Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология развития и возрастная психология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
3. Периодизация развития человека Аристотеля, Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, П. П. Блонского, З. Фрейда, Э. Эриксона
Аристотель предлагал в качестве критерия возрастной периодизации степень развития души. Он предложил классификацию по «седмицам» (по 7 лет).
Возрастную периодизацию предлагал также Ян Амос Коменский (возрастные периоды по 6 лет):
1) от 6 до 12 лет — ребенок посещает школу родного языка — период отрочества;
2) от 12 до 18 лет — юность — обучается в школе латинского языка;
3) от 18 до 24 лет — период возмужалости — юноша может поступать в академию.
Классификация Ж.-Ж. Руссо:
1) от рождения до 2 лет — период физического развития;
2) от 2 до 12 лет имеет место сон разума;
3) с 12 до 15 лет — активное умственное развитие;
4) с 15 лет и старше — период бурь и страстей.
Критерии периодизации, принятые в психологии:
1) внутренний критерий. П. П. Блонский в качестве такого критерия предложил признак появления и смены зубов:
а) беззубое детство;
б) детство молочных зубов;
в) появление постоянных зубов;
г) зубы мудрости;
2) внешний критерий. Комплексные критерии возрастной периодизации:
а) в отечественной психологии приняты следующие критерии:
— социальная ситуация развития;
— ведущий вид деятельности;
— личностные новообразования;
— характер протекания кризиса;
б) периодизация З. Фрейда: Фрейд рассматривал несколько возрастных периодов, полагая, что в основе критерия развития лежит сексуальное развитие ребенка:
— от рождения до раннего детства (оральный);
— анальное детство;
— пассивно-сексуальная стадия (5–6 лет). Дети впервые влюбляются;
— латентный возрастной этап. В этот период дети утрачивают интерес к сексуальной теме;
— период активной сексуальности (от 11–12 до 15–16 лет) активный генитальный;
в) в периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития:
— младенчество, первый год жизни. Первая фаза характеризуется доверием или недоверием ребенка к окружающему миру;
— раннее детство, 2–3-й годы жизни ребенка. Вторая фаза характеризуется автономией или стыдом и сомнением;
— дошкольный возраст, 4–5-й годы жизни ребенка. Третья фаза характеризуется инициативой или чувством вины;
— школьный возраст, с 6 до 11–12 лет. Четвертая фаза характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности;
— юношество. Пятая фаза характеризуется личностной индивидуальностью или диффузией идентичности;
— молодость: 20–30 лет. Характеризуется интимностью и солидарностью или изоляцией;
— зрелость: 30–40 лет. Характеризуется творческим началом или застоем;
— старший взрослый возраст и старость. Характеризуются целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология развития и возрастная психология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других