«Хорошая баня лучше сытного обеда!» – говаривали наши предки. Что лучше бани снимет чувство усталости и беспокойства, подарит душевное равновесие? Хотите знать, что нужно для того, чтобы в парилке был классный пар? Как строить баню или сауну – из сруба, кирпичную, панельную; дома, на садовом участке, на даче? Какие выбрать строительные и отделочные материалы? Как правильно париться, для чего нужны веники в бане, как в бане или сауне укрепить здоровье? Об этом и многом другом вы сможете узнать на страницах этой книги – и, несомненно, баня или сауна станет для вас образом жизни. А каждый раз, когда вы будете вдыхать горячий воздух в обустроенной своими руками парилке, вас будут переполнять гордость и наслаждение. С легким паром!..
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бани и сауны предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Немного об истории банного дела
Историки не могут дать точного ответа на вопрос — когда появились первые бани. Они существовали и в Индии и в Древнем Египте, у финикийцев и ацтеков, китайцев и славян.
Тысячелетия человечество знало о пользе тепловых процедур и с успехом использовало эти знания. Все мировые цивилизации сопровождались появлением и расцветом бань разных типов.
В Древнем Египте уже около 6 тысяч лет тому назад повсеместно пользовались банями. Они были доступны не только жрецам, которые в течение суток обмывались четыре раза: два раза днем и два раза ночью, но и простым людям. Устроены бани были следующим образом: в подвальном помещении устанавливали большое количество очагов, а этажом выше — каменные лежаки с отверстиями для горячего воздуха и бассейн для контрастных водных процедур. Посетитель ложился на предварительно прогретый лежак, его обливали теплой и горячей водой с различными благовониями и растирали. Использованная вода через специальные сливные отверстия (а в Древнем Египте уже тогда существовала канализация) уходила в общую сеть города. Имелось также помещение для гимнастических занятий и даже зал-лечебница.
Египетские врачи использовали свойства бани для лечения самых различных заболеваний. Широко применялись лечебные ингаляции. Мыло заменяла паста из пчелиного воска и воды.
Жители Древней Эллады с огромным интересом относились к «банным достижениям» египтян. Знаменитый ученый Пифагор специально отправился в Египет, чтобы ознакомиться с устройством местных бань и научиться строить такие же у себя на родине.
Древнегреческий историк Геродот много писал о распространении бань у различных народов. Большое внимание уделяли банным процедурам и такие известные врачи Древней Греции, как Гиппократ и Гален. Гиппократ рекомендовал баню при большинстве известных в то время заболеваний, а Гален считал, что согревание и увлажнение особенно необходимы для стареющего организма.
Древнегреческому философу Платону принадлежит высказывание: «Сооружение бань — обязанность государства». И государственные мужи Древней Эллады были с этим целиком и полностью согласны, — существовал даже закон, предписывающий всем добропорядочным гражданам регулярно посещать бани.
Древние римляне в банном искусстве превзошли греков, они расширили понятие бани.
В них не только принимали гигиенические процедуры, но и могли общаться с друзьями и деловыми партнерами, заниматься в гимнастическом зале или на площадке для спортивных игр, посещать библиотеку, театр, художественную галерею, слушать музыкантов, поэтов, ораторов или просто погулять под открытым небом. Ничего подобного в мировой истории больше не появлялось. И в самом Риме, и во всех местах, куда ступала нога римского легионера, строилось множество крупных роскошных бань (терм). Руины одной из таких бань находятся в парижском районе Клуни. Часть здания — фригидарий (прохладный зал) возвышается более чем на 15 м, протяженность основания — 100 м с востока на запад и 65 м с севера на юг. К сожалению, не сохранился подземный этаж, где располагались печи, воздуховоды, сливные сооружения, а также многокилометровые акведуки, по которым подавалась чистая вода. И это не самая большая баня, построенная римлянами. Знаменитые термы древнеримского императора Каракаллы, возведенные в 215 году, занимали площадь более 12 гектаров. Они одновременно могли вместить 2500 человек. Император Диоклетиан построил еще более роскошные бани на 3500 человек, при них было около 3000 купален и три бассейна с проточной водой. Париться в них одновременно мог и император, и плебей.
В древнеримских термах принимали паровые, суховоздушные и холодные процедуры. В бассейнах была проточная вода, в залах для отдыха — приспособления для проведения массажа, игр и занятий физическими упражнениями. Вода бралась не из рек, а из термальных источников, вот откуда и пошло название этих бань — термы.
Многие современные курорты возникли на месте древнеримских терм, к ним относится, например, болгарский курорт Золотые Пески.
Руины античных бань сохранились и в Крыму. Гомеровская «Бухта листригонов» — это нынешняя Балаклавская бухта близ Севастополя. На западной окраине города сохранились развалины древнего Херсонеса. И среди них — бассейн и бани с мозаичным полом, ванные комнаты, ложе древнего водопровода. При раскопках в Анапе археологи также обнаружили античные бассейны и бани. До нашего времени сохранились фрески, описывающие подвиги Геракла. Найдены и бронзовые стригели с ручками, которыми греческие атлеты пользовались в бане.
Не менее популярны были бани и в Древней Индии. При раскопках индийских городов, существовавших и процветавших не менее трех тысяч лет назад, археологами были обнаружены остатки водопроводов, бассейнов и бань. Их устройство было своеобразным: в пол парилен закладывались особые железные плиты, которые подогревались огнем снизу — из подвального помещения. Посетители бани плескали на эти раскаленные плиты настои целебных трав и цветов и не только парились, но и таким образом лечились.
Древнегреческий историк Геродот в 450 году до н. э. описал обычай скифско-сарматских племен мыться в шалаше, где находились разогретые камни, на которые лили воду и бросали семена конопли. У древних майя более 2000 тысяч лет назад существовали ванны для потения (темескал). Схожие бани до сих пор сохранились у современных индейцев. Парятся в ней, поливая воду на раскаленные камни, а веники делают из кукурузных стеблей, переложенных лечебными травами. Индейцы убеждены, что при потении не только тело, но и душа освобождается от всего грязного и злого.
Описал Геродот и финикийские бани. В них в качестве резервуара для воды использовалась большая яма, выдолбленная в скале, рядом на углях до белого каления разогревался огромный камень, который сбрасывался затем в яму. Вода в яме моментально нагревалась и по трубам подавалась в бани. Такой принцип подогрева воды используется и в так называемой «бане по-сибирски», представляющей собой полутораметровую яму, заполненную водой, в которую бросают раскаленные на костре камни. Когда вода достигает нужной температуры, можно париться.
Термы Древнего Рима стали прообразом восточных бань — хамамов.
Они имеют сходную с ними планировку: просторный вестибюль, в котором гости раздеваются, отдыхают и беседуют за чашечкой цветочного чая; горячее отделение; одно или несколько теплых отделений. Но в отличие от терм, в хамамах нет холодного отделения (фригидария), где римляне обычно освежались после парилки.
Многие старинные восточные бани по праву считаются шедеврами исламского зодчества.
При их возведении строители проявляли подлинную изобретательность в отделке: для стен использовались глазурованные изразцы, для полов — мрамор, рельефный гипс — для арок. Оживляли пространство маленькие бассейны, из которых били фонтанчики воды. Одна из самых знаменитых восточных бань — «Чинили Хамам», что в переводе означает «баня с изразцами», находится в Стамбуле. Ей более 500 лет. Возраст бухарских бань превышает 8 столетий. А тбилисские бани упоминаются в книге «Путей и царств» арабского путешественника и географа Ибн-Хаукаля, написанной более 1000 лет назад.
Восточные бани имеют собственные традиции и обычаи, которые регламентируют все: как входить в баню, как мыться и как отдыхать, расписаны действия обслуживающего персонала, оговорено, когда моются мужчины, а когда женщины, порядок обрядов, проводимых в банях, даже темы разговоров и манера общения друг с другом и многое другое.
Восточная баня — это расслабление и отдых, поэтому в ее штате обязательно имеются массажисты, а также мойщики, которые создают у посетителей определенный душевный настрой и приводят их в состояние полной физической расслабленности. Они должны быть еще и интеллектуалами, так как в их обязанности входит и умение вести приятную и интересную беседу.
В Японии банная процедура, в отличие от восточной или римской, занимала намного меньше времени. Потельные ванны (кама-буро) пользовались большой популярностью в Стране восходящего солнца. Принимали их при кожных заболеваниях, заболеваниях опорно-двигательного аппарата, болезнях желудка. Широкое распространение также получили иши-буро, известные с давних времен. Свод правил поведения в таких банях был обнаружен японскими археологами недалеко от Нагасаки. В них запрещался вход лиц, имеющих различные кожные и венерические заболевания, а также больных эпилепсией и проказой; посетителям не разрешалось пить, есть, шуметь, мочиться и заниматься сексом.
Очень популярны в Японии бани, расположенные на горячих источниках, — онсены, а также «ротэнбуро» — «пейзажные» ванны под открытым небом, где посетитель может насладиться не только горячей водой для тела, но и великолепными видами природы для души.
Русская баня была известна с глубокой древности. Ее возникновение относят примерно к тому периоду, когда славянские племена начали заселять территорию будущей Киевской Руси. Еще и письменности как таковой не было, а в устном народном творчестве уже встречаются упоминания о бане и ее целебной силе. В древних летописях X–XII веков, повествующих о нравах русичей, мы находим упоминания о «мыльнях». В то время бани назывались «мыльнями», «мовницами», «мовью», «влазнями» и «мовнями». Рассказывается о бане и в «Повести временных лет» (945 г.), и в уставе Киево-Печерского монастыря (966 г.). При монастырских «мыльнях» часто устраивали что-то вроде больниц, которые назывались «заведениями для немогущих». Монахи врачевали страждущих бесплатно. Это были, вероятно, самые первые лечебницы на Руси. Лечили в банях заболевания суставов, мышц и периферической нервной системы («ломоты», «прострелы» и т. п.), а также «душевную хворь» и болезни, развившиеся от переедания.
В старину вначале строили баню и жили в ней, пока возводился жилой дом. В бане рожали детей, обмывали покойников, гадали и колдовали. Повсеместно существовал обычай посещать баню накануне венчания и на следующий день после свадьбы.
В русском фольклоре встречается даже такой персонаж, как банник, которого чаще всего представляли в виде нагого старика, облепленного листьями от веника. Чтобы его задобрить, идя в новую баню, брали с собой хлеб и соль.
Чаще всего банным днем считалась суббота или четверг, иногда вторник. Обыкновенно и в домашних, и в больших общественных банях мылись целыми семьями одновременно мужчины и женщины.
Лишь при Екатерине Великой в 1743 году сенатским указом было запрещено в «торговых» банях мыться мужчинам вместе с женщинами и мужескому полу старше 7 лет входить в женскую баню, а женскому полу того же возраста соответственно в мужскую.
С течением времени устройство бань не претерпевало никаких принципиальных изменений. Осталось оно таковым и по сей день. Изменилось лишь конструктивное воплощение.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бани и сауны предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других