Методология подготовки юных футболистов

В. П. Губа, 2015

В учебно-методическом пособии авторов доктора педагогических наук, профессора В. Губа (Россия) и доктора педагогических наук, профессора А. Стула (Польша) раскрываются вопросы многолетней подготовки футболистов на примере Польши, Германии и России. В частности, дается медико-биологическое обоснование организации тренировочного процесса и отбора перспективных детей для занятий футболом в целях дальнейшего эффективного повышения их спортивного мастерства, в учебно-методическом пособии представлена методологическая последовательность обучения и совершенствования техники и тактики игры, а также повышение физических способностей на основе применения разноплановых видов подвижных игр. Учебно-методическое пособие может быть полезно тренерам, работающим со спортивным резервом в ДЮСШ, СДЮСШОР и академиях, а также педагогам, студентам и научным работникам при изучении основ футбола в высших учебных заведениях и ВШТ.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методология подготовки юных футболистов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

2. Модельные характеристики юных футболистов

Характеристика уровня подготовленности спортсменов на различных этапах многолетней подготовки является важной составной частью нормативной основы как детско-юношеского спорта, так и спорта высших достижений. Модельные же характеристики подготовленности спортсменов, относительно возраста и квалификации, определяют основные направления развития вида спорта, а также средства и методы подготовки.

Постоянный рост достижений в спорте требует поиска новых, более эффективных форм управления тренировочным процессом спортсменов. Именно поэтому совершенствование системы различных видов контроля и управления тренировочным процессом, на основе знаний об уровне подготовленности спортсмена, является одним из перспективных направлений развития современной спортивной науки.

Наиболее информативными и несложными в реализации, методами оценки модельных характеристик спортсменов, являются педагогические контрольные испытания (тесты). Информация, получаемая при тестировании, помогает тренеру целенаправленно воздействовать на тренировочный процесс, успешно решать, как тактические, так и стратегические задачи. Стоит отметить, что в таком виде спорта как футбол, к тренировочной нагрузке, наряду с такими показателями (присущими большинству видов спорта), как интенсивность и продолжительность упражнения, длительность интервалов отдыха, число повторений и многие другие, добавляются такие факторы как размеры игрового поля, количество игроков (или соперников), степень координационной сложности упражнений и т. д.

Поэтому, контроль за уровнем общей и специальной физической, а также технической подготовленностью футболистов, осуществляемый в процессе педагогического тестирования, выбирается специалистами исходя из большинства вышеперечисленных критериев.

На сегодняшний день для определения модельных характеристик в практике подготовки футболистов применяется группа специальных тестов, оценивающих в той или иной степени, основные физические качества спортсменов, способность к освоению отдельных технических приемов и их сочетаний. В таблице 2 представлены тесты, отражающие уровень общей и специальной физической подготовленности, а также уровень технического мастерства на различных этапах спортивного совершенствования.

Таблица 2 Нормативы общей и специальной физической и технической подготовленности в футболе (требуемый минимум, сводная таблица)

На практике используются упражнения для оценки, как общего, так и специального развития двигательного качества, а также упражнения, позволяющие смоделировать стандартные игровые ситуации.

Однако проблема исследования специальной подготовленности включает не только разработку тестов, отбор наиболее информативных методов и показателей, но и определение критериев оценки выбранных специальных тестов. Основными требованиями к тестирующей нагрузке является дозируемость, воспроизводимость и предельность работы, а кроме того — соответствие контрольного упражнения биомеханической структуре двигательной деятельности спортсмена.

Для оценки модельных характеристик футболистов мы предлагаем комплексный тест, рассчитываемый по формуле:

K = (S + J/20 — 2R)x10,

где Kt — конечный результат комплексного теста, S — результат в тесте удары на точность, J — результат в тесте прыжок в длину (см), а R — результат в тесте челночный бег 7х50.

Испытуемому футболисту предлагается по команде с высокого старта выполнить челночный бег 7х50 м, по завершении дистанции выполнить прыжок в длину и сразу переходить к заключительному тесту.

Комплексный тест составлен из испытаний совокупно отражающих общую и специальную физическую, а также техническую подготовленность спортсменов и являющихся, на наш взгляд, наиболее информативными и в тоже время несложными в исполнении упражнениями. Показатель теста Kt выражается в баллах (табл. 3). Для увеличения достоверности исследования комплексный тест может выполняться троекратно с последующим вычислением среднего результата.

Таблица 3 Ориентировочная оценка уровня подготовленности спортсменов в футболе и мини-футболе, кол-во баллов (минимальный порог)

Также предлагаем ряд тестов для оценки общей и специальной физической, а также технической подготовленности футболистов, специализирующихся в футболе:

To = (K/20 — (4S + R))x10, где To—результат теста оценки общей подготовленности, K — результат теста Купера, выраженный в метрах (табл. 2), S — время пробегания 30 м отрезка, R — результат испытания челночный бег 7х50;

Каждое упражнение данного теста выполняется после полного восстановления организма и уменьшения ЧСС до 140 уд./мин.

Ts = (J/10 — (S + R))x10, где Ts — результат теста оценки специальной подготовленности, J — результат в тесте прыжок в длину (см), S — время пробегания 30 м отрезка с ведением мяча, R — результат испытания челночный бег 7х50;

Tt = (J + Y/4 — 1,5S)x10, где Tt — результат теста оценки технической подготовленности, J — результат в тесте удары по воротам на точность, Y — результаты теста жонглирование мяча, R — время испытания ведение мяча с обводкой 5 стоек;

Для разработки математических моделей данных тестов использовались эмпирические данные спортсменов различного возраста и выполнялись стандартные математико-статистические процедуры по определению параметров составляемого уравнения.

Любой из предложенных тестов не является трудоемким и легко может быть использован для тестирования разносторонней подготовленности футболистов. В целях избежания возможных травм во время выполнения испытаний, спортсменам рекомендуется провести предварительную разминку, как и перед началом тренировки. Ориентировочная оценка необходимого уровня подготовленности футболистов представлена в таблице 3.

Данные тесты могут быть использованы на всех этапах годичного тренировочного цикла футболистов. Разработанные нормативы и методики оценки общей, специальной физической и технической подготовленности, а также комплексный тест, позволяют объективно определить модельные характеристики футболистов различного возраста и целенаправленно воздействовать на структуру подготовки спортсменов с целью её коррекции и совершенствования.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Методология подготовки юных футболистов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я