«Сияние тишины» — это книга-медитация. «Сияние тишины» — это собрание сказок. Каждая сказка представляет собой отдельную форму практики и мировоззрения. Каждая сказка является полностью завершённой системой, при погружении в которую человек обретает покой, свободу и гармонию. Чтение этой книги подарит вам мгновения, в которых вы сможете ясно увидеть свою собственную природу. Откройте для себя чудо Тишины и позвольте ему сиять неизъяснимым светом!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сияние тишины» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3. Сказка о слове «Ладно»
Некий отшельник, спустившись с гор, где он долгое время пребывал в медитации, пришёл на собрание философов и заявил:
— Пусть слово «Ладно» будет единственное реакцией на какое-либо явление. Это и есть осознанность, это и есть медитация.
Слушатели попросили его дать разъяснение предложенного метода. И он стал объяснять:
— Природа ума — это реакция на происходящее. Любая реакция на происходящее — это всегда чувство-мысль. Понимаете ли вы это?
— Да, всё именно так, — соглашались философы.
— Ум чрезвычайно чувствителен: он реагирует не только на внешний мир, но и на свои собственные реакции. Так в уме происходит внутренний диалог.
— Да, и это тоже верно.
— Фактически любое переживание — это реакция ума на что-либо. Природа ума — это вечное реагирование. Пока человек жив, постоянно происходит реакция на что-либо, порождаются чувства-мысли.
— Всё верно, но к чему вы клоните?
— Порой ум может находиться в болезненном и омрачённом состоянии. Реакция омрачённого ума — это двойственная реакция: хорошо или плохо, отбросить или удержать, заполучить или избежать, и так далее. Вариантов двойственной реакции бесконечное множество, но суть их всегда одна.
— Чем же плоха двойственная реакция? Почему их следует считать болезненными?
— Дело в том, что за одной двойственной реакцией следует другая двойственная реакция. А за второй реакцией обязательно последует третья, и так далее. Так существует круговорот двойственных реакций. И в нём можно пребывать вечно. В какой-то момент человек видит это как страдание…
— Да, это действительно так. Полагаем, вы нашли выход?
— Ум, уставший от двойственной реакции, открывает для себя недвойственную реакцию. На любой воспринимаемый объект он говорит: «Ладно». И эта реакция абсолютна удовлетворительна.
— Неужели это всё, неужели это весь путь? — были удивлены слушатели.
Отшельник кивнул:
— Практика очень проста: во внимании человека всегда находится какой-то объект. И мнением относительно него должно быть только «Ладно». Когда же внимание сместилось на другой объект, то уже и относительно него должно возникнуть мнение «Ладно». И так далее. Это и есть постоянная недвойственная реакция.
— Неужели в «Ладно» ум может удерживаться постоянно?
— Совершенный в своей стабильности ум в состоянии сказать слово «Ладно» как повседневным событиям, так и сказочной удаче, так и великому ужасу. «Ладно» — это универсальная реакция для совершенного в своей стабильности ума.
— Но что делать, если реакция «Ладно» не возникла сразу?
— Не нужно бояться, что реакция «Ладно» не возникла в первый же момент. Если реакцию «Ладно» опередила другая реакция, то в этом нет ничего страшного. Важно только, чтобы относительно объекта и первой реакции на него прозвучало «Ладно». Важна только последняя реакция, а не первая. Однако, чем первичнее реакция «Ладно», тем ум спокойнее и гармоничнее.
— Но разумно ли это, когда реакцией является только «Ладно»? — спросил один из философов.
— Несовершенный в своей стабильности ум боится говорить слово «Ладно» всему и вся. Но «Ладно» абсолютно обосновано: во-первых, если бытие не имеет конца, то всё, что возможно потерять, будет потеряно. И всё, что можно найти, будет найдено. То же, что нельзя ни потерять, ни найти, останется неизменным. Переживать не о чем. И потому «Ладно» — это самая разумная реакция на любое явление. Во-вторых, если бытие конечно, то оно неизбежно закончится. Для ума это будет абсолютно нейтрально — просто не будут возникать новые реакции. И потому любые реакции ума здесь и сейчас уже не имеют веса. И прямым выражением этого отсутствия значения является реакция «Ладно».
Философы согласились и спросили:
— Не редко различные учения говорят о внутреннем мире. Что вы можете сказать об этом?
— «Ладно» — это отсутствие борьбы с воспринимаемым объектом. Не нужно пытаться прекратить даже негативные явления, например, гнев. Нужно только сказать ему: «Ладно». Не нужно пытаться прекратить даже то, что кажется противоположностью «Ладно», следует только сказать ему: «Ладно».
— Многие учения говорят о свободе. Ведёт ли ваш путь к ней?
— «Ладно» — это свобода от любых явлений. Если человек видит какое-либо явление через «Ладно», то это явление не управляет им. Если же человек видит явление через двойственную реакцию, то явление и реакция на него управляют человеком, — отвечал аскет. — «Ладно» — это отсутствие отождествления, свобода от оков иллюзий. То, что увидено через «Ладно», больше не воспринимается как некая неотделимая часть этого человека. Любой объект, воспринимаемый через «Ладно», начинает видится просто как происходящая в моменте тенденция.
— Многие учения так же говорят о свободе от беспокойств. Как вы это про прокомментируете?
— «Ладно» — это конец беспокойств. Если что-то есть, то ладно. Если чего-то нет, то тоже ладно. Если не присутствует желания иметь объект, то ладно. Если присутствует желание иметь, то ладно. Если присутствует действие для достижения желаемого, то ладно. Действие увенчалось успехом или поражением — ладно. Когда «Ладно» абсолютно, тогда беспокойству нет места. Важно лишь дойти до конца: даже мировоззренческие вопросы и варианты развития судьбы должны восприниматься через «Ладно».
— А принятие? Мудрецы древности всегда говорили о принятии! — воскликнул один из философов.
— «Ладно» — это принятие всего таким, какое оно есть. Любая двойственная реакция — это всегда проявление непринятия, внутренней борьбы. «Ладно» — это ничем не ограниченная гармония.
Философы замолчали, а отшельник продолжил говорить:
— «Ладно» — это всегда здоровье ума. Любая двойственная реакция — это всегда болезнь ума. Но если двойственная реакция воспринимается через «Ладно», то она уже чиста от болезни. Если всё видится через «Ладно», то ничто не является болезнями, даже сами болезни.
— Да, пожалуй обсуждаемой практике следует уделить время… — Задумались философы после многочисленных ответов отшельника.
— «Ладно» — это не практика. Ум всегда реагирует на явления и это не является практикой. Это естественно, как дыхание или сердцебиение. И «Ладно» — это всего лишь определённая реакция, но не более того.
— А если пребывать в «Ладно» однажды станет затруднительно? Возможно ли такое?
— Если вдруг стало присутствовать мнение, что реакция «Ладно» энергозатратна, то следует понимать, что энергии она отнимает не больше любой другой реакции. Более того, она гармоничнее и проще любой другой реакции. Отсюда следует понимание, что разумно пребывать именно в «Ладно», а не в другой реакции, — отвечал аскет. — Но если некий дискомфорт всё же возник, то ему следует всего лишь сказать: «Ладно».
— Как человеку обрести уверенность в своём пути? Как ему понять, что он по-настоящему следует пути?
— По-настоящему «Ладно» принимается в тот момент, когда человек видит через него всё происходящее в моменте. Более того, человек ясно осознаёт, что сможет всегда и везде видеть через «Ладно» любые явления, что только возможны. Когда «Ладно» принято до такой степени, то оно принято по-настоящему.
— А есть ли какие-то признаки правильной медитации? Как понять, что всё происходит так, как должно?
— Двойственные реакции всегда приводят к разрастанию внутреннего диалога. Одна двойственная реакция порождает собой другую двойственную реакцию. Этот процесс и есть внутренний диалог, поскольку реакции — это всегда мысли-ощущения. Однако, когда проявляется недвойственная реакция «Ладно», тогда внутренний диалог начинает затихать. Позиция «Ладно» относительно любого воспринимаемого явления — это просто одна мысль-ощущение, но не хор голосов. И потому успокоение ума — это свидетельство пребывания в «Ладно». Однако, активность ума не следует считать чем-то неправильным, следует лишь сказать ей: «Ладно».
— «Ладно» — это исключительно мысль? Или оно может быть и чем-то иным? — спросил тот философ, что любил оглядываться на опыт сердца.
— «Ладно» не всегда обязано быть мыслью или словом. Оно может быть ощущением. Оно может быть тем, что тоньше ощущения. Но «Ладно» — это всегда просто «Ладно». «Ладно» должно быть интегрировано настолько глубоко, насколько это возможно. И если интеграция действительно полная, то не остаётся ничего, кроме «Ладно». Это и есть истинная удовлетворенность и недвойственность.
И вот, когда отшельник убедился в том, что вопросы философов кончились, он закончил свою речь:
— «Ладно» — это конец и начало пути недвойственности. Нужно только говорить «Ладно» любым происходящим явлениям. И больше нет желания достичь чего-либо, нет желания избегнуть чего-либо. Человек сейчас находится в «Ладно» и понимает, что всегда будет находиться в нём. Всё происходит так, как происходит. «Ладно» — это безначальное и бесконечное.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Сияние тишины» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других