Болезни органов дыхания у детей

Б. Г. Скачко, 2012

В книге в доступной форме изложена информация о болезнях органов дыхания у детей, методах их лечения и профилактики. Благодаря ей вы всегда сможете до прихода врача оценить степень развития заболевания у ребенка и оказать ему первую помощь. Вы узнаете, как с помощью регуляции образа жизни и питания, более активного использования фитотерапии и водолечения сохранить высокий уровень здоровья ребенка, предотвратить развитие болезни, а в случае ее возникновения – восстановить здоровье с наименьшим ущербом. Эта книга – незаменимый помощник родителей, также она будет полезна педиатрам, терапевтам, пульмонологам, фитотерапевтам, молодым специалистам и семейным врачам.

Оглавление

Из серии: Лечим ребенка

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Болезни органов дыхания у детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Анатомо-физиологические особенности

Дыхательная система

За сутки человек вдыхает воздуха до 1/3 от массы своего тела. У взрослого человека ограничение его поступления всего на 5 минут приводит к биологической смерти мозга. Чем младше ребенок, чем выше температура тела или окружающей среды, тем короче этот период.

Процесс газообмена разделяют на внешнее (или легочное) дыхание и внутреннее (газообмен между кровью и тканями). Таким образом, функция дыхания обеспечивает снабжение организма кислородом и выведение образующейся в тканях углекислоты.

Центр регуляции дыхания расположен в продолговатом мозге. Возбудимость его регулируется корой головного мозга и степенью насыщения крови углекислотой. При рождении ребенка после пережатия пуповины, вследствие накопления углекислоты в крови и снижения концентрации кислорода, возникает рефлекторное раздражение дыхательного центра и происходит первый вдох.

Дыхательные пути (от преддверия носа до легочных альвеол) функционально связаны между собой. Они обеспечивают ряд жизненно важных процессов — дыхание, глотание, контроль положения тела в пространстве, голосообразование, обонятельную и слуховую функции.

Система органов дыхания (рис. 1) начинается носом с придаточными пазухами, где при каждом вдохе интенсивно происходят процессы согревания, увлажнения, обезвреживания от микроорганизмов и очищения от пылевых частиц.

От носового дыхания зависит интенсивность мозгового кровообращения и зависящие от него развитие памяти, процессов мышления. Особое значение приобретает восстановление правильного дыхания у детей и подростков, так как эти процессы наиболее интенсивно протекают в детском возрасте.

Рис. 1. Органы дыхания (схема)

1 — полость носа; 2 — полость рта; 3 — глотка; 4 — гортань; 5 — трахея; 6 — бронхи; 7 — легкие.

Нарушение носового дыхания особенно опасно у грудных детей, поскольку дополнительно сопровождается расстройством акта сосания.

Глотка объединяет пищеварительную трубку и дыхательные пути. Носоглотка выполняет дыхательную функцию, делая воздух безопасным для попадания в более глубоко расположенные отделы дыхательной системы.

Лимфоидный аппарат глотки — это часть иммунной системы организма, осуществляющая иммунологическую защиту от бактерий, вирусов, токсичных веществ и пр. В первые годы жизни лимфаденоидные структуры глотки достигают наибольшего развития, а в возрасте 14–15 лет подвергаются частичному обратному развитию.

Гортань — расширенная начальная часть дыхательной трубки, которая верхним своим отделом открывается в глотку, а нижним переходит в трахею. Образующуюся между голосовыми складками щель называют голосовой. Голосовая щель при дыхании всегда раскрыта.

Сильное сужение трахеи и гортани инородным телом «либо отеком слизистой оболочки может вызвать полную непроходимость и смерть от удушья.

Трахея — трубчатый орган, соединяющий гортань с бронхами. На уровне IV–V грудных позвонков трахея делится на два главных бронха, которые идут к воротам правого и левого легких.

Бронхи относятся к воздухоносным путям. Бронхиальное дерево оканчивается мельчайшими альвеолами (диаметром 200–300 мкм). Практически значимый обмен газов между кровью и воздухом происходит только в альвеолах.

Главным органом дыхательной системы являются легкие — парные органы, занимающие почти всю полость грудной клетки. Каждое легкое состоит из разветвлений бронхов, образующих своеобразный скелет органа. Правое легкое шире и короче, чем левое, так как снизу ограничено печенью.

К моменту рождения система органов дыхания у доношенного ребенка готова к переходу на самостоятельное дыхание, но является относительно незрелой в функциональном отношении. С возрастом регуляция дыхания совершенствуется.

В норме выделяют три типа дыхания: грудной, брюшной (диафрагмальный) и смешанный. У новорожденных преобладает диафрагмальный тип дыхания. Независимо от типа дыхания у здоровых детей дыхательные движения ребер и диафрагмы характеризуются правильным ритмом, равномерностью амплитуды, обычной для возраста ребенка частотой.

Средние показатели частоты дыхания в минуту у здоровых детей в зависимости от возраста:

у новорожденных 60–40 вдохов/минуту,

в 1–6 месяцев 45–35 вдохов/минуту,

в 7—12 месяцев 40–35 вдохов/минуту,

в 2 года — 6 лет 30–25 вдохов/минуту,

в 7—12 лет 23–18 вдохов/минуту,

старше 12 лет 20–16 вдохов/минуту.

Частота дыхания у детей изменяется даже при незначительных механических воздействиях на грудную клетку, при малейшем возбуждении, плаче, повышении температуры тела и воздуха, физических нагрузках и других воздействиях.

Расстройства ритма дыхания проявляются одышкой, т. е. затрудненным дыханием с нарушением частоты, глубины, ритма, с неприятными ощущениями недостатка воздуха, вплоть до чувства удушья.

Одышка может быть инспираторной (вдыхательной), когда затруднен и удлинен вдох, и экспираторной, когда затруднен и удлинен выдох. Смешанная (инспираторно-экспираторная) одышка сопровождается затруднением как вдоха, так и выдоха. Удушье — выраженная степень одышки, сопровождающейся ощущением резкого недостатка воздуха.

Гипоксия — кислородное голодание тканей, возникающее в результате нарушения как доставки кислорода к тканям, так и его использования.

Мокрота — нормальный секрет дыхательных путей. При воспалительном процессе в органах дыхания он увеличивается количественно и изменяется качественно. Удаляется из организма вместе с отделяемым носоглотки и полости рта. В мокроте могут содержаться слизь, гной, кровь. Мокрота, скопившаяся в трахее и крупных бронхах, удаляется с кашлем.

Кашель заключается в том, что после глубокого вдоха происходит быстрое толчкообразное выдыхание путем сокращения брюшных мышц, которое поднимает диафрагму. Кашель является защитно-приспособительной реакцией в ответ на раздражение дыхательных путей.

При определенных условиях в органах дыхания возникают очаги инфекции. Входными воротами для большинства инфекций являются слизистые оболочки дыхательного тракта. Особое значение в патологии имеют попадающие в организм аллергены. Аллергическое воспаление обычно одновременно поражает слизистые оболочки глаз и носа, носа и придаточных пазух, носа и носоглотки, трахеи и бронхов. У детей часто пусковым механизмом является пищевая аллергия, которая реализуется уже в первые месяцы жизни ребенка в виде детской экземы, поражений пищеварительной и дыхательной систем. В дальнейшем спектр непереносимых аллергенов расширяется.

Чем младше ребенок, тем чаще наблюдаются заболевания органов дыхания, что обусловлено особенностями их строения, ранимостью эпителия и расстройством кровообращения, несовершенством защиты против инфекций. Существенную роль в защите респираторного тракта играют иммуноглобулины класса А. К ним относятся антитела против многих бактерий и вирусов. В фазе обострения заболеваний уровень иммуноглобулина А снижается. В процессе лечения и ликвидации воспаления он возвращается к норме.

Ухо

Ухо — орган слуха и равновесия (рис. 2). К его основным функциям относятся способность различать высоту (частоту) звука, громкость и тембр (окраску), определять направление звука. Также ухо отвечает за положение тела в пространстве и способность удерживать равновесие.

Анатомически в нем выделяют наружное, среднее и внутреннее ухо.

Рис. 2. Ухо

1 — ушная раковина; 2 — наружный слуховой проход; 3 — барабанная перепонка; 4 — среднее ухо; 5 — полукружные каналы костного лабиринта; 6 — улитка; 7 — слуховая труба.

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, который заканчивается барабанной перепонкой.

Среднее ухо включает барабанную полость, слуховые косточки и слуховую трубу.

В связи с тем, что слуховая труба у детей младшего возраста относительно короткая и широкая, при воспалении в области верхних дыхательных путей возможно проникновение инфекции через нее с инфицированием, уха. У детей первых лет жизни возможно попадание пищи, слюны в барабанную полость с развитием воспаления среднего уха.

Внутреннее ухо состоит из костного и перепончатого лабиринтов. В полости внутреннего уха в перепончатом лабиринте различают слуховой аппарат, находящийся в улитке, и вестибулярный аппарат — орган равновесия.

На коже ушной раковины находится более 150 активных точек, через которые можно оказывать регулирующее влияние на функции различных органов.

Оглавление

Из серии: Лечим ребенка

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Болезни органов дыхания у детей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я