Важные слова. Фразы, дающие ребенку опору на всю жизнь

Бернадетта Лемуэн

Короткие и долгие разлуки, домашние задания, ревность ко второму ребенку, истерики, застенчивость или агрессивность в школе, ложь… Каждый день мы воспитываем детей, корректируя их поведение, давая ориентиры, что хорошо, а что плохо, успокаиваем, подбадриваем, отчитываем. Но что, если мы выбираем для этого не самые подходящие формулировки? Книга «Важные слова» поможет родителям правильно реагировать в разных ситуациях. Это фразы, которые дадут детям уверенность, независимо от того, ошибаются ли они, испытывают ли напряжение, боль, стыд или страх. Слова, которые передают вашу любовь и которые дети услышат сердцем. То, что они запомнят навсегда и возьмут с собой во взрослую жизнь.

Оглавление

Из серии: Подарочные издания. Психология

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Важные слова. Фразы, дающие ребенку опору на всю жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

1. Слова и поступки, которые передают любовь

Принимайте личное участие в разговоре

Цель

Показать ребенку, что его ценят и любят — независимо от его поступков.

Советы

1. Разговаривайте искренне: не говорите то, чего не думаете на самом деле. Тогда и правильные слова придут сами.

2. Включайтесь в разговор лично: используйте местоимение «я».

— Я тебя люблю!

— Мне нравится, когда ты…

— Я думаю, ты поступил правильно.

— Я горжусь тобой.

3. Не только слова: разговаривая с ребенком, смотрите ему в глаза и нежно его касайтесь. Ему нужно не только знать, но и чувствовать, что его любят.

4. Чаще напоминайте, что ваша любовь безусловна. Мы любим ребенка не за хорошее поведение: если он разобьет вазу или получит двойку, любви меньше не станет. Не забывайте напоминать ему об этом.

Чтобы попросить о чем-то:

— Прошу, сделай уроки.

— Я благодарен тебе за… Мне бы хотелось, чтобы ты…

Когда ребенок набедокурил:

— Мне не нравится, что ты только что сделал. Но я по-прежнему тебя люблю.

— Мне не нравится, когда ты…

Что делать не стоит

* Избегайте местоимений «ты», «тебе», «твой»: они часто звучат обвиняюще.

— Ты уберешь, наконец, свой велосипед?

→ Пожалуйста, убери…

— Ты что, не видел, сколько уже времени?

Гляди, сколько уже времени.

* Не используйте «фразы-жалобы»: «Мне тебя не хватает». Вместо этого лучше сказать «Я буду счастлив тебя увидеть».

* Не используйте фразы типа: «Мама тебя просит… Отдай маме… Иди к мамочке…»

→ Пожалуйста… Дай мне… Подойди ко мне.

К тому времени, когда ребенку исполнится два, мама уже должна воспринимать его как самостоятельную личность.

* Не давайте ребенку прозвища, которые звучат как насмешка («толстячок», «лягушонок»). Избегайте и тех, которые намекают: ребенок — любимчик («мой ангелочек»).

* Не называйте одинаково своего ребенка и мужа. Например, «моя прелесть».

* Не сюсюкайтесь с ребенком. Общайтесь с ним как со взрослым, без «Хочешь баиньки?» и «Смотри, кря-кря!».

Маленькие хитрости

Подкрепляйте слова поступками.

* Играйте с детьми. Так вы лучше их узнаете, а еще это общие эмоции.

* Празднуйте даже мелочи: хорошую оценку или победу на футболе. Можно отмечать не только дни рождения.

* Помните: все, что мы делаем для детей — школа и кружки, вкусные завтраки, ужины, прогулки с друзьями, — это прекрасное доказательство любви. Даже если дети воспринимают это как должное.

Уважайте в ребенке индивидуальность

Цель

Научиться подстраиваться под каждого ребенка и конкретные обстоятельства. Помните, что семья состоит из индивидуальностей!

Каждый в семье — индивидуальность. Помните об этом и учитывайте особенности каждого.

Советы

1. Регулярно проводите время наедине с каждым ребенком. Подойдут занятия спортом, походы в музей и театр, прогулки, совместные обеды. В такие моменты ребенок чувствует себя комфортно и может свободно рассказать, что у него на душе.

2. Подчеркивайте различия детей — в возрасте, темпераменте, распорядке дня, занятиях. Учитывайте это и в бытовых мелочах: помните, что одному ребенку требуется больше времени, чем другому, чтобы собраться в школу.

3. Подбирайте подарки каждому по вкусу: не стоит дарить планшет младшему, а плюшевую игрушку — старшему.

Что делать не нужно

* Нельзя прерывать самого младшего — его нужно слушать так же, как и всех.

* Нельзя больше времени уделять старшему ребенку и интересоваться исключительно его мнением — только потому, что он самый взрослый.

Маленькие хитрости

* Подготовьтесь к общению с ребенком как следует. Отдохните и найдите время, чтобы восстановить силы и энергию — ведь вам предстоит поделиться ею с ребенком. Переоденьтесь, поболтайте с супругом, послушайте музыку.

* Разговаривайте с ребенком, укладывая его спать. Это прекрасный момент, чтобы спросить у него, как дела.

* Запланируйте час для того, чтобы пообщаться с каждым ребенком. Раз в неделю, в две недели или раз в месяц — как вам удобно.

Подбадривайте ребенка

«Одобрение для ребенка — все равно что вода для растения» (Рудольф Дрейкурс[1]).

Цель

Помочь ребенку поверить в себя, воспитать в нем упорство и терпение.

Советы

1. Замечайте хорошее и говорите об этом. Это придаст ребенку смелости идти дальше и пробовать новое.

→ Я счастлив. Меня так радует эта оценка! Ты так меня порадовал!

→ Отлично! Ты молодец! У тебя получилось! Прекрасная работа!

→ Ты потратил столько сил, чтобы… Ты это заслужил, продолжай в том же духе!

→ Ты правильно написал слово «молоко». Молодец, так держать!

→ Меня впечатляет твое упорство.

→ Я вижу, что ты уже разобрал кровать. Молодец!

2. Не стесняйтесь выражать свои чувства. Хвалите даже мелочи: рисунки, поделки, домашнюю работу — даже если почерк не самый аккуратный.

3. Подскажите, как добиться большего, если ребенок старается.

→ У тебя почти получилось! Продолжай! Будь настойчивым!

→ Мне очень приятно, что ты достиг этого! Ты старался (независимо от того, какая оценка).

Что делать не стоит

* Перебарщивать с похвалами, возводить их в абсолют: «Ты самый сильный!»

* Заставлять ребенка думать, что он должен быть идеальным: «Ты супермальчик!»

→ «То, что ты сделал, просто супер!»

Маленькие хитрости

* Подбирайте точные слова, чтобы в деталях описать успехи ребенка и усилия, которых ему это стоило.

* Сначала подчеркивайте то, что уже сделано. Только потом — что не получается и еще остается сделать. Например: «Я вижу, что ты убрал со стола тарелки и столовые приборы. Осталось поставить в посудомоечную машину бокалы».

* Если рисунок или домашнее задание пока не получились, но ребенок старается изо всех сил, — похвалите его и подбодрите. Так у него будет больше сил, чтобы добиться успеха.

Не вешайте ярлыки

Цель

1. Общаться, не обижая ребенка своими словами и не отбивая у него желание что-то делать.

2. Подбадривать и поощрять изменения.

Советы

1. Избегайте общих фраз.

— В нашей семье ни у кого не было способностей к спорту…

→ Многие сталкиваются с трудностями. Трудности для того и нужны, чтобы их преодолевать.

2. Избегайте слов, которые могут задеть. Все можно выразить так, чтобы ободрить и воодушевить. Главное — подобрать слова правильно.

— Ты бездарь в математике!

→ Тебе нелегко дается математика, но не сдавайся! Все получится.

→ Продолжай стараться. Постепенно ты добьешься успеха.

3. Оценивайте поступки, а не человека.

— Какой ты глупый!

→ Ты недостаточно хорошо подумал. Давай еще раз?

— Ты врун!

→ Ты только что солгал.

→ Это неправда.

— Ты гадкий!

→ Ты поступил гадко.

Чего делать не нужно

* Не заводитесь с пол-оборота, не говорите сгоряча.

* Не говорите в абсолютах: «всегда», «никогда», «в кои-то веки», «бездарный», «опять»… Подбирайте менее категоричные слова: «часто», «иногда», «отчасти»…

— Ты всегда оставляешь дверь в туалет открытой!

→ Ты часто оставляешь дверь туалета открытой. Будь внимательнее.

— Ну определись уже в кои-то веки! Ты хочешь пойти в бассейн или на футбол?

→ Куда бы ты хотел пойти? В бассейн или на футбол?

* Не преувеличивайте: «Ты меня убиваешь», «У тебя никогда это не получится», «Я умираю от усталости», «Я сейчас умру, это ужасно!»

* Не превращайте плохое в комплимент. Например, не говорите: «Ты будешь хорошим дипломатом в будущем!» — ребенку, который манипулировал своими родителями.

Маленькая хитрость

* Если сказали что-то на эмоциях, не бойтесь тут же переформулировать. Это лучше, чем ничего не сказать.

Уважайте ребенка, который отвергает ваши нежности

Цель

Уважать право ребенка побыть одному. Если ребенок рассержен или расстроен — не нужно добиваться тесного контакта. То же самое и если он просто замкнутый по характеру.

Советы

1. Не навязывайте близкое общение. Иногда лучше дать ребенку отдалиться, особенно если у него переходный возраст.

2. Уважайте отказ ребенка. Если он не хочет, чтобы вы его целовали на глазах у одноклассников, — не нужно этого делать.

→ Я уважаю твое нежелание целоваться. Я все равно тебя люблю, даже если мы не обнимаемся.

3. Разговаривайте сдержанно. Любовь можно выражать не только словами.

Что делать не стоит

* Не перебарщивайте с поцелуями, особенно если ребенку это неприятно. Конечно, очень хочется понежничать. Но задумайтесь: вы делаете это для себя или для ребенка? Важно, чтобы ребенок знал: его тело принадлежит ему и установленные им границы соблюдаются.

Маленькие хитрости

* И младенцам, и подросткам нужен физический контакт. Не обязательно поцелуи: это могут быть просто нежные прикосновения. Младенцу можно делать массаж и гладить его по коже, детям постарше — трепать по волосам и обнимать за плечи.

* Занимайтесь с ребенком чем-то, что дает физический контакт. С детьми постарше — активными видами спорта, такими как борьба или дзюдо. Малышей можно посадить на колени и читать им сказку.

Три этапа общения

1. Сначала — выслушать

Слушать — значит не просто получать информацию через органы слуха. Это еще и желание понять другого человека. Для этого нужно обращать внимание не только на его слова, но и на то, как он их говорит: на его мимику и жесты.

Цель

1. Установить доверительные отношения с ребенком.

2. Разделить вместе с ребенком все, что его волнует.

3. Помочь ребенку лучше понять себя.

4. Создать условия, чтобы ребенок слушал вас в ответ.

Советы

1. Прежде всего — выслушайте ребенка. Делайте это внимательно и доброжелательно.

→ Я тебя слушаю. Расскажи мне…

→ Говори сначала ты, я послушаю.

→ Я очень хочу тебя понять…

2. Обращайте внимание на невербальное. Следите за жестами, мимикой, интонацией.

3. Подумайте, какие эмоции у вас вызывает рассказ ребенка. Не бойтесь сказать ему об этом — даже если это что-то неприятное. Так ребенок поймет, что вы и правда его слушали, а вам будет легче справиться с эмоциями.

Что делать не стоит

* Не говорите ребенку «Я прекрасно знаю, что ты собираешься сказать!»

* Если ребенок расстроен — сначала успокойте его, а уже потом заводите разговор.

Маленькие хитрости

* Покажите ребенку, что вы никуда не спешите и готовы его выслушать. Оторвитесь от своих дел и присядьте на стул.

* Нагнитесь или сядьте, чтобы быть с ребенком на одном уровне. Сделайте так, чтобы вы смотрели друг другу в глаза.

* Будьте внимательны к деталям рассказа. Они могут быть очень важными для ребенка.

2. Помочь ребенку подобрать слова

Цель

Помочь ребенку разобраться в своих чувствах, выплеснуть эмоции, успокоиться и принять взвешенное решение.

Советы

1. Разделите с ребенком его эмоции. Поставьте себя на его место. Покажите, что сопереживаете ему.

→ «Я понимаю…»

→ «Могу себе представить…»

→ «У меня сложилось впечатление, что…»

Чтобы принять эмоции:

Я вижу, что ты сердишься. Ты расстроен?

Все хорошо, иногда можно и позлиться. Я по-прежнему тебя люблю.

2. Убедитесь, что поняли ребенка правильно. Переформулируйте его слова и спросите, правильно ли вы все поняли.

→ Мне кажется, что ты расстроен.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Подарочные издания. Психология

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Важные слова. Фразы, дающие ребенку опору на всю жизнь предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Американский психиатр (1897–1972).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я