Белоповстанцы. Книга 1. Освобождение Приморья войсками Временного Приамурского правительства

Борис Филимонов

Труд поручика Б. Филимонова, основанный на большом документальном материале, посвящен событиям Гражданской войны, происходившим в Приморье и Амурской области. В первой книге рассказывается о начальном периоде Хабаровского похода зимой 1921/22 г., явившегося последним наступлением остатков белых армий Восточного фронта. В книге даны общие сведения о состоянии вооруженных сил белых и красных на Дальнем Востоке. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Белоповстанцы. Книга 1. Освобождение Приморья войсками Временного Приамурского правительства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II

Театр военных действий

Поверхность Амурского края и Приморья. — Пути сообщения. — Климатические особенности. — Население. — Особенности военных действий в горах. — Некоторые статистические данные. — Заключение

Театром военных действий в предстоящем столкновении белых и красных на Дальнем Востоке должна была стать южная часть Приморской области, но волею судеб все тяготы Гражданской войны пришлось испытать всему Уссурийскому краю и юго-восточной части Амурской области.

В орографическом отношении территория, на которой разыгралась гроза военная, подразделяется на два района: Уссурийский и Амурский.

Под Уссурийским краем понимается большая часть Приморской области, прилежащая к правому берегу реки Уссури, ее притокам, вдоль русского побережья озера Ханка, реки Суйфуну. Пространство, занимаемое Уссурийским краем, равно приблизительно 201 тыс. квадратных верст.

Амурский район, протягиваясь вдоль левого берега реки Амур, от левого притока его — Бурей, полосой от ста до ста пятидесяти верст ниже Хабаровска, захватывает оба берега Амура, то есть этот район занимает юго-восточную часть Амурской области и северо-западную часть Приморской.

По рельефу как Уссурийский край, так и означенный Амурский район представляют собой местность гористую. Равнинные и низменные места встречаются лишь по берегам самого Амура, около озера Ханка и по речным долинам. Амурский район в левобережной части своей покрыт разветвлениями гор Малого Хингана, служащих водоразделами рек бассейна Амура, а вся правобережная часть Уссурийского края покрыта отрогами гор Господних (Сихотэ-Алинь), главный хребет которых вступает в край с юга, из Маньчжурии, и тянется вдоль побережья Японского моря, приблизительно на расстоянии одной трети от побережья Великого океана до реки Уссури. Дикий, но удобопроходимый во многих местах, хребет гор Господних наполняет своими разветвлениями всю страну. Главная ось гор Господних имеет меньшую высоту, чем ее боковые отростки. Скаты ее к морю очень часто оканчиваются отвесными береговыми утесами. Долины между скатами не широки и не глубоки, а потому неудобны для заселения. Западные отроги менее круты и длиннее восточных. Наполняя всю северную часть страны до реки Уссури, они делают этот район гористее Южно-Уссурийского. Из отрогов гор Господних заслуживает особого внимания хребет Хихцир, заполняющий местность между реками Уссури и Кией и протягивающийся по параллели к югу от главного политического и административного центра — города Хабаровска. В южной части Приморья, в районе озера Ханка гор нет совершенно, за исключением отдельных сопок. Само озеро Ханка в частях, принадлежащих России, окружено плохопроходимыми болотами. Название Ханка происходит от китайского слова «Хан-Хай», что значит Средиземное море, но, вопреки своему громкому имени, оно представляет собой типичное мелководное озеро. Глубина его нигде не превышает 14 аршин, но во время летних ливней Ханка действительно напоминает море. В обыкновенное время по озеру можно идти на расстоянии версты, нигде не находя более 30 сантиметров воды. В период дождей озеро, заливая низины, занимает громадные размеры. Оно весьма бурливо, и малая глубина его при сильной бурливости служит большим препятствием для развития судоходства. В водах озера Ханка водится много рыбы, достигающей очень часто громадных размеров, например, калуга достигает 30 пудов при длине более двух сажен. Следует указать, что все реки края богаты красной и белой рыбой и до занятия края русскими на реке Уссури был слышен шум от плавников кишащей в таком множестве рыбы. После Уссури одна из главных рек в крае — Суйфун. По долине его расположено значительное русское население. На протяжении 60 верст Суйфун судоходен. В среднюю воду ширина его от 100 до 150 сажен. Течение быстрое. Хотя страна изобилует множеством минеральных богатств, они совершенно не разрабатываются, за исключением Сучана. В некоторых других пунктах разработка производится, но в чрезвычайно малом масштабе.

Преобладающая почва Приморья — суглинок. Вследствие плохой всасывающей способности подпочвы — глинистой или суглинистой — большие площади многих местностей заболочены. Болота встречаются даже на возвышенностях и горах. Во время дождей суглинистая почва обращается в липкую грязь, а в летние жары, высыхая и размельчаясь, образует пыль. Благодаря глинистой подпочве приходится встречать нередко в колодцах мутную воду, желтоватого или беловатого цвета. Между тем колодцы в деле водоснабжения занимают видное место, так как в малоснежные зимы много речек и ручьев промерзают до дна, что, конечно, уничтожает возможность воспользоваться ими. Однако в некоторых местностях, главным образом в Уссурийском районе, водоснабжение находится исключительно в хороших условиях, и во многих селениях, расположенных по берегам быстрых, горных рек, жители пользуются свежей, кристально чистой водой.

Огромные дремучие леса (тайга), покрывающие край, за исключением нескольких участков, насчитывают массу пород, свойственных Амуру, Северо-Восточной Азии, Камчатке, Северной Америке и теплым частям Японии и Китая. Леса чередуются с густыми подлесками. Леса страны не похожи на европейские подлесья и ничего не имеют общего с дубравами Европы, которые кажутся ничтожными по сравнению с приамурскими. Густота растительности в лесах края настолько велика, что перед чащей иногда бывает бессилен даже топор, и лишь один огонь только в состоянии разрушить сплошную живую стену сплетшихся растений. Травянистая растительность достигает 10 футов в вышину. Чащи травянистой растительности переплетаются сетью лиан дикого винограда и бывают трудно проходимы.

Пути сообщения в крае развиты слабо, а потому в этом отношении большую роль играют реки. О железнодорожной сети говорить не приходится, можно говорить только о железнодорожных линиях: восточном участке Амурской железной дороги, Уссурийской железной дороге, ветке от Никольск-Уссурийского до ст. Пограничная и ветке Сучанской. Протяжение Уссурийской желдороги от Хабаровска до Владивостока равно 716 верстам. Уссурийская железная дорога соединяется с Амурской мостом через реку Амур, но в описываемое время этот мост частично был разрушен, а потому не мог быть использован. Общее протяжение Сучанской ветки (от ст. Угольная до ст. Сучан) равно 150 верстам, причем часть ее широкой колеи, а часть узкой. На участке Владивосток — Никольск-Уссурийский линия в две колеи, на всем остальном протяжении Уссурийской и Амурской железных дорог — одна колея. Таким образом, весь театр военных действий перерезывается одной сплошной линией желдороги.

Благодаря извилистости горного рельефа, множеству горных речек и ручьев, заболачивающих свои долины в период дождей (июль и август), дороги становятся или вовсе не проходимыми или трудно проходимыми. В сущности, во всем Уссурийском крае имеется только два удовлетворительных тракта: Никольск — Анучино и Раздольное — Посьет. Тракт Никольск — Камень — Рыболов страдает от частых наводнений, а после дождей проезд на многих участках становится невозможным. Все остальные грунтовые пути края надо считать мало проездными. Грунтовые пути Амурского района по степени проходимости значительно превосходят пути Уссурийского района. Из них следует отметить: 1) тракт, идущий вдоль линии желдороги Покровка — Волочаевка — Ин и далее на запад; 2) так называемый Благовещенский тракт, идущий вдоль левого берега Амура; 3) дорогу Хабаровск — Лохасу-су и 4) Хабаровск — Вятское. В горной части Уссурийского края, где местность суше и носит несколько степной характер, дороги немного лучше, но на севере, покрытом лесами и болотами, дороги находятся в ужасном состоянии. Именно такими являются пути, идущие вдоль Уссурийской железной дороги, а между тем эти пути имеют важное стратегическое значение в предстоящих операциях. Дороги, идущие на восток от железной дороги, от ст. Евгеньевка, Иман, Дормидоновка, Хор, Верино и т. д., в дождливое время непроходимы ни на колесах, ни верхом. В описываемое время даже вышеуказанные выделенные дороги вследствие отсутствия ремонта в течение продолжительного времени находились в сильно запущенном состоянии, и нередко войска при своем продвижении должны были останавливаться перед провалившимися мостиками, промоями и с большим трудом и тратой времени налаживать объезд повреждений.

Зимой, когда лед сковывает реки и болотистые пространства, пути сообщения значительно улучшаются. Река Уссури как коммуникационная линия приобретает значительную, если не главную, роль для наступающего, который в большинстве случаев лишен возможности сразу же воспользоваться захваченным участком желдороги из-за разрушений, произведенных отступающим. Уссури берет начало в горах Господних, вытекая оттуда в виде двух рек, из которых Уля-хэ должна быть признана главной, а Даубихэ — второстепенной. Как та, так и другая — реки горные. Уссури первоначально течет по довольно открытой долине и имеет ширину в среднюю воду от 50 до 100 сажен. Приняв в себя из озера Ханка реку Сунгачь, она расширяется и становится более спокойной и часто разбивается на рукава. После принятия значительных рек: Иман, Бикин, Хор — Уссури делается многоводной и часто разделяется на многочисленные протоки. При устье своем она достигает двух верст. Все течение ее равно 850 верстам. В верхнем течении Уссури преобладают равнины с обширными лугами и болотистыми низменностями. В среднем течении, несколько выше Бикина, ее окружают горы, спускающиеся крутыми уступами к самой воде. В нижнем течении снова появляются равнины. Долина реки Имана, особенно в верхней части своей, более или менее заселена. Долины рек Алчана и Бикина годны для заселения, но не заселены. По реке Хор открытых мест не встречается — всюду сплошная тайга. Река Уссури судоходна на протяжении 700 верст. Препятствия к плаванию встречаются только на перекатах да в мелководье. В мелководные года в самых мелких местах реки глубина бывает менее двух футов, и пароходство тогда на некоторое время должно приостанавливаться.

В климатическом отношении Приморье (как Уссурийский, так и Амурский районы) относится к числу особенных местностей Сибири. В то время как годовые средние температуры Приморья соответствуют северной части европейской России, средние годовые температуры января Приморья оказываются гораздо ниже таковых крайнего севера Архангельской губернии, а средняя годовая температура июля соответствует Кавказу и Крыму. В общем зима характеризуется сильнейшими морозами, очень часто доходящими до 35–40 градусов по Реомюру. В прибрежных полосах зима несколько теплее, но «тайфуны» (ветры) дают себя знать, а потому это мало меняет суть дела.

Еще большие колебания по временам года дают осадки. Средняя величина их не представляет ничего особенного (400–600 миллиметров), но дело в том, что до 270 миллиметров падает на дождливые месяца — июль и август. В период зимних месяцев иногда осадков не бывает совсем.

Лучшим временем года считается в крае осень — ясная и умеренно теплая. Начало ее падает на первые числа сентября, и продолжается она два месяца. Снега, как указано выше, выпадают весьма неровно: иногда они покрывают землю слоем не толще 1–2 четвертей аршина, иногда от одного до полутора аршин глубины. Вследствие постоянства лютых морозов снега чрезвычайно сухи и сыпучи. Подобно песку, они переносятся с места на место даже слабым ветром. При сильном движении воздуха — снежная буря. Зимой, в противоположность влажному лету, воздух чрезвычайно сух. В районе Хабаровска зима продолжается около 172 дней, в средней части приморской полосы — 139 дней, в Камень-Рыболове — 138 дней. Последние весенние заморозки оканчиваются в апреле и даже мае. Весна, предшествуемая сильной пургой, представляющей собой соединение метели, вьюги и шторма. Пурга господствует иногда до половины апреля. Из особенностей весны должно отметить незаметное разлитие рек. Густые туманы и холодные ветры, поднимающие ужасную пыль, делают весну неприятным временем года. Разница в климате южных и северных частей края незначительна. Вследствие сильных и постоянных холодов как в зимние, так и в вешние дни реки края бывают покрыты льдом на несколько месяцев. Главная водная артерия — Уссури замерзает в начале ноября и вскрывается в начале апреля. Следует отметить, что река Хор — вследствие быстрого и бурного течения местами не замерзает.

Ко всему этому следует добавить метеорологическую особенность Приморья — периодическую смену ветров: летом теплый и влажный с юго-востока, осенью и зимой постоянный холодный и сухой северный и северо-западный. В Амурском районе зимы более тихие, нежели в Уссурийском.

По данным сельскохозяйственной переписи осени 1923 г., в сельских местностях Дальнего Востока количество населения в Приморской и Амурской губерниях равнялось 1 026 575 человек. В это число не включены инородцы, проживающие в отдаленных таежных местностях, и воинские части. Процент городского населения к населению сельских местностей равен 30,6, в городах проживает 306 040 человек, и в сельских местностях — 720 535 человек. Если к вышеозначенной цифре 1 026 575 человек прибавить 30 000 человек, оставивших Приморье осенью 1922 г. при занятии Южно-Уссурийского района красными, то полученная цифра в 1 060 000 человек даст приблизительно верное представление о населении Приморской и Амурской областей осенью 1921 г. накануне описываемого ниже так называемого Хабаровского похода. Таким образом, густота населения в означенных областях совсем незначительна. Она редко где превышает одного жителя на один квадратный километр. Населенные пункты группируются преимущественно около главнейших путей сообщения по рекам Амуру, Уссури, Бурее, Суйфуну, Даубихэ, Иману и вдоль линий железных дорог. По берегам моря, в средней и северной части края большей частью встречаются безлюдные пространства. Наиболее густо заселены Приханкайская котловина, районы Благовещенский и Суйфунский.

Главную массу населения края составляют русские (великороссы, украинцы и белоруссы), их в крае насчитывается 80,4 %, причем в Уссурийском крае преобладающее большинство — переселенцы-украинцы, а в Амурском крае — наоборот, преобладают переселенцы-великороссы. Первые русские появились в крае в 1858 г. и основали военное поселение Хабаровку, ныне город Хабаровск. До 1883 г. переселение шло в Уссурийском крае с севера на юг, после чего стало производиться с юга на север, так как из отчизны ехали морем. С 1895 г. переселение возобновилось сухопутным путем, по железной дороге через Никольск-Уссурийский. Первыми населенниками Уссурийского края были забайкальские казаки, основавшие 23 станицы, причем самым южным поселком был Марковский, лежащий на реке Сун-гачь. В 1859 г. часть первых поселенцев, прибывших в район Хабаровска, пробралась на озеро Ханка, где основали деревни Турий Рог в 1865 г., Астраханку и Никольское (теперь город Никольск-Уссурийский) в 1866 г. Число первоначальных жителей Никольского села равнялось 19 семействам — уроженцам Астраханской и Воронежской губерний. Попытка быстро заселить берега Японского моря с помощью Удельного ведомства в период 1867–1871 гг. окончилась полной неудачей. С 1883 г. началось более интенсивное переселение, стали производиться отправки казеннокоштных и своекоштных переселенцев. В 1895 г. в целях расширения Уссурийского казачьего войска прибыли донские и оренбургские переселенцы-казаки. С 1901 г. надел семьи равнялся 15 десятинам.

Иностранных подданных различных национальностей в 1923 г. насчитывалось до 55 000 человек. Большинство из них китайцы, приезжающие в Приморье для заработка обыкновенно без семейств. Кроме мирных китайцев имеется также много хунхузов — профессиональных разбойников. Хунхузы наводят панический страх на мирных китайцев, орочен, гольдов и корейцев. Во время революции они окончательно обнаглели, и русские поселки стали также дрожать перед ними. Борьба с хунхузами чрезвычайно трудна, так как по виду они ничем не отличаются от мирных китайцев, а последние, терроризированные хунхузами, боятся выдать разбойников, которые живут между ними. Китайцы составляют 10 % всего населения края. Китайцы в России имеют свое собственное самоуправление.

Тунгусские племена: маньчжуры, гольды, орочены — у русских, подобно китайцам, носят общее наименование «манзы», что в переводе на русский язык означает вольный человек. Манзы отличные проводники, географию края они знают до мелочей, и им известны такие тропы, о которых никто не подозревает. Гольды живут по Уссури и Даубихэ, внешним своим видом они очень похожи на китайцев. Их домашний образ жизни также мало чем отличается от китайского. Орочены же встречаются преимущественно по верховьям правых притоков Уссури и по всему побережью. Поселки или деревни китайцев, маньчжур, гольдов и орочен состоят из нескольких фанз, расположенных в одиночку, выстроенных на один и тот же образец. По наружным бокам фанзы находятся пристройки для загона скота, склада хлеба и всевозможных вещей.

Корейцев в крае всего 2,9 % населения. Первые переселенцы прибыли из Кореи в 1863 г. — 12 семейств. Наибольшее число эмигрантов, около 7000 человек, прибыло в 1869 г. Массовые переселения корейцев были невыгодны для России, и с 1884 г. особое соглашение ограничило переселение. Революция смела все соглашения, и корейцы бурным потоком хлынули в Посьетский район. Корейцы весьма трудолюбивы и энергичны. Живут они в фанзах, похожих на китайские. Ряд фанз, расположенных на сотню и более шагов, составляет корейскую деревню. В пространстве между фанзами находятся обработанные поля.

Вслед за корейцами в процентном отношении следуют: евреи — 1,7 %, поляки — 1,6 %, татары — 1 %, латыши — 0,5 %, немцы — 0,3 %, литовцы — 0,2 %, японцы — 0,2 %, на прочие национальности падает 1,2 %. Японцы в крае появились после водворения русских. Проживают они в городах и занимаются торговлей, промышленностью и разными промыслами. Вместе с мужчинами на заработки приезжают и женщины-японки. Культурность, аккуратность, ловкость и вкус японцев делают их элементом, стоящим на одной ступени с представителями народов белой расы. Имеются в Приморье переселенцы также и из Финляндии, прибыли они в 1869 г., но их немного.

В возрастно-половом отношении мужчины превышают женщин: за исключением города Благовещенска, где на 100 мужчин приходится 95,1 женщина, в крае на 100 мужчин приходится только 87,4 женщины.

В религиозном отношении в среде русских православные превышают старообрядцев, штундистов, молокан и различных сектантов.

На 1000 душ населения обоего пола приходится 449 самодеятельных, 351 несамодеятельный и 200 детей до 10 лет.

По социальному положению главнейшей группой являются крестьяне казаки и батраки — всего до 700 000 человек, за ними следуют русские рабочие — 24 890 человек, потом рабочие желтой расы — 20 000 человек, русские служащие — 18 700 человек, служащие желтой расы — 3600 человек, прислуга русская — 4800 человек, прислуга желтой расы — 3600 человек, хозяев в городах русских — 11 200 человек, хозяев в городах желтой расы — 6200 человек, лиц свободных профессий — до 1000 человек и т. д. Наибольшее число рабочих падает на Владивосток и Никольск-Уссурийский. Главную массу рабочих, до одной четверти, составляют рабочие местного транспорта, на втором месте стоит группа железнодорожников, на третьем — металлисты.

По грамотности население края очень близко к грамотности Малороссии — на 100 человек приходится 56,8 грамотного.

Главным занятием жителей края является земледелие, побочными — охота, рыболовство, работы на золотых приисках, каменноугольных копях и лесных промыслах. Продуктами земледелия служат: яровая пшеница, овес, рожь (ярица), гречиха, ячмень. Кроме того, в Амурской области — просо, а в Уссурийском крае — чумиза, рис, бобы, кукуруза, буда, горох, судза, табак, лен, конопля, просо и картофель. Урожайность Приморья в общем удовлетворительная, но все же главного продукта питания — хлеба — местному населению едва хватает на его годовую потребность. Скотоводство развито в крае довольно широко. Лошади, крупный рогатый скот и свиньи имеются почти в каждом хозяйстве. Разведением овец занимаются лишь в некоторых районах, преимущественно в Амурской области. В китайских и корейских хозяйствах в ограниченном количестве содержатся мулы и ослы. Лошади Приморья — смесь трех пород: томской, забайкальской и маньчжурской.

Крестьянское население Приморья несравненно состоятельнее крестьян Европейской России. Крестьяне питаются хорошо — кроме хлеба употребляют в пищу молочные продукты, яйца, чай, рыбу (главным образом кету); мясо домашних животных — не редкость, а различного рода и вида дичь: косуля, кабан, лось, фазан — занимают во многих селениях первое место. Материальный достаток все же мало повлиял на улучшение жизни переселенцев с гигиенической точки зрения, очень часто куры и утки ютятся в хатах, многие колодцы загрязнены, а на дворах усадеб навоз гниет около жилья.

В прежнее время в Уссурийском крае было только три города: Владивосток, Никольск-Уссурийский и Хабаровск. Позднее в степень городов были возведены: Иман, Камень-Рыболов, Спасск, Ольга. В низовьях Амура расположен порт и город Николаевск-на-Амуре. В Амурской области — города: Благовещенск, Свободный (Алексеевск) и Зея.

Город Хабаровск расположен при слиянии рек Уссури и Амура. Он раскинулся на трех холмах. Постройки в городе преимущественно деревянные, но все казенные здания (всего до 50) построены из кирпича. Заводско-промышленных предприятий мало. Торгово-промышленная деятельность Никольск-Уссурийского была развита хорошо, причем велась крупная торговля хлебом, скотом и продуктами сельского хозяйства. Владивосток — важный порт и торговый центр.

В Уссурийском крае имелось всего три монастыря: мужской близ села Тихменево (в верхнем течении Уссури) и два женских (один близ Никольска, другой под Владивостоком).

В торговом отношении видную роль играли китайские купцы, кои конкурировали с русскими весьма успешно еще до Великой войны. Война и революция еще более способствовали захвату китайцами торговли.

Пересеченность гористой местности, отсутствие развитой сети грунтовых дорог, обилие речек и ручьев, пересекающих важнейшие оперативные направления, заболоченность многих участков, малочисленность населенных пунктов, ограниченность продовольствия и перевозочных средств, неблагоприятные климатические условия — все это делают проведение как оборонительного, так и наступательного плана военных действий весьма сложным и не допускает ведение операций на широких фронтах. Слабая населенность края не допускает развитие в нем партизанских действий в желательном размере и планомерности. Только чрезвычайная слабость или малодеятельность власти, господствующей в крае, может явиться залогом существования партизан.

Военная борьба на Дальнем Востоке сопряжена с рядом выгод и недостатков горной местности. Пересеченность ее будет затруднять продвижение частей, управление ими, ориентировку, стеснит сферу огня, прервет связь между частями, стеснит развертывание и затруднит атаку, но вместе с тем горная местность усилит расположение небольших отрядов. Стратегическая оборона, требующая обеспечения за собой всех имеющихся проходов, ведет к раздроблению сил. В горной местности обходы из средства, подготовляющего успех, превращаются в средство, решающее его, так как подчас внезапность появления врага на фланге или в тылу и трудность контрманевра понудит защитников позиции оставить ее без боя. Таким образом, в предстоящих операциях успех будет достигаться главным образом не боем, а маневром и особенно действиями на пути сообщения.

Территорию, на которой разыгрались военные действия, а также ту, которая являлась ближним тылом борющихся сторон, можно подразделять на шесть районов, более или менее обособленных друг от друга: 1) Южно-Уссурийский, 2) Ольгинский, 3) Имано-Бикинский, 4) Хабаровский, 5) юго-восток Амурской области и 6) Средне-Амурский. Наиболее населенными из них будут Южно-Уссурийский и Средне-Амурский, пустынным, почти совсем незаселенным, будет юго-восток Амурской области. В первых двух районах части могут свободно развернуться по фронту на 120, 200 и даже 300 верст, в то же время в некоторых местах Имано-Бикинского, Хабаровского районов и юго-востока Амурской области фронт ни в коем случае не может быть более 30, 40 и 60 верст.

Южно-Уссурийский район — часть Приморской области на юг от ст. Уссури и на запад от главного кряжа гор Господних. Район можно подразделить на несколько округов: Владивостокский, Суйфунский, Приханкайский, Спасский, Гродековский, береговой (от границ Кореи до устья Суйфуна), Анучино-Даубихинский, Чугуевскую падь, район низовьев Уляхэ и верховьев Уссури и, наконец, Сучана. Первые пять округов заселены гуще остальных, селения, насчитывающие по 200, 300 и более дворов, здесь не редкость, а учесть заимки и небольшие группы фанз, равно как и многочисленные дороги и тропы, весьма трудно. Селений более или менее крупных в этих пяти районах будет не менее 340. Вторые пять округов отделены друг от друга горными цепями. Населены они значительно слабее первых пяти, и при учете населенных пунктов представляется возможным учесть большинство совсем незначительных поселений — в 10–15 дворов, а иногда и меньше. В этих округах селение в 100 дворов считается значительным. В Анучино-Дубихин-ском районе всего 54 селения, в Чугуевской пади — 15 русских селений и до 30 инородческих групп фанз. По верхней Уссури и нижней Уляхэ до 30 русских селений, на Сучане до 120 русских и инородческих селений, исключая ряд заимок и мелких групп фанз. Из Южно-Уссурийского района в Китай ведет четыре дороги: 1) по берегу Ханки у Турьего Рога, 2) вдоль линии желдороги мимо Гродекова, 3) по реке Суйфун через Полтавку и 4) на самом юге от Ново-Киевска на Хунчун. С линии желдороги ст. Шмаковка — ст. Никольск-Уссурийский в Анучино-Даубихинскую округу и на нижнее Уляхэ ведет четыре дороги. Из Владивостокской округи на Сучан можно пробраться четырьмя путями: 1) морем, 2) вдоль по берегу, 3) вдоль по линии желдороги и 4) по тропе со Шкотова через Ново-Московскую, Хмельницкую. Из Анучинского и Чугуевского районов на Сучан можно пробраться по семи тропам. При движении на север нужно иметь в виду три главнейших пути: 1) вдоль линии желдороги от Никольска через Спасск, ст. Уссури к Иману, 2) из Анучина по долине р. Даубихэ в район Успенки, откуда в Иманский район можно выйти двумя путями, 3) по Чугуевской пади в район Самарки, откуда тропой в Иманский район. Из Южно-Уссурийского района в Ольгинский ведет четыре дороги: 1) дорога из Владимиро-Александровского на Звездочку и далее на Милорадово, 2) тропа через Архиповку на Милорадово, 3) тропа через Соколовку и 4) тропа через Антоновку. Из Южно-Уссурийского района в Иманский ведут: 1) три дороги в районе железнодорожной линии, 2) из района Успенки тропа на кумирню и далее на д. Малиновка, находящуюся в Иманском районе, 3) тропа из Самарки на д. Ариадна и далее дорога на Малиновку.

Ольгинский район — южная часть восточного побережья Приморья. Населенных пунктов до 35. С севера на юг район пересекается одной дорогой, которая, как указано выше, выводит во Владимиро-Александровское. Из района на запад в Чугуевский район выводит три так же указанных выше тропы.

Имано-Бикинский район — средняя часть Уссурийского края от сопки Медвежьей на севере (близ станицы Гленовской) до ст. Уссури на юге. Во всем этом значительном районе имеется всего до 165 селений, причем в это число включены совсем даже мелкие выселки. В южной части района селения раскинуты по всему бассейну реки Имана и его притоков. К северу от ст. Губерово они вытягиваются сначала в три, а потом в две линии — по Уссуре и вдоль железной дороги, причем на северной окраине района эти линии совсем поджимаются одна к другой.

Хабаровский район захватывает оба берега Амура. Во всем районе до 130 селений, причем 1) в районе железной дороги от Амурского железнодорожного моста до сопки Медвежьей — 32 селения, 2) по Уссури от Хабаровска до той же горы — 17 поселков, 3) в округе, что восточнее линии железной дороги Хабаровск — ст. Вяземская (по среднему течению Кии, Хора, Подхоренка, Джулихи и в окрестностях озера Петропавловского) — 43 селения. Остальные 38 селений находятся на территории левого берега Амура до границы Амурской области на запад и до высоты села Вятского на северо-восток. Из них: 1) 9 селений расположились по берегу Амура, 2) 6 селений — по железной дороге, 3) 12 селений — по реке Тунгуске, 4) остальные 11 селений разбросаны в стороне от главных путей сообщения. По числу дворов поселки этого района в большинстве случаев уступают поселкам Имано-Бикинского района, а с селениями Приханкайля или Суйфунского района их сравнивать совсем не приходится. В число 130 селений включены селения, имеющие до 5 дворов, деревня в 15–20 дворов считается совсем не маленькой.

Юго-восток Амурской области представляет собой треугольник — на востоке он граничит с Приморской областью, на юго-западе течет Амур, на северо-западе — река Бурея. В этом обширном районе, по числу квадратных верст превосходящем Южно-Уссурийский район, имеется всего около 130 населенных пунктов, из коих 50 расположены по берегу

Амура и поблизости от него, 22 находятся в районе ст. Архара (в 32 верстах на восток от реки Бурей), 18 — по линии железной дороги (от ст. Ин до ст. Урил) и, наконец, до 40 — по Благовещенскому тракту и в стороне от него, будучи разбросанными по обширному району между Амуром и железнодорожной линией. Следует отметить, что в число 18 пунктов по железной дороге включены все станции и разъезды числом 15, многие из которых имеют по три железнодорожные казармы.

Средне-Амурский район по величине своей территории стоит впереди Южно-Уссурийского района, по числу населения и населенных пунктов он также занимает первое место среди всех указанных шести районов. По приблизительному подсчету в нем имеется до 500 селений, в число которых не включены многочисленные заимки и мелкие выселки. Если, говоря о юго-востоке Амурской области, можно определенно сказать, что в этом районе имеется три главных пути сообщения: железная дорога, тракт и Амур, то учесть пути сообщения в Средне-Амурском районе весьма затруднительно, но главнейшими останутся те же три: железная дорога, тракт и река Амур.

Только теперь, рассмотрев положение театра военных действий, его топографические особенности, степень заселения, пути сообщения, климатические особенности, можно перейти к изучению сил сторон, так как разобранные выше данные, оставаясь неизменными, в значительной степени обуславливают течение и характер нижеописываемых военных операций, ибо они диктуют свои условия обеим сторонам, всем от высших начальников и командиров до рядового бойца. На фоне приведенных данных работа, проделанная войсками обеих сторон, восстанет в своей великой наготе и будут более правильны выводы и умозаключения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Белоповстанцы. Книга 1. Освобождение Приморья войсками Временного Приамурского правительства предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я