Размышления о главном. Человек. Закон. Мораль

Борис Иванович Жолус, 2020

Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор, полковник медицинской службы, военный врач, ученый, педагог, рассматривая причины отрицательных явлений в обществе, считает, что достижения, успехи и недостатки общества зависят от «качества» человека. Гражданин должен быть воспитан на принципах законопослушания и высокой нравственности. Потребность в этих качествах личности автор предлагает отразить в Конституции страны. В этом же аспекте целесообразно рассмотреть человека как объект национальной идеи. Важное, но забытое деяние государственной значимости – гигиеническое обучение и воспитание военнослужащих требует современного решения. Выпускник Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, отдавший ей 25 лет трудовой жизни, настаивает на ее переименовании. Автор считает, что это должно быть имя её профессора, выдающегося хирурга с мировым признанием Н.И. Пирогова. Размышляя о человеке, автор воспринимает события, происходящие на его малой родине – Украине, как боль души…

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Размышления о главном. Человек. Закон. Мораль предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Законопослушание и мораль. О национальной идее

Вопрос нравственности человека стоит в одном ряду с законопослушанием. Моральные принципы, «божьи законы» издревле воспитывались у русских людей, они предшествовали законам.

Вот как трактует интересующий нас термин В.И. Даль: «Нравственный, противоположный телесному, плотскому; духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного… Добронравный, добродетельный, благонравный; согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистый, без укорной нравственности… Нравственность веры нашей выше нравственности гражданской: первая требует только строгого исполнения законов, вторая же ставит судьею совесть и Бога». Как мудро наш великий знаток словесности В.И. Даль умело связал исполнение законов (законопослушание) с нравственностью.

В современной Конституции (ст. 55 п. 3) имеется упоминание: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Из всех перечисленных защищаемых сторон жизни только нравственность в Конституции не имеет ни «своей» статьи, ни роли государства и общества по воспитанию нравственности.

В преамбуле Конституции имеется посыл к данному вопросу: «чтя память предков, передавшим нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость…». Однако, в статьях 13 и 14, где речь идет об идеологии (ст. 13) и светскости государства и религии (ст. 14), по нашему мнению, следовало бы указать намерение государства и общества воспитывать граждан с высокими моральными качествами (см. Предложение № 2 из письма в Рабочую группу).

Как известно, до переворота 1917 года Закон божий являлся школьной учебной дисциплиной. Дети изучали божественные заповеди, в которых звучали: «возлюби ближнего твоего как самого себя», «не укради», «не убий». В 1960-е годы в СССР был создан «Моральный кодекс строителя коммунизма». По мнению историков, в том числе и членов КПСС, в его основу положены именно божественные заповеди. «Человек человеку друг, товарищ и брат» — этот призыв, например, можно считать пересказанным «возлюби ближнего твоего как самого себя». На многочисленных примерах (см. ниже) неуважения ближнего можно утверждать, что уважение и любовь к нему не воспитаны.

В современном обществе и, прежде всего, у молодежи должны быть моральные ориентиры те же, что и в прошлом. При этом честь, достоинство, справедливость, уважение старших и другие моральные принципы должны воспитываться у детей с раннего возраста.

* * *

В недавнем прошлом, когда всё образование и наука были в составе одного министерства, к его руководству пришла доктор наук, имевшая отношение к педагогическому процессу. В надежде на новации, основанные на знании общегосударственных проблем в обучении и воспитании молодого поколения, общество ожидало значимых шагов нового министра.

Что же мы увидели? Оказывается, главным недостатком в просвещении является отсутствие в школьной программе астрономии!!? Мало того, оказалось, что до прихода этого министра школьные программы были низкого качества, то есть всему школьному педагогическому сообществу брошен упрек в недостаточной профессиональной компетентности.

Наши личные соображения были выражены в двух статьях, которые не увенчались опубликованием.

Астрономия или законопослушание

Фото 2. Письмо главному редактору газеты «Аргументы и факты»

Б. Иванов — Заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор

«Астрономия или законопослушание и мораль?»

70 лет — возраст, в котором доживший имеет право подводить итоги жизни, делать выводы из прожитого и давать советы молодым. Не претендуя на истину, считаю необходимым выразить собственное мнение по вопросу о введении в школьную программу новой учебной дисциплины «астрономия». Сам я её в школе проходил, изучал звёздное небо с учителем Александром Александровичем Даниловым, но не знал, что этот предмет отсутствовал в новое время.

Всегда было интересно увидеть, что первым делом предложит новый главный в профессии человек, особенно, если это министр.

Каждое введение новой школьной дисциплины — это событие, запрос и вызов времени. Пример — информатика. Важно признать, что эта учебная дисциплина — безальтернативное требование времени. Любая новая дисциплина в школе, колледже, институте, академии, университете требует учебных часов. Сегодня можно нередко услышать о перегруженности школьной учебной программы. Следовательно, для введения нового необходимо ужимать имеющееся.

Зададим себе вопрос: что больше всего, важнее и актуальнее из проблем общества «просится» в современную учебную школьную программу? Чем страдает общество нашей страны, что из-за отсутствия в обучении молодёжи может составить конкуренцию потребности учить детей астрономии в школе?

Обществом руководит закон и мораль. Эти две линии, два столпа определяют правила всей жизни человека. В своей педагогической практике я задавал ученикам вопрос: «Что будет, если швейцарца обвинят в нарушении конституции?». Сам отвечал: «Он не будет спать». А что ответит наш гражданин на тот же вопрос? Куда он вас пошлёт? А читал ли наш гражданин её когда-нибудь?

Назначенная министром образования и науки О. Васильева утверждает: «.. Между тем начинать прививать общечеловеческие ценности надо как можно раньше, с детского сада. Ребёнок же не рождается с готовым пониманием добра и зла — его воспитывают в нём взрослые…» (АиФ, № 46, 2016, c.8).

Совершенно верно, прививать. Но не астрономия же даёт детям понятия о добре и зле. Религиоведу к месту было бы вспомнить 10 божественных заповедей. Вот где начало общечеловеческих ценностей, азбука добра. При этом обязательно необходимо вспомнить, что «закон божий» преподавался в школах дореволюционной России. Это можно считать элементом морально-нравственного воспитания молодых людей.

«Мы — страна, первая полетевшая в космос, — лишили детей астрономии. Возмутительно!» — говорит О. Васильева (АиФ, там же). Да, полетели, но на Земле до сих пор не можем правильно собирать и утилизировать мусор, а астрономия этому не учит.

Обществоведение, история, другие учебные дисциплины формируют сознание выпускника современной школы. Однако вряд ли можно считать современную молодёжь законопослушной, морально устойчивой и правильно воспитанной. Конечно, нельзя огульно говорить обо всех молодых людях. Но масса резонансных примеров свидетельствуют о пробелах в общей культуре (аморальное поведение) населения разных возрастов, а о нарушениях законов ярчайше говорят деяния лиц из правоохранительных органов и высших государственных чиновников. Но мы, по-прежнему, в сфере законопослушания довольствуемся принципом: «Незнание закона не освобождает от ответственности за его неисполнение».

В Российской академии образования решается вопрос о введении в школьную программу предмета «… «Основы православной культуры», рассчитанной на всё время обучения — с 1-го по 11-й классы…» в качестве отдельного дополнительного предмета. «Эта программа, — по словам министра О. Васильевой, — была рассмотрена Академией образования и отправлена на доработку…» (KП № 136-ч (26613-ч) от 1.12.2016 г.). Следует отметить, что программа рассматривается как факультативная, хорошо известно, как изучается и каков результат обучения по форме факультатива.

«Напомним, что министр образования Ольга Васильева в интервью «Комсомолке» неоднократно подчёркивала, что рамки курса «Религиозной культуры и светской этики» увеличивать не планируется (сейчас он изучается в 4-м и 5-м классах)…» (KП № 136 (26613) от 30.11.2016 г., c.7).

Да, можно считать указанную дисциплину одним из элементов нравственного воспитания. Но преподавать предмет нужно шире, чем «Основы религиозной культуры и светской этики», тем более чем «Основы православной культуры».

Моё убеждение: необходимо с первого класса и до конца обучения в школе иметь учебную дисциплину под условным названием «законопослушание и мораль», дающие основы российского законодательства, а главное — воспитывающую глубокое уважение к выработанным веками основам поведения в человеческом обществе и внутреннюю потребность в их неукоснительном исполнении. История нашей страны имеет опыт обучения в школе «Закону божиему». Вы, конечно, слышали, что «Моральный кодекс строителя коммунизма» — это пересказ именно религиозных заповедей. Ещё при Петре I было разработано и издано для молодых людей пособие по воспитанию манер хорошего тона («Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». 1720).

Перелом в сознании людей и законопослушании произошёл после октябрьского переворота. Не перестают ужасать известные из истории отношения к человеку на принципах революционной целесообразности, красного (белого) террора, неприятия непролетарского происхождения, классовой ненависти и пр. Сколько пролито крови, сломано судеб, уничтожено жизней живых и не родившихся в революцию и гражданскую войну? Какие последствия получило общество при коллективизации и раскулачивании, от создания и решений «тройки» по борьбе с «врагами народа». Позднее в стране длительное время основным было «телефонное право». Для признания и принятия на законодательном уровне «Всеобщей декларации прав человека», объявленной ООН 10 декабря 1948 года, понадобилось 43 года (5 сентября 1991 г. принята Декларация прав и свобод человека на съезде народных депутатов CCCР). Всё это свидетельствует о забвении законопослушания и низком морально-нравственном уровне общества. И сколько бы ни говорилось о создании правого государства, без обучения населения основам законодательства и морали во всех сферах жизни результат не достижим.

Конечно, астрономия должна изучаться. Однако, вряд ли можно сравнить общественную значимость изучения в школе учебных дисциплин «астрономии» и «законопослушания и морали». Знания о солнечной системе, карте звёздного неба, расстояния до Луны, планет, звёзд разве сопоставимы со знаниями правил и норм поведения человека в семье, в коллективе на работе и в обществе в целом. Сегодня в обществе, как отмечалось выше, существуют многочисленные проблемы, связанные с правонарушениями и низким морально-нравственным уровнем части населения.

Строительство правового государства начинается с усвоения всеми членами общества, населением страны азбуки законов. Вот и надо юристам, педагогам предложить гражданам и их детям такую азбуку и её расшифровку на все годы школьного обучения. Дальше же пусть ВУЗы на следующем уровне развивают правопослушание в учебно-научно-производственном направлении и необходимом объёме.

В учебном процессе существуют 3 ступени роста: быть ознакомленным, знать, уметь. По отношению к астрономии запрос общества может быть ограничен двумя первыми уровнями. Другое дело, когда мы хотим иметь правильные отношения в обществе. Здесь нужно стремиться к достижению III ступени образования — уметь. Этот уровень требует значительного учебно-воспитательного образовательного вклада.

Первой врачебной заповедью является «не навреди» (ne noceas). А почему только врачам это предписано? А юрист, инженер, бизнесмен, рядовой гражданин любой профессии может не следовать этому принципу? Ему можно вредить и прощать нанесённый вред? Предлагается в современном обществе заповедь распространить на всех трудящихся.

Жизненный и профессиональный опыт, длительный педагогический стаж позволяют сделать вывод о том, что условия жизни общества и сам отдельный гражданин будут качественнее, если в школе появится новая учебная дисциплина под условным наименованием «Законопослушание и мораль». Своим внукам хочу пожелать жить в правовом обществе.

В ожидании новаций от нового министра

Не получив ответа от редакции, активный гражданин бросился со следующей статьей в еще более критически настроенную газету.

Фото 3. Письмо редактору «Независимой газеты»

«В ожидании новаций от нового министра»

Предыдущего министра образования и науки кто только ни критиковал. Огромная часть общества с надеждой встретила назначение Ольги Юрьевны Васильевой на этот трудный, но очень важный пост. Первым значимым ее решением стало введение в школьную программу астрономии. Явилось это ответом на злобу дня?

Какие же из всех болей общества, которые можно отнести к издержкам образования и воспитания, являются главными и важными, требующим устранения? Какие пороки общества должны рассматриваться в плане стратегии в системе общего образования, школьного образования и воспитания?

Посмотрите на «мажоров», которые издеваются над обществом, включая правоохранителей. В своем поведении они исключают законопослушание и мораль. Сидящий за рулем машины не пропускающий скорую медицинскую помощь человек оказывается лицом, участвующим в назначении местной власти. Еще одно должностное лицо, стоящее на посту в правоохранительной структуре по борьбе с коррупцией набил до потолка квартиру рублями и валютой. Серия дел по воровству и взяткам губернаторов, министра… Все они учились в школе и ВУЗах, но не усвоили ни законодательство, ни морально-нравственные нормы.

В интервью газете кинорежиссер А.С. Кончаловский (АиФ, 2016, № 50, с. 3) говорит: «У нас зачастую понятия также важнее законов… меня очень волнует, когда мы начнем заниматься русским культурным геномом и попытаемся разобраться, каким образом этот геном редактировать. Наивно думать, что существующие в России проблемы можно решить только с помощью политики или экономики. Культура определяет политику, а не политика культуру». Как здесь не вспомнить о правовой культуре населения? Этому человеку с генетикой интеллигента, отредактированной не в одном поколении, совершенно непонятна проблема недостатка воспитания людей всех слоев нашего общества.

Уже на следующей странице этого же номера АиФ профессор кафедры госслужбы и кадровой политики ИГСУ РАНХ и ГС Владимир Соколов в статье «Хамству бой?» пишет: «Мы единственная страна европейской культуры, в которой нет общенационального, принятого парламентом кодекса поведения госслужащих… Пока же чиновничье хамство заражает народ и распространяется по обществу, не встречая противоядия» (АиФ, 2016, № 50, с. 4). И если уж признать это утверждение профессора об уровне культуры «руководящего состава», то можно предположить не менее проблемной обстановку во взаимоотношениях рядовых граждан.

Но и в среде обычных граждан эти явления на каждом шагу: в трамвае, метро, электричке, на производстве и в магазине, в любом месте мы сталкиваемся с бескультурьем, хамством, обманом.

Захват сидячих мест в метро, электричке стал повседневным явлением. Стоящие женщины, пожилые люди и сидящая молодежь, уткнувшаяся в гаджеты и «затампонированная» наушниками — обычная картина в общественном транспорте. И если видишь, что место уступают, то это, чаще всего молодые люди из бывших советских республик. Даже места для инвалидов занимаются всегда без сомнения и стыда. А если попробуешь пристыдить — берегись!

Посмотрите под ноги. Как заплевали жвачкой тротуары, перроны, набережные. Забыли принцип: «Чисто не там, где убирают, а чисто там, где не сорят».

В год 100-летия событий 1917 года происходит осмысление того, что же произошло в России век назад. Революция признала религию опиумом для народа, отменила веру в Бога, утроила гонение на служителей церкви и прихожан. Конечно же, были запрещены и Законы Божьи. Что пришло на смену? У диктатуры пролетариата революционная целесообразность заменила не только Божьи Законы, но и всю правовую систему и мораль. Пролетарская ненависть и пролетарское воспитание стали ведущими принципами общественных отношений.

«За веру, царя и отечество», — это, пожалуй, была национальная идея в дореволюционной России. И вот вера уходит в подполье, царя с семьей расстреляли, отечество стало каким-то новым, где появились герои гражданской войны — те, кто убивал соотечественников и даже родных и близких.

Главным критерием успешности человека при социализме было признание общественной значимости, добытой трудом. Летчик Чкалов, шахтер Стаханов, тракторист Ангелина, скульптур Мухина, артисты Орлова и Бернес, полярный исследователь Папанин и др.

Другой критерий в успешности карьерного роста — партийная принадлежность. Но и эта система, имевшая более 30 тысяч законов, создала Моральный кодекс строителя коммунизма, как сейчас говорят, на основе Законов Божьих. Однако в стране верховодило телефонное право. А главным девизом звучало: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Удивительно, но во время ужасных событий раскулачивания, репрессий люди пели: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек».

Капиталисты не задумывались над моральным или аморальным кодексом. Критерием жизненного успеха человека являлось материальное благополучие, его рост и уровень нажитой частной неприкасаемой собственности. Пожалуй, эти принципы живы и до настоящего времени.

Вызывает восхищение и гордость тот факт, что, пройдя через такие испытания и лишения советский народ победил фашизм и, по сути, все полчища европейских государств.

Живя впроголодь, народ за короткий период восстановил страну. Однако бывшие союзники уже задумывали поход против большевизма. Параллельно с этим, человечество задумывалось об общечеловеческих ценностях, правах и свободах граждан. Мы же по-ленински твердили: «Верной дорогой идете, товарищи!», строя самое справедливое общество — коммунизм. И большинство населения верило в утопию.

Коммунистическая партия Советского Союза являлась единственным и непоколебимым организатором всех наших побед. «Партия — ум, честь и совесть нашей эпохи», — так было написано на партийном билете. А вот во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948 года, почему-то написали, что «никакие групповые, партийные и государственные интересы не могут быть поставлены выше интересов личности». Но ведь в стране личностями были только члены КПСС, и если вдруг кто-то думал по-иному, он становился диссидентом. Такими и стали нобелевский лауреат А.И. Солженицын и А.Д. Сахаров — трижды герой Социалистического Труда, изобретатель водородной бомбы.

Но вот приходит «перестройка» с ее гласностью, утратой однопартийности и находкой общечеловеческих ценностей. Возвращается частная собственность, выборы во все властные структуры становятся альтернативными и т. д. А дальше — развал Советского Союза, переход к рыночной экономике. То есть вернулись к тому, от чего ушли в 1917 году, целый век тому назад. Исчезла коммунистическая идеология с Моральным кодексом строителя коммунизма, появилась частная собственность на средства производства и работодатели.

Одновременно возник общественный хаос и «русский крест» (1992 г.), когда число умерших в стране превысило число родившихся.

За последние 20 лет все общество стабилизировалось, никто не мечтает о революции, все чаще мы слышим о том, что живем в правовом государстве. Правовое государство, по нашему мнению, определяется не наличием законодательства, а предполагает, что все граждане знают Конституцию страны, основные законы и живут, выполняя их требования.

Но для того, чтобы знать, надо этому учить, более того, создать в обществе культ законопослушания. В правовом государстве каждое решение, поступок гражданина должны соответствовать закону или морально-нравственной норме. Достичь абсолютного уровня законопослушания вряд ли возможно, но культ закона во многих странах создан.

Как же и где его создавать? Первое и главное звено этого процесса — общеобразовательная школа.

Главная задача средней школы — научить ребенка жить, то есть обучить его законам и правилам жизни человека. В своем интервью газете Министр образования и науки О. Васильева утверждает: «…Образование — это воспитание и обучение. Причем воспитание на первом месте». Правилам жизни не учит математика, некоторые знания в данном направлении дают литература и история. Главное о жизни черпает школьник из обществоведения (обществознания). Какие результаты мы видим сегодня по вопросам знаний молодежи законов и правил жизни?

В рубрике «Какие изменения ждут учеников в 2017 году» корреспондент «Комсомольской правды» Ксения Конюхова пишет: «Школьников убедят: все-таки Земля вертится.…школьники будут участвовать еще и в НИКО — национальных исследованиях оценки качества образования.… — НИКО по истории показали, что у школьников серьезные проблемы с исторической фактурой, с установлением связей между событиями и явлениями, — приводят пример в Рособрнадзоре. — НИКО по обществознанию показывают, что школьники не понимают прав и обязанностей граждан нашей страны, плохо знакомы с основами государственного устройства и мало знают о массовых профессиях» (КП 2017, 09.01 № 1-п (26627-п) с. 7). Как после этих слов корреспондента не обратиться к сравнению значимости астрономии и законопослушания с моралью.

Как можно мириться (жить) с тем, что в стране граждане не понимают своих прав и обязанностей. А ведь Конституция РФ в ст. 2 определяет: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

В канун Нового 2017 года министры Правительства РФ дали серию интервью телеканалу «Россия 24». С интересом прослушал министра образования и науки О.Ю. Васильеву. Первое, что удивило, — это, со слов министра, «… школьная программа пустая, ее нужно наполнять содержанием». Неужели никто до этого в министерстве, Академии образования, в школах не видел пустоты школьного образовательного стандарта? Может, умышленно не замечали? А вот если в интернете открыть сайт «программа средней школы», то мы найдем очень много замечательных умных программ даже различных отдельных школ. Такое заявление нового министра — обидное для школьного педагогического сообщества. Оно может рассматриваться как обвинение учителей в бездеятельности до момента прихода на пост нового министра образования.

В Правительстве есть Министр экономического развития. Он с министерством определяет, куда и как должна двигаться промышленность, экономика страны. Министр образования и науки должен определять стратегию развития человеческого интеллекта, общественного потенциала.

О. Васильева очень мягко говорит: «И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны?…» (Независимая газета 20.01.2017, с.8). Но еще важнее внушать молодежи, что нужно жить по закону и соблюдать мораль, это первейшие жизненные принципы.

Говоря о приоритетах развития науки в стране, О. Васильева считает, что «…есть общественный заказ на исследования, который дает возможность науке ориентироваться самой, искать новые пути, давать ответы на те ожидания общества, которые есть…» (Независимая газета 20.01.2017, с. 8). Возражать можно только в отношение того, что наука «сама» ориентируется, а не люди, творящие ее. А что касается «поиска новых путей и ответов на ожидания общества», — эти посылы должны относиться и к образованию и воспитанию детей в школе. Общество, как пишет один из педагогов — академик Е. Ямбург, посылает педагогическому сообществу предложения «как из рога изобилия». Это ведь хорошо, значит, народ видит недостатки образования и воспитания, предлагает меры к их устранению.

Известный российский актер, режиссер, народный артист РФ Владимир Хотиненко в интервью АиФ (№ 3, 2017, с. 3) говорит: «Испытания, которым нас мир подвергает, — они же все изощреннее становятся. Потому что им уже понятно: нас на испуг не взять. И они другие способы используют: растлить, развратить. Все, что угодно. Главное — чтобы мы забыли, кто мы. И стремление это, увы, реализуется даже на уровне школьной программы». Разве это не посыл для воспитания законопослушания и укрепления морали молодых людей?

Предлагать можно много различных тем для изучения в школьной программе. Однако как их реализовать? Вероятно, под общим знаменателем «обществознание». Этот предмет, пожалуй, может вместить все нужные и новые темы. Это как дерево, к стволу которого следует прививать новые ветви. Ствол — стержень примет и ОБЖ, и знание законов, законопослушание, морально-нравственные нормы, и здоровый образ жизни, основы светской этики, религиоведение и иные темы жизни общества. Человеку в школе нужно дать элементарные знания правил жизни, его права и обязанности в обществе, а в некоторых вопросах и навыки поведения. Не знания астрономии определяют образованность или воспитанность человека. Законопослушание и высокая нравственность — вот критерии оценки гражданина.

Из давнего (начало XIX века) опыта преподавания в моей Alma mater — Императорской медико-хирургической академии Санкт-Петербурга. Когда обучение было практически теоретическим, можно видеть следующее. Науки для студентов объединялись в программы по принципиальному сходству «суду благочиния», то есть дела и суждения блага для человека. Так преподавались акушерство (наука о повивальном искусстве) и гигиена (наука о сохранении здоровья человека) на одной кафедре.

Испытания аморальностью на собственной шкуре

Мне неприятно описывать эту аморальность, предвижу критические отклики оппонентов, но все, что рассказано — личные переживания, которых могло не быть у меня и моих близких. И уж, конечно, не хотелось бы, чтобы у моих внуков происходили аналогичные встречи, позорящие человеческую сущность, а, с другой стороны, унижающие достоинство гражданина нашей великой державы. Вот почему приведены случаи, которые позволяют размышлять о национальной идее.

Вне очереди к офтальмологу

Октябрь 2014 года. Подмосковье. Микрорайон Купавна города Железнодорожного. Город при строительстве железной дороги Москва — Нижний Новгород получил нелестное название «Обираловка». При стоянке поездов здесь случались нападения на пассажиров, грабежи. Известна станция и тем, что на ней под поезд бросилась героиня романа Льва Толстого Анна Каренина.

В 1973 году Главнокомандующий Военно-Морского Флота СССР Адмирал Флота Советского Союза Горшков С.Г. заложил в Купавне главный госпиталь ВМФ. Семиэтажное здание со всей инфраструктурой было построено в срок и укомплектовано высококлассными военно-морскими врачами со всех флотов СССР. Госпиталь приобрел высокий статус и именовался «Центральный военно-морской клинический госпиталь». В период формирования нового облика Вооруженных Сил госпиталь стал филиалом № 3 Главного военного клинического госпиталя имени академика Н.Н. Бурденко.

Рядом с госпиталем всегда располагалась военная поликлиника (№ 152) для амбулаторного приема военнослужащих ближайших воинских частей, членов их семей, военных пенсионеров, гражданского населения. В последние годы и поликлиника стала филиалом ГВКГ им. Н.Н. Бурденко.

На кабинетах врачей, ведущих в поликлинике прием, висят таблички «Кадровые военнослужащие, капитаны I ранга, полковники принимаются в первую очередь». Совершенно естественно в военной поликлинике установлен рациональный порядок, свойственный ведомственному учреждению. В гражданских поликлиниках правом внеочередного посещения врачей пользуются медицинские работники.

Под кабинетом офтальмолога очередь из немолодых мужчин. Спрашиваю: «Есть ли в очереди капитаны первого ранга, полковники?». Один из ожидающих отвечает: «Здесь все капитаны первого ранга». Вижу, на скамейке сидит ветеран, а по орденской колодке видно, что участник Великой Отечественной войны. Обращаюсь к нему: «Вы-то не должны быть в очереди. Почему не входите в кабинет?». Он отвечает, что должна подойти его дочь, тогда он и войдет с ней вместе. Разобрались.

Мягко спрашиваю у очереди: «Я являюсь Заслуженным врачом Российской Федерации, доктор медицинских наук и профессор, полковник медицинской службы. Должен ли я стоять в очереди?». Один из пациентов, первый от двери в кабинет, грузный лет 50 человек, ответствует: «А почему бы и нет? Пойдете после меня».

Вот это да! Наступили на больную мозоль правосознательного гражданина с достаточным уровнем самоуважения. «А как же быть с законами, с правами?» — спрашиваю. «А закон как дышло, куда повернул, туда и вышло» — это реплика еще одного из сидящих пациентов.

И еще один из ожидающих включился: «А где вы видели, чтобы у нас выполнялись законы?».

Мне пришлось сказать только одну фразу, что законы не выполняются потому, что их никто не читает и не знает. И еще я попросил всех присутствующих ответить себе, читали они хотя бы Конституцию.

В ответ услышал: «Какую? Ельцинскую? Он ее делал под себя».

И все же настаиваю на проход в кабинет вне очереди. Обращаюсь к «грузному» мужчине: «Я Вам представился, а Вы кто будете, Ваше воинское звание, если Вы военнослужащий». «Я — старший прапорщик, и что?!». Заявляю: «Граждане, я имею право посещать социальные учреждения вне очереди, еще и как чернобылец». «Ну, это другое дело» — смилостивился «грузный».

Из кабинета выходит пациент, и передо мной пулей влетает тот, у которого закон — дышло. Сразу же усаживается в кресло пациента.

Офтальмолог, очевидно, слышала полемику в коридоре, предложила и мне присесть в кабинете. Уже перед моим выходом из кабинета она приглашала: «Действующие военнослужащие есть?»

Выхожу из кабинета. «Грузный» стоит у двери. Молча, иду по коридору в гардероб. И вдруг навстречу — начальник поликлиники, главврач. С ним мы дети одной Alma mater, всегда здороваемся. И он спрашивает: «Как дела? Есть ли проблемы?». «Вот» — отвечаю, — «еле пробился вне очереди, старший прапорщик с трудом пропустил». И надо же такому, «грузный» через весь коридор кричит: «Иди отсюда!».

Главврач реагирует молниеносно, он подходит к старшему прапорщику, берет его медицинскую книжку и говорит: «Ко мне в кабинет!». «Грузному» неведом был главврач, который вдруг оказался здесь, при этом был не в халате, выглядел как обычный посетитель.

В кабинете главврача «грузный» блеял, что он под кабинетом устал ждать и кого-то пропускать. Но главврач, ознакомившись с его паспортными данными и диагнозами в медкнижке, убедил гражданина в его неправоте. «Грузный» стал извиняться.

Я спросил: «У кого вы просите прощения?». «У Вас тоже».

Прощаясь с главврачом, я поблагодарил его за защиту. Однако в искреннее раскаяние этого старшего прапорщика я не верю.

Размышления и выводы. Вот уже почти 100 лет как не стало Российской царской армии и флота. Мог ли ее прапорщик сказать полковнику: «Иди отсюда»? А если бы вдруг сказал? Что бы последовало? Не хочется продолжать. Один лишь вывод: культура воинского сословия оставляет желать лучшего.

Ужин в ресторане ярославской гостиницы

Апрель 2014 года. Древний русский город — Ярославль. Знакомство начинается с рассказа экскурсовода о театре имени Ф.Г. Волкова. Проходим сквозь Демидовский сквер, осматриваем Успенский кафедральный собор и площадь перед ним. Стрелка — мыс в месте слияния Волги и реки Которосль, отсюда с 1010 года берет начало древнейшая история Ярославля. Здесь была найдена в 1787 г. рукопись «Слова о полку Игореве» в библиотеке Спасо-Преображенского монастыря. Ярославль гордится не только основателем града Ярославом Мудрым, но и поэтом Н.А. Некрасовым, певцом Л.В. Собиновым, первой женщиной-космонавтом В.В. Терешковой, ярославским расторопным мужиком купцом Петром Елисеевым, магазины которого до сих пор украшают центральные улицы Москвы и Санкт-Петербурга. На современной тысячной купюре изображена остроконечная колокольня Ярославля.

Вернувшись с долгой пешеходной экскурсии, мы с женой предвкушали вкусный обед в ресторане гостиницы. Сделали заказ из трех блюд для меня и двух для жены. Принесли борщ и розетку сметаны, которую отдал проголодавшейся супруге. С хлебом быстро съели начальную еду. В другом углу зала компания молодых людей приступала к празднованию какого-то события. Официант постоянно подавал туда блюда. Ждем свой заказ. Проходит немало времени. Напоминаем о себе. «Да-да скоро приготовим». Проходит еще немало времени. Наше уже возмущение не приводит к результату. Оставляем деньги за съеденное, бегу в магазин, вечер, нужно до закрытия купить еду. Успел. Ужин был в номере по-походному.

У администратора узнал фамилию и имя владельца ресторана, написал жалобу. При этом деньги за оплаченный завтрак попросил перевести на домашний адрес. Уехали с испорченным праздником посещения одной из достопримечательностей Золотого кольца России. Никакого извинения и возврата денег до сих пор нет.

Случай в электричке

5 октября. День учителя. Пожилой профессор входит в вагон проходящей в Москву электрички и направляется в купе, в котором сидит единственный пассажир. Подойдя ближе, он видит, что на пяти местах разложены пачка сигарет, шарф и другие предметы. Шаг в купе и слышит: «Занято. Не видишь, дебил?». Оторопь. Еще вопрос: «Что, все места заняты?» — «Все. Что не понял, идиот?». Вот тут наступил полный ступор у бедного профессора. Он присел в соседнем купе с ужасным состоянием обиды и злости. Однако в 70 лет с сорокалетним мужиком справится не каждый. Внутри все кипело. «Хозяин» купе встретил тех, кому держал места. Эта группа ежедневно садилась в этот вагон, где их ждали свободные места. Немного пообщались и «герой» надел наушники. Перед самым выходом профессор встал и обратился к попутчикам: «Уважаемые пассажиры! Этот гражданин, как многие слышали, мне не позволил сесть и при этом произнес в мой адрес два грубых слова «дебил» и «идиот». Я хочу представиться: Заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук и профессор. Мне хорошо известно, что в слабоумии есть стадии: дебил, олигофрен, имбецил и идиот. Каково мне слышать эти слова, которые произнес этот субъект в мой адрес. Видите, граждане, кто нас окружает, с кем вы ездите». Никакой реакции пассажиров не последовало. А «хозяин» купе наушники не снимал…

В службе судебных приставов

Законопослушный немолодой профессор с солидным опытом вождения автомобиля получает от службы судебных приставов грозное предупреждение за неуплату штрафа. К законному удивлению профессора, он с квитанцией об оплате штрафа едет в местное отделение этой службы. По фамилии пристава из Предупреждения находит ее кабинет, но в нем пусто. Из смежного кабинета слышна речь двух собеседниц на бытовую тему, чувствуется под утренний кофе.

Через время в открывшейся двери перед профессором появляется в форме лейтенанта вполне очаровательная «служительница справедливости». В позе, перекрывающей по диагонали вход в кабинет, задает вопрос: «Что Вы хотите?» — «Во-первых, поздороваться с Вами. А во-вторых, снять с себя незаслуженное обвинение». Профессор толково разъяснил, что штраф за случайное нарушение скорости (второе на своем веку), он в половинной стоимости по закону и в законный срок оплатил и хотел бы отвести от своей личности угрозу наказания. «Сегодня не приемный день». Вокруг никого, принять гражданина, просмотреть квитанцию, вспомнить свою письменную угрозу, желания нет. Вынужден профессор представиться и попросить разрешения оставить документы для рассмотрения в приемное время, поскольку он тоже ценит свое время для работы с учениками.

Молча открыв проход к столу для возложения на него документов, не признав вины и не извинившись, судебный пристав села за стол и погрузилась в свои бумаги.

Вот такой морально-нравственный уровень отдельных должностных лиц и в этой государственной службе.

Прочие аморальные мелочи

В 1988 году мне было присвоено воинское звание полковник медицинской службы. Старожилы помнят, время было сложное, но чтобы дойти до унижения военных, нужно было постараться.

Вхожу в военно-морской форме в трамвай. Меня обгоняют двое молодых мужчин (мне-то 42 года), которым чуть за 30. Один из них, поравнявшись со мной, произносит: «Нахлебники». Каково слышать?

Вам не приходилось испытать обиду, когда перед вами опускается шторка в билетную кассу железнодорожного вокзала? Без предупреждения. А возмущение ни к чему не приводило.

Или еще испытание чувств. В своей жизни мы с женой 14 раз переезжали, меняя место жительства. Трижды въезжали в новые квартиры. Дважды на фоне приятных ожиданий знакомства со своим домом мы встречали «подарки» строителей. В Ленинграде (1980 г.) в ванне нам оставили кучу фекалий, в Подмосковье (1998 г.) этот «подарок» находился в центре большой комнаты. На этот счет жена сказала: «Значит, жить здесь мы будем долго». В Питере прожили 18 лет, в Подмосковье уже более 20. В Мурманске (1985 г.) в квартире было чисто. При заселении в Ленинграде жильцы получали и самостоятельно устанавливали унитаз, так как их воровали.

Платная индивидуальная экскурсия в Костроме. С погодой не повезло. Дождь лил все время, выходили из машины не у всех достопримечательностей. Однако, не в этом ущербность обзора. К окончанию экскурсионного времени нас по ужасной дороге привезли в магазин местных изделий и сувениров. Как стало известно, это договорная с торговлей часть поездки оплачивалась экскурсоводу в размере 7 % от стоимости покупок туристов. Но главное не это, а то, что важнейшая достопримечательность города — монастырь с храмами, в котором первый царь династии Романовых — Михаил принимал царствование, была указана нам для собственного осмотра, нас же отвезли в гостиницу. Ненавязчивый советский сервис, хотя все происходило в 2017 году.

Одна из современных форм мошенничества — это обман преимущественно пожилых людей путем снятия денег с карточек и счетов. Сколько раз лично подвергался атакам этих негодяев! И ведь кто-то из банковских сотрудников, нарушая тайну вкладов, выдавал паспортные данные клиентов. Совершенно безнравственно, когда деньги снимают со счетов накопления для больных детей.

О национальной идее

Очень часто слышим, читаем, что общество нуждается в национальной идее. Само словосочетание для России не совсем верное. В отличие от Японии — мононационального государства, в Российской Федерации наций и народностей более 100. В связи с этим поиск общей для всех народов единой идеи правильно было бы называть государственной или общенародной идеей.

Выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин (1882–1954) рассматривая первоочередные задачи посткоммунистической России, писал о важнейшей проблеме нового русского отбора, который должен быть одушевлен творческой национальной идеей. «Нужна новая идея — религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу», при этом Н.А. Ильин утверждал, что новой России нужна будет и новая общенациональная идея.

Вот его цитата: «Борьба русского народа за свободную и достойную жизнь на земле продолжается. И ныне нам более чем когда-нибудь, подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие, и выговаривать за нее от ее лица и для будущих поколений ее творческую идею. Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальную… Мы не призваны заимствовать духовную культуру у других народов и подражать им. Мы призваны творить свое и по-своему: русское, по-русски. У других народов был издревле другой характер и другой творческий уклад… У них свои достоинства и свои недостатки… И когда мы сумеем преодолеть свои национальные недостатки, — совестью, молитвою, трудом и воспитанием, — тогда наши достоинства расцветут так, что о чужих никто из нас не захочет и помышлять…».

Обратимся к нашему выдающемуся знатоку слов В.И. Далю (1801–1872). Вот как он определяет слово «идея»: «понятие о вещи; умопонятие, представленье, воображение предмета; умственное изображенье. Мысль, выдумка, изображенье, вымысел; намеренье, замысел!». Из всех предложенных слов к проблеме больше всего, по нашему мнению, подходят слова «намеренье» и «замысел».

По сути, идет поиск того, что сегодня актуально для государства и общества, что может быть признано главным намереньем, принятым большинством народа.

На данный исторический период в России в различных формах и проявлениях можно видеть государственные меры «сбереженья народа».

Так вот, в статье А.И. Солженицына (1918–2008) «Как нам обустроить Россию (посильные соображения)» находим: «В 1754 году, при Елизавете, Петр Иванович Шувалов предложил такой удивительный Проект сбережения народа. Вот чудак? А ведь — вот где государственная мудрость».

Шувалов Петр Иванович (1710–1762), граф, российский государственный деятель, генерал-фельдмаршал. Фактический руководитель правительства при Елизавете Петровне…

Современное руководство страны и большинство граждан понимают, что для такой огромной территории государства существующей численности населения недостаточно. Более того, практически нет его прироста. Этому посвящается демографическая программа.

Так случилось в истории государства, что процесс эволюции образования и воспитания человека был надломлен в 1917 году. Многочисленная когорта образованных культурных людей была удалена из процесса формирования качественного состава управленцев, инженерно-технических работников, профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Лишение многих прав лиц непролетарского происхождения тормозило, снижало уровень образовательного и воспитательного процессов. Постановлением Совнаркома 1918 года во все образовательные учреждения принимались абитуриенты без документов о начальном образовании. Одна из форм обучения — семинар был введен для того, чтобы учащиеся учились правильно разговаривать, излагать содержание прочитанного или услышанного.

Термин «красная профессура» означал присвоение звания «профессор» без защиты докторской диссертации.

Запрет на инакомыслие, свободу слова внес изменения в нравственность людей. Несогласие с линией единственной партии приводило к печальным и трагическим последствиям. Угодничество, доносительство становились распространенными во всех категориях людей и на всех уровнях власти. Еще одно явление — нежелание слушать оппонентов прочно вошло во взаимоотношения людей.

Даже в недалёкой истории сохранились примеры этого общественного порока. Выдающиеся люди страны (А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын и др.) становились изгоями. Тормозилась наука, например, генетика.

Очень редко представители высокой власти могли быть охарактеризованы как интеллигентные люди, интеллектуалы. Взять руководителя СССР (1953–1963 г.г.) Н.С. Хрущева. Угрожая противникам с трибуны ООН, он стучал по ней туфлей. А его указания по развитию сельскохозяйственной отрасли за счет посева кукурузы даже в Архангельской области. Еще можно вспомнить запрет исследований в генетике. Словарь того времени гласил: «Генетика — лженаука о якобы…».

По моему глубокому убеждению, прогресс нашего общества в значительной мере находится в образовательно-воспитательной сфере.

* * *

Перспектива развития общества, утвержденная поправками в Конституцию РФ, дополняется Указом Президента о национальных целях, которые надо выполнить до 2030 года (КП 22.07.2020). Рассмотрим этот документ с точки зрения улучшения качества человека (фото 1).

Если внимательно посмотреть на 5 представленных целей, то все они могут быть объединены одним слово «достичь», то есть мы видим план или замысел. У ученых принято считать, что цель — одна, а для ее достижения должны быть решены определенные задачи. Это можно видеть и из заголовка статьи «Пять задач для России от президента».

На мой взгляд, все пять целей направлены прямо или косвенно на достижение более высокого уровня жизни человека, что должно привести к увеличению продолжительности жизни людей (интегральный показатель благополучия страны). Как следствие, улучшение жизни и повышение ее продолжительности приводят к устойчивому росту численности населения.

Вот только хотелось бы, чтобы среди задач для России от Президента, была бы сформулирована задача на качественное совершенствование человека. Такая необходимость вытекает из проблем общества: коррупция, казнокрадство, закононепослушание и низкий уровень нравственности во всех категориях граждан, во всех властных структурах. При этом население воспринимает болезненно негативные явления, прежде всего, когда в них замешаны высокие должностные лица, чиновники федерального уровня. Происходит подрыв авторитета государства, которое допускает к управлению лиц, пренебрегающих законами и не имеющих высокой нравственности. Такая ситуация является следствием неудовлетворительного кадрового отбора, но, прежде всего, пробелом образования и воспитания населения в правовом и морально-нравственном аспекте. Эти явления беспокоят общество не меньше, чем бедность его значительной части.

Фото 4. Национальные цели из Указа Президента

* * *

При рассмотрении вопроса о национальной идее, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, правильнее говорить об общенациональной идее, поскольку наций в Российской Федерации очень много. Во-вторых, у В.И. Даля — идея — это замысел, намерение, то есть то, что еще нужно сделать, создать.

Из истории России можно условно полагать, что до переворота 1917 года главным девизом в стране был «За веру, царя и Отечество». Являлся этот призыв общенациональной идеей? Во всяком случае, сильнее лозунга не было. Что в революцию произошло с лозунгом? Вера запрещена, храмы разрушены. Царь с семьей расстрелян. Объявлено построение нового Отечества: мы старый мир разрушим до основания, а новый — создадим.

В новом государстве — СССР общенациональной идеей было провозглашено построение коммунистического общества, главенствующим принципом которого предполагался «от каждого по способности, каждому — по труду». Идею коммунизма узаконили в Конституции, ее активно пропагандировали во всех слоях населения. К идее был составлен «Моральный кодекс строителя коммунизма» — набор правил и принципов человеческих отношений, которые должны были воспитываться у людей, то есть составлять идеологическую основу общества. Коммунисты признавали, что в основу Морального кодекса положены божественные законы. Хотя советским людям обещали: «Нынешнее поколение будет жить при коммунизме», он не состоялся, произошел возврат капитализма.

Выдающийся русский философ Иван Александрович Ильин (1882–1954) рассматривая первоочередные задачи посткоммунистической России, писал о важнейшей проблеме нового русского отбора, который должен быть одушевлен творческой национальной идеей. «Нужна новая идея — религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу», при этом Н.А. Ильин утверждал, что новой России нужна будет и новая общенациональная идея.

Вот его цитата: «Борьба русского народа за свободную и достойную жизнь на земле продолжается. И ныне нам более чем когда-нибудь, подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие, и выговаривать за нее от ее лица и для будущих поколений ее творческую идею. Эту творческую идею нам не у кого и не для чего заимствовать: она может быть только русскою, национальную… Мы не призваны заимствовать духовную культуру у других народов и подражать им. Мы призваны творить свое и по-своему: русское, по-русски. У других народов был издревле другой характер и другой творческий уклад… У них свои достоинства и свои недостатки… И когда мы сумеем преодолеть свои национальные недостатки, — совестью, молитвою, трудом и воспитанием, — тогда наши достоинства расцветут так, что о чужих никто из нас не захочет и помышлять…».

Общенациональная идея — это общественно-государственный договор, согласие на совместные убеждения и действия, фактически это идеология. Она должна иметь отношение ко всем гражданам, любой национальности и профессии. Под словом «идея» В.И. Даль разместил также слово «идеал» и «образец мечты».

И здесь возникает вопрос: «Что в нашем обществе отсутствует, или чего главного и важного не хватает для более совершенно общежития людей?».

Все, что кроме природы, создано на Земле — это продукты труда человека. Жилища, одежда, орудия труда, оружие, наука, искусство, культура, религия — все от человека, и т. д. и т. п.

Сам человек — анатомо-физиологическое существо — продукт природы или Бога. В отличие от других животных — он, homo sapiens, существо мыслящее, в чем его преимущество и одновременно ущербность. По причине человеческого мышления все его достижения, успехи равно как все недостатки, пороки, грехи от недомыслия или умышленного запланированного деяния. Каков сегодня человек и созданное им общество? Человек живет как по законам природы, так и по им же разработанным правилам. Последние условно можно разделить на две категории: собственно законы и моральные принципы.

С этих позиций и следует определить, чего современному обществу не достает до идеала.

Большие деньги отбирают у людей моральные ценности. Особенно это наблюдается у артистов и футболистов. И все это может длиться долго и упорно, если не взяться за воспитание и наказание людей.

Воспитание законопослушного гражданина с высокой нравственностью на основе традиционных моральных ценностей. Без этого будущие поколения обречены по-прежнему жить в коррумпированной стране, где нарушаются права, честь и достоинства гражданина.

Демократическое правовое государство предполагает высокий уровень культуры, этики и норм поведения населения, которые включают, прежде всего, законопослушание, взаимное уважение граждан, соблюдение правил здорового образа жизни и других качеств каждого человека. Воспитание такого гражданина требует немалых усилий и времени. Государство и общество могут принять такую идею и воплощать ее в жизнь.

Таким образом, по нашему мнению общенациональной идеей может быть человек, его правовое и нравственное образование и воспитание до высокого уровня законопослушания и соблюдения традиционных моральных принципов.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Размышления о главном. Человек. Закон. Мораль предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я