Инициатива «Один пояс, один путь»: китайский взгляд на глобальное развитие

Бин Фэн, 2023

«Один пояс, один путь» – это глобальная инициатива центрального правительства Китая, предложенная Председателем Си Цзиньпином. Построение в рамках этой инициативы «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXI века» призвано создать благоприятный политический, экономический и этносоциальный климат для соседей и партнеров Китая, способствовать межрегиональным связям, поддерживая стратегию «открытия и содействия развитию западного Китая». Основываясь на обширном историческом и фактологическом материале, автор книги излагает значение древнего Шелкового пути и Шелкового пути нынешнего, описывает те трудности, с которыми сталкивается реализация стратегии Шелкового пути, анализирует текущую международную ситуацию и показывает решимость Китая двигаться по пути мирного развития.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инициатива «Один пояс, один путь»: китайский взгляд на глобальное развитие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2.Стратегия «Выход за границу»

ПОЛНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Изменение модели экономического развития требует одновременной трансформации стратегии развития. На протяжении более 30 лет политика экономической открытости Китая постоянно улучшалась, что проявилось в реализации программ развития восточного побережья, подъема центрального региона, развития западного Китая и развития пограничных районов. Инициатива «Один пояс, один путь» явилась проектом большей открытости экономики Китая для глобального рынка версии 4.0. Китай перешел от стратегии «открытия страны» к стратегии «выхода из страны», к всестороннему развитию экономики открытого типа, что является путем усиления страны и обогащения народа нового уровня. Стратегия «привлечение зарубежного» и стратегия «выхода за границу» — это два фланга, обеспечивающие подъем экономики открытого типа. Китайские фонды и капитал сопровождают и поддерживают «выход за границу» китайских компаний, что отражает происходящие огромные изменения в позиции Китая в международном разделении труда и глобальной цепочке ценности.

Мировой рынок, осваиваемый Китаем версии 4.0

Стратегия развития «Один пояс, один путь» основана на точных и глубоких суждениях и выводах о внутреннем развитии Китая и международной экономике. С точки зрения внутреннего развития страны, для дальнейшего устойчивого развития Китая требуется разработка новой стратегии развития, требуется реализация трансформации стратегии развития в процессе проводимых экономических преобразований. Трансформация означает не только изменение способа экономического развития, но и модернизацию промышленности, также означает проведение глубоких и крупномасштабных реформ и всестороннюю открытость. Стратегическая трансформация подразумевает новые реалии в процессе экономического развития, даже играет решающую роль в новых реалиях экономического развития. Стратегическая трансформация — это не простое преобразование, это процесс наследования старого и открытия пути новому, процесс продолжения использования возможностей развития, расширения возможностей и создания возможностей при интеграции в мировую экономику для достижения более широкого цикла производственных факторов и распределения ресурсов. На протяжении более 30 лет политика экономической открытости Китая постоянно улучшалась, что проявилось в реализации программ развития восточного побережья, подъема центрального региона, развития западного Китая и развития пограничных районов. Инициатива «Один пояс, один путь» явилась проектом большей открытости экономики Китая для глобального рынка версии 4.0. Реализация программ развития восточного побережья, подъема центрального региона, развития западного Китая и развития пограничных районов явилась крупной трилогией политики реформ и открытости Китая, процесс экономической глобализации представляет собой процесс перехода от сотрудничества хозяйственных объединений небольшого масштаба и относительно больших экономических сообществ к сотрудничеству крупных межрегиональных экономических сообществ, данный процесс прошел три неравномерных этапа развития и теперь вступил в новую стадию углубления. Если сказать, что программа развития восточного побережья Китая являлась интеграцией экономическую глобализацию версии 1.0, а программу развития западного Китая, которая включала в себя программу «Восстановления Северо-Востока Китая» назвать версией 2.0, то проект «Пояс и Путь» является началом версии 4.0.

В начале проведения политики реформ и открытости Китая председатель Дэн Сяопин, главный архитектор этой политики, заложил отправную точку для возможностей развития на юговосточном побережье Китая, особенно в особой экономической зоне Шэньчжэнь, которая связана с Административным районом Гонконг, являющимся старым свободным портом, Дэн Сяопин одним движением запустил экономическую стратегию юго-восточного побережья. Факты свидетельствует о том, что это был далеко идущий исторический выбор, влияющий на общую ситуацию в целом. После более чем 30-летнего развития юго-восточные прибрежные районы Китая, включая провинции Гуандун, Фуцзянь, Чжэцзян, Цзянсу, Шаньдун, г. Шанхай и в последующем провинцию Хайнань стали первыми ключевыми областями экономического развития Китая, валовое экономическое производство этого региона составляет более половины от объема производства всей страны. Поочередно сформировались два золотых треугольника — «Дельта Жемчужной реки» и «Дельта реки Янцзы», ряд открытых прибрежных городов с высоким потенциалом роста также стали передовой линией открытости экономики.

С развитием восточных регионов, на какое-то время появилась тенденция перемещения сил на юго-восток страны, непрерывная «волна трудовых мигрантов» и перемещение различных ресурсов, в том числе различных факторов производства, таких как капитал, технологии, энергетические ресурсы, специалисты и рабочая сила, которые перетекали в развитые районы на юговосточном побережье страны, возникло небывалое в истории явление перемещения экономического развития в Шэньчжэнь и Хайнань. «Темпы развития г. Шэньчжэня» стали отражать темпы развития юго-восточного побережья и Китая. В этом процессе земля, ценный невозобновляемый ресурс освободилась от статуса традиционных сельскохозяйственных земель, превратившись в «земельные участки стратегического государственного назначения под управлением местных органов власти» и стала использоваться под промышленное назначение, для коммерческого использования, а порой земельные участки целых поселков и деревень использовались для постройки новых особых экономических зон и новых городов. Возникла новая небывалая волна «урбанизации», под нужды «урбанизации» было освоено огромное количество пахотных земель, сфера недвижимости развилась с нуля и продолжала расти с большой скоростью, распространяясь с юго-восточных прибрежных районов во внутрь страны, юговосточные прибрежные районы превратились в огромные районы промышленности и промышленных групп, на которые приходится от 12% до 16% ВВП страны.

Ареал отправной точки освоения восточной прибрежной зоны был небольшой, в основном, здесь была продолжена работа по перемещению промышленных мощностей из стран, окружавших восточное побережье Китая — из «четырех малых драконов», а именно из Японии, Сингапура, Тайваня и Гонконга, данный регион являлся одновременно и производственным сегментом и сегментом сбыта в цепочке добавленной стоимости самого высокого уровня в международном промышленном разделении труда и обладал такими особенностями как выполнение «переработки сырья иностранных заказчиков, изготовление изделий по полученным от них образцам, сборка продукции из их деталей и компенсационная торговля» и «размещение начального и конечного этапа производственного процесса (поставка сырья и сбыт продукции) на мировом рынке», развитая обрабатывающая промышленность, либо сборочная промышленность, низкое технологическое содержание, трудоемкость, но в сочетании с удобством и гибкостью в сотрудничестве, все это помогло завершить первоначальное накопление ресурсов и факторов юго-восточного региона. По мере спонтанной модернизации и дальнейшего развития промышленности на востоке страны в центральных и западных регионах стали активироваться идеи и желания людей об экономическом развитии своих регионов. В связи с этим стал возникать интерес к теории градиентного развития, то есть отправная точка развития с востока была основана на перемещении производств из Азиатско-Тихоокеанского региона «четырех малых драконов», и предполагалось, что согласно закону перемещения производств, следующим этапом будет перенос их в центральные районы страны и затем в западные регионы. Мало кто знает, теория направлений градиентного развития представляет по своей сути и экономическому значению, прежде всего, теория снижения ценностей, не полностью связана с географией. Таким образом, предполагаемый перенос трудоемких отраслей не происходит по графику градиентного развития, а возникает более сложное явление неравномерного развития.

В 2003 г. в шести провинциях центрального Китая в ответ на решение центрального правительства на фоне призывов к развитию, выступили с требованиями своевременного решения проблемы «оседания» экономического развития в центральных регионах. В итоге был достигнут определенный успех в решении проблемы «оседания» экономики центрального региона. Этот успех в основном объясняется определением критериев начальной точки и точек процессов, когда на местах взялись за строительство зерновых баз и угольных энергетических баз, занялись производством современного оборудования, экономикой замкнутого цикла, занялись работой по оптимальному распределению транспортных ресурсов «двух горизонтальных и двух вертикальных транспортных линий» — линия вдоль р. Янцзы, Лунхайская магистраль, ж. д. линия Пекин-Гуанчжоу и ПекинКоулун и развитие связанных с этими транспортными коридорами экономических зон. Позже этим объектам дали определение «три базы, один узловой пункт», помимо зерновой и угольной базы было добавлено строительство не менее важной базы водных ресурсов.

С точки зрения временной последовательности, освоение и развитие западного региона началось намного раньше, чем освоение центральных регионов страны, однако географические факторы, факторы наличия основных баз и условия окружающей среды сдерживали этот эпохальный проект. Все возлагали большие надежды на возможность обеспечить эффективный перенос промышленности и скопировать схему развития на восточной части страны, но все было намного сложнее.

Четыре юго-западные провинции не обладают сравнительными преимуществами для большого количества трудоемких производств, в то время как восточные регионы в целом по-прежнему обладают сравнительными преимуществами в трудоемких отраслях. Другими словами, после более чем двух десятилетий развития восточного региона ожидаемый перенос трудоемких производств с восточного побережья на юго-запад был очень медленным. В западной части страны также был свой метод развития и свои задачи, что не исключает наличие не совсем точной оценки собственных преимуществ.

Исследователи также обратили внимание на тот факт, что несмотря на снижение себестоимости трудоемких отраслей в восточном регионе, однако регион по-прежнему занимает важное место в разделении труда внутри страны и за рубежом. К тому же, удобное размещение рынков, уровень логистических и коммерческих затрат определяет участие восточного региона в международном разделении труда транснациональных компаний, модернизация промышленности происходит здесь неравномерно. Эффект агломерации промышленных кластеров сформировал полное разделение труда в производственной цепочке внутри кластера, поблизости можно найти профессиональные вспомогательные производственные услуги, которые могут сосредоточиться на каждом ключевом звене производственно-сбытовой цепочки, снижая затраты компании на закупки и транзакционные издержки, также достигается экономия от масштаба производства. В этом случае, даже в случае улучшения логистических условий в юго-западном регионе, однако этот регион не является регионом с трудоемким производством, к тому же он удален от конечных рынков, что не может быть привлекательным в глазах заказчиков. В более общем плане, после повышения стоимости рабочей силы в Китае и значительного снижения рентабельности корпораций, перераспределение промышленных предприятий направлено не только на центральный регион или же на запад страны, где имеются незначительные трудовые ресурсы, а располагаются в развивающихся странах и регионах с относительно плотным населением, расположенных вдоль маршрута морского Шелкового пути, напр., во Вьетнаме.

Связь между развитием восточной части и западной части страны представляет собой функциональную зависимость в многомерной перспективе. Теория градиента — это теория закона излучения трансформации и изменения экономических центров в большем экономическом радиусе, она не является простой экономической геополитической концепцией, для того, чтобы использовать ее в процессе переноса производства требуется большее количество предварительных условий. Более того, в будущем развитии экономического сотрудничества появятся различные способы экономического влияния и передачи, а также будут более сложные и эффективные комбинации.

Предложения о масштабном развитии западного Китая вносились с 1999 года. Несмотря на всесторонний анализ вопроса, на первоначальном этапе рассматривались вопросы возможности переноса излишков экономического развития из восточных частей на запад Китая. Однако более глубокая причина масштабного развития западного региона заключалась в несбалансированном региональном развитии.

В 2004 г. на основе результатов четырехлетней реализации программы развития западного региона государство выпустило соответствующие заключения о том, что слабым звеном, ограничивающим развитие западного региона является отсталая инфраструктура, не улучшается экологическая ситуация, остро стоит вопрос с недостатком водных ресурсов, существуют проблемы с невысоким уровнем образования, здравоохранения и с другими социальными сферами, требуется приложить большие усилия для решения текущих вопросов.

В качестве ключевых мер, необходимо вместе с ускорением строительства базовой инфраструктуры также реализовывать экологическое строительство и меры по охране окружающей среды. Также требуется создание нового механизма для привлечения иностранных инвестиций и поиска партнеров, который будет состоять из предприятий, постепенно ослаблять ограничения по допуску иностранных инвесторов в отрасли страхования, туризма, транспортного сообщения и других сфер обслуживания в западном регионе, для развития международной торговли и приграничной торговли.

Что касается экологического строительства и защиты окружающей среды как отправной точки для развития западного региона, с точки зрения мер, связанных с экологическим строительством, необходимо увеличить темпы работ по восстановлению лесов и лугов на бывших пахотных угодьях, по восстановлению лугов на бывших пастбищах, защите лесов, работ по предотвращению песчаных бурь в Пекине и Тяньцзине, передаче пахотных земель под луга, лесонасаждения и т. п., усилить берегоукрепительные работы по берегам рек, вокруг озер и водохранилищ, проводить соответствующие работы в засушливых и полузасушливых районах опустынивания земель на севере региона, в зоне сильной почвенной эрозии на Лессовом плато, в зоне концентрированного карстового скалистого опустынивания на юге региона, в районах примыкающих к озерам в верхнем и среднем течении реки Янцзы, в районе истока рек на Цинхай-Тибетском нагорье и т. д. Продолжать работы по охране лесов и т.д., принимать последовательные меры, способствующие самовосстановлению экологической системы, эффективно защищать зоны, выполняющие важные экологические функции, уделять важное внимание разработке предложений и проектов рационального освоения и использования водных ресурсов, укреплять работу по строительству водосберегающих сооружений. Продвигать работы по комплексному управлению основными водными бассейнами, научно обоснованному использованию водных ресурсов и защите водоохранных зон. Принимать эффективные меры по предотвращению и контролю за загрязнением воды, продвигать работы по циклическому использованию сточных вод в качестве ресурсного сырья, рационально планировать размещение промышленных объектов с учетом несущей способности водных ресурсов и запрещать проекты с высоким потреблением воды в районах с дефицитом водных источников.

Государство также предложило проект строительства «пяти вертикальных и семи горизонтальных линий» скоростных магистральных линий на западе страны, рассчитанный на пять лет, к 2010 г. построить восемь магистральных линий в рамках программы «Развитие западного Китая», постепенно улучшать авиационную сеть с центральными аэропортами на магистральных линиях и второстепенных аэропортов, усилить работы речного судоходства, все это является основами для закладки фундамента.

Было внесено предложение об усилении работ по строительству интегрированной энергетической системы, в частности, был выдвинут курс регионального развития, в котором предусматривается комплексный подход к соединению магистральных линий, распространение полученного опыта на все остальные участки работ, опираясь на водные и наземные главные транспортные артерии, уделять особое внимание развитию ряда центральных городов, развивать важные экономические зоны, расположенные вдоль Лунхайской ж.д. магистрали, новой экономической зоны Ланьчжоу-Синьцзян, экономической зоны в верхней части реки Янцзы, экономической зоны «Наньнин-Гуйъян-Куньмин», таким образом формируя новые полюсы экономического роста.

За первые 10 лет реализации программы «Развитие западного Китая» были предприняты существенные шаги в рамках данной программы развития, помимо решения экологических вопросов, необходимо продолжать прикладывать долгосрочные усилия и делать практические шаги по внесению корректировок в структуру обрабатывающей промышленности.

Начались работы в сфере экологического строительства: за первые несколько лет с 2005 года было восстановлено лесов и лугов на 86 миллионах му сельхозугодий, 290 миллионов му пастбищ были возвращены под луга, было улучшено экологическое состояние в Национальном природном заповеднике Саньцзянъюань, стал повышаться уровень воды в озере Цинхай, самом большом соленом озере страны, в конце 2013 г. уровень воды поднялся до уровня 40 летней давности, увеличился объем воды в шести озерах на западе страны. Велись работы по предотвращению песчаных бурь в Пекине и Тяньцзине, после 2009 г. площадь опустыненных земель в четырех провинциях уменьшилась на 4 060 кв. км, степень лесного покрытия увеличился до 23.64%. Однако смотря с общенационального объема, показатель лесного покрова увеличился с 16.55% до 20.36%, что по-прежнему составляет менее 2/3 от среднемирового показателя, площадь лесов на душу населения составляет менее 1/4 от среднемирового показателя.

Китай является одной из стран мира с большой площадью опустынивания, с широким распространением и сложным типом опустынивания. По данным мониторинга, на конец 2009 г. площадь опустынивания на территории страны составляла 2 623 700 кв. км, площадь пустынных земель составляла 1 731 100 кв. км, что составляет 27.33% и 18.03% от общей площади земель в стране. Площадь эрозии почвы в Китае достигает 3.67 миллиона кв. км, что составляет 38.3% от общей площади страны. Территория опустынивания в основном расположена на участках передней линии Центральной Азии и передней линии степных территорий, районы с серьезной степенью эрозии почвы также находятся в бассейне Желтой реки в западном Китае, на юго-западном участке Шелкового пути также имеются большие площади каменистого опустынивания, преобразование которых является очень трудной задачей.

Китай является одним из 13 регионов мира с нехваткой водных ресурсов, в северо-западной части страны очень низкое количество дождевых осадков. Красноцветные почвенные отложения в юго-западной части, Лессовые плато в западной части и район внутриконтинентального бассейна относятся к типичным регионам с дефицитом воды.

В западном Китае относительно большие запасы минеральных ресурсов, но запасы минеральных ресурсов Китая на душу населения составляют лишь 58% от среднемирового показателя.

В 2010 г. работы по реализации программы развития западного Китая вступили на новый этап развития. Одновременно со строительством национальной базы энергетических ресурсов и базы переработки энергетических ресурсов, велись работы по экологическому строительству, были установлены участки защиты от опустынивания в северо-западной части, зоны охраны водных и почвенных ресурсов на Лессовом плато, водоохранные зоны Цинхай-Тибетского нагорья, зона каменистого опустынивания на юго-западной части, также важные экологические лесные функциональные зоны. В процессе сохранения экологических функций данных объектов и проведения строительных работ принимались меры по предотвращению ухудшения состояния окружающей среды. В области строительства транспортных объектов, предлагается строительство сети скоростных автомагистралей «пяти горизонтальных и четыре вертикальных линии» для соединения востока, запада, юга и севера страны и формирования международного коридора «четыре выхода» в СевероВосточную Азию, Юго-Восточную Азию, Центральную Азию и Южную Азию.

Надо сказать, что со временем все отчетливей прорисовывается идея программы развития западного Китая, однако в долгосрочной экономической стратегии сохраняются глубокие противоречия.

Отраслевая цепочка ценностей в тяжелой химической промышленности относительно длинная, также относительно высока добавленная стоимость производственной эффективности, западная часть страны относительно богата природными ресурсами угля, нефти и газа, что привело к активному развитию данных отраслей, особенно на северо-западе страны, в одно время бурно развивались отрасли по сжижению угля и угольно-химическая промышленность.

В связи с наличием ресурсов и с учетом местоположения важных транспортных пунктов на западе страны, государству необходимо было создавать базы энергетических ресурсов и базы по переработке энергетических ресурсов в важных узловых районах и там, где позволяют условия развивать производство высокотехнологичного оборудования, все это составляло важные стратегические положения для промышленного развития. Что касается выше упомянутых сдерживающих факторов, то с ними можно справиться различными способами, однако из-за долгосрочного влияния, оказываемого моделью масштабного экономического развития, в том числе чрезмерная зависимость от тяжелой промышленности, которая обладает высокой ценностью, но и высоким уровнем потребления в рамках производственной структуры, существует не только серьезная трата ресурсов, но также непропорциональный дисбаланс между затратами и выпуском.

Конечно, дело не в том, что в западном регионе нельзя развивать проекты, связанные с ископаемыми энергоносителями и тяжелой химической промышленностью, однако при их реализации требуется серьезное обоснование и прохождение строгой экологической оценки. Например, район Юйлинь провинции Шэньси является одним из семи крупнейших угольных месторождений в мире. Запасы угля только в уездах Юян, Шэньму и Фугу составляют более 100 миллиардов тонн, тип угля низководный, малозольный, с низким содержанием серы, и относится к стандартному углю с высокой теплотворной способностью. Также эти районы относительно богаты водными ресурсами, являются узловыми районами для транспортировки угля с запада на восток, переброски электроэнергии с запада на восток, переброски газа с запада на восток и представляют собой районы приоритетного развития. Но пусть даже в таких важных стратегических районах, здесь также уделяют большое внимания отраслям по производству новых углеродных материалов «полукокс», обладающих самостоятельной интеллектуальной собственностью. Вторичные ограничения по охране экологической среды и ухудшение состояния окружающей среды в разной степени повлияли на районы Китая вдоль Великого Шелкового пути.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Инициатива «Один пояс, один путь»: китайский взгляд на глобальное развитие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я