Здоровый дошкольник. Комплексный подход к физкультурно-оздоровительной работе в условиях Заполярья

Баатр Егоров

В книге представлен опыт экспериментальной работы коллектива МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №63» города Воркуты по организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста в условиях Заполярья. Особый интерес вызывает система закаливающих процедур.Методические рекомендации предназначены для педагогов, определивших для себя основным приоритетом деятельности оздоровление детей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Здоровый дошкольник. Комплексный подход к физкультурно-оздоровительной работе в условиях Заполярья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Баатр Егоров, 2020

ISBN 978-5-0050-2510-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Автор-составитель

Егоров Баатр Борисович, кандидат педагогических наук

Здоровый дошкольник. Комплексный подход к физкультурно-оздоровительной работе в условиях Заполярья. Методические рекомендации

Оглавление

Введение

Комплексный подход к организации оздоровления и воспитания в современном детском саду.

Модель «Организация физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы с детьми в условиях Заполярья»

Модель взаимодействия всех участников педагогического процесса

Виды занятий и формы работы по физическому воспитанию

Оптимизация процесса закаливания в детском саду

Оборудование к закаливанию

Психологическое сопровождение эксперимента

Приложение 1

Приложение 2

Введение

В последнее время после моих лекций воспитатели просят поделится практическим материалом, накопленным на протяжении последних двадцати лет нашими экспериментальными детскими садами. В ходе эксперимента коллективами детских садов были подготовлены методические материалы, и мы приняли решение опубликовать самые интересные из них.

И так, начнём. В 2001 году в Институте дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования была открыта экспериментальная площадка по теме «Организация развивающей оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста» под руководством заведующего лабораторией, кандидата педагогических наук Егорова Баатра Борисовича и ведущего научного сотрудника, доктора медицинских наук Лукоянова Юрия Ефремовича.

В основу содержательной работы легли программы «Здоровый дошкольник» доктора медицинских наук Змановского Ю. Ф., «Программа развития двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4—7 лет» доктора психологических наук Кудрявцева В. Т., экспериментальные исследования Егорова Б. Б. и Лукоянова Ю. Е.

В течении несколько лет в рамках городской программы «Развитие образования муниципального образования «Город Воркута» работает городская экспериментальная площадка по теме: «Организация физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях Заполярья».

В эксперимент включены несколько образовательных учреждений: МДОУ Центр развития ребенка — детский сад №53, МДОУ Центр развития ребенка — детский сад №63, МОУ «Начальная школа — детский сад компенсирующего вида №1».

Свое особое место среди этих учреждений занимает МДОУ Центр развития ребенка — детский сад №63. Его отличает не только особое месторасположение — п. Северный, а интересный, творческий коллектив. Руководила МДОУ Центр развития ребенка — детский сад №63 Карпова Галина Анатольевна — интересный и творческий педагог. По итогам эксперимента в соавторстве с Карповой Г. А. вышла книга рассказывающая о работе детского сада.

В течение небольшого времени всему коллективу МДОУ Центр развития ребенка — детский сад №63 удалось выстроить свою систему оздоровления, особое место в которой занимает закаливание.

Основным"двигателем"экспериментальной работы была старшая медсестра Купреевой Б. М., под ее началом коллектив детского сада разработал комплекс закаливающих мероприятий для детей, проживающих в условиях Заполярья. Надеемся, что представленный опыт будет интересен педагогам и медицинским работникам.

В создании методического пособия принимал участие весь коллектив МДОУ Центр развития ребенка — детский сад №63. Особую благодарность хочется выразить сотрудникам Департамента социо-культурных и дошкольных образовательных учреждений, а также воспитателю Пархоменко А. И., воспитателю Пархимович Н. В., педагогу-психологу Баевой Е. С., старшей медсестре Купреевой Б. М. и многим другим.

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ

Карпова Г. А. директор МДОУ

«Центр развития ребенка — детский сад» №63

С января 2005 года на базе МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад» №63 была организована в рамках городской программы «Развитие образования муниципального образования «Город Воркута» экспериментальная площадка по теме: «Организация физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в условиях Заполярья».

Конечной целью данного эксперимента была разработка и экспериментальная проверка комплексной модели физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста.

Актуальность выбранного направления вытекает из следующих моментов:

по данным разных специалистов, подтверждающимся официальной статистикой, абсолютно здоровыми в нашей стране можно назвать только около 10% детей, здоровье дошкольников подорвано уже к моменту поступления их в ДОУ;

уровень физической, медицинской и гигиенической культуры населения очень низок;

суровые климатические условия вынуждают жителей Воркуты вести малоподвижный образ жизни, т.е. сокращение прогулок на улице влекут за собой снижение двигательной активности детей;

недостаток 30% кислорода влекут за собой изменения в структуре крови и вызывают кислородное голодание организма;

продолжительность полярной ночи, использование искусственного освещения в течение длительного времени приводит к ухудшению зрения;

расположенность п. Северного в экологически неблагополучной зоне: поселок расположен в низине и окружен промышленными предприятиями — Цементный завод, ТЭЦ—2, терриконики шахты «Северной». Эти предприятия выбрасывают в атмосферу вредные вещества, которые в безветренную погоду, во время сильных морозов, опускаются на наш поселок, нанося существенный вред здоровью жителей.

Несмотря на все вышеперечисленные негативные факты, мы пришли к выводу, что частично дошкольное учреждение всё-таки может решать задачи по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. При обсуждении проблем, связанных с оздоровлением детей пришли к выводу, что без комплексного подхода их не решить, и первой задачей было объединить физкультурно-оздоровительную, воспитательную и лечебно-профилактическую работу. Это довольно сложно осуществить, так как в сложившейся практике работы детских садов профилактическую и оздоровительную работу проводят медицинские работники, а воспитательно-образовательную — педагоги.

В настоящее время система дошкольного образования переживает переходный период: создаются дошкольные учреждения разных видов в соответствии с их направленностью, в работе с детьми используются вариативные программы и технологии. Родители все больше интересуются проблемами образования детей, хотят, чтобы в детском саду детей учили читать и писать. Стремление родителей начать раннее обучение ребенка без учета его реальных возрастных возможностей, с одной стороны, и желание учителей школы получить подготовленного ученика, с другой стороны, подтолкнули педагогов ДОУ перейти на раннее обучение дошкольников. В результате ценности каждого возрастного периода жизни дошкольников необоснованно забыты педагогами и родителями, не учитываются и закономерности психического и физического развития ребенка. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к познанию и интерес к игровой деятельности.

Для более успешного решения задач по укреплению физического, интеллектуального и эмоционального здоровья дошкольников необходимо разработать комплексную модель физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы с детьми дошкольного возраста и методическое обеспечение к ней (см. Приложение №1).

Актуальность модели обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном учреждении, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развития ребенка. Модель обеспечивает комплексный подход к воспитанию здорового ребенка в условиях динамичного, эмоционально-комфортного режима жизнедеятельности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Здоровый дошкольник. Комплексный подход к физкультурно-оздоровительной работе в условиях Заполярья предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я