Стратегия развития автомобильного транспорта Республики Татарстан. Монография

В. А. Подхалюзина

Монография подготовлена по итогам научных исследований, проведенных авторами в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете, будет полезна бакалаврам и магистрам, изучающим стратегическое планирование, экономическое прогнозирование, макроэкономическое планирование и прогнозирование и т. п. дисциплины.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНОВ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия развития автомобильного транспорта Республики Татарстан. Монография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНОВ

1.1. Сущность и основные подходы стратегического планирования

Обозначение России, как федеративного государства, наделившего субъекты РФ и местные органы самоуправления значительными полномочиями и правами, привело к тому, что регионы становятся значимыми субъектами экономических отношений и занимают более высокую роль в развитии общества. Предоставив регионам относительную самостоятельность и наделив их собственными источниками финансовых резервов дает возможность обозначить очевидную роль в системе общественных отношений. Несмотря на это, в ходе осуществления экономических нововведений образовалась видимая тенденция упадка регионов. Даже в диапазоне собственной страны некоторые субъекты Российской федерации не в состоянии обеспечивать конкурентоспособность собственного хозяйства. Так, значительная часть регионов находится на денежном ассигновании, и всего небольшая часть является донором. Увеличивающаяся диспропорция между регионами и в отношениях регионов с центром влияют на уровень качества жизни населения, в значительной мере в проблемных регионах, где возникает социальная напряженность и порождается переселение экономически активного населения из бедных регионов в более благоприятные, изменяя жизненное пространство и единение страны. Государство, которое стремится сохранить целостность, не может позволить существование таких территориальных асимметрий.

В настоящее время на региональном уровне практически отсутствуют новые режимы управления. В основном используется минимальный набор инструментов, который подразумевает под собой бюджетные трансферты и федеральные целевые программы.

Экономическое состояние регионов России в настоящее время говорит о низком уровне регионального управления и значимость влияния появившихся проблем требует совершенно нового подхода к управлению, а это значит, что требуются новые инструменты, функции и, несомненно, иные методы.

В условиях нынешней экономической системы, такой управленческой функцией, которая позволяет принимать нестандартные и гибкие решения, связанные с развитием региона, является стратегическое планирование. В рамках этой функции, роль которой невозможно переоценить, осуществляется главная задача по становлению конкретного представления будущего региона. Образ будущего — это некая концепция, в понимании которой мы в деталях видим желаемые изменения в устройстве региона, соединяющая в себе элемент реальной социальной среды, элемент настоящего и возможные перспективы будущего. Для того чтобы достичь образ будущего определяются приоритетные направления, обуславливаются конкретные цели и намечаются стратегии осуществления намеченных целей. Стратегическое планирование для региона — это сравнительно новое явление.

В настоящее время существует множество различных трактовок стратегии, но несмотря на это, всех их объединяет понятие стратегии как совокупный набор продуманных норм, правил и решений, заключающихся в основе разработки и принятия стратегически — значимых действий, которые могут повлиять на будущее состояние выбранного объекта.

Стратегическое план — это управленческий документ, содержащий взаимосвязанное описание характеристик следующих аспектов деятельности региона:

— цели развития региона;

— пути достижения поставленных целей;

— потенциальные возможности, реализация которых позволит достичь успехов;

— методы организации движения по избранным направлениям;

— ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей;

— способы использования ресурсов.

В условиях рыночной экономики стратегическое региональное планирование позволяет:

— применять конкурентные преимущества региона;

— определять «точки роста», развитие которых принесет наибольший эффект;

— сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях;

— создать базу для обоснованной разработки рациональной схемы территориального планирования;

— продемонстрировать стремление региональной власти к использованию современных методов управления.

Переход к стратегическому планированию на уровне региона является важным моментом в государственной политике, так как ставит региональную власть в новую более мощную позицию, в которой возможен переход от парадигмы функционирования к парадигме развития.1

Стратегическое планирование не допускает единого подхода, поскольку города и регионы отличаются друг от друга по следующим параметрам:

— размерам экономической активности;

— географии и природным ресурсам;

— экономическим условиям;

— особенностям и результатам экономической активности;

— социальной организации жизнедеятельности населения;

— условиям и эффективности деятельности органов местной власти.

Каждый город и регион сталкиваясь с проблемами решает их по — своему, но есть общие подходы, а именно:

1. План выделяет сильные и слабые стороны региона. Среди этих преимуществ на первое место выходит прежде всего преимущества в условиях жизни людей.

2. План содержит идеи принципы, которые дают ориентиры производителям товаров и услуг, инвесторам, администрации и населению, помогая им реализовать решения, основанные на видении перспектив развития.

3. План формируется в результате партнерского взаимодействия всех региональных сил и представляет собой не директиву, а, скорее компиляцию разумных рекомендаций, адресованных администрации со стороны предпринимателей и населения.

4. План содержит соглашения относительно специфических мер стратегического характера, которые важны и для отрасли, и для населения региона.

5. План — это комбинация долгосрочного видения и сегодняшних мер.

По всем основным направлениям реализации стратегии целесообразно разработать подцели и механизмы их достижения, определив необходимые для них ресурсы, предполагаемый эффект, а также способы контроля и мониторинга2

1.2. Принципы формирования стратегии развития транспортного комплекса региона

К основным принципам развития в регионах транспортного комплекса относятся:

1. Устойчивое развитие субъектов и ориентация на потребителя.

В основе данного принципа лежит создание транспортной системы в качестве комплексной услуги мобильности. Она включает: передвижение людей пешком, на общественном или индивидуальном транспорте. Такую услугу потребителю предоставляет непосредственно государство, при этом оно гарантирует как качество окружающей среды, так и безопасность передвижения, высокое качество самой поездки. В этом случае должен быть внедрен отказ «по ведомствам», осуществлен переход при решении вопроса по транспортной системе в целом.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНОВ

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Стратегия развития автомобильного транспорта Республики Татарстан. Монография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Чмышенко Е. В. «Стратегическое планирование как фактор регионального развития» №1 (107), 2015. С. 77

2

Гапоненко А. Л. «Региональная экономика и управление», 2016. С. 85

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я