Крещение Осетии. В контексте российской политики на Кавказе

Борис Бицоти

История крещения Осетии уникальна и удивительна – первое и важнейшее христианское таинство было совершено с народом, населяющим землю Осетии, не единожды. Как совершалось это таинство? Какова была историческая роль Грузии в процессе христианизации Осетии, и какой отпечаток на религиозном сознании осетин оставил многовековой период существования их предков в лоне византийской христианской традиции?Поиску ответов на эти и другие вопросы посвящено наше исследование.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Крещение Осетии. В контексте российской политики на Кавказе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

…И он спасет народ мой от руки филистимлян

Древний сборник «Картлис Цховреба», как известно, окончательно сложился уже в XII в. и был во времена Вахтанга лишь слегка отредактирован и переиздан. При этом, пояснения и комментарии вахтанговского времени дают нам возможность делать выводы о прочтении древних хроник, которое предлагалось и рекомендовалось редакторами сборника читателям XVIII в.

Не будет преувеличением сказать, что почти каждая из хроник древнего сборника содержит отсылку к Осетии или упоминание об осетинах. Как комментировал эту ситуацию Всеволод Миллер, грузины, таким образом, «помнили о своих соседях — оссах с тех пор, как начали помнить себя». В целом, сборник содержит 78 упоминаний топонима «Осетия» и этнонима «осетин» — это третье по частоте упоминаний наименование после названий Картли и Кахети. При этом древнейшие летописи нигде не содержат указания на то, что Осетия была христианской державой — напротив, осетины предстают в них скорее народом язычников. Но как же тогда информация о древней приверженности данного народа христианству стала достоянием грузинского духовенства и какими источниками оперировали святые отцы, утверждая это в послании императрице Елизавете Петровне?

Вряд ли сведения о былой приверженности осетин христианству были почерпнуты из устных источников. Вероятно, здесь не обошлось без анализа текста византийских книг — известно, что с российскими придворными первые грузинские послы общались на греческом языке. Упоминание о древней Осетии как о христианской державе содержатся, к примеру, в труде византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей» (De administrando imperio), отрывки из которого, во времена Вахтанга VI переводились на грузинский и вошли в знаменитый «Сборник законов Вахтанга».90 Возможно, что именно на этот источник опирались грузинские духовные лица, обратившиеся с посланием к российской императрице. Несмотря на то, что в этом же трактате об Осетии недвусмысленно говорится как об отдельном независимом царстве, послание, как мы знаем, содержит совершенно иную трактовку отношений двух народов, а именно наличие вассальной зависимости Осетии от Грузии. Возникает вопрос: а не является ли миф о древней подвластности осетин картлийскому престолу результатом работы комиссии «ученых мужей» времен Вахтанга?

Вывод о том, что Осетия «издревле принадлежала» грузинским царям из самих летописей сделать трудно. Такой вывод скорее следует оставить на совести читателей XVIII в., нежели авторов древних хроник. Никаких сообщений о потере Осетией суверенитета или переходе ее под власть грузинского царского дома в хрониках нет. Этот вывод, вероятнее всего, стал результатом избирательного прочтения и навязываемой интерпретации в условиях определенного политического заказа, когда желаемое выдавалось за действительное.

Если в древности, как показывают летописи, отношениям с северным соседом — Осетией грузинами придавалось меньшее значение, чем отношениям с греками (Византией) и персами (Ираном),91 то в средние века интенсивность грузино-осетинских контактов серьезно возрастает, что выливается в целый ряд династических браков. В период позднего средневековья осетин в грузинских летописях становится так много, что это не может не бросаться в глаза. Ключевые летописные правители в истории Грузии, такие как Вахтанг I Горгасал, Баграт IV Куропалат и Давид IV Строитель — это лидеры, которые имели тесные связи с Осетией и так или иначе смогли решить «осетинский вопрос». Сдерживание Осетии или союз с осетинами, как следует из древних хроник, всегда являлись залогом становления и укрепления грузинского государства. Бросается в глаза и частота упоминания о династических браках между представителями грузинского и осетинского царских домов. Это, к примеру, брак Баграта IV и Борены сестры осетинского царя Дорголела, брак Георгия III и осетинской царевны Бурдухан, брак царицы Тамар и осетинского царевича Давида-Сослана.

Авторы древних грузинских хроник, как мы видим, не говорят об осетинах как о христианском народе, и это очень важная деталь. Тексты летописей пронизаны аллюзиями на ветхозаветные книги — важной частью всего сборника является история крещения Грузии святой Нино, которая открывает новую эру в жизни грузинского государства. В тексте многих сказаний проявляется влияние стилистики библейских притч, таких как, например, притча о царе Давиде. В этом пронизанном скрытыми цитатами эпосе осетинам фактически отводится роль ветхозаветных филистимлян, противостоящих христианским царям-воителям, и эта линия только усиливается после внесения редакторских правок комиссией «ученых мужей».

Рассказы о походах на Осетию содержат основные для грузинской истории летописи, такие как рассказ Джунашера о Вахтанге Горгасале и хроника анонимного историка о Давиде IV Строителе. Оба царя, несомненно, являются знаковыми фигурами, с точки зрения становления грузинской государственности — если первый добился независимости и основал Тбилиси, то второй отвоевав его у турок вернул его Грузии, обустроил, улучшил и привел Грузию к благополучию.

Усомниться в правдивости рассказа о покорении Осетии Вахтангом Горгасалом лишь спустя без малого век позволит себе российски историк и этнограф Всеволод Миллер. Ученый не без основания замечает, что, если верить хронике, подобно осетинам летописный малолетний (15 лет) Вахтанг нанес поражение и всем остальным соседям Грузии, в то время как другие (не грузинские) летописцы региона не отмечают за этим царем и его временем каких-либо выдающихся свершений. Сама постановка вопроса подобным образом во времена Вахтанга VI, разумеется, была бы немыслима. Об этом говорит, в частности, минимальное количество редакторских правок в древнем тексте. История славного предка и тезки Картлийского царя Вахтанга VI издавалась как есть без купюр и изменений, что говорит об убежденности редакционной коллегии в полной исторической достоверности сообщаемых летописцем Джунашером сведений.

Если Вахтангу Горгасалу пришлось совершить масштабный военный поход на Осетию, то Давид VI Строитель, если верить следующей древней хронике, покорил осов и вовсе без боя, еще и получив при этом контроль над всеми крепостями, находящимися на перевалах.92 «Вышли им навстречу цари Осетии — говорится в тексте летописи, — и все их мтавры и встали словно рабы перед ним». В этом месте у непредвзятого читателя должны возникнуть вопросы. Ведь сюжет летописи становится воистину фантастическим. И, тем не менее, рассказ хроникера скорее всего является правдивым — ему недостает только важных пояснений.

Вчитавшись в эпизод о миссии Давида в Осетии, мы заметим, что описание похода в Осетию отличается от всех остальных предприятий Давида — во-первых, из текста следует, что Давид прибыл в Осетию без войска. Как говорится в летописи, царь взял с собой Георгия Чхондидели — ученого мужа и советника. Невольно вспоминается легенда о походе в Осетию Вахтанга Горгасала, для которого царь «созвал все воинство картлийское» — «было сто тысяч всадников и шестьдесят тысяч пеших».93 Ни о каких таких сборах анонимный летописец деяний царя Давида не упоминает. Не предполагала войны и сама задача похода — добиться согласия осетин на пропуск войска кипчаков в Грузию. Как получилось, что Давиду удается легко достигнуть того же, на что Вахтангу пришлось потратить столько сил и средств, вооружив при этом против осетин всю Грузию?

Все обстоятельства похода Давида указывают на то, что царь Давид ехал в Осетию не воевать, а договариваться. Для правильного понимания этого эпизода необходимо вернуть недостающее звено, которое выпало из рассказа летописца — а именно родословная царя Давида. Грузинский царь — сын Георгия и внук Баграта и Борены — сестры осетинского царя Дорголела94 был в близком родстве с осетинским царским домом, являлся представителем одной из правящих в Осетии династий. Давид, таким образом, приехал к своим, мирно договорился и «так легко объединил оба народа, (кипчаков и осов — Б.Б.) водворив между ними любовь и мир, как между братьями».95 В пользу такого прочтения свидетельствует и факт участия осетин в Дидгорской битве на стороне Давида, а также брак дочери Давида Строителя Русудан с одним из осетинских царевичей. Но трактовался ли именно так отрывок о миссии Давида в Осетии «ученными мужами»?

О неправильном понимании отношений грузинского царя и осетин в период редактирования хроники комиссией Вахтанга VI говорит внесение изменений в заголовок хроники — к имени Давида добавляется упоминание о его происхождении от библейского царя Давида. Вместо примечания, поясняющего истинную родословную грузинского царя, издатели приписывают ему вымышленную — легендарную. Давид Строитель, как пишет Вахушти в своей «Истории царства грузинского», является «семидесятивосьмым поколением от Давида пророка». Этот пример красноречиво свидетельствует о давлении политического заказа, в условиях которого историки работали над изданием сборника.

Вахтанг VI также повелел составить генеалогическое древо своего рода, где род Вахтанга возводится к ветхозаветному Якову отцу пророка Давида. Несложно себе представить, что фигура Давида Строителя была особенно важна для Вахтанга VI. Царь-христианин, объединивший древние грузинские княжества в единое централизованное государство, освободивший Тбилиси от турок сельджуков, нанесший сокрушительное поражение мусульманам в Дидгорской битве, по определению не мог быть связан с Осетией, жители которой, по мнению Вахушти, являются «неграмотными», «не имеют книг», а также «не имеют священника и остаются некрещенными, кроме тех, которые получают крещение в Карталинии и Раче». В этих условиях необходимо было дистанцироваться от осетинской родословной царя Давида, грамотно сместить акцент в сторону его библейской родословной.

Другая историческая подмена касалась мужа и соправителя царицы Тамар осетинского царевича Давида-Сослана. В своей истории Вахушти неожиданно вводит в оборот новую родословную Сослана по отцовской линии — делает его потомком сына царя Георгия I Димитрия, который якобы имел неизвестного сына, увезенного в Осетию. Там, по версии историка, сын Димитрия был усыновлен осетинским царем и стал прадедом Давида-Сослана. Однако, как отмечает изучивший данный вопрос историк Г. Д. Тогошвили, на генеалогическом древе грузинских царей, созданном по повелению Вахтанга VI у Диметре нет потомков. О подобной родословной Давида-Сослана также не упоминает ни одна средневековая летопись. Будь Давид-Сослан Багратионом по отцовской линии, как резонно замечает Тогошвили, грузинские и армянские средневековые авторы не стали бы подчеркивать его осетинское происхождение. Здесь мы снова видим влияние политического заказа времен Вахтанга. Вахушти хочет разбавить, а лучше вовсе искоренить осетинское происхождение супруга и соправителя царицы Тамар — ключевой фигуры всей грузинской истории, ставшей святой при жизни.

Если в более раннем варианте «Картлис Цховреба» XVII в., принадлежащем царице Марии нет упоминания о принадлежности Давида-Сослана к роду Багратионов по отцу, то начиная с вахтанговских времен в сочинении «История и восхваление венценосцев» добавлены слова: «Так как сын царя овсов был витязь и по роду Багратиони. Так как Дмитрий сын царя Георгия, который остался от осетинской царевны. От этого Дмитрия происходил в шестом поколении».96

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Крещение Осетии. В контексте российской политики на Кавказе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

90

Сборник законов грузинского царя Вахтанга VI. с. 226

91

«Если бы этими бедами обязаны были мы царю Персии, либо царю Греции, — говорит о набегах осетин грузинский царь Вахтанг Горгасал в рассказе летописца Джунашера, — мы бы их претерпели. Но тяготит нас поругание овсов, и лучше нам умереть, нежели терпеть его».

92

Картлис Цховреба. с. 190

93

Картлис Цховреба. с. 79

94

Картлис Цховреба. с. 154

95

Впоследствии в Осетию, как сообщают грузинские хроники, была также выдана замуж дочь царя Давида IV Строителя — царевна Русудан.

96

Тогошвили Г. Д. Избранные труды по кавказоведению. Т-2. с. 16

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я