Социальная педагогика. Шпаргалка

Наталия Александровна Богачкина, 2009

Дискуссии о социальной педагогике в 1920-е гг.

После Октябрьского переворота 1917 г. в стране стала создаваться новая система образования. Суть воспитательно-образовательного процесса сводилась к формированию социалистической личности. По словам В. И. Ленина, учительство становится «главной армией социалистического просвещения».

Проблемы содержания образования, выработка принципов и функций, формирование образовательной системы — вот основные вопросы, которые стали предметом жарких дискуссий в 1920-е гг.

Один из основных дискуссионных вопросов — проблема отношения школы и социальной среды, организованного и стихийного воспитания, которое было бы нацелено на получение положительного результата.

Ученые М. В. Крупенина и В. Н. Шульгин выступали против только обучающей школы. Они полагали, что необходимо объединить воспитательные функции школы и социальной среды, так как «…без контакта с окружающей школу средой разрешить задачи воспитания школа не в состоянии».

В. Н. Шульгин (1894–1965) развивал идеи педагогики социального воспитания. Он активно пропагандировал необходимость внедрения школы в среду, таким образом влияя на нее и изменяя ее. Педагог выделял в педагогике три основные задачи:

1) изучение ближайшей окружающей ребенка среды;

2) обучение и воспитание человека, способного эту среду изменять, главным образом посредством трудовой деятельности;

3) школа — это центр преобразования окружающей среды, т. е. она должна способствовать ликвидации неграмотности населения, помощи родителям в воспитании детей и т. п.

В. Н. Шульгин предложил использовать метод проектов, включающий политический, производственный, культурный и бытовой проекты.

Например, производственный проект предполагал проведение электричества в школу, разведение сои и иное; культурный — организацию чтения газет в общежитии рабочих. Рассматривая проекты В. Н. Шульгина, следует отметить, что они часто приводили к снижению образовательного уровня детей.

М. В. Крупенина (1882–1950) считала, что школа должна стать источником новых форм учебно-воспитательного процесса, где главным является труд. В 1919 г. она организовала в Тучкове под Москвой детский дом для беспризорных ребят, на основе деятельности которого ею были сделаны теоретические разработки социального воспитания.

Согласно М. В. Крупениной воспитание — это не только влияние среды одного человека на другого, но и стихийное влияние среды на личность. Ее стремление сблизить теорию и практику воспитательного процесса было оценено как идеология «антиленинской теории отмирания школы», что привело к ее аресту и ссылке.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я