Психология развития и возрастная психология. Шпаргалка

Аурика Луковкина, 2009

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология развития и возрастная психология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

3. Периодизация развития человека Аристотеля, Я. А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, П. П. Блонского, З. Фрейда, Э. Эриксона

Аристотель предлагал в качестве критерия возрастной периодизации степень развития души. Он предложил классификацию по «седмицам» (по 7 лет).

Возрастную периодизацию предлагал также Ян Амос Коменский (возрастные периоды по 6 лет):

1) от 6 до 12 лет — ребенок посещает школу родного языка — период отрочества;

2) от 12 до 18 лет — юность — обучается в школе латинского языка;

3) от 18 до 24 лет — период возмужалости — юноша может поступать в академию.

Классификация Ж.-Ж. Руссо:

1) от рождения до 2 лет — период физического развития;

2) от 2 до 12 лет имеет место сон разума;

3) с 12 до 15 лет — активное умственное развитие;

4) с 15 лет и старше — период бурь и страстей.

Критерии периодизации, принятые в психологии:

1) внутренний критерий. П. П. Блонский в качестве такого критерия предложил признак появления и смены зубов:

а) беззубое детство;

б) детство молочных зубов;

в) появление постоянных зубов;

г) зубы мудрости;

2) внешний критерий. Комплексные критерии возрастной периодизации:

а) в отечественной психологии приняты следующие критерии:

— социальная ситуация развития;

— ведущий вид деятельности;

— личностные новообразования;

— характер протекания кризиса;

б) периодизация З. Фрейда: Фрейд рассматривал несколько возрастных периодов, полагая, что в основе критерия развития лежит сексуальное развитие ребенка:

— от рождения до раннего детства (оральный);

— анальное детство;

— пассивно-сексуальная стадия (5–6 лет). Дети впервые влюбляются;

— латентный возрастной этап. В этот период дети утрачивают интерес к сексуальной теме;

— период активной сексуальности (от 11–12 до 15–16 лет) активный генитальный;

в) в периодизации Э. Эриксона выделяется 8 фаз развития:

— младенчество, первый год жизни. Первая фаза характеризуется доверием или недоверием ребенка к окружающему миру;

— раннее детство, 2–3-й годы жизни ребенка. Вторая фаза характеризуется автономией или стыдом и сомнением;

— дошкольный возраст, 4–5-й годы жизни ребенка. Третья фаза характеризуется инициативой или чувством вины;

— школьный возраст, с 6 до 11–12 лет. Четвертая фаза характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности;

— юношество. Пятая фаза характеризуется личностной индивидуальностью или диффузией идентичности;

— молодость: 20–30 лет. Характеризуется интимностью и солидарностью или изоляцией;

— зрелость: 30–40 лет. Характеризуется творческим началом или застоем;

— старший взрослый возраст и старость. Характеризуются целостностью личности или раздвоенностью, отчаянием.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология развития и возрастная психология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я