Педагогические беседы. Интегральная педагогика в популярном изложении

В. И. Мурашов, 2020

Работа посвящена науке и практике целостного развития человека методом единства психоэнергетической, логико-психологической, этико-эстетической и физической деятельности участников педагогического процесса. Для учителей, студентов, аспирантов, преподавателей, для всех интересующихся проблемами духовно-развивающего обучения и воспитания человека. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогические беседы. Интегральная педагогика в популярном изложении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Беседа четвёртая

Педагогичность педагогики

Не напоминает ли «педагогичность педагогики» экономику, которая должна быть экономной? Напоминает, проницательный читатель. Но в обоих случаях тавтологии нет. Экономика действительно должна быть экономной, а не затратной, как, впрочем, и мёд медовым, а не фальсифицированным. Всё истинно подлинное равно самому себе, ибо истина в её объективном значении есть соответствие предмета своему понятию или закону своего бытия. В субъективном значении истина представляет собой соответствие нашего сознания предмету. В объективно-субъективном смысле, или в своей полноте, истина есть соответствие сознания предмету, который истинен сам по себе. Поэтому и педагогика только тогда является действительной, то есть «педагогичной», когда она соответствует своему смыслу и назначению.

В прошлых публикациях и беседах мы выяснили, что субъектом-объектом педагогической деятельности выступает жизнь духа. Всеобщий смысл педагогики — теоретически и практически научить дух богочеловеческой жизни. Для этого педагогика должна быть истинной. Чтобы быть истинной, она должна быть естественной. Но чтобы быть естественной, педагогика должна стать самосознанием жизни духа и творческим способом его развития в согласии с его же собственным самосознанием. Будучи таковой, педагогика выступает в качестве истинной, интегральной педагогики.

В процессе педагогической деятельности дух учат жить. Его не предоставляют стихийно-естественному развитию, то есть самому себе, а искусственно-естественным способом, то есть в соответствии с его природой и Божественным назначением, следовательно — разумно и свободно, развивают все его аспекты как универсальное средство и самоцель его жизни. Именно поэтому педагогика должна строиться на основе законов жизни как наука, практика и искусство самосознательной и свободной жизни человеческого духа.

Педагогичность содержания и формы деятельности учителя заключена в её соответствии своему понятию. «То воспитание будет лучшим, — говорится в Живой Этике, — которое сможет возвеличить привлекательность блага. При этом не надо калечить прекрасные Образы как бы во имя детского неразумения, не унижайте детей. Твёрдо помните, что истинная наука всегда призывна, кратка, точна и прекрасна. Нужно, чтоб в семьях был хотя бы зачаток понимания образования… Тоже необходимо, чтобы слово выражало точную мысль. Изгоняется ложь, грубость и насмешка. Предательство даже в зачатке недопустимо»[3].

Именно благо, прекрасные образы, беспредельность — словом, высшее состояние духа является педагогическим фактором, направляющим дух ребёнка по пути развития его Божественной природы. Мудрый учитель ставит истину, добро и любовь как духовный магнит между собой и учеником и использует воспитательную силу Божественности в своих целях. «Школы, — говорится в Учении Жизни, — должны быть оплотом познания во всей полноте… Дóлжно обучать прикладному знанию, не отрывая от науки исторической и философской. Искусство мышления должно быть развито в каждом работнике… При школах должен быть полезный музей, в котором сами ученики должны принимать участие. Должен быть кооператив, и ученики должны обучаться и такому сотрудничеству… Школа должна не только вмещать любовь к книге, но должна научить читать, и последнее не легче первого. Нужно уметь сосредоточить мысли, чтобы вникнуть в книгу. Не глаз, но мозг и сердце читают… Среди учебных предметов пусть будут даны основы астрономии, но поставив её как преддверие к дальним мирам. Так школы заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживёт, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Молодые сердца почуют себя не муравьями на земной коре, но носителями духа и ответственными за планету»[4].

Развитие человеческого духа, постижение его Божественной сущности должно происходить в процессе изучения учащимися природы. «Естественная история должна быть преподана в школах как можно полнее и увлекательнее. Нужно на примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложены в человеке. Если сравнительно низшие организмы чуют основы бытия, то тем более человек должен приложить усилия к преуспеянию. Много ценных показаний проявлено всюду. С самых первых уроков учащиеся пусть порадуются чудесами жизни. Также пусть они поймут, как обращаться с полётами и яснослышанием. Так яснослышание будет естественным условием. Также и Тонкий Мир будет изучаем наряду с тонкими энергиями. Не будет деления на физическое и метафизическое, ибо всё существует — значит, всё ощутимо и познаваемо. Наконец, сокрушатся суеверие и предрассудки… Исходя из самоулучшаемости, дойдёте до Беспредельности»[5]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогические беседы. Интегральная педагогика в популярном изложении предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Община // Агни Йога: В 6 т. Т. 1. — М.: Русский духовный центр, 1992. — С. 218–219.

4

Община // Агни Йога: В 6 т. Т. 1. — М.: Русский духовный центр, 1992. — С. 219–220.

5

Там же. С. 221, 223.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я