Культура духа

В. И. Мурашов, 2020

Эта книга о жизни на основе культуры духа, который есть то, чем и из чего создано все. Для широкого круга читателей. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Часть 1. Начало

1.1. Философский камень

Поиск «философского камня», эликсира бессмертия, панацеи от всех болезней…

Не эта ли мечта человечества является его эволюционной тягой?

Но существует ли искомое и если да, то не превышает ли оно возможности человека отыскать его?

А может быть, этот поиск есть постижение человеком своей собственной сущности и расширение представления о самом себе?

Разве его бессмертный дух не частичка Единого Духа, создавшего мир — природу и человека, и не едины ли Творец, творчество и творение?

Разве «я» — единство разума, чувства и воли — не мысль Творца, воплощенная в телесный организм, созданный ею в процессе эволюции, и не дана ли тем самым человеку власть над всякою плотью?

Разве земной человек как единство духа, души и тела — не продукт природы и истории?

Разве он не содержит в себе все мировые энергии, трансфизические и физические миры и не является микрокосмом макрокосма?

Разве цель человеческого духа — не раскрытие своей божественной природы?

А потому не человек ли как образ и подобие Бога (Я сказал: «Вы боги». Иоанн.10, 34) потенциально обладает абсолютным ресурсом духовно и физически здоровой жизни, свободным духом, созидающим самого себя, культуру и цивилизацию?

* * *

Так ли это? — спросит читатель.

Не этот ли дух — причина всех бед и страданий человечества?

Не он ли производит хаос в гармонии мировых стихий и сотрясает планетарный организм, поглощающий человеческие жизни?

Не он ли отравил окружающую человека среду — свое природное тело?

Не он ли породил в мире зло, болезни и войны?

Не он ли ответственен за появление в России социальной идеи, основанной на эгоцентризме абстрактной свободы?

Не он ли способствовал духовной несостоятельности выйти на авансцену жизни и навязывать через нравственно опустившиеся СМИ свои убогие ценности народу?

Не он ли стоит за преждевременной смертностью населения страны и сверхсмертностью трудящихся?

Не он ли концентрирует в своих руках собственность и власть, продает народное достояние и предает национальные интересы?

Не он ли проник в мозг, сердце и поры социума и ослабил силы народа?

Не он ли позволил своему низшему состоянию — материи в форме животной природы поработить себя и унизить свое достоинство?

И не он ли разрушает здоровье человеческого организма?

* * *

И да и нет, уважаемый читатель.

И это не эквилибристика мысли, а проявление самой природы духа — его формальной свободы как способности вырабатывать себе любое содержание: добро или зло, ибо дух есть то, чем сам себя делает.

По своему первородству, стихийной природе не от мира сего и способности сознательного самоопределения (свободе воли) дух у всех людей одинаков.

Но, будучи потенциально божественным и по формальному составу равным самому себе, человеческий дух по своему качеству может быть разным: высоким и низким, сияющим и отемненным, созидающим и разрушающим, творческой основой здоровой жизни и ее смертоносным источником.

Дух, не соответствующий своему понятию, производит акультуру, ведущую человеческую жизнь и окружающую ее среду к деградации и саморазрушению.

И лишь дух, постигающий и реализующий знания человечества, духовные, социальные и физические законы жизни, является духовно-культурным по своему существенному содержанию.

* * *

Ассимиляция человеком духовных энергий и идей, интеллектуально-чувственно-волевое выражение смысла Сущего в качестве света истины, красоты, добра и любви есть культура духа.

Динамическая архитектоника культуры духа вырастает из бесконечного потенциала его теоретической, практической, художественной и религиозной деятельности, уходящей своими духовными и материальными корнями в сверхчувственно-чувственную, идеальную и пространственно-временную почву.

Культура духа — творческое отражение божественности в человеке.

Культура духа — прорастание в будущее исторического опыта человечества.

Культура духа — сознательно-волевое условие свободы.

Культура духа — самозащита от разложения.

Культура духа — господство над мыслью, чувством и телом.

Культура духа — тяжкий труд самосозидания.

Культура духа — живоначальный корень здоровья человека, семьи, общества и государства, цивилизации и планеты.

Культура духа — абсолютный ресурс и самоцель народа, богочеловеческая субстанция национальной идеи духовно-нравственной и здоровой жизни.

Культура духа — критерий подлинности человеческой жизни, интегральный показатель развитости нации.

Культура духа — универсальная основа национальной безопасности.

Культура духа народа, носимая им в разуме, сердце и воле, не это ли панацея от всех болезней?

Не сам ли дух человека, изначально соединенный с беспредельными возможностями Единой Жизни и сознательно устремленный к ней, есть «философский камень», который так упорно ищет земной человек?

И не накопление ли духом кристаллов света культуры и обретение им непрерывности самосознания во всех мирах является эликсиром бессмертия?

* * *

Дорогой читатель, если сам факт человеческой жизни первоначально есть дело сверхчеловеческого духа, то ее состояние — здоровье или болезнь — зависит от человеческого духа, уровня его культуры. О том, что такое дух и как он вырабатывает свою сущность — культуру, следовательно, духовное и телесное, социальное и экологическое здоровье, мы поговорим в следующий раз.

1.2. Творец, плененный своим творением

Взгляд духа современного человечества устремлен вовне, на выявленную им из себя и материализованную посредством природы и истории мировую цивилизацию.

Погрузившись в созданный им мир и не отражаясь в нем его творцом, дух выпал из самого себя и оказался в плену у своего творения.

Преломив мир надвое: идеальный и реальный, дух придал этим половинкам самостоятельное значение и разделился в самом себе.

Истощив ресурсы своего планетарного тела, обузив человеческий потенциал до его интеллектуально-телесного остатка во имя глобализирующего мира сего, цивилизованно-дикий дух вверг человечество в борьбу всех против всех.

Потерявшийся в своих превращенных формах, акультурный дух является единственной причиной всех последующих причин, средств и способов угрозы глобальной безопасности. И он же, будучи преображенным в свете культуры, станет глобальным ресурсом безопасной жизни человечества.

Но это произойдет тогда, когда правительства и народы мира прозреют в духе и осознают фундаментальную основу своего бытия.

И время уже наступает. Оно рождается из самого противоречия между тем, что есть и что должно быть, между смыслом человеческой жизни и ее бессмысленным явлением, обреченным на самоуничтожение.

Боль и страдание, отчаяние и тоска побуждают несчастный дух блестящей, но духовно пустой, как барабан, современной цивилизации повернуть глаза внутрь себя, искать пути своей эволюции не только через его пространственно-временную, технократическую, но и трансфизическую, идеальную реальность, через него самого и душу мировой цивилизации — Культуру. Ее Небесноземное основание — религия как связь человеческого духа с божественным.

Возвращаясь из объективного мира к себе, назад, дух познает себя как единство творца, творчества и творения.

Пристально вглядываясь в свое неземное прошлое, он сознательно восходит к своей вневременной Родине, продвигается вперед, в будущее как вечное настоящее.

Углубляясь в себя, самоплененный дух начинает вспоминать, что он не только человеческий, но и потенциально божественный, что его назначение — самопознание и самоосвобождение.

Дерзание

Предчувствуя свою истинную природу, человек, сущность которого — Единый Дух, дерзает овладеть мощью последнего, через самопознание и самореализацию взять власть над собой и над миром, стать творческим ресурсом всех жизненных ресурсов, самосознательным строителем социального макрокосма, ответственным сотворцом сверхчеловеческого духа, разумно-нравственной силой, освобождающей человечество от тварно-товарного, денежно-вещевого, потребительского рабства и ведущей его от вражды к сотрудничеству и братству.

Таким абсолютным ресурсом-самоцелью является дух-культура или культура духа — богочеловеческая основа сознательно-волевой эволюции планетарного человечества.

Что же такое культура духа и как она возможна?

Поскольку творцом культуры является дух, а культура есть творчество и творение духа, то ответ на поставленный вопрос нужно начинать с рассмотрения природы духа, его понятия.

Истинное познание духа есть вместе с тем проявление культуры мышления — логической матрицы многообразия культуры жизни.

«Познание духа, — говорит Философ, — есть самое конкретное и потому самое высокое и трудное. Познай самого себя — эта абсолютная заповедь ни сама по себе, ни там, где она была высказана исторически, не имеет значения только такого самопознания, которое направлялось бы на отдельные способности, характер, склонности и слабости индивидуума, но она представляет собой познание подлинного в человеке…

Предъявленное дельфийским Аполлоном к грекам требование самопознания не имеет поэтому смысла заповеди, обращенной к человеческому духу извне, со стороны силы, ему чуждой; напротив, побуждающий к самопознанию бог есть не что иное, как собственный абсолютный закон духа».

Именно поэтому дерзание человека познать самого себя, а следовательно, Единый Дух и созданную им Вселенную, в знании и деле уподобиться Отцу Небесному, царство которого силою берется, ибо «Царство Божие не в слове, а в силе» (1-е Кор. 4-20), построить свой рукотворный мир, жить в нем и окружающей среде в соответствии с этим знанием есть высший смысл его жизни.

Мерой самопознания и претворения этого знания в самопреображение — второе рождение в истине, красоте, свободе и любви — и в мировую действительность, которая есть история самореализации духа и определяется степень практического овладения человечеством абсолютным ресурсом жизни как власти культуры духа внутри и вовне себя — духовной оси земной цивилизации.

Трудности

Четыре основные трудности возникают при познании духа:

Первая, как было уже отмечено, связана с его наиконкретнейшей природой, поскольку дух есть все во всем, абсолютное.

Вторая вытекает из первой и касается способа постижения абсолютного, который должен быть адекватным предмету познания.

Третья появляется при попытке объяснить конкретное и сложное абстрактным и простым способом, который нефилософскому мышлению кажется понятным.

Четвертая трудность заключается в том, что сам феномен духа и его сущность — культура, составляющая глубинную основу всей жизни народа — не интересуют ни народ, ни власть и самое поразительное — науку.

Хуже всего дело обстоит с теми дипломированными философами, которые вместо того, чтобы исследовать единственный предмет философии — дух, постигнуть ее живой смысл — понятие и обрести универсальный ключ ко всяческой истине — идею, решили не утруждать себя тяжким трудом изучения Философа, который проник в логический смысл абсолютного духа, а следовательно, и в истину всех его модификаций.

Отвернувшиеся от духа и истины утратили тем самым предмет-метод своей профессиональной деятельности, а вместе с ним и профессию. Остался диплом — средство кормления в ловких руках философствующего наперсточника или какой-нибудь политологической шельмы.

Не к ним относятся слова Философа: «Истина есть великое слово и еще более великий предмет. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше вздыматься грудь».

Философский дух, содержание которого — целостное знание, должен быть целостным не только со стороны своей интеллектуальной, но и чувственно-волевой природы. В противном случае дух не выдержит напряжения борьбы за утверждение истины и, не выдержав, предаст ее.

Лишь гармоничное развитие всех универсальных способностей человека — мышления, чувства и воли — образует культуру духа.

Философия как универсальный ресурс реформации духа нации

Философы ex professo должны быть держателями целостности многообразия мира, его идеи, носителями культуры духа в ее научном, художественном и нравственном выражении.

Это они в эпоху философского скудоумия несут нравственную ответственность за качество духа нации.

Это они в эпоху презрения к философии как самопостигаемой истины должны показать философию в качестве абсолютной культуры духа, универсальной основы общей и профессиональной культуры — высшей производительной силы общества.

Это они в эпоху дезинтегрированной жизни должны объяснять народу природу духа как единого предмета философии и науки, религии и искусства, литературы и образования, экономики и политики, права и государства — словом, всех общественных отношений, образующих социальный макрокосм.

Это они в эпоху духовного одичания должны воспитывать у народа благоговейное отношение к культуре духа, раскрывать ее практическую роль в улучшении жизни человека и общества, в сбережении природы, объяснять власти, технократам, всем страдающим мировоззренческой и профессиональной ограниченностью, что вложение средств в развитие человека есть инвестирование капитала во все сферы человеческой жизнедеятельности.

Это они в эпоху тоталитарного экономизма должны показать необходимость сопровождения роста валового внутреннего продукта и прогресса цивилизации повышением разумности и нравственности народа, улучшением его здоровья, развитием всех видов культуры, иначе социальный организм превращается в материально-технического монстра, пожирающего человеческие и природные ресурсы и в конечном счете самого себя.

Это они в эпоху духа с гипертрофированным интеллектом, волей-тестом и сердцем-сморчком, отдав должное нанотехнологиям, наукоемкому производству и экономике знания, должны указать их подлинное место на шкале человеческих ценностей, ибо знание как лишь аспект целостности духа, вне и вопреки нравственности, может обернуться злом, орудием разрушения. Поэтому не наукоемкая экономика, основанная на высоких технологиях и юридическом праве, — гордость технобюрократии, а разумно-нравственное, науко — и духовноемкое хозяйство — вот предмет истинного восхищения и торжества человеческого духа.

К этой новой, одухотворенной экономике и общественной жизни в целом, выгодной не только труду, но и капиталу, не только национальному, но и мировому хозяйству, и должна привести культура духа народа, формируемая с помощью истинной философии и философов, не щебечущих на птичьем языке в корпоративных гнездах, повисших между землей и небом.

Взрыв сознания

Способен ли человеческий дух на этой стадии эволюции понять свою природу, осознать абсолютный дух, т. е. самого себя в своей полноте?

Да! Гений человечества уже сделал это. Но не в смысле постижения всех составляющих духа и его формообразований во всех мирах, что означало бы прекращение эволюции земного человечества и его превращение в сверхчеловеческий дух, а с точки зрения понимания всеобщей, логической природы духа, знание которой также завершено и абсолютно, как и знание того, что 2 x 2 = 4.

Вопрос в том, как была найдена истина духа и чем ее нам понять?

«Как чем? — может спросить недоуменный читатель. — Разумеется, умом».

Каким? Ведь ум уму рознь. А многознание, переходящее порою в суетность многоумия, не делает лоскутный, заваленный всяким хламом ум пригодным к познанию истины.

Чем же человеку осознать смысл вещей и понять сверхчеловеческое?

Духом, но не умным, а разумным.

Во что вместить Беспредельность?

В сознание, но не в обычное, конечное, а в философское, бесконечное.

А если такого нет? Изначально, как и религиозность, оно присуще самой природе человеческого духа. Задача человека — превратить его из потенциального состояния в актуальное.

Что для этого нужно сделать? Дерзать!

Когда человек накопит критическую массу духовной энергии и воспламенится страстью к истине, тогда его дух взорвет свое ограниченное, прокисшее от лени сознание, взметнет к Небу обломки обывательского мирка «здравого смысла» и войдет в пространство бесконечной мысли, где переплавит в огне диалектики абстрактный, рассудочный, односторонний способ мышления в конкретное, понятийное, целостное мышление, которое только и способно осознать истину, объединить конечный человеческий дух с бесконечным Единым Духом.

Есть ли другие пути восхождения к Абсолютному? Есть! Так интуиция вспышкой духовного света и религиозное чувство лучами любви пронзают и чувствознают Истину.

Но эти формы духа не могут ни объяснить, ни тиражировать знаемое, тогда как понятийное мышление может. Потому оно и объективно, а при необходимых волевых усилиях и общедоступно.

Человечеству во что бы то ни стало надо прорваться к духу и творчески овладеть им. Это требование эволюции как императив XXI века относится не только к идеальной, но и материальной природе духа, ибо спасение в его целостной, практической культуре — в самопознании и сознательном управлении своими энергиями, в господстве над собой как стихией. Лишь в качестве творческого интеграла духовно-материального бытия культура духа является абсолютным ресурсом человеческой жизни.

Главы государств, осознавшие универсальное значение культуры духа в жизни народов, в управлении локальными и глобальными процессами мировой цивилизации, уже не просто юридически национальные лидеры, а вожди наций, держащие в своих руках абсолютный рычаг переустройства мира.

Тайна природы духа и способ ее познания заключены в формуле духа. В нее-то нам и предстоит проникнуть. Но кто же научит знанию? Дух! Тот, который уже знает, и тот, который жаждет узнать.

1.3. Зачем познавать и совершенствовать дух?

У мирового духа нет другой цели, кроме самооткровения — созидания самого себя и мира: природы и человека как вечного творчества и творения.

Самопознание, овладение собой, раскрытие в процессе внеземного бытия и исторического развития через культуру и цивилизацию своего бесконечного потенциала — эволюционное назначение человеческого духа.

Его высшая цель — культура — смысл человеческой жизни, формула ее материально-духовной и социально-космической полноты.

Однако дух современной цивилизации вместо обретения своего смысла впал в безумие вещественного потребления, неуемного желания плотских удовольствий, расхищения и истощения природных ресурсов.

Пожираемый чувственностью, необремененный культурой, свободный от самой свободы дух — вот «герой» нашего времени.

Культура духа. Рынок. Государство

В современных условиях российской действительности, когда дух рынка стремится к тотальной экспансии, а дух государства, обессиленный бездуховностью, пытается взнуздать взбесившуюся от алчности и либерализма свою экономическую функцию, необходима мобилизация третьей силы, которая могла бы удержать рынок в границах подлинной свободы, а государство как правовой способ существования рынка привести в соответствие со своим понятием, что означало бы коренное переустройство экономико-государственного строя России.

Этой силой является культура духа народа, способная пресечь проникновение рыночных отношений в сферы жизни, вход в которые запрещен ее смыслом, и уберечь от соблазна направить усилия нации не на эволюционное развитие человека, а на создание очередной империи.

Носителям рыночной и имперской идеологий следовало бы усвоить назначение и место их тотально-ориентированных идей на шкале человеческой жизни. Рынок и государство — социальные феномены духа народа, по отношению к которому они выступают не самоцелью, а ее средствами, демонстрирующими качество порождающей их субстанции.

Надо поспешить с осознанием природы и жизненной ценности культуры духа — сущности всех видов культуры, образующих духовно, материально и организационно здоровое государство как единство его души и тела. Вне культуры духа человеческая жизнь больна, а ее социальные формы, в частности рынок и государство, подлежат нравственно-правовой деградации, материальному и организационному распаду.

Именно поэтому культура духа — это и прагматизм индивидуальной и общественной жизни. И нет ничего более практичного, чем культура в ее многообразном проявлении.

Именно поэтому необходимо мобилизовать все природные и человеческие ресурсы нации, включая рынок и государство, на повышение уровня культуры духа народа, которая, в отличие от так называемого человеческого капитала — интеллектуального актива технократической цивилизации, представляет собой единство культуры психической энергии мышления, чувства, воли и тела — творческий источник духовно-нравственной и здоровой жизни.

Именно культура теоретического, художественного и предметно-практического духа в виде совокупного продукта своего творчества — света огня, истинного знания, морали, права, нравственности, красоты и духовности, всех общественных отношений, организованных в семью, гражданское общество и государство, а не дух сам по себе и не государство, лишенное его огненной интеллектуально-чувственно-волевой культуры, станет интегральным средством прорыва в будущее.

Но чтобы это понять, нужно хотя бы на время изъять свое сознание из суеты повседневности и увидеть за многочисленными явлениями жизни, в том числе и очередным идолом — нанотехнологиями, их умопостигаемый источник — мыслящий, чувствующий и практически действующий дух, уровень развития которого прямо пропорционален качеству жизни народа.

Вот почему формирование культуры духа должно стать главным делом каждого и всех, ибо дух, а не рынок и государство — способы его действительного существования, есть творец, творчество и творение, которое не может быть выше своего творца.

Вот почему, «пока не преобразится человек, мир останется прежним… Мир Новый требует нового человека и обновленного сознания при замене личного начала началом общественным» (из Древней мудрости).

Вот почему в конечном счете победит не рыночная и не имперская идеология, а эволюционная идея культуры духа, которая через общественный труд воплотится в нравственно-правовое государство с адекватным рынком и соответствующими средствами национальной безопасности.

Как познать и обрести культуру духа?

Дать истинный ответ на этот вопрос и понять его можно лишь с помощью самой культуры духа. А если ее нет? Дух вырабатывает свою культуру в процессе самопознания. Знание духа о самом себе, его понятие, развивающееся в мыслящую себя идею, объединяет субъект, объект, способ и результат познания и представляет собой теоретическое самосознание природы духа, его культуру мышления.

Развернутым ответом на поставленный вопрос является философия истории — логическая форма выражения практически действующего духа, созидающего в трансфизическом и пространственно-временном мире культуру и цивилизацию.

Главное — это постижение понятия духа — альфы и омеги человеческой жизни. В нем истина, культура и полнота индивидуального и общественного бытия. А чтобы не обессилеть в пути, будем помнить, что, познавая дух, мы познаем наивысшее — Бога в себе и вне нас, который живет не только в нашем разуме, но и в нашем сердце, и в нашей воле. Так триединым духом как образом и подобием Божьим одолеем дорогу, ведущую к познанию и обретению культуры духа — нетленного богатства человека и общества, основы здоровья нации, универсального орудия преображения жизни народа.

Понятие духа. Дух как пространственная стихия

Что есть дух? В своих различных состояниях, формах и вне формы — все во всем. Как же может быть дух всем во всем, если наряду с ним существует материя? С точки зрения философского, логически целостного способа мышления, отражающего целостную природу предмета в его различенном единстве, может. Ведь дух как пространственная стихия и есть материя в качестве энергии на одном ее полюсе и вещества, обладающего тяжестью и другими свойствами физического тела, на другом полюсе. Равно как и материя есть дух в его вещественном состоянии и в виде движения.

В действительности нет чистого духа вне материи и наоборот. Дух как стихия есть жизнь материи. Последняя — способ, форма жизни. Поэтому в беспредельности существует лишь единственная реальность — Жизнь как абсолютный синтез интракосмических и мировых энергий, абстрактное и конкретное Все — вечное и бесконечное пространство духа-материи или материи-духа в его непроявленности и проявлении, пассивности и активности, однородности и различенности, творческой субстанции и ее творения.

Действительная энергия духа есть единство движения и материи. Движение вне соответствующей материи и материя без движения — мысленные абстракции. Даже в состоянии мировой пассивности, когда все творческие силы парализованы, движение в качестве латентной бессознательной жизни непрерывно поддерживает материю. С наступлением мировой активности оба полюса энергии-пространства в результате разности потенциалов входят в творческое взаимодействие и образуют системы миров.

Движение и материя неразрывны. Реальная энергия есть движущаяся материя, пульсирующий атом. Элементарная форма движения единицы энергии — вихрь — всеобщий способ бытия стихийного духа как генетически однородного, беспредельного и непрерывного потока жизни, самоизменяющего свое состояние во множественное Всеединство.

Все состояния и формы стихийного духа сводятся к своему неуничтожимому основанию — пространственному огню, порождающему из себя начала всех миров и многочисленные формы их бессознательной и самосознательной жизни от атома до человека, космоса и вселенского разума.

Обычное состояние огня-пространства — свет, который способен к кристаллизации и самопревращению в материю, а также к трансмутации своего вещественно-плотного состояния в огненную субстанцию, развертывающую себя в духоматериальную шкалу своих пространственных дифференциаций от стихийного духа до физической материи.

Дух-огонь, как основа самой себя, породитель всего сущего и носитель порожденного, представляет собой различенное единство электричества, магнетизма и излучения, обладающего электромагнитной природой.

Дух-электричество — активное начало, выступающее в качестве вибрационного импульса, порождает массу материи. Все физические явления имеют электрическое происхождение. Отвердение материи — повышенная электронная активность. Кристаллизованная энергия — результат преобладания ее негативного полюса над позитивным — есть собственно материя.

Дух-магнетизм — пассивная модификация энергии вне электричества не существует. Все феномены стихийного духа электромагнитны.

Дух-излучение — его актуально триединая реальность, содержащая в себе электричество и магнетизм в качестве своих несамостоятельных моментов.

Триединство взаимообусловленных аспектов энергии-пространства потенциально и актуально пронизывает собой каждую ее составляющую и образует целостное, конкретно-всеобщее понятие стихийного духа. Каждый из его аспектов содержит в себе два других, отличен от них в своем проявлении и тождествен с ними в своей сущности.

Космическая энергия как мировой интеграл Бытия есть в такой же мере и первоматерия — творческая субстанция конкретноэмпирической материи, как и природный дух — стихийная основа собственно духа — продукта эволюции и культуры. Поэтому в действительности единая, безначальная, вечная и беспредельная энергия, или, что то же самое, дух-материя существует как жизнь, пространство, продолжительность, материя, свет, звук, движение, информация, от которой мы здесь абстрагируемся. Все это свойства стихийного духа-энергии.

В качестве первостихии дух и энергия — синонимы. Материя и энергия взаимообратимы: E = mc2, ибо их реальное единство — энергия по своей природе духоматериальна. Дух энергоматериален, а материя энергодуховна. Единство составляющих формулы духа как пространственной стихии является фундаментальным принципом философии энергодухоматериализма — мировоззренческой основы культуры духа.

Понятие стихийного духа-материи, или, что то же самое, материи-света, энергии-огня есть как одна сторона отношения, так и все отношение в целом. Его логическая структура представляет собой дух (абстрактно-всеобщее), его другое — материя (особенное) и их диалектическое единство (конкретно-всеобщее или самоопределяющееся единичное), как замкнутый на себя процесс возникновения и разрешения противоречия между полярностями пространственного огня.

Так с позиции логически целостного мышления понятие духа содержит в себе свою противоположность — материю и наоборот. Поэтому при мысли, слове «дух» или «материя» понятийное мышление имеет в виду их другое как свое другое в качестве иного своего состояния, в виде иной формы своего бытия.

Эти словосочетания для обычного, нефилософского сознания кажутся необычными и не совсем понятными. Однако в них заключена сама культура мышления, с помощью которой постигается истина духа.

Стихийный дух остается космической материей до тех пор, пока в инволюционно-эволюционном развитии он не обретет самосознание и не станет собственно духом «я».

Но прежде чем мы перейдем к постижению духа как такового, нам предстоит рассмотреть его естественную структуру и в самых общих чертах космо-антропогенез.

При этом приобретаемая нами культура мышления будет философским способом познания стихийно-социальной природы духа — самосознательного принципа нового мира.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Культура духа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я