Беседы Ши со своим сыном, или Тайны Дао Императора

Бао Лин, 2010

Древний Император Ши, известный нам по книге Лин Бао "Тайна летающей женщины, или Исповедь Старейшины Чая", наставляет своего сына на путь воина и правителя. В книге в художественном облике представлены даосские практики для мальчиков и мужчин, внутренние секреты боевых искусств.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы Ши со своим сыном, или Тайны Дао Императора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 4. Земля и небо. Общие понятия

Дни и месяцы проходили в занятиях и тренировках.

Иньюань уже стал привыкать к новому распорядку и больше не просился назад к мамкам. Да и лис теперь он не боялся.

Солнце огненным шаром опускалось далеко за городской стеной. Надвигались спасительные сумерки, и жизнь опять забурлила во внутренних двориках большого города. Сегодня во дворец были приглашены актёры, и Ши решил взять с собой сына, чтобы показать ему представление. Они вместе обошли полукруглый коридор и оказались во внутреннем дворике перед гостевым дворцом. Вдоль стен красовались клены с разноцветными листьями от зеленых и желтых до бордовых всех оттенков. Кругом цвели лотосы в специальных вазах, гортензии, канны и мальвы, не увядавшие круглый год. Слева раскинулся ковёр из хризантем всевозможных совершенно немыслимых оттенков, на котором можно было распознать феникса и крылатого дракона. А справа открывался вход в галерею из роз.

Вокруг прохаживались журавли и павлины. Попугаи невиданных ярко-синих, жёлтых и тончайших бело-розовых оттенков чувствовали себя хозяевами в этом саду. Где-то в глубине сада, среди пышно цветущих деревьев лилавади всевозможных нежнейших оттенков, раздавались волшебные трели дроздов, которые лёгкий ветерок доносил вместе с прекраснейшими запахами этих дивных деревьев.

Вдруг в пение птиц вплелась музыка, как будто опускавшаяся с неба. Иньюань вопросительно взглянул на отца. Но он только улыбнулся и вошёл в галерею, ведущую ко входу в гостевой дворец. Перед ними появились витые расписные с позолотой колонны и резные балки, сверкавшие золотом и цветным стеклом.

На входе рядами стояли три или четыре десятка одетых в разноцветные шёлковые платья юных красавиц с золотыми гребнями в густых черных волосах, уложенных в тончайшие золотые сетки, кто с платками и полотенцами, кто с веерами и опахалами, которые неустанно ухаживали за собравшимися гостями. При виде Наисветлейшего с сыном все они замерли в поклоне, пока Наисветлейший не занял своего места на стоявшем на возвышении кресле, усадив рядом с собой сына.

Только дождавшись, когда сын и отец заняли своё место, актёры продолжили играть. Двадцать четыре девы в туфлях, украшенных жемчугом, исполнили танцы фей, одетых в зарницы. С достоинством удалившись, через некоторое время они появились опять, но уже в других одеждах, чтобы начать повествование Бодхисаттвы Гуаньинь.

Затем их сменили актёры. Они пели, читали стихи, изображали влюблённых, изображали добрых и злых духов. Это была волшебная любовная история о студенте, влюбившемся в певичку, которому геомант предсказал будущее. И вот уже когда влюблённые преодолели все барьеры и препятствия к своему счастью, когда их приключениям вот-вот должен был наступить конец, сбылось роковое предсказание геоманта. Но и это не сделало их печальными, потому что они благодарили небо за каждое мгновение, проведённое вместе и за то, что они смогли найти друг друга. Тогда все боги растрогались, а прекрасная Гуаньинь изменила их судьбу, похитив тайные книги, и переписав в них историю этих влюбленных.

— Бойся встретить звезду персикового цвета.

— Кто она, Звезда персикового цвета?

— Однажды встретив её в своей жизни,

мужчина никогда не сможет забыть её.

С кем бы потом он не встречался,

она всегда будет светить ему.

–Лицо молодое,

Волосы чёрные длинные,

Тело молодое всегда,

Она ест персики бессмертия,

И рождается раз в сто лет,

Когда звёзды сходятся в любовном союзе….

Звезда персикового цвета и Странствующей лошади…

— Странствующая лошадь подняла

свои длинные ресницы с грустью расставания…

— И только самый смелый и умный достоин

такой награды.

— Достоин встретить Звезду персикового цвета.

— Белый петух на западе пропел свою песню…

Иньюань уже совсем было заснул, опьяненный благовониями и музыкой, и в его сон падали строки из пьесы, оставаясь в памяти яркими загадочными вспышками. Ши заметил, что сын уже засыпает и, подав знак продолжать пьесу, взял Иньюаня за руку и вышел с ним в сад. Свежий воздух оказал бодрящее действие на мальчика, и он не удержался, чтобы не спросить.

— А почему этот дядя переоделся в тётю?

— Он — актёр. Но сейчас такие времена, что мужчины стали походить на женщин и трудно собрать настоящую армию.

Сейчас всё смешалось, и юношу трудно отличить от девушки.

Но были мужские времена.

Я расскажу тебе о них.

Нежность и сила, любовь и сострадание, честность и честь — это были мужские качества.

Это был мир воинов.

Это был мир, в котором царила гармония мужского и женского начала.

В нём не было накопительства и гниения, удержания и гибели. В нём не пахло тиной и гнилью застойных вод.

Воины взлетали над землёй легко, как языки огня. А женщины были как полноводные реки чисты и игривы.

Жевание соплей, напомаженные щёки — это не свойственно мужчине. Мужчина может плакать, но слёзы его благородны и чисты. Мужчина может быть слабым, мужчина может быть нежным. Но и в слабости своей, и в нежности своей он остаётся мужчиной. Он не теряет самообладания, хотя и проявляет эмоции.

В каждом мужчине есть немного от правителя и завоевателя, он создаёт свою территорию, а затем туда приходит женщина. Нет территории — нет мужчины.

Никогда не сдавай свою территорию. Но помни, если внешнюю территорию у тебя могут отнять, то у тебя всё равно останется внутренняя территория, которую никто у тебя отнять не сможет. Имея внутреннюю территорию, ты всегда отвоюешь себе и внешнюю. Помни: империя — внутри тебя. И только от тебя зависит, от твоего желания, сколько внешней территории ты сможешь или захочешь контролировать.

Самая важная функция мужчины — это быть продолжателем рода. Мужчина — это хранитель чистой цзинь: семени, духа. Каков бы ни был он сам, его семя всегда божественно чисто.

Это — дух, это — огонь вселенной.

Только он оживляет всё во вселенной.

Это — солнце, это — радуга.

Так же, как просветляется небо во время радуги, также просветляется лицо женщины при виде любимого мужчины.

Каковы же свойства мужчины как духа?

Лёгкость, подвижность, открытость, щёдрость — всем светит солнце и не иссякает.

Мужчина приходит на землю, чтобы осознать свою природу — природу света, приручить «воду», преодолеть «воду» или «землю» в себе и вновь присоединиться к вечному духу. И так повторяется из века в век.

Сколько раз я видел, как уходят в поход воины, как виснут на их ногах жёны, не пуская их, боясь их потерять, боясь их гибели, и как воины, осознавая это, понимая, всё равно идут в бой на зов духа…

И вечно будет одна и та же картина стоять перед глазами: женщина, висящая на ногах уходящего в поход мужчины.

Самое сложное умение для женщины — это отпускать…

Дух не может жить в клетке, дух отправится к звёздам….

Но зачем им тело без духа? Они хотят иметь тело и дух, но это невозможно. Они могут удержать тело, но дух они удержать не могут.

Но что есть мужчина без духа? Это то, что мы видим с горечью сейчас…

Не важно, что делает мужчина в своей жизни: служит императору или выращивает сады, или даже шьёт одежду, — во всех его делах есть дух, и это отличает всё то, что он делает. Даже вещь, сделанная мужскими руками, всегда отличается от вещи, сделанной женщиной.

Из тысячи вещей на рынке мужчина выберет то, что сделано другим мужчиной — и эта вещь привнесёт в дом дух. Свет, идущий от таких вещей, укрепляет мужскую силу.

Все проявленные вещи — это дух, это свет, это проявление мужчины в мире. Что такое глина? Это просто земная порода. Но что такое чайник, сделанный из глины? Чайник — это идея, это дух, явленный свету мужскими руками. Чашки и тарелки — это тоже глина, но это другой дух и другая идея.

Ещё одно важное качество мужчины состоит в том, что мужчина всегда стремится чего-то достигнуть, в любом деле, он всегда имеет вектор направленности, как охотник, преследует добычу. Он всегда направлен вверх или вперед за грань непознанного. Он всегда неудержим и готов взрывать пространство. Его миссия — это миссия кометы — сгореть, но дать направление движения другим. В этом его уязвимость и в этом его сила.

Мужчина и женщина — это как кошка и собака. Кошка привыкает к дому и имеет территорию. Собака привыкает к хозяину и может передвигаться за ним. Мужчина, как кот, борется за территорию, охраняет ее, а женщина, как собака, готова следовать за хозяином, потому что хозяин захватывает территорию, но осваивает её женщина.

Мужчина может сконцентрировать максимум энергии в одном направлении, пренебрегая другими. Женщина не может себе этого позволить. Для неё важны все дети и обитатели дома, территории, она заполняет и упорядочивает структуру территории, созданной мужчиной.

Мужчина гордится своими достижениями, женщина гордится мужчинами, которые рядом.

Мужчина — это дух, это свет во тьме. Женщина — это сама тьма.

Но если нет тьмы, то зачем нужен свет?..

Мужчина всегда должен что-то преодолевать: препятствия — это дар на его пути. Чем более труднодоступна женщина, тем более она желанна для мужчины. Чем выше покоренная гора, тем больше мужская самооценка. Чем сложнее выигранный бой, тем больше поднимается ранг мужчины среди соплеменников.

Лёгкие победы не радуют мужчину, хотя они могут быть гораздо ценнее сложных побед. Поэтому всегда подчеркивай трудности, которые тебе пришлось преодолеть, получив очередную победу.

Мужчина проецирует время — будущее в государство, семью, а женщина — это всего лишь пространство. Мужчина — это творец, который понимает, что он делает и зачем он это делает, осознающий реальность и умеющий творить свою реальность. Мужчина — это защита, опора, движение, это сама надёжность, сама воля. Мужчина — это сила, внутренняя энергия, которая позволяет женщине такую роскошь, как быть слабой. Но также мужчина — это продолжатель рода.

Помнишь, когда мы были с войском в лагере, ты спросил меня, что случилось с лошадьми там вдалеке? И я тебе ответил:

— Ты видишь кобылицу, которая сплелась с прекрасным жеребцом. Не пугай их, иначе они могут погибнуть. Пока он не оставит ей своё семя, до тех пор они не смогут разойтись. Так устроен мир.

Жеребец не может долго гоняться за кобылицами, лишь только поймав её, он должен оставить ей своё семя, иначе ему пришлось бы вновь тратить силы на поиски другой. И она не может уйти от него, пока он не оставит ей своего семени. Иначе бы прервался род диких лошадей. Его стебель становится настолько большим, что, лишь потеряв своё семя, он может покинуть её.

Человек же может не терять своего семени, не терять своей энергии Цзинь, но может сохранять и преобразовывать её. И это помогает ему длить свои годы, сохраняя жизненные силы и взращивая пилюлю бессмертия.

У лошадей надо учиться взаимопониманию, они тонкие животные, любое неправильное движение в паре может привести обоих к гибели. Они обречены на взаимопонимание миллионами лет любви.

Они понимают тебя, твои эмоции и твои мысли.

В бою мы часто зависим от них. Помни, твои мысли должны быть кристально ясными, и ни на одно мгновение ты не должен поддаваться чувству страха или смятения. Твой конь поймёт это раньше тебя. Тогда обоим вам угрожает гибель.

Поэты пишут стихи и посвящают их женщинам. Они возвышают ЕЁ, но им не надо возноситься, они сами есть дух. Они никогда не смогут ЕЁ сделать духом. Но это и не нужно. Единственная форма взаимоотношений Земли и Неба — это любовь.

— А что такое любовь? — серьёзно спросил Иньюань.

Ши улыбнулся, хотел было написать все иероглифы, говорящие о любви, но потом ответил.

— Давай я расскажу тебе притчу.

Однажды тёмная туча накрыла небо, ударил гром, и молния осветила всё вокруг до самого горизонта в пустынном поле, на краю которого стояла одинокая бамбуковая хижина отшельника. Отшельник пил чай и впитывал вместе с чаем силу стихии, глядя на циновку, висящую над порогом.

Один за другим в хижину вошли четыре монаха. Они были из разных монастырей, но дождь заставил их всех в поиске укрытия зайти в одинокую хижину. Отшельник предложил им чай. А когда они вкусили ароматный напиток, он задал вопрос монаху, вошедшему первым.

— Что сподвигло тебя к монашеству?

— Я никогда не думал, что буду монахом. Мой отец готовил меня к военной карьере. Я был в разных походах, и мне не было равных в сражениях. Я отказался от общества женщин, чтобы не стать слабым и безвольным. Я уже стал самым близким другом и соратником своего князя. Но однажды ночью князь дал приказ выступить и наказать бунтовщиков, отказавшихся платить ему дань. Я выдвинул свой отряд и разбил бунтовщиков, хотя они сражались отчаянно и были довольно сильны.

Мы напали на них глубокой ночью внезапно, но бой продолжался до самого утра. Когда солнце поднялось на горизонте, и я захотел узнать, кого из своих воинов я оставил на поле, то сердце моё похолодело от ужаса. Моими врагами оказались мои односельчане, среди которых было большинство женщин и стариков. В одном из них я узнал своего отца. Рядом лежала моя мать. Так я познал цену жизни и смерти. Путь Воина не принёс мне счастья. У меня не осталось другого пути в этой жизни, кроме Пути Монаха, ибо мой грех перейдёт на моих детей, если мне будут даны дети.

Молчание, шум падающего дождя, потрескивание огня и далёкие редкие раскаты грома смешивались с чайным струящимся дымком, безучастно поднимавшимся над чашками.

Отшельник повернул свой взгляд к следующему из монахов, и тот заговорил.

— Бог не дал мне детей. Я долго и упорно учился. Я стал просвещённым каллиграфом, и мне некогда было заниматься домашними делами. Жена моя долго меня уговаривала и корила, но однажды она встретила на рынке молодого бедного юношу-студента и ушла с ним. Недавно, мне пришлось остановиться в доме одного богача, куда меня позвали преподавать детям каллиграфию. С удивлением в роскошной хозяйке я узнал собственную жену, а в толстом, раскинувшемся среди тьмы шёлковых подушек хозяине — того нищего студента. Мир и любовь царили в этом храме благоденствия. Выйдя оттуда, я понял, что я упустил своё счастье.

Я хотел найти утешение среди поющих ив, но не нашёл. Тогда я захотел иметь семью и женился. Но не было у меня детей. Доктор, к которому я обратился, сказал, что я слишком поздно опомнился, и что детей у меня быть не может. Мои ученики меня больше не радовали. Глядя на них, я вспоминал дом студента и весёлый смех детишек моей бывшей жены. Жизнь моя прошла впустую, как пустоцвет завяла. Любовь, вот что главное в жизни. Не мог я больше никого учить, жизнь и время — они даны нам для любви, Путь Учителя в этом мире не для меня. Поэтому я стал монахом.

Почему так выходит, что вот сошлись люди в одном месте, да и не знают друг друга вовсе, а как-то легко стало, как будто ноша какая-то с плеч упала, или свечи в тёмной комнате зажгли.

— А вот у меня много детей было, — заговорил третий монах. И жена у меня была отменная. И любви было много. Да все из дома ушли, никого не осталось. Где они сейчас? Супруга и года без них не выдержала, заболела от тоски, да и ушла в мир иной. Чем одному в пустом доме воспоминания кормить, так уж лучше с братьями монахами в монастыре службу править. Не могу я один, душа не спокойна.

Каков был мой путь? Наверное, Путь Отца. Пять барышень в хорошие дома отдал, да только и на порог меня не пускают. Пять юношей уму-разуму да грамоте обучил, учителей приглашал, всю жизнь света белого не видел, всё о детях пёкся. Да видно и я не тот себе Путь выбрал.

Закончил свою речь третий монах. Призадумался.

Вот и решай этот коан как хочешь, в чём смысл жизни.

А четвёртый монах молчит, чай пьёт, сквозь щели циновки лучи солнечные увидел, глаза прищурил. Не выдержал третий монах и спрашивает четвёртого.

— А ты как в монашество пришёл?

— А я не приходил. Меня родители ещё в детстве в монастырь отдали, от бедности. Я благодарен им, всему, что я могу, меня научили монахи. Я благодарен родителям за то, что они дали мне жизнь. Я благодарен монахам, они были моими учителями. И они же научили меня быть воином и в большом и в малом деле.

— Но как же любовь? — спросил второй монах.

— Я — монах, я — свободен, — ответил четвёртый.

Улыбнулся, поставил чашку, поклонился с благодарностью отшельнику и вышел, отодвинув циновку над порогом. Солнечный свет залил хижину на мгновение, ослепив всех сидящих. Вот в этом сиянии и исчез четвёртый монах.

Редкие капли дождя нарушали воцарившееся молчание. Да и гроза ушла совсем далеко. Да и была ли эта гроза. Может, просто была это игра тучки с дождём, а эти капли, эти капли и есть сама любовь? А может, просто отшельник подумал о чём-то, а оно ему и привиделось.

Может, и правда, дело в свободе. Если ты выбираешь Путь Воина, никто не смеет лишить тебя свободы, если ты сам её не отдашь. Если ты выбираешь Путь Учителя, никто не запрещает тебе иметь детей и любить жену. А если у тебя есть дети и ты выбрал Путь Отца, никто не отнимет у тебя права на любовь детей, если ты сам их не отдашь. Но если ты выбрал Путь Монаха, то и среди Монахов есть Воины, Учителя и Отцы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Беседы Ши со своим сыном, или Тайны Дао Императора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я