История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение)

В. А. Волков, 2018

Учебник представляет сжатое, но предельно актуализированное изложение отечественной истории первых веков существования Русского государства. Автором, доктором исторических наук В. А. Волковым, учтены новые, в том числе и спорные, концепции развития нашей страны в IX–XVII вв., дана собственная трактовка наиболее значимых событий и явлений русского Средневековья и раннего Нового времени. Предназначен для студентов гуманитарных факультетов МПГУ, других российских вузов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

История как наука. Ее предмет, задачи, методы

Термин «история» относится к древнейшим научным понятиям. Однако его первоначальное толкование связано с познанием причин событий, происходивших в окружающем мире, обозначавшихся древнегреческим термином ἱστορία — «рассказ о прошедшем, об узнанном». В этом первоначальном смысле трактовали понятие «история» Гомер, Гераклит, Аристотель. Иначе, в краеведческом смысле, использовал его географ Гекатей Милетский (ок. 550–490 г. до н. э.), автор двух не дошедших до наших дней сочинений «Генеалогия» и «Землеописание». Первое из этих произведений («Генеалогия») включало в себя легендарную историю героического периода, изложенную в виде перечня потомков Девкалиона[1] и других мифических родоначальников эллинского народа, причем сообщались и мифы об их странствованиях и подвигах. Новым шагом в исследовании прошлого человечского общества стал обширный труд, так и называвшийся «История». В отличие от работ Гекатея эта книга дошла до нас. Автор ее Геродот (ок. 484–425 г. до и. э.) — уроженец малоазиатского греческого города Галикарнаста, награжденный Цицероном почетным прозвищем «отец истории». Им были описаны предыстория и ход греко-персидских войн, образ жизни народов, вовлеченных в это противостояние, в том числе обитавших в Северном Причерноморье (скифы, тавры и др.). Продолжателями дела Геродота были другие греческие историки, такие, как Фукидид («История Пелопоннесской войны»), Страбон («История» (не сохр.), «География»), Полибий («Всеобщая история» в 40 т.), Плутарх («Сравнительные жизнеописания»), римские историки Тит Ливий («История от основания города»), Корнелий Тацит («История», «Анналы»), Плиний Старший («Естественная история»), Светоний Транквилл («Жизнь двенадцати цезарей»). В своей книге «Ши-цзы» («Исторические записки») запечатлел историю Древнего Китая Сыма Цянь (145 или около 135 г. до н. э — около 86 г. до н. э). Тем не менее следует отметить, что исторические сочинения греческих, а позже и римских авторов имели описательный характер, они носили назидательный характер, восхваляя деяния героев атичного мира. История, наряду с философией, литературой и географией, воспринималась как одно из искусств. Покровительницей ее считалась муза Клио («дарующая славу»).

Воспевание героических деяний предков продолжалось и в Средние века и позже, но в эпоху Ренессанса (XV–XVI вв.) некоторые исследователи старины — Никколо Макиавелли, Франческо Гвиччардини (1483–1540), Цезарь Бароний[2] и др. — начинают критически изучать источники, пытаясь выяснить глубинные причины неудач итальянских властителей. Тогда же испанский историк и богослов Хосе де Акоста высказал предположение о заселении Америки выходцами из Азии.

В дальнейшем исторические исследования выходят на более высокий уровень, особенно после работ прусского ученого Леопольда фон Ранке (1795–1886), разработавшего основы методологии современной историографии, с опорой на научную критику источников, использование принципов объективности и историзма.

В Древней Руси термин «история» впервые появляется в XI в. в переводах греческих и римских произведений (сборник «Златоструй», книга Иосифа Флавия «История Иудейской войны»). Позже он широко используется авторами хронологических сочинений («История о Казанском царстве», «История о великом князе Московском» А. М. Курбского, «История в память предыдущим родам» Авраамия Палицына», «Скифская история» А. И. Лызлова и др.). Но научное изучение истории в России начинается только во второй четверти XVIII в., после открытия Санкт-Петербургской академии наук. Работать в это учреждение были приглашены немецкие профессора[3], работавшие в том числе и в области гуманитарных наук. Академией были организованы первые комплексные экспедиции, собравшие огромный материал не только по географии, биологии, но и истории, этнографии и культуре народов России. Новой эпохой в деятельности Санкт-Петербургской академии наук стали исследовательские работы Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765), в том числе его «Древняя Российская история от начала российского народа». Огромный вклад в развитие отечественной исторической науки привнесли такие ученые и писатели, как Василий Никитич Татищев (1686–1750), автор «Истории

Российской с самых древнейших времен»), Михаил Михайлович Щербатов (1733–1790), написавший «Историю Российскую с древнейших времен». В XIX столетии их дело продолжили Николай Михайлович Карамзин (1766–1826), Сергей Михайлович Соловьев (1820–1879), Василий Осипович Ключевский (1841–1911), сделавшие русскую историю достоянием широких кругов образованной публики. Продолжателями их благородного дела являются и современные ученые России, работающие над воссозданием полной и точной картины исторического прошлого нашей страны.

Предмет истории разными историками трактовался и трактуется по-разному, имеет множество определений. Это обстоятельство вынудило составителей энциклопедии «Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г.» вынести статью «История» в приложение к 3-му тому[4]. В ней перечислены наиболее известные определения этой науки. Сами авторы статьи (В. Л. Янин, В. А. Муравьев, И. Л. Беленький) дают следующее определение понятию «история»:

1. Процесс развития природы и человечества.

2. Система наук, изучающих прошлое природы и общества.

В данном учебнике используется более конкретное определение истории:

история — комплексная наука, изучающая процесс развития человеческого общества с древнейших времен и до наших дней.

Любое историческое исследование закономерно начинается с постановки проблемы — задачи, которую предстоит разрешить исследователю. Об этом говорил Иоганн Гете, заявивший: «Говорят, что между двумя противоположными мнениями находится истина. Ни в коем случае! Между ними лежит проблема». С ним следует согласиться — расхождения в источниках по поводу численных данных всегда проверяются на предмет, какие из них содержат ложную информацию, а какие — достоверную.

В этой связи следует учитывать, что сознательная или нечаянная ошибка в постановке задачи может привести к появлению лжепроблемы, опасной своими псевдонаучными результатами и фальсификацией исторического знания. Как правило, они (лжепроблемы) формулируются для обоснования древности или исключительности своего этноса или расы, неполноценности других этносов или рас, территориальных претензий, религиозной или идейной правоты.

С решением основной проблемы исторической науки — изучения развития человеческого социума в целом — связано ее главное предназначение (задача) — познание прошлого и современного состояния общества с целью определения перспектив его развития в будущем. Эта задача досточно сложна, так как история — наука, изучающая то, чего уже нет. Данное обстоятельство порождало и порождает сомнение в достоверности наших знаний о прошлом.

При реконструкции реальных исторических событий исследователь опирается на данные источников — вещественные или письменные артефакты, содержащие информацию об этих событиях. В них (источниках) содержится фактический материал, составляющий основу любого исторического знания.

В своей работе историки руководствуются следующими принципами:

1. Принцип объективности. Он обязывает ученого рассматривать историческую реальность в целом, в ее многогранности и противоречивости, независимо от политических, общественных, религиозных убеждений, пристрастий, этических предпочтений.

2. Принцип историзма. В соответствии с ним исследователи оценивают произошедшее в прошлом с учетом достоверности и подлинности. Историк не имеет права игнорировать факты, противоречащие его концепции и мировозренияю. Он обязан объяснять выявленые им противоречия в источниках.

3. Принцип всесторонности изучения истории. Подразумевает необходимость воспринимать информацию во всей ее полноте,

При обобщении материалов, полученных в ходе исторических изысканий, ученый-историк пользуется специальными методами (приемами) реконструкции исторического процесса. К ним относятся:

1. Историко-сравнительный метод — метод сопоставления исторических объектов в пространстве и времени, выявление их сходства и различия.

2. Историко-генетический метод — метод раскрытия изменений, происходящих в процессе исторического движения.

3. Идеографический метод — метод описания исторических событий и явлений. Широко используется при работе с летописями и мемуарными источниками — письмами, дневниками, воспоминаниями современников изучаемых событий.

4. Историко-типологический метод — метод классификации исторических явлений, событий, объектов.

5. Историко-системный метод — метод раскрытия внутренних механизмов функционирования и развития, анализа системы и структуры того или иного явления.

6. Ретроспективный метод — метод последовательного проникновения в прошлое с целью выявления причины события.

7. Синхронный метод — метод изучения различных исторических событий, происходящих в одно и то же время.

Функции истории (от лат. слова functio — исполнение, осуществление) — определение предназначения изучения прошлого и современного состояния общества.

Как комплексная сфера научного познания процессов общественного развития история выполняет несколько важных функций. Таких, как:

Познавательная функция. Данная функция направлена на выявление закономерностей исторического развития. В процессе изучения отечественной истории данная функция ориентирует исследователей на изучение фактов, событий и трактовок, связанных с образованием и функционированием Русского государства, его общественных институтов, культурных достижений.

Воспитательная функция. Ее предназначение — формирование гражданских, нравственных качеств.

Интеллектуально-развивающая функция. Обеспечивает развитие логического мышления.

Практически-рекомендательная функция. Призвана помочь исследователю с определением научно-обоснованного политического курса.

Мировоззренческая функция. Направлена на выработку личностного отношения к событиям текущего периода.

Прогностическая функция. Предусматривает использование исторических знаний для создания перспективных моделей развития общества в будущем.

Функция социальной памяти. Заключается в накоплении и передачи из поколения в поколение общественно значимой информации. Помогает коллективной самоидентификации представителей определенной социальной группы через осознание каждым ее членом общности стоящих перед ними задач.

При работе с источниками используются методы таких наук, как источниковедение (наука, исследующая исторические источники (артефакты) в их многообразии, а также методы работы с ними), археология (наука, изучающая историческое развитие человеческого общества по вещественным остаткам — предметам и сооружениям), хронология (наука, изучающая системы времяисчисления и календари), метрология (наука изучающая меры длины, объема, площади и веса в их историческом развитии), палеография (наука, изучающая историю письма, графические формы, орудия и материал письма, а также памятники письменности с целью их прочтения или расшифровки, а также установления времени и места написания, авторства, подлинности), геральдика (наука, изучающая гербы, традиции и практику их составления и использования), генеалогия (наука, изучающая происхождение и историю родов, семей и отдельных лиц), сфрагистика (наука, изучающая печати и их оттиски на различных документах и материалах), нумизматика (наука, изучающая денежно-весовые системы и монетное производство), дипломатика (вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы)), ономастика (наука, изучающая собственные имена), фалеристика (наука, изучающая ордена, медали и знаки отличия), вексиллология (специальная историческая дисциплина, изучающая историю знамен), униформистика (наука, изучающая форменную одежду), оружиеведение (наука, изучающая историю развития оружия, военной техники, их применения, производства, а также оружейного искусства) и др.

Важнейшими из них являются археология, хронология, метрология, палеография и нумизматика — науки, знание которых обязательно для всех специалистов в области исторических изысканий.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История России с древнейших времен до конца XVII века (новое прочтение) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Девкалион — сын Прометея. Единственный спасшийся во время Потопа человек (вместе с женой Пиррой). В греческой мифологии — легендарный прародитель человечества.

2

Цезарь Бароний в работе над своими произведениями впервые использовал не только ряд неизвестных рукописных источников, но и материалы археологических раскопок из римских катакомб.

3

Первым из немецких историков, приглашенных работать в Россию, был известный норман-нист Готлиб Зигфрид Байер. В 1725 г. он прибыл в Петербург и возглавил кафедру по восточным древностям и языкам. Тогда же адъюнктом по истории, а с 1730 г. профессором стал его единомышленник Герард Фридрих Миллер.

4

Отечественная история. М., 1996. Т. 3. С. 651–655.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я