Искусство управления переменами. Том 2. Знаки Книги Перемен 31–64

Бронислав Виногродский, 2017

В основу этого трехтомного издания положен текст гигантского компендиума «Чжоу И Чжэ Чжун» («Анализ внутреннего содержания Чжоусских перемен»), составленный в начале XVII века великим китайским ученым Ли Гуанди. В его книгу вошли толкования из огромного количества трудов всех эпох и времен, в которых китайские ученые обращались к анализу текста «Книги Перемен», лежащего в самой основе цивилизационной парадигмы китайского ума. «Книга Перемен» в течение тысячелетий являлась пособием по искусству мыслить, на котором оттачивали свой ум миллионы китайских мыслителей и деятелей, принимавших участие в управлении государством. Ибо в течение всего этого периода считалось невозможным занять хоть какую-то государственную должность без знания «Книги Перемен». Эта работа является плодом более чем тридцатилетних исследований и изысканий Бронислава Виногродского, известного переводчика и эксперта по Китаю, целью которых было донести до русскоязычного читателя всю глубину содержательных подходов, имеющихся в этой книге. На русском языке до настоящего времени не выходило ни одного столь полного и глубокого исследования «Книги Перемен». Особенностью данного труда является наличие конкретных исторических примеров гаданий на каждый знак. В 1-й том вошли знаки 1 – 30 «Книги Перемен». Во 2-й том – знаки 31–64. В 3-й том входят 10 «Крыльев», составленные Конфуцием, которые описывают основополагающие принципы и законы работы с «Переменами». Следует учитывать, что ранее Бронислав Виногродский опубликовал общее введение в «Книгу Перемен» под названием «Универсальный способ мышления», без которого читателю не будут ясны основополагающие понятия и структура данного трехтомного собрания «Книги Перемен».

Оглавление

Из серии: Искусство управления миром. Авторская серия Б. Виногродского

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство управления переменами. Том 2. Знаки Книги Перемен 31–64 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Знак 31. Соощущение

Привязанные слова

СООЩУЩЕНИЕ. Воплощение. Ценность. Верность. Брать женщину — к счастью.

Объяснение устройства знака

/1/ СООЩУЩЕНИЕ — это чувства.

/2/ Мягкость наверху, а твердость внизу. 2 Силы дыхания созвучны в чувствах и соединяются друг с другом. Остановка и Радость, мужчина ниже женщины, тем самым Воплощение. Ценность — в Верности, брать женщину — к счастью.

/3/ Небо и Земля сочувствуют друг другу, и 10000 сущностей, преобразуясь, рождаются. Мудрые люди чувствуют сердце человека, и в Поднебесной воцаряются лад и мир. Взираешь на то, чем производится чувство, и видишь состояние 10000 сущностей Неба и Земли.

Большой образ

На Горе есть Водоем. СООЩУЩЕНИЕ. Благородный государь с помощью пустоты вмещает в себя других людей.

Начальная шестерка

СООЩУЩЕНИЕ в своих больших пальцах ног.

Начальная шестерка. Малый образ

В СООЩУЩЕНИИ своих больших пальцев ног воля находится вовне.

Шестерка вторая

СООЩУЩЕНИЕ в своих икрах. Несчастье. Пребывание на месте — к счастью.

Шестерка вторая. Малый образ

Хотя несчастье, но пребывать на месте — к счастью, потому что в Послушности нет вреда.

Девятка третья

СООЩУЩЕНИЕ в своих бедрах. Держишься за свое следование. В уходе — досада.

Девятка третья. Малый образ

СООЩУЩЕНИЕ в своих бедрах, также не находишь места. Воля направлена на то, чтобы следовать за другим человеком. Тем самым удерживаешь внизу.

Девятка четвертая

Верность — к счастью. Сожаления исчезают. Тревожно-тревожно в уходе и приходе. Друзья подчиняются твоим мыслям.

Девятка четвертая. Малый образ

Верность — к счастью. Сожаления исчезают, нет чувства вреда. Страхи и тревоги — в уходе и приходе. Нет еще величия света.

Девятка пятая

СООЩУЩЕНИЕ в мышцах спины. Отсутствие сожаления.

Девятка пятая. Малый образ

СООЩУЩЕНИЕ в мышцах спины. Окончание воли.

Верхняя шестерка

СООЩУЩЕНИЕ в своих челюстях, щеках и языке.

Верхняя шестерка. Малый образ

СООЩУЩЕНИЕ в щеках, челюстях и языке, таким образом, восхваляется применение рта для выражения себя языком.

31 Толкование Чэн И

СООЩУЩЕНИЕ. «Объяснение последовательности знаков» гласит: «Есть Небо и Земля, после чего появляются 10 000 сущностей. Есть десять тысяч сущностей, после чего появляются мужчина и женщина. Есть мужчина и женщина, после чего появляются муж и жена. Есть муж и жена, после чего появляются отцы и дети. Есть отцы и дети, после чего появляются государь и слуга. Есть государь и слуга, после чего появляются верхи и низы. Есть верхи и низы, после чего они соединяются и сцепляются через обряды и совесть». Небо и Земля — это корень 10 000 сущностей. Муж и жена — это начало нравственных основ человеческих отношений. Поэтому верхняя часть начинается со знаков НЕБО и ЗЕМЛЯ, тогда как во главе нижней части стоит знак СООЩУЩЕНИЕ, который принимается знаком ПОСТОЯНСТВО, 32.

Небо и Земля — это 2 сущности, поэтому между ними создается Путь Неба и Земли. Мужчина и женщина, соединяясь, становятся мужем и женой, поэтому знаки СООЩУЩЕНИЕ и ПОСТОЯНСТВО передают смысл отношений внутри общества. В знаке СООЩУЩЕНИЕ, то есть в ощущении чувств, главным является корень, который переводится как «радостность». Знак ПОСТОЯНСТВО — это постоянство, где правда является корнем, основой, она возникает сама собой на Пути выражения радости, поскольку Путь правды, конечно же, обладает радостью. Проникновение знака Ветер приводит к движению, твердость и мягкость всегда в созвучии — это и есть радость. Знак СООЩУЩЕНИЕ строится из знака Водоем наверху и знака Гора внизу. Водоем — это младшая дочь, а Гора — это младший сын. Молодые люди испытывают друг к другу глубокие чувства, поэтому двое младших детей из разных семей — сын и дочь — создают знак СООЩУЩЕНИЕ.

Тело знака Гора — это искренность и правда, а основа искренности — это Остановка, неподвижность, внешняя скорлупа. Мужчина и женщина в искренних, настоящих переживаниях соединяются внизу, и сердце женщины радуется и созвучно тому, что наверху. Мужчина первым искренне чувствует, а женщина, радуясь, вторит этому в созвучии.

31 Сводные толкования

Цю Фуго говорит:

«СООЩУЩЕНИЕ — это когда двое молодых людей вступают в отношения, это начало отношений мужа и жены. Знак говорит о состоянии чувств и построении отношений, поэтому возникает образ того, что мужчина располагается под женщиной, мужчина находится ниже женщины, и таким образом создается Путь брачного обряда. В знаке ПОСТОЯНСТВО, 32, который следует за знаком СООЩУЩЕНИЕ, эти отношения принимают двое старших детей, поэтому знак ПОСТОЯНСТВО есть завершение отношений мужа и жены. Поэтому и говорится о делах семьи. В знаке ПОСТОЯНСТВО мужчина возвышен, а женщина принижена. Женщина находится под мужчиной, и таким образом образуются нравственные основы правильного устройства быта.

В знаке УБАВЛЕНИЕ, 41, также присутствуют двое младших детей, но там мужчина не находится под женщиной, поэтому смысл чувств выражается в меньшей степени. В знаке ПРИБАВЛЕНИЕ, 42, есть двое старших, но женщина находится выше мужчины, что противоречит смыслу постоянства отношений.

Таким образом, нижнюю часть открывают знаки СООЩУЩЕНИЕ и ПОСТОЯНСТВО. Разве это не правильно?»

31 Привязанные слова

СООЩУЩЕНИЕ. Воплощение. Ценность. Верность. Брать женщину — к счастью.

31 ПС Исходный смысл

СООЩУЩЕНИЕ — это отношение чувств. Знак Водоем — мягкий, знак Гора — твердый, их чувства созвучны друг другу. Кроме того, знак Гора — это Остановка, что означает сосредоточение на чувствах, а знак Водоем — это Радость, это предельное выражение созвучности. Кроме того, знак Гора — это младший мужчина, который находится под знаком Водоем, младшей женщиной. Мужчина проявляет себя прежде женщины, и тем самым обретается правда мужчины и женщины, и наступает время заключения брака. Слова предсказания говорят о Воплощении, о Ценности и Верности в правде. В данных обстоятельствах брать женщину — к счастью. Поэтому в СООЩУЩЕНИИ обязательно нужно постигать закон, но при этом не терять Верность, иначе потеряешь Воплощение и тем самым придешь к несчастью.

31 ПС Толкование Чэн И

СООЩУЩЕНИЕ — это чувства. Но в отличие от просто чувств в понятии «СООЩУЩЕНИЕ» присутствует также значение всеобщности. Мужчина и женщина, вступая в отношения, переживают чувства, проявления их чувств сильны: никто так не сопереживает в чувствах, как мужчина и женщина. Но для молодых людей эти отношения еще более значимы. Когда государь и слуга вступают во взаимодействие, то они вызывают к жизни 10 000 сущностей. Так же и Небо с Землей создают пространство для жизни 10 000 сущностей. Во всех случаях это есть Путь выстраивания отношений или СООЩУЩЕНИЯ. Когда сущности устанавливают взаимное переживание чувств, то возникает Путь постижения и Воплощения. Когда государь и слуга способны сопереживать друг другу, тогда возникает проникновение или постижение Пути государя и слуги. Когда верхи и низы способны друг другу сопереживать, тогда происходит сообщение волевых усилий верхов и низов. Что касается отца и сына, мужа и жены, родственников по мужу и по жене, друзей и товарищей, то все они сопереживают друг другу, и тем самым возникают следование и Послушность в слаженности и равновесии, так Путь семьи может быть Воплощен. Как видим, в знаке СООЩУЩЕНИЕ обязательно содержится закон Воплощения.

Выражение «Ценность. Верность» проясняет Путь взаимного переживания, СООЩУЩЕНИЯ. Ценность состоит в правде. Если не будет правды, правильности, тогда попадешь в область зла. Если мужчина и женщина строят отношения в пороке и разврате, тогда государь и слуга начинают проявлять внешнюю ревность и зависть, между верхами и низами возникают искривление и ложь — все это происходит, когда в переживании чувств нет приверженности правде. Выражение «брать женщину — к счастью» указывает на построение знака: мягкость располагается наверху, а твердость — внизу. Эти 2 Силы дыхания созвучны друг другу, в Остановке приходит Радость, мужчина находится прежде женщины. Именно в таком осознании следует брать женщину в жены, тогда обретаются правда и счастье.

31 ПС Сводные толкования

Ху Бинвэнь говорит:

«Знак СООЩУЩЕНИЕ — это чувство. Но говорится не просто „чувство“, а именно „СООЩУЩЕНИЕ“, потому что СООЩУЩЕНИЕ означает всеобщность. Иероглиф „соощущение“ отличается от иероглифа „чувство“ тем, что в нем нет знака „сердце“ Это следует понимать следующим образом: если в сопереживании нет сердца, то есть личного интереса, то не будет ничего, что не вошло бы в это переживание, это переживание обязательно будет проницать все вокруг, и в этих обстоятельствах особое внимание нужно уделить правде. Слова„брать женщину — к счастью“ особо оговаривают, что женщину следует брать именно в таком состоянии чувств».

31 Объяснение устройства знака

/1/ СООЩУЩЕНИЕ — это чувства.

31 ОУ / 1 Исходный смысл

Дается новое значение имени знака.

31 ОУ / 1 Сводные толкования

Лю Му говорит:

«Знак называется словом „СООЩУЩЕНИЕ“, а в „Объяснении устройства знака“ это значение поясняется словом „чувство“.

Различие между словами „СООЩУЩЕНИЕ“ и „чувство” в китайском языке состоит в том, что в слове „чувство“ есть часть, которая называется „сердце“, а в слове „СООЩУЩЕНИЕ“ — нет. Таково тонкое замечание мудреца, что в чувствовании вещей нет собственного „я“».

Чжан Ши говорит:

«10 000 сущностей имеют единый корень, который способен объединять различия. И именно потому, что он способен объединять различия, его и определяют как „чувство“ Если нет различий, тогда не будет и соединения. На Небе и Земле есть инь и ян, отец и мать, 2 начала, поэтому есть чувство. Исходное единство позволяет добиться соединения».

Цю Фуго говорит:

«СООЩУЩЕНИЕ — это чувство, а то, чем осуществляется чувство, — это сердце. Когда нет сердца, тогда не можешь чувствовать, в этом смысл понятия „СООЩУЩЕНИЕ“. Когда добавляется сердце — тогда получается чувство. Наличие сердца в знаке „чувство“ указывает на отдельного человека. Если же знак „сердце“ убрать, то получится название „СООЩУЩЕНИЕ“ Оно означает„всеобщность“, поскольку в нем отсутствует указание на сердце чувствования. Если же есть всеобщность, не остается ничего, что не могло бы почувствоваться».

Ван Инлинь говорит:

«СООЩУЩЕНИЕ — это чувство без сердца, когда чувствуешь пустотой. Это значит также, что в Радости выражения знака Водоем отсутствует речь, она достигается искренностью»

/2/ Мягкость наверху, а твердость внизу. 2 Силы дыхания созвучны в чувствах и соединяются друг с другом. Остановка и Радость, мужчина ниже женщины, тем самым Воплощение. Ценность — в Верности, брать женщину — к счастью.

31 ОУ/2 Исходный смысл

Слова к знаку объясняются через качества тел знака, Силу духа знака, образы знака Также через изменение знака говорится о значении мягкости наверху и твердости внизу. Объясняется, что знак СООЩУЩЕНИЕ происходит из знака СТРАНСТВИЯ, 56. Мягкость наверху пребывает на шестом уровне, а твердость внизу пребывает на пятом уровне, что определяется как качество проводимости Водоема

31 ОУ/2 Толкование Чэн И

Значение СООЩУЩЕНИЯ — в чувстве. В знаке мягкий уровень наверху, а твердый уровень под ним. Мягкость наверху изменяет качество твердости, создавая тем самым знак Водоем. Твердость нижнего знака останавливает мягкость и тем самым образует знак Гора. Инь и ян соединяются друг с другом, и поэтому возникает значение чувств в отношениях между мужчиной и женщиной. Кроме того, женщина знака Водоем1 находится наверху, а мужчина знака Гора находится внизу — здесь тоже мягкость наверху, а твердость внизу. Инь и ян — 2 Силы дыхания — сочувствуют друг другу, друг с другом созвучны и находятся во взаимном соединении, в ладу. Остановка и Радость, Остановка в Радости имеют смысл крепкой любви. Знак Гора, Остановка, означает настоящую искренность. Знак Водоем, Радость, — это гармоничная Радость от созвучия друг с другом. Мужчина помещается ниже женщины — это предельная слаженность. Таков Путь взаимного чувства, который способен создавать Воплощение, проникновение и обретать правду. Поэтому говорится, что «брать женщину — к счастью». Движение по Пути СООЩУЩЕНИЯ приводит к Ценности от Верности правде

31 ОУ/2 Сводные толкования

Ван Су говорит:

«Гора и Водоем сообщаются Силами дыхания, мужчина и женщина испытывают чувства по обряду. Мужчина находится ниже женщины на начальном этапе женитьбы, так совершаются свадебные обряды. Брать женщину — значит, создавать счастье»

Фэн Данкэ говорит:

«Мягкость наверху, твердость внизу. Созвучие в чувстве, взаимное соединение — тем самым создается Воплощение. Остановка и Радость, поэтому будет Ценность от Верности. Мужчина ниже женщины, поэтому брать женщину — к счастью».

Ван Шэньцзы говорит:

«Остановка и Радость означает, что знак Гора останавливается и не движется, а мысль и Сила дыхания сами собой соединяются и радуются, поэтому и называется „чувство“ Если же нет Остановки в движении, значит, есть действие, но в этом нет чувства, поэтому все 6 уровней стремятся к покою».

Цай Цин говорит:

«Два тела знака, Сила духа знака и образы знака дают 3 стороны смысла, которые все сходятся к одному слову

„СООЩУЩЕНИЕ“. Оно же определяет смысл выражения „Воплощение. Ценность — в Верности, брать женщину — к счастью“».

/3/ Небо и Земля сочувствуют друг другу, и 10 000 сущностей, преобразуясь, рождаются. Мудрые люди чувствуют сердце человека, и в Поднебесной воцаряются лад и мир. Взираешь на то, чем производится чувство, и видишь состояние 10 000 сущностей Неба и Земли.

31 ОУ/3 Исходный смысл

Предельно ясно описывается закон постижения чувств.

31 ОУ/3 Толкование Чэн И

Здесь рассказывается о значении взаимного чувства мужчины и женщины, поскольку в этих чувствах Путь СООЩУЩЕНИЯ виден предельно ясно. Так же исчерпывающе описывается закон Неба и Земли и действия мудрецов. 2 Силы дыхания — Неба и Земли — соединяются в чувстве, отчего начинаются преобразования и в итоге рождаются 10 000 сущностей. Мудрые люди в предельной искренности ощущают множество сердец, и в Поднебесной воцаряются лад и мир. Сердце Поднебесной потому и обретает лад и мир, что мудрые люди чувствуют его. Взирая на закон соединения чувств Неба и Земли и рождения 10 000 вещей, чувствуя, как сердце человеческое дости гает Пути лада и мира, можешь увидеть состояние 10 000 вещей между Небом и Землей. Знающий закон постижения чувств молчит, обозревая его

31 ОУ/3 Сводные толкования

Чжан Ши говорит:

«Если способен постичь волю Поднебесной, тогда сможешь прочувствовать и сердца людей. Мудрые люди в единстве с людьми не обладают личным „я“, поэтому в наиболее полной мере способны увидеть чувства сердца человеческого»

Чжэн Жусе говорит:

«10 000 сущностей Неба и Земли берут исток в единой Силе дыхания, после чего уже начинаются различия. Действия мудрых людей могут различаться, но искренность их едина. Когда смотришь на то, с помощью чего производится чувство, как проявляются настроения и состояния, тогда чувствуешь жизнь этих сущностей».

Чжан Цинцзы говорит:

«В состоянии покоя не движешься — это естественный закон. Если в сочувствии происходит постижение — это постижение состояния. Созерцая сочувствие Неба и Земли, можно понять состояние 10 000 сущностей в Поднебесной».

31 Большой образ

На Горе есть Водоем. СООЩУЩЕНИЕ. Благородный государь с помощью пустоты вмещает в себя других людей.

31 БО Исходный смысл

На Горе есть Водоем, так через пустоту внутри осуществляется проводимость

31 БО Толкование Чэн И

Природа Водоема — увлажнять, устремляясь вниз. Природа Почвы — принимать увлажнение. Водоем находится на Горе, и он в постоянном увлажнении проникает в Почву до самого низа, и Силы дыхания этих 2 сущностей ощущают друг друга и проникают друг в друга. Благородный государь созерцает образ того, как сообщаются Гора и Водоем с помощью проникновения своих Сил дыхания. Проникновение становится возможным из-за того, что в другом есть пустота и эта пустота внутри способна принимать других людей. Внутренняя пустота в человеке способна принимать, а полнота не способна, ведь когда есть полнота, невозможно проникнуть. Пустота внутри означает отсутствие «я», «нет-я», когда нет корыстных намерений и личностных предпочтений. Таким образом, для проникновения чувств не остается препятствий. Гора обладает пустотой, поэтому, создавая восприимчивость, она соединяется с Водоемом. Если ты не совершенномудрый человек и обладаешь чувствами, то обязательно должен идти по Пути СООЩУЩЕНИЯ, проникновения для совершенствования себя.

31 БО Сводные толкования

Цуй Цзин говорит:

«Гора высокая, а опускается вниз. Водоем внизу, а поднимается. Гора и Водоем сообщаются силами дыхания — это есть образ СООЩУЩЕНИЯ».

Люй Далинь говорит:

«Водоем находится внизу, а Гора пребывает высоко, однако Гора способна выпускать облака и приводить дождь. Гора внутри пуста, и Сила дыхания Водоема проникает в нее. Так же и благородный человек, пребывая высоко, в СООЩУЩЕНИИ соединяется с сущностями и тем самым через пустоту принимает их».

Го Юн говорит:

«Именно пустота способна принимать, и только приятие способно чувствовать. Только принимая, ты способен сочувствовать. Если не способен чувствовать, значит, не способен принимать другого, понимать его Если не способен принимать, значит, нет пустоты, опустошения, которые могли бы вмещать».

Ху Бинвэнь говорит:

«Выражение „с помощью пустоты вмещать в себя других людей” означает, что чувства пребывают в отсутствии сердца2, то есть личных устремлений».

Чэнь Чэнь говорит:

«На Горе есть Водоем, Водоем увлажняет и чувствует Гору, а Гора через пустоту принимает это сочувствие. Таков образ СООЩУЩЕНИЯ. Благородный государь воплощает его и через него опустошает свое сердце для того, чтобы принимать чувства людей. Ибо только когда в сердце отсутствуют корыстные установки, тогда наличие чувства позволяет осуществить проницаемость. Если есть малейшие намерения, которые закрывают Пути проникновения, тогда твой внутренний мир управляется такими установками и тогда внутреннее устройство чувствования, сочувствия закрывается. Тогда то, что должно приниматься, может быть неузнанным и принятым как не соответствующее должному».

Хэ Кай говорит:

«Среди 6 уровней знака первый говорит о думанье, третий говорит о воле, пятый говорит о сочувствии, СООЩУЩЕНИИ, принятии других людей. Невозможно, чтобы у человека не было думанья, не было своей воли. Но благородный государь и мудрец через пустоту чувствует человеческое сердце (сознание) подобно тому, как Небо и Земля через пустоту чувствуют вещи. Так СООЩУЩЕНИЕ способно управлять думаньем и волей»

У Юэфэн говорит:

«Пустота — это есть залог Верности в СООЩУЩЕНИИ. Постоянство Неба и Земли заключается в том, что с помощью

сердца они сообщаются со всеми 10 000 сущностей, но у Неба и Земли нет собственного сердца. Мудрый человек в своем постоянстве следует за 10 000 сущностей, не обладая своим собственным состоянием, а обладая только пустотой. Учение благородного государя является повсеместным и учит великой справедливостью, поэтому сущности притягиваются к нему в послушном созвучии, и это называется „через пустоту принимать людей”».

31 Начальная шестерка

СООЩУЩЕНИЕ в своих больших пальцах ног.

31 НШ Исходный смысл

Уровень указывает на большие пальцы на ногах. В этом знаке в качестве образца берется человеческое тело. Сопереживание начинается с самого низа, и это есть образ СООЩУЩЕНИЯ в больших пальцах ног. Здесь СООЩУЩЕНИЕ еще неглубокое, хочется продвинуться дальше, но нет возможности, поскольку сам уровень лишен подвижности, поэтому не говорится о счастье и несчастье. На всех 6 уровнях этого знака лучше сохранять покой и не стоит совершать лишних движений.

31 НШ Толкование Чэн И

Начальная Шестерка находится на нижнем уровне нижнего знака. Она находится в состоянии СООЩУЩЕНИЯ с четвертым уровнем и, будучи маленькой, находится в самом начале. Это означает, что переживание еще неглубокое. Разве способно оно привести в движение человека? Поэтому уровень говорит о подобии движению больших пальцев ног в человеке: оно не означает продвижения вперед. Взаимное сопереживание может быть и глубоким, и мелким, и легким, и тяжелым. В этом случае следует понимать силу времени, пребывая без движения на своем месте и не совершая ошибок в том, что должно делать

31 НШ Сводные толкования

Изречения по родам Чжу Си

В знаке СООЩУЩЕНИЕ внутренний знак — это Гора, Остановка, но на внутренних уровнях толкователи говорят о движении, и о том, что радость связана с движением. Это происходит потому, что знак СООЩУЩЕНИЕ имеет смысл сопереживания в отношениях, а сопереживание предполагает некоторую подвижность, поэтому говорится о Радости в движении. Но нужно помнить, что как только совершается движение, то тут же теряется и Радость, поскольку знак СООЩУЩЕНИЕ изменяется на другой знак.

Цай Цин говорит:

«Смысл слов „СООЩУЩЕНИЕ в своих больших пальцах ног” состоит в том, что переживания, чувства, возникают в больших пальцах ног и развиваются далее в теле в соответствии с положением уровня. В„Исходном смысле” также говорится, что несмотря на то что в этом знаке главенствует чувство, на всех 6 уровнях покой полагается предпочтительным, а движение — ненужным. Основа этого в том, что только человек с пустотой3, неподвижностью внутри способен принять другого человека».

31 Начальная шестерка. Малый образ

В СООЩУЩЕНИИ своих больших пальцев ног воля находится вовне.

31 НШ.МО Толкование Чэн И

Начальный уровень — это начало движения воли, он чувствует Четверку, которая является источником чувства для Начального уровня, поэтому и говорится: «Находится вовне». Воля приходит в движение, но здесь чувство еще не сильное. Это подобно движению больших пальцев ног, которое еще не приводит в движение всю ногу, этого движения еще недостаточно, чтобы двигаться вперед

31 НШ. МО Сводные толкования

Юй Фань говорит:

«Выражение „воля находится вовне“ указывает на четвертый уровень»

Кун Инда говорит:

«СООЩУЩЕНИЕ с Четверкой. Таким образом, воля стремится вовне»

Юй Янь говорит:

«Начальный и четвертый уровни находятся в созвучии и взаимном соединении. Воля устремляется туда, где находится ян».

31 Шестерка вторая

СООЩУЩЕНИЕ в своих икрах. Несчастье. Пребывание на месте — к счастью.

31 Ш2 Исходный смысл

Икры — это мышцы ног. Когда хочешь начать движение, то сначала икры начинают двигаться, после чего возникает непродуманное движение, которое уже невозможно сдержать и удержать равновесие. Икры соответствуют Двойке, которая в иньской мягкости не способна твердо держать, поэтому возникает данный образ. При этом Двойка обладает равновесием и соответствует правде уровня, поэтому она способна пребывать в покое на своем месте, о чем и говорится, что движение приносит несчастье, а покой приносит счастье

31 Ш2 Толкование Чэн И

Двойка иньская находится внизу, с Пятеркой устанавливает созвучие, поэтому здесь и возникает запрет на СООЩУЩЕНИЕ в икрах. При ходьбе прежде всего приходят в движение икры, после чего поднимается стопа. Но внутреннее, невидимое движение начинается именно от стопы, не может быть так, чтобы икры приходили в движение без участия стопы. Если Двойка не способна удерживать Путь, тогда происходит бестолковая спешка в движении и сама собой происходит ошибка, поэтому и говорится о несчастье. Когда пребываешь на своем месте в покое и ждешь приказа сверху, тогда постигаешь Путь продвижения и отступления и обретаешь счастье. Двойка — это человек с равновесием и правдой. Находясь в обстоятельствах СООЩУЩЕНИЯ в созвучии с Пятеркой, он и получает это предостережение, запрет Еще говорится: «Пребывание на месте — к счастью». Если ты спокоен в переживаниях своей доли и сам не приходишь в движение, тогда обретаешь счастье.

31 Ш2 Сводные толкования

Ван Би говорит:

«На Пути СООЩУЩЕНИЯ продвигаешься вперед, отходишь от больших пальцев ног, поднимаешься к икрам. Тело икр — это движение и беспокойство. Если сопереживаешь вещам посредством беспокойства, то это Путь несчастья. От подвижного беспокойства приходишь к несчастью, а если пребываешь на месте, тогда будет счастье. В пребывании не опираешься на твердость, поэтому способен остаться на месте и обрести счастье».

31 Шестерка вторая. Малый образ

Хотя несчастье, но пребывать на месте — к счастью, потому что в послушности нет вреда.

31 Ш2.МО Толкование Чэн И

Двойка пребывает в равновесии, обладает правдой и находится в созвучии с уровнем, который также пребывает в равновесии и правде. По своим качествам изначально он добрый и мягкий, находясь во времени СООЩУЩЕНИЯ, имеет созвучие с верхом, поэтому есть предостережение от того, чтобы двигаться прежде. Потому что если стремишься к государю, двигаясь раньше него, то будет несчастье, а если пребываешь на месте и сдерживаешь себя, тогда будет счастье. «Образ», повторно проясняя это, говорит: «Хотя несчастье, но пребывать на месте — к счастью, потому что в послушности нет вреда», и если не предостерегать, то не возникнет взаимного чувства, и только через закономерность послушания не будет вреда. То есть указывает на то, что, удерживая Путь, не начинаешь движение прежде других

31 Ш2.МО Сводные толкования

Э Сяндэ говорит:

«Несмотря на какие-то плохие обстоятельства, пребывание на месте в покое приведет к счастью, так как уровень способен следовать, подчиняться закону в осуществлении СООЩУЩЕНИЯ. Не следует действовать торопливо, от этого будет вред. Выражение „пребываешь на месте” не означает созерцательность и высокое сосредоточение, а означает отсутствие бестолковых движений, этого достаточно».

31 Девятка третья

СООЩУЩЕНИЕ в своих бедрах. Держишься за свое следование. В уходе — досада.

31 Д3 Исходный смысл

Бедро приходит в движение, следуя за стопой, оно не способно само управлять движением и сосредоточено на себе. Слово «держишься» особо подчеркивает необходимость сдерживать. Нижние 2 уровня — это то, что стремится прийти в движение.

Тройка также не способна сдерживать себя и следует за ними. В уходе, следовательно, будет досада, поэтому такой образ выпадает гадающему.

31 Д3 Толкование Чэн И

Девятка третья янская пребывает на твердом положении и обладает твердым янским веществом. Она одновременно является главой внутреннего знака, находится на верхнем положении нижнего знака и также должна обретать Радость в правильном Пути сопереживания вещам. Она находится в созвучии с Верхней Шестеркой, это значит, что ян склонен к движению вверх и Радуется инь, находясь наверху, конечно же, ощущает предельную Радость, поэтому Тройка переживает и следует за Верхним уровнем

Бедро относится к нижней части туловища и находится над стопами и голенью, оно не обладает ответственностью в движении и не руководит само собой, оно приходит в движение, следуя замыслу головы, поэтому и возникает данный образ. Говорится о том, что Девятка третья не способна быть сама себе хозяином, она приходит в движение, следуя за вещами, подобно бедру, поэтому говорится, что необходимо сдерживать следование вещам. Твердость и янская природа этого уровня в переживаниях Радуются и следуют Если таким образом уходишь и движешься следом за кем-то, то можешь навлечь стыд и досаду.

31 Д3 Сводные толкования

Ван Чжунчуань говорит:

«Девятка третья находится в верхней части нижнего знака, и этим определяется образ бедра. Несмотря на то что Тройка находится в теле знака Гора, Остановка, ян пребывает на янской позиции и обладает созвучием с тем, кто находится наверху Поэтому Тройка склонна к движению и не способна оставаться на месте, об этом и говорится в словах о СООЩУЩЕНИИ в своих бедрах, ибо бедра приходят в движение, следуя пожеланиям верхней части тела. Такова избыточность твердости этого уровня. Она не способна быть хозяином внутри, поэтому происходит необдуманное резкое движение, теряется правда, что вызывает досаду в уходе».

31 Д3 Замечание Ли Гуанди

В «Исходном смысле» говорится, что Тройка следует 2 нижним уровням. Чэн И считает, что она следует Верхнему уровню. Однако движение следования предполагает следование друг за другом, след в след. Поэтому мы полагаем, что Тройка следует за Четверкой — это то, что рядом, близко. Доказательством этого является знак СЛЕДОВАНИЕ, 17, в котором Начальная твердость следует за вторым мягким уровнем, Пятерка янская следует за Верхним мягким уровнем. Четверка — это положение сердца, когда сердце приходит в движение, за ним следует телесный облик, к которому относятся и бедра. Тройка и Четверка находятся поблизости друг от друга и принимают друг от друга движение. Поэтому и говорится, что следование своим бедрам удерживает то, чему следуешь. Это означает, что в нижнем знаке Гора Тройка берет на себя положение сердца.

На уровне Шестерки второй говорится: о том же — не надо принимать следование. Речь идет именно об этом, ибо сердце является хозяином, создающим крепкое тело. Когда сердце приходит в движение, то телесный облик постепенно подключается и следует за сердцем. Если говорить о человеческих делах, то это подобно тому, как чиновник и сын следуют и послушно принимают указания государя и сына, и так происходит действие. Тройка по своему качеству силы не обладает равновесием и правдой, поэтому ведет себя так: следует и в отсутствии контроля получает досаду.

31 Девятка третья. Малый образ

СООЩУЩЕНИЕ в своих бедрах, также не находишь места. Воля направлена на то, чтобы следовать за другим человеком. Тем самым удерживаешь внизу.

31 Д3.МО Исходный смысл

Слово «также» означает, что предыдущие 2 уровня хотят двигаться. Второй уровень — это иньская подвижность, и движение его зависит от ян. Девятка третья — это янская твердость, она пребывает на пределе Остановки, поэтому ей лучше быть в покое, а она приходит в движение. Конечно же, от этого будут стыд и досада.

31 Д3. МО Толкование Чэн И

«Малый образ» всегда содержит слова к уровням, и их значения соответствуют друг другу. Здесь слово «также» указывает на то, что «Малый образ» к Тройке продолжает смысл предыдущих «Малых образов», где говорится: «В СООЩУЩЕНИИ своих больших пальцев ног воля находится вовне» и «хотя несчастье, но пребывать на месте — к счастью, потому что в послушности нет вреда». «Малый образ» к Тройке говорит, что не находишься на месте. 2 предыдущих иньских уровня обладают чувством к движению, а третий уровень является янским, это и означает, что «также не находишь места», и это указывает на то, что он приходит в движение. Он обладает природой твердого ян и не способен управлять собой. Его воля обращается назад к тому, чтобы следовать за другим, и то, за что держится, находится очень глубоко внизу, в приниженном состоянии.

31 Девятка четвертая

Верность — к счастью. Сожаления исчезают. Тревожно-тревожно в уходе и приходе. Друзья подчиняются твоим мыслям.

31 Д4 Исходный смысл

Девятка четвертая находится над бедрами, но ниже мышц спины. Кроме того, она занимает среднее положение между 3 ян — это есть образ сердца. Она является хозяином СООЩУЩЕНИЯ. Сердце сопереживает вещам, должно быть правильным и крепким, тогда оно будет владеть законом. Здесь Девятка четвертая — твердая, но находится на иньской позиции, поэтому теряет свою правильность и не способна быть крепкой. По этой причине гадающему дается предостережение: если способен быть правильным и верным, тогда будет счастье и сожаления исчезнут А если ты все время тревожен в приходах и уходах, не способен быть крепким в правде и накапливаешь тревогу в сопереживании, тогда ты становишься зависим в постоянном следовании за друзьями и потому не способен к устремлению вдаль.

31 Д4 Толкование Чэн И

Сопереживание, чувство — это то, что движет человеком. Поэтому везде возникают образы человеческого тела. Большие пальцы ног соответствуют Начальному уровню, и это есть самое начало движения. Затем приходят в движение икры, и уже за ними следуют бедра. Девятке четвертой нечего взять во внешнем движении. На этом уровне говорится непосредственно о Пути переживания чувства, не говорится о СООЩУЩЕНИИ в своем сердце, потому что СООЩУЩЕНИЕ — это и есть сердце.

Четверка находится на средине и пребывает в верхнем знаке, ей соответствует положение сердца, поэтому ее переживание является главным во всем знаке. Если на Пути переживания есть Верность и правда, тогда будет счастье и исчезнут сожаления. Если же переживание не следует правде, тогда будут сожаления. Кроме того, Четверка находится в теле Радости знака Водоем, пребывает на иньском положении и созвучна Начальному уровню. Тем самым подчеркивается необходимость хранить Верность на Пути сопереживания. Однако если есть какие-то частные привязанности, то это, конечно же, повредит сообщению в переживании, и тогда, конечно же, возникнут сожаления

Мудрый человек переживает в сердце Поднебесной, подобно тому как в Поднебесной сочетаются холод и жара, дождь и ясность, — нет ничего, что бы не переживалось, нет ничего, что не было бы в созвучии. Здесь необходимо хранить Верность, и этого достаточно. Верность — это пустота внутри, которая сохраняет равновесие, и отсутствие личного «я». Если же «Тревожно-тревожно в уходе и приходе. Друзья подчиняются твоим мыслям», то в Верности правде не будет ничего, что не поддавалось твоему вниманию. Это подобно тому, как в приходе и уходе действуешь с настороженностью и осторожностью.

Если же ты стремишься в сердце своем достичь чего-то, значит, способен переживать и приходить в движение, а если не достигаешь желаемого, значит, твое сопереживание было неверным. Так же и друзей ты способен воодушевлять на следование тебе. Если же есть у тебя привязанности корыстного сердца, тогда сможешь управлять только какой-то одной стороной происходящего и не будешь иметь способность быть открытым для широкого постижения всего, что происходит вокруг тебя. В «Толковании Привязанных слов» об этом говорится: «Какие могут быть помыслы в Поднебесной, какие замыслы предпочтений?» Поднебесная развивается по разным путям, но основывается на общем, и в единое сходятся сотни замыслов и предпочтений. Какие могут быть в Поднебесной замыслы, какие могут быть предпочтения?

Конфуций говорит, что сопереживание чему-то одному, доведенное до предела, означает чувства и мысли корыстного сердца и такое сопереживание является узким. 10 000 сущностей Поднебесной претерпевают 10 000 изменений, но они объединяются единым законом, которому невозможно противоречить. В этом и заключается смысл Верности — быть Верным единому закону, который не может переживаться и не сообщаться. Потому и говорится: какие могут быть помыслы и предпочтения в Поднебесной?

Конфуций в толкованиях говорит об этом: «Солнце уходит, тогда приходит луна. Луна уходит, тогда приходит солнце. Солнце и луна друг друга подталкивают, так рождается свет Холод уходит, и приходит жара. Жара уходит, и приходит холод. Холод и жара друг друга толкают, и создается годовой цикл. Уход — это сгибание, а приход — это растяжение, так рождается вера. Сгибание и растяжение друг другу сопереживают, и рождается Ценность». Тем самым в приходе и уходе, сгибании и растяжении проясняется закон переживания и созвучия. Сгибание приводит к наличию растяжения, а растяжение приводит к наличию сгибания — это и есть сопереживание в созвучии.

Переживание — это движение, и если есть переживание, обязательно есть созвучие. Когда есть движение, всегда есть сопереживание. Сопереживание, таким образом, обязательно обладает наличием созвучия. То, что созвучно, обязательно ощущается, переживается, и то, что сопереживается, обязательно имеет созвучие, поэтому оно и не прекращается. «Дождевой червь сжимается, после чего ищет распрямления. Дракон и змея впадают в зимнюю спячку и тем самым сберегают тепло». Когда вещество ощущений, то есть природная сила, проникает в область Духа, тогда применение сущности становится возможным. Ценность применения становится возможной через успокоение тела, и тем самым восхваляется качество Силы духа. Если в своем действии проходишь дальше этого, пролетаешь мимо, следуя своей личной пользе, тогда происходит уход. Если только приближаешься к этому, тогда познаешь его

Этот закон описывает то, как движение и отдых друг друга сменяют, это подобно действию сжатия и растяжения. Благородный человек сохраняет, сберегает в своем сердце тончайшие переживания смыслов, поэтому входит в таинственное постижение Духа и тем самым становится способен осуществить свое предназначение. Он накапливает в своем сердце тончайшие переживания и применяет их во время действия. Накопление и действие — это также пример сжатия и растяжения.

Ценность применяется через успокоение тела, так восхваляется качество силы. Таким образом, используешь Ценность в действии, в отдыхе успокаиваешь тело, и тем самым восхваляется качество силы твоего предприятия. Соответствие закону делает правильными дела и успокаивает тело, поэтому и говорится: «Если проходишь через это, то будет уход, а если не достигаешь этого, то можешь и познать». Исчерпывая, то есть используя Силу духа, осознаешь суть преобразований — в этом полнота качества силы. Это и есть тайна предельного выражения, полного исчерпания и постижения Духа. Это есть Путь питания познания, это есть полнота выражения качества силы, и к этому ничего не добавить.

31 Д4 Сводные толкования

Чэн И говорит:

«Постоянство Неба и Земли состоит в том, что они достигают внутренней сути 10 000 сущностей, не обладая сердцем. Постоянство мудрого человека состоит в том, что он чуток и послушен чувствам 10 000 дел, но не обладает собственным состоянием чувств, поэтому учение благородного человека состоит в пустотной раскрытости и великой справедливости Сущность приходит, и он послушно откликается ей, об этом говорится: „Верность — к счастью. Сожаления исчезают Тревожно-тревожно в уходе и приходе. Друзья подчиняются твоим мыслям”».

Ян Ши говорит:

«Девятка четвертая находится ниже мышц спины и выше бедер — это место расположения сердца. Специально не говорится о сердце, потому что это положение не обязательно обозначать в речи».

Изречения по родам Чжу Си

В знаке СООЩУЩЕНИЕ в толковании к Девятке четвертой говорится: «Опустошаешь сердце, верный единству. Пребываешь в целостности, как будто во внимательной настороженности». Внимательная настороженность и есть Верность сердца.

Слова о «приходе и уходе», конечно же, говорят о переживании и созвучии с кем-то вовне, а слова «настороженность и тревога» указывают на одно сердце, которое стремится к сопереживанию, желая, чтобы другое сердце пришло в созвучие с ним. Если сопереживание строится правильно, то получишь Ценность. Если понимаешь этот Путь, то стремишься правильно рассчитать свою наработку.

Еще говорится: «Тревожно-тревожно в уходе и приходе. Друзья подчиняются твоим мыслям». Мудрый человек постоянно учит людей мыслить, но в этом нельзя быть настороженным и тревожным, ибо это как раз и указывает на корысть. В СООЩУЩЕНИИ ты естественным образом проживаешь закон Пути — зачем же тогда заботиться еще о чем-то другом? Следует в спокойствии ума познавать закон созвучия, и этого достаточно.

Слова о «приходе и уходе» говорят о постоянстве движения, о круговороте движения солнца и луны. Это есть естественный уход и приход. А слова о настороженной тревожности как раз и говорят о добавлении корыстных намерений, и это нехороший уход и приход. Настороженная тревожность добавляет давления в сердце, когда не можешь естественно следовать природным вещам: когда происходит уход, ты уже опять хочешь прихода, а когда наступает приход, ты уже снова хочешь ухода. Это есть неправильная занятость, тревожность.

Приход и уход в настороженной тревожности подобны инею, сковывающему переживания сердца корыстными мыслями. Сердце в отсутствии корысти подобно правителю, который сопереживает людям в чистоте естественной непредвзятости, поэтому может быть созвучен всем подданным. Когда нет корыстных привязанностей, внимание распространяется равномерно повсюду вокруг.

Ху Бинвэнь говорит:

«В безмятежности сердце не приходит в движение. Сердце начинает действовать, когда возникает переживание, которому следуешь. Выражение „тревожно-тревожно в приходе и уходе” означает, что ты уже совершил ошибку, потеряв тело безмятежной неподвижности. Как же ты можешь прочувствовать, а после этого постичь основы и причины Поднебесной? Выражение „Верность — к счастью. Сожаления исчезают” указывает на переживание без сердца. Откуда возьмутся мысли, откуда возьмутся предпочтения? А вот „Тревожно-тревожно в приходе и уходе” — это слова о корыстной заинтересованности».

Линь Сиюань говорит:

«Настороженность и тревога в приходе и уходе Девятки четвертой зависят от ее Верности, что означает отсутствие сердца в переживании. Исчерпание Пути СООЩУЩЕНИЯ основывается на том, есть или нет созвучие с другими людьми, но это не может рассчитываться заранее. Это и есть правильное и прочное отношение. Когда же есть настороженность и тревога в приходе и уходе, это означает, что мысли о приходе и уходе располагаются не в сердце, а выше — в голове. Это указывает на личную привязанность, которую не можешь отпустить, поэтому говорится: „Откуда мысли, откуда предпочтения?” Речь идет о неспособности понять сердцем.

Еще говорится: „Верность — это переживание самоотдачи, в которой не обязательно наличие созвучия с людьми” Ведь если ты не обусловлен созвучием с людьми, тогда ты бескорыстно и без частных предпочтений сопереживаешь. Получается, что и в созвучии есть переживание, и в отсутствии созвучия тоже есть переживание. Следовательно, нет ни одного человека, с которым нет сопереживания, и нет ни одного человека, с которым нет созвучия, поэтому будет счастье и сожаления исчезнут Если же есть настороженность-тревога в приходе и уходе, то это переживание самоотдачи, для которого необходимо созвучие с другим человеком.

Только когда есть созвучие с другим человеком, тогда возникает сопереживание в личной корысти. Сопереживание с другим человеком как раз и говорит о том, что „друзья подчиняются твоим мыслям” Друзья — это те, кого касаются твои мысли. И того, чего касаешься своими мыслями, сможешь достичь. Таким образом, друзья — это то же самое, что и соратники».

31 Девятка четвертая. Малый образ

Верность — к счастью. Сожаления исчезают, нет чувства вреда. Страхи и тревоги — в уходе и приходе. Нет еще величия света.

31 Д4.МО Исходный смысл

Выражение «чувство вреда» указывает на то, что ощущаешь, исходя из неправильности, поэтому есть вред. Здесь же нет этого ощущения.

Верность приводит к счастью, и сожаления исчезают, потому что нет еще вреда, который возникает из-за корыстных чувств. Если привязан к созвучию с чем-то корыстным, тогда нанесешь вред СООЩУЩЕНИЮ. Выражение «страхи и тревоги — в уходе и приходе» указывает на возможность корысти во взаимном чувстве, которая неизбежно приведет к тому, что чувства станут узкими, хитрыми, поэтому и говорится, что нет еще величия света.

31 Д4 МО

Сводные толкования

Лу Сюаньлан говорит:

«Девятка четвертая знака СООЩУЩЕНИЕ — это единственный уровень, который мудрые люди ставят в соответствие с положением сердца. Этот уровень является предельным выражением сообщения, сочувствия, и о нем говорится: „Верность — к счастью. Сожаления исчезают“ Но „Образ“ указывает на то, что нет еще чувства вреда, который происходит из-за корыстных чувств. Изначально сердце человека является чистым, но различные обстоятельства приводят к отклонениям, вызванным корыстными побуждениями. Если таковые появляются, то СООЩУЩЕНИЕ становится неправильным. Об этом и говорится: „Тревожно-тревожно в приходе и уходе, друзья подчиняются твоим мыслям“ „Образ“ считает, что в этом нет еще величия света.

Выражение „страхи и тревоги — в приходе и уходе“ описывает корыстное сердце (сознание), чувства которого неизбежно являются узкими Если следуешь таким чувствам, то вынужден ограничиваться общением со своими друзьями, и только, а друзья — это и есть образ частных, корыстных помыслов. Мудрый человек, очищая сердце, удаляет из него лишнее, а выражение „страхи и тревоги — в приходе и уходе“ — это корысть. Разве может она сохранить правду природной, исходной целостности? В этом состоянии нет света, нет Ясности, поэтому отступаешь в укрытие, где учишься быть в общности с народом, не впадая в однобокость суждений»

31 Девятка пятая

СООЩУЩЕНИЕ в мышцах спины. Отсутствие сожаления.

31 Д5 Исходный смысл

Мышцы спины — это плоть спины. Они находятся над сердцем и прикрывают спину. Они не способны соощущать, переживать вещи, в них нет корыстных привязанностей. Девятка пятая соответствует этому образу. Кроме того, гадающему дается предостережение, чтобы он был способен вести себя таким образом и переживать, и тогда будет отсутствие сожалений.

31 Д5 Толкование Чэн И

Девятка находится на положении власти, следовательно, должна быть предельно искренней в переживании Поднебесной. Она находится в правильном созвучии с Двойкой и в близости с Верхней Шестеркой. Если она привязывается к Двойке, тогда она отклоняется в сторону корыстных движений и мелкой узости переживания. Это не есть Путь государя человеческого. Разве может она сопереживать Поднебесной? Выражение «мышцы спины» указывает на нечто, что находится напротив сердца. Речь идет о том, что если способен отвернуться, повернуться спиной к своему корыстному сердцу, тогда обретешь правильность и правду государева переживания Поднебесной, в котором отсутствуют сожаления.

31 Д5 Сводные толкования

Кун Инда говорит:

«Ма Жун говорит о том, что мышцы спины означают движение против, поворот. Чжэн Канчэн говорит, что мышцы спины — это плоть на позвоночнике. Ван Су указывает, что мышцы спины образуют спину и примыкают к позвоночнику. Эти теории разные, но все они говорят, что мышцы спины находятся над сердцем».

31 Девятка пятая. Малый образ

СООЩУЩЕНИЕ в мышцах спины. Окончание воли.

31 Д5.МО Исходный смысл

Выражение «окончание воли» указывает на неспособность чувствовать вещи

31 Д5.МО Толкование Чэн И

Упоминание о спине означает, что поворачиваешься спиной к своему сердцу и находишься в СООЩУЩЕНИИ с мышцами спины. Следовательно, не погружаешься в сердце, а останавливаешься на поверхности. При этом должен следовать СООЩУЩЕНИЮ с Двойкой, а радуешься Верхней Шестерке, в этом и есть корыстные предпочтения.

31 Д5.МО Сводные толкования

Ли Динцзо говорит:

«Пятерка стремится сблизиться с Верхней Шестеркой, поэтому появляется „СООЩУЩЕНИЕ в мышцах спины“ Выражение„окончание воли“ означает, что воля Пятерки всеми своим чувствами устремлена к Верхнему уровню».

Чжу Чжэнь говорит:

«В знаке Начальный уровень является корнем, а Верхний является верхушкой».

Ван Чжунчуань говорит:

«Волеустремления и помыслы Пятерки направлены на верхушку знака. А выражение „СООЩУЩЕНИЕ в мышцах спины“ как раз и указывает, что отворачиваешься от своего сердца и уходишь от него».

Хэ Кай говорит:

«Образ указывает на то, что Пятерка находится во взаимном чувстве с Верхним уровнем. В „Привязанных словах“ говорится: „Его начало трудно увидеть, а его окончание увидеть легко: это корень и верхушка“ В знаке БОЛЬШОЕ ПРЕОБЛАДАНИЕ, 28, в „Объяснении устройства знака“ есть такие слова: „Корень и верхушка слабы“, слово „верхушка“ очевидно указывает на Верхнюю Шестерку».

31 Верхняя шестерка

СООЩУЩЕНИЕ в своих челюстях, щеках и языке.

31 ВШ Исходный смысл

Челюсти, щеки и язык — это то, с помощью чего выражаются речи. Они находятся в верхней части тела. Верхняя Шестерка — это инь, который располагается в конце Радости и на пределе СООЩУЩЕНИЯ. Поэтому проявляешь переживание в речах, но отсутствует настоящее наполнение. Кроме того, к образным рядам знака Водоем относятся рот и язык, поэтому появляется такой образ. Можно предположить, что будут несчастья и неприятности.

31 ВШ Толкование Чэн И

Верхний мягкий уровень в теле Радости является хозяином знака Водоем и, кроме того, находится на пределе СООЩУЩЕНИЯ. Это говорит о том, что стремишься к пределу переживания вещей, но не способен в предельной искренности переживать вещам, а просто выражаешь это в облике и речи. Постоянное положение маленького человека и женщины как раз таково. Разве способны они привести в движение настоящего благородного человека? Не говорится: «рот», а перечисляется: «челюсти, щеки и язык», потому что челюсти, щеки и язык используют как образное название речи

31 ВШ Сводные толкования

Ван Чжунчуань говорит:

«Верхняя Шестерка находится в самом конце обстоятельств знака СООЩУЩЕНИЕ. На это же указывают слова о щеках и языке. Язык — это Путь выражения Радостности, поскольку Пятерка может приблизить к себе Шестерку, что вызовет в ней Радость. Мышцы спины — это плоть на спине, которая находится напротив сердца, поэтому на уровне Пятерки дается предостережение против родственности и личных предпочтений».

Ван Би говорит:

«Челюсти, щеки и язык — это орудия речи. Слова „СООЩУЩЕНИЕ в своих челюстях, щеках и языке” указывают на выражение через рот. Когда твои проявления ограничиваются только ртом, речью, то это очень мелкие проявления».

Го Чжунсяо говорит:

«Для знаков СООЩУЩЕНИЕ и НЕПОДВИЖНОСТЬ, 52, Верхний уровень обладает особым значением как хозяин верхнего знака. Разве здесь Шестерка Верхняя не есть предел СООЩУЩЕНИЯ в Радости? Это очевидно».

31 Верхняя шестерка. Малый образ

СООЩУЩЕНИЕ в щеках, челюстях и языке, таким образом, восхваляется применение рта для выражения себя языком.

31 ВШ. МО Исходный смысл

Слово «восхваление» указывает на Шестерку Верхнюю и на то, что речи в СООЩУЩЕНИИ должны быть возвышенными.

31 ВШ. МО Толкование Чэн И

Только предельная искренность способна трогать чувства людей Таким образом, мягкое выражение Радости знака Водоем выходит при помощи рта и языка в речах и словах. Если это не так, то разве можно тронуть сердца людей?

31 ВШ. МО Сводные толкования

Ван Би говорит:

«Путь СООЩУЩЕНИЯ пройден до конца, поэтому и говорится только о рте и речи, этого достаточно».

31 Общие выводы

Чжэн Жусе говорит:

«В знаке говорится о законах сопереживания и созвучия. Все 6 уровней в скрытом виде выражают счастье. Почему в скрытом? Дело в том, что знак говорит о целостности, но уровни проявляют себя в раздробленности. Небо и Земля переживают чувства, и 10 000 сущностей, преобразуясь, рождаются. Мудрый человек переживает чувства в человеческом сердце, и в Поднебесной устанавливаются лад и мир. Это есть целостность СООЩУЩЕНИЯ. На 6 уровнях переживание происходит по-разному, и это есть отклонение в СООЩУЩЕНИИ. С Начального уровня и до Верхнего берутся образы человеческого тела, и все они ограничены человеком. Разве может быть нечто, что не переживается тем или иным способом?»

И Фу говорит:

«СООЩУЩЕНИЕ — это переживание, в нем сердце является главным, оно находится в центре тела, что говорит о целостности переживания. На Начальном уровне говорится: „СООЩУЩЕНИЕ в больших пальцах ног”, на втором: „СООЩУЩЕНИЕ в икрах“, на третьем: „СООЩУЩЕНИЕ в бедрах“, на уровне Пятерки говорится: „СООЩУЩЕНИЕ в мышцах спины“, на Верхнем уровне: „СООЩУЩЕНИЕ в своих челюстях, щеках и языке“, все они переживают какой-то частью тела. И только на четвертом уровне не говорится о сердце, поскольку его роль в переживании очевидна, СООЩУЩЕНИЕ происходит из сердца. Кроме того, на уровне Девятки четвертой нет слова „СООЩУЩЕНИЕ“, а говорится только о самом Пути переживания».

Цю Фуго говорит:

«В СООЩУЩЕНИИ верхний знак является образом верхней части тела, а нижний знак является образом нижней части тела. Начальная черта находится в самом низу нижней части тела — это большие пальцы ног. Двойка находится в средине нижней части тела — это икры. Тройка находится в верхней части тела — это бедра. Такова последовательность образов нижнего знака. Четверка находится внизу верхней части тела — это сердце, Пятерка находится в середине верхней части тела — это мышцы спины, и Верхняя черта находится на самом верху и указывает на рот. Такова последовательность 3 уровней верхнего знака».

Гун Хуань говорит:

«В знаке СООЩУЩЕНИЕ тело человека берется за основу образного ряда. Это похоже на знак НЕПОДВИЖНОСТЬ, 52. Однако СООЩУЩЕНИЕ — это переживание, а НЕПОДВИЖНОСТЬ — это сдержанность. Переживание — это движение, а неподвижность — это покой, поэтому во всех уровнях знака СООЩУЩЕНИЕ, в отличие от знака НЕПОДВИЖНОСТЬ, больше счастья и меньше несчастья».

31 Примеры гаданий

Прогноз об ответственности по одной черте

ГАДАТЕЛЬ. Неизвестный тайваньский гадатель, XX век.

ВОПРОС. Некий оптовый торговец приехал на север провинции Гуаньдун, чтобы получить оплату по долгосрочному векселю на 80 000 юаней. Однако банк отказал в выплате, поэтому торговец срочно написал партнеру, выдавшему этот вексель, письмо с требованием в кратчайшие сроки либо погасить этот вексель, либо выдать другой, соответствующий условиям банка. Но от партнера не было никакого ответа: ни слуху ни духу. Торговец обратился к гадателю с просьбой прояснить ситуацию.

В результате гадания получился знак СООЩУЩЕНИЕ, составленный образами Водоема и Горы, со вторым переменным уровнем, переходящий в знак БОЛЬШОЕ ПРЕОБЛАДАНИЕ, 28, составленный образами Водоема и Ветра.

Переменный уровень

Шестерка вторая

СООЩУЩЕНИЕ в своих икрах. Несчастье. Пребывание на месте — к счастью.

СУЖДЕНИЕ. Гадатель вынес следующее суждение: вне зависимости от того, каким образом ты себя поведешь, противная сторона не сможет удовлетворить претензии по этому счету в кратчайшие сроки. Так как, с точки зрения противной стороны, знак СООЩУЩЕНИЕ, перевернувшись, превращается в знак ПОСТОЯНСТВО, 32, составленный образами Грома и Ветра, что говорит о невозможности быстрого разрешения конфликта. Если же поменять внешний и внутренний знаки местами, то получится знак УБАВЛЕНИЕ, 41, что говорит о поведении противной стороны: рот ее не направлен в твою сторону.

Кроме того, в знаке СООЩУЩЕНИЕ внутреннюю позицию занимает знак Гора, Остановка, и это означает, что задающему вопрос человеку не стоит никуда двигаться. Переменный знак БОЛЬШОЕ ПРЕОБЛАДАНИЕ, составленный образами Водоема и Ветра, говорит о том, что необходимо применить чрезвычайные средства, только в этом случае можно получить хороший результат.

Что касается уровня Шестерки второй в знаке СООЩУЩЕНИЕ, составленном образами Водоема и Горы, то говорится, что «пребывание на месте — к счастью». Что это означает? Не значит ли это, что не нужно ехать и требовать возмещения и со временем все образуется само собой? Конечно же, нет. Напротив, ехать не стоит, но нужно предпринимать другие действия, тогда можно добиться счастливого исхода.

Поэтому совет гадателя состоял в следующем: нужно срочно поручить адвокату заняться блокированием счета, что повлияет на должника и ускорит процесс оплаты векселя.

СПОСОБ ТОЛКОВАНИЯ. Толкование внутреннего и внешнего знаков, перевернутого знака, обратного знака и преобразованного знака, а также слов к переменному уровню знака.

РАЗБОР. Знак СООЩУЩЕНИЕ, переворачиваясь, превращается в знак ПОСТОЯНСТВО, что говорит о желании противоположной стороны затянуть процесс.

Кроме того, внешний знак Водоем в знаке УБАВЛЕНИЕ уходит на внутреннюю позицию. Это значит, что противоположная сторона отворачивает рот от тебя, то есть не отвечает на твои требования.

Что же можно предпринять в этой ситуации? На этот вопрос как раз и отвечает переменный знак БОЛЬШОЕ ПРЕОБЛАДАНИЕ, составленный образами Водоема и Ветра. Он дает указания, что нужно применить чрезмерные, необычные средства: например, поручить юристу осуществить действия по блокированию счета.

СБЫВАЕМОСТЬ. Действительно, противоположная сторона тут же обналичила вексель и выплатила все деньги по требованию.

Гадание на исполнение желания

ГАДАТЕЛЬ. Неизвестный китайский гадатель, XIX век.

ВОПРОС. Как-то к гадателю пришел человек и попросил его построить знак, чтобы определить, сбудутся ли его желания.

Был получен знак СООЩУЩЕНИЕ, составленный образами Водоема и Горы, с переменным шестым уровнем, превращающийся в знак УХОД, 33, составленный образами Неба и Горы.

СУЖДЕНИЕ. Гадатель заключил, что желания человека не могут осуществиться, лучше всего в сложившихся обстоятельствах отступить. Услышав такие речи, этот человек, уже сильно пожилой, тут же изменился в лице, помрачнел, но ничего не сказал, так и сидел, печальный, молча, как бы что-то очень внимательно рассматривая у себя в уме, думая о чем-то важном для себя.

Случилось так, что рядом шел другой мастер прогнозов. Посмотрев на полученный знак, он предположил, что дело касается женитьбы сына этого человека. Старик ответил, что это действительно так. Второй гадатель вынес суждение, что это желание несомненно сбудется, лучшее время для этого — после первого месяца следующего года, то есть на полгода позже.

СПОСОБ ТОЛКОВАНИЯ. Традиционное толкование образов знака.

РАЗБОР. Первый гадатель опирался на то, что знак Водоем превращается в знак Небо, и следовательно, получается знак УХОД, это похоже на то, как в водоеме перекрывают выход или у человека закрывается, заклеивается рот. Это значит, что невозможно получить отклик на свои выраженные желания.

Второй гадатель предположил, что речь идет о браке, так как знак СООЩУЩЕНИЕ указывает на отношения между мужчиной и женщиной. В вопросах брака этот знак является счастливым. Дата определяется по положению переменного уровня, шестой уровень соответствует 6 месяцам.

СБЫВАЕМОСТЬ. Случилось так, как сказал второй гадатель: через полгода сын этого старика женился.

31 Примечания

1 Женщина, поскольку в знаке Водоем 1 иньская черта, определяющая «пол» знака (примеч. ред.).

2 Сам иероглиф СООЩУЩЕНИЕ, название знака, записывается так же, как слово «чувство», но без частицы «сердце» (примеч. пер.).

3 Пустота, как и неподвижность, является качеством, присущим Силе дыхания инь (примеч. пер.).

Оглавление

Из серии: Искусство управления миром. Авторская серия Б. Виногродского

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство управления переменами. Том 2. Знаки Книги Перемен 31–64 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я