Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 1

Борис Мирошин

В первой части третьего тома рассказывается о жизни в СССР в начале эпохи Брежнева. В эти годы автор закончил Орский машиностроительный техникум и отправился служить в армию.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ОБ УЛУЧШЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И УСИЛЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. Постановление Пленума ЦК КПСС, принятое 29 сентября 1965 года

В принятом постановлении, в частности, было сказано, что в течение семилетки общий объем промышленного производства увеличивался примерно на 84 процента вместо 80 процентов по плану, намного возрастала выработка электроэнергии, добыча нефти, газа, угля, выплавка чугуна и стали.

Обеспечивался значительный рост выпуска химической продукции, машин, оборудования, приборов, товаров народного потребления. За семь лет было построено и введено в действие более 5,5 тысячи крупных промышленных предприятий. Основные производственные фонды в промышленности увеличивались почти в два раза.

С учетом современных требований существенно изменялась структура промышленного производства. Доля электроэнергетики, машиностроения и химической промышленности, то есть отраслей, обеспечивающих технический прогресс всего народного хозяйства, за семь лет возрастала с 27 процентов до 35 процентов.

Был проведен ряд мероприятий по повышению заработной платы рабочих и служащих, пенсионному обеспечению колхозников, улучшению снабжения населения товарами народного потребления и по дальнейшему расширению жилищного строительства.

Эти успехи — результат огромного творческого труда рабочих, инженеров, техников, ученых, большой организаторской и воспитательной работы партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций.

Важные задачи, стоявшие перед советской экономикой в области повышения уровня и темпов развития промышленности, ускорения технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства и дальнейшего подъема благосостояния народа, требовали мобилизации всех возможностей для полного использования имевшихся резервов промышленности, роста национального дохода. Главными из них являлись повышение эффективности производства, рост производительности труда, увеличение отдачи капитальных вложений и основных производственных фондов, осуществление строжайшего режима экономии, устранение излишеств и непроизводительных расходов, всемерное развитие творческой инициативы трудящихся в решении этих задач.

Большое значение приобретало совершенствование планового руководства экономикой, повышение научного уровня государственного планирования. Народнохозяйственные планы должны были учитывать перспективы научно-технического прогресса, предусматривать быстрые темпы внедрения и освоения новейших достижений науки и техники, основываться на реальных и объективных расчетах. При составлении планов необходимо было соблюдать важнейшие принципы — строгий учет экономических законов социализма, обеспечение пропорциональности в развитии экономики, получение максимума промышленной продукции при наименьших затратах.

Пленум ЦК КПСС отметил, что существовавшая организационная структура управления, методы планирования и экономического стимулирования в промышленности не отвечали современным условиям и уровню развития производительных сил.

Серьезным недостатком в руководстве промышленностью являлось то, что в нем превалировали административные методы в ущерб экономическим. Хозрасчет на предприятиях носил во многом формальный характер; права предприятий в хозяйственной деятельности были ограничены.

Работа предприятий регламентировалась большим числом плановых показателей, что ограничивало самостоятельность и инициативу коллективов предприятий, снижало ответственность за улучшение организации производства. Система материального поощрения работников промышленности слабо заинтересовывала их в улучшении общих итогов работы предприятий, в повышении рентабельности производства и улучшении качества промышленной продукции.

Управление промышленностью по территориальному принципу, несколько расширив возможности межотраслевой специализации и кооперировании промышленного производства в пределах экономических районов, в то же время сдерживало развитие отраслевой специализации и рациональных производственных связей между предприятиями, находящимися в разных экономических районах, отдалило науку от производства, привело к раздробленности и многоступенчатости руководства отраслями промышленности, к потере оперативности в работе.

В целях дальнейшего развития промышленности и повышения эффективности общественного производства, ускорения технического прогресса, увеличения темпов роста национального дохода и обеспечения на этой основе дальнейшего подъема благосостояния советского народа требовалось улучшить методы планирования, усилить экономическое стимулирование промышленного производства, повысить материальную заинтересованность работников в улучшении итогов работы предприятий.

Пленум ЦК считал необходимым организовать управление промышленностью по отраслевому принципу, образовать союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности.

Он признал целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых предприятиям сверху, наделить их необходимыми средствами для развития и совершенствования производства, улучшить использование таких важнейших экономических рычагов, как прибыль, цена, премия, кредит.

От хозяйственных и плановых органов требовалась большая гибкость и оперативность в планировании и управлении производством, умение своевременно учитывать меняющуюся хозяйственную обстановку, маневрировать ресурсами, увязывать производство с возросшими потребностями и спросом населения, укреплять хозяйственный расчет, быстро внедрять научно-технические достижения, находить в конкретных условиях предприятия лучшие способы решения хозяйственных задач.

Вся система планирования, руководства производством и материального поощрения должна была быть направлена на обеспечение высоких темпов развития общественного производства и повышение его эффективности. Важнейшим условием достижения указанных целей являлось создание у коллективов предприятий заинтересованности в разработке более высоких плановых заданий, в улучшении использования производственных фондов, рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов, совершенствовании техники, организации труда, повышении рентабельности производства.

Расширяя хозяйственную самостоятельность предприятий, партия и Советское правительство должны были и впредь проводить единую политику в области планирования главных направлений развития производства, технического прогресса, капитальных вложений, цен, оплаты труда и финансов.

Важное значение предлагавшихся мер по улучшению организации управления и усилению экономических методов руководства промышленностью состояло в том, что они сочетали единое государственное планирование с полным хозрасчетом предприятий, централизованное отраслевое управление с широкой республиканской и местной хозяйственной инициативой, принцип единоначалия с повышением роли производственных коллективов. При этом обеспечивалось дальнейшее расширение демократических принципов управления, создавались экономические предпосылки для более широкого участия масс в управлении производством и их воздействия на результаты экономической работы пред приятий. Такая система хозяйственного управления полнее соответствовала современным требованиям и позволяла лучше использовать преимущества социалистического строя.

Пленум одобрил разработанные Президиумом ЦК КПСС и изложенные в докладе члена Президиума ЦК КПСС, Председателя Совета Министров СССР тов. Косыгина А. Н. мероприятия по улучшению управления промышленностью, совершенствованию планирования и усилению экономического стимулирования промышленного производства и поручил Президиуму ЦК КПСС и Совету Министров СССР принять решения по этим вопросам и внести на рассмотрение Верховного Совета СССР предложения об органах управления промышленностью.

Пленум поручил Президиуму ЦК КПСС, Совету Министров СССР, ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии в короткий срок решить все организационные вопросы, связанные с образованием союзно-республиканских и союзных министерств, а также органов хозяйственного руководства на местах с тем, чтобы обеспечить нормальную работу промышленности, правильно решить вопросы использования и расстановки кадров упраздняемых хозяйственных организаций, укрепить высококвалифицированными кадрами предприятия. Укомплектовать вновь создаваемые министерства и ведомства высококвалифицированными специалистами, хорошими организаторами, способными по-государственному вести дело.

Пленум счел главной задачей министерств, коллективов промышленных предприятий, научно-исследовательских, конструкторских и проектных организаций обеспечение высоких темпов развития и повышение эффективности промышленного производства, всемерный рост производительности труда, наилучшее использование имеющихся производственных фондов. С этой целью предложил обеспечить на деле широкое внедрение в народное хозяйство новейших достижений отечественной и зарубежной науки и техники, научной организации труда, улучшение качества продукции, укрепление государственной и производственной дисциплины, повышение ответственности каждого работника за порученное ему дело.

Пленум ЦК подчеркнул, что министерства несут перед партией, государством и советским народом ответственность за успешное развитие промышленности, ее высокий технический уровень, за обеспечение всех отраслей народного хозяйства технически совершенными и высокопроизводительными машинами, оборудованием и приборами, высококачественным сырьем и материалами, за более полное удовлетворение потребностей населения в добротных товарах народного потребления.

Переход к отраслевому принципу руководства промышленностью и усиление экономических рычагов в развитии производства еще выше поднимали роль партийных организаций республик, краев, областей, городов, районов, предприятий, министерств и ведомств в борьбе за обеспечение высоких темпов развития экономики, повышали их ответственность за работу предприятий и хозяйственных органов по выполнению народнохозяйственных планов и государственных заданий. Партийные комитеты, не подменяя хозяйственных руководителей, обязаны были сосредоточить главное внимание на организаторской работе, подборе, расстановке и воспитании кадров, на контроле за исполнением директив партии и правительства, на усилении коммунистического воспитания трудящихся.

Партийные организации были обязаны постоянно изучать деятельность предприятий и помогать хозяйственным руководителям выявлять и устранять недостатки, направлять усилия трудящихся на изыскание и приведение в действие всех резервов производства, решительно бороться с проявлениями как ведомственных, так и местнических тенденций.

Партийные комитеты должны были глубоко, со знанием дела разбираться в экономике производства, организовать решительную борьбу за бережливость и экономию денежных средств, материальных и трудовых ресурсов, сделать ее подлинно всенародным делом, вооружать кадры экономическими знаниями, учить их умению правильно использовать экономические рычаги для улучшения промышленного производства.

Партийные, профсоюзные и комсомольские организации обязаны были усилить работу по повышению коммунистической сознательности трудящихся, развивать их творческую активность, настойчиво бороться за повышение производительности труда, укрепление трудовой и производственной дисциплины, больше проявлять заботы об улучшении условий труда и быта рабочих и служащих. Необходимо было улучшить организацию социалистического соревнования трудящихся, с тем, чтобы все передовое, что рождалось на производстве, получало массовое распространение и внедрение. Нужно было максимально использовать возможности новой системы хозяйствования для дальнейшего подъема производства и материального поощрения хорошо работавших предприятий и работников промышленности.

Экономические стимулы повышения производительности общественного труда — это могучее средство движения социалистической экономики к коммунизму, говорилось в постановлении. В то же время партия и впредь будет неуклонно проводить курс на повышение коммунистической сознательности трудящихся, на воспитание коммунистического отношения к труду. Только при сознательном, инициативном и творческом подходе каждого труженика к своему делу, при бережном, хозяйском отношении каждого к народному достоянию можно было бороться за построение коммунистического общества, говорилось далее. Долг партийных организаций — всемерно развивать моральные стимулы к труду, создавать все условия для расцвета подлинно коммунистического творчества масс.

Пленум обязал партийные организации широко разъяснить работникам промышленности, всем трудящимся существо решений настоящего Пленума, сосредоточить все силы партийных, советских и хозяйственных кадров на выполнении разработанных партией и правительством мероприятий. Вырабатывая эти меры, говорилось в постановлении, наша партия исходила из коренных интересов рабочего класса, всех трудящихся нашей страны, всесторонне учитывала предложения и пожелания рабочих, работниц, инженеров и техников, ученых, партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Мой адрес – Советский Союз. Том 3. Часть 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я