1. книги
  2. Биографии и мемуары
  3. В. Ф. Удовиченко

Матушка Алипия. Том I

В. Ф. Удовиченко
Обложка книги

Посвящается жизни блаженной монахини Алипии, которая пользуется огромным народным почитанием и имеет особую благодать молитвенной помощи.Книга была издана многотысячными тиражами в Украине по благословению ныне почившего митрополита Киевского Владимира (Сабодана). Впервые издается за рубежом.Написана живым литературным языком в виде рассказов о чудотворениях, совершающихся по ее молитвам пред престолом Господа Бога в Царствии Небесном.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Матушка Алипия. Том I» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Воспоминания монашества о блаженной монахине Алипии (Авдеевой)

«Будешь здесь игуменией»!

Игумения Варвара

Настоятельница Свято-Введенского

Толгского монастыря, г. Ярославль

Узнала я о матушке Алипии, находясь в Покровском киевском монастыре. Цели посещений были разные — мы спешили за благословением и с просьбой о молитве, но наряду с этим также сама личность Старицы представляла для нас немаловажный интерес.

Поводом к нашему знакомству явилось для меня благословение архимандрита Наума, насельника Троце-Сергиевой Лавры. К тому времени я училась в регентской школе Московской Духовной Академии. Батюшка сказал мне: «Что ты ко мне пришла? У вас такая в Киеве Старица! Очень высокой жизни. Живет в Голосеево». Вот так я и нашла Матушку в Голосеевском лесу. Тогда я вместе с несколькими моими духовными сестрами просила молитв Старицы о келии в монастыре. И по ее молитвам все устроилось — нам дали келию. Также я получила реальную помощь Матушки, когда тяжело заболела — невыносимый кашель мучил меня. Старица помолилась, сказала, что сделать и очень быстро исцелилась.

Если бы мы не видели в Матушке истинную подвижницу, то я думаю, мы и не ходили бы к ней, потому что ходят только к живому источнику. Но именно эта уверенность устремляла нас к ней. Ощущение ее святости было совершенно точно осознанным и если жизнь Матушки воспринимается нами в идеале, хотя бы некоторое подражание ей уже могло принести духовную пользу.

Что касается моего нынешнего игуменства, то Старица также говорила мне о нем. Однажды матушка Алипия со своей келейницей была в храме на Демиевке. Я пришла туда вместе с моим братом и его другом. Все вместе мы пошли к Старице. После обеда я попросила ее: «Матушка, благословите меня опять в Иерусалим». Но ответ Матушки звучал иначе, чем я могла предположить: «Нет благословения. Будешь здесь игуменией, и тебе будет хорошо».

Время показало справедливость этих слов. Волею Божией теперь я настоятельница замечательного древнего монастыря Ярославской земли — Толгской обители.

Имя матушки Алипии записано в синодике нашего монастыря, мы ее любим и поминаем за богослужением. Игуменство я приняла в 1988 году — это был год блаженной кончины матушки Алипии. Я считаю себя ее духовным чадом и обращаюсь к ней в молитве в несении тяжелого игуменского креста.

«Подвижница высокой духовной жизни»

Игумения Пелагия

Настоятельница Свято-Георгиевского

монастыря, с. Даневка

Козелецкого района, Черниговской области

Земной путь человека устрояется по воле Божией. Господь ведет различными путями к Себе, и на этом пути посылает людей, которые могут указать правильное направление и своим благодатным словом и молитвой укрепить идущего. Как на земном небе мы можем наблюдать множество звезд, каждая из которых имеет свое предназначение и силу, так и на земле каждый человек занимает определенное ему Господом место.

На моем жизненном пути по неизреченной милости Господа встречались великие духовные наставники, молитвами и наставлениями которых Господь дает силы идти по нелегкому монашескому пути. Первым моим духовным наставником был протоиерей Георгий Едлинский, старец в миру, настоятель храма святого священномученика Макария, который руководил своим мудрым пастырским словом и даром прозорливости многих

верующих. Примерно в 1980 году познакомилась я с матушкой Алипией (Авдеевой), человеком исключительным по своим дарам рассуждения, молитвы, прозорливости и духовной силе. После кончины этих двух старцев я духовно окормлялась у старца схиархимандрита Феофила (Россохи), благодатного старца, один облик которого был отображением Небесного мира и любви, кротости и смирения. Следующим моим наставником был чудный и дивный пастырь душ человеческих — схиархимандрит Серафим (Соболев), настоятель храма Святого Духа на Троещине города Киева, который многому научил меня. Это была настоящая школа, уроки которой я запомнила на всю жизнь. Это был блаженный прозорливый старец, был очень сроден по духу матушке Алипии, бывал у нее в Голосеево. Также и она очень уважительно отзывалась о нем. Все эти благодатные старцы были настоящими светильниками благочестия, общение с которыми согревает и обогащает душу.

Относительно нынешнего игуменства мой духовник говорил мне еще за восемнадцать лет до свершения этого события в моей жизни. Тогда я не поняла его слов и думала о том, что они значат. Намерения стать монахиней у меня еще не было. Также и матушка Алипия говорила об этом. Когда мы пришли к ней вместе с подругой, то Старица прикровенно указала мое имя в монашеском постриге. Теперь, когда все это открылось, я подумала: «Так вот, что все это значит»! Благословение старцев духовно укрепляет меня и поддерживает в скорбных обстоятельствах.

Когда встал вопрос о том, в каком монастыре мне оставаться окончательно, схиархимандрит Феофил сказал мне: «Выбирай монастырь — Покровский или Козелец, — а потом подумал, — нет, нет, Козелец, Козелец, езжай в Козелец». В первый раз я вошла во врата Свято-Георгиевской обители под праздник Рождества Божией Матери. Сразу же мне дали послушание благочинной. Я была третьим человеком, пришедшим в эту обитель. Была только игумения и келейница. Так как игумения часто болела, лежала в больницах, мне приходилось выполнять то, что исполняет игумения — ездить в администрации, добывать деньги, заниматься стройкой, выпечкой просфор, потому что у нас не было кому выпекать просфоры, вести огородные работы. От такого, как мне казалось, непосильного креста я даже ушла из монастыря на три месяца, духовно окормляясь у старца схиархимандрита Серафима. Потом меня начали разыскивать для того, чтобы поставить игуменией вместо прежней матушки игумении, упрашивали, упрекали, что, мол, вот какая — ее ищут, а она сопротивляется, идет против воли Божией. Я была в Елецком Черниговском монастыре, когда ко мне подошла матушка игумения и сказала: «Никуда не уходи, сейчас придет машина из епархии, и поедешь принимать монастырь». Я в ужасе воскликнула: «Какой монастырь?» Меня сразу же посадили на машину и отправили в Козелец. И началось мое игуменство. Было необыкновенно тяжело. В монастыре ничего не было — света, воды, канализации, жилья, денег, насельников, священников. Все это

приходилось поднимать. В отчаянии я думала, что это Господь дал мне за грехи. Только молитва и благословение старцев укрепляли меня в мысли о том, что Господь избирает нас орудиями Своего промысла.

Восстановила монастырь сама Царица Небесная. В наш монастырь была передана чудотворная икона Богоматери: «Аз есмь с вами и никтоже на вы», написанная по благословению святого праведного Иоанна Кронштадского монахинями Леушинского монастыря. Он сам освящал эту икону и дал ей также другое название «Спасительница России». Впоследствии батюшка Иоанн передал ее другому великому подвижнику ХХ века преподобному Серафиму Вырицкому, перед которой в 1937 году отец Серафим совершил свое первое молитвенное предстояние в 1000 дней и ночей в молитве о России. После постановления изъять икону, преподобный благословил хранение ее своей духовной дочери со словами: «Отдашь Херувиму. Икона будет в монастыре. Она будет принадлежать святому Георгию Победоносцу». И вот теперь уже в наши дни эта икона была передана необыкновенным стечением обстоятельств схиигумену Херувиму, который в свою очередь передал ее в наш монастырь — святому Георгию Победоносцу. Так исполнилось пророчество преподобного Серафима Вырицкого и икона пришла в предназначенное ей место — в наш небольшой древний монастырь к святому великомученику Георгию Победоносцу.

Я думаю, что во всех обстоятельствах моей жизни матушка Алипия принимала самое непосредственное участие, так как ее молитва и благословение хранили и укрепляли меня.

Первое знакомство с матушкой Алипией было знаменательным. Я знала, что Матушка обладает великим даром прозорливости и поэтому, естественно, трепетала от встречи с ней, думала, что она не станет со мной разговаривать, а может быть и выгонит. Была весна. Когда мы с подругой пришли, Старица трудилась на огороде, нагнувшись, сажала капусту. Когда мы вошли, она выпрямилась, заулыбалась и очень приветливо приняла. Это меня как-то успокоило, умиротворило. Никого в тот момент не было, хотя подобное случалось очень редко. «Давайте, мы вам поможем», — предложили мы. «Нет, нет, нет, пошли в дом», — пригласила Старица. Зашли, потекла беседа, дословно которую я теперь уже за давностью лет точно передать не могу. Одно только запомнила, что Матушка несколько раз повторила, указывая на меня: «Царского рода». Я удивлялась этим словам и пыталась их объяснить. «Да я тебя еще маленькой знаю», — дала Матушка ответ на мои мысли. Мне сказали, что блаженная иногда говорит иносказательно, но недоумевала: «Что же это Старица имела в виду? Наверное, христианского рода, потому что я христианка». И так это обстоятельство и забылось. Но вот лет пять, как смысл сказанного открылся. Когда я стала игуменией, то размышляла: «Наша семья верующая, но в знаемых мне поколениях не было ни священников, ни монашествующих, ни особо ревностных. Почему Господь дал мне такое послушание?» И вот открылось все легко и просто. Как неожиданно выяснилось, в 16 веке у меня были предки и государственного плана, и духовного, о которых сказала Матушка. Говорить об этом не хотелось, но упоминаю с единственной целью — поведать о необыкновенной прозорливости Старицы.

Но особенно мне запомнился следующий случай. Был Великий Пост. Я положила себе определенное духовное делание, о котором, безусловно, никто не знал. Когда

после Пасхи мы пришли к Матушке поздравить ее с Пасхой, она мне все рассказала и одобрила мой подвиг. Никто не понял смысл сказанного, но я, конечно, поняла, о чем она говорила.

А однажды я стала свидетелем такого необычайного события. Как-то в один из приходов Матушка угостила нас, а пить было нечего. Стоял небольшой совершенно пустой бочонок. Матушка поднялась, взяла кружку, обратилась к простеньким иконкам, стоявшим в святом углу: «Кто налил? Кто налил?» И с этого бочонка, в котором ничего не было, налила нам питье, похожее на компот, или на сок.

Нужно сказать, что калитка келии матушки Алипии не закрывалась. Всех она принимала и всем уделяла внимание. Откуда у нее были на это силы — неизвестно. Но всем было понятно, что в этом помогал ей Господь. Например — очевидное чудо. Всем известно, что Старица старалась пришедшего угостить хоть чем-нибудь. Одни приходят, другие уходят, а каша или борщ у нее не иссякали. Чтобы целый день людей кормить, нужно варить огромные емкости пищи, а у нее был небольшой горшочек, небольшая кастрюлька. И всем хватало пищи, хотя порции были очень большими. Но обремененный пищей себя никто не чувствовал. Всем Старица давала в благословение хлеб на дорогу. И мы принимали его с большой радостью.

В начале нашего знакомства с Матушкой я жила в частном доме, который был разделен пополам. И в каждой части кто-то жил: мама, дедушка, я. Как-то в беседе обо мне Матушка начала описывать наш дом — кто где живет, обстановку комнат со всеми подробностями. «Этот там живет, этот там», — рассказывала Старица. Матушка никогда не была у меня дома и это было очень поразительно.

Много говорила Матушка о Чернобыле. Свидетельницей этому была и я: «Ой, чего будет! Автобусы! Люди кричат! Гонят их, люди голые, дети голые, кричат! Ой, чего будет»! Моя подруга Валентина, с которой мы пришли к Старице, родом была из Полесья. Матушка посмотрела на нее и уточнила, где будет происходить то страшное событие, о котором она говорила: «Там, недалеко от тебя». Все исполнилось в точности, когда в течение нескольких дней всех жителей города Чернобыля и его окрестностей эвакуировали. Люди покидали свои дома безвозвратно. Так точно матушка Алипия предсказала те события. Тогда мы удивлялись. Валентина переживала — может быть это у мамы в Полесье пожар какой-то будет? А я ей отвечаю: «А чего же люди в автобусах? А может быть, это на Пасху будут всех из храмов забирать», — время было еще советское. Мы так ничего и не поняли. А когда вскоре произошла чернобыльская трагедия, все, что Матушка говорила, подтвердилось. Об этом писали в газетах.

Потом был такой период, когда Матушка говорила всем настоятельно: «Варите яички полчаса, долго варите, час варите». А вскоре началась эпидемия сальмонеллеза, и медики начали также настоятельно рекомендовать: «Не давайте яиц детям, варите их долго». Матушка гораздо раньше об этом предупреждала.

Как-то я угостила свою подругу Валентину рыбой. После этого мы договорились идти к Матушке. Я работала в то время в издательстве, в центре. Валентина попросила меня: «Ты купи Матушке гостинчик, а мы потом разделимся — чтобы от тебя было и от меня». Была весна, поэтому я купила Матушке молодой капусты и лимонов — чтобы полезно для здоровья было. Встретились

с Валентиной в дороге и все в одной сумке принесли Матушке — она не знала где чье. Валентина принесла также и рыбу, которую я дала ей, и от этого немного смутилась. Матушка взяла рыбу и спрашивает Валентину: «Это твоя рыба?» Та отнекивается, на меня показывает, а Матушка все равно настаивает: «Нет, твоя рыба»! А потом взяла капусту и лимоны и спрашивает: «Это ты принес?» Так Матушка знала от кого был ей гостинчик. Потому что каждый принес его, пронеся через свое сердце. Ведь я покупала и думала, чтобы такое купить Матушке, чтобы порадовать ее. Также и Валентина принесла рыбу, а могла бы и не сделать этого. Наше усердие оценила Матушка, прозорливо указав нам на то, кто что принес.

У меня умерла бабушка. Я очень переживала, подавала о ней в храме, молилась. Потом у матушки Алипии спрашиваю: «Какая участь моей бабушки? Где она?» Старица посмотрела на меня и говорит: «Живым — спасение, а мертвым — Царство Небесное». Указала, что путь молитвы ведет к спасению и такая молитва приводит умерших в Царство Небесное благодаря торжеству любви, совершающемуся в ходатайстве живых о умерших.

В присутствии множества посетителей в келии матушки Алипии нужно было быть очень внимательным, так как Старица для того, чтобы скрыть сокровенное каждого из нас, говорила притчами, в которых давала ответ на наши вопросы или предупреждала о том, что должно совершиться. Как-то я была у нее. Присутствовали люди. Вдруг Матушка начала что-то говорить, много говорить и долго. Я поняла, что речь идет о моем родственнике. В речи присутствовали названия каких-то городов. Я узнала, что речь идет о нем, потому что Матушка назвала его по имени и отчеству. Те обстоятельства, о которых шла речь, имели место и вскоре получили самое реальное продолжение. Матушка предупреждала меня и указывала, как поступить.

Во время одной скорби я очень молилась, но Господь не давал мне просимое. Я пришла к Матушке, ничего не говоря ей о своем душевном состоянии и проблеме. Во время беседы Матушка неожиданно прямым текстом начала говорить мне о моей проблеме и высказала такую мысль, что скорбь эта мне на пользу и поэтому Господь не слышит моей просьбы. Такой был у матушки Алипии дар прозорливости и духовного рассуждения.

Когда я впервые пришла к Старице, она поразила меня своей простотой и детским, кротким взглядом. Она как-то так трогательно и умиленно, наклонив немного голову, пристально смотрела в глаза. Необычность ее келии, ее поведения — все это располагало и не вызывало внутреннего отторжения в моей душе. Хотя нужно быть очень осторожным в подобных случаях. Сейчас много лжеблаженных, потому что сказано: «Не всякий, говорящий мне: «Господи! Господи»!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. (Мф. 7.21) Дерево познается по плодам. «То есть по делам и жизни. Хотя бы они (лжеблаженные) на время и скрывались, но для внимательных всегда бывают явны» (Блаженный Феофилакт Болгарский) «Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые; а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узнаете их». (Мф. 7,16—20) Плоды христианского благочестия были очевидны в деятельности матушки Алипии, в чем свидетелями были мы, общаясь с ней долгое время. Душа моя была благорасположена к ней. Но конечно, тайного делания Старицы мы не могли постичь во всей полноте, потому что оно было сокрыто от посторонних глаз. Мы могли наблюдать только те дары Духовные, которые Господь подавал Матушке вследствие ее высокого благодатного состояния. Сейчас же, когда Старица предстоит пред престолом Господа Бога, Сам благий Владыка прославляет Свою угодницу, принимая ее молитвы и ходатайства о страждущих и ищущих ее заступления. Матушка Алипия — это действительно великая подвижница, скольким она помогла устоять и разрешить проблемы, скольким спасла жизни, скольких духовно поддерживала. Но конечно, если Господь созидает на земле что-то доброе, враг старается посеять свои плевелы, старается помешать и оклеветать. И это, в общем-то, естественно, так всегда было. Возьмем современных нам подвижников. Например, преподобного Кукшу Одесского или преподобного Амфилохия Почаевского. Какие гонения они перенесли! А это были великие старцы. Но прошло время, и все встало на свои места. Или взять жития древних подвижников и святых — сколько они перенесли гонений и поношений. Но все равно истина торжествовала. Матушка Алипия была высокой духовной жизни и многим она пример благочестия. Но в связи с тем, что сейчас есть люди, которые порочат ее доброе имя, сказалось то, что разные экстрасенсы и целители ринулись прикрываться ее святым именем. Они всегда прикрываются иконами, потому что это волки в овечьей шкуре. Многих это сбивает с толку. Потому что если они пришли на могилку к подвижнице, а там разные целители начинают свое действо, то человек несведущий, который не знал матушку Алипию, или мало знаком с ее жизнью, видя все это шаманство, соблазняется.

В Деяниях Святых Апостолов приводится совет Гамалиила, данный Синедриону по поводу деятельности святого апостола Петра в его проповеди о Христе. Он советовал своим современникам таким способом проверить духовную природу христианского движения: «Мужи Израильские! Подумайте сами собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками. (Деян. 5,35—39) Таким же способом и ныне надлежало бы всем сомневающимся в духовной сущности жизни матушки Алипии испытать тот итог, с которым она перешла в вечность. Ибо если бы деятельность ее была не от Бога, то дело ее жизни в течение пятнадцати лет погасло. О нем никто не вспомнил бы. Господь, как сказал непреложно, дерево, не приносящее доброго плода, срубает и бросает в огонь. (Мф. 7,19) Однако: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме». (Мф. 5.14—15)

Неожиданная встреча со Старицей

Игумения Нонна

Свято-Лаврентиевский женский монастырь

Черниговская область, с. Вересочь

История монастыря, в который привела меня воля Божия, можно сказать, чудесная. Все, что здесь происходит и происходит в жизни его насельников — имеет несомненную печать чего-то высшего, неслучайного, совершающегося не по нашей воле. Никогда я не думала, что жизненная дорога приведет меня в Вересочь — я не искала и даже, можно сказать, сопротивлялась этому. Но Богу угодно было, чтобы я послужила Ему именно здесь и именно в этом чине, потому что это, видимо, спасительно для меня. Я жила в Чернигове, всю свою жизнь посвятила Троицкому собору, когда однажды владыка Антоний вызвал меня и благословил принимать монастырь. Это событие послужило отправной точкой для нового этапа моей жизни.

Место для монастыря также определилось неслучайно.

В селе Вересочь в 60-х годах была построена больница. При создании проекта был вызван архитектор для осмотра местности. Или вследствие особой природной живописности этого места на краю села или по иной причине, но архитектор в те далекие 60-е годы воскликнул нечто, показавшееся всем безумным: «Тут будет монастырь»! Конечно, эту реплику никто всерьез не воспринял, сделав вид, что ее просто никто не произносил, а значит — никто не слышал.

Существование колхоза определяло и время существования больницы, деятельность которой прекратилась в перестроечное время. Так она и стояла заброшенная и предоставленная действию стихий. Батареи, полы, электрика — все было сорвано и оббито. В таком ужасном виде и перешло здание впоследствии монастырю.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Матушка Алипия. Том I» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я