Смирение – главная основа всех добродетелей в христианской жизни. Без него невозможно достичь святости и спасения. Примером истинного смирения для нас была жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского. В предлагаемой книге приведены его простые и искренние советы о том, как достичь этой высоты духовной жизни, как научиться распознавать истинное смирение от ложного, и как, наконец, научиться жить настоящей христианской жизнью. В книгу вошли дневниковые записи святого разных лет, в том числе, отрывки из его знаменитого письменного творения «Моя жизнь во Христе». Издание рассчитано на широкий круг православных читателей.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Без смирения нет спасения. По творениям cвятого праведного Иоанна Кронштадтского предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Возлюби смирение
Быть смиренным — значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев; а быть кротким — значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и прочее и молиться за врагов своих. [2, с. 534]
Многострастное сердце наше любит услаждение и спокойствие, не терпит горечи и скорбей и не любит, если кто нас обеспокоит чем, например, просит сделать для него что-либо. А Господь велел отвергать этот греховный покой плоти и быть слугой всех и Сам показал пример, ибо не знал покоя на земле при служении Своем нашему спасению. Апостолы тоже пример, особенно апостол Павел. [2, с. 496–497]
Адам возгордился до того, что захотел быть богом, и умер за свою гордыню; Сын Божий смирился до смерти и оживотворил падшего. О, бездна смирения! Адам и Ева чревоугодием погубили себя — Господь за них постился и умер, чтобы оживить их. Они оказали непослушание — Христос совершил послушание. [2, с. 499]
Рождество Христово — пришел на землю Тот, Кто в начале создал из земли и вдунул Божественное дыхание Свое в нас; пришел дающий всем живот, и дыхание, и всё (Деян 17, 25); пришел Тот, Кто единым словом призывал из небытия в бытие все видимое и невидимое, Кто словом повелел быть птицам, рыбам, четвероногим животным, насекомым, всякому созданию, существующему под Его всемогущим Промыслом и хранением; пришел Тот, Кому непрестанно и со страхом и радостью служат бесчисленные воинства Ангелов. И в каком уничижении! Рождается от бедной Девы, в вертепе, пеленается убогими пеленами, полагается в яслях! Богатство, знатность, слава мира сего — пади, припади со смирением, умилением слезным и глубокой благодарностью к Спасителю человеков и разделяй богатство свое с неимущими и бедными, не гордись своею призрачной, скороисчезающей знатностью: истинная знатность только у добродетели. Слава мира сего, познай здесь, у яслей, свою суету. Итак, все смирись, все пади в прах пред безмерным смирением и истощением Владыки всех Бога, пришедшего уврачевать наши немощи, спасти нас от гордости, суетности, от тления, от всякой скверны греховной. [2, с. 736–737]
Посмотри, как сияет образ Приснодевы Богоматери! Какими дивными добродетелями и совершенствами! А ведь и Она человек. Что возвысило Ее на такую несравненную высоту, сделало Ее столь достославною и великою, высшею Херувимов и славнейшею Серафимов? Три величайшие добродетели: смирение, чистота и пламенная любовь к Богу, чуждая всякой любви земной, вещной. Она Сама исповедует, что Господь призрел на смирение рабы Своей (см. Лк. 1, 48). Возлюби и глубоко насади в сердце твоем и ты, христианин, боголюбезное смирение. Стяжи и ты чистоту сердечную всеусильными трудами всей жизни: постом, молитвами, богомыслимем, слезами, особенно же частым и достойным Причащением Святых Таин Христовых. Возлюби и ты всем сердцем Бога, Творца и Спасителя твоего и не предпочитай ничего в мире Его святой любви. О Нем всегда размышляй и о Его чудных делах, Им живи и дыши, Им питай душу свою, в Него облекись, Им очищайся, просвещайся, освящайся, утверждайся, украшайся, хвались, утешайся, Им побеждай искушения и наветы врагов видимых и невидимых. Что ни делаешь, делай все с мыслью о Нем и ради Него; где ни будешь, везде будь с Ним, как и Он всегда с нами, везде Сый и вся исполняяй. Если таким образом возлюбишь Господа, то и в тебе возвеличится Господь, и тебя возвеличит Господь, как говорит от лица Его Святая Церковь: прославляющих Мя прославлю. Возненавидь, христианин, уничижи в себе, истреби всякий грех — и возвеличится в тебе Господь славы, и ты велий будешь пред Богом и людьми; возлюби смирение — и вознесет тебя Господь. [1, т. 3, с. 357–358]
Пречистую Матерь Божию и по получении Ею всей Небесной славы от Сына Ее и Бога отличает величайшее совершенное смирение и общительность со всеми праведно живущими или жившими на земле в Церкви Христовой. Это ясно обнаруживают и доказывают Ее явления жившим свято на земле человекам, например, преподобному Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и другим святым. Слава Богу, даровавшему нам такую Смиренницу, Матерь Свою, такую Ходатаицу и Заступницу! [1, т. 2, с. 601]
Правая вера и чистая христианская любовь с кротостью, смирением и делами милосердия соединяют человека с Богом и делают
его одним духом с Господом. Этим объясняются величайшие и бесчисленные чудеса, которые совершали при жизни и по смерти великие угодники Божии: Николай Чудотворец; Григорий, чудотворец Неокесарийский; Спиридон, Тримифунтский чудотворец и другие святые всех веков. Как возвеличил Бог природу человеческую, чем может быть и что может сделать человек истинно верующий в Бога и живущий по вере! С другой стороны, чем может сделаться человек неверующий, гордый, самолюбивый, корыстолюбивый и тщеславный, до чего может пасть, сколько натворить дел погибельных и — погибнуть ужасно! Примером может служить Иуда-предатель. Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели. Оправдана премудрость чадами ее, а поругана только от неверных и прелюбодейных, гордых и неблагодарных. [1, с. 500]
Отчего иногда человек вдруг приходит в такое неистовство, что сильно горячится, быстро, отрывисто и несвязно говорит, ломает себе руки, рвет на себе волосы или в ярости бьет других, ломает безумно все, попадающееся ему под руки и делает другие дела, свойственные умопомешанному и исступленному? Явно оттого, что в его сердце действуют духи злобы поднебесные, подстрекающие людей ко всякому злу и дышащие злобой и убийством на всех и вся. Отчего бывают и самоубийцы всякого рода, равно как и убийцы других? От действия в сердцах самоубийц и убийц исконного самоубийцы — диавола. Потому-то Христос Спаситель и христианская вера заповедуют всякому кротость и смирение, которые не допускают действовать в сердцах духам злобы и гордыни, ищущим смерти всех и каждого. Господь говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Гнев человека — страшное, противоестественное явление в человеке; он возбуждается часто в сердце из-за причин самых маловажных, по причине самолюбия, гордости, кроющихся в нашем сердце. Нужно помнить, что гнев мужа правды Божия не соделовает. (Иак. 1, 20) [1, т. 2, с. 164–165]
Страсти силятся растлевать сердце человеческое каждый день и час, днем и ночью; потому каждому христианину потребно бодрствование во всякое время, внимание себе, молитва (непрестанно молитесь), воздержание, смирение, милостыня, искание Царства Божия более всего. Чревоугодие, многоядение и сладкопитие расслабляют душу и сердце одебеляют, делают человека ленивым к созерцанию и молитве, охлаждают его сердце к Богу и ближнему, делают эгоистом, самолюбивым, саможалостливым, самобережным. Кто хочет душу свою сберечь, — говорит Господь, — тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Для укрепления души нашей в вере и любви к Богу и во всякой добродетели нужно непрестанное покаяние и частое, ежедневное, кому можно и удобно, причащение Святых Таин. Душа наша жаждет Божественного Брашна, потому что подкрепляется и обновляется Им, живет Им и побеждает страсти души и тела — врагов бесплотных. [1, т. 2, с. 573]
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Без смирения нет спасения. По творениям cвятого праведного Иоанна Кронштадтского предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других