Ледокол «Красин» в годы Великой Отечественной войны

В. Л. Бронников, 2020

В монографии рассказывается о ледоколе «Красин» в годы Великой Отечественной войны, о планах довоенной модернизации, о знаменитом кругосветном плавании судна, в ходе которого ледокол побывал в США, принял участие в трансатлантическом конвое НХ-178 и полярном конвое PQ-15. Перед читателями впервые откроются некоторые ранее засекреченные сюжеты истории «Красина». В работе над книгой использован большой массив отечественных изданий по истории ледокола «Красин», полярных конвоев, морских операции на Северном морской пути, а также ранее неизвестные документальные источники. Книга иллюстрирована материалами фондов и научного архива Музея Мирового океана, филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол "Красин"». Опубликованы ранее малоизвестные воспоминания старшего механика П. П. Чукура и расшифровка рейсовых донесений капитана ледокола М. Г. Маркова за период с июля 1942 г. по февраль 1945 г. Книга рассчитана на специалистов-историков, а также широкий круг читателей, увлеченных историей морских операции Великой Отечественной войны. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Введение

Ледокол «Красин» — легенда русского флота. Подвиги ледокола, совершенные в годы Великой Отечественной войны, прославили его имя на весь мир.

Продовольствие и сырье, вооружение и оборудование в СССР по ленд-лизу доставлялись полярными конвоями, путь которых был полон опасностей. Караваны постоянно подвергались налетам вражеских торпедоносцев, нападениям немецких кораблей и подводных лодок. Обойтись без потерь в таких условиях было невозможно, многие транспортные суда и корабли эскорта были потоплены во время движения северных караванов, уцелеть же до наших дней довелось единицам. «Красин» — единственный сохранившийся в России участник полярных конвоев Второй мировой войны. Героический поход ледокола начался 4 ноября 1941 г., когда «Красин» отправился из порта Провидения в Сиэтл с целью участия в операции по высадке американского десанта в Гренландии. Переговоры об аренде судна, однако, зашли в тупик, и после установки вооружения в Балтиморе «Красину» предстояло принять участие в конвоях HX-178 (Канада-Великобритания) и PQ-15 (Исландия-СССР). В дни перехода судов в Советский Союз они постоянно подвергались атакам немецкой авиации. В тяжелейшем сражении 3 мая 1942 г. участникам конвоя удалось отбить атаку вражеских самолетов. В СССР «Красин» был снова перевооружён, став одним из сильнейших по артиллерийскому вооружению ледоколов. 6 октября 1943 г. он прибыл во Владивосток, завершив таким образом свой кругосветный поход. До конца войны ледокол нес свою полярную вахту и был разоружён во Владивостоке в 1945 г.

Изучение истории военного периода героической эпопеи ледокола «Красин» было непростым. Во многом это объяснялось тем, что самая славная страница истории судна была связана с плаванием в США и участием в союзнических конвоях. Советские исследователи в условиях начавшегося глобального геополитического противостояния с Западным миром старались не акцентировать внимания на данном аспекте. В центре внимания работ, вышедших в советский период, написанных как историками, полярными исследователями, так и журналистами, были другие страницы истории ледокола[3]. М. Н. Супрун в своей докторской диссертации «Ленд-лиз и северные конвои, 1941–1945», характеризуя степень изученности истории полярных конвоев в советской историографии, отмечал: «Авторы опубликованных сочинений явно сознательно замалчивали эту сторону операций в Арктике. Впрочем, если бы они и захотели сказать об этом, едва ль цензура позволила бы им сделать это: историческая реальность не соответствовала идеологическим установкам времени. Очевидно, по этой причине лишь в немногих обобщающих трудах и монографиях по истории флота, изданных до начала 80-х годов, в частности в работах В. И. Ачкасова, Б. А. Вайнера, И. А. Козлова, Н. Ф. Ноги, Н. В. Павловича, В. С. Шломина, имеются специальные параграфы, посвященные истории арктических караванов. Но и то, что говорится в них о конвойных операциях, относится, главным образом, к кораблям Северного флота»[4].

Между тем, несмотря на отсутствие каких-то обобщающих трудов по истории судна в военный период, интерес к боевой истории «Красина» в советский период был. Отметим, что именно в СССР были опубликованы два самых важных источника по военной истории ледокола — это воспоминания Н. А. Мерта, занимавшего должность старшего помощника в годы Войны, «"Красин"в боевом походе» и воспоминания К. С. Бадигина «На морских дорогах». В 1941–1943 гг. К. С. Бадигин занимал должность командира Ледокольного отряда Беломорской флотилии и начальника Архангельского штаба морских операций, в 1943–1945 гг. был капитаном теплохода «Клара Цеткин», занимался доставкой американской помощи по Тихоокеанскому пути. После войны вышел в запас и перешел на научную (в 1953 г. защитил кандидатскую диссертацию) и литературную деятельность, став автором многочисленных повестей и рассказов об истории освоения морей Северного Ледовитого океана[5].

В 1969 г. вышел четвертый том фундаментального исследования доктора исторических наук, заведующего отделом ААНИИ М. И. Белова «История открытия и освоения Северного морского пути». В этой работе также рассматривались интересующие нас эпизоды военной истории «Красина»: есть краткие упоминания о ледоколе в параграфе о навигации 1941 г., имеется специальный раздел, посвященный кругосветному плаванию «Красина» в 1941–1942 гг. В данной работе также большое внимание уделено событиям наступательной операции «Вундерланд» (август 1942 г.), описанной с привлечением исследований немецких историков. Однако работа судна с 1943 г. практически не упоминается[6].

Также к советскому времени относится и небольшая статья военного журналиста и капитана 1-го ранга В. Г. Реданского по истории судна. Военному периоду в данной работе уделено очень мало внимания, в тексте присутствуют серьезные ошибки, например, с датировкой боя с немецкими торпедоносцами в мае 1942 г. и оценками потерь противника[7]. Из советских работ также отметим сборник очерков об использовании гражданских судов в годы Великой Отечественной войны. Сборник был составлен Г. А. Рудневым, во время войны работавшим начальником радиостанции парохода «Ванцетти», позднее продолжавшего работать в пароходстве в должности девиатора. К сожалению, у исследователя был весьма ограниченный набор источников (по истории «Красина» он, скорее всего, пользовался воспоминаниями Н. Ф. Инюшкина, в годы войны бывшего вторым помощником[8]), поэтому в тексте имеются ошибки фактического характера (дата выхода конвоя PQ-15, количество сбитых красинцами в бою 3 мая 1942 г. торпедоносцев)[9].

В современной России интерес исследователей к военной истории ледокола «Красин» был во многом определен открытием ранее засекреченных материалов и появлением общественного заказа на пересмотр роли союзников и ленд-лиза. Как отмечал М. Н. Супрун: «Важным толчком в работе над темой стало открытие в конце 80-х — начале 90-х многих недоступных ранее для исследователей архивных фондов. Был снят гриф секретности и с изданий Главного морского штаба ВМФ. На их основе и с привлечением аналогичных зарубежных изданий ряд исследователей опубликовал несколько полезных брошюр справочного характера […] В то же время известный историк флота Бережной С. С. опубликовал серию справочников о кораблях и судах СССР. Еще одним существенным фактором, способствовавшим изучению истории северных конвоев, стало расширение контактов российских исследователей с зарубежными коллегами и возможностей получать литературу из-за границы. Новые факты, неординарные подходы в исследовании, открывшиеся на страницах зарубежных изданий, позволяли взглянуть на военные события не только со стороны союзников, но и противников»[10].

Из общих исследований, привлекавших в том числе документы союзников и немецкой стороны, стали известны такие важные детали, как состав груза, который должны были доставить участники полярного конвоя PQ-15, количество самолетов, принимавших участие в налетах на конвой, и количество понесенных немецкой стороной потерь[11].

Большое количество статей об отдельных личностях и эпизодах, связанных с военной историей судна, стало выходить в местной периодике. Так, например, капитан П. И. Осичанский выпустил несколько небольших статей о жизни капитана ледокола «Красин» М. Г. Маркова[12]. Журналистка Т. Калиберова записала интересное интервью с последним остававшимся в живых участником конвоя В. М. Марковым — сыном капитана. В данном интервью упоминалось большое количество уникальных, неизвестных по другим источникам сведений, например, аудиенция, оказанная красинцам президентом США Ф. Д. Рузвельтом, или концерт, организованный для них русскими эмигрантами[13]. Несколько статей о своем известном земляке механике ледокола П. П. Чукуре выпустили участники творческо-краеведческого клуба поселка Тярлево[14].

Появились также и первые обобщающие работы по истории ледокола «Красин». Капитан К. Д. Смирнов в серии статей, посвященных 90-летию судна, составил первую полную научную историю «Красина» от закладки в Ньюкасле до современного состояния в качестве ледокола-музея. Он же обнаружил в Центральном военно-морском архиве (ЦВМА) ранее неизвестные документы, относящиеся к планам по вооружению ледокола накануне войны[15].

Большую роль в популяризации темы сыграл в конце жизни сам В. М. Марков. Сын капитана широко взаимодействовал с музеями страны: во владивостокском Музее морского флота Дальневосточного морского пароходства он создал стенд, посвященный памяти М. Г. Маркова, а в фонды Музея Мирового океана он передал ряд документов из семейного архива и способствовал началу исследований по истории легендарного судна: «Ведь истоки его идут с 1916 года."Святогор"до 1927 года, а потом"Красин"(после смерти Л. Б. Красина). А поход 1928 года, дирижабль"Италия"Нобиле, капитан ледокола Эгги К. П. и много других легендарных дел до 1971 года. Есть ли вся эта хронология дел и людей в Музее? Как относится экипаж нового ледокола"Красин"(имеется в виду арктический ледокол советского и российского флотов, построенный в 1976 году. — В.Б.) к делам Музея? Участвует, помогает, есть ли у вас с ними связь? Неужели кроме маленькой фотографии отца в Музее нет ничего? А ведь он командовал 5 лет ледоколом 1940-45 годы. А его плавания на"Сибирякове","Челюскине"?»[16].

С 2004 г. ледокол «Красин» стал филиалом Музея Мирового океана, а с начала 2010-х годов сотрудниками Научно-экспозиционного отдела Музея П. А. Филиным, М. А. Емелиной, М. А. Савиновым были начаты поиски новых материалов в фондах ГАРФ, ГААО, ЦВМА, ААНИИ. Коллектив по итогам научной деятельности выпустил ряд исследований как о военном периоде[17], так и об обобщающих исследованиях, охватывающих всю историю судна[18].

Важным вкладом в изучение проблемы стала публикация в 2016 г. в сборнике «Полярные чтения на ледоколе «Красин» — 2015: Арктика в годы войны», подготовленном к печати М. А. Емелиной, М. А. Савиновым и П. А. Филиным, рейсового донесения капитана «Красина» М. Г. Маркова о переходе по маршруту бухта Провидения — Сиэтл — Панамский канал в 1941–1942 гг.[19]

Также историей «Красина» занимается историк флота Н. А. Кузнецов, уже выпустивший два обобщающих исследования (одно из них в соавторстве с научными сотрудниками музея)[20].

Таким образом, проанализировав изданные к настоящему моменту труды, можно прийти к выводу, что закономерно наиболее изученной темой является участие ледокола «Красин» в походе конвоя PQ-15, исследования которой начались еще в советский период. Также учеными хорошо изучены события операции «Вундерланд» и роль «Красина» в проведении Третьего арктического конвоя. Однако вся последующая история, начиная с 1943 г., до сих пор затрагивалась лишь вскользь, а что касается второго похода ледокола в США в 1944–1945 гг., то он до сих абсолютно никак не был описан учеными. Другой темой, которую также предстоит рассмотреть впервые в нашем исследовании, является план ремонта ледокола «Красин» в Сингапуре, возникший у морского командования накануне Второй мировой войны на фоне августовских переговоров 1939 г.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ледокол «Красин» в годы Великой Отечественной войны предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Самой популярной темой исследований была история спасения команды дирижабля «Италия» под командованием генерала У. Нобиле в 1928 г. Именно благодаря этому событию ледокол «Красин» приобрел всемирную славу. В 1969 г. о спасении итальянской экспедиции был снят совместный советско-итальянско-британский художественный фильм «Красная палатка» (реж. М. К. Калатозов). Закономерно, что о данном сюжете вышло самое большое количество литературы (см. напр.: Бегоунек Ф. Трагедия в Ледовитом океане. — М., 1962; Миндлин Э.М. «Красин» во льдах. — М., 1929; Нобиле У. Крылья над полюсом: История покорения Арктики воздушным путем. — М., 1984; Розанов А.М. Красные звёзды во льдах. — М. — Л., 1929; Самойлович Р. Л. 1) Во льдах Арктики. Поход «Красина» летом 1928 года. — Л., 1930; 2) На спасение экспедиции Нобиле. — Л., 1967; 3) Первый поход «Красина».—М., 1928; Шпанов Н. Н. Полярный поход «Красина».—М., 1929). Также в 30-е годы выходила литература, посвященная участию «Красина» в исследовании Северного Ледовитого океана, в частности 9-й Карской товарообменной экспедиции или Ленской транспортной морской экспедиции (см. напр.: Зингер М. Э. Ленский поход. Очерки I-й Ленской экспедиции ледокола «Красин», архангельских судов «Сталина», «Правды» и «Володарского» и омского теплохода «Первая пятилетка» вокруг Таймырского полуострова к устью Лены в бухту Тикси. — Л., 1934; Лавров Б. В. Первая Ленская. — М., 1936; Лин П. Завоевание Арктики. — М. — Л., 1931; Морозов М. Ленский поход. — М., 1934).

4

Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941–1945. Автореф. докт. дисс.—М., 1998.—С. 2–3.

5

Мерт Н. А. «Красин» в боевом походе. — Владивосток: Дальневосточное кн. Изд-во, 1976; Бадигин К. С. На морских дорогах.—М.: Политиздат, 1978. Истории ледокола «Красин» в воспоминаниях К. С. Бадигина уделено значительное внимание, так как в начале его карьеры в 1935 г. он непродолжительный период был 3-м помощником капитана М. П. Белоусова на ледоколе «Красин». Теплые воспоминания о службе на «Красине» мемуарист сохранил на протяжении всей жизни.

6

Белов М. И. История открытия и освоения Северного морского пути. — Л.: Гидрометеорологическое изд-во, 1969. Т. 4: Научное и хозяйственное освоение Советского Севера 1933–1945 гг.

7

Реданский В. Г. Младший брат «Ермака» // Моделист-конструктор. 1978. № 6. — С. 17–23.

8

В послевоенный период в 1948 г. Н. Ф. Инюшкин был капитаном ледокола «Красин».

9

Руднев Г. А. Огненные рейсы: торговый флот Дальневосточного морского пароходства в годы Великой Отечественной войны. — Владивосток: Дальневост. кн. изд-во, 1990.

10

Супрун М. Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941–1945. Автореф. докт. дисс.—С. 3–4.

11

Баженов Н. Н., Дегтев Д. М., Зефиров М. В. Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев.—М.: АСТ Москва, 2009.

12

Осичанский П. И. 1) Память жива // Дальневосточный моряк. 1999. 30 октября; 2) Под самодельными парусами через Ледовитый… или Золотой век капитана Маркова // Владивосток. 2004. № 1655 (12 ноября).

13

Калиберова Т. Он сидел на коленях у Рузвельта и шел в караване PQ-15 // Владивосток. 2003. № 1314 (21 февр.).

14

См. напр.: Гончарова О. Старший механик «Красина» из Тярлево // Вестник Администрации Пушкинского района. 2019. № 10 (28 октября).

15

Смирнов К. Д. 1) Вооружение судов ледокольного отряда Беломорской военной флотилии // Судостроение. 1999. № 6.—С. 69–73; 2) Вооружение ледоколов на северном театре во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // Защитники Отечества. Материалы региональных общественно-технических чтений по военно-исторической тематике. — Архангельск, 2003. — С. 45–60; 3) Ледокол «Красин» (к 90-летию истории ледокола-музея) // История Санкт-Петербурга. 2008. № 2 (42).—С. 14–20; 4) Мобилизационный проект 212 ледокола «Красин» // Гангут. 2003. № 35.—С. 45–50.

16

НА ЛК ММО № 1336/8.

17

Емелина М. А., Савинов М. А., Филин П. А. 1) Боевой кругосветный поход ледокола «Красин» в годы Великой Отечественной войны // Морская радиоэлектроника. 2015. № 1 (51). — С. 19–22; Ледокол «Красин» — лидер Третьего арктического конвоя // Полярные чтения на ледоколе «Красин»-2015: Арктика в годы Великой Отечественной войны.—М.: Паулсен, 2016. — С. 59–71.

18

Дремлюг В. В., Емелина М. А., Савинов М. А., Филин П. А. Ледокол «Красин» в истории изучения и освоения Арктики // Труды научно-исследовательского отдела Института военной истории. — СПб., 2013. Т. VI. Кн. 2: Север России в военно-морском и экономическом отношениях. — С. 203–261; Емелина М.А., Савинов М.А., Филин П. А. Ледокол «Красин»: история в фотографиях.—М.: Paulsen, 2016.

19

Емелина М. А., Савинов М. А., Филин П. А. Рейсовое донесение капитана ледокола «Красин» М. Г. Маркова за переход Провидение — Сиатль — Панамский (1941–1942 гг.) // Полярные чтения на ледоколе «Красин»-2015: Арктика в годы Великой Отечественной войны.—М.: Паулсен, 2016. — С. 253–303.

20

Кузнецов Н. А. Как воевал ледокол «Красин» // Родина. 2016. № 6. — С. 130–133; Емелина М. А., Золотарёв А. Н, Кузнецов Н. А., Филин П. А. Ледокол «Красин». Славная судьба «Святогора» // Морская коллекция. 2018. № 7.—С. 1-32.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я