театр Рыбникова и спектакль «Юнона и Авось», Стас Пьеха. А потом — кавалерия. 12 апреля — Кристина Орбакайте, 14 — Ирина Аллегрова. И параллельно — Иван Дорн, Лена Василек с группой «Белый день», тоже не знаю, кто это. А 15 — Константин Никольский, через три дня — Сергей Галанин и группа «Серьга», следом «Сплин» и, сразу за ними «Кукрыниксы» на закуску.

Это все гастролеры, которые соберут немаленькие залы. Все это деньги, все это шоу бизнес. Организаторы концертов в нашем городе далеко не новички в бизнесе, значит, публика способна заплатить за культурную программу.

Я же говорю — жить стали лучше.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги О культуре в Барнауле. Том №9. 2013 г. предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я