Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 4

Борис Мирошин

В книге приводятся документы и материалы о жизни в СССР в эпоху Брежнева. В эти годы автор работал первым секретарем Орского горкома комсомола, избирался делегатом на XVIII Съезд ВЛКСМ. Комсомольская работа познакомила его с новыми интересными людьми.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Сессия Верховного Совета СССР

О Государственном пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы и о Государственном плане развития народного хозяйства СССР на 1977 год.

Из доклада заместителя Председателя Совета Министров СССР, председателя Госплана СССР депутата Я. К. БАЙБАКОВА.

Десятый пятилетний план — конкретная программа претворения в жизнь экономической политики партии.

В плане обеспечивалось решение главной задачи пятилетки — последовательное осуществление курса Коммунистической партии на подъем материального и культурного уровни жизни народа на основе динамичного и пропорционального развития общественного производства и повышения его эффективности, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда, всемерного улучшения качества работы во всех звеньях народного хозяйства.

Десятый пятилетний план характеризовался рядом особенностей, отвечавших требованиям современного этапа экономического развития нашей страны. Возросший производственный потенциал позволял нам все больше внимания уделять социально-экономическим вопросам, и прежде всего повышению материального и культурного уровня жизни советских людей, улучшению условий их труда и быта.

Усиливалась роль повышения эффективности общественного производства, интенсивных факторов, научно-технического прогресса в решении задач развития народного, хозяйства.

В плане было предусмотрено динамичное развитие всех отраслей, улучшение народнохозяйственных, межотраслевых и территориальных пропорций на основе быстрого роста тяжелой индустрии — фундамента социалистической экономики.

Намечалось последовательное претворение в жизнь долгосрочной аграрной политики партии, направленной на обеспечение надежного снабжения населения продовольствием, промышленности сельскохозяйственным сырьем, дальнейшее сближение материальных и культурно-бытовых условий жизни трудящихся города и деревни.

В десятой пятилетке должны были полнее использоваться возможности международного социалистического разделения труда, прежде всего путем реализации Комплексной программы социалистической экономической интеграции. Расширится экономическое сотрудничество и с остальными странами мира.

Ускорение научно-технического прогресса и интенсификации производства, создание новых производственных мощностей позволяли обеспечить высокие темпы роста национального дохода, всех отраслей народного хозяйства. Так, национальный доход в 1976 — 1980 годах увеличивался на 26 процентов. Абсолютный прирост его составит 93,5 млрд. рублей и увеличится по сравнению с девятой пятилеткой почти на 14 млрд. рублей; продукция промышленности вырастет на 36 процентов, а абсолютный прирост достигнет 183,5 млрд. рублей, или на 30 млрд. рублей больше, чем в девятой пятилетке. Валовая продукция сельского хозяйства по среднегодовому производству увеличится на 16 процентов и абсолютный прирост составит 18,2 млрд. рублей, или больше, чем в прошлой пятилетке, почти на 5 млрд. рублей.

Более высокими, чем в девятой пятилетке, будут абсолютные приросты и других показателей развития народного хозяйства, в том числе определяющих рост уровня жизни народа — розничного товарооборота и реальных доходов населения.

Говоря о темпах развития нашей экономики, говорилось в докладе, следует отметить все возрастающую весомость каждого процента прироста. Так, если в восьмой пятилетке один процент прироста национального дохода составлял 2 млрд. рублей, то в текущей пятилетке он увеличится до 3,6 млрд. рублей, или в 1,8 раза.

В соответствии с решениями XXV съезда КПСС в плане обеспечивалось улучшение структуры общественного производства, его сбалансированности. Для этого намечались высокие темпы роста производства средств производства в промышленности, и прежде всего машиностроения, химической и нефтехимической промышленности. Общий объем выпуска продукции группы «А» за пятилетие возрастет более чем на 138 млрд. рублей, что позволит обеспечить народное хозяйство современным оборудованием, высокоэффективным сырьем, материалами и энергией.

Десятая пятилетка, говорилось в докладе, как известно, — пятилетка эффективности и качества. Эта краткая, но емкая характеристика нашла отражение в конкретных заданиях пятилетнего плана. Предусматривалось улучшить использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Производительность общественного труда возрастет в целом по народному хозяйству на 25 процентов. В промышленности ее рост составит примерно 31 процент, в общественном секторе сельского хозяйства — 28 процентов (в расчете по среднегодовому производству), в строительстве — более 30 процентов и на железнодорожном транспорте — 20 процентов. Для этого в плане намечалось осуществление ряда мер. Особое внимание уделялось механизации и автоматизации производства, сокращению численности работников, занятых ручным трудом. Было предусмотрено также ускорить перевооружение всех отраслей народного хозяйства высокопроизводительной техникой и повысить фондовооруженность труда. В промышленности за 1976—1980 годы она увеличится на 34 процента, в общественном секторе сельского хозяйства более чем на 60, а в целом по народному хозяйству на 36 процентов.

На этой основе, а также путем улучшения организации труда и производства ставилась задача обеспечить опережающий, по сравнению с фондовооруженностью, рост производительности труда. Совет Министров СССР поручил министерствам и ведомствам СССР разработать и осуществить в процессе выполнения пятилетнего плана дополнительные меры по улучшению использования основных фондов и повышению фондоотдачи.

Большое значение для роста эффективности общественного производства имело рациональное и экономное использование материальных ресурсов, соблюдение режима экономии. Путем совершенствования технологии производства, применения новых экономичных материалов и изделий, а также осуществления других мероприятий намечалось снизить нормы расхода материальных ресурсов и сэкономить в 1980 году по сравнению с 1975 годом 9 млн. тонн проката черных металлов, 50 млрд. киловатт-часов электроэнергии, 35 млн. тонн котельно-печного топлива, 5,5 млн. тонн автомобильного бензина и большое количество других видов сырья и материалов.

За пятилетку снизится материалоемкость общественного продукта, в результате чего экономия по народному хозяйству составит в расчете на 1980 год около 8 млрд. рублей.

Говоря об экономии и более эффективном использовании в народном хозяйстве материальных ресурсов, говорил докладчик, следует особо подчеркнуть вопросы вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных и топливно-энергетических ресурсов, улучшения организации заготовки и переработки отходов производства и попутных продуктов. Между тем этой важной проблеме не всегда уделялось достаточно внимания. Слабо развивались мощности по переработке и использованию вторичных ресурсов, недостаточна была сеть приемных пунктов по их сбору. Необходимо было, чтобы министерства, ведомства СССР и союзные республики обеспечили безусловное выполнение заданий по улучшению использования и экономии сырья и материалов.

В плане усиливалась роль качественных показателей. Министерствам и ведомствам были установлены задания по повышению технико-экономического уровня производства. Должен был обновиться ассортимент и расшириться номенклатура продукции. За пятилетку будет освоено производство около 20 тыс. наименований продукции против 16,5 тыс. в 1971 — 1975 годах. В общем объеме промышленного производства значительно возрастет удельный вес продукции с государственным Знаком качества.

Основа роста эффективности производства — научно-технический прогресс. Он определял направления совершенствования структуры и технико-экономический уровень материального производства. За последние годы и особенно в девятой пятилетке заметно ускорилось внедрение новой техники в производство, что позволило вдвое увеличить в 1971 — 1975 годах масштабы освоения новых видов промышленной продукции.

Однако если говорить о перспективах экономического развития, продолжал докладчик, то нас уже не может удовлетворить достигнутое. Поэтому предусматривались меры по усилению воздействия плана на темпы научно-технического прогресса. В пятилетний план был включен специальный раздел, в котором предусматривались расширение применения наиболее эффективной техники и технологии, создание и освоение производства комплексов оборудования и систем машин, увеличение выпуска новых прогрессивных видов изделий. Предусматривалось также развитие исследований и разработок по принципиально новым направлениям науки и техники.

Говоря о техническом прогрессе, подчеркивалось в докладе, в его ускорении должна была возрасти роль Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике, Академии наук СССР и академий наук союзных республик, научных учреждений министерств и ведомств СССР. Этим организациям необходимо было добиться повышения эффективности средств, направляемых на развитие науки, улучшить разработку и ускорить внедрение в производство новой техники и технологии.

Программа социального развития и повышения благосостояния народа.

Рост материального производства, его эффективности являлся основой широкой программы социального развития страны и повышения уровня жизни народа. Она охватывала большой круг мероприятий в области труда и быта советских людей, обеспечивала более полное удовлетворение их материальных и духовных потребностей, всестороннее развитие личности, формирование коммунистической сознательности и общественной активности каждого гражданина нашей страны и была направлена на дальнейшее развитие социалистического образа жизни.

Усиление социальной направленности развития нашей экономики находило выражение в опережающем росте фонда потребления в национальном доходе, доля которого повышалась за пятилетие с 73,5 до 75 процентов. Это позволяло только за счет перераспределения национального дохода направить на удовлетворение потребностей советских людей дополнительно 7 млрд., а всего фонд потребления увеличивался почти на 70 млрд. рублей.

Рост и распределение национального дохода обеспечивали повышение реальных доходов в расчете на душу населения в пятилетии на 21 процент. Особое внимание уделялось совершенствованию оплаты труда. Из 17,7 млрд. рублей, направляемых в расчете на 1980 год в централизованном порядке на новые общегосударственные мероприятия по повышению уровни жизни, 13,7 млрд. рублей выделялось на эти цели.

Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих увеличится за пятилетие до 170 рублей или почти на 17 процентов, оплата труда колхозников от общественного хозяйства до 116 рублей, или на 26 процентов. За счет роста заработной платы рабочих, служащих и оплаты труда колхозников планировалось обеспечить три четверти прироста доходов населения.

В десятой пятилетке будет повышена заработная плата 31 млн. работников непроизводственных отраслей. В конце пятилетки предусматривалось начать новый этап повышения минимальной заработной платы, ставок и окладов рабочих и служащих.

Одновременно с мероприятиями по росту заработной платы должны были осуществляться и меры по улучшению тарифной системы, повышению роли заработной платы и нормирования труда в росте производства и его эффективности. Рост заработной платы будет в большей мере увязываться с производительностью труда и квалификацией работников.

Особое внимание уделялось мероприятиям, направленным на закрепление кадров в восточных районах нашей страны. Предусматривалось ввести надбавки к заработной плате рабочих и служащих за стаж работы в районах Дальнего Востока и продолжить введение районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не были установлены, на Урале и в некоторых районах Казахстана.

Важным источником увеличения реальных доходов трудящихся являлись общественные фонды потребления. Выплаты и льготы из этих фондов увеличатся за пятилетие 27 млрд. рублей, или на 30 процентов, и составят в 1980 году 117 млрд. рублей.

Будут проведены мероприятия по улучшению пенсионного страхования и другие. Повысятся минимальные размеры пенсий по старости и инвалидности, а также семьям, потерявшим кормильца. Для пенсионеров предусматривалось снизить цены на отдельные виды медикаментов.

Дальнейшему сближению социального обеспечения колхозного крестьянства, рабочих и служащих будет способствовать введение пенсий для бывших членов колхозов, имевших необходимый стаж работы в колхозах и на государственных предприятиях, в организациях и учреждениях, а также установление надбавок к пенсиям инвалидов первой группы из числа колхозников на уход за ними. Повысятся размеры пособий по инвалидности с детства.

В пятилетием плане было намечено ввести для работающих женщин частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, расширить льготы по пенсионному обеспечению многодетных матерей, повысить нормы расходов на питание и другие нужды в домах-интернатах, родильных домах, детских и в некоторых специализированных больницах и отделениях, а также нормы расходов на питание в школах-интернатах и детских домах.

Предусматривалось продолжить ежегодное погашение государственных внутренних займов, начатое в 1974 году по решению XXIV съезда КПСС.

В соответствии с ростом доходов населения объем розничного товарооборота намечалось увеличить на 29 процентов и довести его в 1980 году до 269 млрд. рублей.

На основе роста производства, расширения ассортимента и повышения качества улучшится структура потребления населением продуктов питания. Существенно увеличится потребление наиболее ценных пищевых продуктов. Так, потребление мяса и мясопродуктов возрастет за пятилетие на 10,5 процента, рыбы и рыбопродуктов — более чем на 24, фруктов и ягод — на 35, овощей и бахчевых на 27 процентов. Больше будет потребляться молока и молочных продуктов, яиц, растительного масла, сахара.

Увеличится продажа населению изделий легкой промышленности, значительно улучшится ассортимент тканей, одежды, трикотажных, чулочно-носочных изделий и обуви.

Возрастет продажа телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, холодильников, электропылесосов, часов, легковых автомобилей, мотоциклов, а также товаров бытовой химии и других изделий. К концу пятилетки на каждые 100 семей будет приходиться: 84 телевизора, 85 холодильников, 83 радиоприемника и т. д.

Растущие запросы советских людей ставили перед торговлей задачи по систематическому и всестороннему изучению спроса, повышению культуры обслуживания, предъявляли все более строгие требования к промышленности по производству товаров высокого качества и широкого ассортимента. Эти вопросы должны были постоянно находиться в центре внимания союзных республик, Минторга СССР, Центросоюза и министерств, выпускавших товары народного потребления.

Объем бытовых услуг, предоставляемых населению, достигнет в 1980 году более 8 млрд. руб., или возрастет в 1,5 раза, в том числе в сельской местности — в 1,7 раза. Улучшится качество услуг и повысится культура обслуживания населения. Будут введены в эксплуатацию новые современные предприятия бытового обслуживания.

Коммунистическая партия и Советское правительство, говорилось в докладе, проявляли повседневную заботу об улучшении жилищных условий трудящихся города и деревни. В 1976—1980 годах будут построены жилые дома общей площадью 550 млн. кв. метров. За годы пятилетки жилищные условия улучшат свыше 50 млн. человек. Большое внимание при этом будет уделяться качеству жилищного строительства, планировке и комфортабельности квартир, внутренней и внешней отделке жилых домов. К концу пятилетки 60 процентов государственных и кооперативных домов будет строиться по новым проектам. Значительный объем работ намечалось выполнить по благоустройству городов и сел, газификации жилого фонда, развитию водопроводной сети и других коммуникаций.

В социальной программе важное место занимала охрана здоровья населения. Планом предусматривалось укрепление материально-технической базы здравоохранения путем строительства больниц, поликлиник, профилакториев и других лечебных учреждений. Новые и действующие лечебные учреждения будут оснащаться современным медицинским оборудованием с использованием новейших научных и технических достижений. Число больничных коек к концу пятилетки достигнет 3,3 миллиона. Обеспеченность населения больничными койками в 1980 году в расчете на 10 тыс. жителей составит 123 койки. Повысится качество медицинского обслуживания и улучшится организация труда в лечебных учреждениях. Все более полно будет решаться задача профилактики заболеваний.

В соответствии с задачами экономического и социального развития страны осуществлялось комплексное совершенствование системы народного образования — коммунистического воспитания молодежи, повышения уровня общеобразовательной, трудовой и политехнической подготовки учащихся, улучшения методов обучения. Ускоренно будут развиваться профессионально-технические учебные заведения, в которых молодежь наряду со специальностью получала общее среднее образование. Всего за пятилетие профессионально-технические училища подготовят 10,7 млн. квалифицированных рабочих.

Высшими и средними специальными учебными заведениями будет подготовлено 9,6 млн. специалистов. Значительно увеличится выпуск специалистов для быстроразвивающихся отраслей, особенно по новым направлениям технического прогресса.

Возрастала роль социалистической культуры и искусства в коммунистическом воспитании советских людей. Для удовлетворения их разнообразных духовных запросов укреплялась материально-техническая база учреждений культуры, особенно в сельской местности и в новых районах промышленного строительства.

Одной из крупных социально-экономических проблем являлась охрана окружающей среды. В пятилетнем плане устанавливались задания по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Намечалось сократить выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, снизить потребление природных ресурсов на единицу продукции. Предусматривались и другие мероприятия по охране природы. Всего на осуществление программы охраны природы и рационального использования природных ресурсов в 1976—1980 годах выделялось около 11 млрд. рублей государственных средств.

Министерствам и Советам Министров союзных республик устанавливались задания по рекультивации 442 тыс. га. земель. Однако следовало подчеркнуть, говорил докладчик, что работы по рекультивации проводились еще недостаточно, особенно предприятиями черной металлургии, промышленности строительных материалов и некоторых других отраслей.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик необходимо было обратить серьезное внимание на разработку и внедрение технологических процессов производства, не загрязняющих природную среду.

Принятая XXV съездом КПСС и предусмотренная в десятом пятилетнем плане программа социального развития и повышения уровня жизни народа, говорилось в докладе, наглядно свидетельствовала о возросших возможностях зрелого социализма, усилении социальной направленности в развитии экономики страны.

Основные задачи и направления развития материального производства.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Для более полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в высококачественной продукции, а также ускорения темпов технического перевооружения и интенсификации производства во всех отраслях планом предусматривался значительный рост промышленности.

С удовлетворением можно отметить, говорилось в докладе, что развитие социалистической индустрии в десятой юбилейной пятилетке будет характеризоваться самыми высокими в истории нашей страны абсолютными приростами производства важнейших видов продукции. Это одно из ярких проявлений преимуществ социалистической плановой экономики.

В пятилетке, как и предусмотрено XXV съездом КПСС высокими темпами будет развиваться тяжелая индустрия, отрасли которой — топливно-энергетические, металлургия, химическая промышленность, машиностроение и другие оказывают решающее влияние на формирование структуры общественного производства и ускорение технического прогресса.

В 1980 году производство электроэнергии составит 1.380 млрд. киловатт-часов, или возрастет по сравнению с 1975 годом на 33 процента. За пятилетие будет введено в действие 71 млн. киловатт новых энергетических мощностей. Значительно возрастет выработка электроэнергии на атомных и гидроэлектростанциях. Ввод в действие мощностей на них увеличится по сравнению с предыдущей пятилеткой в 2,1 раза, в том числе на АЭС — почти в 4 раза. Атомные и гидравлические станции дадут в 1980 году 277 млрд. киловатт часов электроэнергии, или 20 процентов всего ее производства против 14 процентов в 1975 году.

В тепловой энергетике будет последовательно решаться задача преимущественного использования дешевых видов твердого топлива, особенно углей восточных районов, добываемых открытым способом. За пятилетку на базе этих углей было намечено ввести в действие более 11 млн. киловатт энергетических мощностей.

Добычу нефти и газового конденсата намечалось довести к 1980 году до 640 млн. тонн. При этом свыше 300 млн. тонн нефти будет добыто в Западной Сибири.

Повысится нефтеотдача пластов путем применения новых технологических процессов химического и теплового воздействия на нефтяные пласты и технических средств.

Добыча газа на 1980 год была установлена в размере 435 млрд. куб. м. Основной прирост добычи будет получен в Западной Сибири, что требовало серьезного внимания к освоению этого района и развитию газопроводного транспорта. За 1976—1980 годы планировалось построить 36,5 тыс. км. газопроводов. Общая их сеть к концу пятилетки достигнет почти 140 тыс. км.

Планом намечалось значительное расширение мощностей газоперерабатывающих заводов, особенно в Тюменской области.

Добыча угля достигнет в 1980 году 805 млн. тонн. При этом почти 30 процентов всего прироста обеспечивалось путем технического перевооружения и интенсификации производства на действовавших предприятиях.

Преимущественное развитие получит добыча угля открытым способом, удельный вес которой повысится с 30,8 процента в 1975 году до 35 процентов в 1980 году. Необходимо отмстить, говорилось в докладе, что ввод в действие новых мощностей по добыче угля был намечен с учетом сокращения продолжительности строительства шахт и разрезов за пятилетие примерно в 2 раза. Минуглепром СССР должен был принять неотложные меры по укреплению базы строительной индустрии в Канско-Ачинском, Кузнецком и Донецком бассейнах.

В результате осуществления программы добычи топлива в 1980 году в народнохозяйственный оборот будут вовлечены огромные топливно-энергетические ресурсы — свыше 2 млрд. тонн в пересчете на условное топливо, т. е. в 1,3 раза больше, чем в 1975 году, но это отнюдь не уменьшало важности их более рационального использования. Решение задачи снижения материалоемкости в народном хозяйстве предполагало необходимость снижения норм их расхода, увеличения использования вторичных топливных ресурсов, устранения потерь топливных ресурсов, устранения потерь топлива при его хранении и транспортировке. По расчетам экономия топлива с учетом развития атомной и гидроэнергетики должна была составить в 1980 году по сравнению с 1975 годом более 160 млн. тонн.

Большое внимание в плане уделялось обеспечению народного хозяйства черными и цветными металлами. Производство готового проката в 1980 году составит 117,5млн. тонн и стальных труб 19,8 млн. тонн. Существенно улучшиться сортамент металлопродукции. Так, производство холоднокатаной листовой стали, холоднокатаной трансформаторной стали и проката из низколегированной стали увеличится на 45—57 процентов при росте производства проката черных металлов в целом на 19 процентов.

Выпуск продукции цветной металлургии намечался в соответствии с заданиями Основных направлений. Среднегодовой темп прироста производства продукции цветной металлургии в десятой пятилетке составит 4,8 процента.

Намечалось ускорить развитие рудной базы и в первую очередь медной, свинцово-цинковой, вольфрамо-молибденовой промышленности, повысить извлечение полезных компонентов, комплексно использовать рудное сырье на всех стадиях его переработки, расширить ассортимент и улучшить качество цветных металлов.

Повышение эффективности всех отраслей народного хозяйства в большой степени было связано с ускоренным развитием химической и нефтехимической промышленности. Прирост продукции этих отраслей составит за пятилетие 63 процента. При этом существенно улучшится внутриотраслевая структура производства. В 1980 году выпуск минеральных удобрений достигнет 143 млн. тонн, или возрастет за пятилетие на 60 процентов. Улучшится качество минеральных удобрений.

Производство синтетических смол и пластмасс возрастет в 2 раза и достигнет в 1980 году 5,7 млн. тонн. В 1,5 раза увеличится выпуск химических волокон и нитей. Значительно вырастет производство синтетического каучука и продукции резинотехнической промышленности.

Более полно будут удовлетворяться потребности народного хозяйства в продукции малотоннажной химии, в синтетических красителях, химических добавках для производства полимерных материалов, текстильно-вспомогательных веществах, консервантах.

Выпуск продукции машиностроения и металлообработки — этой важнейшей отрасли тяжелой индустрии, увеличится на 53 процента, что обеспечивало в основном намечавшиеся в плане темпы нового строительства, технического перевооружения и обновления оборудования на действовавших предприятиях.

Основное внимание уделялось производству машин и оборудования для атомной энергетики, черной и цветной металлургии, химической промышленности, высокопроизводительной техники для сельского хозяйства, вычислительной техники, приборов и средств автоматизации, электротехнических изделий, средств механизации ручного труда, а также наращиванию выпуска высокопроизводительного металлообрабатывающего оборудования и кузнечно-прессовых машин. Большие задачи были поставлены перед машиностроителями по выпуску машин и оборудования для легкой и пищевой промышленности. Продолжится создание и внедрение в производство машин и агрегатов укрупненной единичной мощности.

В десятой пятилетке значительно возрастет производство строительных материалов, продукции лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, микробиологической и других отраслей промышленности. Задания плана по этим отраслям предусматривали более рациональное использование ресурсов, повышение качества продукции, рост эффективности производства. Так, свыше 80 процентов прироста ресурсов лесоматериалов планировалось получить путем углубления переработки заготовляемой древесины и совершенствования структуры выпуска продукции.

Для развития сырьевой базы промышленности было намечено на 27 процентов увеличить объем геологоразведочных работ. Главное внимание уделялось разведке новых крупных источников топливного сырья. Около 60 процентов объема геологоразведочных работ будет приходиться на эти цели. Министерству геологии и другим министерствам необходимо было повысить эффективность геологоразведочных работ, шире использовать новейшие достижения науки и техники.

Особое место в производстве промышленной продукции занимал выпуск товаров народного потребления. При этом основное внимание уделялось тому, чтобы решить одну из узловых проблем, поставленных XXV съездом партии, — полнее удовлетворять требования населения в товарах высокого качества и разнообразного ассортимента.

Производство изделий легкой промышленности возрастет на 27 процентов, пищевой — на 24 процента, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода — на 56 процентов. А в целом продукция группы «Б» промышленности увеличится на 32 процента.

В десятой пятилетке увеличится выпуск тканей и трикотажных изделий с применением новых видов химических волокон и высококачественных красителей, улучшатся отделка, внешний вид и другие потребительские свойства изделий. Было предусмотрено массовое производство одежды из искусственной кожи, замши, искусственного меха и других новых материалов. Возрастет выпуск изделий из смесовых тканей, в том числе сорочек в 3 раза, пальто и плащей — более чем в 4 раза. Производство искусственного меха, ковров и ковровых изделий возрастет в 2,2 раза, нетканых материалов типа тканей — в 3,5 раза.

Улучшится структура производства продовольственных товаров. Выпуск сосисок, сарделек и свинокопченостей увеличится более чем в 1,7 раза, копченых колбас и мясных полуфабрикатов — в 1,6 раза. Увеличится также продажа живой и охлажденной рыбы, копченых, вяленых и балычных рыбных товаров, кулинарных изделий, рыбного филе. Общий объем производства этой продукции превысит в 1980 году 1,5 млн. тонн, что в 1,9 раза больше, чем в 1975 году.

Больше будет выпускаться товаров длительного пользования с улучшенными техническими характеристиками, таких, как бытовые морозильники, холодильники емкостью до 320 литров, цветные и переносные телевизоры, кондиционеры, радиоприемники и радиолы высшего класса, видеомагнитофоны и другие.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Пятилетним планом предусматривалось дальнейшее значительное развитие сельского хозяйства, имеющего решающее значение для подъема уровня жизни народа. Как известно, сельскохозяйственная продукция и производимые из нее товары составляют более 2/3 розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли.

В пятилетнем плане намечалось увеличить объем сельскохозяйственного производства в среднегодовом исчислении на 16 процентов и довести его почти до 132 млрд. рублей.

Главной задачей оставалось развитие зернового хозяйства. Необходимо закрепить и развить успехи в этой области с тем, чтобы довести производство зерна к концу пятилетки до 235 млн. тонн.

В плане был предусмотрен рост урожайности зерновых культур на основе повышения культуры земледелия, широкого применения минеральных и органических удобрений, улучшения семеноводства и ускорения внедрения наиболее урожайных сортов, сокращения сроков проведения сельскохозяйственных работ. Наряду с этим следует усилить внимание местных советских и сельскохозяйственных органов к расширению посевных площадей под зерновые.

Намечалось также дальнейшее увеличение производства сахарной свеклы, хлопка, подсолнечника, овощей, фруктов, чая и других культур.

Особенное внимание уделялось созданию прочной кормовой базы животноводства. На 1976—1980 годы была разработана специальная комплексная программа производства кормов, в которую, наряду с объемами по производству кормов, были включены задания по поставке машин и оборудования, вводу и действие объектов для производства и приготовления кормов и другие. Производство комбикормов увеличится с 45 млн. тонн в 1975 году до 77 млн. тонн в 1980 году, а общее производство кормов составит 475 млн. тонн кормовых единиц.

Укрепление кормовой базы позволит увеличить поголовье скота и птицы, повысить продуктивность животноводства и увеличить объемы закупок скота, птицы, молока и яиц по сравнению с намеченными Основными направлениями развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы.

В десятой пятилетке будет последовательно осуществляться наращивание производственно-технической базы колхозов и совхозов. С еще большим размахом будут проводиться мелиорация земель и химизация сельского хозяйства, совершенствоваться его организационные формы и прежде всего специализации и концентрации на базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции.

Особое внимание в плане было уделено насыщению сельского хозяйства высокопроизводительной техникой, ускорению перехода от частичной к комплексной механизации производственных процессов. Поставки сельскохозяйственных машин, а также машин и оборудования для животноводства и производства кормов возрастут за годы десятой пятилетки в сравнении с девятой в 1,5 раза. При этом предусматривалось улучшить структуру парка машин. Важнейшими задачами машиностроителей должны были быть дальнейшее повышение качества сельскохозяйственной техники, комплектная поставка машин и оборудования. Это в первую очередь касалось набора машин к тракторам типа К-700 и Т-150, для которых дополнительно разрабатывался ряд таких конструкций.

На основе дальнейшего технического оснащения сельского хозяйства энерговооруженность труда в этой отрасли возрастало в 1980 году в 1,6 раза по сравнению с 1975 годом.

Высокий уровень освоения земель не позволял существенно расширить сельскохозяйственные угодья. В этих условиях повышение продуктивности земли во многом зависел от ее мелиорации. Уже в девятой пятилетие с мелиорированных земель было получено 3/4 продукции растениеводства. В десятой пятилетке на мелиорацию земель направлялись большие средства — свыше 40 млрд. рублей, т. е. столько, сколько за восьмую и девятую пятилетки, вместе взятые. За пятилетие намечалось ввести в эксплуатацию 5 млн. гектаров орошаемых земель (включая лиманное орошение), осушить 4,7 млн. гектаров переувлажненных земель, обводнить 37,6 млн. гектаров пастбищ. Все это позволяло почти в полтора раза увеличить посевы зерновых культур на мелиорированных землях.

Успешное развитие сельского хозяйства было неразрывно связано с углублением агропромышленной интеграции. Только на этой основе можно было получить наибольший эффект от использования 170 млрд. рублей капитальных вложений и других средств, которые выделялись для сельского хозяйства. В 1980 году отрасль получит 120 млн. тонн минеральных удобрений, включая химические кормовые добавки, то есть, примерно в 1,6 раза больше, чем в 1975 году. Всего за пятилетие их поставка составит свыше 466 млн. тонн. Возрастут поставки химических средств защиты растений, а также продукции микробиологической промышленности.

В плане предусматривалось выполнение решения ЦК КПСС и Совета Министров СССП о развитии Нечерноземной зоны РСФСР. На эти цели выделялись капитальные вложения и материальные ресурсы в полном соответствии с указанным постановлением.

В пятилетке будет осуществляться планомерный переход колхозов и совхозов от многоотраслевого к специализированному производству. Так, производство овощей в основном сконцентрируется на орошаемых землях вокруг городов и промышленных центров. Специализация и концентрация производства животноводческой продукции будет происходить путем реконструкции ферм, строительства новых крупных животноводческих комплексов, а также создания на современной технической основе межколхозных и государственно-колхозных специализированных предприятий.

Среди мер по укреплению материально-технической базы сельского хозяйства большую роль должно было сыграть существенное улучшение использования ресурсов, выделявшихся сельскому хозяйству. Министерство сельского хозяйства СССР и Советы Министров союзных республик должны были добиться более эффективной эксплуатации сельскохозяйственной техники, рациональнее использовать капитальные вложения и минеральные удобрения.

Интенсификация сельскохозяйственного производства, насыщение его высокопроизводительной техникой требовали также повышения уровня квалификации кадров, увеличения подготовки специалистов, особенно механизаторов.

Таким образом, повышение эффективности сельскохозяйственного производства — это первоочередная всенародная задача. Наряду с тружениками сельского хозяйства, которым принадлежала главная роль в ее решении, многое зависело от работников промышленности, транспорта, заготовительных организаций.

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ

В десятой пятилетке было предусмотрено дальнейшее развитие транспорта. Грузооборот всех его видов увеличится за пятилетие на 32 процента. При этом наиболее высокими темпами будут развиваться нефтепроводный и автомобильный транспорт, рост грузооборота которых составит соответственно 78,4 процента и 42 процента. Перевозки железнодорожным транспортом возрастет на 22 процента.

В плане намечался дальнейший рост пассажирских перевозок. В 1980 году по сравнению с 1975 годом пассажирооборот транспорта общего пользования планировалось увеличить на 23,4 процента. При этом наиболее высокими темпами возрастут пассажирские перевозки воздушным транспортом.

Объем капитальных вложений на развитие железнодорожного транспорта в десятой пятилетке составит 16,7 млрд. рублей, или с ростом на 26,5 процента. За пятилетие намечалось построить 3,4 тыс. км новых железнодорожных линий. Продолжатся работы по усилению пропускных способностей действующих магистралей — будет построено 3,4 тыс. км вторых путей, электрифицировано 3,5 тыс. км и оборудовано автоблокировкой и диспетчерской централизацией — 16,8 тыс. км железных дорог. Железнодорожный транспорт за пятилетие получит 386 тыс. штук грузовых вагонов, более 2.200 электровозов и 6,4 тыс. секций магистральных тепловозов.

В плане были разработаны мероприятия по рационализации перевозок грузов, которые позволят сэкономить значительные средства. Намечалось сократить время оборота вагонов, увеличить скорость движения и вес поездов, ускорить внедрение передовых методов труда и новой техники.

В процессе реализации пятилетнего плана необходимо было устранить серьезные недостатки в организации работы железных дорог, повысить ответственность МПС, а также министерств и ведомств за более эффективное использование подвижного состава.

Продолжится строительство Байкало-Амурской магистрали. На это выделялось свыше 2 млрд. рублей капитальных вложений. В 1979 году намечалось ввести в постоянную эксплуатацию железнодорожную линию Бам — Тында — Беркакит.

Укрепится материально-техническая база других видов транспорта. Так, морскому транспорту будут поставлены за пятилетие суда общим дедвейтом 4,6 млн. тонн.

Качественно ноной техникой пополнится воздушный флот. Удельный вес перевозок на новых типах самолетов ИЛ-62М, ИЛ-86, ТУ-144, ТУ-154 и ЯК-42 увеличится в 1980 году до 50 процентов против 13 процентов в 1975 году.

Планировалось ввести в действие 61,5 тыс. километров автомобильных дорог с твердым покрытием, не считая дорог областного и местного значения, которые будут строиться за счет привлечения сверхплановых средств.

Намечалось дальнейшее развитие связи. Протяженность междугородных телефонных каналов увеличится в 1,75 раза, а емкость телефонных станций в городах и сельской местности — в 1,4 раза.

КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Общий объем капитальных вложений был предусмотрен в размере 21,4 млрд. рублей в ценах 1976 года, или с ростом на 26 процентов.

В соответствии с принципиальными установками XXV съезда КПСС по вопросам инвестиционной политики капитальные вложения направлялись в первую очередь на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий, туда, где можно было расширить производственные мощности без нового строительства или с меньшими удельными капитальными затратами.

Государственные капитальные вложения на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий увеличатся примерно на 64 процента, в том числе в промышленности на 67 процентов, а в машиностроении — почти на 80 процентов, т. е. более высокими темпами, чем в производственное строительство в целом. Путем реконструкции и технического перевооружения было намечено получить более половины общего прироста мощностей на действующих предприятиях по добыче угля, производству чугуна, паровых и газовых турбин, кабельных изделий, приборов, мебели и ряду другой продукции.

Преимущественное направление капитальных вложений в реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий позволило уменьшить долю затрат на строительно-монтажные работы до 57,8 процента по сравнению с 60,8 процента в прошлой пятилетке.

В плане предусматривалась большая концентрация капитальных вложений на важнейших народнохозяйственных объектах, сокращение сроков их сооружения и объема незавершенного строительства. Его размер уменьшится с 75 процентов к годовому объему капитальных вложений в 1975 году до 65 процентов к концу 1980 года. Это позволит при меньшем, чем в девятой пятилетке, темпах роста капитальных вложений увеличить ввод основных фондов почти на 40 процентов.

Задания по повышению эффективности капитальных вложений должны были рассматриваться как минимальные. Министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик на основе уточненных планов технического перевооружения действующих предприятий должны были

предусмотреть в пятилетнем и годовых планах более высокие задания по приросту мощностей путем реконструкции и технического перевооружения, обеспечить снижение сметной стоимости строительства на 3 — 5 процентов, уменьшить удельные капитальные вложения на прирост продукции не менее чем на 5 процентов.

Пропорциональность развития и сбалансированность экономики в определяющей мере зависят от распределения капитальных вложений по отраслям народного хозяйства в промышленности.

В промышленности при общем увеличении капитальных вложений на 38,2 процента их рост в химическую промышленность предусмотрен в 2 раза, в нефтеперерабатывающую промышленность — на 50 процентов, в черную и цветную металлургию — на 40 процентов, в тяжелое и транспортное машиностроение — в 2,3 раза, электротехническую промышленность — в 1,8 раза, в станкостроение — на 69 процентов, в химическое и нефтехимическое машиностроение — в 2,1 раза.

Для повышения эффективности капитальных вложений министерства, ведомства СССР и Советы Министров союзных республик при реализации плана должны были обеспечить максимальную концентрацию капитальных вложений на пусковых и важнейших объектах, сократить сроки строительства и ввода в действие мощностей, своевременно подготовить высококачественную проектно-сметную документацию, а также развивать мощности строительно-монтажных организаций и осуществлять на этой основе слаженное и бесперебойное ведение строительного производства.

Реализация программы капитального строительства требовало дальнейшего улучшения планирования и организации, а также совершенствования методов экономического стимулирования строительного производства.

Необходимо было шире внедрять форму хозяйственного расчета — бригадный подряд. В жилищном и коммунальном строительстве, где он зародился и уже занимает заметное место, к концу пятилетки по этому методу будет выполняться 70—80 процентов общего объема строительно-монтажных работ, в сельском производственном строительстве до 60 — 70 процентов. В десятой пятилетке бригадный подряд будет шире применяться и в промышленном строительстве.

Для повышения ответственности и материальной заинтересованности подрядных строительно-монтажных организаций за конечные результаты необходимо было ускорить переход к оценке их деятельности за полностью законченные объекты.

Должна была быть шире использована форма снабжения строек материальными ресурсами по заказам строительных и монтажных организаций.

В то время по указанию Совета Министров СССР при планировании капитального строительства разрабатывались задания по вводу в действие производственных мощностей и изготовлению крупного технологического оборудования одновременно с планируемым годом на последующий год. Это создавало лучшие условия для своевременной подготовки производственной базы строительства и, что особенно важно, комплектной поставки стройкам технологического оборудования.

Многие новые объекты, а часто и целые территориально-производственные комплексы создавались во вновь осваиваемых районах страны, в том числе и северных. Здесь важно было найти наиболее рациональные организационные формы строительства. XXV съезд КПСС дал принципиальную установку — создавать для строительства в этих районах мобильные строительные организации. Строительным министерствам, Госстрою СССР необходимо было ускорить реализацию этого указания.

РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ И РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВА СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК

Важной чертой пятилетки являлось дальнейшее ускоренное развитие производительных сил в восточных районах страны, активное вовлечение в хозяйственный оборот их богатейших природных ресурсов. В предыдущей пятилетке здесь были достигнуты существенные успехи.

В годы десятой пятилетки на Востоке планировалось получить весь прирост добычи топлива, производства алюминия, значительно увеличить выработку электроэнергии, вывозку древесины. Это позволит ускоренными темпами развивать энергоемкие производства, лесоперерабатывающую промышленность. Таким образом, восточные районы — Сибирь, Дальний Восток, Казахстан, Средняя Азия все более и более становились районами важнейших отраслей промышленности, прежде всего энергоемких производств.

Планом предусматривалось широкое распространение такой прогрессивной формы организации производительных сил, как территориально-производственные комплексы. Чтобы полностью использовать все выгоды этой формы, министерствам и ведомствам, чьи предприятия входили в состав комплекса, а также строительным министерствам необходимо было улучшить координацию и согласованность в своей работе, обеспечить взаимную увязку строительства, ввода в эксплуатацию и освоения входящих в комплекс объектов.

Для успешного развития хозяйства всех союзных республик важное значение имело соблюдение пропорций между ростом отраслей материального производства и развитием инфраструктуры. Нарушение этого принципа порой сдерживало темпы развития экономики, особенно в районах нового освоения, затягивало сроки ввода в действие нужных стране объектов. Поэтому в планах союзных республик уделялось большое внимание укреплению строительной базы, сооружению автодорог, складских помещений и других объектов производственной и социальной инфраструктуры.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 4 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я