В первой части тома 4 размещены документы и материалы о жизни в Советском Союзе в годы правления Андропова. В эти годы автор работал в Орском горкоме КПСС.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 4. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О Государственном плане экономического и социального развития СССР на 1983 год и ходе выполнения плана в 1982 году. Доклад заместителя Председателя Совета Министров СССР, председателя Госплана СССР депутата Н. К. БАЙБАКОВА
Итоги экономического развития страны в концентрированном виде отражались в росте национального дохода. В 1982 году его объем, использованный на потребление и накопление, составил 460 млрд. рублей и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 2 процента. При этом примерно 80 процентов общей суммы национального дохода шло непосредственно на обеспечение народного благосостояния.
Производство продукции промышленности возросло в текущем году на 2,8 процента и составляло более 722 млрд. рублей. Как и предусматривалось планом, более высокими темпами развивались отрасли, от которых в первую очередь зависели технический прогресс и рост экономики в целом, — машиностроение, химическая, нефтехимическая, газовая промышленность и ряд других.
Это способствовало совершенствованию отраслевой структуры общественного производства, росту его технической вооруженности, внедрению прогрессивных форм организации труда и производства.
Выполняли задания по объему производства продукции большинство отраслей топливно-энергетическою комплекса, машиностроения, пищевой и легкой промышленности, предприятия, выпускавшие товары культурно-бытового и хозяйственного назначения.
Производительность труда в промышленности повысилась на 2 процента. За счет этого было получено почти три четверти прироста производства.
В текущем году в соответствии с аграрной политикой КПСС продолжалось насыщение сельского хозяйства современными орудиями и средствами труда. Объем капитальных вложений в сельское хозяйство по всему комплексу работ составил 37 млрд. рублей.
Валовая продукция сельского хозяйства в 1982 году ожидалась в размере 124 млрд. рублей, или на 3 процента больше, чем в 1981 году. Возросло производство зерна, семян масличных культур, сахарной свеклы, картофеля, плодоовощной продукции. В колхозах и совхозах увеличилась заготовка грубых и сочных кормов. Большой импульс стремлению сельских тружеников повысить эффективность и конечные результаты производства дали решения майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС.
Следует особо сказать, говорилось в докладе, о достижениях тех, кто, несмотря на трудности, сумел выполнить и перевыполнить планы продажи государству важнейших видов сельскохозяйственной продукции. Это прежде всего хлеборобы Краснодарского и Ставропольского краев, Тамбовской, Курской и Ульяновской областей, Татарской АССР, Красноярского края, Кустанайской, Актюбинской, Харьковской, Полтавской и Черкасской областей. Хороший урожай винограда и фруктов был получен в Молдавии. Практически по всем показателям были выполнены и перевыполнены планы продажи государству продукции растениеводства хозяйствами Азербайджанской ССР. Возросло производство чая и цитрусовых в Грузинской ССР. Неплохой урожай хлопка был выращен в республиках Средней Азии.
Вместе с тем в докладе отмечалось, что по вине некоторых хозяйственников и в нынешнем году были допущены потери части выращенного урожая овощей, бахчевых культур и фруктов.
Основное внимание необходимо было уделить успешному проведению зимовки скота, повышению продуктивности животноводства. В каждом хозяйстве должно было быть обеспечено рациональное использование кормовых ресурсов с тем, чтобы получить от них наибольшую отдачу.
Увеличился общий грузооборот всех видов транспорта. Возросла его материально-техническая оснащенность.
В 1982 году выполнялась большая программа капитального строительства. За счет государственных капитальных вложение были введены в действие основные фонды стоимостью свыше 118 млрд. рублей, или на 5 млрд. рублей больше, чем в прошлом году. К началу 1983 года основные производственные фонды страны составляли более 1,3 триллиона рублей.
Вводились в эксплуатацию крупные промышленные предприятия, новые цехи и производства, осуществлялась модернизация и реконструкция многих заводов, фабрик, шахт и рудников.
В сельском хозяйстве были введены в действие механизированные фермы и комплексы для содержания скота и птицы. За год было принято в эксплуатацию около 690 тысяч га орошаемых и 750 тысяч га осушенных земель. Увеличивались мощности в отраслях агропромышленного комплекса.
В нынешнем году было сдано в эксплуатацию более 10 тысяч км магистральных газопроводов, в том числе газопроводы Уренгой — Новопсков, Торжок — Ивацевичи, в основном завершится строительство газопровода Уренгой — Петровск. Нарастающим темпом велись работы по сооружению экспортного газопровода Уренгой — Ужгород протяженностью около 4,5 тысячи км.
Продолжалось сооружение Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. К концу года было уложено 2,7 тысячи км путей при общей протяженности дороги 3,5 тыс. км.
В соответствии с решениями XXVI съезда КПСС в 1982 году осуществлялись мероприятия, направленные на повышение уровня жизни народа.
В этом году были повышены тарифные ставки и должностные оклады рабочих и служащих угольной промышленности и шахтного строительства в Донецком, Кузнецком, Карагандинском, Экибастузском и Печорском угольных бассейнах. В ряде отраслей продолжалось введение выплат вознаграждений работникам за выслугу лет. Были установлены дополнительные льготы по оплате труда работникам легкой и рыбной промышленности. Распространено на все районы РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Молдавской ССР и республик Прибалтики предоставление женщинам, работавшим или обучавшимся с отрывом от производства, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и единовременного пособия при рождении первого ребенка в размере 50 рублей, второго и третьего ребенка — 100 рублей.
Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих повысилась на 2,6 проц., а оплата труда колхозников — на 4 проц. Общественные фонды потребления достигли 128 млрд. рублей и увеличились по сравнению с прошлым годом почти на 5 проц. В расчете на одного человека выплаты и льготы из этих фондов возросли на 20 рублей.
Одной из важных задач развития экономики являлось удовлетворение растущего платежеспособного спроса населения. В 1982 году розничный товарооборот достиг 298,6 млрд. рублей. Однако спрос на ряд продовольственных и непродовольственных товаров удовлетворялся еще не полностью. Это объяснялось не только недостатком некоторых товаров из-за ограниченности ресурсов сельскохозяйственной и промышленной продукции, но и в немалой степени неповоротливостью многих торговых организаций и промышленных предприятий, слабым изучением спроса, в результате чего возникал зачастую ничем не оправданный дефицит.
Улучшение жилищных условий населения — одно из важнейших направлений социальной политики Коммунистической партии и Советского правительства. В 1982 году за счет всех источников финансирования были введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью почти 107 млн. кв. метров. Получили новые квартиры и улучшили свои жилищные условия примерно 10 млн. человек. Вошли в строй новые объекты коммунально-бытового обслуживания, просвещения, культуры и здравоохранения.
Отмечая успехи, достигнутые в развитии народного хозяйства в 1982 году, подчеркивалось в докладе, нельзя было не сказать о том, что ряд министерств, объединений, предприятий и организаций не выполняли плановые задания, особенно в области повышения эффективности производства. По их вине страна недополучала некоторые важные виды продукции производственного назначения и товары народного потребления.
На темпах роста экономики сказывался недобор продукции сельского хозяйства, отставание черной металлургии, химической, лесной, целлюлозно-бумажной промышленности и ряда других отраслей. Не справлялся со своими задачами по перевозкам грузов железнодорожный транспорт, что нарушало во многих случаях хозяйственные связи и нормальный трудовой ритм. Недостаточными темпами росла производительность труда. Не в полной мере выполнялись задания по экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов, внедрению новой техники и технологии.
Нередки были случаи, когда предприятия, выполняя планы в объемных показателях, нарушали договорные обязательства, чем ставили своих смежников в трудное положение.
Медленно устранялись недостатки в капитальном строительстве, не выдерживались нормативные сроки и высока была стоимость сооружения объектов, велик был объем незавершенного строительства. В ряде отраслей не выполнялись планы ввода в действие производственных мощностей и основных фондов. В первую очередь это относилось к стройкам Минэнерго СССР, Миннефтепрома, Миннефтехимпрома СССР, Минчермета СССР, Минцветмета СССР, Минхимпрома, Минудобрений, Минлегпрома СССР. Большая вина в этом также лежала на строительных министерствах, и прежде всего на Минтяжстрое СССР, Минпромстрое СССР и Минстрое СССР.
Руководители министерств, объединений, предприятий и строек, Советы Министров союзных республик должны были принять действенные меры по ликвидации имевшихся недостатков в управлении и организации производства и труда, говорилось в докладе.
Основные задачи, темпы и пропорции развития народного хозяйства СССР в 1983 году
Государственный план на 1983 год был разработан в соответствии с социально-экономической стратегией КПСС, направленной на ускорение интенсификации всех отраслей общественного производства и повышение его эффективности, широкое внедрение достижений науки и техники, модернизацию базовых отраслей промышленности и транспорта, последовательное и быстрое развитие агропромышленного комплекса, увеличение выпуска товаров народного потребления, осуществление строгого режима экономии в народном хозяйстве. Решение этих задач обеспечит дальнейший подъем благосостояния советских людей, рост конечных результатов работы, укрепление обороноспособности страны.
В плане нашли отражение требования партии и правительства к дальнейшему совершенствованию планирования и хозяйственного механизма. Был усилен комплексный подход к развитию взаимосвязанных отраслей, эффективной организации межхозяйственных связей, образованы необходимые материальные резервы.
В докладе отмечалось, что, определяя в годовом плане темпы и пропорции развития экономики, Совет Министров СССР особое внимание уделил задачам ускорения роста производительности общественного труда, рациональному использованию трудовых и материальных ресурсов.
Производительность труда во всех отраслях народного хозяйства в 1983 году будет расти более высокими темпами, чем в первые два года пятилетки. В целом производительность общественного труда повысится за год более чем на 3 процента.
Условная экономия численности работающих в 1983 году составит 3,3 млн. человек против 2 млн. человек в 1982 году.
За счет повышения производительности труда предусматривалось получить 95 проц. прироста национального дохода и 91 проц. — продукции промышленности. В сельском хозяйстве, строительстве и на транспорте весь прирост производства должен был быть достигнут на основе повышения производительности труда.
В современных условиях всевозрастающее значение приобретало наиболее рациональное, бережливое использование сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. В плане на 1983 год министерствам, ведомствам СССР и союзным республикам были утверждены задания по экономии топлива, энергии, черных и цветных металлов, строительных, химических и других материалов. В докладе подчеркивалось, что их выполнение должно было стать одним из важнейших критериев оценки результатов хозяйственной деятельности министерств, объединений, предприятий и строек.
Крупным резервом экономии являлось более полное использование вторичного сырья. В 1983 году за этот счет намечалось сберечь первичного сырья примерно на 4 млрд. рублей.
Министерствам, ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик следовало разработать и осуществить меры по увеличению сбора вторичного сырья и расширению мощностей для его переработки, установить строгий контроль за своевременным вводом их в действие.
Одним из важных показателей интенсификации производства являлось улучшение использования производственных мощностей. На 1983 год по ряду отраслей промышленности были предусмотрены более высокие задания использования мощностей путем повышения коэффициента сменности работы оборудования, устранения «узких мест», совершенствования организации производства и труда.
Планом был намечен существенный прирост мощностей за счет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий. Капитальные вложения, направляемые на эти цели, составят около 24 млрд. рублей, что на 10 проц. превышало их объем в 1982 году.
Более высокие по сравнению с 1982 годом и с заданиями пятилетнего плана на предстоящий год показатели эффективности общественного производства позволят ускорить темпы развития советской экономики, создать необходимые условия для решения социальных проблем.
По сравнению с 1982 годом повышались темпы роста и увеличивались абсолютные приросты национального дохода, производства промышленной и сельскохозяйственной продукции. В 1983 году предусматривалось обеспечить прирост национального дохода, используемого на потребление и накопление, на 3,3 проц., или на 15 млрд. рублей против 9 млрд. рублей, в текущем году. Объем промышленного производства увеличится на 3,2 проц., т. е. на 23 млрд. рублей против 20 млрд. рублей в 1982 году.
Почти весь прирост национального дохода в будущем году направлялся на потребление.
Было намечено опережение прироста продукции группы «Б» промышленности по сравнению с группой «А». Она увеличится на 3,5 проц. против 3,1 проц. по группе «А».
Для того чтобы выполнить эти задания, министерства, ведомства, Советы Министров союзных республик, коллективы предприятий должны были добиваться всемерного повышения эффективности и качества работы, рационально использовать рабочее время и материальные ресурсы, обеспечивать четкое взаимодействие всех звеньев народного хозяйства.
Развитие промышленности.
В осуществлении экономической стратегии КПСС ведущая роль принадлежала социалистической промышленности, от развития которой зависит подъем всех отраслей народного хозяйства, удовлетворение материальных и духовных потребностей советского народа.
При разработке плана промышленного производства на 1983 год правительство исходило из заданий одиннадцатой пятилетки на этот период, особенно по выпуску товаров народного потребления, а также из необходимости совершенствования народнохозяйственных пропорций.
Объем промышленного производства в 1983 году был предусмотрен в размере 745 млрд. рублей. Опережающие темпы роста были намечены по машиностроению, химической, газовой промышленности и отраслям, связанным с реализацией Продовольственной программы.
Большое внимание в плане было уделено развитию топливно-энергетического комплекса. В то время в основном была завершена разработка энергетической программы страны на длительную перспективу. Она включала в себя техническое перевооружение и развитие нефтегазодобывающей, нефтеперерабатывающей и угольной промышленности, ввод новых энергетических мощностей, повсеместный режим экономии энергоресурсов.
По мере роста экономического потенциала страны и повышения энерговооруженности труда к отраслям топливно-энергетического комплекса предъявлялись все более высокие требования. Осваивая богатства недр, советские люди шли за нефтью и газом в необжитые и труднодоступные районы Сибири и Дальнего Востока. На XXVI съезде КПСС подчеркивалось, что добыча нефти и газа в Западной Сибири, их транспортировка в европейскую часть страны должны были стать важнейшими звеньями энергетической программы одиннадцатой и двенадцатой пятилеток.
В 1983 году было предусмотрено выработать 1.405 млрд. квт. ч электроэнергии, или на 3,3 проц. больше, чем в нынешнем году. Две трети планируемого прироста будет получено на атомных и гидроэлектростанциях. В связи с этим Минэнерго должно было обеспечить своевременный ввод в действие и устойчивую работу агрегатов на Смоленской, Чернобыльской, Южно-Украинской и Курской АЭС.
Намечавшийся на 1983 год объем производства электроэнергии позволит удовлетворить потребности народного хозяйства при безусловном выполнении заданий по ее экономии. Более высокие темпы роста потребления электрической энергии предусматривались в сельском хозяйстве, на транспорте, для коммунально-бытовых нужд и производства некоторых важных видов промышленной продукции.
Добыча нефти и газового конденсата планировалась на 1983 год в объеме 619 млн. тонн, что соответствовало заданиям пятилетнего плана. Основной прирост добычи нефти будет получен в Западной Сибири, где она увеличится против текущего года почти на 18 млн. тонн и составит 372 млн. тонн. Это 60 проц. общесоюзной добычи. Вместе с тем в районах Урала, Поволжья, Северного Кавказа, Украины в связи с отработкой ряда месторождений добыча нефти несколько снижалась.
Добыча газа предусматривалась в объеме 529 млрд. куб. метров, что на 3 млрд. куб. метров больше, чем было намечено на этот год пятилетним планом. Общий прирост в 1983 году составит 29,5 млрд. куб. метров газа. В Западной Сибири будет получен 51 проц. всей его добычи против 46 проц. в 1982 году.
План 1983 года ставил перед строительными министерствами, работниками нефтяной и газовой промышленности сложные задачи в связи с большим объемом капитального строительства. Они должны были обеспечить в установленные сроки ввод новых производственных мощностей и их быстрейшее освоение, одновременно проявляя заботу о жилищном и социально-культурном строительстве.
Добыча угля увеличится на 2,3 млн. тонн и достигнет 723 млн. тонн. Планируемый прирост, однако, не позволял выйти на уровень задания пятилетнего плана на 1983 год. Это в основном было вызвано снижением добычи по Минуглепрому Украинской ССР из-за отставания фронта подготовительных и очистных работ. Минуглепрому СССР и Совету Министров Украинской ССР было необходимо принять неотложные меры для выполнения установленного плана добычи угля.
В комплексе отраслей, производивших конструкционные материалы, особо важное место занимали черная и цветная металлургия и химическая промышленность.
Производство готового проката черных металлов было намечено на 1983 год в размере 106,5 млн. тонн, или на 2,5 млн. тонн больше, чем в 1982 году. При этом предусматривались более высокие темпы роста производства экономичных видов металлопродукции. Так, выпуск листового проката и жести с покрытиями возрастет на 23 проц., проката из низколегированной стали на 19 проц., проката с упрочняющей термической обработкой на 17 проц., ленты стальной холоднокатаной на 14 проц., холоднокатаного листа на 13 процентов.
Минчермету СССР было необходимо улучшить работу горнорудной и коксохимической промышленности, ускорить техническое перевооружение металлургических предприятий, внедрение новой техники и более совершенных технологических процессов.
В цветной металлургии предусматривался рост производства алюминия, меди, никеля и других цветных металлов за счет лучшего использования действующих и освоения новых производственных мощностей, развития рудной базы, комплексной переработки сырья и более полного использования вторичных ресурсов.
По основным видам продукции химической промышленности намечались высокие темпы прироста: минеральных удобрений — на 5,8 проц., синтетических смол и пластических масс — на 9,1 проц., химических волокон и нитей — на 9 проц. Увеличится выпуск химических средств защиты растений, синтетических каучуков, покрышек, труб из полимерных материалов и другой продукции. Более высокими темпами будет развиваться производство прогрессивных видов пластмасс.
Минхимпрому, Минудобрений и Миннефтехимпрому СССР следовало устранить отставание отдельных производств, ускорить освоение вновь созданных мощностей химических предприятий, особенно по выпуску синтетических смол и пластических масс, производству минеральных удобрений и химических средств защиты растений.
В лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности намечавшиеся объемы производства обеспечат потребности народного хозяйства. Увеличится производство прогрессивных заменителей деловой древесины — древесных плит, тарного картона, технологической щепы и других материалов.
Темпы и уровень технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства зависели в первую очередь от результатов работы машиностроителей. Важнейшим направлением в развитии машиностроения и металлообработки в 1983 году явится повышение качества выпускаемых машин, преимущественный рост производства высокопроизводительной и экономичной техники, снижение металлоемкости оборудования. Планом был намечен прирост продукции машиностроения и металлообработки на 4,8 процента.
Предусмотренные объемы выпуска энергетического оборудования удовлетворяли нужды отечественной энергетики и экспорта.
В соответствии с планировавшимися добычей и транспортировкой природного газа выпуск газоперекачивающих агрегатов для магистральных газопроводов увеличится более чем на 22 процента.
Намечавшийся объем производства металлургического оборудования давал возможность не только укомплектовать пусковые объекты металлургической промышленности, но и направить часть его на обновление основных фондов действующих предприятий.
Выпуск сельскохозяйственных машин планировался на уровне заданий пятилетнего плана и увеличивался по сравнению с 1982 годом на 8,4 проц. Производство машин для животноводства и кормопроизводства, технологического оборудования для пищевых отраслей промышленности предусматривалось исходя из заданий Продовольственной программы.
Минсельхозмашу, Минживмашу, Минлегпищемашу и другим машиностроительным министерствам необходимо было принять меры по повышению качества и надежности машин и оборудования, ускорить выпуск новой высокопроизводительной техники для широкого внедрения индустриальных технологий и комплексной механизации сельскохозяйственных работ. Более полно будут обеспечиваться потребности сельского хозяйства в запасных частях.
В целях интенсификации производства, роста производительности и улучшения условий труда в 1983 году будет изготовлено более 7,7 тысячи автоматических манипуляторов с программным управлением. Это в 1,4 раза превышало задания пятилетнего плана и в 1,8 раза их выпуск в 1982 году.
Был предусмотрен существенный рост производства товаров народного потребления.
В легкой промышленности намечался рост производства по сравнению с 1982 годом на 2,7 проц. Улучшится и расширится ассортимент тканей, одежды, обуви, пользующихся повышенным спросом населения. Значительно увеличится выпуск постельного белья, плащей, пальто и курток из смесовых тканей, спортивной обуви.
Производство товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения предусматривается в объеме почти 53 млрд. рублей и возрастет на 8 процентов.
В плане было намечено обновление ассортимента, улучшение качества и технических параметров товаров длительного пользования. Увеличится выпуск цветных телевизоров, холодильников большой емкости, стиральных машин, кассетных магнитофонов, кинофотопленки, изделий из пластмасс, посуды, садово-огородного инструмента и инвентаря.
В последнее время Центральный Комитет партии и правительство принимали меры к повышению роли Советов Министров союзных республик, министерств, ведомств и местных органов в увеличении производства и повышении качества товаров народного потребления, в улучшении снабжения населения разнообразными товарами.
К сожалению, на местах еще не всегда оперативно решали вопросы, связанные с выпуском товаров для населения, далеко не полностью использовали имевшиеся для этого резервы.
Некоторые руководители предпочитали дожидаться поставок товаров из центра, завозили из других районов и областей, а иногда и из других республик даже самые простейшие изделия, которые могли быть изготовлены на местах. Тем более, что для этого не требовалось ни больших капитальных вложений, ни дорогостоящего привозного сырья.
Советам Министров союзных республик, многим министерствам и ведомствам, в том числе тяжелой промышленности, впервые в плане устанавливались задания по производству товаров народного потребления на рубль фонда заработной платы. Тем самым воедино связывались вопросы денежных доходов населения и производства потребительских товаров не только по стране в целом, но и по отдельным республикам и областям.
Развитие агропромышленного комплекса и реализация Продовольственной программы СССР
Генеральный курс нашей партии на первоочередное решение социальных проблем и рост благосостояния народа нашел воплощение в одобренной майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС Продовольственной программе на период до 1990 года. Эта многогранная целевая программа являлась важнейшей составной частью экономической стратегии партии. Ее отличительная черта — комплексный подход, предусматривавший объединение усилий сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности, транспорта, заготовок, торговли во имя достижения общей конечной цели — обеспечить снабжение населения всеми видами продовольствия, существенно улучшить структуру питания.
План на 1983 год по развитию отраслей агропромышленного комплекса, их материально-техническому и финансовому обеспечению был разработан в соответствии с заданиями пятилетнего плана и Продовольственной программы.
В целом на развитие отраслей агропромышленного комплекса направлялось около 47 млрд. рублей капитальных вложений, или на 4,3 проц. больше, чем в текущем году. При этом объем капиталовложений на строительство объектов кормопроизводства и кормоприготовления возрастет на 15 проц., овощекартофелехранилищ и фруктохранилищ — на 23 проц. На жилищно-коммунальное и культурно-бытовое строительство для работников сельского хозяйства предусматривалось направить 5,2 млрд. рублей государственных капитальных вложений, или больше 1982 года на 8 процентов.
В 1983 году сельское хозяйство получит большое количество автомобилей различной грузоподъемности, энергонасыщенных тракторов, тракторных прицепов, более совершенных комбайнов, машин для механизации животноводства, другой высокопроизводительной техники. Поставки сельскому хозяйству минеральных удобрений составят 22,8 млн. тонн в пересчете на 100 процентов питательных веществ, что соответствовало заданию пятилетнего плана.
За счет государственных капитальных вложений будет введено 676,5 тыс. га орошаемых земель, осушено 714,6 тыс. га, обводнено пастбищ на площади почти 4 млн. га.
Валовая продукция сельского хозяйства в 1983 году составит 137,3 млрд. рублей и возрастет по сравнению с 1982 годом на 13 млрд. рублей, или на 10,5 процента.
Планом предусмотрено усиление интенсификации сельскохозяйственного производства, повышение его эффективности на основе более рационального использования земли, техники, трудовых и материальных ресурсов. Рост продукции растениеводства и животноводства должен был быть достигнут в первую очередь путем повышения урожайности культур, укрепления кормовой базы, внедрения в производство достижений науки и техники.
Объемы производства и закупок продукции растениеводства были предусмотрены в основном на уровне заданий пятилетнего плана на 1983 год.
Однако объемы производства и закупок животноводческой продукции, а также поставок в общесоюзный фонд мяса и молока были установлены несколько ниже заданий пятилетнего плана на этот год, что было связано главным образом с недобором зернофуража в текущем году.
В плане намечалось дальнейшее развитие личного подсобного хозяйства колхозников, рабочих и служащих, которым будет оказываться возможная помощь в приобретении необходимого инвентаря, кормов, поросят, молодняка птицы, удобрений, а также в обработке приусадебных участков и реализации излишков продукции.
Опыт показывал, что в результате организации и развития подсобных хозяйств на промышленных, строительных, транспортных и других предприятиях в распоряжение трудящихся поступала весомая прибавка продуктов животноводства и овощеводства. В связи с этим министерствам, ведомствам и союзным республикам было необходимо всемерно расширять создание агроцехов при подведомственных предприятиях и организациях.
Важная роль в реализации Продовольственной программы была отведена пищевой промышленности.
В 1983 году производство мяса увеличится на 6,1 проц., масла животного на 8,4 проц., сыра на 6,8 проц., консервов на 4 проц. Расширится производство продуктов, готовых к употреблению, полуфабрикатов, кулинарных и колбасных изделий, свежезамороженных плодов и овощей, продуктов из картофеля, цельномолочной продукции, сахара, растительного масла.
Минмясомолпрому СССР, Минпищепрому СССР и Минплодоовощхозу СССР было необходимо осуществить меры по значительному улучшению качества выпускаемой ими продукции, сокращению потерь сырья, по расширению ассортимента и более широкому внедрению безотходных технологий, по созданию мощностей для хранения сельскохозяйственной продукции.
В 1983 году на 2 проц. возрастет производство товарной пищевой рыбной продукции, в том числе рыбы живой и охлажденной на 7 проц., сельди — на 21 проц., рыбы сушеной и вяленой — на 8 проц., балычных изделий — на 16 процентов.
Развитие транспорта и связи
Значительное место в плане на 1983 год отводилось развитию транспорта и связи.
Планом намечалось увеличить грузооборот всех видов транспорта на 3,6 проц. Наибольший прирост грузооборота приходился на трубопроводный транспорт.
Грузооборот железнодорожного транспорта возрастет на 2,2 проц., что должно было обеспечить потребности народного хозяйства в перевозках грузов.
В будущем году было предусмотрено ввести в действие почти 1.100 км новых железнодорожных линий и вторых путей. Железнодорожный транспорт получит несколько десятков тысяч грузовых магистральных вагонов, большое количество секции магистральных тепловозов и электровозов.
Выполнение намеченных заданий потребует от МПС принятия действенных мер для ликвидации серьезных недостатков в руководстве эксплуатационной деятельностью железных дорог, в организации своевременного ремонта локомотивов и вагонов, повсеместного укрепления технологической и трудовой дисциплины.
Грузоотправители и грузополучатели должны были строго соблюдать нормы времени на погрузо-разгрузочные операции.
На морском транспорте перевозки грузов в заграничном плавании судами отечественного флота увеличатся почти на 3 процента.
Грузооборот автомобильного транспорта в целом по народному хозяйству намечался в объеме 468 млрд. т-км. Будет введено в эксплуатацию примерно 12 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием.
Совет Министров СССР обязал министерства, ведомства и Советы Министров союзных республик более требовательно подходить к определению перевозок грузов автотранспортом, добиваться резкого сокращения порожних пробегов машин, экономного расходования топлива.
Пассажирооборот по всем видам транспорта в будущем году возрастет на 1,5 проц., что позволит более полно удовлетворить потребности населения.
Дальнейшее развитие получат связь и телевидение.
Продолжится создание единой автоматизированной сети связи страны на основе внедрения новейших систем передачи информации. Возрастет протяженность междугородных телефонных каналов, на 30 проц. по сравнению с заданием пятилетнего плана увеличится ввод в действие сельских АТС общего пользования, а также внутрипроизводственной и диспетчерской телефонной связи в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях.
90 проц. населения будет охвачено телевизионным вещанием.
Капитальное строительство.
Наращивание экономического потенциала СССР, модернизация основных фондов народного хозяйства в решающей степени зависели от объема и эффективности использования капитальных вложений.
По плану на 1983 год капитальные вложения по всем источникам финансирования составят 144,8 млрд. рублей. Против 1982 года они возрастут на 3,2 проц. и будут несколько выше заданий пятилетнего плана. Объем строительно-монтажных работ был предусмотрен в размере 71 млрд. рублей, или на уровне ожидаемого в текущем году.
В плане было намечено улучшение технологической структуры государственных капитальных вложений. Доля затрат на оборудование возрастет в 1983 году до 42,1 проц. против 39,1 проц. по пятилетнему плану. Соответственно уменьшится доля строительно-монтажных работ.
Значительно выше ожидаемого уровня 1982 года будут лимиты строительно-монтажных работ по топливно-энергетическим отраслям, ведущим отраслям машиностроения, легкой и пищевой промышленности. Увеличится также объем строительно — монтажных работ в черной металлургии, химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно — бумажной промышленности и промышленности строительных материалов.
В докладе отмечалось, что некоторые министерства и ведомства, союзные республики не уделяли должного внимания обновлению и совершенствованию действующих основных производственных фондов и все еще пытались решать вопросы развития отраслей в основном за счет нового строительства. Такое отношение к важному государственному делу необходимо было в корне изменить. Модернизация действующих основных производственных фондов должна была стать ведущим направлением в развитии и совершенствовании производства. Именно на это нацеливали хозяйственных руководителей решения парт и правительства.
В плане на 1983 год особое внимание было уделено ускорению ввода в действие мощностей и объектов. За счет государственных капитальных вложений было предусмотрено ввести в действие основные фонды общей стоимостью 125,4 млрд. рублей. При этом ввод основных фондов увеличится на 5,9 проц. при росте государственных капитальных вложений на 4,4 проц., что позволит к концу 1983 года уменьшить незавершенное строительство и довести его до 78 проц. годового объема капитальных вложений против 85 проц. в 1982 году.
Была проведена работа по концентрации капитальных вложений и мощностей строительных организаций на важнейших стройках. В этих целях было сокращено число вновь начинаемых строек производственного назначения сметной стоимостью 3 млн. рублей и выше.
Все это свидетельствовало о намечавшемся повышении эффективности капитальных вложений и строительного производства.
Вместе с тем еще значительные сверхнормативные объемы незавершенного строительства сохранятся в цветной металлургии, машиностроении, химической, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности и некоторых других отраслях.
В целях выполнения заданий по капитальному строительству, предусмотренных планом, Совет Министров СССР обязал все строительные министерства в ведомства разработать и осуществить меры по улучшению использования мощностей и совершенствованию организация строительного производства.
Развитие науки и техники.
В 1983 году намечалось дальнейшее развитие научных исследований и проектно-конструкторских работ, рост масштабов внедрения в производство достижений науки и техники, способствующих переводу экономики на путь интенсивного развития и повышению эффективности общественного производства.
В Государственный план было включено более 1.000 заданий по освоению новых видов продукции и свыше 300 заданий по внедрению новых технологий и мероприятий по механизации и автоматизации производства. Всего, с учетом планов министерств и ведомств, предусматривалось освоить около 4 тысяч новых видов машин, оборудования, приборов, материалов.
Будет продолжена реализация 170 научно — технических программ, включенных в состав Государственного плана экономического и социального развития СССР на одиннадцатую пятилетку. Главным направлением этих программ являлось создание, освоение и широкое внедрение новой техники и технологических процессов, обеспечивающих экономию трудовых и материальных затрат, повышение качества выпускаемой продукции.
Освоение в производстве новых технических средств и технологических процессов, а также намечаемое расширение объемов их внедрения будут способствовать обновлению выпускаемой продукции и производственных фондов, повышению их технического уровня и улучшению экономических показателей развития отраслей народного хозяйства.
Ускорится внедрение новых технологических процессов с использованием методов плазменной обработки металлов.
В приборостроении намечалось освоить производство 560 новых видов приборов, средств автоматизации и вычислительной техники, способствующих повышению эффективности систем управления, контроля и регулирования в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях. Будет организован выпуск ряда общепромышленных приборов с применением микроэлектроники, оптоэлектроники и вычислительной техники, комплексов приборов для поиска и разведки полезных ископаемых, для оснащения научных исследований и контроля за состоянием окружающей природной среды.
В плане предусматривалось первоочередное ассигнование средств на работы, связанные с реализацией научно — технических программ и развитием фундаментальных и прикладных исследований по важнейшим проблемам естественных и общественных наук.
На финансирование научно-исследовательских работ направлялось 25,5 млрд. рублей, или на 6,2 проц. больше, чем в 1982 году, при росте национального дохода на 3,3 процента.
Министерствам и ведомствам необходимо было разработать мероприятия, обеспечивавшие выполнение заданий по развитию науки и техники, так как без этого была немыслима интенсификация общественного производства.
Социальное развитие и повышение народного благосостояния.
В 1983 году будет продолжено осуществление намеченных XXVI съездом КПСС мероприятий по решению крупных социальных проблей и повышению материального и культурного уровня жизни советского народа. Рост производства товаров народного потребления и объема услуг, увеличение доли фонда потребления в национальном доходе дадут возможность повысить реальные доходы на душу населения в будущем году на 3,0 проц., против среднегодового их прироста за первые два года пятилетка на 1,8 проц. Общественные фонды потребления увеличатся за год на 4,7 проц. и составят 134 млрд. рублей.
Среднемесячную денежную заработную плату рабочих и служащих намечалось повысить до 180,4 рубля и оплату труда колхозников — до 130 рублей в месяц, или соответственно на 1,9 и 2,1 проц. по сравнению с 1982 годом.
В плане были учтены дополнительные расходы на повышение уровня жизни народа в сумме 3,4 млрд. рублей, в том числе более 2 млрд. рублей на мероприятия в области оплаты труда. За счет этих средств в 1983 году будут повышены должностные оклады руководящим работникам, специалистам и служащим совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, расположенных в районах Сибири, Дальнего Востока, Урала, Центрально-Черноземном районе и Нечерноземной зоне РСФСР. На указанных предприятиях будут введены надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы в данном хозяйстве и установлен дополнительный отпуск рабочим-животноводам, будут введены районные коэффициенты к заработной плате работников совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий в большинстве областей Урала и Казахстана, а также осуществлены другие мероприятия в соответствии с постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР по реализации Продовольственной программы.
Будет усилена государственная помощь семьям, имеющим детей. На всей территории страны завершится предоставление частично оплачиваемого отпуска работающим матерям по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и единовременного пособия по случаю рождения ребенка. В районах Дальнего Востока, Сибири и Севера СССР распространится выплата ежемесячного пособия на детей в малообеспеченных семьях со среднедушевым доходом до 75 рублей в месяц. Устанавливались дополнительные льготы по оплате путевок в пионерские лагеря.
Будет осуществлен ряд мер в области социального обеспечения трудящихся. Предусматривалось улучшить пенсионное обеспечение лиц, проработавших на одном предприятии, в учреждении или организации не менее 25 лет, а для женщин, имевших детей, — 20 лет. Намечалось проведение и других социальных мероприятий. Общие расходы на эти цели с начала пятилетки составят в расчете на 1983 год 7,3 млрд. рублей.
Продолжится погашение облигаций государственных внутренних займов.
Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли возрастет в 1983 году на 5,4 проц. и составит 314,6 млрд. рублей. В плане предусматривалось увеличение рыночных фондов по сравнению с 1982 годом по всем товарам массового спроса и особенно по товарам культурно-бытового и хозяйственного назначения. Существенно возрастут рыночные фонды строительных материалов.
Годовой объем реализации бытовых услуг населению увеличится на 6,8 проц., в том числе в сельской местности — на 8,2 проц. Более высокий рост бытовых услуг предусматривался в восточных районах страны.
В 1983 году, как и в предыдущие годы, широким фронтом будет вестись жилищное строительство. За счет всех источников финансирования намечалось ввести в эксплуатацию жилые дома общей площадью 106,6 млн. кв. метров, что превышало задание пятилетнего плана на этот год. Значительно увеличится объем жилищно-строительной кооперации. За счет ее средств было предусмотрено построить жилые дома общей площадью 7,9 млн. кв. метров, против 5,3 млн. кв. метров ожидаемого ввода в 1982 году. Для членов жилищно-строительных кооперативов первоначальный взнос был снижен с 30—40 проц. до 20—30 проц. от стоимости квартир. До 25 лет увеличен срок погашения предоставляемого государством кредита, а отдельным группам населения были установлены и другие льготы.
В 1983 году войдут в строй новые объекты народного просвещения, культуры и здравоохранения.
За счет государственных капитальных вложений и других источников финансирования намечалось построить общеобразовательные школы на 795 тыс. мест, в том числе в сельской местности на 468 тыс. мест. В дневных общеобразовательных школах в 1983/84 учебном году будет обучаться более 40 млн. человек, из них в школах и группах с продленным днем — 12,3 млн. школьников. В постоянных дошкольных учреждениях будет воспитываться свыше 16 млн. детей.
Выпуск специалистов с высшим и средним специальным образованием составит в будущем году 2,1 млн. человек, а общее число дипломированных специалистов, занятых в народном хозяйстве, достигнет 32 млн. человек.
Войдут в строй новые больницы на 52 тыс. коек и амбулаторно-поликлинические учреждения — на 81 тыс. посещений в смену.
Объем производства медицинской промышленности возрастет почти на 5 процентов. Будет освоен выпуск новых эффективных лекарственных средств и медицинской техники.
В распоряжение трудящихся поступят новые здравницы — дома отдыха, пансионаты, санатории. Расширится сеть пионерских лагерей, туристских баз.
Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства, профсоюзные органы, местные Советы должны были осуществлять постоянный контроль за выполнением плана строительства жилых домов, школ, дошкольных учреждений, больниц, поликлиник, обеспечивать их своевременный ввод в эксплуатацию.
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
В нашей стране государство выделяло большие материальные и финансовые ресурсы на охрану окружающей среды.
В плане на 1983 год предусматривалось ввести в действие за счет государственных капитальных вложений сооружения для очистки сточных вод общей мощностью 4,6 млн. куб. м в сутки и установки для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов мощностью 40 млн. куб. м газа в час. Это будет способствовать защите воздушного и водного бассейнов от загрязнения.
Потребности промышленных предприятий в водных ресурсах будут удовлетворяться в основном за счет увеличения объема оборотной и последовательно используемой воды. В 1983 году ее доля в валовом водопотреблении на производственные нужды промышленности превысит 70 проц. Мощность вводимых в действие систем оборотного водоснабжения составит 24 млн. куб. м в сутки.
Значительное внимание в плане было уделено защите почв от ветровой и водной эрозии. Для этого намечалась закладка лесополос на площади более 50 тыс. га, террасирование крутых склонов на площади около 10 тыс. га. На строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений было намечено направить более 175 млн. рублей капитальных вложений.
Планом на 1983 год было намечено возвратить сельскому и лесному хозяйству страны за счет рекультивации свыше 130 тыс. га нарушенных земель, что на 4,6 проц. больше, чем в текущем году.
Дальнейшее развитие получит применение биологических методов борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных растений и лесов. Будут организованы новые заповедные территории, расширены охотничьи угодья.
Были предусмотрены меры по расширению комплексного использования полезных ископаемых, сокращению их потерь при добыче и обогащении. Возрастет полнота извлечения из недр угля и горючих сланцев, руд черных и цветных металлов, других полезных ископаемых. Ряд министерств приступит к осуществлению целевой программы по обеспечению комплексного использования основных видов минеральных ресурсов.
Всего на реализацию природоохранных мероприятий в 1983 году будет направлено 1,9 млрд. рублей государственных капитальных вложений.
Размещение производительных сил и развитие хозяйства союзных республик
В нашем многонациональном государстве экономика каждой республики занимала важное место в общесоюзном разделении труда, вносила все более весомый вклад в национальное богатство страны.
Планом на 1983 год предусматривалось дальнейшее экономическое и социальное развитие всех союзных республик и экономических районов.
Особое внимание уделялось повсеместному развитию агропромышленного комплекса, повышению плодородия земель, созданию устойчивой кормовой базы, интенсификации животноводства. Были намечены меры по увеличению производства, улучшению качества и расширению ассортимента товаров народного потребления, улучшению социально-экономических условий жизни населения.
Ускоренными темпами будет и впредь развиваться экономика восточных районов страны.
В целях более полного обеспечения народного хозяйства энергоресурсами было предусмотрено ввести в эксплуатацию Локосовский газоперерабатывающий завод мощностью 1 млрд. куб. м переработки газа в год, новые турбоагрегаты на Сургутской ГРЭС №1, Красноярской ГРЭС №2, а также на Барнаульской, Западно-Сибирской, Иркутской и других ТЭЦ.
В Канско-Ачинском территориально — производственном комплексе будут увеличены мощности по добыче угля на действующих разрезах, ускорится сооружение Березовской ГРЭС и угольного разреза «Березовский» №1.
В районах Дальнего Востока войдут в строй новые мощности по производству электроэнергии, добыче угля.
В европейской части СССР и на Урале в связи с ограниченностью топливно-энергетических, сырьевых и водных ресурсов, а также сложной демографической ситуацией промышленность будет развиваться главным образом за счет дальнейшей интенсификации производства, более эффективного использования производственных фондов, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий.
Дальнейшее развитие получат сельское хозяйство и связанные с ним отрасли промышленности в Нечерноземной зоне РСФСР.
В Украинской ССР высокими темпами будут расти приборостроение, станкостроение, химическое и сельскохозяйственное машиностроение, производство машин для животноводства и кормопроизводства. Увеличится выработка электроэнергии, причем весь прирост ее будет получен на атомных электростанциях.
Возрастет производство минеральных удобрений, продукции легкой и пищевой промышленности. Расширится производство зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, овощей, плодов и ягод, продукции животноводства.
В Белорусской ССР ускоренными темпами будут развиваться химическая промышленность, машиностроение, а также легкая и пищевая промышленность. Войдут в строй мощности по производству минеральных удобрений, тракторов, грузовых автомобилей.
Расширится производство продукции земледелия и животноводства.
В Казахской ССР продолжится формирование и развитие Павлодар-Экибастузского территориально-производственного комплекса, где предусматривалось наращивание мощностей на Экибастузской ГРЭС №1, строительство Экибастузской ГРЭС №2, что позволит улучшить энергоснабжение районов Казахстана и Сибири.
В Молдавской ССР будут развиваться машиностроение и пищевая промышленность. Увеличится производство винограда, плодов, табака и других культур.
В союзных республиках Прибалтики опережающие темпы развития были намечены по электротехнической промышленности, приборостроению, промышленности средств связи и электронике. Возрастет производство продукции животноводства и растениеводства, продолжатся работы по осушению переувлажненных земель.
В союзных республиках Закавказья наибольший рост производства был предусмотрен в цветной металлургии, машиностроении, особенно в станкостроении и электротехнике.
Расширится выпуск продукции легкой и пищевой промышленности. Намечалось увеличить сбор винограда, чая, плодов, овощей, цитрусовых, производство продукции животноводства.
В республиках Средней Азии, располагавших значительными трудовыми ресурсами, продолжится развитие трудоемких отраслей машиностроения и легкой промышленности, создание филиалов предприятий в малых и средних городах. Дальнейшее развитие получит хлопководство, производство овощей, фруктов, винограда, продукции животноводства.
Развитие внешних экономических связей.
Плановая советская экономика развивалась как ведущее звено экономики мировой социалистической системы. С каждым годом теснее становились взаимовыгодные торговые, экономические и научно-технические связи с братскими социалистическими странами.
Новым шагом на пути упрочения сотрудничества социалистических стран явились решения состоявшегося в июне с. г. в Будапеште заседания XXXVI сессии СЭВ. В ходе его было подтверждено, что как международные условия, так и логика развития социалистического содружества, необходимость решения назревших экономических проблем и преодоления возникавших трудностей требовали всемерного углубления социалистической экономической интеграции. Сессия одобрила принципиально важный документ — программу координации народнохозяйственных планов на 1986—1990 годы.
В 1983 году торговля Советского Союза с социалистическими странами возрастет на 7,7 проц., а их доля во внешнеторговом обороте СССР достигнет почти 58 процентов.
По соглашениям о сотрудничестве в строительстве предприятий и объектов на территории СССР страны — члены СЭВ будут поставлять оборудование и материалы для развития нефтехимической и газовой промышленности, черной металлургии, электроэнергетики, микробиологической промышленности. Будет продолжено строительство Хмельницкой и Южно-Украинской атомных станций, Мозырского завода кормовых дрожжей. В целом доля оборудования в импорте из стран — членов СЭВ составит почти 50 процентов.
Кроме того, из социалистических стран Советский Союз в 1983 году получит обувь, ткали, трикотажные изделия и продовольствие.
СССР будет поставлять этим странам нефть и нефтепродукты, природный газ, электроэнергию, целлюлозу, асбест, железную руду, черные и цветные металлы, оборудование, машины и другие товары.
Объем торговли с капиталистическими странами в 1983 году планируется несколько выше заданий пятилетнего плана. Это отражало готовность нашего государства постоянно развивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество. Импорт из капиталистических стран будет включать машины и оборудование, а также товары народного потребления. На основе компенсационных соглашений в 1983 году будут поставляться оборудование и материалы для химической и газовой промышленности, черной и цветной металлургии, для развития лесной и деревообрабатывающей промышленности на Дальнем Востоке, в районах, прилегающих к трассе БАМа. В основном завершится сооружение экспортного газопровода Уренгой — Ужгород, по которому в начале 1984 года будет поступать газ в страны Западной Европы.
Советский Союз будет продолжать оказывать многим развивающимся странам содействие в строительстве промышленных предприятий и других объектов, в том числе в строительстве атомных и тепловых электростанций, предприятий черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, в проведении геологоразведочных работ на нефть и газ, в сооружении других объектов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 4. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других