Главное – не раздумывай. Движение вглубь медитации. Личные беседы с современным мистиком

Бхагаван Шри Раджниш (Ошо), 2008

Активные медитации Ошо уже несколько десятилетий известны искателям со всего мира. Они были созданы мастером, чтобы помочь медитирующим избавиться от напряжения и подавленных эмоций, которые так часто сопровождают человека в современном мире. В этой книге собраны записи личных бесед Ошо с участниками и ведущими терапевтических и медитационных групп. Отвечая на вопросы, Ошо делает комментарии и дает важные советы, помогая своим слушателям подняться на новый уровень осознанности, понять случившийся опыт и продолжить движение в глубины медитации.

Оглавление

Из серии: Путь мистика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Главное – не раздумывай. Движение вглубь медитации. Личные беседы с современным мистиком предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. То, что связано с личностью, и то, что связано с существованием

Твоя работа с людьми, которые приезжают сюда, включает в себя как методы медитации, так и современные приемы психологии. Можешь ли ты объяснить, чего именно ты пытаешься добиться с помощью этого?

Мы пытаемся представить новый синтез между Востоком и Западом. Восточные методы более индивидуалистичны, они больше направлены внутрь, больше связаны с уединением, одиночеством, с самим человеком. Эти методы сосредоточены на человеке и на его внутреннем единстве. Это не групповые методы.

Все западные методы исключительно групповые, они больше ориентированы на внешнее и поэтому тесно связаны с проблемами общения и отношений, с группой, с тем, как обрести целостность в отношениях, а не в одиночестве. Так что суть может быть сведена к следующему: западные методы больше связаны с любовью, а восточные методы больше ориентированы на медитацию.

Это два полярных состояния человеческого сознания — медитация и любовь. Медитация означает пребывание в одиночестве — как будто существуешь только ты один. Любовь же означает, что тебя нет, существует только другой, а твое существование полностью зависит от другого, ты не обладаешь никаким отдельным существованием. Это два противоположных состояния. Взятые по отдельности, они превращаются в крайности и таят в себе опасность.

Восток исследовал первую крайность — медитацию. Он стал жизнеотрицающим, избегающим действительности — отсюда нищета, уродство. На Востоке не было научного прогресса, поскольку никто не обращал внимания на общество. Все те, кто был заинтересован в каком-нибудь поиске, скрывались в лесах и горах.

На Западе общество развивалось и двигалось вперед. Там гораздо выше уровень жизни, больше изобилия и комфорта, больше здоровья и больше самой жизни. Но на Западе люди двигались в сторону другой крайности, и поэтому они постепенно утратили свою индивидуальность.

Каждое из этих явлений, взятое по отдельности, опасно, потому что жизнь не может придерживаться лишь одной крайности. Весь акцент здесь делается на том, что нет ничего, что противоречило бы друг другу, все только дополняет друг друга. Медитация и любовь — это не противоположные явления, они дополняют друг друга. Все религии должны стать жизнеутверждающими, а жизнь должна быть медитативной.

Поэтому мы пытаемся соединить эти два подхода, и это не просто идеология — потому что создать идеологию не трудно. Этот синтез реально воплощается в жизни тех людей, которые приезжают сюда. Мы пробуем осуществить его на деле, и от этого многое зависит.

Мы должны дать рождение мировой психологии. Восток преуспел на одном поприще и потерпел неудачу на другом, так же как и Запад в определенных областях потерпел неудачу, зато добился успехов в других областях. Больше не должно быть никакого разделения на Восток и Запад. Должна возникнуть объединяющая всех мировая психология, в которой не будет этого разделения, в которой полярности будут встречаться и растворяться друг в друге.

Мы работаем с живыми людьми. Наша работа не академическая, не теоретическая и не философская. Она соединяет в себе то, что связано с личностью, и то, что связано с существованием.

♦ ♦ ♦

Я вижу, что мне очень трудно быть открытым по отношению к тебе. Ты говоришь на лекциях о том, что ты доступен каждому из нас. Но мне трудно стать настолько открытым, чтобы я мог быть доступным для тебя.

Попробуй закрыть глаза и почувствовать себя нераспустившимся цветком. Просто почувствуй, что ты бутон — полностью закрытый, закрытый так плотно, как только ты можешь себе это представить… Хорошо! А теперь начни раскрываться подобно цветку, представь, что сейчас утро и встает солнце. Раскрывайся медленно, расслабь свое тело. Открывайся… открывайся…

Нет никаких проблем. Ты просто не пробовал, вот и все.

Всякий раз, когда ты захочешь открыться, попробуй сначала противоположное. Запомни, это один из важных моментов. Если ты хочешь расслабиться, сначала создай в себе максимальное напряжение. Тогда ты уже автоматически не сможешь оставаться напряженным. Как только ты достигнешь предельной точки напряжения, ты обязательно расслабишься. Так что начинай работать над этим и расслабляйся.

Войди сначала в состояние, когда ты закрыт. Это состояние плода в утробе — голова опускается вниз, и ты снова оказываешься в утробе. Когда ты находишься в утробе, ты полностью закрыт, а когда ты рождаешься, ты начинаешь открываться.

Ты можешь проделывать это каждый вечер: перед тем как заснуть, на пять минут полностью закройся. Ты превратишься в маленького ребенка, находящегося в утробе, тебя будет окружать абсолютная темнота — ты не сможешь никуда пойти, в твоем распоряжении не будет ни одной двери, у тебя не будет никаких возможностей для общения, все связи будут разорваны. Оставайся в этом состоянии несколько минут, а когда ты уже не сможешь его выносить, вспомни о раскрывающемся утром цветке. Затем, оставаясь в состоянии открытости, погружайся в сон. Через неделю расскажешь мне об этом. А беспокоиться здесь не о чем!

♦ ♦ ♦

Я чувствую, как что-то во мне начинает проясняться. Я прошел группу Энкаунтер-терапии[3] и группу «Татхата»[4], и теперь я способен медитировать. Теперь я отношусь к людям отрыто и с доверием.

Очень хорошо. Всегда помни, что ни в коем случае нельзя допускать отсутствия доверия. Даже если твое доверие позволяет людям обманывать тебя, все равно продолжай доверять им. Даже если ты из-за своего доверия будешь обманут, это лучше, чем отсутствие доверия.

Это очень удобно, когда все любят тебя, когда все прекрасны и никто тебя не обманывает, — тогда доверять очень легко. Но даже если весь мир стремится тебя обмануть — а людям ничего не стоит тебя обмануть, когда ты им доверяешь, — то и тогда все равно продолжай доверять. Никогда не теряй веру в доверие, чего бы тебе это ни стоило, и ты никогда не будешь проигравшим, потому что доверие само по себе является конечной целью. Оно не может быть средством достижения чего-то еще, поскольку оно обладает своей собственной, присущей только ему ценностью.

Если ты способен доверять, ты остаешься открытым. Люди становятся закрытыми, это их способ защитить себя — чтобы никто не мог их обмануть или использовать в своих интересах. Позволь им использовать тебя в своих интересах! Просто подумай о том, как это прекрасно. Позволь им это, и, если ты будешь продолжать доверять, тогда случится прекрасное цветение, потому что ты не будешь испытывать страха.

Страх возникает только от того, что люди могут обмануть тебя, но, когда ты принимаешь это, страх исчезает, и не остается никаких помех для твоей открытости. Страх опаснее любого вреда, который люди могут причинить тебе. Страх — это яд, и он может отравить всю твою жизнь. Поэтому продолжай оставаться открытым и просто доверяй — невинно и безусловно.

Я не говорю, что никто не будет тебя обманывать или использовать в своих интересах. Люди будут продолжать обманывать тебя, это обычная история, и все же игра стоит свеч. Ты будешь смеяться над их глупостью, над тем, что они не способны разрушить твое доверие. Твоя вера в их человечность окажется такой огромной, что для тебя не будет иметь никакого значения, что делает та или иная личность. Ты будешь так доверять им, что не будешь обращать внимание на то, что они делают.

Ты будешь расцветать сам и будешь помогать расцветать другим, и однажды они осознают, что обманывают не тебя, а себя.

Вы не можете бесконечно обманывать человека, если он продолжает доверять вам. Само его доверие будет снова и снова отбрасывать вас к себе.

Просто наблюдай за всем этим, позволяй этому быть и наслаждайся этим. Дорожи самой идеей доверия, и тогда не будет необходимости в каком-либо боге. Люди говорят: «Доверься Богу». Я же говорю, что доверие и есть Бог. Вопрос не в том, что люди потеряли веру в Бога. Они утратили доверие — и именно поэтому они потеряли Бога. Доверие и есть Бог. Это не вопрос доверия некой силе, называемой «Богом». Доверие само по себе божественно. Ну что ж, хорошо!

Оглавление

Из серии: Путь мистика

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Главное – не раздумывай. Движение вглубь медитации. Личные беседы с современным мистиком предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

3

Encounter (англ.) — столкновение, стычка, случайная встреча. Группа Энкаунтер-терапии посвящена взаимоотношениям между людьми на самых разных уровнях, решению конфликтов, связанных со столкновением интересов.

4

Татхата (санскр.) — то, что есть, «таковость». Задачей этого не столько терапевтического, сколько глубокого медитативного процесса является осознание безличной природы существования и принятия того, что есть.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я