За Русское Дело на сербских фронтах

Борис Земцов, 2022

Сегодня о войне в Югославии 1992–1995 гг. российские чиновники высокого ранга вспоминают нехотя. Что вспоминать? Как Мировой Порядок, используя национальные и религиозные противоречия, спекулируя на личных амбициях политиков, уничтожил Державу южных славян? Как тогдашняя ельцинская демократическая Россия, по сути, предала своих славянских братьев, бросив их в беде, перед лицом смертельной опасности? Как на югославской земле отрабатывался сценарий геноцида и расчленения государства, который мог быть использован на территории РФ? И о бомбардировках 1999 года Сербии и Черногории, составлявших тогда «обкусанную» территорию униженной и преданной Югославии, высокопоставленные чиновники вспоминают с неохотой. По тем же причинам: тогдашняя ельцинская демократическая Россия предала братьев-славян, пошла на поводу у устроителей Мирового Порядка, допустила этот сверхмасштабный международный беспредел. Но не бывает безымянных преступлений, у всякого преступления есть имя, фамилия и конкретная должность. Российские чиновники, допустившие предательство братьев-славян и в 1992–1995 гг., и в 1999 году, ещё живы. Вдруг встанет вопрос об ответственности? Вдруг обретёт реальность идея Международного Славянского Трибунала, на котором вопросом «номер один» непременно будет «югославский вопрос»? На таком фоне сам факт участия русских добровольцев в югославской войне, в борьбе сербов за право иметь свою Веру, своё Культуру, своё Государство – тема неудобная. Получается, отдельные граждане России, рискуя собой, помогали братьям-славянам вместо продажных политиков, лукавых дипломатов, лживых журналистов? Получается, русские добровольцы в трудный для Славянского Мира момент заменили целое «приболевшее» на тот момент российское государство? Как соотнести их действия с международным правом? Русские добровольцы, воевавшие на сербских фронтах, – герои, вписавшие новые яркие страницы не только в российскую историю, но и в историю братской Сербии, всего Славянского Мира. Книга предназначена для широкого круга читателей.

Оглавление

Из серии: Неизвестная война (Книжный мир)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги За Русское Дело на сербских фронтах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Книга честная и своевременная

В самом начале своей «Боснийской тетради» Б. Земцов, размышляя о том, как много появилось в России «профессиональных патриотов», пишет: «Хуже болтовни либеральной может быть только болтовня патриотическая. Призывы и лозунги. Лозунги и призывы. Бесконечное, порою виртуозное жонглирование правильными по сути своей словами. И ничего конкретного, ничего реального, что могло бы хоть как-то изменить ситуацию в стране. Неужели этот порядок — вечен? Неужели в этом — судьба моего Отечества? Если это так, то это уже и не судьба Отечества, а приговор ему… Где реальные люди, готовые превращать теорию в дела, разумеется, при этом жертвуя не только своим благополучием, но и жизнью?» Свой ответ на этот вопрос у автора есть: «Жить — значит совершать поступки, переламывать судьбу, а не вымаливать у судьбы подачки и поблажки».

Сам Б. Ю. Земцов эту позицию подтвердил своим личным участием в боевых действиях в качестве русского добровольца. В его послужном списке теперь уже ставший знаменитым неравный, но победный бой 12 апреля 1993 года на высоте Заглавок под Вышеградом. Для нас это дата полёта в 1961 году в космос первого человека Земли Юрия Гагарина и отмечается как День космонавтики, а в Сербии этот день ещё стал государственным праздником — Днём Добровольца. И в этом есть заслуга нынешнего заместителя главного редактора газеты «Русский Вестник».

Мне было интересно читать и узнавать мысли о войне человека, совершенно не знакомого с военным делом, но умеющего ясно описывать ход и содержание боя, каким он видится со стороны простого солдата, и понимающего своё место на войне. «Во все времена, во всех войнах всегда существовали две правды — правда верхняя, правда политиков и больших полководцев, и правда низовая — окопная, правда солдатская. Сталкивать “лоб в лоб” две таких точки зрения попросту неразумно. По сути, это даже не два мнения, а два измерения, которым никогда не дано пересечься». Действительно, умение описывать эти две правды очень редкое. Идеальным эталоном военного журналиста, писателя и поэта Великой Отечественной войны для меня является Константин Симонов. Но Б. Земцову уже за два месяца боевых действий пришло чёткое понимание, что ни в коем случае нельзя сталкивать эти две правды. Хотя на самом деле этих «правд» намного больше: своя правда на каждом уровне военной иерархии.

Мне на войне пришлось побывать в должностях командира батальона (отряда спецназ) в Афганистане и командира бригады спецназ в Таджикистане и в других вооружённых конфликтах. Даже в видении войны комбатом и комбригом есть значительные различия. Главное из них заключается в том, что в отличие от комбрига, комполка или комдива, находящихся на командном пункте на каком-то удалении от линии боевого соприкосновения, комбат находится на поле боя под пулями, минами и снарядами, непосредственно участвует в бою и его ощущение боя во многом совпадает с офицерами его батальона, но именно с офицерами — командирами рот и взводов, а не с солдатами. Между офицерами и солдатами основное различие лежит в области понимания происходящего и ответственности за ход и исход боя. Солдату в бою не надо думать и беспокоиться ни о чём, кроме совершения пусть и опасных, но достаточно простых действий, определённых ему поставленной задачей или сложившейся обстановкой (последнее несопоставимо чаще) и преодолеть инстинкт самосохранения. Но уже у сержанта — командира отделения, артиллерийского расчёта или танкового экипажа — прежде всего, появляется обязанность выполнить поставленный приказ, и внутренняя задача сохранения самого себя отходит на второй план. Описание боя на высоте Заглавок — это оголённое ощущение боя рядовым солдатом и в этом его ценность. Но, анализируя текст, поневоле приходишь к выводу, что тогда в бою в Борисе Земцове неразрывно жили две его сущности — солдатская и журналистская, писательская.

Мне много раз приходилось слушать рассказы солдат о прошедшем бое, засаде или налёте, они могли во многом различаться, несмотря на одни и те же события, в которых они вместе участвовали, (иногда даже можно было подумать, что они вообще были в разных боях), но их общее ощущение было солдатским. Здесь было другое видение. Оно больше похоже на командирское, офицерское. Просто офицер наблюдает за ходом боя, огнём и манёвром противника и своего подразделения, а журналист за поведением людей и самого себя. Читать было интересно. Как и внезапно увидеть очень по-военному точное определение типа специальных военных действий в той войне с обеих сторон — «рейдово-диверсионные».

В начале дневника резануло безапелляционное утверждение о глупости и лживости всех книг о войне, хотя оно и объяснимо: война у советского поколения представлялась чем-то духовно-возвышенным, а тут надо ходить, потеть, а потом мёрзнуть в грязи и очень долго не спать. Потом до автора дошло, что вся, или почти вся героика войны и личное мужество именно в этом и заключаются: «Для добровольца главное концентрированное выражение мужества — это сам факт принятия решения “ехать на войну”». Личные поединки посредством холодного оружия, дуэли на пистолетах и рукопашные единоборства, требовавшие от мужчины физической силы, (где воин мог видеть своего противника перед собой воочию, когда побеждал тот, кто лично лучше подготовлен к сражению), — уже давно в прошлом. Сейчас смерть от снаряда и ракеты может прилететь из-за десятков, сотен и даже тысяч километров, и не имеет никакого значения, как лично ты был подготовлен к бою. Дошло до того, что дроном через джойстик может управлять обученный «ботаник», сидящий с чашкой кофе, и уничтожать людей, несоизмеримо выше его по личным воинским качествам. «Единственный осколок от такого снаряда может запросто отнять у тебя жизнь, — пишет Б. Земцов. — А это значит, что всякие там мужество, героизм, решительность, не говоря уже о навыках единоборств и элементарной физической силе, так и останутся нереализованными. Никогда не реализованными. Навсегда не реализованными». Это правда. Но не вся. Всё равно в войне, в конечном итоге, победит тот, у кого выше дух и воля. А главное — на чьей стороне правда. Божья правда для нас на Земле.

Заставили задуматься размышления автора о взаимосвязи человека и его оружия. «Человек с оружием, временно взятым в руки, и человек, находящийся с оружием в руках постоянно, — это два очень разных понятия. Не будет преувеличением сказать, что в нашей нынешней ситуации человек и оружие образуют единое целое, что-то очень важное и серьёзное, доверительное и живое». Эта своя сроднённость с самолётом, танком, подводной лодкой, с автоматом и другим вооружением, к которым относились как к живым существам, была массово замечена в годы Великой Отечественной войны и в последующих вооружённых конфликтах, где к своей технике, получившей в бою повреждения, относились как к раненым товарищам.

Очень точны мысли автора о разнице между людьми, которые были на войне и которые не были. Мне ещё помнятся разговоры офицеров-фронтовиков, которые делили всех на тех, кто был на фронте и на тех, кто не был. Это был тогда первый и главный передел всех людей. Это же подмечает и Б. Земцов: «Человек, прошедший через кровь — человек совершенно иной формации. Он не лучше, не хуже других, крови не видевших, крови не проливавших. Но он — совсем другой. Из другого измерения». И это другое измерение проникает вовнутрь человека навсегда.

Признаюсь, меня просто потрясло сравнение могилы, которую Б. Земцов копал для своего товарища, с последним окопом. «Окоп недосягаемый и неуязвимый для врага. Окоп непокидаемый для его защитника. Окоп, призванный стать с его защитником единым целым навсегда. Вечный окоп для русского добровольца на сербском фронте… Мать-сыра Земля для русского добровольца в боснийских горах».

У нас в патриотическом лагере появилось большое количество людей, которые называют своё занятие геополитикой. Эта их геополитика заключается в написании статей, книг, монографий, выступлений в различных СМИ. Борис Земцов и его фронтовые товарищи преобразовали Русскую геополитику в боевые действия на Балканском рубеже. Вот это и есть «личная персональная геополитика». Очень личное и очень правильное качество, как замечает автор.

Исповедь Русского добровольца завершается такой мыслью: «В жизни каждого мужчины обязательно должна быть война. Иначе и жизнь эта — не Жизнь, и мужчина этот — не Мужчина. Главное, чтобы эта война была Твоей войной, чтобы на ней ты лично помогал отстаивать Добро и Правду».

В жизни Земцова такая война была и это была его война, на которой он воевал за Добро и Правду.

Спасибо за книгу, Борис Юрьевич.

Полковник ГРУ, кандидат военных наук Квачков В. В.

Оглавление

Из серии: Неизвестная война (Книжный мир)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги За Русское Дело на сербских фронтах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я