Беларусь легендарная

Группа авторов, 2020

В книге собраны основные жанры белорусской народной прозы – легенды и предания. В ней отражены древние мифологические представления о происхождении Вселенной, Земли, человека, животных и растений, о горах и курганах, о реках, криницах и озерах, о ведьмах и чародеях, о купальской ночи, цветке папоротника и заклятых кладах. Представлены также легенды об исторических личностях, о путях богатырских, происхождении названий городов, деревень, урочищ.

Оглавление

Великаны, силачи, богатыри

Про великанов

Говорят, что люди перед нами такие были огромные, что нынешние им до колена не достали бы. Глубочайшие реки им не выше чем до колена были. Головы у них были как ушаты.

Сын последнего слепого великана увидел нашего человека, который пахал землю, взял его на ладонь вместе с волами и сохой, принес к отцу и спрашивает;

— Что это за червяк такой землю точит?

А батька ему в ответ:

— Наше поколение уже погибает, а это новые люди, что после нас останутся.

(М. Федоровский)

Силачи (асилки)

Куда там нынешние люди — измельчали, осунулись совсем, как комары. Вот старики рассказывают, что раньше люди были сильнее медведя, да что там медведя, древних силачей (асилков) никто не мог одолеть. В старину у людей были чертовы ребра, словно обручи вокруг, оттого и такая сила. Но, говорят, если бы Бог дал свинье рога, то она бы и мир перевернула. Так и те силачи. Как почувствовали силу, так давай бороться, давай собой рисковать да грозиться на самого Бога. Оттого Бог и отнял у них рассудок, так что они начали лбами разбивать каменные горы. Разгонится тот силач, как баран, да как ринется лбом о камень, так мозги и потекут, а он сам брык на землю, подергает немного ногами, да и дух вон. Так и перевелись те силачи, лишь кое-где остались такие, у которых было по одному или два чертовых ребра; такие, которые лишь немного были сильнее обычных людей. Еще и теперь встречаются силачи, у которых есть целое чертово ребро. Никто не поборет, только они и сами не знают о своей силе. Говорят, тут недалеко был такой силач; так он колоду крутил в руках, как палку.

Раньше люди были такими рослыми, что едва ли не равнялись с лесом. Говорят, что еще недавно встречались такие мощные люди, да то не больше одного-двух на всю округу. Только говорят, что не знали они, куда девать свою силу. Это они прокопали реки, насыпали множество горок да разбросали всюду по миру огромные камни, которые и теперь встречаются кое-где на поле или в лесу. Наберут они, бывало, камней, огромных, как волы, да как шибанут вверх, они только — ву-у-у!.. да и полетят так, что исчезнут с глаз. А как пойдут силачи бороться, или биться и начнут рвать дубы, то даже земля стонет. Они повытоптали землю, так вспахали ее корчами, что и до этих времен на тех местах стоят озера и реки. Не было на земле никого, кто мог бы с ними помериться силою. Вот они свободно ходили себе и своевольничали. Понятно, если кто-то никого не боится, когда на него нет никакой управы, он всегда начнет творить лихо. Так и те силачи начали губить на земле всякое животное и всякое растение, а в небо швырять камни. Но вскоре часть из них вымерла, а некоторые стали обычными людьми. До нынешних времен находят кости тех силачей. У них подушка мизинца — чуть не с косой сажень. Вот какие были великаны.

(А. Сержпутовский)

На курганах, что стоят между Студенцом и Костюковичами, возле реки Жадуни, в четырех верстах один от одного жили такие мощные силачи, что могли перебрасывать один другому стопудовые камни и ловить их на лету, как мячи.

(«Легенды и предания»)

В городе Велиже в давние времена жили два брата-силача. Но как велела мать, которая одна только знала об их силе, братья не показывали свою мощь горожанам и своим близким. Чтобы хоть изредка испытать свою страшную силу, они ночью шли к Двине и, разместившись на одном и другом берегу, перебрасывали друг другу мельничные жернова.

Памятник «Асилок» — символ белорусского народа в г. Свислочь

Один полуночник услышал необычный шум, подошел к тому месту и был настолько поражен всем увиденным, что испугался и нечаянно вскрикнул. Силачи заметили его, ничего ему не сделали; только очень просили уйти и никому не рассказывать о том, что он видел. Полуночник не сдержал своего слова, скоро весь город узнал о силачах, отчего сразу иссякла их волшебная сила.

(Н. Никифоровский)

Богатыри

Давно-давно, когда еще люди жили по лесам дремучим, пришли в нынешнюю Утужицкую общину богатыри и заняли два места: одно — на речке Вараухе, в Заборье, а другое — на Иванихе, возле той же самой речки. В тех местах тогда никакого народа не было, места были свободны по всей Жанвиль-Утужицкой стороне. В лесах той стороны водились звери всякие: медведи, волки, лоси, кабаны, лисицы и рыси, а по рекам и озерам жили выдры: рыбы в водах было такое множество, хоть половником черпай.

Богатыри те были люди ростом в косую сажень, в плечах аршина два, голос имели как звон колокольный: бывало, если кто крикнет во весь голос да свистнет, то всякое дерево завалится. Вот какие были те богатыри.

Хозяйства они никакого не держали, не было у них ни скота, ни припасов. Ни хлеба, ни льна не сеяли. Кормились тем, что ловили по лесам зверей и в водах рыбу. Одежду себе они шили из звериных шкур. Вот так и жили. Может быть, и о Боге они совсем не знали, потому что никто не слышал, даже от стариков, чтобы они имели где-нибудь церковь.

Немного пожив на реке Вараухе, они задумали здесь поселиться и начали сразу строить два городища — Заборье и Иваниху. Народу тут было много, шутка сказать, каждый год бабы рождали по два-три ребенка.

Инструмента у них почти никакого не было. Говорят, что на всех имелся один топор, да и то нежелезный. Но хоть богатыри и не имели инструмента, а городища все равно строили. Имея всего один топор, эти силачи перебрасывали его из городища в городище, так как не хотели тратить времени на переход. Крикнет, бывало, силач из одного городища другому, топор давай, а тот возьмет топор и кинет ему. Такая была у них силища, за это и назывались они богатырями. Это еще ничего топор перебросить, версты за три, а то, бывало, нужны на строение бревна, то пойдет кто-нибудь в лес, вырвет дерево с корнем да так и тащит в городище, а то камень придется приставить, то он возьмет его да швырнет за версту или более, прямо к городищу. Бросали и такие огромные камни, что были в полсажени величиной, но не всегда камни долетали до городища. Есть места, которые совсем забросаны камнями. Деды говорили, что тут богатыри друг против друга воевали, бросаясь камнями. Они и зверей убивали камнями, поэтому камни и лежат доныне в лесу. А потом, говорили старики, эти богатыри ушли отсюда, как только перевелись в лесах звери, и меньше стало в воде рыбы. С того времени и городища их опустели, ведь после них не скоро пришли сюда наши деды, которые выбирали себе лучшие места, чтобы сеять рожь и разводить скотину.

(Ф. Альхимович)

Почему мы не знаем, когда умрем

В старину люди знали то время, когда к ним смерть придет. Раз узнал человек, что скоро умрет. Вышел он на улицу; поглядел — его изгородь валится. Вот и стал он связывать соломою колышки. А тогда еще Бог ходил по земле с учениками. Стал он колышки связывать, а Бог и идет.

— Что это ты, — говорит, — человек, соломою связываешь колышки. Ты бы взял прутьями связывал.

— А сколько мне жить! Я скоро умру. На мой век и соломы хватит, а кто будет жить после меня, тот пусть и связывает.

Ну, Бог тогда рассердился и так сделал, что не стали люди больше знать, когда умрут.

А тот человек как стал жить, как стал жить, так и изгородь его развалилась, и новую поставил — и та развалилась.

(Е. Романов)

Почему дети, когда рождаются, не ходят

В старину никто не ходил, как родится: ни собака, ни кот, ни корова — никто. Носит хозяйка целый год да растит, как дитёнка. И до тех пор так было, пока не стал Бог ходить с учениками по земле.

Пришел раз Бог к хозяйке. А она на руках качает теленка, поскольку он не ходит. Жалко стало ее Богу; он и говорит:

— Дай ты мне то, что у тебя родится, я перекину через зярод, и он будет ходить, как только родится: кто б ни был — или щенок, или поросенок.

Баба та подала тогда Богу поросенка. Он взял и перекинул через зярод. Поросенок тот и побежал. Тогда она дала ему жеребенка. Он перекинул через зярод — и жеребенок побежал. Дала ему теленка — и теленок побежал. И кого только ни давала — и щенка, и котенка, всех, — Бог как только перебросит через зярод, так они и бегут. Передавала она так всех, кто только есть в хозяйстве. И был у нее ребенок малый в доме. Бог говорит:

— Давай ребенка. Я перекину через зярод, и он будет ходить.

А она говорит:

— Нет, боюсь. Он разобьется.

И не дала.

Так вот потому дети и теперь не ходят, как родятся.

(Е. Романов)

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я