Дизайн работы мечты. Как улучшить свою рабочую жизнь и быть счастливым не только в выходные

Билл Бернетт, 2021

Мы проводим на работе годы жизни и хотим, чтобы это время было наполнено комфортом, а наша деятельность приносила хорошие плоды. Если мы не видим смысла в том, что делаем каждый день, то работаем спустя рукава и прокрастинируем. Вскоре бессмысленная работа начинает негативно сказываться на нашей карьере, психологическом состоянии и даже здоровье. Можно ли преодолеть скуку и получать удовольствие от рабочих будней? Преподаватели Стэнфордского университета и авторы бестселлера «Дизайн вашей жизни» Билл Бернетт и Дэйв Эванс считают, что этого можно достичь с помощью дизайн-мышления. «Всем нам хочется, чтобы рабочие будни были наполнены смыслом и приносили отдачу. Большинство из нас проводит на работе значительную часть времени. Потому неудивительно, что именно там мы хотим отыскать смысл и значение. Тем не менее львиная доля должностей означает выполнение определенных задач и контроль за конкретными операциями, и, по большому счету, начальникам неудобно заявлять о смысле и значении подобной деятельности. Став дизайнером своей трудовой жизни, вы поможете руководителю и компании превратить вашу позицию в работу мечты. При наличии собственного бизнеса вы будете фантазировать до тех пор, пока тот не обретет нужный смысл. Проектировать свою профессиональную жизнь по силам как сотруднику, так и владельцу. Дизайн-мышление подходит всем – и тем, кто получает, и тем, кто платит зарплату. Идеи и инструменты, которыми наполнена эта книга, помогут не только придать жизни смысл, но и сделать счастливее каждый рабочий день». В своей новой книге они рассказывают, как спроектировать счастливую рабочую жизнь, переосмыслив негативные убеждения – например, о том, что ваша работа никому не нужна, а руководство вас не ценит. На ее страницах вы найдете практические рекомендации, которые помогут контролировать то, чего вам не хватает в жизни прямо сейчас, предупредить конфликты, открыть новые возможности и научиться получать удовольствие от каждого рабочего дня.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дизайн работы мечты. Как улучшить свою рабочую жизнь и быть счастливым не только в выходные предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Мы уже на месте?

Дисфункциональное убеждение: «Достаточно хорошо — это недостаточно хорошо: я хочу большего».

Переосмысление: «Достаточно хорошо — это ОТЛИЧНО. На данный момент».

Над входом в Стэнфордскую студию дизайна висит вывеска с надписью «Начните прямо отсюда» (You are here). Нам так нравится эта фраза, что мы использовали ее как название главы в первой книге. Смысл выражения прост: прежде чем решить, куда направиться, нужно понять, где находитесь. Лишь осознав и приняв это, вы сможете спроектировать путь туда, где хотите оказаться.

«Мы уже на месте?» — это нечто иное. Как можно предположить, речь о том, что вы недовольны тем, где находитесь. Такой же вопрос во время долгой поездки на машине задают дети, сидящие на заднем сиденье.

Мы уже на месте?

Мы уже приехали?

А теперь?

Когда мы доберемся?

МЫ УЖЕ НА МЕСТЕ?

В такой семейной поездке мало приятного. Это не более чем скучный способ добраться до пункта назначения. Вот когда доберемся до места — где бы то место ни находилось, — тогда и начнется веселье. Мы еще не приехали? Значит, нам не весело!

Мы с вами отнюдь не дети, которые канючат на заднем сиденье семейного авто, но разве многие из нас не ведут жизнь, в особенности трудовую, подобно тем детям?

Как часто мы ловим себя на мысли, что ждем, когда же туда доберемся? В волшебное место, куда стремимся всей душой, место, где наконец-то будем довольны и счастливы. По нашим соображениям, когда у нас появится новая и более престижная работа, станет больше денег или придет заветное повышение по службе, тогда мы и окажемся в месте, где все, словно по мановению волшебной палочки, иначе и лучше. Рассуждая подобным образом, многие впадают в глубокое уныние. На самом деле, постоянно живя в ожидании, единственное, чего мы можем добиться, — так это застрять на месте.

Нам нужно сказать вам кое-что очень важное. На каком бы этапе своей трудовой деятельности вы ни находились, какой бы работой ни занимались, — это достаточно хорошо. На данный момент.

Не навсегда.

На данный момент.

Стало немного легче, правда? «Достаточно хорошо на данный момент» — один из главных рефреймингов в этой книге. Воспитание такого отношения не означает, что жизнь или работа не станет лучше, перемен не дождаться или вы должны перестать учиться и самосовершенствоваться. Напротив, изменение внутреннего настроя на «достаточно хорошо на данный момент» делает возможной трансформацию внешних условий жизни.

Но будем честными: СМИ, культурная среда, да и все вокруг навязывают нашему обществу установку «Нельзя останавливаться на достигнутом». Назойливый внутренний голос постоянно сравнивает вас с окружающими и твердит, что те добились большего и вы — если добьетесь большего — тоже станете счастливее. И так как у всех остальных есть то, чего нет у вас, вы почти уверяетесь, что остались не у дел. Вы должны понимать, о чем мы говорим: такие соображения регулярно возникают у вас в голове.

Постоянное желание большего способно вогнать нас в глубокую тоску и заставить лезть на стену. В бесконечной погоне за лучшей работой, машиной, домом или городом нет места остановкам. Вообще. Проблема эта «вещами» не ограничивается. Непрерывная гонка за большей умиротворенностью, заинтересованностью или щедростью способна затянуть не меньше, чем стремление к богатству. Возможно, вы будете преследовать более благородные цели, но в конце этого пути вас все равно ждет разочарование, ведь идеал так и останется недостижимым. Мысли наподобие «сделано недостаточно», «нужно еще» и «так не пойдет» способны разрушить любую сферу жизни.

У психологов есть термин, обозначающий бесконечное стремление к большему, — гедонистическая беговая дорожка («гедонистический» обозначает стремление к удовольствиям). Мы рассматриваем гедонистическую беговую дорожку как пристрастие к новым впечатлениям и приобретению вещей. Как и в случае с другими зависимостями, каждый новый «кайф» сопровождается значительным выбросом эндорфинов, но те быстро выводятся, что вызывает потребность в следующей «дозе». Таковая доставляет чуть меньшее удовольствие и заставляет искателя острых ощущений нестись по гедонистической беговой дорожке все быстрее и дальше. Проблема в том, что добиться тех же ощущений, что принес самый первый «кайф», не получится. Каждая новая вещь, каждое новое переживание доставляет удовольствие, но спустя непродолжительное время оно иссякает. В битве за большее вам не победить. Поверьте, в конце пути по этой беговой дорожке редко поджидает удача.

По-настоящему важный вопрос не в том, сколько у вас денег, времени, власти, влияния, каковы ваши вес в обществе, статус, состояние пенсионных накоплений (дополните тем, чего бы хотелось иметь, да побольше).

По-настоящему важный вопрос в том, как обстоят ваши дела прямо здесь и сейчас.

Человек, который не занимается дизайном своей жизни и увяз где-то в непосредственной близости к «недостаточно хорошо», тот, кто слегка недоволен всем, что имеет, вновь и вновь будет отвечать следующим образом: «Так себе. Мы еще не на месте?»

Тот, кто занимается проектированием жизни, услышав аналогичный вопрос, скажет: «Жизнь хороша. Конечно, я стараюсь выказывать бóльшую благодарность и постоянно работаю над панелью “Здоровье, работа, отдых, любовь”, а еще стремлюсь внести больший вклад как работник, но могу со всей честностью сообщить, что все хорошо и в целом я доволен тем, что имею. У меня есть все, что нужно, и пока мне этого достаточно».

Основная разница вот в чем: тот, кто занимается дизайном жизни, перестал быть белкой в колесе «как добиться большего» и занял жизненную позицию, согласно которой ему всего достаточно и его все устраивает. Очевидно, что в значительной степени мы не удовлетворены собственной жизнью, так как не понимаем, что имеем достаточно, а зачастую — даже больше, чем нужно. Недовольство проявляется в разных формах, но чаще всего о нем свидетельствует ощущение, что вам недостает:

денег;

признания;

социального статуса;

подписчиков в соцсетях;

развлечений и т. п.

По каким признакам можно определить, что вы встали на гедонистическую беговую дорожку и движетесь в никуда? Если вы, сидя на новом диване, смотрите большой плоский телевизор под аккомпанемент многоваттной суперсистемы объемного звука и тоскуете — это тревожный знак. Если до того, как выложить фотографии в соцсетях, вы битый час занимаетесь ретушью — создавали видимость более гламурной жизни, это тоже тревожный знак. Если вы бродите по торговому центру, хотите что-то купить, да не находите ничего стóящего и, испытывая смертную скуку, задаетесь вопросом, как сюда попали и в чем смысл, — это также тревожный знак. Выключите компьютер, переведите смартфон в беззвучный режим. Срочно отправляйтесь на ближайший пляж, в лес или в то место, где сможете наблюдать живописный закат. Остановитесь, сделайте глубокий вздох и оглядитесь по сторонам. Чтобы усилить значимость момента, возьмите с собой друга, члена семьи или любимого человека. Иногда очень полезно напомнить самому себе, что именно это и есть настоящая, реальная жизнь.

Исследования двух последних десятилетий в области позитивной психологии, проведенные такими учеными, как Мартин Селигман, Михай Чиксентмихайи, Дэниел Гоулман и др., показали, что обладание чем-то «бóльшим» не приносит счастья. Изучение победителей лотерей, которое велось примерно в течение года после выигрыша, продемонстрировало: несмотря на удачу и внезапное богатство, люди не стали счастливее. В свою очередь, другие изыскания выявили, что счастливые люди не тратят время на беспокойство о ненужных вещах — они получают удовольствие от того, что имеют. Исследования совершенно ясно демонстрируют: один из секретов счастливой жизни — научиться наслаждаться тем, что есть.

Другой секрет счастливой жизни можно найти в изыскании гарвардского ученого Гранта, которое является частью самого длительного продольного исследования развития взрослого человека в западном обществе (Study of Adult Development at Harvard Medical School). Семидесятипятилетняя работа показала, что нет никакой взаимосвязи между счастьем и количеством заработанных денег, социальным статусом или прочими внешними показателями успеха. (Предполагается, что ежемесячного дохода хватает на удовлетворение базовых потребностей, а деньги, полученные сверх того, не имеют большого значения — так гласит наука.) Отношения с теми, кого вы любите и кто любит вас, — вот что придает жизни смысл и в наибольшей степени способствует счастью и долголетию. Существует сильная зависимость и с деятельностью на благо других людей. Джордж Вэйллант, психолог из Гарварда, завершавший исследование Гранта, вывел следующее резюме: «Счастье — это любовь. Точка».

Поэтому, занимаясь проектированием работы, которая будет мотивировать, не будем забывать, что мы, люди, — стадные животные, отчего наиболее эффективно работаем совместно с другими представителями своего вида. Отношения, клубы, церкви, сообщества — вот что действительно движет миром. Взаимодействие с людьми, а не с вещами — это один из способов сойти с гедонистической беговой дорожки.

Установка «достаточно хорошо на данный момент» оставляет возможность для роста и изменений, но не делает самоцелью изменения ради самих изменений и выводит «большее» из списка приоритетных задач. Это мощный рефрейминг, точка зрения, которая дает возможность контролировать то, что вам нужно в жизни и чего в ней не хватает. Также это лучший способ стать максимально счастливым как работник. Прямо сейчас. Сию же секунду. Заняв позицию «дела обстоят достаточно хорошо на данный момент», вы покончите со своим образом «несчастного, отстраненного сотрудника» и станете счастливы вне зависимости от того, что еще происходит в вашей жизни, и до того, как прочтете хотя бы еще одно слово из этой книги.

У Гарта все достаточно хорошо на данный момент

Гарт был уверен, что все сделал правильно. Он изучил отрасль, проверил компанию и пообщался со всеми нужными людьми. Собеседование прошло прекрасно. Правда, женщина, прежде занимавшая эту должность, так и не перезвонила, но, поскольку Гарт получил исключительно положительные отзывы ото всех, с кем смог поговорить, он с готовностью принял поступившее предложение о работе. В официальном статусе руководителя отдела маркетинга крупной телекоммуникационной компании Гарт стал ответственным за несколько товарных направлений. Счастью его не было предела.

На второй рабочий день неуловимая женщина, которая не отвечала на его звонки, пока шли собеседования, наконец-то перезвонила.

— Вас было непросто поймать, — сказал Гарт.

— Не догадываетесь почему? — парировала та.

В этот момент Гарт, который сидел за новым столом в своем новом кабинете, почувствовал, как в горле у него образуется ком, и глубоко вздохнул.

— Нет, — ответил он. — Почему?

— Мне не дали с вами поговорить, так как знали, что я честно расскажу, насколько ужасна эта должность. Она совершенно не такая, какой кажется. Я еле ноги унесла.

Гарт выслушал подробный рассказ о подковерных играх и о доставшемся ему управленческом беспределе. Женщина, конечно, радовалась переводу в другой штат, но не из-за желания переехать — она отправилась бы куда угодно, лишь бы сбежать из того ада, которым являлась ее старая, а теперь и новая должность Гарта.

Гарт оказался в одной из самых плохих ситуаций, какую только можно было представить. Он основывался на достоверных сведениях относительно перспектив на новой работе и, исходя из этого, сделал хороший выбор, принял наилучшее решение. И так как важная часть информации скрывалась умышленно, повода для самобичевания у него не было. Рон Ховард, профессор Стэнфордского университета, которого считают отцом теории анализа решений, говорит: «Не путайте качество решения с качеством результата — на самом деле это две разные вещи. Единственное, что вы можете контролировать, — это качество своего исследования и качество принятого решения». Это ценная идея о решениях, которую следует осознать. Но Гарт, конечно, осознавал только то, что у него были проблемы…

Повесив трубку, Гарт понурился, так как не имел представления, что теперь делать. Он понимал, что увольнение на второй рабочий день станет ошибкой, к тому же они с женой только что стали родителями, купили дом, что означало множество подлежащих оплате счетов. Гарт знал, что не сможет прокормить семью без этой должности. Да и как бы он объяснил будущим работодателям такую быструю смену работы? О его назначении уже знали в отрасли, поэтому любой потенциальный наниматель обязательно поинтересовался бы случившимся. Это произвело бы плохое впечатление. Причин, почему Гарту стоило задержаться на этой работе, был миллион. Предстояло стойко выдержать испытание. Вскоре Гарт понял, что предшественница говорила правду: должность оказалась по-настоящему ужасной. Начальник Гарта был, мягко говоря, так себе, да и вся ситуация выглядела довольно плохо. Гарт предположил, что со временем все станет только хуже.

Так и произошло.

Гарт оказался перед выбором.

Каждый день с утра до вечера он мог оставаться несчастным. Мог корить себя за то, что принял плохое решение (к сожалению, Гарт не посещал лекции профессора Ховарда о разнице между решениями и результатами). Мог превратиться в одного из тех сотрудников, которые постоянно жалуются на работу, руководителя, компанию, но не предпринимают никаких действий. Или он мог изменить свою точку зрения и найти способ сделать должность «достаточно хорошей на данный момент». Гарт предпринял действия, с которых всегда начинают дизайнеры: принял ситуацию, после чего стал проектировать свою трудовую жизнь.

Во-первых, Гарт запланировал перерывы для подзарядки позитивной энергией. Каждые три часа он вставал из-за стола, прогуливался по офису, затем шел в кафетерий, где покупал рожок мороженого. Да, Гарт прибавил в весе, однако обрел то, что радовало его по нескольку раз в день и помогало возвращаться к должностным обязанностям. Запланированные перерывы сделали рабочие будни более сносными, и Гарт перестал чувствовать, будто бы отбывает тюремный срок.

Покупка рожка мороженого была вполне осуществимым действием, и это стало первым решением.

Во-вторых, Гарт проанализировал сложную иерархию этой крупной компании и понял, что ему есть чему поучиться у более толковых коллег, особенно у тех, кто не занят в сфере маркетинга. Чтобы разузнать как можно больше, он решил познакомиться с сотрудниками из других подразделений. Особо тесные отношения получилось завязать с представителями отдела продаж, поэтому очень многие знания Гарт почерпнул из области продаж телекоммуникаций. Оказалось, что наличие друзей в подобном подразделении может положительно сказаться на работе в сфере маркетинга. Должность оставалась отстойной — совсем не такой, как ему обещали. Но Гарт проявил любопытство, начал общаться с людьми и каждый день узнавать что-то новое. Со своими обязанностями он справлялся хорошо, зарплата была приличной, поэтому позиция «достаточно хорошо на данный момент» его вполне устраивала. Через полтора года (этого времени было достаточно, чтобы не испортить резюме) Гарт сменил работу, причем благодаря ряду положительных рекомендаций, которые дали его друзья из отдела продаж, смог перейти на более высокую должность в гораздо лучшую компанию. Увольняясь, он чувствовал себя успешным, обладал отличными связями и незапятнанным резюме (и душой).

Гарту помог рефрейминг «достаточно хорошо на данный момент». Вам он тоже поможет включиться в работу, перестать быть статистом и начать проектировать свою трудовую жизнь.

Давайте проясним ситуацию: мы не заставляем вас лгать самому себе и соглашаться на недостойную работу, которая не принесет никакого удовлетворения. Мы предлагаем вам изменить точку зрения, не дожидаясь, пока что-то или кто-то изменится, и начать двигаться к большему счастью. Вам не по силам контролировать других людей, а иногда и обстоятельства (просто спросите у Гарта). Приступая к проектированию своей трудовой жизни, мы принимаем текущую ситуацию, а затем изыскиваем лазейки, чтобы ее изменить. Мы проявляем любопытство, общаемся с людьми, пробуем разные вещи и начинаем рассказывать новую историю. В ходе этого становимся более вовлеченными и энергичными. И все это будет возможным, если мы поверим: то, что у нас есть, «достаточно хорошо на данный момент».

Не навсегда.

На данный момент.

Переменить, а не переименовать

Мы хотим, чтобы вы поняли: мы не призываем вас смотреть на вещи оптимистически или же, закрыв глаза, убедить себя, что все в порядке. Мы не игнорируем реальность действительно плохой рабочей ситуации. «Достаточно хорошо на данный момент» — это способ переменить свое отношение, а не переименовать проблему.

Переименовать — значит навесить новый ярлык на старый добрый беспорядок. Если вы напишете «йогурт» на упаковке с прокисшим молоком или наклеите этикетку «достаточно хорошо» на проблемную должность, ситуация не станет лучше. Гарт сделал совсем не это, да и мы не рекомендуем вам так поступать.

Все мы слышали призывы типа «выжать из трудностей максимум». Совет неплохой, однако, даже последовав ему, вы все равно останетесь в затруднительном положении. Корень проблемы не ликвидируется, возможность исправить ситуацию не появится. Вы будете легче справляться с неприятностями, но улучшение это незначительное, к тому же поддерживать его трудно.

Переменяя свое отношение, вы действительно полностью пересматриваете ситуацию (и это, конечно, означает новую точку зрения), что коренным образом сказывается на фокусе вашего внимания и нацеливает вас на действие. Если все получится, то ваши история и опыт существенно изменятся.

Давайте проанализируем то, как Гарт применил рефрейминг «достаточно хорошо на данный момент», но при этом будем держать в голове разницу между переименованием и переосмыслением. Для начала он принял ситуацию, а затем сменил точку зрения с «довольствоваться текущими работой и начальством» на «находиться среди новых талантливых людей и узнавать новое». Гарт также выявил нечто, что приобрело реальную ценность для его работодателя (и для него самого), и сосредоточил на этом свое внимание. (В случае с Гартом такой вещью стала совместная работа отделов маркетинга и продажи.) Гарт не делал хорошую мину при плохой игре — он разработал совершенно новый подход к своей деятельности и переменил отношение к проблеме. Теперь на вопрос «Как дела?» Гарт мог сказать: «Неплохо, спасибо», и это было бы честным ответом, основанным на переосмысленной реальности. Конечно, неприятные моменты никуда не делись, но, приняв ситуацию и сфокусировавшись на других вещах, Гарт заставил работать даже такую работу.

Разумеется, так получается далеко не всегда. Будучи реалистами, мы полностью отдаем себе отчет в том, что порой жизнь никуда не годится. Случаются трагедии, люди теряют близких, состоят в нездоровых и абьюзивных отношениях, ходят на ужасную и унизительную работу. Мы понимаем, что время от времени случаются паршивые вещи и вот тогда нужно проявить решительность. Если ваша работа унизительна, вы подвергаетесь дискриминации или вынуждены совершать аморальные и/или незаконные действия — бегите без промедления. Жизнь слишком коротка, чтобы терпеть подобное обращение. Но если это заурядная, пусть и тяготящая вас деятельность на неинтересной должности или в компании с недостаточно плодотворной или вообще неплодотворной обстановкой — советуем задержаться. Смеем полагать, что у нас найдется ряд исключительно эффективных способов улучшить ситуацию.

Или как минимум сделать ее достаточно хорошей на данный момент.

Запомните, что «на данный момент» — это надежда на то, что в будущем все может измениться в лучшую сторону, а сейчас мы получаем пространство для маневров — для прототипирования. Именно так работают дизайнеры жизни: они принимают текущую ситуацию или работу, переосмысливают ее и, нацелившись на действие, создают некий прототип, узнают новое и делают выводы — и повторяют все это снова и снова. Процесс — мы называем его «шаги к дальнейшему развитию» — применим к практически любой ситуации. В конце концов он приведет к большому успеху. (В худшем случае вы будете ежедневно есть мороженое.)

Иногда лучшим решением становится непродолжительное ожидание. Мы вечно торопимся, но, если сделаем небольшую паузу, сможем открыть для себя новые пути и возможности.

«Достаточно хорошо» всегда соотносится с вашими потребностями и ситуацией. «На данный момент» — тоже относительное понятие, поэтому перемены к лучшему возможны почти всегда.

Когда думаешь как дизайнер, у тебя всегда будет выбор.

Просто спросите у Гарта.

Дисфункциональное убеждение: «Чтобы добиться успеха в работе, мне нужно повысить планку и по-настоящему выложиться».

Переосмысление: «Секрет “достаточно хорошо на данный момент” заключается в том, чтобы нацелиться на действие, опустить планку, добиться поставленной цели и повторять это снова и снова».

Опустите планку

Работа вам не нравится. Там вы скучаете, еле-еле справляетесь с обязанностями, считаете, что вас недооценивают, так как никому нет дела до ваших успехов, или пребываете не в восторге от начальника. Первое, что приходит вам в голову, — это уволиться. Начать все сначала. Не дать себе ни единого шанса и сжечь мосты — пусть огонь светит вам вслед.

Это один из способов.

Наша книга о куче других.

Дизайн-мышление способно преобразить работу и изменить все, включая вас самих. Не станем обнадеживать, что все пройдет легко и быстро, но мы уверены, что трансформации вполне достижимы и доставят вам удовольствие. Изменить поведение сложно. Принять и освоить новые установки конструкторского мировоззрения, такие как нацеленность на действие и переосмысление, не так-то просто. Это вам не «Вуаля!» — и вы уже думаете и действуете по-другому. Однако благодаря позитивной психологии нам известно, как упростить изменение поведения.

Подсчитано, что уже в апреле люди перестают выполнять 90 % данных самим себе новогодних обещаний. Более 2/3 диет заканчиваются срывом. Мы даже не станем говорить о количестве шагомеров и фитнес-браслетов, которые спустя полгода после покупки оказываются в ящике с ненужным хламом. Все эти нереализованные установки мы изучали в Стэнфордской лаборатории дизайна жизни (d.Life Lab). Скорректировать поведение сложно: люди чересчур стараются, берут на себя слишком много и почти постоянно терпят неудачу. Это еще одна причина, по которой многие застревают в рабочих и жизненных ситуациях, которые не устраивают, — люди ждут от себя ГРАНДИОЗНЫХ ПЕРЕМЕН, предпринимают попытку за попыткой, но так и не завершают начатое.

Существует другой способ под названием «Опустите планку».

Ставьте перед собой небольшие цели

Метод «Опустите планку» основан на разумно звучащих исследованиях в области психологии и на моделях коррекции поведения, предполагающих, что небольшие, посильные шаги — лучший способ выработать новую манеру вести себя или привычку.

Предположим, что вы типичный американец, который год за годом вел сидячий образ жизни, однако, ознакомившись с научными изысканиями о пользе физических упражнений для здоровья и психики, решил заняться бегом. Вам хотелось бы поставить перед собой цель пробежать марафон, но, как вы знаете, если задерете планку слишком высоко, то, скорее всего, потерпите поражение. Чтобы добиться перемен, причем добиться их правильным способом, первое, что вы делаете, — так это принимаете проблему, над которой готовы работать. Нацелившись на действие, вы достаете ежедневник и задаетесь целью на первые две недели: «Ежедневно проходить по 5000 шагов». Потом включаете на смартфоне шагомер и каждый день отмечаете количество сделанных шагов. Поставленная вами цель вполне достижима — большинство людей проходит около 5000 шагов в день, — но так вы сформируете привычку ежедневно отслеживать пройденное расстояние. Наблюдение — очень важная составляющая работы над поведением. Когда вы принимаете факт своего стремления к спортивному достижению и начинаете отслеживать прогресс, то запускаете процесс.

Как только в течение недели вы каждый день станете проходить по 5000 шагов, воздайте себе должное. Гарт баловал себя мороженым — вы можете выбрать нечто более полезное. Поощрение имеет решающее значение, так как оно заставляет мозг вырабатывать небольшую порцию дофамина в качестве награды за успешные изменения. Затем вы повышаете планку, скажем, до 7500 шагов в день, а потом — и до 10 000 шагов. Пусть пройдет несколько недель, на протяжении которых вы будете ежедневно совершать по 10 000 шагов, после чего измените свою цель на что-то вроде «Пробежать 500 метров». Далее каждые две недели, по достижении очередной цели, вносите в нее небольшие поэтапные коррективы. Отстанете — не страшно, просто измените задачу и начните все сначала, но уже без мороженого. Мозг должен выплатить штраф за ошибку.

Вы понимаете, к чему мы клоним. В определенный момент вы будете готовы к бегу трусцой на 5-километровую дистанцию, потом — на 10-километровую. Так, постепенно, вы приблизитесь к марафону. Еще одним мощным стимулом станет регистрация на забег — это повысит ответственность перед самим собой. Лучше всего записываться вместе с другом, а потом так же вместе с ним явиться на старт. Согласно исследованиям, когда мы берем на себя обязательство — в данном случае совместно регистрируемся на участие в марафоне и договариваемся сообща стартовать и финишировать, — вероятность того, что мы выполним задуманное, существенно возрастает.

Пробежите ли вы в конце концов марафон? Возможно. Но важно не это. Пока вы будете двигаться к поставленной цели, она может трансформироваться. И это нормально. Вполне вероятно, что до того, как вы достигнете существенных изменений, пройдет не менее полугода, и перспектива пробежать марафон уже перестанет быть мотивационным стимулом. Важно то, что вы разработали метод, который поможет вам добиваться перемен.

Начните с малого: опустите планку и попробуйте что-нибудь предпринять.

Замечайте, что работает на работе

В книге «ДВЖ» мы предлагали читателям простое упражнение для самоанализа под названием «Дневник удачных моментов». Теперь мы хотим, чтобы вы попробовали выполнить его вариант, названный нами «Дневник удачных дел». Этот простой инструмент позволит вам отследить и зафиксировать те моменты своей работы, которые вас увлекают, заряжают энергией или вводят в потоковое состояние. Рекомендуем выполнять упражнение ежедневно в течение нескольких месяцев — так вы сумеете получить надежное и четкое представление о том, что работает в вашей профессиональной жизни, а что нет.

По сути, принцип тот же, что и в «Дневнике удачных моментов»: вы наблюдаете за своим состоянием и записываете мысли, чувства и особенности поведения на работе, а затем отмечаете, чем занимались в это время. Мы разделили события на несколько категорий, которые связаны с исследованием вещей, позволяющих назвать дела «удачными», а именно:

Что я узнал?

Что я предпринял?

Кому я помог?

Записывая наблюдения таким образом, вы делаете их наглядными, осязаемыми. Спросив у самого себя: «Что я заметил?» — посмотрите, не всплывет ли что-нибудь интересное. Это избавит от стереотипного ответа на вопрос: «Как прошел день?» — «Нормально, наверное» — и даст лучшее представление о том, что происходит на самом деле. Практики типа «Дневника удачных моментов» и «Дневника удачных дел» помогут вам разобраться с источниками собственного вдохновения. Со временем эти упражнения дадут ощущение движения в правильном направлении. А когда вы привыкнете опускать планку и, основываясь на своих наблюдениях насчет того, что работает, постепенно и понемногу корректировать цели, то сможете добиться значительных перемен в профессиональной сфере.

Ниже приведен пример «Дневника удачных дел». (Все рабочие материалы можно скачать на сайте https://designingyour.life/designing-your-work-life-book/.) Делайте записи ежедневно, после чего запишите ответ на каждый из трех вопросов:

1. Что я узнал? Вспомните происшедшее в течение дня и на неделе и задайтесь вопросом: «Что я узнал?» Выискивайте то, что пополняло багаж ваших знаний. Оно не должно было быть грандиозным. Возможно, вы освоили новый способ выполнения какой-либо операции, научились делать слайды в PowerPoint или получили информацию о Глэдис из бухгалтерии. Обращайте внимание и на ситуации, когда вместо приобретения каких-то сведений или навыков вы узнавали, что информация, которую раньше считали правдивой, на самом деле не соответствует действительности. (Мы называем это «развенчивание мифов».) Например, вы думали, что Соединенные Штаты Америки больше, чем Россия, но выяснили, что это не так — Российская Федерация в 1,8 раза больше США. Или думали, что поскольку вам не нравится клубничное мороженое, то его никто не любит, а оказалось, что этот вкус на четвертом месте по популярности после ванильного, шоколадного и с орехом пекан. (Кто бы мог предположить, что мороженое с пеканом вообще войдет в список?) Ученые утверждают: чтобы почувствовать, что работа вам подходит, нужно ежедневно узнавать что-то новое. Поэтому каждый день обращайте внимание на то, что узнали.

2. Что я предпринял? Чтобы ощутить себя конструктором, бóльшую часть рабочего времени вам нужно создавать — инициировать какие-то действия, перемены или новый способ выполнения чего-либо. Когда вы берете на себя подобные обязательства — вы потакаете тому, что психологи называют «внутренними потребностями». Это уникальные свойства человека, удовлетворяя которые вы ощущаете, что получаете больший контроль над своим окружением. Чтобы начать нечто новое, вам не нужно одобрение начальника — и это самое лучшее! Поставьте перед собой небольшую задачу, которую способны решить без помощи посторонних, и вы ощутите себя творцом, в результате чего получите моральное удовлетворение. Например, организуйте коллег и сообща подпишите поздравительную открытку на день рождения одного из сотрудников, уберите за собой комнату отдыха или создайте улучшенную электронную таблицу с цветовой маркировкой наиболее важных ячеек. Задайтесь целью хотя бы раз в неделю придумывать на работе что-то новое. Вы будете удивлены, насколько хорошо станете себя чувствовать, а мы удивимся, если никто не заметит вашу новообретенную инициативность.

3. Кому я помог? Мнение науки о ценности помощи окружающим однозначно. В исследовании Гранта, о котором мы уже упоминали, служение другим очень тесно связывается с продолжительной и счастливой жизнью. Наряду с внутренней потребностью в созидании у людей имеется внутренняя мотивация к тому, что психологи называют «связь с коллективом». Мы называем это «приносить пользу». Поэтому хотя бы раз в неделю обращайте внимание на то, что делаете для других сотрудников. Опять же, значение имеет даже небольшая помощь: например, чтобы коллеге не пришлось вставать и самому заправлять бумагу в копировальный аппарат, сделайте это до того, как она закончилась, пока знакомые в отпуске, поливайте их цветы, помогите кому-то разобраться с цветной маркировкой ячеек в пресловутой электронной таблице, принесите кофе тому, кто работал в ночную смену, и т. д. Все эти маленькие жесты способствуют созданию благожелательной офисной атмосферы и помогают вам удовлетворить внутреннюю мотивацию, о наличии которой вы, возможно, даже не подозревали.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дизайн работы мечты. Как улучшить свою рабочую жизнь и быть счастливым не только в выходные предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я