Введение в Ведическую Астрологию

Ашок К. Гоур, 2019

Перед вами замечательный учебник по Ведической Астрологии, который используется в учебной программе Астрологического института Бхаратья Видья Бхаван (г. Нью-Дели). Книга уникальна в своем роде, так как не повторяет информацию, изложенную в других учебниках по основам Джйотиш. Книга познакомит вас с каждой из разделов астрологии: Скандха Трайя или Хора (астрология индивидуума), Ганита (математика) и Самхита (астрология обществ). Более того, даже продвинутый астролог найдет в ней много интересной и практичной информации по Мухурте, Панчанге, астрометеорологии, более глубокому анализу совместимости гороскопов и браку, Мангала-доше, предсказанию рождения детей. Этот учебник пропитан индийской культурой и философией и читается с большим интересом и удовольствием. Вы изучите основы теории Кармы и увидите, как могут сосуществовать судьба и свобода воли. Книга написана очень простым, понятным языком и очень систематизирована для широкого круга читателей, облегчая понимание этой великой науки.

Оглавление

Глава 8 — История астрологии

История — это системная регистрация происхождения и развития какого-либо события, народа, наследия или науки — одним словом, всего. Ценность ее лежит в ее истинности. В Советском Союзе приверженцы коммунизма регулярно переписывали и переиначивали историю, чтобы та отвечала их политическим нуждам. Отсюда появилась поговорка, что прошлое в России предсказать невозможно. Почти семь десятилетий коммунистического правления могли нанести огромный ущерб России. Представьте же наше бедственное положение, когда на протяжении почти пяти столетий нами управляли люди, чуждые нашей культуре, а теперь мы пытаемся проследить историю науки, которая, как и Веды, считается анаади — не имеющей начала. Задача не из легких, но неизученное наследие обречено на исчезновение.

Исследование нашего наследия изложено в следующих разделах:

Раздел I — Сложности в исследовании истории

Раздел II — Астрологические техники определения даты событий

Раздел III — Схематичное деление на периоды

Раздел IV — Подробное описание периодов

Раздел I — Сложности в исследовании истории

Астрология — это точная, интеллектуальная наука, поэтому ее история должна быть способна к очень точной и надежной хронологической регистрации. Однако это не так. И причины заключаются в следующем.

Шрути и Смрити

Бумага и печатание — это изобретения нашей эпохи. В древние времена все знания хранили в памяти. Это называется Смрити. Ученые запоминали феноменальные подробности. Все знание передавалось из уст в уста — Шрути. Это вело к различным неточностям и сокращениям.

Нападки на культуру

Наше наследие и культура в течение почти пяти столетий испытывала нападки культурно примитивных и грубых оккупантов. Они безнаказанно сжигали, грабили и уничтожали предметы нашего наследия. Не удовлетворившись этим, они переиначили и переписали нашу историю, чтобы угодить своим примитивным и незрелым культурным потребностям.

Ошибки переводчиков

Главная трагедия нации заключалась в ее деградации и разорении, явившимися следствием образовательной политики Маколея29. Он убедил, что образованный индиец — это обычный клерк, не имеющий никакого представления о ценностях — эдакий материалистический и культурный недоросль. Помимо этого существует доминирование нескольких громогласных индологов, чьи переводы с санскрита на английский язык особенно выделяют. Эти переводчики, в основном, европейцы, являются выходцами из семей с религиозными и культурными традициями, отличными от наших. Они верили, что Вселенная образовалось примерно 3000 лет назад от рождества Христова. По этой причине они втиснули всю историю, неуклюже, неверно и нелогично, в эти временные рамки.

Нечестные астрологи

Астрологи прошлого, примерно сто лет назад, не проявляли ни честности, ни достоверности в своих астрологических записках. Великий труд и исследования Парашары были заброшены, а эти люди приобрели неправомерную значимость, изумляя публику разрозненными жуткими предсказаниями. Они обыгрывали историческую хронологию ради своих нужд, вызывая сомнения в правильном порядке развития этой науки.

Раздел II — Астрологические техники определения даты событий

Техники определения даты событий

Здесь мы обсудим две техники определения даты событий:

а) Последовательность дней равноденствия, и

б) Астрологическая регистрация главных событий.

Последовательность дней равноденствия

Из-за колебания Земной оси точка равноденствия каждый год отклоняется примерно на 50,3”. Положение точки равноденствия в созвездии завершает хронологический период. За 72 года точка равноденствия приблизительно смещается на 1º, за 960 лет — на одно созвездие (13º20’), а за 2160 лет — на один знак (30º).

Индия — страна сельскохозяйственная. Сельское хозяйство зависит от дождей. С незапамятных времен день летнего солнцестояния (начало движения Солнца на юг от тропика Рака) связывали с началом дождей. Давайте рассмотрим это на примере. Солнце вошло в знак Рака (тропический) 21 июня 2000 года в 07:18 1ST. В это время Солнце находилось в накшатре Мригашира (Нираяна). 21 июня 2000 года в 20:32 1ST оно вышло из Мригаширы и вошло в накшатру Ардра. Если мы узнаем дату летнего солнцестояния любой эры, мы сможем рассчитать ее периоды.

Согласно исследованиям д-ра Падмакара Вишну Вартака из Пуны, дожди во времена «Ригведы» обычно начинались, когда Солнце находилось в Мригашире. Это указывает на период в 25920 лет (27 накшатр х 960 лет) от настоящего момента, когда Солнце в Мригашире вновь совпадает с началом дождей. Таким образом, времена «Ригведы» можно рассчитать так: 25920 — 2000 — 23920 лет до н.э. Мы не знаем точного дня солнцестояния в накшатре Мригашира. Допустима неточность в 960 лет, но ее можно сократить в процессе дальнейших исследований.

Астрологическая регистрация событий

Согласно нашей традиции все главные события регистрируются с астрологической точки зрения. Рождение Рамы было зафиксировано мудрецом Валмики в его бессмертном труде «Рамаяна».

В современном мире мы можем воспользоваться преимуществом программного обеспечения, способного отображать актуальное положение звезд и планет на небе в любой заданный день в любой заданной местности. Одна из таких программ — Planetarium Gold. Используя это ПО и информацию, изложенную Валмики в «Рамаяне», исследователь Пушкар Бхатнагар определил дату рождения Рамы — 5114 лет до н.э. и Махабхарата — 3137 лет до н.э. Подобные находки вводят нас в эру понимания нашего прошлого в исторически точной перспективе.

Раздел III — Схематичное деление на периоды

Главные периоды

Для удобства и более легкого усвоения историю астрологии можно разделить на следующие основные периоды:

1. Период Вед.

2. Период Пуран.

3. Период Парашары.

4. Период Варахамихиры.

5. Настоящее время.

Раздел IV — Подробное описание периодов

1. Период Вед (23927 — 8350 лет до н.э.)

Веды считаются аннади, не имеющими определенного начала. Они содержат все знание, а астрологию называют Веданга, т.е. часть Вед, развивавшаяся вместе с ними. Прежде чем Риши и мудрецы сформулировали различные шлоки, ричи или рики и сукты, потребовались тысячи лет эмпирических наблюдений и исследований.

В качестве наследия нам передали такие записи астрологических шлок того периода:

— Ригведа — 36 шлок

— Яджурведа — 49 шлок

— Артхарваведа — 162 шлоки

Мы уже начали понимать планеты, их движение и положение на небосводе и далеко продвинулись в астрономии, но знание астрологии было в зачаточном состоянии. Наиболее часто цитируемыми были следующие шлоки того периода:

Дива-адхипати (Управители дней недели, начиная от Солнца и заканчивая Сатурном, соответственно).

Джанма Накшатра и ее взаимосвязь с остальными накшатрами.

Мы до сих пор обучаем именно в такой последовательности, ничего не меняя.

2. Период Пуран (8350 — 3000 лет до н.э.)

Именно «Пураны» придали астрологии форму. Именно поэтому мы называем астрологию индийской или ведической.

В этот период появились 18 Правартаков, мудрецов, которые впоследствии расширили и распространили астрологическое знание. Их вклад чрезвычайно обширен: они написали «Сиддханту» (труд по астрономии и математической астрологии), «Хору» (труд по Джатаке или натальному гороскопу) и «Самхиту» (труд по Мунданной астрологии, метеорологии и пр.). Этими Правартаками были:

1. Сурья

2. Питамаха

3. Вьяса

4. Васиштха

5. Арти

6. Парашара

7. Кашьяпа

8. нарада

9. Гарга

10. Марича

11. Ману

12. Ангира

13. Ломаша

14. Паулиша

15. Чьявана

16. Явана

17. Бхригу

18. Шаунака

Астрология во времена «Рамаяны»

В «Рамаяне» Валмики мы находим обширные упоминания об астрологии. Здесь сказано:

«Шесть сезонов (Риту) сменилось со времен Путрешти ягьи30. На 12-й месяц после нее у Чайтры Шукла Навами родился Бхагаван Рама в накшатру Пунарвасу («Валмики» назвали Пунарвасу Адити. Адити — это Девата этой накшатры), когда пять планет находились в экзальтации или собственном знаке (Сатурн в Весах, Венера в Рыбах, Луна в Раке, Юпитер в раке и Марс в Козероге)».

В Пушья накшатру с асцендентом в Рыбах родился Бхарата. Сумитра родила Лакшмана и Шатругхну в накшатру Ашлеша, когда в лагне находилось Солнце.

В «Адикави» сказано, что четыре брата сияют, подобно Прошта-паде. Прошта-пада — это 4 яркие звезды, по две в накшатрах Пурва Бхадрапада и Уттара Бхадрапада. Глубина познания астрологии в те далекие времена особенно выделялась.

В «Рамаяне» есть и множество других примеров применения астрологии, в т.ч. «Шакуна».

Астрология во времена «Махабхараты»

В «Анушасана-парве», глава 67 приводится подробное описание созвездий и благих деяний, которые необходимо совершить в течение периода каждой накшатры. Кроме этого в «Махабхарате» мы находим и упоминание о Мухурте.

Здесь же подробно описывается и рождение Юдхиштхиры31. Юдхиштхира родился в понедельник, когда Луна находилась в Джьештхе, созвездии Меркурия. В момент его рождения Луна была полная (Пурнима) и Абхиджита Мухурта. Насколько широко была распространена астрология!

Вот еще одна жемчужинка из «Удйога-парвы». Кама рассказывает Бхагвану Кришне: «Сатурн проходит транзитом через Рохини, а Марс только что перешел ретроградным движением из накшатры Джьештха в Анурадху. Раху вот-вот затмит Солнце, что является неблагоприятным периодом для царя». И сегодня мы говорим, что транзит Сатурна по Рохини вызывает войны. Первая Мировая война, Вторая Мировая война, индо-пакистанская война 1971 года, террористический акт 11 сентября в США и нападение на Индийский парламент 13 декабря 2001 года — все эти события связывают с транзитом Сатурна по Рохини.

Требуются ли еще какие-либо свидетельства того, что астрология была в полной мере развитым разделом науки даже во времена «Махабхараты»?

3. Период Парашары (3000 — 57 год до н.э.)

Махариши Парашару считают первым астрологом Кали-юги. Кали-юга началась в 3102 году до н.э. Монументальный труд Махариши Парашары «Брихат Парашара Хора Шастра» является каркасом всей Ведической астрологии и формирует основу ее преподавания. Другими выдающимися астрологами этого периода являются Джаймини, Гарга, Сатьячарья и многие другие.

4. Период Варахамихири (57 год до н.э. — 19 год н.э.)

В этот период доминирует Варахамихира, придворный астролог Викрамадитьи, который пришел к власти в 57 году до н.э. С этого времени берет начало Викрам-самват32. «Брихат Джатака» Варахамихиры является вторым основополагающим трудом, формирующим базу обучения астрологии. Варахамихире принадлежит авторство и некоторых других выдающихся трудов, как, например, «Брихат Самхита», «Панча Сиддхантика» (здесь он объединил «Сиддханту» Питамахи, Сурьи, Васиштхи, Ломаши и Ромаки), «Дайвагья-Баллабха» (Хорарная астрология). Некоторые ученые выделяют период Варахамихиры 5 или 6 веком н.э.

Наш современный период начинается с 8 века по настоящее время. Ниже приводятся выдающие астрологи этого периода и их труды.

Кальяна Варма (578 г.) — Самой выдающейся работой считается «Саравали», объединившая в себе Ведическую астрологию и «Явана Джатаку».

Утпал Бхатта (Бхаттотпала) (Дели, 880 г.) — Несмотря на то, что в первую очередь его знают, как выдающегося комментатора трудов Варахамихиры, есть у него и собственные труды, как, например, «Вивутхи» и «Раху-Нивакарана», не менее выдающиеся.

Бхаскрачарья (Виджаявада, 1114 г.) — Его знаменитые труды — «Бхава Чандрика» и «Бхава дипика».

Вайдья Натх (Карнатака, 14 в.) — Самой известной его работой является «Джатака Париджата», превосходный труд о характеристиках раши, планет, домов и пр.

Нарайан Бхатт (Удупи, 14 в.) — Его знают по трактату о предсказательной астрологии «Чаматкара Чинтамани». Это труд, в котором не только содержатся высказывания многих астрологов прошлого, но и в конце каждого из них приводятся выводы и результаты. Это поистине уникальнейшая книга в своем роде.

Венкатеш Шарма (Северная Индия, 16 в.) — Его подробнейшая работа «Даша-пхала», известная под названием «Сарвартха Чинтамани» — еще одна веха в истории Индийской астрологии.

Дундхи Радж (Насик, 16 в.) — Самая его известная работа — «Джатака Бхарана», блестящий труд по натальному гороскопу, основанный на «Явана Джатаке» и «Бридхьявана Джатаке».

Мантрешвара (Ченнаи, бывший Мадрас, 16 в.) — Его «Пхаладипика» — самый выдающийся труд по натальной астрологии, в основе которого лежит «Джатака Париджата».

Нилаканта (Махараштра, 16 в.) — Он был первым исследователем Варшапхалы (Таджик), изложив свои результаты в замечательной книге под названием «Таджик Нилакантхи».

Астрология во времена империи Великих Моголов (1526 — 1707 гг. Н.э.)

Моголы правили в Индии с 1526 года, с первого сражения Панипата, на котором Бабур нанес поражение Ибрагиму Лодхи, до 1857 года, когда англичане арестовали и депортировали последнего императора Моголов Бахадура Шаха Зафара. В течение всего этого периода правления Акбара (1556–1605), Джахангира (1605–1627) и Шах-Джахана (1628–1658) ознаменовались особенным богатством, роскошью и строительством блестящих шедевров архитектуры, как Тадж-Махал, Лал-Кила (Красный форт), Джами-масджид (Соборная мечеть), Сикри и т.д. Это был золотой период империи Моголов. С правления Аурангзеба начинается падение империи, а после Сипайского восстания 1857 года британцы изгнали Моголов из Индии.

Наша страна с незапамятных времен ассимилирует своих захватчиков. «Физа» (атмосфера) в стране такова, что она покоряет всех, кто вошел с ней в контакт. Вспыльчивые тюркские наездники, живущие грабежом, мародерством и постоянным движением, превратились в образованных, культурных императоров. Благодаря такому влиянию страны Моголы стали рьяными последователями и практиками астрологии.

Подробное описания влияния астрологии на могольских императоров, начиная от Бабура и заканчивая Аурангзебом (1526–1707), в течение периода, без малого насчитывающего два столетия, представлено в Приложении 1 к этой книге. Мы также изучили влияние астрологии на культурный климат этого периода на примере работ двух поэтов, представителей противоположных литературных и культурных течений, а именно, романтика Бихари и Тулсидаса, последователя Бхакти (см. Приложение).

Ганеш Дайвагнья (Гуджарат, 18 в.) — Самая известная его работа — «Аланкар», основанная на замечательном труде «Шука Джатака».

Махадевджи Патхак (Ратлам, род. 1842 г.) — «Джатака Таттва» — его превосходный труд по натальному гороскопу.

Б. Сурья Нараин Рао (род. 1856 г.) — Очень плодовитый писатель, составивший множество различных комментариев, самыми известными из которых являются комментарии на «Брихат Джатаку» и «Джаймини Сутру».

Рам Дайала (Панджаб, 1861 г.) — Составил замечательный труд «Санкет Нидхи».

Пандит Махеш (Кашмир, 1874 г.) — Две из его известных работ — «Рамвир» и «Джйотиш Маханибандха».

О современных астрологах мы будем говорить в следующей главе. Однако в заключение к этой главе необходимо осветить положение астрологии в других уголках мира в течение того периода времени, когда в Индии она блистала в самом своем зените.

Астрология в разных цивилизациях

Шумерская цивилизация (5000–2000 до н.э.) — Лунные календари, знание о созвездиях

Вавилонская цивилизация (3000–1000 до н.э.)

Ассирийская цивилизация (1690–60 до н.э.)

Греческая цивилизация (1500–200 до н.э.) — Полное влияние Шумерской цивилизации, много заимствовавшая из Ведической и Вавилонской астрологии.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Введение в Ведическую Астрологию предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

29

Томас Бабингтон Маколей (1800-1859) — британский государственный деятель, историк, поэт и прозаик. В 1833-1838 гг. занимал высокие посты в администрации Британской Индии.

30

Есть много специальных ягьй выполняемых по особым правилам для осуществления конкретных желаний. Царь Досаратха выполнял Путрешти ягью, и после этого был благословлен иметь четырех прославленных сыновей.

31

Юдхи́штхира (санскр. «стойкий в битве») — герой «Махабхараты», старший из братьев-Пандавов, сын царицы Кунти и царя Лунной династии Панду. Его небесным отцом был бог справедливости Дхарма, отождествляемый с богом смерти и посмертного воздаяния Ямой. В битве на Курукшетре был лидером Пандавов.

32

Викрам-самват — Самватский календарь, в котором продолжительность солнечного года связана с продолжительностью лунных месяцев. На нем основан современный непальский календарь (прим. ред.; взято из Википедии).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я