Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный

В. И. Гуков

Словарь «ФОТОИСКУССТВО» (около 800 статей) ставит своей задачей развитие фотографической культуры в эпоху всеобщей фотографизации. Пытливый читатель найдет ответы на главные вопросы фотоискусства. Что есть фотоискусство в целом и какова его роль в современном мире? Что такое художественный замысел? Что такое фотокомпозиция и её эстетические значения? Что представляют собой целевые эстетические характеристики, превращающие фотоработу в шедевр? Словарь рассчитан на широкие круги читателей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Б
Г

В

Ваниль

— (испан. vainilla — маленький стручок со значением «ароматические плоды тропической орхидеи») — современный стиль фотографии, предметом которого является «ванильный стиль молодых девушек». В. выражает чувственность, наивность, романтичность, воздушность, изысканность молодых девушек. Стиль В. характерен пастельным колоритом частей тела, одежды и аксессуаров.

Ванитас

— (латин. vanitas — пустота, бесполезность, традиционное христиан-ское представление о том, что земные блага и занятия преходящи и бесполезны) — стиль распространенного в XVII в. натюрморта, напоминающего человеку о бренности его земной суеты — погони за богатством, властью, удовольствиями. В современных фотографических натюрмортах в стиле В. изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал — значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения о быстротечности бытия и бренности существования.

Фото Кевин Бест.

Вертикальность в фотографии

— условная геометрическая характеристика фотоизображения, определяемая вертикальными границами фотокадра, аналогичная по своему понятию естественной вертикальности объектов действительности. В.ф. всегда сопоставляется с горизонтальностью фотокадра и противостоит ей по эстетической выразительности (как относительная устой-чивость и неподвижность, устремленность вверх или вниз, — в зависимости от контекста). Условность В. ф. заключается в возможности наклона камеры и фотокадра вокруг оптической оси и соответствующего углового изменения направления вертикальности изображения объекта. При наклоне фотокадра общая фотокомпозиция выражает направленность устремления в сторону наклона. Классический пример — стиль Александра Родченко, создавшего ряд динамичных наклонных снимков в портретах и архитектуре.

Верх кадра

— верхняя половина фотокадра от его центра и до верхней горизонтальной границы. В фотоискусстве, как и в живописи, В.к. исторически приобрел ряд смысловых и эстетических значений. В.к. ассоциативно связан с представлением о надземной сфере (всё, что выше горизонта) и о духовно возвышенном. При визировании и зрительном восприятии снимка В.к. всегда соотносится с низом кадра и противопоставляется ему.

Вид формы предмета

— наблюдаемая зрением человека и обращенная к его глазам выбранная сторона формы материального предмета с её объемно-пространственными свойствами и изобразительными средствами (линии, тон, цвета, текстура и др.). Наблюдаемые внешние виды живых существ, архитектурных объектов и многих вещей различаются по своим собственным сторонам: передний и задний виды, боковые виды, верхний и нижний виды. Фотоис-кусство различает В. ф. п. обычный случайный и вид формы предмета художественный, найденный фотографическим видением.

Вид формы предмета случайный

— это открывающийся каждому зри-телю и каждому фотографу случайный вид (облик) одной из сторон предмета при имеющемся освещении. Снимок случайного вида предмета делается по принципу «что вижу — то снимаю». При этом фиксируется лишь внешняя обо-лочка выбранной стороны формы предмета — без какой-либо продуманной связи с его внутренним характером, состоянием, сущностью. Например, в интернете можно найти тысячи снимков обычных видов скульптуры Венеры Милосской — одного из шедевров Лувра. Все эти заурядные конкретные снимки (на память: «я её видел», «я там был») — мимо проходящие и бездумные. Многие из снимков — нетипические, неузнаваемые (например, снятые с задней стороны) или безобразные (с уродствующим ракурсом, провалами в тенях, с обрезом фигуры границей кадра, с наложением планов фигур публики). Среди неисчислимого множества случайных видов снимаемого предмета возможно находятся несколько художественных видов формы предмета, которые откроются с уникальной художественной точки съемки, выбранной в соответствии с идейным замыслом.

Внешность (вид, облик) формы объекта съемки

— визуально наблюдаемая из точки съемки в пространстве предметов внешность формы объекта съемки. В художественной фотографии внешность объекта выбирается в процессе фо-тографического видения и восприятия художественного, композиция которой в определенной мере соответствует художественному замыслу. Различаются три типа В. ф. о.: натуральный, постановочный, смешанный. 1) Натуральный художественный вид формы предмета формируется без какого-либо преобразующего вмешательства фотографа в реальную действительность при наличии освещения имеющегося. В пространстве предметов средствами его формирования служат выбор точки съемки и ракурса, выбор момента времени. Боль-шинство классических жанров (пейзажный, портрет, жанровая фотография, видовая фотография, архитектурная фотография, интерьерная фотография, городская съемка, уличная фотография, дикая природа, фотожурналистика и др.) художественно изображает натуральные виды форм своих предметов. Ху-дожественность В. предмета образуется посредством: а) нахождения внешне-формального художественного сходства предмета с каким-либо типическим образом (например, найденное сходство очертания горного хребта с типической фигурой лежащей женщины); б) подобранной (с помощью точки съемки и решающего момента времени) выразительностью существенной характеристики предмета (например, в пейзаже-настроение выражается грозность стихии); в) подобранной гармонией и красотой композиции натурального вида предмета. 2) Постановочный художественный вид формы предмета свойственен жанрам: натюрморт, студийный портрет, имидже-вый портрет, портрет аллегорический и костюмированный, фэшн-фотография, модная фотография, модельная фотография, ню-фотография. Создание В. ф. о.с. и его отображение в фотопроизведение требует постановочного творчества, а также художественного освещения. 3) Смешанный тип художественного вида формы объекта съемки объединяет первый и второй типы.

Видение фотографическое

см. фотографическое видение.

Видовая фотография

— документальная съемка видов пейзажей, архитектуры и памятников, открывающихся в процессе фотографического видения с художественно выбираемой точки съемки. Видовые снимки характерны в жанрах: архитектурная фотография, городская съемка, лэнд-арт, пейзажный жанр, травел-фотография. Качественные видовые фотографии востребованы в туристической сфере (плакаты, постеры, фотоальбомы, каталоги), энциклопедиях, географической учебной литературе, рекламной фотографии.

Визаж в фотоискусстве

— (фр. visage — лицо, облик, образ, вид») — техника и методика создания определенного художественного образа человека для фотографирования в соответствии с типом его внешности по-средством гармонично сбалансированного сочетания макияжа, прически, подобранных аксессуаров и всего облика с учетом модных тенденций. Благодаря визажу можно подчеркнуть индивидуальность модели. Владение В. ф. требует знания законов психологии восприятия цвета. На фотографический результат визажа существенное влияние оказывает световая форма композиции: цветность света, яркость света, направление и характер света используемых источников.

Визитка-фотокарточка. Фотовизитка

— См. Фотокарточка.

Визуальное насилие на зрителя

— установленные психологией негативные воздействия медиа информации, в том числе, фотографии на психику зрителя. Зрительное насилие при просмотре неприятной фотографии влияет на восприятие зрителем реального мира. Негативное содержание такой фотографии вызывает немедленную и долгосрочную эмоциональную реакцию. Интенсивность В. н. з. в фотоискусстве существенно зависит от создаваемых образов и применяемых художественных средств.

Винтаж

— (англ. vintage — выдержанный, марочный) — винтажный стиль характерен уникальностью и оригинальностью первого отпечатка (в сравнении с отпечатанными позднее с того же самого негатива), субъективно ощущаемым присутствием своего создателя.

Виньетирование

— (франц. vignette — заставка) — явление частичного огра-ничения (затенения) различными диафрагмами оптической системы объектива (оправами линз, призм и др.) наклонных (по отношению к оптической оси) пучков световых лучей при их прохождении через оптическую систему. В. характеризуется коэффициентом виньетирования, достигающим в широкоуголь-ных объективах 60%. В портретной фотографии В. нередко используется как художественный прием, умаляющий периферийные зоны изображения и акцентирующий центральную фигуру.

Вкус эстетический в фотоискусстве

— это, прежде всего, «способность судить о красоте» (И. Кант). В фотографии В.э. — это способность фотографа адекватно осваивать эстетические качества действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок и принятии решений. Самые первоначальные градации вкуса: нравится — не нравится, красиво — некрасиво. Эта импульсивная реакция имеет тенденцию усложняться и в конечном счете осознаваться личностью. Опосредствованно В. э. воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта. «Только вкус, — отмечал Ф. Шиллер, — вносит гармонию в общество, так как он создает гармонию в индивиде. Все другие формы представления разделяют человека, ибо они основываются или исключительно на чувственной, или на духовной части его существа; только представления красоты делают человека цельным, ибо они требуют согласия двух его натур». Характерная черта В.э. заключена в непосредственности его проявления: это — чувственная реакция, в том числе аффект фотографа (как субъекта) на то, с чем он взаимодействует. В фотографии в процессе эстетического восприятия объектов съемки и художественной деятельности самого фотографа его В.э. развивается и проявляется чрезвычайно широко. Обладая В. э., фотограф рассматривает окружающий его мир и себя прежде всего с учетом основных эстетических категорий, таких, как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное. Для зрителя фотографий постоянным катализатором В.э. служит изобразительное искусство и фотоискусство. Формирование В. э. в фотоискусстве немыслимо без постоянного, ставшего потребностью, общения личности с различными направлениями, жанрами и стилями фотоискусства.

Внешняя форма фотопроизведения

— см. форма фотопроизведения.

Внутренняя форма фотопроизведения

— см. форма фотопроизведения

Возвышенное в фотоискусстве

— эстетическая категория, концентрированно выражающая положительную сущность значительных явлений действи-тельности, вызывающих особое эстетическое чувство, связанное с восхищением и уважением. В фотоискусстве эстетическое свойство Возвышенное представляется в двух формах: материальной и духовной. 1) Материальная возвышенность часто придается фотоизображаемым явлениям материального мира, превосходящим привычную норму зрительного восприятия. В природе сами по себе колоссальны безбрежные просторы неба и моря, громады гор, величественные реки и водопады, грандиозные явления природы — буря, гроза, полярное сияние и т. д. Их величественность визуально воспринимается непосред-ственно. 2) Духовная возвышенность в фотоискусстве проявляется исключительно в художественных фотопроизведениях, отображающих выдающиеся достижения отдельных личностей, и постигается опосредовано интеллекту-ально и эстетически. К категории Возвышенное непосредственно примыкает категория Героическое. Существует немало фотографируемых явлений, в которых материальные и духовные признаки возвышенного совпадают. Среди них особым, парадоксальным видом Возвышенного выступает феномен «мрачного величия», который существует и в природе (безжизненные каньоны, пустыня Сахара, «белое безмолвие Арктики»). Возвышенное противостоит категория Низменное (обычное, будничное), но эта противоположность не абсолютна. Наука эстетика отмечает, что Возвышенное может находить воплощение в явлениях внешне обычных, но обладающих глубоким смыслом и высоким значением. История фотографии подтверждает — талантливые фотографы способны внешне будничным явлениям и объектам придавать возвышенную образно-символическую характеристику. Примеры: «Маляр на Эйфелевой Башне», фото М. Рибу. Эта фотография признана как «визитная карточка Парижа».

Маляр на Эйфелевой башне. 1953. Фото Марк Рибу.

Возрождение (фр. Renaissance)

— эпоха в истории культуры и искусства, от-разившая начало перехода от феодализма к капитализму. В классических фор-мах искусства В. сложилось в Западной Европе — прежде всего в Италии. Итальянские гуманисты эпохи Возрождения ориентировались на «возрождение» античной культуры (отсюда название). В центре искусства В. стоят человек и природа. Мировоззренческие и эстетические принципы В. провозглашают: высвобождение человека из-под власти потусторонних или земных политических сил и утверждение разумности и красоты, силы и свободы личности, единства человека и природы, гармонии телесного и духовного, чувственного и интел-лектуального в самом человеке. Особенность искусства Возрождения заключается в том, что оно носит ярко выраженный демократический и реалистический характер. Ренессанс имел огромное положительное значение в истории мировой культуры. Практика и теория фотоискусства в значительной мере основана на идеалах В., которые облагораживают и возвышают портретируемых людей, воплощают прекрасное в художественных фотопроизведениях. Среди художественных стилей остается популярным стиль «классический», наследующий черты В. Приезжающие фотографы в Италии регулярно встре-чаются с памятниками эпохи Возрождения. Знание законов фотокомпозиции и художественное мастерство фотографа позволяет создать художественно-реалистическую фотокартину, открывающую окно в мир Возрождения и вызывающую у зрителя ощущение эффекта собственного присутствия. Во многих фотосалонах XIX — XX вв. атрибутом стиля В. служили античные колоны, портьеры, вазы.

Воображение в фотоискусстве

— способность сознания фотохудожника свободно перерабатывать представления о мире и создавать на их основе новые наглядные художественные образы, соотносимые в той или иной мере с представлениями об идеале, типическом, прекрасном, возвышенном. Художественные образы, творимые воображением фотохудожника-реалиста, опираются на конкретный материал действительности и в конечном счете служат выразительности художественной правды реалистического фотопроизведения. В.х. играет значительную роль при создании художественной формы фотокомпозиции и её эстетических характеристик. Одно из важных достоинств В.х. — это его способность не только отражать действительность, но и выражать авторское отношение к ней. Другое важное свойство В.х. — воплощение в себе единства объективного и субъективного, рационального и эмоционального. Очень часто в фотоискусстве это осуществляется через аллегорию, метафору, символ.

Восприятие зрительное

— перцепция зрительная (лат. perceptio — представление, восприятие) — визуальное восприятие объективного мира органами зрения в процессе фотографирования. В процессе съемки В.з. осуществляется фотографом последовательно в пространстве предметов и пространстве получаемого фотоизображения. 1) Целенаправленное В. з. при съемке называется также фотографическим видением. Содержание и качество В.з. можно изменить с помощью целевого управления вниманием (например, адаптировать свое зрение к сумеркам). Выделяются четыре уровня В.з. в пространстве предметов: обнаружение, различение, идентификация, опознание. Первые два относятся к перцептивным действиям (без осмысления увиденного), последние два — к опознавательным действиям. Все данные уровни свойственны любому фотографическому видению в любой съемке. В.з. характеризуется свойствами: 1) предметность — объекты воспринимаются как образы, состав-ляющие конкретные предметы; 2) структурность — предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной структуры; примером служит искусство пейзажной фотографии — поиск «организованного» пейзажа и построение в кадре линейной структуры фотокомпозиции пейзажа; 3) апперцепция — на зрительное восприятие оказывает влияние общее состояние психики человека; 4) константность — постоянство восприятия одного и того же объекта в различных обстоятельствах и условиях; 5) избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, то, что в фотографии называется «выбор»; 6) осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно выделяется, узнается, называется и относится к определённому классу, т.е. наделяется характеристикой типическое, которая представляет собой целевой закон качества любой художественно-реалистической фотографии; 7) Важной характеристикой В.з. является целостность восприятия — его свойство, состоящее в том, что всякий объект, а также пространственная многопредметная сцена (натюрморт, интерьер) воспринимаются как устойчивое системное целое. Даже, если некоторые части объекта в данный момент нельзя наблюдать (например, его тыльную часть), актуально не воспринимаемые признаки всё же оказываются включенными в целостный образ этого объекта. В.з. свойственен ряд зрительных иллюзий. В пейзажном жанре характерна иллюзия глубины пространства в плоском фотоизображении, которая образуется посредством различных видов перспективы. В зависимости от цвета фона возникает иллюзия восприятия другого цвета предмет. Существуют иллюзии восприятия изменений размеров предмета в глубину пространства, ширину, по площади. В.з. фотографа обусловливают внешние и внутренние факторы. К внешним факторам относятся все характеристики действительности в пространстве предметов и различные внешние обстоятельства, которые влияют на фотографа. Внутренние факторы представляют собой ряд «психологических фильтров»: а) потребности и мотивация: фотограф видит то, что пристрастно считает важным (при этом не замечает безобразное); б) Я-концепция (см. «Я» — в фотоискусстве): восприятие мира группируется вокруг восприятия себя (фактор, отмеченный многими исследователями и самими фотографами: Л. Дыко, Г. Пондопуло, В. Стигнеев, Л. Шерстенников, С. Сонтаг, Р. Арнхейм, А. Картье-Брессон, Р. Аведон, Б. Брандт, Ю. Карш, Б. Бэрнбаум и др.); в) личностные особенности: оптимисты видят мир и события в позитивном свете (фотографы-оптимисты предпочитают положительную моральную тематику и изображают мир в «розовом цвете»); пессимисты, напротив, склонны к съемке неблагоприятных сюжетов, способствуя борьбе с изъянами жизни. Конечным результатом успешного З.в. фотографа является создание фотопроизведения, качество которого составляют целевые полезные информационные свойства (типичное сходство) и целевые эстетические характеристики: оригинальность, выразительность и красота. Именно они удовлетворяют эстетические требования культурного зрителя.

Восприятие художественное

— см. художественное восприятие.

Восприятие эстетическое в фотоискусстве

— восприятие в произведениях фотоискусства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. Характер В. э. определяется предметом зрительного восприятия и совокупно-стью его наглядных свойств. Различаются: а) чувственное восприятие зрительное, как отправной уровень и начало всякого познания; б) восприятие эстетическое как целостный, многоуровневый процесс, который включает как образно-эстетическое, так и логическое мышление. В.э. имеет много общих черт с созидательным восприятием художественным. И в той, и в другой сфере действует механизм эстетического вкуса, используются критерии выразительности, целостности и красоты фотокомпозиции. Способность человека к В.э. — результат длительного общественного развития, культурного совершенствования органов чувств. Индивидуальный акт В.э. зрителя детерминирован с двух сторон: объективной и субъективной. С одной стороны, на В.э. опосредствованно влияют социально-историческая ситуация, ценностные ориентации окружающих сообществ, эстетические нормы. С другой стороны непосредственно влияют личностные установки, вкусы и предпочтения. Личное восприятие эстетических свойств природы, социального бытия и предметов культуры, включая произведения фотоискусства, выражается в неописуемом чувстве удовольствия и наслаждения. Эстетическое обогащение человека способно пробуждать его творческие возможности. Зритель фотопроизведения, овладев-ший В.э., субъективно становится соавтором, воображая, домысливая и предлагая собственные эстетические характеристики.

Временные типы фотокомпозиции

— типы пространственно-временной композиции, комбинированной из изображений движущегося объекта на выбранном неподвижном фоне или наоборот — движущегося фона при неподвижном объекте. В обоих случаях движущийся объект оставляет фотографический след (смаз, шлейф), создающий иллюзию движения и пространственно по ассоциации выражающий интервал времени события и темп хода времени. В.т.ф. возможны исключительно благодаря технологии интервальной съемки с использованием выдержки длинной, а также — импульсного света. В практике фотоискусства применяют ряд В. т. к., выражающих временные характеристики события. 1) В.т.ф. съемка с длинной выдержкой (проводится на штативе с фиксированной камерой) создает пространственно-временное соотношение между следом от движущегося изображения фигуры (шлейфом, смазом) и неподвижным фоном. Длина шлейфа ассоциативно характеризует интервал времени события и скорость движения фигуры. 2) В.т.ф. съемка с про-водкой выполняется с определенной длинной выдержкой (например 1/15 сек), синхронно следуя объективом (его оптической осью) за движущейся фигурой. Созданное пространственно-временное соотношение между четкой фигурой и смазанным фоном ассоциативно характеризует интервал времени и скорость движения фигуры. 3) В.т.ф. «съемка с длинной выдержкой и вспышкой» позволяет получить три совместные разновременные В. т. ф.: резкое изображение движущейся фигуры за счет импульса света, её шлейфовое изображение в течении длинной выдержки, а также изображение фона с различными состояниями его объектов (как статичными, так и динамичными) в течение длинной выдержки (при неподвижной камере). 4) В.т.ф. мультиэкспозиция — получение последовательности изображений движущейся фигуры на неподвижном фоне с помощью стробизма и хронофотографии — методов многократной последовательной экспозиции события импульсным светом.

Время в фотоискусстве

— специфическая форма передачи в фотоискусстве реальных временных отношений в виде образного движения бытия во вре-мени: моментном, текущем, историческом. Фотоискусство позволяет придать неподвижному фотоизображению богатую выразительность признаков изменения во времени, выразив этим его активность и жизненность. Временной фактор проявляется в фотоискусстве в ряде специфических пространственно-временных характеристик. 1) Мгновенная фотография позволяет выбрать и остановить момент времени события, рассмотреть его мимолетную фазу. Фотография момента необычайно расширяет наши научные знания о мире, пред-ставляет собой одно из величайших достоинств самой фотографии. В случае выбора кульминационного решающего момента изображения события, композиция которого обладает ассоциативной образностью «что было До и что будет После», такой момент времени становится эстетически важным. 2) Фотосъемка движущегося объекта с применением длинной выдержки (при неподвижной камере) рисует его след (шлейф, смаз), ассоциативно воспринимаемый как время перемещения объекта. 3) Съемка в проводку движущегося объекта, используя небольшую выдержку (например, 1/30 сек.), рисует смазанность фона и при этом характеризует время перемещения объекта относительно фона. Последние оба приема представляют собой виды пространственно-временной формы композиции, существующей исключительно в фотографии с её интервальной технологией съемки. 4) Художественная фотография способна выражать текущие временные отношения в связке «Прошлое→ Настоящее→Будущее».

Композитное фото с несколькими моментами прыжка спортсмена через планку. По отношению к кульминационному моменту «спортсмен над планкой», воспринимаемому как «настоящее время», другие моменты представляют собой моменты «Прошлого» и «Будущего». Фото LifeHackk.

Выдержка

— интервал времени, в течение которого световые лучи от объекта съемки воздействуют на светочувствительное устройство (пленка, матрица) для сообщения ему требуемой экспозиции. В. задается при помощи фотографического затвора, а при фотопечати — включением и выключением лампы фо-тоувеличителя или копировального станка. Длительность В. должна соответствовать яркости или освещенности объекта съемки, светочувствительности используемого устройства и относительному отверстию объектива. см. отверстие относительное. В затворах современных фотоаппаратов используется стандартная шкала выдержек в долях секунды, причем для коротких выдержек (меньше 1 секунды) числитель опускается, и выдержка описывается знаменателем: 1, 2, 4, 8, 15, 30, 60… 32 000. На шкалах камер встречаются обозначения: «B» — «Bulb», ручная выдержка — затвор открыт пока нажата кнопка спуска затвора, «Д» — «длительная» выдержка, которая существовала на шкалах выдержек некоторых фотоаппаратов до конца 50-х годов, обозначая открытие и закрытие затвора отдельными нажатиями спусковой кнопки. В фотоаппаратах иностранных производителей этот режим обозначается буквой T (англ. Time). В практике фотографии В. подразделяются на выдержки короткие (короче 1/500 с., которые обеспечивают резкие фотоизображения, и выдержки длинные — свыше 1/30 с.

Вымысел художественный в фотоискусстве

— продукт творческого воображения и фантазии фотохудожника на основе собственного жизненного опыта и мировозрения в виде идейно-художественного замысла или художественного образа, возникающих в процессе художественного восприятия реального объекта фотографирования, а также представления возможного объекта съемки. В художественно-реалистической фотографии вымысел выступает в качестве эффективного средства выражения художественной правды, но не в простом фотоотображении картин жизни, а в их творческом композиционном пересоздании с целью выявления наиболее типического и характерного в ней, существенного, общеинтересного. Совершенный В. х. ф. всегда содержателен, понятен и мотивирован и не противоречит художественной правде. Примерами воплощения В. х. ф. служат шедевры портретного фотоискусства, многие авторы которых были художниками или изучали живопись: Надар, Дж. Кэмерон, С. Левицкий, А. Деньер, А. Карелин, М. Наппельбаум, Ю. Карш.

Выразительность

— (англ. expressiveness, итал. expression — выражение) — главная информационно-функциональная содержательная эстетическая характеристика качества фотопроизведения, способность (свойство) композиции фотографии в акте её эстетического восприятия зрителем воспроизводить в эстетическом мышлении зрителя образные представления, которые раскрывают сущность и смысл фотоизображения, типичность его героев, их характерные черты, активность и жизненность сюжета, стиль и момент эпохи, а так-же авторское отношение. Объективной основой выразительности в фотоискус-стве является документальность и достоверность конкретного фотографического отражения. Только при этом условии выражаемые существенные качества объекта приобретают высокую общественную оценку. Различаются содержательный и формальный типы В. А) Содержательные типы вырази-тельности композиции включают ряд содержательно-выразительных характеристик. Их состав может быть классифицирован, начиная от выразительности материальных признаков до высших общественных и духовных: 1) вырази-тельность типичности объектов съемки: материалов, явлений, объектов, сюжетов, событий; 2) выразительность физических состояний: твердое, мягкое, жидкое, парообразное, застывшее, пламя, сила, объемность, глубина пространства; 3) выразительность физических процессов: движение, разделение, соединение, колебание, течение, горение, испарение и др.; 4) выразительность динамики: активности, энергетики. 5) выразительность направления действия: в определенную сторону, по кругу, спирали, хаотично, др.; 6) выразительность скорости изменения: нормальные, медленные, быстрые, стремительные; 7) выразительность видов деятельности: физическая, трудовая, бытовая, творческая, общественная, спортивная, военная, др.; 8) выразительность биологическая: жизненность, физиологическая (румянец, влага глаз, пот), живость и цветение растения; 9) выразительность психологическая: темперамент, характер, воля, эмоциональные состояния; 10) выразительность моральная: доброжелательность, любовь, нежность, заботливость, суровость, грубость, грозность и др.; 11) выразительность социальная: семейное положение, национальность, принадлежность к социальной группе, социальный статус, специальность; 12) выразительность культурности: типа и уровня культуры, образованности, мудро-сти; 13) выразительность момента эпохи; 14) выразительность стиля эпохи; 15) выразительность моментов природного времени: сезона года, момента суток; 16) выразительность авторского отношения и авторского стиля.

Б) Формальные типы выразительности композиции направлены на акцентирование изобразительных средств и усиление красоты фотопроизведения. Линейно-пространственная выразительность акцентирует линии, их характер, контрасты, контрасты форм и пропорций, масштабов и планов. Тональная выразительность акцентирует тона и их контрасты. Цветовая выразительность акцентирует цвета и цветовые контрасты. Светотеневая выразительность усиливает контрасты светотени. В полноценном художественном фотопроизведении оба типа выразительности соотносятся по общему закону единства содержания и формы, в котором форма фотопроизведения органически связана с его содержанием и определяется им, а содержание художественное, в свою очередь, проявляется только в определенной форме. В беспредметном фотоискусстве формальный тип выразительности главенствует полностью. В теории качества товаров термин В. определен как эстетический показатель (характеристика) «информационная выразительность» в ГОСТ 24886—81. [2]

Высокий ключ

— форма фотокомпозиции тональная, в которой преобладают в основном светлые тона «белым по белому». Композиция В. к. органично соответствует светлым объектам (зимний пейзаж при рассеянном освещении, светловолосые люди в светлых костюмах, светлые помещения). В содержательном смысле выразительность В.к. свойственна правдивости, передает пластичность, мягкость, нежность. В.к. противопоставляется низкому ключу.

Натюрморт Фото Людмила Крюкова

Высота точки съемки

— относительная величина расположения фотоаппарата по вертикали в сравнении с высотой снимаемого предмета и типичной высотой головы человека и его глаз. Большинство фотографий явлений натуры (природы, архитектуры, людей) делается с уровня глаз среднестатистического человека — «как есть». В художественно-реалистической фотографии руко-водствуются законом сходства и законом типичности при выборе высоты съемки и учитывают, в первую очередь, высоту снимаемого предмета. Если камеру сместить по высоте вниз, глядя на предмет снизу, возникает ощущение его массивности в связи с масштабным увеличением его приблизившейся нижней части. Удивительный факт — малыш, сфотографированный в полный рост с уровня земли, превращается в «великана». И наоборот, небоскреб, снятый с самолета, сужается в игрушечный домик. При съемке в реальных пропорциях детей, домашних животных, растений высота объектива устанавливается, как правило, на их среднем уровне. Вместе с тем в целях выразительности желаемого художественного образа авторски выбирают высоту точки съемки, отличающуюся от усредненной. В пейзажной фотографии XXI в. новацией стала дрон-фотография с высоты птичьего полета, заново открывшая невероятную красоту природных и урбанистических пейзажей.

Париж. Бульвар дю Тампль. 1838 г. Первая в истории пейзажная городская фотография, сделанная с высоты «птичьего полета» Луи Дагером из окна своей мастерской.

Г
Б

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Фотоискусство. Словарь энциклопедический, иллюстрированный предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я