Размышления о главном. Человек. Закон. Мораль

Борис Иванович Жолус, 2020

Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы, военный врач, ученый, педагог, рассматривая причины отрицательных явлений в обществе, считает, что достижения, успехи и недостатки общества зависят от «качества» человека. Гражданин должен быть воспитан на принципах законопослушания и высокой нравственности. Потребность в этих качествах личности автор предлагает отразить в Конституции страны. В этом же аспекте целесообразно рассмотреть человека как объект национальной идеи. Важное, но забытое деяние государственной значимости – гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих требует современного решения. Выпускник Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, отдавший ей 25 лет трудовой жизни, настаивает на ее переименовании. Автор считает, что это должно быть имя её профессора, выдающегося хирурга с мировым признанием Н.И. Пирогова. Размышляя о человеке, автор воспринимает события, происходящие на его малой родине – Украине, как боль души…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Размышления о главном. Человек. Закон. Мораль предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Недоведенное и неуслышанное

Для ученого очень важна реализация результатов его исследований. Поиск и открытие нового, находка забытого и утраченного составляет смысл научной работы. Много из деятельности автора осталось нереализованным…

Гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих

Высокий уровень заболеваемости и смертности воинов в XVIII–XIX веках вынуждали лекарей, докторов искать причины болезней и находить пути их предупреждения. Уже в период правления Петра I вопросам правил содержания жилых помещений солдат и матросов, чистоте и порядку уделялось большое внимание. Многие требования содержались в воинских уставах. На этом этапе в обязанности лекарей входило только лечение больных и раненых. Однако поиску мер и средств предупреждения болезней уделялось все больше внимания.

Великие полководцы и флотоводцы, понимая значение сохранения здоровья воинов, способствовали мерам по предотвращению болезней (заболеваемости) и других нарушений здоровья. Уже первые врачебные труды становились руководствами не только для лекарей, но и для командиров.

По мере накопления гигиенических знаний врачебная деятельность приобретает и профилактическую надзорную функцию. Медицинская полиция, как раньше назывались медицинский контроль и санитарный надзор, становится важной составной частью охраны здоровья воинов. Однако командование и медицинская служба приходят к общему выводу, что профилактика заболеваний может достигать необходимого уровня только при обучении военной гигиене командиров на стадии юнкеров и офицеров.

Один из видных учёных, сторонник самостоятельной учебной дисциплины «гигиена» начальник Императорской Медико-Хирургической Академии (ИМХА) (1869–1875 гг.) профессор Чистович Я.А. (1820–1885) писал: «Гигиена есть по преимуществу наука прикладная, способная принести прямую и очевидную пользу тогда, когда проникнет в жизнь народа и сольётся с ним» (24). Анализ исторической литературы показывает, что гигиеническое обучение в Русской Армии занимало важное место в образовании юнкеров и офицеров (5).

В 1877 году, после того, как в России утвердилась гигиена как научная и учебная дисциплина в Императорской Медико-Хирургической Академии Санкт-Петербурга и Императорском Казанском Университете (ИКУ), выходит первый учебник доцента университета Скворцова И.П. (1847–1921) «Краткий курс военно-полевой гигиены для офицеров и военных врачей» (табл.1). Этот учебник открывает новое направление в военном образовательном процессе — изучение основ охраны жизни и здоровья военнослужащих. Как видно из данных таблицы 1, за 40 лет в интересах образования юнкеров и офицеров Русской Армии издано 9 учебников по военной гигиене.

Военная гигиена как учебная дисциплина входила в планы подготовки юнкеров и офицеров военных училищ Российской армии до 1917 года. Программы учебной дисциплины включали изучение международных правовых вопросов ведения войны, включая обращение с пленными, анатомии и физиологии человека, гигиены питания, водоснабжения, обмундирования, размещения военнослужащих в стационарных и полевых условиях. Учебные вопросы излагались для мирного и военного времени. При этом рассматривалась первая помощь при ранениях, переломах, ожогах и отморожениях, утоплении, отравлениях газами и другие. Отдельными главами в учебники включались эпидемиологические темы — заразные и венерические болезни, дезинфекция. Кроме того, все учебники содержали главу об организации медицинского обеспечения войск, а в некоторых имелись разделы по описанию (классификации) болезней и оценке пригодности к службе, то есть элементы военно-врачебной экспертизы.

Таблица 1. Учебники военной гигиены в Русской Армии 1877–1917 гг.

Следует особо отметить, что в приложениях первых двух книг (табл. 1) приведена «высочайше одобренная», т. е. императором, «Инструкция для сохранения здоровья воинских чинов действующей армии» (1876). Документ начинается общими положениями:

«При составлении настоящей Инструкции приняты в руководство следующие основания:

Изложить главные меры охранения здоровья войск в отдельных пунктах, ограничиваясь такими, которые уже получили право гражданства в науке и были испытаны в широких размерах.

Изложить предлагаемые гигиенические меры как можно проще и не в виде голословных требований, а с приведением удобопонятных доводов или достоверных фактов, доказывающих их важность, дабы и лица не врачебного звания, от которых, главным образом, будет зависеть выполнение этих мер, могли их усвоить и понять их значение».

Далее «Инструкция» состоит из четырех разделов:

«I. Общие правила

Параграф 1. Главное внимание военно-медицинского управления во время войны должно быть обращено на предупреждение повальных болезней в войсках.

Параграфы 2-10.

II. Правила по пищевому продовольствию

Параграфы 11–21 Организация питания, пайки.

Меры защиты войск от атмосферных и почвенных влияний

Параграфы 22–41 Походы, стоянки, землянки, зима-лето, ночлеги и биваки, купание, вода и её источники, очистка: отстаивание, процеживание, устройство фильтра, кипячение.

Меры против занесения и распространения зараз

Параграфы 42–52 Места, где холера, чума — избегать размещения и контакта с населением. О захоронении трупов людей и животных; бойни, отхожие места в поле, в населённых местах. Дезинфекция».

Приведенное оглавление Инструкции и согласование её с императором свидетельствует о внимании со стороны главы государства к вопросам охраны здоровья военнослужащих, при этом военная гигиена в официальном документе занимала основное место.

Уже в 1904 году военный министр утвердил «Наставление об охранении здоровья войск действующей армии». Главное военно-медицинское управление выпустило Наставление отдельной брошюрой (15). Содержание этого документа аналогично вышеприведенной Инструкции.

Развитие научных вопросов военной гигиены и обучение военнослужащих Русской армии было приостановлено гражданской войной. Ни учебники, ни руководства для юнкеров и офицеров, разработанные военными врачами в дореволюционный период, не были приняты к обучению новой властью по политическим (классовым) мотивам (4).

Санитарно-эпидемиологическая обстановка в войсках и в стране в целом в период гражданской войны была неблагополучной. Невыполнение санитарных правил и норм приводило к массовым эпидемиям инфекционных заболеваний (сыпной, возвратный и брюшной тифы, дизентерия, туберкулёз, холера, натуральная оспа). Понадобились колоссальные организационные усилия государства, медицинской службы для борьбы с эпидемиями. Во фронтах и армиях были созданы чрезвычайные военно-санитарные комиссии (ЧВСК), в состав которых входили член Реввоенсовета (председатель), начальники санитарной части, снабжения, инженерной службы и чрезвычайного уполномоченного по снабжению. Распоряжения ЧВСК, действовавшие от имени Совнаркома, рассматривались как боевые приказы. Для руководства повседневной противоэпидемической работой в частях Красной Армии создавались «санитарные тройки» в составе комиссара части, врача и представителя комсомольской ячейки. Из среды красноармейцев избирались «комиссии чистоты» в составе 5–7 человек на полк. В воинских частях была развёрнута широкая санитарно-просветительная работа (27).

В этой обстановке требовались учебно-методические пособия для организации гигиенического обучения.

Примером возвращения к необходимости обучать командиров основам военной гигиены является издание в 1925 году «Очерков военной гигиены» (тираж 3500 экземпляров) штабом Туркестанского фронта (18). В предисловии к Очеркам констатируется: «Несомненно, что отсутствие поддержки в работе медперсонала в огромном большинстве случаев зависит от того, что кадровый состав далеко недостаточно осведомлён в вопросах охраны здоровья вообще, в вопросах же личной и общественной профилактики, в частности». Авторы этого содержательного, весьма полезного и своевременного труда по военной гигиене именно для командного состава, аналогов которому в Советском Союзе было издано очень немного, безусловно, заслуживают самой высокой исторической похвалы.

Из числа различных материалов по военной гигиене для военнослужащих следует выделить труд известного учёного Леонида Михайловича Старокадомского (1875–1962) «Гигиена краснофлотца на корабле» (1929) (20).

В книге простым доступным для молодых людей того времени языком повествуется об устройстве корабля, режиме военно-морского труда и отдыха матросов. Автор в сносках знакомит читателя с морскими терминами. При этом вопросы обитаемости корабля и службы связывались с правилами гигиены. На них основано сохранение здоровья военных моряков.

Видный советский гигиенист и общественный деятель Фёдор Григорьевич Кротков (1896–1983), будучи ещё преподавателем Военно-медицинской академии, в 1931 году публикует «Справочник по военной гигиене» (11). Учебный отдел Военно-медицинской академии во введении Справочника отмечает: «В системе профилактической подготовки врача Красной Армии военная гигиена занимает, несомненно, одно из первых мест. К сожалению, прохождение этого предмета в Военно-Медицинской Академии затрудняется полным отсутствием современных учебников и справочных руководств». То есть, сформировался дефицит учебно-методической литературы по военной гигиене даже для врачебного состава РККА.

В справочник помещены «устные и приказные нормы, регулирующие санитарное обслуживание войск», а также литературные данные и собственные наблюдения автора.

«Справочник рассчитан, главным образом, на слушателей старших курсов Военно-Медицинской Академии и прикомандированных врачей. Вместе с тем, он явится весьма ценным пособием и для строевых врачей, которые, несомненно, найдут в нём много необходимых для практической работы указаний».

Автор разделил свой труд на 4 отдела:

Расквартирование войск

Водоснабжение войск

Питание

Трудовая нагрузка красноармейца.

В 1932 году большим тиражом (7000 экземпляров) выпущен двухтомный Военно-санитарный справочник РККА (1). Он состоит из двух частей: Часть первая настольная и Часть вторая полевая. Предисловие подписано начальником Военно-санитарного управления РККА М. Барановым. По своему содержанию Справочник может рассматриваться как аналог современному Руководству по медицинскому обеспечению. Глава 5 именуется Санпросветработа в РККА (21). Из этой главы следует, что в 30-е годы в РККА основными вопросами гигиенического обучения военнослужащих являлись само — и взаимопомощь при ранениях, элементарные знания личной и общественной гигиены.

Одним из оригинальных трудов, вышедшим на правах рукописи в 1933 году в Военной электротехнической академии РККА им. Будённого, является «Военная гигиена» (конспективный курс) (14). Автор труда Мусселиус А.М., очевидно, один из руководителей медицинской службы академии, в предисловии констатирует: «Отсутствие элементарного учебника по военной гигиене — главная причина издания настоящего курса. Отдельные темы читаемого курса изложены в различных руководствах. Но руководства эти либо слишком специальные, как, например, «Избранные вопросы военной гигиены» проф. Н.А. Иванова и рассчитаны на читателя с медицинским образованием, либо, наоборот, слишком упрощенно-популярны с расчетом на читателя-красноармейца. Существующая разбросанность тем по различным учебникам затрудняет работу слушателя Академии. В настоящем конспективном курсе для каждой темы будет указана соответствующая литература как популярная, так и для углубленной проработки темы. Конспект имеет целью освежить и закрепить в памяти слушателя тему, проработанную в аудитории».

Автор совершенно справедливо утверждает, что «…здоровье военнослужащего — дело не только работников военно-санитарной службы, но дело и командира, и самого бойца, и всего коллектива в целом». Здесь же Мусселиус А.М. отмечает, «…что без усвоения элементарных знаний по военной гигиене командир не сможет справиться с возложенными на него задачами».

Во второй половине 30-х годов Государственное военное издательство наркомата обороны Союза ССР выпустило Массовую военно-техническую библиотечку под общей редакцией командарма 2-го ранга А.И. Седякина, которая знакомила с военной техникой и основами боевой работы всех родов войск. Книжки этой библиотечки являлись переработкой глав красноармейского учебника «Военная техника» (1936). Последней в списке значилась книжка Т. Маслинковского «Гигиена красноармейца и первая помощь в бою». Содержание крайне лаконичного труда представлено в основном вопросами личной и общественной гигиены, тираж книги составил 75 тысяч экземпляров (11).

Основным направлением военной гигиены в учебном аспекте РККА являлось обучение красноармейцев с невысоким общим уровнем культуры, в том числе санитарной, элементарным правилам личной и общественной гигиены, вопросам профилактики инфекционных заболеваний, травм, отравлений и других нарушений здоровья.

Великая Отечественная война стала тяжёлым испытанием для советской медицины. Военная гигиена в её практическом действии была одним из важных составных элементов сохранения боеспособности армии и флота. Представители военной гигиены — учёные, профессорско-преподавательский состав двух военно-медицинских академий ВМедА им. С.М. Кирова и Военно-Морской медицинской академии были назначены на войсковые должности, включились в практическую работу по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия Красной Армии и Флота. Значимость этого участка деятельности специалистов описана в многотомном труде «Опыт советской военной медицины в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (17).

Рассмотрение состава, содержания работы военных гигиенистов даёт основание убедиться в их огромном вкладе в дело победы народа, армии и флота над врагом. Герой Социалистического Труда действительный член АМН СССР генерал-майор медицинской службы профессор Фёдор Григорьевич Кротков возглавил творческий коллектив гигиенистов для написания раздела «Гигиена» во всемирно известном труде.

Ф.Г. Кротков изложил существо организации и задачи гигиенической службы в Великой Отечественной войне. «Опыт Великой Отечественной войны показал, что главной задачей гигиенического обеспечения войск является сохранение их боеспособности. Эта задача разрешается путем своевременного осуществления следующих мероприятий:

Медицинский контроль за физическим состоянием и физической нагрузкой войск

Медицинский контроль за качеством питания войск

Медицинский контроль за полевым водоснабжением войск; организация очистки и обеззараживания воды в масштабе подразделения, части, или соединения; обеспечение войск средствами для индивидуального обеззараживания воды

Медицинский контроль за размещением войск в поле и населенных пунктах; наблюдение за санитарной очисткой боевых и лагерных стоянок; разведка санитарного состояния районов размещения и боевых действий войск

Наблюдение за выполнением правил личной и коллективной гигиены; организация мероприятий в войсках по предупреждению отморожений и потертостей

Санитарное обеспечение перевозок войск железнодорожным, автомобильным и водным транспортом

Опыт Великой Отечественной войны показал важное значение повседневной работы среди рядового состава по воспитанию гигиенических навыков. Предупреждение потертостей, борьба с потливостью ног, закаливание кожи, профилактика гнойничковых заболеваний кожи и другие мероприятия в области личной гигиены, проводимые медицинским составом строевых частей и подразделений, играли важную роль в деле охраны здоровья солдата и укрепления его боеспособности».

Подводя итоги деятельности военных гигиенистов во время войны, Ф.Г. Кротков ставит задачи на мирное время: «…С переходом к мирному времени военные врачи должны были включиться в разрешение всех вопросов оздоровления условий труда и быта Красной Армии. Сюда относятся: 1) отбор полноценного в смысле здоровья пополнения, 2) научно обоснованное распределение принятых в Красную Армию контингентов по различным родам войск, 3) гигиеническое изучение условий учебно-боевой подготовки в целях её рационализации, 4) оздоровление материальных сторон красноармейского быта (хорошая казарма, здоровый лагерь, рациональное питание, целесообразная конструкция одежды и снаряжения) и 5) гигиеническое воспитание бойца Красной Армии». Обращает на себя внимание пятый элемент в приведенном перечне — гигиеническое воспитание бойца Красной Армии как важный элемент в сохранении здоровья личного состава.

После Великой Отечественной войны гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих стало регламентироваться основным официальным руководящим документом медицинской службы Министерства обороны СССР. Во всех Руководствах по медицинскому обеспечению СА и ВМФ перед медицинской службой в различных формулировках ставилась задача гигиенического обучения и воспитания военнослужащих. При этом обучение возлагается на медицинскую службу воинской части и корабля. Методические пособия для проведения занятий отсутствовали.

Ни в одном из Руководств задача гигиенического обучения курсантов и слушателей ВВУЗов как обязательная учебная дисциплина не ставилась.

Методические указания по проведению гигиенического обучения и воспитания в Руководствах постоянно расширяются, появляется новое направление — пропаганда здорового образа жизни. Проведение этой работы конкретизируется для медицинской службы воинских частей и организаций, предписывается создавать методические бюро. Имеет место практика временных (почасовых) поручений врачам различных категорий для проведения занятий по обучению военнослужащих гигиеническим вопросам.

В 2004 году издано методическое пособие «Гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни в Вооружённых Силах Российской Федерации» (2), а значит, впервые тематика для обучения военнослужащих гигиеническим знаниям получила учебно-методические материалы.

Современный уровень санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий позволяет практически полностью предупреждать массовые кишечные, паразитарные заболевания в войсках (силах). Именно эти группы заболеваний, больше, чем оружие и техника, уносили жизни и здоровье военнослужащих всех армий и флотов на протяжении многих веков. В настоящее время технологические и гигиенические требования к пищевым продуктам и организации питания, к питьевой воде обеспечивают их эпидемиологическую безопасность. Однако в полевых условиях для войск возникают риски, связанные с затруднениями выполнения санитарных правил и норм. Практика расследования случаев отдельных групповых заболеваний военнослужащих свидетельствует о том, что командиры подразделений и частей не обладают должной компетентностью, как в профилактике заболеваний, так и на случай вспышки болезни.

Вопрос гигиенического обучения населения России законодательно закреплён в Федеральном законе от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (25), где статья 36 главы IV гласит: «Гигиеническое воспитание и обучение

1. Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повышение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

2. Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляются:

в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных организациях;

при получении профессионального образования или дополнительного профессионального образования посредством включения в образовательные программы разделов о гигиенических знаниях;

при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения».

Таким образом, на основании Федерального закона следует считать обязательным гигиеническое воспитание и обучение всех категорий лиц в образовательных учреждениях, организациях Министерства обороны Российской Федерации.

В настоящее время офицер, имея конституционное право на охрану собственного здоровья (статья 41 Конституции РФ), а, более того, неся ответственность за охрану здоровья подчинённых по Федеральному закону от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (24) (статья 16) и УВС ВС РФ (23) (статья 335), не получает в процессе образования гигиенических знаний — основ охраны здоровья человека.

В ноябре 2001 года в Военно-медицинской академии им С.М. Кирова была проведена Всеармейская юбилейная научная конференция «Современные проблемы гигиенического воспитания населения и военнослужащих», посвящённая 130-летию кафедры общей и военной гигиены академии. Материалы конференции содержат многочисленные сообщения о состоянии внедрения гигиенических знаний в среду военнослужащих. Следует особо выделить мнение профессоров Мельниченко П.И. и Лизунова Ю.В., доцентов Кудеркова С.М. и Терентьева Л.П.: «Гигиеническое образование офицеров не может ограничиваться тематикой военно-медицинской подготовки и санитарно-просветительной работы старшей возрастной группы, они должны, по меньшей мере, обладать знаниями и навыками сохранения личного здоровья и работоспособности, в конечном итоге обуславливающих боеспособность армии и обороноспособность страны. По нашему мнению, военное образование должно включать на обязательной основе изучение в течение не менее 60-120 часов и сдачу итогового экзамена по актуальным медико-профилактическим вопросам согласно Закону РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999)» (25). За прошедшие после Конференции 20 лет в изучении гигиенических знаний будущими офицерами ничего не изменилось.

В Руководстве по медицинскому обеспечению ВС РФ 2017 года задача гигиенического обучения и воспитания военнослужащих, пропаганда здорового образа жизни возлагается на различных исполнителей (командир медицинской роты) и медицинские организации (медицинский пункт, госпиталь, поликлиника, санаторно-курортный комплекс). Однако, глава 23 «Особенности организации медицинского обеспечения федеральных государственных военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны, федеральных государственных общеобразовательных организаций со специальными наименованиями «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус» и профессиональных образовательных организаций со специальным наименованием «военно-музыкальное училище», находящихся в ведении Министерства обороны» не содержит указаний по гигиеническому обучению и воспитанию наиболее значимого для этого процесса контингента.

Главным нерешённым вопросом в данной проблеме является отсутствие обучения основам охраны здоровья личного состава армии и флота курсантов и слушателей ВВУЗов МО РФ. Наши многочисленные публикации и доклады с предложением ввести в учебные планы ВВУЗов учебную дисциплину «Основы охраны жизни и здоровья военнослужащих» на базе военной гигиены не встречают должного ответа и воплощения (3,4,5). Ситуацию можно назвать парадоксальной: ответственность возлагается, но состав и содержание предмета ответственности — не изучается в ходе образовательного процесса.

Рассматривая жизнь и здоровье как общечеловеческую ценность, военнослужащий имеет право и обязан знать меры по их сохранению и укреплению. Эти знания даёт военная гигиена. ВВУЗы Министерства обороны в образовательных планах не имеют учебной дисциплины, преподающей гигиенические знания. Тем самым не выполняется требование Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Будущие командиры и начальники не получают в процессе обучения необходимых знаний в сфере охраны здоровья военнослужащих, хотя несут за неё ответственность, предусмотренную Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и УВС ВС РФ.

Для поступающих на военную службу нами разработана Памятка военнослужащему по охране здоровья, которая уже в период первичного обучения молодого пополнения военному образу жизни могла бы предоставлять гигиенические знания. Её внедрение может осуществляться как обычным методом типографского исполнения, так и в электронном виде в телефоне призывника.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Военно-санитарный справочник РККА/ Под ред. П.П. Сумбаева, А.В. Рахманова и Ф.Г. Кроткого. Часть первая настольная. М. — Гос. мед. изд. — 1932. — Часть вторая полевая. М. — Гос. мед. изд. — 1932. — 237 с.

2. Гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни в Вооружённых Силах Российской Федерации: Методическое пособие /Под ред. П.И. Мельниченко. — М.: Воениздат, 2004. — 94 с.

3. Жолус Б.И., Балутин С.Ф., Попов Е.А. Необходимость новой учебной дисциплины / Совершенствование подготовки офицерских кадров. Тез. докл. и сообщений на науч. — практ. конф. ВИКИ им. Можайского. Л. — Б.И. — 1989.

4. Жолус Б.И. Изучение военной гигиены в Рабоче-крестьянской Красной Армии/ Б.И. Жолус, И.В. Петреев // Вестн. Росс. воен. — мед. акад. — 2019. — № 1 (65). С. 253–259.

5. Жолус Б.И., Петреев И.В. История изучения военной гигиены в Русской армии // Вестн. Росс. воен. — мед. акад. — 2018. — № 2 (62). С. 272–280.

6. Конституция Российской Федерации. — М. — СПб.: Герда, 1997. — 62 с.

7. Кротков Ф.Г. Справочник по военной гигиене / Л. Б.и. — 1931. — 238 с.

8. Кротков Ф.Г. Руководство по военной гигиене / М. — Л., Медгиз. — 1939. — 608 с.

9. Кротков Ф.Г. Руководство по военной гигиене / Под общей ред. М.И. Баранова. — М, Л. Гос. мед. изд. — 1933. — 312 с.

10. Лизунов Ю.В., Терентьев Л.П. История гигиены в Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии. СПб: Знание, 2007. — 308 с. 82 илл.

11. Маслинковский Т. Гигиена красноармейца и первая помощь в бою. / Второе издание. Под ред. Б. Рейнера. М. — Гос. воен. изд-во. — 1937. — 75 с.

12. Материалы по военной гигиене /Под ред. О.А. Вист, Ю.М. Финклер и К.П. Арихбаева. Смоленск. — Изд. Полит. и Воен. — сан. упр. Белорус. воен. округа. — 1928. — 535 с.

13. Мельниченко П.И., Лизунов Ю.В., Кудерков С.М., Терентьев Л.П. Методологические и методические проблемы гигиенического воспитания военнослужащих / Современные проблемы гигиенического воспитания населения и военнослужащих. Под ред. Ю.В. Лизунова. — СПб.: ВМедА, 2001. — С. 143–146.

14. Мусселиус А.М. Военная гигиена (конспективный курс). Л. — Б.и. — 1933. — 49 с.

15. Наставление об охранении здоровья войск действующей армии / СПб. — 1904. — 43 с.

16. Общая и военная гигиена. Сталинград. Обл. издат., 1941. — 44 с.

17. Опыт советской военной медицины в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. // Медгиз. — 1955. — т. 33.

18. Очерки военной гигиены. Пособие для командного, политического и административно-хозяйственного состава Раб. — Кр. Красной Армии. Изд. Политич. и Воен. — сан. управлений Туркестанского фронта. — Ташкент. — 1925. — 170 с.

19. Профессора Военно-медицинской (Медико-хирургической) академии/ Под ред. А.Б. Белевитина. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ВМедА, 2008. — 616 с.

20. Старокадомский Л.М. Гигиена краснофлотца на корабле / 1929. — Госиздат. — 84 с.

21. Тененбойм Н.Г. Санпросветработа в РККА / Военно-санитарный справочник РККА. Ч. I, 1932. — Госиздат. — С. 200–207.

22. Тришкин Д.В. Медицинское обеспечение Вооружённых Сил Российской Федерации: итоги деятельности и задачи на 2019 год// Воен. — мед. журн. — 2019. — Т.340, № 1. — С. 4–18.

23. Устав внутренней службы Вооружённых Сил РФ. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. Указ Президента РФ от 10.11.2007 г. № 1495 (в ред. Указа Президента РФ от 22.01.2018 г. № 16). — М.: Воениздат, 2008. — С. 5–216.

24. Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

25. Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

26. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

27. Чвырёв В.Г. Жолус Б.И. Охрана здоровья военнослужащих. Проблемы и пути их решения / Военная мысль. М. — Воениздат. — 1991. — № С.

28. Шумилов В.И. Яньшин Л.А., Жокин В.Ф., Обухов Ю.И., Зотеев В.Е. Исторический очерк становления и развития системы медико-профилактических мероприятий в Вооружённых Силах России / В кн.: История медико-профилактических наук в Вооружённых Силах России / Под общей редакцией П.И. Мельниченко — М.: Изд. ГЦ ГСЭН МО РФ, 2004. — С. 19–25

Эта статья является сокращенным изложением монографии «Гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих. История. Современность»/ Б.И. Жолус. — М., Из-во «Артифекс», 2020. — 290 с. (31 цв. вкл.) ил.

Попытки внедрения военной гигиены в обучение курсантов и слушателей

Наши усилия в стремлении ввести в практику гигиеническое обучение курсантов и слушателей ВВУЗов выдвигались в ряде докладов и публикаций, прежде всего, на конференциях и в журналах Министерства обороны.

Одним из первых обращений к военно-педагогической общественности по вопросу обучения курсантов и слушателей ВВУЗов следует считать публикацию тезисов в Сборнике научно-практической конференции «Совершенствование подготовки офицерских кадров» в Военно-инженерно-командном институте имени Можайского в 1989 году. Тезисы были опубликованы в соавторстве с врачом-организатором и врачом-невропатологом: Жолус Б.И., Балутин С.Ф., Попов Е.А. «Необходимость новой учебной дисциплины».

Фото 5. Обложка Сборника научно-практической конференции «Совершенствование подготовки офицерских кадров» в Военно-инженерно-командном институте имени Можайского в 1989 году

Фото 6. Первая страница статьи «Необходимость новой учебной дисциплины»

Жолус Б.И., Балутин С.Ф., Попов Е.А. «Необходимость новой учебной дисциплины» (Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова)

Анализ показателей состояния здоровья и заболеваемости военнослужащих, а также оценка санитарного состояния воинских частей и кораблей свидетельствует о многочисленных недостатках в охране здоровья воинов, поддержания должного санитарного порядка на объектах.

Одной из причин такого положения следует считать недостаточную подготовку офицеров различных специальностей в области профилактического направления медицины. В современных условиях основы медицинских знаний, комплекс вопросов по профилактике болезней, формированию здорового образа жизни, следует считать обязательным для офицера. Знание указанных вопросов необходимо рассматривать как составную часть общекультурного уровня человека.

По данным анкетного опроса офицеров и по нашему мнению, существует насущная потребность во введении в высших военных учебных заведениях специального курса (дисциплины) «Основы охраны здоровья военнослужащих». В Программе предмета целесообразно преподавать будущим офицерам не только элементы личной и военной гигиены, правил оказания первой медицинской помощи в мирное и военное время, но и давать современные сведения о факторах риска здоровью, основных заболеваниях в армии и на флоте, способах их предупреждения, методы их профилактики и борьбы с вредными привычками и т. д.

Новая учебная дисциплина могла бы содействовать процессу снижения заболеваемости военнослужащих, способствовать повышению культурного уровня офицерского состава.

* * *

Ниже представлены выдержки из статей в соавторстве с начальником кафедры военно-морской и радиационной гигиены ВМедА им. С.М. Кирова полковником медицинской службы Геннадием Николаевичем Новожиловым.

Фото 7. Фотографии статей автора в журнале «Тыл Вооруженных Сил» (1989) и «Коммунист Вооруженных Сил» (1990)

Фото 8. Фотографии статей автора в журналах «Военно-медицинский журнал» (1991) и «Военная мысль» (1991)

Фото 9. Фотографии статьи автора в журнале «Военно-медицинский журнал» (1994)

Конец 80-х и начало 90-х годов прошлого века выпали в целом для России непростыми во всех отношениях. Все государственные институты оказались в кризисном положении. Не избежали этого неблагоприятного явления и Вооруженные Силы страны. Полагать, что в сложной обстановке Армии и Флота могут рассматриваться и совершенствоваться вопросы гигиенического обучения и пропаганда здорового образа жизни, было бы наивным. Требовалось время для возврата к стабильности и налаживания всех сторон жизнедеятельности оборонного ведомства. На фоне объективных проблем в Министерстве обороны в тот период появились проблемы с некомпетентностью руководящего состава.

Проблема профилактики заболеваемости военнослужащих является традиционно трудно решаемой во многих поколениях. Человечество практически избавилось от пандемий особо опасных заболеваний (чума, оспа, холера). Многие инфекционные заболевания встречаются крайне редко, однако появляются новые и справиться со всеми инфекциями пока не удается. При этом для воинских контингентов, имеющих специфику жизнедеятельности, по-прежнему остается задача профилактики легко передающихся вирусных заболеваний (ОРВИ), пневмоний, необходимости предупреждать острые кишечные инфекции. Как и у гражданского населения, у кадровых военнослужащих превалирует современная патология: сердечно-сосудистые заболевания, онкология. При этом общетеоретические аспекты профилактики заболеваний до последнего времени недостаточно разработаны. И сегодня преобладает медицинская парадигма «врач-больной».

Проблемность гигиены состоит в том, что, в отличие от терапии, хирургии и других лечебных медицинских наук и их практических воздействий (укол, таблетка, операция и др.), приносящий быстрый зримый эффект излечения, гигиеническая наука дает человеку и обществу рекомендации по сохранению здоровья. С одной стороны, они предполагают личное участие, выполнения правил гигиены человеком, с другой — для достижения результата требуется время, порой очень длительный период. Кроме того, гигиенические правила и нормы затрагивают элементы свободы поведения, предполагают ограничения человеком желаний (еда, двигательная активность, неупотребление алкоголя и отказ от табакокурения и т. д.). В этой ситуации происходит снижение профилактических действий человека, отказ от элементов здорового образа жизни.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Размышления о главном. Человек. Закон. Мораль предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я