Вы и ваш супруг. ЦВЕТОК, ГОРШОК, САДОВНИК (психотипы)

Борис Борохов

Есть два полярных и потому ошибочных мнения – «все люди одинаковые» и «все люди разные».Это книга о ПСИХОТИПАХ – о трех разных наборах врожденных качеств, которые лежат в основе человеческой личности.Таких «базовых комплектаций» бывает только три: ЦВЕТКИ – мечтатели, САДОВНИКИ – созидатели и ГОРШКИ – хранители.Узнайте – кто ваш супруг и кто ваш ребенок.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вы и ваш супруг. ЦВЕТОК, ГОРШОК, САДОВНИК (психотипы) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть 1. ЧЕЛОВЕК

Кто я?

Предположительно, если бы индивид больше знал о структуре своего тела и о действующих в нем биологических факторах, он лучше сознавал бы силы, определяющие его поведение.

Уильям Герберт Шелдон (1949)

Вопрос «Кто я?» по своей сложности может быть сопоставлен только с вопросом «Что такое вселенная?». И, тем не менее, ответ на него прост и очевиден.

Любой человек это — ТО, что в него заложила природа, ТО, как его воспитали, и ТО — что он делает (или не делает) из себя сам.

И не важно, что происходило с человечеством в прошлом, происходит с ним сейчас или произойдет с ним в отдаленном будущем — эта простая формулировка останется неизменной даже тогда, когда самого «человека» уже не будет.

Именно поэтому поведение человека всегда продиктовано ОДНОВРЕМЕННО и его биологической природой, и культурой, в которой он вырос, и его критическим отношением к своей природе и среде, которая его воспитала.

Но так складывается жизнь, что «ценности выживания» не всегда совпадают с «социальными» и «личностными ценностями» человека. Именно поэтому, нам с детства приходится учиться выбирать между «здоровьем», «уважением в обществе» и «душевным покоем», время от времени пересматривая свои приоритеты.

И, тем не менее, понятие «зрелая личность» все же существует — это человек, который четко понимает мотивы своего поведения.

«Зрелая личность» — это человек, который может откровенно ответить СЕБЕ на вопрос: «Почему Я не убиваю старушек топором ради их кошельков?»:

— ИЛИ потому, что содержимое чужих кошельков меня не интересует — я достаточно богат, и поэтому тратить время и силы на убийство старушек для МЕНЯ не имеет смысла (совершив этот поступок, я буду считать себя «глупцом»);

— ИЛИ потому, что в обществе, в котором я вырос, убийство старушек считается «плохим поведением» — порицаемым и наказуемым (совершив этот поступок, я буду считать себя «подлецом — отщепенцем»);

— ИЛИ потому, что убийство старушек идет в разрез с моими личными принципами — я не смогу быть счастлив и здоров, если нарушу эти принципы, даже если этот поступок будет способствовать моему биологическому и социальному процветанию (совершив этот поступок, я не смогу считать себя «СОБОЙ»).

Любому человеку важно жить с собой в мире — ощущать свою личностную целостность — оставаться «самим собой», и при этом не чувствовать себя ни «глупцом», ни «подлецом».

А это очень сложно, учитывая то, что человек живет в мире, где бывают холод, голод, болезни и войны, то есть, та самая «среда» в которой проявляется наша природа и наша воля ею управлять.

Человек и «Житейские Бури»

Теперь, дорогой читатель, когда мы в состоянии одним предложением объяснить любому инопланетянину «что есть человек», приступим к рассмотрению деталей. А «детали» — характерные особенности личности — волнуют большинство жителей нашей планеты, ведь именно они открывают разнообразные возможности для манипулирования нашим поведением.

Итак, приступим.

В моем понимании человек — это «ДОМИК», в котором:

— «Фундамент» — комплекс врожденных качеств, то, что можно укрепить, но нельзя «перестроить».

— «Стены» — это те воспитательные установки, которые человек получает в свой семье, в своем городе, в своей стране. Они могут быть «перестроены», но чем старше «Домик», тем сложнее дается эта «перестройка».

— «Крыша» — это те мировоззренческие позиции, к которым человек приходит сам, на основании своего собственного опыта, осознанного критического отношения к своему «биологическому багажу» и привитых ему «культурных ценностей». Формирование «Крыши» происходит всю жизнь.

Надо сразу оговориться, что этот «Домик», только появившись на свет со своим «Фундаментом», тут же начинает обрастать «Стенами», и возводить свою собственную, ни на кого не похожую «Крышу».

Зачем нужна эта «архитектурная аналогия» для понимания поведения человека?

А затем, что при относительно спокойной «житейской погоде», поведение человека продиктовано и его «биологическим багажом» («ФУНДАМЕНТОМ»), и «культурной средой» («СТЕНАМИ»), и «личными независимыми представлениями человека о своем поведении на основании его жизненного опыта» («КРЫШЕЙ»).

Но совсем другое дело, если происходят настоящие житейские «тайфуны» и «цунами» — голод, войны, геноцид, эмиграция, утрата близких, потеря работы, тяжелые болезни и пр.

В такой ситуации наш «Домик» ведет себя таким же образом, как и домик настоящий.

«Легкий житейский ветерок» хоть и раскачивает «Домик» сверху донизу, но не причиняет ему существенного ущерба — человек ищет решения для возникшей жизненной проблемы на всех трех уровнях своей личности. Пока человек не находится в состоянии крайней физической и душевной усталости, он ОСОЗНАННО принимает решение и использует весь набор житейских инструментов из всех трех уровней своей личности. Эффективность решения проблем будет продиктована лишь интеллектом человека.

Говоря иными словами — даже при свободном доступе к инструментам, нужно понимать — как и когда их адекватно использовать.

При «житейском шторме» любой «Домик», прежде всего, теряет «Крышу» — начинает утрачивать уверенность в адекватности своего поведения, основанного на своем личном жизненном опыте. В такой ситуации человек начинает вспоминать: «что говорил об этом отец», что по этому поводу писал Платон, Лао-Цзы или Карл Маркс, пытается себе представить — как бы на его месте повел себя любимый дядюшка, мультипликационный супергерой или Павка Корчагин. То есть, человек, лишившись «Крыши», пытается устоять при помощи своих социальных стереотипов — удержаться «Стенами», которые возвели родители, педагоги и идеологи. Устойчивость личности в данном случае будет зависеть от качества образования и уровня воспитания, которые получил человек.

При серьезном «житейском урагане» от «Домика» остается лишь «Фундамент» — биологически обусловленное поведение. И тогда человекуы остается руководствоваться лишь одной из трех стратегий поведения: «Беги», «Сражайся» или «Замри».

ПСИХОТИП — это приверженность какой-то одной определенной стратегии поведения. Психотип — это «фундамент личности», с которым мы приходим в этот мир, и который остается неизменным всю нашу жизнь, вне зависимости от того, какое мы получили воспитание и образование, а также того, что мы хотим из себя вылепить сами.

Стратегии «Беги», «Сражайся» и «Замри» являются основными осями поведения людей во всех сферах их жизнедеятельности. Это касается и основных жизненных инстинктов (инстинкта самосохранения, пищевого инстинкта и инстинкта продолжения рода), и социализации, и личностной самореализации.

Люди стратегии «Беги» — люди психотипа ЦВЕТОК — в критических ситуациях «бегут» — в прямом и переносном смысле этого слова. В случае физического или материального дискомфорта они меняют место работы, город, страну, континент. Если в ближайшем супермаркете заканчивается их любимая колбаса, они поедут в другой супермаркет, в котором она в наличии. Их колбаса — «всегда самая лучшая» (если они не идеологи «безразличного отношения к пище»). От проблем с супругом, ЦВЕТКИ убегают в работу, в писание диссертаций, компьютерные игры, хобби, а «доведенные до крайности» — сбегают к менее требовательным супругам.

Люди стратегии «Сражайся» — люди психотипа САДОВНИК — воюют со всем и вся — за быт, за уважение, за любовь. Они зачинатели любого вида «борьбы» — начиная с «битвы за урожай», «борьбы за здоровый образ жизни» и заканчивая «борьбой за мир». Не найдя в супермаркете своей привычной колбасы, они попытаются вытребовать («выбить») эту колбасу из продавца, директора магазина, из министерства пищевой промышленности. В супружестве у них все так же четко и ясно — или «разделение обязанностей», или — «скандал как форма общения».

Люди стратегии «Замри» — люди психотипа ГОРШОК — верят, что все проблемы рано или поздно решатся сами собой. Твердая вера в то, что на смену даже самому знойному лету придет зимняя прохлада, становится непробиваемым аргументом, чтобы не тратить силы, время, деньги на то, чтобы выбирать, покупать, привозить и устанавливать кондиционер. Особенно если «есть вероятность», что тот сломается и надо будет — снимать, тащить, чинить, ругаться, добиваться гарантий и опять платить. Если в ближайшем супермаркете кончилась любимая колбаса, значит, будет куплена другая, а если нет колбасы, то сойдет сыр/селедка/овощи/консервы — в любом случае проблема с продуктами будет решена. На проблемы в семейной жизни ГОРШКИ предпочитают либо «не обращать внимания», либо «вести долгие переговоры». Это как бесконечно заталкивать мусор в мусорное ведро в надежде, что оно как-нибудь само собой опорожнится, особенно если мусор туда складывать аккуратно. ГОРШКИ в душе уверены — или неприятные обстоятельства изменятся сами, или люди перестанут эти обстоятельства считать «неприятными». И поэтому главное, как говорит Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие!»

Но вернемся к «жизненным катаклизмам», ведь именно они обнажают «фундамент» нашей личности, равно как и тяжелая болезнь, алкогольное опьянение и состояние крайней усталости.

О силе «житейской бури» свидетельствует уровень «упрямства», с которым человек принимает или отвергает любую информацию, которая заставляет его критически отнестись к своему поведению.

При слабом «житейском ветерке» и ребенок, и взрослый человек в состоянии выслушать совет, критически к нему отнестись и принять осознанное «ответственное» решение. Примерами таких событий могут быть подготовка к экзаменам, решение «бытовых» конфликтных ситуаций с сотрудниками, мелкие стычки с начальством и пр.

Когда на замечания о своем поведении ребенок или взрослый отвечает фразами «ты сам так говорил», «все так делают», «у нас так принято» и т.п., это означает, что мы говорим со «Стеной» комплексом социальных клише, которыми человек руководствуется в своем поведении в критической ситуации. Значит, травмирующая ситуация была для него уже «сильным житейским ветром» «штормом», но все же еще не «житейским ураганом».

Если же при разборе поведения ребенка на стандартные родительские упреки: «О чем ты думал?», «Почему ты не дал сдачи?», или «Почему ты не мог промолчать?» следует:

— вспышка неадекватной агрессии хлопанье дверьми и битье посуды (САДОВНИК);

— всплеск ответных обвинений и болезненных упреков (ЦВЕТОК);

— ребенок молчит, обливаясь слезами (ГОРШОК);

значит перед вами ТИПИЧНЫЙ пример поведения в ситуации «житейского урагана».

Пусть этот «житейский ураган» ребенка может казаться родителю «бурей в стакане воды», это ничего не меняет. Поведение ребенка было продиктовано «Фундаментом» его личности ПСИХОТИПОМ, теми врожденными качествами, которыми в благополучной среде управляет человек, и которые в критической ситуации управляют человеком. А это означает, что именно такое поведение в критической ситуации является ТИПИЧНЫМ для этого ребенка, и оно будет повторяться вновь и вновь.

Взрослый человек реагирует на критику аналогичным образом, но пусковыми механизмами для вполне понятной, в данном случае, словесной агрессии будут:

— ощущение неуважения со стороны собеседника (упреки в пассивности, безответности и бездеятельности) — для ГОРШКА;

— ощущение посягательства на свободу выражать свои мысли и эмоции (упреки в отсутствии такта, и необоснованной придирчивости) — для ЦВЕТКА;

— ощущение посягательства на право действовать (упреки в неосторожности действий, безалаберности и глупости) — для САДОВНИКА.

Если проблемы в поведении у человека повторяются из-за того, что он «суется в воду, не зная броду», при том, что ближайшее окружение не внушало ему мысль: «только смелость города берет» — это ТИПИЧНАЯ врожденная реакция САДОВНИКА.

Если проблемы в поведении человека постоянно возникают из-за того, что он пассивно «ждет у моря хорошей погоды», а ближайшее окружение не внушало ему мысль о том, что главным жизненным кредо является — «тише едешь — дальше будешь» — это ТИПИЧНАЯ врожденная реакция ГОРШКА.

Если проблемы в поведении человека возникают из-за того, что он «хитрит, как лиса, а убегает, как заяц», а ближайшее окружение не внушало ему, что «хитрость тоже сила» — это ТИПИЧНАЯ врожденная реакция ЦВЕТКА.

Психотип — это не «интеллект», не «воля» и не «интуиция»

Когда мы рассматриваем «Домик личности» с его «Этажами», речь не идет об «Интеллекте», «Воле» или «Интуиции». Эти параметры универсальны и относятся к «Домику» целиком.

Настоящая «Интуиция» — это способность человека найти оптимальное решение в незнакомой ситуации при полном отсутствии информации о ней. Человека нельзя научить «Интуиции», а сам он может развить в себе «Интуицию» только в профессиональной сфере, но это будет уже называться «неосознанным опытом». Настоящая «Интуиция» связана только с основными инстинктами — безопасностью, пищей и сексом. И избыток интуиции в этих областях может обернуться болезнью — патологической мнительностью, патологическим чревоугодием и патологической сексуальностью.

Сложно сохранить душевное здоровье, если все время помнить, как мало на свете людей, которые искренне желают человеку добра и счастья. Маловероятно остаться в рамках «нормального веса», всякий раз безошибочно определяешь самую вкусную колбасу, никогда в жизни прежде ее не пробовав, или превращая любое блюдо в кулинарный шедевр, не заглядывая в кулинарные книги. А как удержаться от соблазна нового сексуального приключения, если среди людей, которых видишь первый раз в жизни, с первого взгляда определяешь «готового на все» партнера — это же просто пытка какая-то!

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вы и ваш супруг. ЦВЕТОК, ГОРШОК, САДОВНИК (психотипы) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я