Первый съезд народных депутатов СССР: до и после

Борис Мирошин

30 лет назад, в мае 1989 года, Первый съезд народных депутатов СССР, впервые избранных на альтернативной основе, вызвал небывалый энтузиазм советских граждан, надежды общества на лучшее будущее, заложил основы отечественного парламентаризма. Почему же спустя всего два с половиной года съезд и Верховный Совет СССР сошли с политической арены, а Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первый съезд народных депутатов СССР: до и после предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

II. На пути к народовластию

1.Перестройка. XIX конференция КПСС

Михаил Сергеевич Горбачев был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС 11 марта 1985 года. Его работа секретарем ЦК КПСС по сельскому хозяйству, а затем и вторым секретарем ЦК, пришлась на последние годы эпохи Брежнева и недееспособных Андропова и Черненко. Возглавив партию, он положил начало коренным переменам в жизни страны, известных как «перестройка».

«Существующая политическая система оказалась неспособной предохранить нас от нарастания застойных явлений в хозяйственной и социальной жизни в последние десятилетия и обрекла на неудачу предпринимавшиеся тогда реформы — говорил Горбачев в докладе на 19-й партийной конференции, проходившей в Москве с 28 июня по 2 июля 1988 года. — Стало характерным все большее сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства. Одновременно гипертрофировалась роль исполнительного аппарата. Число лиц, избранных в различные государственные и общественные органы, достигало трети взрослого населения страны, но при этом их основная масса была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел»22.

Проект политической реформы, который выносился на обсуждение конференции, был направлен на то, чтобы ускорить процесс широкого вовлечения трудящихся в управление делами страны. А для этого должны были быть созданы реальные условия — изменена избирательная система, реорганизована структура органов власти и управления, обновлено законодательство.

Поскольку в современных условиях ставилась задача поднять роль выборных органов, депутатов, вносилось предложение подкрепить роль Советов как представительных органов народа авторитетом партии, рекомендуя на посты председателей Советов, первых секретарей соответствующих партийных комитетов. Считалось, что возглавляя Советы, они будут самым активным образом содействовать улучшению всех сторон деятельности органов народного представительства. Если первый секретарь партийного комитета будет избран председателем Совета, то это будет поднимать авторитет Совета, усиливать контроль за деятельностью исполкома и его председателя, позволит точнее разграничить функции партийных и советских органов в условиях, когда центр тяжести управленческой деятельности перемещается в Советы23.

Фактически же это предложение было направлено на легализацию власти партийного аппарата.

Говоря о необходимости решительного обновления избирательной системы, в пример приводились последние выборы, когда в части избирательных округов они были проведены по многомандатной схеме, во многих округах выдвигалось по два и больше кандидатов.

Обобщая мнения делегатов, ЦК КПСС внес на рассмотрение конференции предложение значительно расширить представительство трудящихся в высшем эшелоне государственной власти.

Для этого существовавшее тогда территориальное представительство всего населения в Совете Союза и представительство наций и народностей в Совете Национальностей дополнить непосредственным представительством от общественных организаций, входящих в политическую систему. Таким образом, 1500 депутатов избирались бы, как и прежде, от территориальных и национальных округов, а примерно еще 750 депутатов избирались бы на съездах или на пленумах центральных органов партийных, профсоюзных, кооперативных, молодежных, женских, ветеранских, научных, творческих и других организаций.

Вместе взятые, все эти депутаты, избираемые сроком на пять лет, составили бы новый представительный верховный орган государственной власти — Съезд народных депутатов СССР. Он собирался бы на свои заседания раз в год, решая самые важные конституционные, политические и социально-экономические вопросы жизни страны.

Для обсуждения и решения всех вопросов законодательного, распорядительного и контрольного характера, направления работы подотчетных органов и нижестоящих Советов Съезд народных депутатов избирал бы из своего состава сравнительно небольшой по численности Верховный Совет СССР, состоящий из двух палат. Это был бы постоянно работающий высший орган власти, подотчетный Съезду народных депутатов. Таким образом, вся работа по законодательству и контролю будет сосредоточена непосредственно в Верховном Совете и его комиссиях, что станет новым шагом на пути демократизации высших государственных структур24.

«Без направляющей деятельности партии, — заявил Горбачев, — воплощения в жизнь ее политического курса задач перестройки не решить. Перестройка будет обречена и политически, и идеологически, и организационно. На нынешнем переломном этапе КПСС должна в полном объеме реализовать свои функции и задачи руководящей силы общества. Но именно решающее значение политического лидерства диктовало необходимость основательно изменить конкретное содержание партийной деятельности в нынешних условиях25».

1 июля конференция приняла резолюции «О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны», «О демократизации советского общества и реформе политической системы», «О ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки», «О борьбе с бюрократизмом», «О межнациональных отношениях», «О гласности», «О правовой реформе».

В частности, в резолюции «О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны», считалось необходимым провести в 1988 году отчетно-выборную кампанию в партийных организациях, руководствуясь решениями конференции о реформе политической системы, демократизации жизни партии. Осуществить до конца года реорганизацию партийного аппарата, внести необходимые изменения в его структуру с учетом принятых решений о разделении функций между партией и Советами.

Конференция высказалась за внесение на рассмотрение очередной сессии Верховного Совета СССР проектов законодательных актов по перестройке советских органов, за необходимые дополнения и изменения в Конституции СССР, а также организацию выборов и проведение Съезда народных депутатов в апреле 1989 года, на котором образовать новые органы государственной власти26.

2.Первый Съезд народных депутатов СССР

24 мая в Кремле под председательством Горбачева состоялось собрание представителей групп народных депутатов СССР. Этот рабочий орган был образован для предварительного рассмотрения вопросов, решаемых на Съезде народных депутатов СССР. Выдвижение представителей в состав собрания было произведено в период подготовки Съезда в союзных республиках на совещаниях депутатов, проживающих и работающих в соответствующей республике.

На собрании были рассмотрены вопросы повестки дня и порядка работы Съезда, предложения о составе Верховного Совета СССР, о кандидатурах высших должностных лиц, избираемых или утверждаемых на Съезде, другие вопросы, связанные с организацией проведения Съезда народных депутатов. Все эти вопросы предварительно готовил аппарат ЦК КПСС.

25 мая 1989 года в 10 часов утра в Москве, в Кремлевском Дворце съездов, начал работу Съезд народных депутатов СССР27. На рассмотрение Съезда выносились следующие вопросы: избрание Мандатной комиссии Съезда, избрание Председателя Верховного Совета СССР, избрание Верховного Совета СССР, избрание первого заместителя Председателя Верховного Совета СССР, об основных направлениях внутренней и внешней политики СССР, программа предстоящей деятельности правительства СССР, утверждение Председателя Совета Министров СССР, избрание Комитета конституционного надзора СССР, а также утверждение председателя Комитета народного контроля СССР, Председателя Верховного суда СССР, Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР.

Затем депутаты подробно обсудили и приняли Временный регламент работы Съезда народных депутатов СССР, избрали Мандатную комиссия для проверки полномочий народных депутатов СССР.

Съезд начался с противостояния мнений, и невозможно было представить его дальнейшее течение без серьезных публичных расхождений. Таково объективное отражение сложной обстановки в стране. Экономика, экология, права человека, национальные взаимоотношение, несовершенство законодательства вообще и избирательного, в частности, — все это болевые точки тогдашней политической действительности.

Работа Съезда — непрерывный поиск лучшего из вариантов. Даже в тех случаях, когда голосование могло показаться чуть ли не проформой, оно проходило на высшем пределе гражданской зрелости. Разве не привлекательно выглядело предложение соблюсти освященную временем традицию: вначале обсудить доклады и лишь затем перейти к выборам Председателя Верховного Совета СССР? Но депутаты предпочли равняться не реальность. Они приняли в расчет, что выступление депутата М. С. Горбачева, с момента открытия Съезда сложившего, согласно Конституции, свои председательские полномочия, будет неизбежно лишено той широты, перспективы, программности, которых надлежит не только ожидать, но и требовать от доклада полномочного руководителя высшего законодательного органа страны.

На трибуну скорее вбежал, чем взошел, депутат В. Ф. Толпежников из Латвии. Он предложил Съезду почтить память погибших во время тбилисских событий 9 апреля и тут же огласил депутатский запрос по поводу ответственности конкретных лиц, которые санкционировали применение военной силы.

То заседание — это обучение демократическим методам работы, как самих депутатов, так и избирателей, зрителей в условиях формирования новых и непривычных пока еще органов власти.

После избрания президиума Съезда из 18 человек (15 от союзных республик, а также М. С. Горбачев, А. И. Лукьянов, В.П.Орлов) Съезду была предложена утвержденная накануне Советом представителей повестка дня. Однако тут же на трибуну поднялся депутат А.Д.Сахаров и предложил внести некоторые поправки. В частности, принять Декрет Съезда народных депутатов СССР. Перестройка — это революция, и слово «декрет» подходит наиболее точно к документу, который, в сущности, должен закрепить необратимость идущих в стране перемен.

Депутат С. Б. Станкевич предложил ввести поименное голосование по наиболее важным вопросам при условии, если это предложение поддержат не менее ста депутатов. Открытое голосование, по его мнению, лишало депутатов возможности выступить против тех проектов, принятия которых требуют их избиратели.

Депутат М. С. Горбачев поддержал предложение С.Б.Станкевича в той части, что поименное голосование в ряде случаев будет полезным. Однако, в свою очередь, предложил решить вопрос об этом не группе из ста депутатов, а всему Съезду. Это предложение и было принято. Но опять-таки вовсе не в прежней «обстановке полного единодушия». За предложение С.Б.Станкевича голосовал 431 депутат.

Кто бы мог предположить, что дискуссии вызовут такие сугубо «технические» вопросы, как пункты временного регламента, возможность каждой республики иметь гарантированное количество выступлений, наконец, кандидатура председателя Мандатной комиссии. А ведь все это и были подступы к той самой демократии, ради утверждения которой, как надеялись избиратели, и собирался Съезд народных представителей.

В 16 часов началось вечернее заседание Съезда народных депутатов СССР. Началось, как принято в таких случаях, с доклада Мандатной комиссии, с которым выступил ее председатель депутат Б.В.Гидаспов. Но только это и было, пожалуй, похожим на ритуал прежних сессий высшего органа власти.

На Съезде присутствовало 2155 народных депутатов СССР из 2249 избранных. Среди депутатов — 87,6 процента коммунистов и кандидатов в члены КПСС, 18,6 процента — рабочие, 11,2 процента — колхозники, 5,8 процента — комсомольцы.

Съезд народных депутатов СССР, рассмотрев представление Мандатной комиссии, постановил признать полномочия 749 народных депутатов СССР, избранных от территориальных избирательных округов, 750 народных депутатов СССР, избранных от национально-территориальных избирательных округов, и 730 народных депутатов СССР, избранных от общесоюзных общественных организаций.

Едва доклад был закончен, мы снова увидели то, чего не видели никогда: люди стали добиваться трибуны. Не все находили реальной ту картину полного благополучия, которую представили депутатам. Множество жалоб пришло в Центральную избирательную комиссию на деятельность местных органов власти, на окружные комиссии. Масса претензий и к самой Центральной комиссии.

Например, депутат В.И.Алкснис подробно проинформировал Съезд о том, как он обращался в Центризбирком, в Президиум Верховного Совета СССР и ниоткуда не получил поддержки. А вопрос, который он ставил, имел серьезное значение. В Латвии, как заявил депутат, были образованы округа, сильно отличавшиеся друг от друга по числу избирателей. Это, по его мнению, поставило представителей Народного фронта в привилегированное положение по сравнению с кандидатами Интерфронта. Съезд принял решение: поручить Мандатной комиссии совместно с Центральной избирательной изучить этот вопрос и доложить депутатам.

Затем на повестку дня был вынесен вопрос о Председателе Верховного Совета СССР. Слово взял депутат Ч. Айтматов. Он предложил на этот пост кандидатуру М. С. Горбачева. Но непредсказуемость развития событий снова дала о себе знать. Неожиданно для всех свою кандидатуру на высший государственный пост выдвинул инженер-конструктор, депутат А.М.Оболенский. Затем депутатом В.А.Бирюковым была названа фамилия Б.Н.Ельцина.

Началось обсуждение. Временами оно принимало настолько бурный характер, что пришлось время выступлений в прениях свести до минимума. И все равно у трибуны не сокращалась очередь. Одни решительно поддерживали кандидатуру М. С. Горбачева. Другие, соглашаясь с ними, тем не менее, задавали острые вопросы. Особенно по поводу совмещения постов Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Верховного Совета СССР. И в этом, чем дальше, тем меньше было удивительного. Как сказал ленинградский депутат А. А. Щелканов, сейчас наступило время обидных вопросов, но не время обижаться на них. И надо сказать, что кандидат не обижался. Взяв слово, М. С. Горбачев ответил на многие вопросы, в том числе и личного характера. При этом он сказал: то, что происходит в этом зале сейчас, необычно для всех нас. И это означает, что перестройка идет вперед…

Большинством голосов кандидатура А. М. Оболенского не была включена в список для тайного голосования. Депутат Б. Н. Ельцин взял самоотвод.

Поздно вечером были объявлены результаты тайного голосования: Председателем Верховного Совета Съезд избрал М. С. Горбачева.

Можно было восхищаться смелостью и активностью депутатов, плюрализму мнений, но столь большая поляризация позиций не могла не вызвать и чувство серьезной тревоги. Разобщенность, проявлявшаяся в те дни и в зале заседаний Съезда, — это наша тяжкая плата за полное отсутствие у того поколения советских людей опыта участия в полнокровной политической жизни.

Будь у нас позади пять, десять таких съездов, не говоря уже о столетиях жизни общества в условиях демократии, тогда мы бы располагали иными, более близкими к единым и обязательно передовыми стандартами. А пока что консолидация сил на прогрессивной платформе оставалась животрепещущей, очень труднодостижимой, как показывал ход работы Съезда, но чрезвычайно необходимой задачей.

Будь у нас хоть малейшее наследие парламентаризма, мы не стали бы тратить тогда столько усилий и времени на решение чисто процедурных, технических, а то и вовсе хозяйственных вопросов, вроде установки дополнительных кресел. Но выбора не было. Мы должны, вынуждены были мучительно, ступенька за ступенькой, одолевать и в конце концов одолеть этот единственно возможный путь.

Разноголосица, сложившаяся в обществе, проявилась уже в первые минуты работы второго дня Съезда и дебатов, возникших после запроса депутата Заславской о неразрешенном митинге в Москве и действиях сил по обеспечению порядка. Меня глубоко потрясла реакция части, причем очень шумной, если не сказать агрессивной части, зала на сам запрос. Эти настроения выразил представитель делегации от Узбекистана, обвинивший в демагогии тех, кто требовал обсуждения и принятия решений по данному запросу. Трагедия в Тбилиси, не только унесшая ни в чем не повинные жизни, но и создавшая чрезвычайное напряжение, как в республике, так и по стране в целом, казалось, должна была заставить всех содрогнуться и понять: нельзя так «разговаривать» с народом, опасно играть с огнем. Но, как видно было, и по сей день, причем где? — в парламенте страны были желающие, как выразился один депутат, оградить себя китайской стеной от народа, поборники «порядка», которые пытались заглушить аплодисментами тех, кто предостерегал об опасности.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Первый съезд народных депутатов СССР: до и после предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

22

См. сноску 10

23

См. там же

24

См. сноску 10

25

См. сноску 10

26

См. там же.

27

В данной главе все события, выступления и т. п. основаны на материалах газет «Правда» и «Известия. См.: Российская государственная библиотека. Удаленные сетевые ресурсы. http://olden.rsl.ru/ru/networkresources. Начиная с первого Съезда, автор являлся наблюдателем или непосредственным участником событий, работая на Съездах, в Верховном Совете СССР, Совете Министров РСФСР, Администрации Президента РСФСР.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я