Личности и идеи в русской метафизике

В. В. Сербиненко, 2021

Философские идеи и личности их творцов – это неотъемлемая часть бесконечно многообразного и интересного мира русской культуры. Это наш мир, это мир для нас, и мы можем чувствовать себя в нем своими. Философия на этом пути – надежный и верный помощник, позволяющий увидеть интеллектуальные краски культуры, ее цветущую сложность. Решению этой задачи и посвящено настоящее издание. Книга рассказывает о личностях и идеях русской философии различных исторических периодов. В первую очередь – об идеях метафизических и о тех, кто их обосновывал и отстаивал. Метафизическая устремленность – характерная особенность русской культуры. Но речь не идет ни о какой тотальной метафизичности русской мысли. Поэтому в словаре представлены позиции и тех, кто критиковал метафизический выбор, и тех, кто выбирал принципиально иные пути философского познания. Издание не является классическим философским словарем. Авторы стремились прежде всего к точности и ясности в изложении сути философских позиций. В книге 196 имен, большинство персоналий снабжено портретами, есть отдельная фотовкладка, представляющая портреты философов, сделанные в фотомастерских конца XIX начала XX века. Удобный формат и хорошая бумага расположит читателя к приятному и познавательному чтению. Авторы словаря – доктора философских наук, преподающие в Российском государственном гуманитарном университете и Российском университете дружбы народов. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Личности и идеи в русской метафизике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Анненков Павел Васильевич

1813–1887

Литературный критик, эстетик. Родился в Москве. Учился в Петербургском университете. В 1840-е мировоззренчески был близок к западническим кругам (сочувствовал взглядам Герцена, Белинского и др.), критиковал философский идеализм, увлекался идеями Прудона. В 1846 познакомился с К. Марксом, испытал влияние его философско-экономических идей и, в частности, воспринял марксистскую критику прудонизма. Однако идеалы революционного социализма Анненков не разделял, оставаясь на протяжении всей жизни приверженцем либеральной версии российского западничества: выступал за прогресс и просвещение, за приобщение России к европейской цивилизации, в защиту прав и свобод личности.

Как литературный критик Анненков отстаивал эстетические принципы концепции «чистого искусства» (вместе с В. П. Боткиным, А. В. Дружининым и др.), выдвигая идею автономности различных сфер умственной и культурной деятельности, в особенности «истин науки» и «истин искусства». В своей эстетической позиции он стремился избегать крайностей, в равной мере не принимая как радикальный эстетизм, отрицающий всякую связь искусства и жизни («фанатизм художественности»), так и наивный реализм, «раболепствующий» перед действительностью и сводящий смысл художественного творчества к ее копированию. С точки зрения Анненкова, «поэтическое воспроизведение действительности» принципиально отличается от простого подражания и имеет своей основой «художническую мысль», особое эстетическое мировидение, которое отнюдь не равнозначно философским и идеологическим убеждениям художника.

Умер П. В. Анненков 8 марта 1887 в Дрездене.

Сочинения:

Воспоминания и критические очерки. Т. 1–3. СПб., 1877–1881.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Личности и идеи в русской метафизике предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я