Беларусь легендарная

Группа авторов, 2020

В книге собраны основные жанры белорусской народной прозы – легенды и предания. В ней отражены древние мифологические представления о происхождении Вселенной, Земли, человека, животных и растений, о горах и курганах, о реках, криницах и озерах, о ведьмах и чародеях, о купальской ночи, цветке папоротника и заклятых кладах. Представлены также легенды об исторических личностях, о путях богатырских, происхождении названий городов, деревень, урочищ.

Оглавление

Звери, птицы и другие жители земли

О происхождении лошади

В старину, говорят, боронил человек, а черт пришел и сел на борону, чтоб человек не мог сдвинуть с места борону. Тогда Бог сказал на черта, чтобы он был лошадью, — и черт стал конем. С тех пор и появились на свете лошади.

(П. Шейн)

Почему лошадь никогда не наедается

Известно, что вол поест немного и ляжет, а лошадь ест, ест и никогда не наедается. А почему это так Бог дал? Потому что когда Пресвятая Дева ходила по миру, то надо ей было перейти через водный поток.

Сначала она попросила коня:

— Перевези меня.

Лошадь. Беловежская Пуща

А конь говорит:

— Я еще не поел.

Тогда она обратилась к волу:

— Перевези меня, волик, через воду.

Вол:

— Садись, сейчас перевезу.

Она села на него, и он перевез ее на другую сторону. Вот поэтому вол быстро поест и отдыхает, а лошадь ест день и ночь и не может наесться.

(М. Федоровский)

Откуда коза

Бог все сотворил: овец, и коров, и лошадей, и людей. Все, все чисто, что сотворил, так Божье все живое. А черт сделал козу, но не живую, без духа, духа не напустил. Поставит он ее, она стоит, не идет; толкнет — она повалится. Бог смотрел, смотрел, да подошел, да дунул — и стала коза живой, и пошла коза. А на черта и сейчас похожа: и рога как у черта, и борода, и глаза стеклянные.

(Е. Романов)

О происхождении медведя

Ходил когда-то Бог по земле, теперь уже не ходит. Ну и захотелось мужу и жене испугать Бога. Они бедняками были.

— А что он ходит, нас ничем не наделяет, — давай испугаем его.

И стали думать, как Бога испугать.

— Подлезем под мост и замычим, а он испугается нас.

А Бог сказал:

— Коль вы так замычали, то и будете век мычать.

И превратил их в медведей. Оттого и медведи пошли.

(П. Шейн)

Медведь был человеком, когда еще Бог ходил по земле. Ходил Бог стареньким старичком, старцем. Вот один старик увидел его и думает: «Дай-ка я его спугну, чтобы он не ходил по моей округе». Взял да под мост и полез. На той дороге мост был. Только Бог на мост, а старик:

— Э-ге! — и взревел, пугать стал.

А Бог говорит:

— Будешь же ты реветь весь свой век.

Так старик и стал медведем, только стопы человеческие.

(Е. Романов)

Знаете ли вы, откуда взялся медведь?

Медведь прежде был такой же мужик, как и все мы, гарапашники.

Давно это случилось. Людей тогда было мало. Это сейчас так народу умножились, что едва земля их носит. А в старину люди жили кое-где в лесах, ловили зверя, птиц, а в озерах и реках — рыбу. Летом собирали ягоды или копали коренья, делали запасы на зиму. Больше всего запасов орехов и меда. Пчел было много. Они сами водились в дуплах и в земляных норах. По лесу и теперь еще есть пчелы в дуплах. Люди искали таких пчел, и кто первый находил, того и были те пчелы. Человек обвязывал дерево, на котором велись пчелы; считалось, что эти пчелы его, а потому никто не мог их трогать. Но жил среди людей один ленивый мужик. Ему не хотелось самому искать пчел, и он ухитрился выдирать чужие соты. Только трудно было ему влезать на деревья. Начал он искать колдуна, при сопричастности которого легче было бы лазить на деревья.

За семью лесами, за семью болотами имелся такой колдун. Вот и пошел ленивый мужик к нему. Идет он, идет лесами, видит — липа обвязана; думает — пчелы. Подошел поближе, посмотрел: дупло совсем низко, а в дупле — мед. Выдрал лентяй соты и пошел дальше. Видит — другое дерево обвязано. Выдрал он и тут соты. Сытый и довольный, подходит ленивый мужик к землянке колдуна. Колдуна не оказалось дома. Смотрит мужик, а возле самой землянки в дереве — пчелы. Давай он и тех пчел соты выдирать. Но тут колдун появился. Взглянул на чужого человека и говорит:

— Раз позарился ты на чужое, то с этого времени и ты, и твои дети, и твои потомки будете все пчелиные соты драть!

Превратил колдун того ленивого мужика в медведя. Вот откуда взялся медведь.

(А. Сержпутовский)

О происхождении волка

Бог сотворил человека из глины, а черт сотворил волка — и стали между собою спорить, чье творение лучше. Бог говорит:

— Мое лучше.

А нечистый говорит:

— Мое лучше.

Препираются.

И Бог сказал:

— Ты сам на свою работу будешь тюкать, а моя работа будет всему свету в радость. Вот только погляди на мою работу — с нее весь свет начнется, а вот отступи и взгляни на свою.

Нечистый отступил, a волк тут вскочил и побежал, и ужаки за ним поползли. Тогда черт отвернулся и крикнул:

— Гам!

А Бог и засмеялся.

— А что, — говорит, — разве не сказал я, что ты и сам будешь на свою работу тюкать?

Ну и все так на волка и тюкают.

(П. Шейн)

При сотворении мира черт сделал из дерева волка, большого, как конь. Принес к Богу и показывает:

— Хорош будет?

— Э, нет, большой.

Черт снова стругал, стругал, сделал, как жеребенка, и принес к Богу, а Бог сказал:

— Еще большой.

Так он снова давай стругать и выстругал уже в самый раз.

Принес к Богу, Бог сказал:

— Теперь хорошо.

Тут черт как крикнет:

— Куси, волк, Бога!

А Бог:

— Куси, волк, черта!

Волк кинулся к черту, а черта нигде нет. Спрятался он на ольхе и весь разодрался. Потому как сдерут кору на ольхе, то видят, что ее древесина красная, и это кровь черта.

(М. Федоровский)

Это было так. Остались малые сироты без отца, без матери. Некому было кормить их, ухаживать за ними; некуда было им деваться. Тогда Бог сжалился над ними и сотворил волков. Прежде скот без пастухов, сам пасся. Ну, волки как стали скот есть, вред наносить, люди и давай нанимать пастухов. И этих сирот наняли. Стали они и сыты, и одеты. A волки так и пошли отсюда.

(Е. Романов)

Откуда собака

Собака была человеком; в раю он был сторожем — сначала, еще от Адама. А после что-то украл, проштрафился, да и сбрехал. Тогда Бог говорит: ну будь же ты собакой! Так он и стал собакой. И теперь дворы стережет и брешет. Вот и собака.

(Е. Романов)

Почему кот моется

Поймал кот воробья и… стал мыться. А тот и утек. Во второй раз поймал и говорит:

— Нет, я вперед тебя съем, а потом мыться буду.

Сейчас кот сначала поест, а потом моется.

(«Тураўскі слоўнік»)

Мышь

Строил Ной ковчег, и черт долго с ним и с Господом Богом спорил, что ковчег затонет, а чтобы произошло, как он говорит, подговорил мышь, чтобы прогрызла дыру в ковчеге, и пообещал ей, что сделает ее за это барыней.

Когда ковчег поплыл по воде, мышь и давай выгрызать дырочку, а кот это высмотрел и хвать ее за горло. Но Ной, увидев это, выпросил у кота мышку, чтобы он ее не задушил, засадил ее в клетку, а коту приказал стеречь ее. Ной не позволил коту съесть мышку, потому как обещал Богу держать на ковчеге каждой твари по паре.

Кот и по сегодняшний день мышь ненавидит, потому что хотела затопить ковчег.

(М. Федоровский)

О происхождении летучей мыши

Летучая мышь, или кожан, произошла из обыкновенной мыши следующим образом. Обыкновенная мышь раз съела косточку из той говядины, которую освятили на Пасху. От этого и превратилась в мышь летучую.

(П. Шейн)

Уж

По поверьям, все змеи обладают вещею силой, необыкновенною мудростью, но один только уж склонен употреблять свою мудрость на пользу дома, где он поселился: и если угождать домашнему ужу, то и он в свою очередь будет радеть тому дому. Вообще поселение ужа в доме считается хорошим предзнаменованием: стоит только ужу угодить — и он будет приносить в дом счастье. Но беда, если домашнего ужа прогневить: тогда он постарается жестоко отомстить. Поэтому крестьяне кладут своим ужам пищу и питье и вообще заботятся о том, чтобы не раздражать их. Нам не раз приходилось слышать, что в южной части Бобруйского уезда и далее к югу, в Полесье, есть много ужей, совершенно ручных, которые едят из одной миски с детьми, посаженными есть на пол, как это часто бывает у крестьян. Думают, что уж имеет яд, но по доброте своей не пускает его в дело, не хочет жалить.

(А. Богданович)

Уж-домовик

Жил-был в одной хате уж-домовик. Хозяин не обижал его. хозяйка, подоив корову, всегда угощала теплым молоком, а дети принимали в свои игры. И случилось так, что нашли они, играя, на старой завалинке возле хаты яички, которые сложил тот уж-домовик, чтобы вывелись из них маленькие ужата. Защемило от боли ужиное сердце, когда он увидел, что его ужатам беда угрожает. Бросился он к детям, вился возле их рук, стремясь отвести беду, и жалобно шипел:

— Не обижайте моих деток! Отдайте их мне!

Но дети не понимали ужиного языка и, чтобы он не мешал им в играх, взяли ветку и прогнали с подворья.

И пополз, горюя, домовик в пущу. Ползет-ползет и плачет над своим несчастьем. Вдруг видит: выползает из трухлявого пня его знакомая — злая ядовитая змея.

— Отчего так грустишь? — спрашивает она у ужа.

А тот и говорит о несчастье своих деток. Змея злорадно улыбнулась и говорит:

— Не плачь, я тебе сейчас помогу.

Не успел уж и оглянуться, как змея — шмыг на подворье в деревенскую каморку. Там как раз стояли крынки с молоком. Подползла она к одной крынке, поднялась над ней, раскрыла пасть и впустила в нее каплю отравленного яда. Потом подползла ко второй крынке, третьей, четвертой и каждую из них отравила. Онемевший от страха уж не только не смог выдавить из себя слова, но и просто остолбенел на пороге, смотря на змеиные проступки. А та шустро переползла через порог на подворье, цикнула ужу:

— Вот я и отомстила за твоих деток!

И шмыгнула с подворья снова в пущу.

Как раз в то время в хате была хозяйка и через щелочку в дверях каморки видела, что вытворяла змея-гадюка. Закрыла она плотно на защелку каморку и пошла искать мужа, чтобы сказать ему об увиденном.

Вдруг на подворье пришел сам хозяин, заметил, с чем играют его дети, и сейчас же приказал:

— Осторожненько соберите и отнесите все яички туда, откуда их взяли.

Дети послушно собрали свои необычные игрушки и занесли на завалинку.

— А теперь, — говорит им отец, — накройте яички листьями и крапивой так, как они лежали раньше.

Дети сделали все так, как им было сказано. Тогда отец и говорит им:

— Это яички нашего ужа. Он спрятал их на завалинке, чтобы через несколько дней из каждого яичка вылупился маленький уж. Вот поэтому и нельзя трогать их, нельзя обижать ужа.

Уж, увидев, что его детки спасены, сразу же бросился к каморке. Но двери ее были плотно закрыты. Он нашел мышиную норку, проскользнул через нее в каморку и начал переворачивать крынки с отравленным молоком. Перевернул одну, перевернул вторую, третью, а когда подполз к четвертой, двери вдруг открылись, и на пороге каморки появились хозяин с хозяйкою и детьми. Уж даже и не заметил, как учтиво и с какой благодарностью смотрела на него вся семья.

Не зря по селам, которые разбросаны вокруг Беловежской Пущи, люди говорят: «И самый злой зверь за добро благодарит добром».

(М. Гайдук)

Царь змей

Говорят, что есть царь змей, что его можно узнать по золотым рожкам, которые у него на голове. Если сбить те золотые рожки и носить их при себе, то можно идти, куда захочешь, так как не удержат никакие замки и запоры. Ловкие воры имеют такие рожки, вот почему их никто не может поймать. Они вот как достают рожки царя змей. На Воздвижение змеи собираются в одном месте, чтобы ползти на зиму в теплые края. Змеи, как и птицы, имеют свой «вырай», следуют в него под командой своего царя, который ползет впереди всех. На Воздвижение нужно чуть свет пойти в лес, где около полянки есть много хвороста и следить. Как только взойдет солнце и хорошо пригреет, змеи начнут вылезать из хвороста и нор, поползут на солнышко греться. Сначала змеи ползают туда-сюда беспорядочно, а потом, как покажется сам царь, они начнут его обвивать, как пчелы свою матку. По тому змеиному клубку нужно ударить хворостиной, но только один раз, не более, тогда царь змей и сбросит свои рожки. Нужно скорее их взять и бежать, не оглядываясь.

(А. Сержпутовский)

Рыбий царь

Давным-давно в лесах было много зверей и птиц, а в речках и озерах — рыбы. У них были и свои цари, которые оберегали их от охотников и рыбаков. В те времена рыбаки по-всякому пробовали расставлять сети, бучи и крюки на Двине. Но всегда пусто было в их неводах.

Однажды недалеко от берега Двины справляли свадьбу. Гости были веселые, пели и плясали. На свадьбе был один рыбак-волшебник, который увидел, что вместе со всеми танцует какой-то веселый панич с рыбьим хвостом. Но тот хвост видел только он — волшебник, другие не видели. Рыбак сообразил, что это рыбий царь из Двины. Он быстро вышел и оповестил своих друзей-рыбаков. Рыбаки начали ловить рыбу и к утру натаскали ее целые горы, много-много пудов. Когда же со звездами явился рыбий царь и все увидел, то с большого горя целую неделю так плакал, что вся Двина жалостно волновалась и стонала. С той поры царя рыб уже никогда не видели среди людей.

Такой же царь правил и в Слонимском озере возле Двинска. Однажды рыбаки в этом озере через день-ночь выловили только маленького ершика да с горя бросили его в огонь возле берега. Из озера послышался голос, который услышали рыбаки:

— Все дома?!

Один рыбак тоненьким голосом отозвался:

— Нет только мертвого ершика!

Ершик выпрыгнул из углей — и в озеро. Рыбаки только руками развели на это чудо.

(С. Сахаров)

Рак

Бог сотворил мир. Все пришли к нему и поклонились. Бог вставил на каждое лицо глаза, чтобы все посмотрели на него. Позже всех приковылял рак.

— И сколько ж ты, рак-бедолага, волочился сюда? — спрашивает его Бог.

— Ковырялся я в корягах, — ответил рак и не поклонился Богу.

— Возьми вот себе эти глаза, которые здесь остались, — сказал ему Бог.

Рак пощупал своими клешнями те глаза и бросил их под ноги Богу:

— Возьми их себе, эти глаза, и вставь куда хочешь, а мне такие глаза не нужны, — сказал гордо рак и повернулся к Богу задом.

— Так не мне же эти глаза нужны, рак, а тебе, — загремел Бог и вставил раку глаза в зад.

С тех пор у всех на лицах глаза как глаза, лишь у рака глаза сзади.

(И. Сербов)

Раздавал Бог всем глаза. Давал, давал, все раздал, остались только одни глаза, маленькие, черные. Тогда Бог и говорит раку: «На тебе их, рак!» А рак рассердился: «Да куда мне их такие? В зад засунуть!» Так Бог ему и сделал глаза сзади.

(П. Шейн)

Аист, или бусел

Аист — это человек, обратившийся в птицу…

Однажды Бог собрал всех гадов и лягушек в кожаный мешок, отдал их человеку и велел утопить их в реке, строго-настрого запретив ему развязывать мешок. Человек пришел к реке и, подстрекаемый сильным любопытством, решил посмотреть, что именно принес топить. Но только он развязал мешок, как оттуда выпрыгнуло множество гадов и лягушек и разбежалось по болоту. Тогда Бог сказал человеку: «Собирай же, пока не соберешь всех!» А чтобы ему было удобнее собирать, превратил его в птицу.

Аист, или бусел, у крестьян называется вещей птицей. Чтобы удобнее пользоваться его предсказаниями, они устраивают ему гнезда вблизи своих жилищ и убеждены в том, что если не будет в гнезде никакого металла, то не будет и аистов, ради чего и кладут туда железо и медь.

(П. Шейн)

Откуда черные аисты

Говорят, когда-то они жили рядом с людьми — мастерили свое жилище на крыше хаты или сарая и каждое утро веселым клекотом будили деревенских пастушков. Радовались такому соседству и дети, и старики. A люди каждую весну встречали их из далекого вырая, как самых дорогих и близких.

Но, говорят, в деревне однажды поселился злой, недобрый человек. Ему было все не так, все не так. Не мог терпеть он и клекота аистов. Чтобы не слышать его, полез на крышу, сбросил аистят, а гнездо разорил.

Долго кружили в тот день птицы над неприветливой хатой. Потом полетели в лесные чащобы, где не было ни деревни, ни людей, и заночевали на высоченном дубе. Когда взошло солнце, птиц было не узнать. От обиды и несправедливости они почернели.

Потом на том дубе они построили себе новое гнездо.

А позже в нем появились и аистята. Очень доверчивые и беленькие. Но когда они подросли и узнали про ту большую обиду, также оделись в черную одежду. Так и полетели они, черные, в далекий вырай.

А весной вернулись. Только не в деревню, a в пущу.

И хотя того недоброго человека давно уже нет на свете, птицы никак не могут забыть о своей обиде и каждый год стороной облетают людские поселения.

Правда, иной раз черный аист на рассвете прилетает на неманский плес, заходит в теплую воду и с печалью посматривает на крыши домов.

(«Родная природа»)

Месть аистов

Человеку, который разрушил гнездо аиста, предсказывают: жди беды, будет кара небесная. И выпадает, приходит кара. Находит аист того, кто обидел его, и мстит злобно, жестоко: то принесет и бросит на крышу головню и охватится дом огнем, а то и гадюку бросит в колодец — пейте слезы мои…

(В. Казько)

Почему люди считают грехом убить ласточку

У нас в деревне говорят: «Кто касаточку (ласточку) убьет, тому в ад идти». И еще вот что рассказывают: «Когда Иисуса Христа на крест повели, стали они, враги, Христа на кресте распинать, гвоздями ручки, ножки прибивать. А воробьи все летали над Христом, они крылышками махали, в носиках гвозди держали, врагам подавали. Враги начнут гвозди забивать, а воробьи чирикают: они радовались, как Иисуса Христа мучили. А тут летели из-за синего моря касатки, они это увидели и как стали кричать. Налетели они на врагов, стали у них гвозди отнимать, налетели они на воробьев, — стали воробьев от Христа отгонять. И сказал Иисус Христос: «Касаточки, птички вы мои! Вы меня, Иисуса Христа, вот как жалеете! А положу я, Иисус Христос, такое слово, чтобы люди вас не трогали, не убивали, и чтобы вам, касатушки, стужи вовек не видать! А кто вас убьет, у того пусть рука отсохнет». И сказал Иисус Христос: «Чтобы вам, воробьям по метели, по стуже летать! Чтобы вам, воробьям, хлебного зерна не видать, а если кто вас убьет, на том и греха нет».

(П. Шейн)

Вырай

Пока человек не согрешил, до тех пор он жил в раю, а когда согрешил, то Бог его выгнал из рая, а сам рай отдал птицам, чтобы он даром не пустовал, так как и самая красивая пустынь делается скучной.

Вот с тех пор и начали птицы всей земли лететь на зиму в теплые края, в вырай. А чтобы они не плутали да не гибли, Бог начертал им на небе верный путь. По этому пути каждый год летят всякие птицы, но долетают на юг только те, которые не делают другим зла. Как злые люди никогда не попадут в рай, так и злые птицы болтаются над землей, убивают других, пока наконец где-нибудь не погибнут. A хорошие птицы поют и красуются летом у нас в рощах, радуют хороших людей, а как начнутся холода, так они и летят на юг, где поют и радуют святых и ангелов, красуются в раю. Вот почему большой грех убивать тех птиц, которые осенью летят в теплые края.

(А. Сержпутовский)

О происхождении дятла

Дятел произошел от человека…

В одно воскресенье пчеловод пошел в лес, чтобы сделать борть для пчел; влез на сосну и начал ее долбить. Бог, увидев это, сказал:

— Долби постоянно!

И превратил его в дятла.

(П. Шейн)

Про кукушку

Жили-были брат и сестра. Брат был бедным, а сестра — очень богатая. Однажды пошел брат к сестре, чтобы хоть куском хлеба помогла. Сестра скупая была, сказала, что ключи от клети потеряла. И начала она будто бы искать ключи, а брат стоял, стоял под окном, ждал, ждал и, наконец, не выдержал и ушел. На дороге он упал и умер от голода. Сестра образумилась и стала звать брата:

— Якуб, Якуб, вернись, ключи нашлись.

Через свою скупость она стала кукушкой, и теперь все время зовет:

— Якуб, Якуб!

Только слышно:

— Ку-ку, ку-ку!

(«Легенды и предания»)

Почему кукушка кукует

У одной женщины была дочка. У той дочери был человек, и его убили. И дочка очень плакала о нем. A мать говорит:

— Не плачь, дочка, на Петров день я тебе куплю человека.

И вот летает каждый год кукушкой до Петра и кукует:

— Куп-лю, куп-лю, куп-лю…

И все никак не выберет.

(«Тураўскі слоўнік»)

Кукушка и Кук

У птиц был свой царь — Кук. Летал он по лесу, разгонял волков и лисиц, змей — всех, кто нападал на птичье царство. Однажды Кук не вернулся в свое гнездо. Загрустили все лесные птицы:

— Кто же нас теперь защитит?

Стали советоваться. Что делать? Надо идти искать своего заступника. А кто пойдет? У каждого есть свое дело: тот гнездо вьет, тот яйца высиживает, тот детей растит; один — старый, другой — маленький. Решили птицы отправить кукушку — у нее гнезда нет и детей нет. Испугалась кукушка, что надо собираться в дальнюю дорогу, и снесла яичко.

— Куда же я его спрячу? — задумалась кукушка.

— Положи свое яичко в любое гнездо! — ответили ей птицы.

— А кто будет высиживать?

— Кому положишь, тот и смотреть будет.

— А кто моего птенца растить будет? — спросила кукушка.

— Кто будет своих птенцов растить, тот и твоего досмотрит.

И полетела кукушка искать Кука.

Пролетит немного, сядет на ветку и зовет:

— Ку-ку!

Пролетит и снова зовет.

(«Легенды и предания»)

Кукушка, соловей и лягушка

Жили муж с женой и были у них сын и дочь. Ну, так ведьма закляла отца: он превратился в ужа и уполз в лес. Его звали Якуб.

Раз жена у него просится к братьям сходить с детьми.

Он говорит:

— Иди себе, a только как мне тогда следить за тобой?

— А я, — говорит, — войду в лес и закукую, — ты и ползи туда.

— Хорошо, — говорит. — Только ты смотри не говори там никому, где ты живешь, с кем, кто я есть.

Ну, пошла она к братьям; те были ей очень рады, стали чествовать ее. И стали спрашивать:

— Где же ты, сестрица, замужем? За кем ты? Кто он такой?

Она возьми, дура-баба, да и скажи. А дочка еще и прибавила. Только сын молчал, ничего не говорил. Тогда братья почувствовали что-то неладное.

— Ну, — говорят, — пойдем мы вас провожать.

Пришли с ней в лес. Она закуковала, он приполз. Тогда братья взяли да убили его. Он перед смертью и говорит ей:

— Будешь же ты весь век свой куковать. — А на дочку: — А ты будешь ей помогать. — А на сына: — А ты не возражал, так и будешь молчать.

Ну, так она превратилась в кукушку, а дочь — в лягушку, а сын — в соловья. Так они и сейчас: она все зовет мужа: Якуб! Якуб! (ку-ку). А дочка ей помогает: Нет! Нет! (ква, ква). А соловей все молчит, только ночами поет.

(Е. Романов)

Кукушка, сокол и лягушка

Жил один богатый человек. Якубом его звали. И были у него жена, дочка и сынок. И дом у него стоял на помосте. Вот пришли к нему разбойники ночью, обворовать его, потому что он был очень богатый. Пришли разбойники, а он под помостом скрылся. А жена из дома выскочила и в деревню убежала, остались только дети: дочка и сын. Разбойники тогда подошли к сыну и давай у него спрашивать:

— Где твой отец?

Он молчит.

— Где отец?

Молчит.

Ну, они избили его и пошли к дочери.

— Где отец?

— А под помостом лежит…

Они помост разобрали, а он там сидит. Ну, они его вытащили, и убили, и деньги взяли. Когда пришла мать из деревни, то говорит сыну:

— Сынок, мой голубок. Полетим мы с тобой в бор, а она пусть весь свой век квакает, потому как кровь отца запеклась на помосте.

И сделалась она серой кукушкой, а сын ясным соколом, и полетели они в лес; а дочь превратилась в лягушку и попрыгала в болото.

Стала мать куковать: ку-ку! ку-ку! Это, значит, зовет Якуба, траур по нему носит; а сокол все молчит; а лягушка скворчит…

(Е. Романов)

Почему ворона каркает

Давным-давно кукушка подложила свое яйцо в воронье гнездо. Всем известно, что кукушка гнезда не имеет и яиц не высиживает.

Ворона ничего не заметила и с материнской хлопотливостью сидела на яйцах.

Наконец скорлупки яиц начали трескаться, и из них появились головки маленьких воронят.

Удивилась ворона, когда увидела, что из одного яйца вылупился особенный вороненок. Она радовалась, что народился такой пригожий сынок. Лучше и чаще кормила она его и называла: паничек. Кукушонок рос и хорошел.

Однажды, когда паничек был уже большой, ворона принесла корм и начала кормить детей.

Паничек-кукушонок кинулся на ворону-мать с когтями и хищным клювом. Еле-еле, бедненькая, вырвалась из его когтей и отдышалась. Она отлетела на соседнюю ветку и начала голосить: «Кат! Кат! Кат!»

С той поры и того часа ворона не перестает каркать.

(«Зорка»)

Почему ворона рано выводит птенцов

Мурашка и ворона поспорили о чем-то. А поскольку — какое у вороны или муравья имущество — оба голые, как бичи, то побились об заклад на самое драгоценное: на детей. Ворона проиграла. И вот поэтому выводит детей, пока муравьи еще спят в своих муравейниках. Сама мерзнет, и дети мерзнут…

(В. Короткевич)

Каня и сорока

Раз Бог сказал всем птицам чистить море. Ну, они все стали чистить и вычистили. Только сорока не чистила. А когда вычистили море, каня взяла да обмылась. А сорока увидела это, вывалялась в грязи и полетела к Богу.

— Боже, Боже! Я чистила море, вот я вся грязью обляпалась; а каня не чистила море, вот она какая чистенькая вся.

Тогда Бог говорит кане:

— Ну, если ты не чистила море, то ты и не пей воды из моря, a пей только воду с камня и с листа.

Вот почему она теперь, когда долго нет дождя, летает и кричит; пить! пить! Просит у Бога пить.

А после Бог разобрался, в чем дело, что сорока ему солгала. Так она была белая, а стала рябая: те пятна на ней остались, и теперь, как если б она в грязи вывалялась. Она очень хитрая птица.

(Е. Романов)

Почему каня просит пить

Когда сотворил Господь Бог наш мир, то вся вода была в одном месте. Вот и собрал Господь всех птиц и сказал им:

— Птички мои, работнички мои! Соберитесь вы все, и разнесите вы воду по всему миру, разлейте вы воду в речки бегущие, в озера стоячие, в криницы холодные. Собрались все птицы и стали носить воду. Носили-носили, пока всю не разносили. Одна только каня не послушалась Господа Бога, не носила воду, за что и проклял Господь каню, сказав ей так:

— Ты воды не носила, не пей ты ни в речке бегущей, ни в озере стоячем, ни в кринице холодной, а жди ты разве дождя моего проливного.

И стала с тех пор просить каня пить — хочу пить, пить — и ждет дождь. Напиться она ни откуда воды не может, и только когда дождь идет, она разинет рот и ловит капли.

(П. Шейн)

Откуда взялись чибисы

Раньше, когда была война со шведами, шведы завезли в Россию чибисов. При встрече с человеком чибисы громко кричали. Шведы тогда шли на зов птиц и убивали людей. И теперь чибисы, как увидят людей, громко кричат.

(«Легенды и предания»)

Стратим-птица

Бог знает, когда это было: строил себе Ной ковчег, когда Бог потоп насылал. И приказал Ною собрать в ковчег всех зверей, всех птиц, всякую скотину по паре. Ну, все собрались, а лебедь один — Стратим по имени — говорит, не пойду в ковчег, я сам справлюсь с водой, всю воду проплыву. Сильный был. Ну и поплыл. И плавает. Стало все затоплять. Некуда прочим птицам деваться. A Стратим плавает себе. Вот те прочие птицы летали, летали, да к нему, да на него и понаседали. Так пока садились на спину, то ничего, ну а то и на носик стали садиться — у него носик большой был. Ну, как понаседали на носик, он носом в воду — и затонул. С тех пор и перевелся.

(Е. Романов)

Воробей

Воробей (рабок) — герой рябиновой ночи, во время которой буря рассеивает воробьев. Рябиновая ночь бывает между Пречистыми (вторая половина августа — первая неделя сентября). Громы бьют один за другом, страшенный ливень льет… а молнии блись да блись, кажется, что весь мир горит. В эту ночь воробьи так разлетаются, что уже так и живут по одному.

(Ч. Петкевич)

Почему воробей прыгает сразу двумя лапками и почему у совы разные перья

Однажды воробей сделал что-то нехорошее, и за это его должны быть наказать. В поисках спасения воробей спрятался в дупло, откуда его нельзя было достать. Тогда птицы приставили на стражу сову и заплатили ей по перу из собственных хвостов, потому что сова была в то время голая, без перьев. Днем сова заснула, а воробей перебрался в другое дупло. После долгих поисков кукушка поймала воробья и выдала его птицам. Воробья жестоко наказали и связали ему ноги. Поэтому и до сих пор он не ступает, как другие птицы, а подпрыгивает.

Из-за того что сова плохо стояла на страже, не может она теперь не спать днем, а птицы и поныне выщипывают у нее свои напрасно отданные когда-то перья. А кукушке в знак награды за то, что она поймала воробья, птицы позволили класть яйца в их гнезда.

(В. Короткевич)

Пчела

Бог дал людям пчелу и сказал, что она будет лучшей букашкой для людей, что ее все будут любить и уважать. Пчела от радости сильно зазналась и говорит:

— Кого я укушу, тот умрет.

А Бог заметил:

— Нет! Не тот умрет, кого ты укусишь, а сама перестанешь жить.

И вот теперь все пчелу любят как наилучшую и наипрекраснейшую букашку. А она, как только кого укусит, сейчас же и умирает.

(С. Сахаров)

О пчелах

Создал Бог шмелей, а черт пчел. Видит Бог, что мало у него толка и дохода: рой весь разлетается, куда попало, да и меда нет. Зашел он к черту посмотреть, что у него делается. Тот накормил его медом. Понравился Богу мед, и ему завидно стало.

— Будем, — говорит он черту, — меняться.

Черт, разумеется, не согласился.

— Ну, так ладно, — говорит Бог, — вижу, что с тобою ничего не поделаешь, так уступи мне хоть одну пчелу.

Подумал, подумал черт, да и согласился. Бог взял у черта пчелу, дунул на нее, и стала она маткой. Запела она, зазвенела и начала подниматься вверх. Пчелы все поднялись вслед за маткой, да и улетели.

Вот черт и остался ни с чем, а у Бога — и мед и воск.

(П. Шейн)

Как Бог пчелу за лукавство наказал

Говорят, что в старину пчелы имели наилучшую добычу меда с зерна.

Раз Бог идет, и вдруг летит пчела с медом. Бог ее и спрашивает:

— Скажи мне, с чего лучшая добыча меда?

Пчела думает: «Наверное, Бог хочет добычу меда отнять, но не дурная и я!» Да и говорит:

— С липы.

А Бог:

— Ну, если с липы, то и не летайте никогда на зерно; лучше я вас знаю, с чего лучшая добыча меда!

И с того времени на зерне ни пылинки меда нет.

(М. Федоровский)

Шершень

Пчел первоначально Бог сотворил одних полезных на благо человеку. Черту это завидно стало, и стал он неотступно просить Бога предоставить ему в пользование хоть несколько таких пчел. Разгневанный этой дерзостью черта, Бог схватил целую треть пчел и бросил их ему прямо в лицо. От сильного удара пчелы вдруг стали крупнее и разлетелись в разные стороны, а от прикосновения к чертову лицу — черными и получили способность больно кусаться. И теперь еще шершневая оса прежде, чем укусить человека, старается ударить его в лицо.

(П. Шейн)

Откуда мошки, комары, оводы и всякий гнус

Мошки, комары, оводы и всякий гнус как объявились в мире. Когда Бог творил всякое зверье и птиц, то черт стоял и следил издалека. Вот Бог взял горсть песка, бросил песок на ветер, да и говорит:

— Летели всякие птицы.

И птицы полетели и начали кружить да петь на просторе. Увидел это черт и захотел сам сравняться с Богом. Взял он горсть песка, швырнул песок вверх, да и говорит:

— Летели.

А кто и забыл сказать. А тут как полетели мошки, комары, оводы и всякий гнус, как нападут на черта и давай его кусать, так он крутился-вертелся, бегал-бегал, а они следом за ним роем. Видит он, что нечем их унять, разогнался да бултых в воду. Комары и мошки туда и давай роится, ждать пока он из воды вылезет. Вот потому с того времени комары, мошки и всякий гнус всюду снуют и вьются над водой.

(А. Сержпутовский)

Почему оводы и слепни в дождь не летают

Когда сотворил Господь мир, то увидел, что от овода и слепня не будет жизни ни людям, ни животным — заедят всех. Но раз уже сотворил, то нельзя истреблять, и Господь решил оставить их, но чтобы дать передышку и людям и животным, решил оторвать им головы, а на их место приставить другие — из глины. Когда пойдет дождь или становится сыро, голова намокает и тянет вниз, вот оводы и слепни и не летят, но как только распогодится, голова высыхает, вот и лезут.

(Ю. Гаврук)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я