Загадка перевала. Тайна гибели группы Дятлова. Часть первая

В. Польдяев

Я знаком с этой историей уже больше 40 лет, ещё со школы, с 70-х годов. Больше всего меня поражает, как это люди проходят мимо очевидных фактов, не замечая их, а вместо этого часто придумывают свои собственные фантастические и сногсшибательные домыслы. Пришло время разобраться в этой истории самому. И первое правило, которого я постараюсь придерживаться: «Не объяснять одну загадку другой». Меньше фантазии – больше логики.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загадка перевала. Тайна гибели группы Дятлова. Часть первая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ЧАСТЬ I

Дневники и фотографии

ГЛАВА 1. Группа. Маршрут

Пришла пора познакомиться с группой и маршрутом похода. Это также надо и для первого вывода, который я уже анонсировал выше. Пока только сведения, которые есть в интернете. Если нужно будет что-то дополнить и уточнить, придется заняться этим по ходу расследования. А пока только общие, основные характеристики маршрута и членов группы.

Возьмем для начала материалы дела:

«Лист 32. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПОХОДА ГРУППОЙ ДЯТЛОВА. В конце 1958 г. под руководством И. ДЯТЛОВА организовался туристический поход по Сев. Уралу. В группу вошли опытные туристы-студенты и выпускники Уральского Политехнического института. К моменту рассмотрения проекта предстоящего похода группа состояла из 11 чел. Начальником группы был И.А.ДЯТЛОВ. Членами группы: ДУБИНИНА Л.А, КОЛЕВАТОВ А.С., КОЛМОГОРОВА З.А., ВИШНЕВСКИЙ Ю.Н., СЛОБОДИН Р.В., БИЕНКО В.Н., КРИВОНИЩЕНКО Ю.Г., ТИБО-БРИНЬОЛЬ Н.В., ЮДИН Ю.Е., ДОРОШЕНКО Ю.Н.»

И сразу далее: «Маршрут, разработанный группой, захватывал отдаленный северный район Свердловской обл., район верховьев р. Лозьвы. Это был первый зимний маршрут в этом районе. Он проходил от п.2-й Северный по р. Лозьве, верховья р. Ауспии. В верховьях р. Ауспии группа должна была построить лабаз и совершить радиальный выход на г. Отортен за три дня. В первый день перевалить в долину р. Лозвы, на 2-й день — подойти к подножью горы Отортен, на 3-й день — войти на вершину г. Отортен и вернуться через перевал к лабазу, на подготовленную ночевку. Из долины р. Ауспии группа д.б. перевалить в долину р. Упия и по р. ВИМЕРЕ спуститься на юг к горе Ойка-Чакур. Один день отводился на восхождение на г. Ойка-Чакур. После этого группа д.б. по реке С. Тошемке выйти у поселку ВИЖАЙ. Весь маршрут в 300 км. группа д.б. пройти за 18 дней.

Все члены группы имели право участвовать в таком сложном походе. Каждый из них имел опыт участия в зимнем походе II-й категории трудности, а нач. группы т. Дятлов имел опыт участия в зимнем походе III-й категории трудности по Полярному Уралу. У т. Дятлова был опыт трех ночлегов в безлесной зоне в районе г. Манараги.

Об опытности членов группы т. Дятлова можно судить по справке, данной спортклубом УПИ.

Городская маршрутная комиссия при Свердловском комитете по фк и спорту 8 января 1959 г., рассмотрев материалы похода гр. Дятлова — утвердила состав группы — 10 чел. и маршрут похода /см. протокол маршрутной комиссии/.

Маршрутная комиссия установила, что группа правильно разработала маршрут и предусмотрела меры на случай непредвиденных (Лист 33) отступлений от маршрута и графика движения, возникновения особых опасностей при резком ухудшении погоды и т. п.

Решение маршрутной комиссии считаем правильным. 23 января 1959 г. т. Дятлов получил маршрутную книжку №5 в Городском комитете по фк и спорту за подписью т. Уфимцева ВЛ. В маршрутной книжке указаны 11 человек. 11-м включен ЗОЛОТАРЕВ С.А, бывший инструктор Кауровской турбазы. Тов. Золотарев С. А. был ранее утвержден городской маршрутной комиссией, как член Группы тов. Согрина С.Н, по маршруту III категории трудности. Тов. Золотарева С. А. не устраивали сроки возвращения группы Согрина он договорился с группой Дятлова о своем участии в их походе».

Таким образом, видно, что состав группы менялся до начала похода. 23 января 1959 года, в день отъезда, был утвержден состав группы, куда, кстати, в последний день, вошел Золотарёв. Немного странно для операции КГБ, поздновато для включения в группу своего сотрудника. Могли не успеть. ГКБ таких ошибок не делал. Ну, это так, к слову. Одно понятно — состав группы менялся. Окончательный состав мы уже знаем, вот он по официальным данным:

1. Дятлов Игорь Алексеевич, 13 января 1936 года рождения (23 года), студент Уральского Политехнического института (УПИ), 5 курс радиотехнического факультета;

2. Колеватов Александр Сергеевич, 16 ноября 1934 года рождения (25 лет), студент Уральского Политехнического института, физико-технический факультет, 4 курс;

3. Слободин Рустем Владимирович, 11 января 1936 года рождения (23 года), выпускник УПИ, Инженер комбината №817 (ПО «Маяк»);

4. Тибо-Бриньоль Николай Владимирович, 05 июня 1935 года рождения (24 года), выпускник Уральского Политехнического института — закончил строительный факультет УПИ в 1958 году, инженер, прораб;

5. Кривонищенко Георгий Алексеевич (друзья называли Юрием), 07 февраля 1935 года рождения, 24 года, выпускник Уральского Политехнического института, инженер комбината №817 (ПО «Маяк») режимного объекта Челябинск-40 в Челябинской области, участник ликвидации техногенной радиационной катастрофы — Кыштымской аварии (29 сентября 1957 года);

6. Колмогорова Зинаида Алексеевна, 12 января 1937 года рождения (22 года), студентка Уральского Политехнического института, 4 курс радиотехнического факультета;

7. Дорошенко Юрий Николаевич, 29 января 1938 года рождения (21 год), студент Уральского Политехнического института (по одним данным — факультет подъёмно-транспортных машин, по другим — радиотехнический факультет), 4 курс;

8. Дубинина Людмила Александровна, 12 мая 1938 года рождения (21 год), студентка Уральского Политехнического института, инженерно-экономический факультет, 3 курс;

9. Золотарев Семен Алексеевич (представился Александром), 2 февраля 1921 года рождения (37 лет), инструктор по туризму, фронтовик, имеет награды, член ВКП (б);

10. Юдин Юрий Ефимович, 19 июля 1937 года рождения, студент 4-го курса инженерно-экономического факультета УПИ.

Итак: 10 человек, из них 6 студентов УПИ, 3 выпускника УПИ, один — инструктор по туризму, фронтовик. Все молодые, веселые и задорные. Никого нет веселее студентов и, тем более, туристов. И так было, наверное, во все времена. Лучшие годы, мысли о будущем и т. д.

Возьмём теперь известные фотографии «дятловцев». Их, условно 143. Почему условно? Потому, что есть некоторая путаница. Но пока пусть будет так. Отбросим пейзажи и откровенно испорченные и неудачные фотографии, а также такие, где запечатлены не «дятловцы». Оставим только такие, где есть «дятловцы». Таких будет 74 (опять же подсчет достаточно условный, групповые фото «дятловцев» с другими людьми входят в это число, но не все). Из них 32 фотографии (43%) где они веселятся, смеются, откровенно прикалываются и хохмят.

Они весёлые люди (я тут признаюсь, немного смухлевал, добавил фото Дятлова, где он забрался на дерево, хотя к походу это фото не относится, но показывает характер самого Дятлова). Где есть возможность повеселится и похохмить — они не упустят такую возможность. А надо будет, сами что-нибудь такое придумают. Студенты, одним словом. И это надо учитывать на всём протяжении расследования. Какой путь решения проблемы выберет взрослый (то есть, вроде как, опытный и серьёзный), и какой путь на его месте выберет студент-турист, большая разница. У них будет ко всем проблемам свой подход. Я имею в виду не только маршрут, но и любые другие вопросы и дела. И это мой первый вывод.

Пленка №4, Кадр №5. (Нумерация по данным сайта perevaldyatlova.ru)

Второе следствие, немаловажное. Они все специалисты-технари. Напугать таких самолётом или ракетой, которая летит где-то в небе? Бред. Туземцев, наверное, можно, но не надо путать со студентами-технарями.

Возьмите подборку каких-нибудь журналов тех лет для молодежи, например «Технику-Молодежи», там же в каждом номере две-три статьи посвящены космосу и авиации. Еще несколько новым проектам и технологиям. Тогда же появилась рубрика посвященная фантастике. Там печатались новые фантастические произведения Ефремова, Казанцева и другие. Вспомним боевой листок «дятловцев». Все годы стала довольно актуальной тема всего непознанного, будь то НЛО или «Снежный человек». И, неужели, люди, которые чего-то бояться, пойдут зимой на Северный Урал? Нет, они сами стремились к чему-то неведомому. Для того и туризм придумали.

Сейчас коротко о первой части маршрута, от Свердловска (нынче опять — Екатеринбург) до поселка Второй Северный.

Существует много разных схем и карт маршрута. Все они действительно разные, в том смысле что качество, точность, красочность и т. д. — несколько отличаются.

В интернете встречаются обычно несколько наиболее употребительных схем. Можно было бы выбрать одну из таких для иллюстрации.

Но, исследовать, так исследовать. Лучше всего, пользуясь материалами дела, дневниками «дятловцев» и другими источниками создать собственную схему маршрута

Итак — первая схема.

По ходу маршрута сразу отметил кое-какие детали. Даты и основные события. А также вид транспорта, которым «дятловцы» добирались до каждого пункта маршрута.

Заканчивается первая схема во Втором Северном, откуда собственно начался сам лыжный поход.

Приблизительно так. (Второй Северный и 41 квартал я обозначил условно-приблизительно — они где-то там).

Дальше начался собственно лыжный поход. Хронология второй части маршрута, от Второго Северного до последней стоянки, также считается достаточно хорошо известной.

28 января, выйдя из Второго Северного, туристы прошли вдоль реки Лозьвы и заночевали на её берегу.

29 января был совершён переход от стоянки на берегу Лозьвы к стоянке на её притоке Ауспии по тропе манси.

30 января группа продолжала продвигаться вдоль Ауспии по тропе манси.

31 января группа достигла горы Холатчахль, но снова спустилась в долину Ауспии и там остановилась на ночёвку.

1 февраля, оборудовав в долине Ауспии лабаз, группа вновь поднялась на склон горы Холатчахль, где и остановилась на ночлег недалеко от безымянного перевала, который теперь называется «перевал Дятлова».

Последняя часть маршрута и предполагаемые варианты маршрута до г. Отортен.

Ну, к этой схеме ещё не раз вернёмся. У разных исследователей в этой части бывают некоторые разночтения. Это вполне объяснимо, на этом этапе маршрута уже нет точных данных, только немного фотографий и последние дневниковые записи. И всё ближе загадка, всё запутанней ситуация. И всё больше домыслов.

Теперь пора более подробно остановиться на характеристиках некоторых членов тургруппы Дятлова. Для начала воспользуюсь информацией с сайта perevaldyatlova.ru.

В первую очередь остановимся на личности самого Игоря Дятлова.

ДЯТЛОВ ИГОРЬ АЛЕКСЕЕВИЧ

13 января 1936 года рождения (23 года). Студент Уральского Политехнического института, 5 курс радиотехнического факультета. Разработчик и создатель УКВ-радиостанций, использовавшихся в 1956 году для радиосвязи в турпоходе, разработчик малоразмерной печки, использовавшейся в походах в 1958—1959 гг. По отзывам — способный инженер-электронщик.

По некоторым источникам, Дятлову предлагали остаться в УПИ для дальнейшего продолжения научной работы по окончании обучения, а также, что ему в 1959 году предлагали занять должность заместителя декана своего факультета.

Имел большой опыт дальних и длительных походов, в том числе высокой степени сложности, можно сказать — профессиональный турист. По натуре был вдумчив и рассудителен, пользовался авторитетом в туристической секции спортивного клуба УПИ, где считался одним из самых опытных спортсменов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загадка перевала. Тайна гибели группы Дятлова. Часть первая предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я