Жизнь на 100%

Брайан Солис, 2019

Цифровая эпоха перенасыщает нас информацией. С одной стороны, мы расширяем границы своего мира, с другой – разучились концентрироваться, а неудовлетворенность и упадок сил, неврозы и вечный недосып стали нашими постоянными спутниками. Мы можем сформулировать, что такое «успех» и «счастье», но никак не можем их достичь: нас слишком многое отвлекает. Эта книга познакомит вас с методикой избавления от распространенных отвлечений, связанных с цифровым миром: нескончаемого потока обновлений, лайков, прилипчивых приложений и вечного скроллинга, поможет пробудить вдохновение и желание творить.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь на 100% предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Пробуждение

«Пробудите осознанность и поделитесь своей уникальностью с миром».

Амит Рэй

Мы не были готовы к цифровому отвлечению. Весь накопленный человечеством опыт обучения, воспитания, управления и усвоения этических норм и правил не смог подготовить нас к тому, что мы наблюдаем в современном обществе: шквалу информации, распылению внимания, распространению меркантильности, эгоизма и эгоцентризма.

Мы не собирались становиться зависимыми. Как и в случае с сигаретами, мы не понимали, что цифровое пространство создано так, чтобы вызывать привыкание, и мы не знали, как оно повлияет на здоровье всего нашего организма — на тело, эмоции и душу.

Путь отвлечения: как мы на него вступили?

Я уверен, что вы порой ловите себя на «вечном скролле»: бездумно прокручиваете ленту, просматривая информацию и реагируя на нее не потому, что хотите, а потому, что не можете остановиться. Этому есть причина.

Как горячий поклонник гиков, который с энтузиазмом встречал Web 2.0, социальные медиа и мобильные приложения, я был безнадежным оптимистом. Я консультировал организации, правительства, учреждения и отдельных людей, как лучше всего использовать технологии для общего блага. Но вскоре, однако, в эту сферу пришли конъюнктурщики, спамеры, мошенники и просто негодяи, которые нашли хитроумные способы прибрать к рукам наше внимание и нажиться на нем. Они эксплуатировали открытия о том, как на нас можно воздействовать, чтобы мы уделяли все больше и больше времени их специально созданным для нас «приманкам».

Марк Цукерберг, Стив Джобс, создатели Twitter Эван Уильямс и Джек Дорси, создатель Snapchat Эван Шпигель и другие лидеры в области веб-инноваций преднамеренно используют человеческие слабости для извлечения прибыли. Есть два легких способа повлиять на поведение человека: 1) манипулировать им и 2) вдохновлять его. Большинство технологических компаний выбирают манипуляцию.

Экономика внимания безумно рентабельна. И тут нет ничего удивительного: наше внимание ограничено, а это порождает дефицит и высокий спрос. Глава Netflix Рид Хастингс как-то сказал акционерам, что главный конкурент компании — это сон. «И мы побеждаем!» — гордо воскликнул он[6]. Экономика внимания уже не просто метафора; наше внимание стало товаром, и чем больше его мы уделяем какой-то площадке или девайсу, тем дороже его можно продать.

Джастин Розенштейн, один из четырех дизайнеров Facebook — авторов кнопки «Like», объяснил в интервью журналу Vice потенциал и опасность социального одобрения[7]. «В первую очередь я стремился дать возможность выразить положительное отношение самым простым способом. И думал, что все удалось, но возникли серьезные непредусмотренные побочные эффекты. В каком-то смысле все получилось чересчур хорошо».

Убеждающий дизайн — это методика влияния на поведение людей через особенности продукта или сервиса[8]. Многие из современных цифровых методик отточил и обнародовал Би Джей Фогг — бихевиорист, основатель и руководитель Стэнфордской лаборатории проектирования поведения (Stanford Behavior Design Lab). Он получил прозвище Создатель миллионеров, ведь его работа вдохновила многих студентов на создание самых затягивающих и поэтому заманчивых приложений, игр и сетей[9]. Защитники такого подхода утверждают, что с его помощью можно оказывать на людей и положительное влияние: натренировать их регулярно пить лекарства, выработать привычки, позволяющие снизить вес или освоить новые навыки. Однако, похоже, потенциальный вред перевешивает пользу. В апреле 2018 г. 50 психологов подписали обращение в Американскую психологическую ассоциацию, в котором обвинили своих коллег, сотрудничающих с технологическими компаниями, в использовании убеждающего дизайна, и попросили ассоциацию занять принципиальную этическую позицию по данному вопросу ради безопасности будущих поколений[10].

Разработчики сознательно применяют убеждающие трюки, как в казино, и методы проектирования, которые ведут к возникновению у нас зависимости от игр, сетей, приложений и девайсов. Эти неявные «техники манипуляции» призваны удерживать наше внимание — и монетизировать его[11].

Чтобы повлиять на поведение, нужны мотивация, возможности и триггеры. Например, в соцсетях мотивацией может стать потребность людей во внимании, вовлеченности и социальных связях или, наоборот, страх пропустить что-то интересное и важное, упустить выгоду (FOMO). Триггеры — это лайки, комментарии и запросы о дружбе. Как говорят ученые, они запускают выработку в мозге «гормонов счастья» — окситоцина, серотонина, дофамина и эндорфинов.

Знаете ли вы, что прибыль от игровых автоматов в США превышает доходы от бейсбола, кинопроката и парков развлечений, вместе взятых? По словам профессора Нью-Йоркского университета Наташи Доу Шулл, автора книги «Спроектированная зависимость» (Addiction by Design), игровые автоматы разработаны, чтобы вызывать привыкание. В ходе исследования она обнаружила, что «нездоровая привязанность» к игровым автоматам формируется в три-четыре раза быстрее, чем к другим видам азартных игр[12].

Игровые автоматы формируют такую сильную зависимость, потому что привлекают нас с помощью еще одного психологического механизма — нерегулярного вариативного подкрепления[13].

Нажимая на рычаг, вы надеетесь на приз или поощрение. Это нерегулярное действие, связанное с вариативным подкреплением. Вариативность заключается в том, что вы можете выиграть или (что бывает чаще) не выиграть. Цель разработчика — сделать так, чтобы вы не отходили от автомата, надеясь выиграть.

Бывший сотрудник руководящего звена Google, отвечавший за «этику дизайна» и «философию продукта», Тристан Харрис объясняет: «Вы нажимаете на рычаг и сразу получаете или заманчивое подкрепление (совпадение картинок, приз!), или ничего. Зависимость достигает пика, когда частота подкреплений наиболее непредсказуема»[14]. Создатели программного обеспечения внедряют этот фокус во все свои продукты.

Открывая любимое приложение, проверяя электронную почту и безостановочно перелистывая страницы в браузере, вы подсознательно пытаетесь что-то «выиграть». Но спросите себя — что именно?

Еще более очевидна эта манипуляция в видеоиграх, где ее используют вместе с другими тактиками формирования зависимости. Вам предлагают различные награды за преодоление очередной серии препятствий, но настоящим призом, вызывающим зависимость, становится самоутверждение. Ричард Фрид, детский и подростковый психолог, автор книги «Ребенок в сетях: как вернуть детство в цифровую эпоху» (Wired Child: Reclaiming Childhood in a Digital Age)[15], обнаружил, что видеоигры вызывают у мальчиков такую зависимость из-за присущего им в большей степени стремления достигать результата. Как объясняет Фрид, накопление игровой валюты и продвижение в рейтинге нужны, «чтобы создать ощущение, что вы чего-то добились». Но ирония состоит в том, что это ведет к возникновению «дурных [игровых] привычек и статистически достоверному ухудшению успеваемости»[16].

Еще одна психологическая манипуляция — эксплуатация норм социальной взаимности. Если вам делают комплимент, вы чувствуете, что должны ответить тем же. Если в какой-то момент вы просите об услуге, то потом окажете ответную любезность. Если вам говорят «спасибо», вы чувствуете, что обязаны ответить «пожалуйста». В цифровой жизни все точно так же. Если вы отправляете электронное письмо, получатель проявит невежливость, не ответив сразу же. Если вы подписываетесь на кого-то в сети и не получаете аналогичной реакции, это неуважение (и даже оскорбление).

Вот почему в соцсетях, например, вам приходит уведомление, если кто-то отметил вас в публикации, или вам дают понять, что ваше сообщение «прочитано». Отправив сообщение, вы можете видеть анимированные точки: вам пишут ответ. А некоторые приложения показывают, как давно вы общались с тем или иным человеком. На вас исподволь оказывают давление, вы чувствуете, что от вас ждут действий, вас вынуждают сохранять вовлеченность, отвечать, давать отзывы, взаимодействовать.

Ожидание какого-то события часто сопровождается гораздо более сильными (и разрушительными) эмоциями, чем само событие. Все хитрости, направленные на поддержание вовлеченности, приводят, однако, к более частому использованию соцсетей, а не к получению удовольствия. Ваше внимание выставлено на продажу. Вероятно, именно поэтому Билл Гейтс и Стив Джобс не позволяли своим детям пользоваться девайсами[17].

Технологические компании участвуют в своего рода психологической войне, соперничая за наше внимание всеми возможными способами, какие только могут придумать, и играя на слабостях нашего мозга. Конкуренция постоянно усиливается и становится все более опасной. Главный операционный директор стартапа Dopamine Tech Рэмзи Браун признал, что его компания задействует искусственный интеллект и нейронауку, чтобы наша зависимость от телефона стала еще больше[18].

«Мы используем искусственный интеллект и нейронауку, чтобы увеличить использование… делаем приложения более убедительными… это не случайность. Это сознательное проектное решение. Мы проектируем мозг. Крупнейшие технологические компании всегда стремятся выяснить, как выдоить людей».

В 2017 и 2018 гг. манипулятивные секреты технологий неожиданно всплыли на поверхность, а их влияние оказалось в центре пристального внимания всего мира: события глобального масштаба обнажили темную сторону цифровых медиа.

«Бывший руководитель Facebook заявил о том, что соцсети уничтожают общество: в них “нет дискуссий с целью добиться взаимопонимания, нет сотрудничества; только дезинформация и недоверие”»[19].

«Сооснователь Facebook Шон Паркер выразил беспокойство за будущее молодого поколения: “Один Бог знает, что будет с мозгом наших детей” — и сам “отказался по идейным соображениям” от соцсетей»[20].

«Глава Apple предупредил об опасностях соцсетей»[21].

На конференции в Нью-Йорке, посвященной важности этичной разработки цифровых технологий, Тристан Харрис признал тот факт, что разработчики компании контролировали умы двух миллиардов пользователей. «Мы обладаем мощью богов, но лишены их благоразумия и сострадательности, — сказал он. — Это безудержная гонка до стволовой части мозга… чтобы завладеть вниманием людей любой ценой»[22].

А цена высока

Специалисты рекомендуют посвящать работе над важной или сложной задачей от 25 минут до двух часов и только потом делать перерыв. Если вы отвлечетесь раньше, чем истекут 25 минут, потом вам будет гораздо труднее сконцентрироваться и заставить мозг работать в полную силу. Обычно, чтобы вернуться к работе после отвлечения, мозгу требуется 23 минуты 15 секунд[23].

Я целый год исследовал воздействие подрывных потребительских технологий на самочувствие и способность к личностному росту. Международный бренд люксовой косметики нанял меня, намереваясь глубоко изучить взаимодействие потребителя с технологиями и понять, как оно отражается на самооценке и на восприятии красоты и счастья. Неужели цифровая культура, побуждающая подростков постоянно делать селфи, уничтожает их уверенность в себе и заставляет маниакально стремиться к недостижимым стандартам красоты? После опроса респонденток, которым было от 13 лет до 61 года, моя жизнь навсегда изменилась.

Результаты меня глубоко встревожили, а вернее, ужаснули. Эти данные конфиденциальны, и я могу только сказать, что в любом возрасте женщины сравнивают себя с недостижимым стандартом красоты, а справиться с этим губительным влиянием им не помогают (или почти не помогают) ни образовательные учреждения, ни родители, ни психологи, ни медики.

А еще с соцсетями связывают рост самоубийств среди подростков. Так, в рамках одного из исследований было обнаружено, что риск развития депрессии у часто пользующихся соцсетями выпускников средней школы возрастает на 27 %, а депрессия — это главный индикатор суицидальных наклонностей. Сейчас число самоубийств подростков в США превышает количество убийств, и предполагаемые виновники этого — смартфоны и соцсети[24].

Некоторые из обнаруженных пагубных воздействий соцсетей касаются нашего постоянного перескакивания с приложения на приложение (исследователи называют это быстрым переключением между задачами). В действительности мы скорее практикуем не многозадачность, а переключение с задачи на задачу. По сути, мы пытаемся продвигаться вперед, одновременно переключая внимание с одного девайса и приложения на другое.

В своей шокирующей лекции на TED Мануш Зомороди, журналист и автор книги «Разреши себе скучать»[25], рассказала о разговоре с нейробиологом Дэниелом Левитином; он объяснил, что происходит с мозгом во время наших «метаний» от одной задачи к другой.

«Каждый раз, когда вы переводите внимание с одного объекта на другой, мозг вынужден осуществлять нейрохимическое переключение, а для этого ему нужны питательные вещества. Если вы пытаетесь практиковать многозадачность… делая четыре-пять дел одновременно, вы на самом деле не делаете их одновременно — мозг так не работает. Вы быстро переключаетесь с задачи на задачу, истощая ресурсы мозга. А эти ресурсы ограничены»[26]

Мы думаем, что многозадачность — это норма. Ведь мы же каждый день набираем на ходу SMS, сидя за рулем, общаемся в Snapchat или заходим в Instagram, пишем электронные письма и просматриваем сайты на совещаниях, проверяем телефон во время чтения и учебы. Но разве вся эта многозадачность помогает нам работать эффективнее? Наука говорит — нет. Мы можем верить, что способны перескакивать с задачи на задачу, но нашему мозгу это дорого обходится. Доктор философии Гай Винч, автор книги «Первая психологическая помощь»[27], предупреждает: «Такие ресурсы, как внимание и продуктивность, у нашего мозга ограничены»[28]. Одновременно решая большое количество задач, мы не уделяем каждой из них достаточно внимания, чтобы как следует с ней справиться.

Вот разрушительные последствия многозадачности.

Впустую тратятся время, внимание и силы[29]. Пусть даже вы умудряетесь добиваться какого-то результата, производительность, вовлеченность и качество обычно страдают. Как показал в своем исследовании Клиффорд Насс из Стэнфордского университета, люди, выполняющие несколько задач одновременно, не уделяют им столько же времени, не так хорошо в них вникают и их решают, как те, кто концентрируется только на одном деле.

Снижается качество результата. Думаете, вы отлично справляетесь с многозадачностью? Браво! Ученые доказали: занимаясь двумя и более проектами одновременно, вы тратите больше времени, чем занимаясь ими по очереди. В режиме многозадачности вы теряете 40 % продуктивности. Если не стремиться к качеству, можно работать над множеством задач и быстро, но в действительности вы сделаете меньше и, как правило, результат будет хуже. Вы будете работать на поверхностном уровне. С каждым переключением на новую задачу вам будет требоваться все больше времени на то, чтобы вернуться к предыдущим и включиться в их решение с полной отдачей. Одни из последних сил с этим борются (как я), другие довольствуются посредственным результатом.

Повышается вероятность ошибок. В вашей работе появляются случайные ошибки, от опечаток до логических несоответствий: вы перегружаете лобную кору мозга, а в ситуации перегрузки ухудшается способность к критическому мышлению.

Тормозятся мысли и эмоции. Один из побочных эффектов многозадачности — чтение «по диагонали». Когда читающий мозг пробегает текст, «мы не успеваем ухватить его сложность, понять чужие чувства или воспринять красоту», как говорит Мэриэнн Вулф из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе[30]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Жизнь на 100% предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

https://www.fastcompany.com/40491939/netflix-ceo-reedhastings-sleep-is-our-competition.

7

https://www.vice.com/en_us/article/vv5jkb/the-secret-wayssocial-media-is-built-for-addiction.

8

https://www.interaction-design.org/literature/topics/persuasivedesign.

9

https://www.1843magazine.com/features/the-scientists-who-make-apps-addictive.

10

https://screentimenetwork.org/apa?eType=EmailBlastContent&eId=5026ccf8–74e2–4f10-bc0e-d83dc030c894.

11

https://www.vox.com/2018/8/8/17664580/persuasive-technology-psychology.

12

https://www.nytimes.com/roomfordebate/2013/10/09/are-casinos-too-much-of-a-gamble/slot-machines-are-designed-to-addict.

13

https://yaleglobal.yale.edu/content/smartphone-addiction-slot-machine-your-pocket.

14

http://www.tristanharris.com/essays/.

15

https://www.amazon.com/Wired-Child-Reclaiming-Childhood-Digital/dp/150321169X.

16

https://www.vox.com/2018/8/8/17664580/persuasive-technology-psychology.

17

https://www.independent.co.uk/life-style/gadgets-and-tech/bill-gates-and-steve-jobs-raised-their-kids-techfree-and-it-shouldve-been-a-red-flag-a8017136.html.

18

https://techcrunch.com/2017/09/08/meet-the-tech-company-that-wants-to-make-you-even-more-addicted-to-your-phone/.

19

https://www.theverge.com/2017/12/11/16761016/former-facebook-exec-ripping-apart-society.

20

https://www.theverge.com/2017/11/9/16627724/sean-parker-facebook-childrens-brains-feedback-loop.

21

https://thenextweb.com/apple/2018/01/20/apple-ceo-becomes-latest-tech-bigwig-to-warn-of-social-medias-dangers/.

22

https://twitter.com/martyswant/status/960683198463250434.

23

https://www.weforum.org/agenda/2016/07/multitasking-is-exhausting-your-brain-say-neuroscientists.

24

http://www.businessinsider.com/teen-suicides-outnumber-homicides-smartphones-2017–8.

25

Зомороди М. Разреши себе скучать. Неожиданный источник продуктивности и новых идей. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

26

https://www.ted.com/talks/manoush_zomorodi_how_boredom_can_lead_to_your_most_brilliant_ideas.

27

Винч Г. Первая психологическая помощь. — Минск: Попурри, 2014.

28

https://www.glassdoor.com/employers/blog/science-behind-multitasking-slowly-erodes-productivity.

29

https://hbr.org/2015/06/conquering-digital-distraction.

30

https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/aug/25/skim-reading-new-normal-maryanne-wolf?CMP=share_btn_fb.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я