Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 2

Борис Мирошин

Во второй части тома 5 продолжается публикация документов и материалов о жизни в СССР в эпоху Горбачева. В этот год автор, работая председателем Советского райисполкома города Орска, столкнулся с консерватизмом партийного аппарата.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

XXVII Съезд КПСС

25 февраля в Москве в Кремлевском дворце съездов открылся XXVII Съезд КРСС.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КПСС XXVII СЪЕЗДУ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА. Доклад Генерального секретаря ЦК КПСС товарища ГОРБАЧЕВА М. С. (выдержки из доклада)

УСКОРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КУРС

Товарищи! Выдвинув на апрельском Пленуме стратегию ускорения социально-экономического развития страны, Центральный Комитет КПСС принял тем самым решение исторической значимости. Оно получило широкую поддержку партии, всего народа и выносится на рассмотрение съезда.

М.С.Горбачев

Что мы понимаем под ускорением? Прежде всего повышение темпов экономического роста. Но не только. Суть его — в новом качестве роста: всемерной интенсификации производства на основе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда.

Курс на ускорение не сводится к преобразованиям в экономической области. Он предусматривает проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социалистической справедливости. Стратегия ускорения предполагает совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма — всего, что сдерживает общественный прогресс.

Главное, что должно обеспечить нам успех, — живое творчество масс, максимальное использование огромных возможностей и преимуществ социалистического строя.

Одним словом, товарищи, ускорение социально-экономического развития страны — ключ ко всем нашим проблемам: ближайшим и перспективным, экономическим и социальным, политическим и идеологическим, внутренним и внешним. Только таким путем может и должно быть достигнуто новое качественное состояние советского общества.

а) Итоги социально-экономического развития и необходимость его ускорения

Постановка и обсуждение на нашем съезде программных задач партии диктуют необходимость масштабного подхода к оценке итогов развития страны. За четверть века после принятия третьей Программы КПСС Советский Союз добился внушительных успехов. Семикратно увеличились основные производственные фонды народного хозяйства. Построены тысячи предприятий, созданы новые отрасли. Национальный доход вырос почти в 4 раза, промышленное производство — в 5 раз, сельскохозяйственное — в 1,7 раза.

Если до войны и в первые послевоенные годы уровень экономики США казался труднодосягаемым, то уже в 70-е годы по научно-техническому и экономическому потенциалу мы существенно приблизились к нему, а по производству некоторых важнейших видов продукции — превзошли.

Эти достижения — результат огромных усилий народа. Они позволили значительно поднять благосостояние советских людей. За четверть века реальные доходы на душу населения увеличились в 2,6 раза, общественные фонды потребления — в 5 с лишним раз. Построено 54 миллиона квартир, что позволило улучшить жилищные условия большинству семей. Осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию. Вчетверо возросло число лиц, окончивших вузы. Общепризнаны успехи науки, медицины, культуры. Панорама достижений будет неполной, если не сказать о глубоких сдвигах в области социальных, межнациональных отношений, дальнейшем развитии демократии.

Вместе с тем в 70-е годы в народном хозяйстве стали нарастать трудности, заметно снизились темпы экономического роста. В результате оказались невыполненными задачи по развитию экономики, поставленные Программой КПСС, и даже более низкие задания девятой и десятой пятилеток. Не полностью удалось осуществить и намеченную на эти годы социальную программу. Допущено отставание материальной базы науки и образования, здравоохранения и культурно-бытового обслуживания населения.

Конечно, на состоянии дел сказывались и некоторые не зависящие от нас факторы. Но не они были решающими. Главное в том, что мы своевременно не дали политической оценки изменению экономической ситуации, не осознали всей остроты и неотложности перевода экономики на интенсивные методы развития, активное использование в народном хозяйстве достижений научно-технического прогресса. Призывов и разговоров на этот счет шло немало, а дела практически стояли на месте.

Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и некоторые другие показатели эффективности. Попытки поправить дело за счет нового строительства обострили проблему сбалансированности. Народное хозяйство, располагающее огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием.

И хотя в последнее время предпринимались усилия, полностью исправить положение не удалось. Производство большинства видов продукции промышленности и сельского хозяйства в одиннадцатой пятилетке не достигло рубежей, намеченных XXVI съездом КПСС. Серьезное отставание допущено в машиностроении, нефтяной и угольной промышленности, электротехнике, черной металлургии и химии, в капитальном строительстве. Не обеспечены задания по основным показателям роста эффективности, повышению жизненного уровня населения.

Из всего этого, товарищи, мы должны извлечь самые серьезные уроки.

Первый из них можно назвать уроком правды. Ответственный анализ прошлого расчищает путь в будущее, а полуправда, стыдливо обходящая острые углы, тормозит выработку реальной политики, мешает нашему движению вперед. «Наша сила, — говорил В. И. Ленин, — в заявлении правды». Именно поэтому в новой редакции Программы партии Центральный Комитет счел необходимым еще раз сказать о негативных процессах, проявившихся в 70-е и начале 80-х годов. Поэтому мы говорим о них и сегодня на съезде.

Другой урок касается целеустремленности и решительности в практических действиях. Перевод на интенсивный путь такого огромного хозяйства, как наше, — дело непростое, требующее немалых усилий, времени и высочайшей ответственности. Но, начав преобразования, нельзя ограничиваться половинчатыми мерами. Надо действовать последовательно и энергично, не останавливаясь перед самыми смелыми шагами.

И еще один урок, можно сказать, главный. Успех любого дела в решающей мере определяется тем, насколько активно и сознательно участвуют в нем массы. Убедить широкие слои трудящихся в правильности избранного пути, заинтересовать их морально и материально, перестроить психологию кадров — важнейшие условия ускорения нашего роста. Продвижение вперед станет тем быстрее, чем выше будут дисциплина и организованность, ответственность каждого за порученную работу, за ее результаты.

Сегодня первоочередная задача партии, всего народа — решительно переломить неблагоприятные тенденции в развитии экономики, придать ей должный динамизм, открыть простор инициативе и творчеству масс, подлинно революционным преобразованиям.

Другого пути нет. Без ускоренного роста экономики останутся благими пожеланиями социальные программы, а они, товарищи, носят неотложный характер. Советские люди должны в короткие сроки почувствовать результаты общих усилий по кардинальному решению продовольственной проблемы, обеспечению потребностей в высококачественных товарах и услугах, улучшению медицинского обслуживания, жилищно-бытовых условий, охраны окружающей среды.

Ускорение социально-экономического развития позволит внести весомый вклад в укрепление мирового социализма, поднимет на более высокую ступень сотрудничество с братскими странами. Оно значительно расширит наши возможности в экономических связях с народами развивающихся стран, с государствами капиталистического мира. Иначе говоря, воплощение в жизнь курса на ускорение будет иметь далеко идущие последствия для судеб нашей Родины.

б) Основные направления экономической политики

Товарищи! В проектах Программы КПСС и Основных направлений определены главные рубежи экономического и социального развития. К концу столетия предстоит увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала и его качественном преобразовании. Производительность труда вырастет в 2,3—2,5 раза, энергоемкость национального дохода снизится в 1,4 раза и металлоемкость — почти в 2 раза. Это будет означать крутой поворот к интенсификации производства, повышению качества и эффективности.

В дальнейшем на основе углубления этих процессов предусматривается осуществить переход к экономике высшей организации и эффективности со всесторонне развитыми производительными силами, зрелыми социалистическими производственными отношениями, отлаженным хозяйственным механизмом. Такова наша стратегическая линия.

Главными средствами ее осуществления, как это было подчеркнуло на июньском (1985 г.) совещании в ЦК КПСС, выступают научно-технический прогресс, коренное преобразование производительных сил общества. На прежней материально-технической основе кардинальных перемен добиться невозможно. Выход мы видим в глубокой реконструкции народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники, прорывов на авангардных направлениях научно-технического прогресса, перестройки хозяйственного механизма, системы управления.

1. Осуществить реконструкцию народного хозяйства на основе научно-технического прогресса

КПСС имеет огромный опыт осуществления крупнейших научно — технических и социально-экономических преобразований. Но как бы ни были они значительны, наша работа в прошлом по своим масштабам и сложности не идет в сравнение с тем, что нужно сделать в предстоящий период для реконструкции народного хозяйства.

Что для этого надо?

Прежде всего — изменить структурную и инвестиционную политику. Суть перемен — в перенесении центра внимания с количественных показателей на качество и эффективность, с промежуточных — на конечные результаты, с расширения производственных фондов — на их обновление, с наращивания топливно-сырьевых ресурсов — на улучшение их использования, на ускоренное развитие наукоемких отраслей, производственной и социальной инфраструктуры.

Крупный шаг в этом направлении предстоит сделать в нынешней пятилетке. Предусмотрено направить на реконструкцию и техническое перевооружение производства свыше 200 млрд. рублей капитальных вложений — больше, чем за предшествующие десять лет. Объемы немалые, тем не менее, плановые и хозяйственные органы должны продолжить изыскание дополнительных возможностей на эти цели.

По стратегическим направлениям выработаны крупные комплексные программы, началась их реализация. Более динамично будут развиваться отрасли, определяющие научно-технический прогресс, обеспечивающие быструю экономическую отдачу и решение неотложных социальных проблем. На ускоренном их развитии концентрируются значительные финансовые, материальные, научные и трудовые ресурсы.

Ясно, что эффективность реконструкции, темпы экономического роста в решающей мере зависят от машиностроения. Именно в нем материализуются основополагающие научно-технические идеи, создаются новые орудия труда, системы машин, определяющие прогресс в других отраслях народного хозяйства. Здесь закладываются основы широкого выхода на принципиально новые, ресурсосберегающие технологии, повышения производительности труда и качества продукции.

Делегаты съезда знают, что ЦК КПСС и Совет Министров СССР недавно приняли постановление о дальнейшем развитии машиностроения. По существу это общегосударственная программа модернизации важнейшего сектора индустрии. Создан единый орган управления им. Перед машиностроительным комплексом поставлена задача уже к концу двенадцатой пятилетки резко повысить технико-экономический уровень и качество машин, оборудования, приборов. На обновление отрасли выделяется в 1,8 раза больше капиталовложений, чем за предшествующие пять лет.

Что конкретно мы ожидаем от реализации этой программы? Более чем на 40 процентов увеличится выпуск машин и оборудования, улучшатся их качественные характеристики. Нарастающий поток техники новых поколений создаст условия для коренного перевооружения народного хозяйства, роста его эффективности. В результате мы сможем в расчете на год экономить труд около 12 млн. человек, свыше ста миллионов тонн топлива, получить эффект на многие миллиарды рублей. Только применение комбайна «Дон-1500», как показывают расчеты, позволит значительно сократить парк зерноуборочных машин, высвободить около 400 тыс. механизаторов, уменьшить на миллионы тонн потери зерна.

На темпы технической реконструкции огромное влияние окажет широкая электронизация и комплексная автоматизация производства. Определены конкретные задания по разработке и массовому освоению современной компьютерной техники, развитию элементной базы. На индустриальную основу ставится программное обеспечение ЭВМ и автоматизированных систем управления. В Академии наук СССР создано отделение информатики и вычислительной техники, объединяющее институты и конструкторские бюро, на которые возложено научное обеспечение работ в этой области.

Идея коренной реконструкции топливно-энергетического комплекса пронизывает Энергетическую программу. В ней упор сделан на применение энергосберегающих технологий, замену жидкого топлива газом и углем, более глубокую переработку нефти. Освоение передовых технологий намечено и в добывающей промышленности — открытая добыча и гидродобыча угля, повышение уровня и надежности нефтяного оборудования, повсеместное внедрение автоматизированных систем. В текущей пятилетке будет введено в два с половиной раза больше, чем в прошлой, мощностей атомных электростанций, а также осуществлена массовая замена устаревших агрегатов на тепловых станциях.

Многое предстоит сделать в металлургии и химической индустрии, переоснащении их более производительным оборудованием. Выпуск принципиально новых и улучшенных конструкционных и иных прогрессивных материалов ускорит развитие электроники, машиностроения, строительства и других отраслей народного хозяйства.

Огромное значение партия придает техническому перевооружению производственной инфраструктуры, в первую очередь транспорта и связи. Приоритетное развитие получат легкая и другие отрасли промышленности, работающие непосредственно на удовлетворение потребностей населения. К производству прогрессивного оборудования для них привлечены не только специализированные, но и другие отрасли промышленности.

Техническую реконструкцию мы не сможем осуществить без коренного улучшения капитального строительства, а это требует поднять на новый индустриальный и организационный уровень весь строительный комплекс, минимум в 2 раза сократить инвестиционный цикл как при реконструкции предприятий, так и при сооружении новых объектов. Нельзя более мириться с низкими темпами строительства, из-за чего замораживаются огромные средства, тормозится научно-технический прогресс в народном хозяйстве.

Все это, товарищи, гигантские по объему и значению задачи, их решение в конечном счете будет определять судьбы выполнения планов, темпы нашего роста. Каждая отрасль, каждое предприятие должны иметь четкую программу непрерывного обновления производства. Следовательно, существенно повышается ответственность плановых и хозяйственных органов за выполнение намеченного. На это должна быть нацелена и деятельность партийных организаций.

Особенно важно не допустить показухи, подмены существа дела паллиативными решениями. Настораживают факты, отнюдь не единичные, когда министерства и ведомства под флагом реконструкции возводят новые объекты, начиняя их устаревшим оборудованием, разрабатывают дорогостоящие проекты, не обеспечивающие выход производства на высшие технико-экономические показатели.

Вот свидетельство такого подхода. Сейчас идет переоснащение Брянского машиностроительного завода, выпускающего двигатели для тепловозов. На него намечается затратить около 140 млн. рублей, половина их уже освоена. Какой же эффект принесет обновление мощностей? Выясняется, что не предусмотрено применение прогрессивных технологий, численность рабочих уже увеличилась почти на тысячу человек, упала фондоотдача. А главное, на новых мощностях собираются выпускать устаревший двигатель, хотя разработана и прошла проверку более эффективная модель.

Как же понять позицию руководителей Минтяжмаша и МПС? Видимо, некоторые товарищи не уяснили всей глубины и важности стоящих перед ними задач. Подобные примеры заслуживают самого сурового осуждения как подрыв курса партии на реконструкцию и ускорение научно-технического прогресса. К такого рода явлениям следует подходить со всей строгостью.

Необходимость реконструкции выдвигает новые задачи перед наукой. КПСС будет последовательно проводить линию на всемерное укрепление ее материально-технической базы, создавать условия для плодотворной деятельности ученых. Но страна вправе ожидать от них открытий и изобретений, обеспечивающих подлинно революционные перемены в развитии техники и технологии.

В последнее время намечены важные меры по повышению эффективности работы научно-исследовательских учреждений. Они касаются вопросов стимулирования труда ученых, новых форм взаимодействия науки и производства. Недавно принято решение о создании межотраслевых научно-технических комплексов, включающих мощные головные институты, в том числе академические, проектно-конструкторские организации и опытно-промышленные производства.

Принимаются меры и для активизации работы отраслевых научно-исследовательских институтов, увеличения их вклада в ускорение научно-технического прогресса. Однако процесс этот идет недопустимо медленно. Многие институты остаются продолжением аппарата министерств, нередко выступают в роли адвокатов ведомственных интересов, погрязли в рутине и бумаготворчестве. На июньском совещании остро ставился вопрос о приближении науки к практике, включении отраслевых институтов в производственные и научно-производственные объединения. Надо разобраться, кто противодействует этому, какова здесь позиция министерств и их партийных комитетов, как они реагируют на требования жизни.

Более эффективно нужно использовать и научный потенциал вузов. Здесь сосредоточено свыше 35 процентов научно-педагогических работников страны, в том числе около половины докторов наук, а выполняется ими не более 10 процентов научных исследований. Соответствующие ведомства должны разработать и внести предложения по укреплению связи вузовской науки с производством. В них следует учесть и интересы подготовки научной смены. Как не может быть живого леса без подлеска, так и подлинный ученый немыслим без учеников. Речь идет о будущем науки, а значит, и нашей страны. С первых лет обучения студенты должны втягиваться в исследовательскую работу, участвовать во внедрении ее результатов в производство. Только так можно воспитать настоящих ученых, творчески думающих специалистов.

В общем, товарищи, поворот науки к нуждам народного хозяйства необходимо осуществлять энергичнее. Но столь же важен поворот производства лицом к науке, его максимальная восприимчивость к научно-техническим достижениям. К сожалению, немало научных открытий, крупных изобретений годами, а иногда десятилетиями не находят практического применения. Сошлюсь на примеры.

Эффект безызносности, открытый советскими учеными три десятилетия тому назад, позволил создать принципиально новые смазочные материалы, многократно увеличивающие долговечность узлов трения машин и механизмов и резко снижающие трудозатраты. Это открытие, дающее многомиллионную экономию, до настоящего времени широко не применяется из-за косности некоторых руководителей Миннефтехимпрома СССР, ряда других министерств и ведомств.

Около десятка лет по вине Минавтопрома и планирующих органов не находит массового применения изобретенный подшипник с антифрикционным заполнителем, который в самых тяжелых условиях эксплуатации повышает надежность и безотказность механизмов. Минстанкопром недопустимо затянул производство не имеющих аналогов в мире высокомоментных гидромоторов, позволяющих осуществить широкую гидрофикацию горного и другого оборудования, в несколько раз повысить производительность и улучшить условия труда.

Этот перечень, к сожалению, можно продолжить. В основе подобного отношения к новому нередко лежат амбиции отдельных групп ученых, ведомственная неприязнь к «чужим» изобретениям, незаинтересованность производственников в их внедрении. Не составляет секрета и то, что даже рассмотрение заявок на изобретения порой затягивается на годы, превращается в «хождение по мукам».

Мы не сможем решить поставленные задачи по ускорению научно-технического прогресса, если не найдем рычагов, которые обеспечат приоритеты только тем исследовательским учреждениям, промышленным предприятиям, коллективы которых активно внедряют все новое и передовое, ищут пути производства высококачественных и эффективных изделий.

У нас уже накоплен определенный опыт совершенствования экономического механизма в сфере науки, ее взаимодействия с производством. Нужно его внимательно проанализировать и, не затягивая, внедрять, тесно увязывая материальное поощрение научных коллективов и отдельных работников с их реальным вкладом в решение научно-технических проблем.

Изменить отношение к внедрению нового призваны все звенья управления экономикой. Это касается и Госплана СССР, который должен смелее переходить к сквозному планированию научно-технического прогресса, и Госкомитета СССР по науке и технике, перестройка работы которого ведется слишком медленно Больше внимания фундаментальным исследованиям, внедрению в производство достигнутых на этой основе результатов должны уделять Академия наук СССР, министерства и ведомства. Это святая обязанность каждого ученого, инженера, конструктора, руководителя предприятия.

С новыми задачами необходимо теснее связать и нашу внешнеэкономическую деятельность. Подход к взаимовыгодным экономическим связям должен быть крупномасштабным, обращенным в будущее. Такая политика выработана странами — участницами СЭВ. Она предполагает переход в экономических отношениях между ними от преимущественно торговых связей к более глубокой специализации и кооперированию производства, прежде всего в машиностроении, созданию совместных объединений, научно-производственных комплексов.

У нас немало ведомств и организаций отвечает за ту или иную сферу внешнеэкономических связей, но работают они не всегда слаженно. Выдвигая задачу активного использования внешнеэкономической деятельности для ускорения нашего развития, мы имеем в виду шаг за шагом осуществить перестройку структуры внешнеторгового оборота, придать экспорту и импорту более эффективный характер.

2. Решение продовольственной проблемы — первоочередная задача

Товарищи! Задача, которую нам предстоит решить в самый короткий срок, — полное обеспечение страны продовольствием. На это направлена современная аграрная политика партии, сформулированная в решениях майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС, в Продовольственной программе СССР. После их принятия немало сделано для развития материально-технической базы сельского хозяйства и связанных с ним отраслей. Окрепла экономика колхозов и совхозов, межхозяйственных и перерабатывающих предприятий, повысилась продуктивность земледелия и животноводства.

Движение вперед есть, но преодоление отставания сельского хозяйства происходит медленно. В аграрном секторе нужен решительный перелом, чтобы уже в двенадцатой пятилетке заметно улучшить продовольственное снабжение. Намечается более чем удвоить темпы роста сельскохозяйственного производства, обеспечить значительную прибавку душевого потребления мяса, молока, овощей и плодов.

Можем ли мы этого добиться? Можем и обязаны. Для этого партия выработала дополнительные меры, направленные на повышение эффективности всех отраслей агропромышленного комплекса. Суть их в том, чтобы изменить социально-экономическую ситуацию на селе, создать условия для более глубокой интенсификации, гарантированного производства продукции. Упор делается на экономические методы хозяйствования, расширение самостоятельности и повышение ответственности колхозов и совхозов за результаты своей деятельности.

Проводя эту линию, предстоит поднять эффективность использования производственного потенциала в агропромышленном комплексе, сконцентрировать силы и средства на важнейших участках, обеспечивающих их наибольшую отдачу. Речь идет в первую очередь о повышении плодородия земли, создании условий устойчивого ведения сельского хозяйства. Ключ успеха, как показал опыт последних лет, — в широком применении интенсивных технологий. Они дают огромный эффект. Только в прошлом году их освоение позволило получить дополнительно 16 млн. тонн зерна, значительное количество другой продукции.

Ближайший источник пополнения продовольственного фонда — сокращение потерь продукции полей и ферм при уборке, транспортировке, хранении и переработке. Резерв тут у нас немалый, прибавка в ресурсах потребления может составить до 20, а по некоторым видам продукции — и до 30 процентов. Да и затраты на устранение потерь в 2—3 раза меньше, чем на дополнительное производство того же объема продукции.

Сейчас ЦК и правительство определили крупные меры по сокращению потерь. Быстрое развитие получает сельскохозяйственное машиностроение, что позволит насытить колхозы и совхозы высокопроизводительной техникой, способной быстрее и лучше проводить все полевые работы. Пошли мы и на дополнительные затраты, чтобы укрепить продовольственное машиностроение, базу переработки и хранения продукции.

Партия и государство будут и впредь последовательно развивать материально-техническую базу агропромышленного комплекса. Но столь же ясно и то, что главным двигателем прогресса, его душой был, есть и останется человек. Сегодня сельскому хозяйству как никогда нужны люди, заинтересованные работать активно, с высоким профессиональным мастерством, с новаторской жилкой. Самой крепкой гарантией всех наших успехов является постоянная забота об условиях труда и быта сельских тружеников. На это нацелены наши планы, и важно, чтобы они неукоснительно выполнялись.

Все это неотложные меры, но ими программа действий не исчерпывается. В аграрном секторе предстоит завершить переход на новые методы управления и хозяйствования. Несомненно, принципиальным шагом стало создание в центре и на местах единых органов управления АПК, призванных обеспечить реальную и эффективную интеграцию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности.

Создание такой организационной структуры подкрепляется действенным хозяйственным механизмом. Предложения на этот счет уже подготовлены. Основной замысел сводится к тому, чтобы открыть простор экономическим методам хозяйствования. Значительно расширить самостоятельность колхозов и совхозов, поднять их заинтересованность, ответственность за конечные результаты. По сути речь идет о творческом использовании ленинской идеи о продналоге применительно к современным условиям.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 5. Часть 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я