Бесполезная книга и волшебное время года. Том 2

Аука

Второй том сказок Ауки. В этой книге вас встретят уже известные герои и новые персонажи. Сказочный год, поделенный на месяцы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бесполезная книга и волшебное время года. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Январь

Сказка клином

Клин не вышибался. Позвали еще один. Прибывший клин был крепким и самоуверенным. Поэтому засел так, что не сдвинуть. Вот засада. Называется заклинило, по самую макушку.

Учение свет, а не учение, стало быть. Хотя, если честно не ученные вполне себе, жизнерадостны и болеют тем же набором. Но ученым обидно, вот и ерничают. Мой кот не прочел ни одной книги (не заставал его за этим), не делает по утрам зарядки, не бегает трусцой и не занимается йогой. И что? Да, ничего — счастлив зараза, гибок, хорош собой и умен не по месяцам.

Спит кстати побольше моего. Попробовал посоревноваться, проснулся разбитым, больным и нервным. Что Коту хорошо, ученому лучше не пробовать.

Долгими зимними ночами решил провести ревизию знаниям. Что пригождается, что для понтов, а что и позабыть не стыдно. Уснул как младенец. Целый день потом из дому не выходил. Может в том и подмога? Спросил у Кота. Тот позвал играть. Бегали, роняли мебель, оба запыхались. Знаний не прибавилось, настроение улучшилось, индекс счастья пополз вверх. Кот спать, я за сказку. На поводу у него не пойду, знаю я чем запойные сны заканчиваются.

Оставил клинья в покое. Буду поливать, к весне может в рост пойдут, лист пустят, а там и заколосятся. Попробовал почитать что-нибудь умное. Затянуло, но как только понял, что кругами пошли, заскучал, позвал кота. Дальше по отработанной схеме. Не стать бы запойным игроком с котом. Но с другой стороны настроение, индекс счастья и прочие пряники.

Вот умище куда девать? А? Привык тот чтобы в него пихали без разбору. Все больше впрок и непонятно зачем. Света не прибавилось. Но зависимость наблюдается. И мерцающая надежда на то, что, а вдруг? Вдруг новое знание окажется тем самым? За столько лет не оказалось, а тут вдруг окажется? Приятнее всего обманывать самого себя. Учил кота подавать лапу. Тот в качестве комплимента научил жмуриться. Но лапу так и не подал. Превосходство настоящего над умным. Хотя кот плевать хотел на превосходство. Лежит и слушает музыку.

Пробовал делить время на разные части. Поддается. В любую сторону. Подозрительно это. Как бы и сюда клин не засадить по макушку? Один из клиньев вылез сам, сказал, что ему надо и куда-то смылся. Как ни крути, а главному научился сам. Помучился, другим приятное сделал, но в итоге все равно сам. Подсказка-то на поверхности. Быстрее сам начнешь, быстрее клин от тебя откажется.

Наблюдали с котом за умными. Сошлись, что не жалко. Большинство с перепугу в ум кинулись, кто-то от невозможности. Сколько не маскируй, а клин зацветет однажды. Квадрат катетов давно расстался с гипотенузой и ходит голым встречать рассвет на берегу безымянного озера. Только людям нужны имена, прочие обходятся непосредственным контактом. Вначале было Слово, но никто не говорил, что это Слово было произнесено, записано или продумано. Если промолчать свое имя как следует, то будешь хохотать как нормальный. И в четверг непременно задумаешь доминант септ аккорд на половину четвертого, это если на северо-восток от альденто, потому что иначе невкусно.

Разнообразие крайностей

Ноту звали Фа Диез. Так было удобно музыкантам. А мнение самой ноты никто не спрашивал.

Сыворотка правды не действует на необходимость в обозначении. Да и удобно.

Человек легко доживает до края. Когда возникает необходимость прекратить что-то. По причине опасности для существования или по причине невозможности бесконечных повторов. Это необходимо, но не обязательно. Но, если не остановиться, то уже не важно. Человек исчезает.

Последний глоток алкоголя, финальная сигарета, отказ от любимой еды, завершение любимого увлечения. Это из физического. А еще ведь ум с душой. Прекращение отношений, например. Да мало ли. Точнее сказать, так много, что не перечислишь.

Взросление имеет побочные эффекты. Один из которых — дожить до края. Видимо таким нехитрым способом Существование вынуждает или поменяться или… Направлений куда Жить, все меньше. По причинам субъективного характера. И если Жизнь твоя не пестрит разнообразием, то однажды оказывается, что подступает край смысла Жизни.

Никто и не обещал, что будет просто. Но никто и не пугал, что будет невозможно. Всего-то и надо, пока есть излишки силы, потратить эту силу на разнообразие. Тогда, по мере возникновения краев, у тебя еще остаются направления. Направлений минимум шесть. Это из очевидных. Если упорно идешь только по одному, сильно рискуешь.

Парадокс выглядит так. Чем более разнообразна Жизнь человека, тем менее он интересен окружающим. Хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Не верите? Испытайте сами. Или вспомните тех, чьи имена носят улицы, города и планеты. Скажите, что их Жизнь была разнообразна? Но помнят их по чему-то одному, да и то намного позднее их ухода из списка Живых, а при Жизни эти ребята вызывали в лучшем случае досаду.

Рискнуть имеет смысл. Потому что главное происходит, как ни крути, когда человек наедине сам с собой (даже на публике). И мнение окружающих меркнет перед наслаждением разнообразия Бытия. Прослыть чудаком или белой вороной — не самый плохой вариант. Цвет оперения не отражается на летных качествах и не мешает в освоении высшего пилотажа.

Однажды наступает край, когда уже больше нельзя откладывать. И от принятого безумия будет зависеть как пройдет неизвестный остаток Жизни. Никто за тебя не рискнет в выборе разнообразия. Ноту можно назвать и соль бемоль. Звучать она будет так же, как и фа диез. Но неслучайно одна и та же нота имеет два имени?

Незаконченный конспект сказки

— Мустафа? Не похож… Нос не такой, улыбается как-то не так. Веснушки опять же.

— Но какое имя для ангела? А?

— Вот скажи, на кой ангелу имя-то? Кто его звать будет? Он же сам является.

— Темнеет. Ну ты глянь? Темнеет! Что творит? Вот скажи, как он являться будет черным как сажа? Перепугает же?

— Может хранителем станет? А что? Хранителю черным быть самое оно. В темноте затаится и его никто не увидит.

Про ангелов домыслов еще больше чем про драконов. Вроде бы ангелы должны быть. Вроде как двух цветов. Вроде как у них специализация. Но мало кто видел ангелов. А те, кто видел, в основном на стационарном лечении. И проверь теперь, правду они говорят или диагноз пересказывают?

А теперь общее у драконов и ангелов. Среди людей и те, и другие стараются быть незаметными.

Летают, но предпочитают делать это вдалеке от любопытных глаз. Не имеют имен, но не возражают, если люди их как-то называют. Обильно заселяют сказки.

Финики он мне не продал. Щедро отсыпал кураги, изюма дал попробовать, инжира аккуратно взвесил. А финики отодвинул и даже разговаривать о них не стал. Обычный такой восточный продавец. Вот только в профиль старался не поворачиваться и разрез глаз у него странный. На вопрос как его зовут, улыбнулся белоснежно: «Мустафа».

Когда кто-то взлетает или идет на посадку, то это всегда ветрено. Когда взлетает кто-то огромный, то это еще и страшно. Хорошо, если не сметет порывом и не онемеешь от изумления. Это ничего не объясняет, но многое запутывает. Человеку почему-то важно знать кто перед ним.

Во что верит? Что исповедует? Откуда родом? Как зовут? Это знание обычно бесполезно, но дает ощущение осведомленности. До поры, пока не онемеешь рядом с взлетающим черным ангелом по имени Мустафа. И рад бы о нем рассказать, да слов, подходящих еще не придумали.

Иллюзия очевидного

Его не посещало видение. И он не постигал истины о том, кто он. Не читал откровения святых и не проповедовал знание ученикам. Почему люди решают, что тот или иной человек просветленный? Вера? Верят не все. А те, кто не верит, не видит в этом человеке ничего особенного? Так значит все-таки, вера? Или противоположность веры?

Где находятся мысли? Что за такое пространство, где обитает мысль? Оно ограничено головой или бесконечно? Откуда появляются мысли? И куда исчезают? Человек может найти ответы на эти вопросы? Или он не в состоянии видеть себя, оставаясь собой?

Прочитать слова просветленных, отключив на время веру. Слушать, не оценивая. Смотреть, не узнавая. Это весьма поучительный и драматический опыт. После него можно лишиться определенных иллюзий. А иллюзии — это основа нашей Жизни. Обычно человек заменять одни иллюзии другими. Так может не трогать? Не лишать себя определенности?

Все знания человека о том, кто он получены от других людей. Забавно. А откуда узнали они? От других людей? Эта цепочка куда-то приведет? Вряд ли. Тогда почему человек доверяет знаниям, полученным неизвестно откуда? И есть ли разница между разными толкованиями?

Возможно, человек обретает просветление в момент, когда он принимает возможность знания. Знание не от других людей, а знание от себя? Человек может цитировать других, в подтверждение своих знаний. Иначе его просто не поймут. Человек использует слова, которым его научили другие. Но знания из человека, а не от других людей.

Его не посещали видения. Святые не спускались к нему с небес. Он не совершал чудеса. Его не назовут святым и не признают посвященным. Потому что нет признаков. Он не скажет правильные слова и не сделает ожидаемое от него. Он не отличается от кота или собаки. Они ведь тоже основываются на самих себе? Забавно.

Параллельные прямые всегда пересекались. Земля не была плоской. Сколько еще предстоит познать, чтобы научиться видеть очевидное?

Вопросительное

Неизвестно, куда тебя уведет сюжет. Не всякий сюжет, но обычно самый беспокоящий. Не факт, что лучший, но очень желающий, чтобы его воплотили.

На двери магазина висела криво оборванная бумажка. На бумажке красовалась коряво написанное: «Стучите». Через стекло двери было видно, что дверь была подперта потрепанной хоккейной клюшкой.

— Странно — подумал Петров — Не проще ли было просто закрыть магазин.

За спиной кто-то кашлянул. Петров оглянулся и увидел ворону. Она кивнула, потом взлетела, потом трижды постучала в стеклянную дверь. А потом зашла. В закрытую дверь. Петров подошел, подергал дверь за ручку, закрыто. И было видно, как ворона, важно переваливаясь, завернула за угол с той стороны двери.

— Не проще — продолжил свою мысль Петров и только решил постучать, как откуда-то снизу кто-то помолчал.

Привычно считать, что молчание — противоположность разговору. Хочешь, чтобы тебя услышали, не молчи, скажи. Привычно, да, но не всегда срабатывает. Если молчать, с хорошей молчаливой дикцией, то тебя не просто услышат, тебя скорее всего поймут. Чего не скажешь про слова, сказанные вслух. Петров осторожно отступил. Кто-то, красноречиво молчаливый, молча постучал и деликатно вошел в закрытую дверь.

— Тот случай, когда даже не хочется уточнять кто это был — Петров даже не обратил внимания, что мыслит не более одной мысли за один раз.

— Вы крайний? — зычно проорал кто-то большой и невозможно громкий.

— Проходите — пролепетал Петров, и не глядя отступил в сторону

— Вот спасибо — прогрохотало в ответ. Потом громыхнуло так, что заложило уши. Видимо владелец оглушительного голоса постучал в дверь. И стало тихо. Так тихо, что Петров услышал, как кто-то поет в его левом ухе. Через некоторое время к песне присоединился кто-то из правого уха. Певцы пели на незнакомом языке и мелодия была какая-то несовместимая с музыкой, но приятная для слуха.

— Интересно, так сходят с ума? — по традиции коротко и емко подумал Петров.

— Не так — ответили из левого уха

— А может и так — отозвались из правого

— Вы кто? — спросил Петров.

— А какая разница? — бесцеремонно возмутился левоухий (так окрестил его Петров). Правоухий красноречиво промолчал.

Внутри любого отдельно взятого человека обитает множество других существ. Какие-то из них помогают, другие мешают, и все предпочитают не обращать на себя внимания. Когда человек думает, что он думает, то далеко не всегда он думает. Это сложный вопрос. Интересно кто его задал? Человек или…

Петров вошел в ту странную дверь? Или это уже не так важно? И что там, за дверью? Может это вовсе и не вход в магазин, а портал? А куда ведет этот портал? На эти вопросы можно получить ответы. Какие-то из возможных ответов. Но что это изменит? Ведь еще несколько строк назад вы ничего не знали о какой-то там двери. И все было нормально.

Волшба случая

Волшба случайностей творится очень просто. Ты лишаешь себя (на какое-то время) выбора, и следуешь за событиями, что происходят с тобой по воле случая. На самом деле ты и без всякой волшбы так живешь, но есть крошечное отличие. Присущее каждому человече волшебство способно повлиять на выбор той или иной случайности. Так мы в реальной жизни и творим волшебство в каждое мгновение, а в том, что волшебством считаем, никакого волшебства и нет.

Позволить случаю вести тебя по Жизни и просто и невозможно сложно. Потому что страшно. Привычка все контролировать (а на самом деле убеждать себя, что ты способен контролировать) дает ощущение безопасности. Сделай даже крошечный шажок от этой привычки и начнется паника. Некоторые волшебники берут себе помощников, чтобы те, в моменты, когда контроля нет, со стороны помогали. Но помощник бесплатно помогать не будет, да и у него свой интерес завсегда имеется. Иногда ритуалы всяческие используют, амулеты и заклинания. Баловство все это. Вариации на тему все той же привычки контроля. Не. Если решил довериться случаю, доверяйся безоглядно. Тогда может, что и получится.

Петрова трясло. Хотя одет он был тепло, да и на улице не особо примораживало. Трясло Фрола Кузьмича от неизвестности. И ничего он с этим поделать не мог. Он вышел из дома, пошел за первой попавшейся вороной, оказался на остановке, почему-то один, хотя был выходной, и люди обычно в это время высыпали побродить по своим человеческим делам. Подкатила маршрутка. Петров залез в нее, даже не посмотрев на номер. А номер маршрутка имела занятный: «000». Поехали. Сунул руку в карман, мелочи оказалось ровно столько, сколько нужно на проезд. Пригрелся и задремал.

Существуют очевидные признаки, что волшба начала случаться. У тебя все получается. Хотя ты для этого ничего специально не делаешь и предварительно не готовился. Случай подхватывает тебя и несет, постепенно разгоняясь. Ощущение при этом ни с чем несравнимое. И страшно так, что дышать трудно.

Маршрутка остановилась, двери открылись автоматически. Петров вышел. Перед ним был лес. Заснеженный сонный лес. Тоненькая тропинка приглашала куда-то в темноту между елями. Сумерки осторожно спускались с неба. Уже и первая звезда замигала между ветвей. До наступления ночи оставалось шагов сто, не больше.

Еще один из признаков волшбы случая — отсутствия выбора. Все варианты, кроме очевидного, будут неудобны, а то и опасны. Те, кто практикуют такую волшбу привыкают действовать не выбирая. Это кажется неразумным обычному человеку, но у волшебства свой взгляд на разумность.

Петров осторожно пошел по ускользающей тропе. С каждым шагом становилось темнее, лес нависал, закрывая небо, но отступать, было некуда. Резко треснуло от мороза дерево, гортанно закричала невидимая птица, за спиной зазвучали торопливые шаги и частое хриплое дыхание. Петров не выдержал и побежал, не разбирая пути. Ветки хлестали по лицу, сердцу стало тесно в груди, но тропинка заботливо оставалась под ногами. Он не понимал, что происходит, куда и зачем он бежит. Бежал, пока не оставили его силы и не упал он лицом в снег, готовый ко всему и равнодушный к своей судьбе. Откуда-то сверху опустилась огромная лохматая лапа, осторожно подхватила Петрова и подбросила его выше самого высокого дерева. Небо бросилось навстречу, захохотал озорник ветер, звезды перемешались подобно уголькам в костре. Петров раскинул руки в стороны и…исчез.

Проснуться в теплой кровати рядом с родным человеком. Чтобы никуда не спешить и значит не рисковать опоздать. Хорошо если какой-то домашний зверь радостно пожелает тебе доброго утра на своем языке. И нет необходимости выбирать делать или не делать что-то. К чему все это? А как иначе рассказать о том, что дает волшба случая. Дает тому, кто не испугался.

Правдивая сказка про то, сколько и в какую сторону

— Гладишь пузо правой рукой по часовой стрелке 108 раз, а потом левой лапой против часовой и тоже, как это ни странно 108 разочков — Дракон зевнул, поправил на носу несуществующее пенсне. Пенсне посуществовало пару мгновений, но заскучало и снова перестало существовать.

— А почему именно 108 раз? — занудно протянул Петров — И почему правой рукой по часовой стрелке?

— Можно и 96 или 36 или даже 18 — проворковал Дракон — Если тебе удобно чесать пуп ногой, то это нисколько не хуже, некоторые делают это хвостом.

— А направление выбирают удобное. Для каждой конечности оно свое — добавил Волшебник

— Вот, те раз! — удивился Петров — Не может же быть, чтобы 108 было взято произвольно?

— Тебя какой вариант ответа устроит? — скорчил рожу Дракон — У меня штук шесть для начала. Не может. Может. Не не может. Да, но может. Не, но да. Абвивалентно.

— Но так не бывает? — Петров чувствовал, что над ним тоненько так подтрунивают. Но никак не мог ухватить за ниточку, чтобы предъявить претензии.

— Как только не бывает — вздохнул Волшебник

— А уж как бываееееет — вторил ему Дракон

— И что вы этим хотите сказать? — чуть не плача пролепетал Петров

— Ты первый начал — перешел в нападение Дракон — Я тебе показывал, как без особых хлопот поправить здоровье. А ты, вместо того, чтобы испытать мои показухи, начал умничать. Что нам оставалось?

Так уж повелось, но люди очень любят учиться. И людям идут навстречу. Придумывают много разного чему бы можно было научиться. При этом, правда, не всегда уточняют, что вовсе необязательно этому учиться и именно так и непременно долго. Жизнь не только коротка, она еще и неравномерно коротка. У человека попросту нет времени, чтобы учиться долго, потому что надо ведь еще выученное как-то потом потратить. Мудрые не учатся. Они по возможности отлынивают и от того, чтобы учить. Тому, кто хочет что-то делать, мудрец сразу дает готовый способ. Этот способ нужно у мудреца взять и самому на себя примерить. Времени для этого нужно ровно столько, сколько нужно именно тебе, чтобы мудрый способ сработал. И это все. Никакой тебе романтики. Экзаменов, зачетов, тусовок, дипломов, званий и почестей. Ты или умеешь, или нет. Но если тебе хочется пойти по длинному пути, то зубри, тренируйся, служи, чтобы в конце концов понять, что тебе это и не надо было.

— Нам тебя, Петров, учить некогда и лень — деловито начал Волшебник — Если тебе чего надо, я тебе сразу скажу, а Дракон покажет. А ты потом уже сам решишь сколько тебе раз удобнее, какой рукой, в какую сторону. Сам сделаешь и поймешь, как для тебя лучше. Других объяснений не будет.

Петров погладил пузо сколько было сказано раз. Понравилось. Поменял руку — тоже ничего.

Попробовал иначе, руку положил на руку, опустил ниже… Он искал другие варианты и в конце концов обнаружил, что если в момент, когда наглаживаешь пузо, мизинцем свободной руки упираться в кончик носа, то эффект потрясающий. И главное, тот, что был нужен именно ему, Петрову.

Учебное редко годится для применения в реальной Жизни. На то оно и учебное. Успеть поймать принцип и сразу перейти к практической работе — в этом особое удовольствие. Дипломов за это не дают. И ехать не нужно к Учителю в даль светлую. Но у тебя получится. Никуда не денешься.

Сказка про диагноз

Когда сказочнику не хочется ничего читать, а почитать хочется, он записывает сказки. Для этой цели используются сказки, запасенные про запас. Запасать сказки трудно, быстро они портятся. А испорченная сказка уже не радует, хоть и внешне похожа на годную.

— Пойдем-ка, Петров, поныряем в воде из проруби — Дракон едва сдерживался, чтобы не сорваться с места и не занырнуть поглубже. Нетерпение дракона выглядело так. Часть дракона наблюдала, другая часть рвалась куда глаза глядят, а семнадцатая часть не находила себе места.

— Не могу, что-то я приболел немного — проворчал Петров

— Что ты сделал? — удивился Дракон. Удивление было настолько сильным и искренним, что даже наблюдающая часть дракона наблюдала удивляясь.

— Заболел. Ты что никогда не болел? — Петров тоже изобразил удивление, но его удивление скорее делало вид, чем удивлялось.

— Это как? — Дракон обернулся на Волшебника. Тот пожал плечами и выразительно показал бровями на Петрова. Дракон медленно посмотрел на Петрова. Потом посмотрел чуть быстрее. Затем осмотрел бегло и поверхностно и промурлыкал — Излагай, Петров. Объясни, как это болеть?

— Что значит как? — ошалел Петров — Болеть это когда ты себя плохо чувствуешь, когда у тебя какая-то болезнь. У меня вот это (Петров произнес мудреное слово, Дракон икнул от неожиданности).

— И что? — Дракон был одним сплошным удивлением — У тебя вот это (Дракон, смакуя, повторил диагноз Петрова и смешно его исковеркал (диагноз, а не Петрова)) — Что это для тебя меняет?

— Я от этого лечусь — выдохнул Петров

— А без лечения никак? — с надеждой прожурчал Дракон

— Нельзя. Иначе болезнь будет прогрессировать — авторитетно заявил Петров

— Ладно. А разве нельзя не выяснять диагноз и значит не лечиться от него?

— Ты с ума сошел! Нет, конечно — Петров даже зашагал от негодования

— И, в прорубь нельзя? — пролепетал Дракон

— Нееееет! — закричал Петров

— А зачем такой диагноз, если из-за него нельзя понырять по прорубям? — Дракон так растерялся, что даже сел на пол, там где стоял

— Потому что… — начал Петров и понял, что не знает что ему сказать — Потому что… — попробовал он еще раз — и снова фальш-старт — Потому что….

–…Потому что у людей так принято — спас Петрова Волшебник — Это очень удобно, когда есть диагноз. Тебя поймут, проявят сочувствие и подскажут как лечится. Если бы ты, Дракон, был человеком, то ты бы его понял.

— Единственное, что я понял, Петров не хочет со мной нырять по прорубям — обиженно засопел Дракон

— Нельзя мне — заскулил Петров — Я болен

— А расскажи как это. Болен? — попросил Дракон — Прямо сейчас

— Я себя плохо чувствую… — начал Петров и вдруг понял, что чувствует он себя нормально. Это знание было неожиданным и неудобным. Петров уже настроился, что он болеет, что будет жаловаться, мерить температуру, глотать таблетки и лениться. Но оказалось, что сейчас, это совершенно никому не интересно — Пошли нырять

Когда залезаешь в ледяную воду первый раз, самое главное ее не напугать. Вода ведь дремала, никого не трогала, а тут ты, весь такой горячий и желающий. Обязательно задержи дыхание и макнись осторожно, смакуя ощущения. Вода тебе обрадуется, даст тебе столько силы, сколько ты в состоянии выдержать и вот тогда ты можешь пыхтеть, кричать и радоваться. И лучше всего это делать с теми, кому нет никакого дела до твоего диагноза

— А, ты знаешь? — Волшебник налил ароматного чая Дракону и подвинул мед — У людей еще принято считать, что чем ты старше, тем больше у тебя диагнозов

— Какой варварский взгляд на реальность — проворчал Дракон и с удовольствием отдал должное великолепному чаю.

Этой сказке уже хватит. Остальное оставим про запас. Когда нечего будет читать.

Предисловие к старости

Сонный снег неторопливо прятал остатки ночи. Две вороны переговаривались с соседних крыш. Ничего интересного они друг другу не сообщали, может поэтому так громко и орали. Обычное дело, чем бесполезнее новости, тем больше от них шума.

Удивительно, но снег почти не хрустел под ногами. Легонько поскрипывал, изредка вздыхая. Словно была у снега этого утра какая тайна, и сообщать о ней снег не торопился. В такие погоды хочется идти без цели. Так чтобы шагать, но как можно дольше никуда не добраться. Нулевое состояние души, в движении.

Приснилось существо. Говорили на универсальном языке снов. Когда вместо слов и образов используются целые миры. Удобный и компактный способ за поговорить. Существо было знакомым, но не узнанным. Это значит, что встречались до этого и не раз, но так и не определились со способами. Поэтому остановились на импровизации. Если есть, о чем поболтать, то форма разговора не имеет решающего значения.

По мере взросления человек перебирает разные варианты самочувствия тела. Это неплохая идея для того, чтобы однажды найти свой неповторимый способ бытия. Чтобы уже не возвращаться к пройденным болезням и недомоганиям. При таком подходе на пороге старости человек здоровее, чем в юности. Ничего необычного. Многое из того что забирало силы и гнало навстречу экспериментам можно спокойно отбросить. Дети рождены, статус достигнут. Или нет, что в принципе ничего не меняет. Важнее то, что не нужно гоняться на половыми партнерами или доказывать какой ты молодец. Можно Жить. Пора.

Существо намекнуло, что совсем необязательно дряхлеть и покрываться плесенью. Единственное к чему стоит подготовиться загодя, к одиночеству. Старость — это бесконечность вариантов одиночества. И если тебе скучно с собой уже сейчас, то в старости будет невыносимо. А значит, посвяти свое время тому чтобы быть интересным самому себе. Тогда можно и не болеть.

Аккуратнее с отменой привычек и делением их на вредные и полезные. Они помогли тебе дожить до данного момента, а значит не так уж они и бесполезны. А вот чувство меры штука полезная. Лучше недоперестараться, чем перенедопопробовать. Общее направление понятно. Ничего нового. Но так как вариантов немного, то этот не самый плохой. «Уж лучше чем от водки и от простуд» — как точно подметил Владимир Семеныч, правда по другому поводу, но тоже о хорошем.

явление героя

— Я хотел постучать, но на двери была кнопка для звонка, рядом с глазком. И поэтому я зашел без стука. Где можно присесть?

— Где угодно.

— Это удобно, хотя и немного стесняет. Январь — представился он и торжественно склонил голову

— Мое имя вам, конечно же, известно — ответил я

— Конечно. Иначе, какой смысл приходить в гости?

Январь. Мужчина в рассвете лет. Крепко сложен. Слегка поредевшие волосы пепельно-серого цвета. Из-за седины или чего-то снежного. Колючий взгляд глубоко посаженных глаз. Глаза постоянно меняют цвет. От серого до небесно синего. Сильное рукопожатие. Движется легко и уверенно. Одет? Одет. Про одежду сказать нечего. Ему удобно. Он зашел ко мне, в сумерках, через закрытую дверь.

— Моя очередь рассказывать сказки. Зимой это просто, но сложно начать. Январь дождливый месяц. Понимаю, это звучит странно. Особенно в месте, где морозно, лежит снег и можно ходить по ледяным озерам. Но дождливость единственное, что я наверняка про себя знаю. Дождливость основа января. А основу не выбирают, с ней рождаются. Я расскажу несколько сказок. И этого будет достаточно.

Без выбора

Ты просила сказку про палача. Нашлась только эта.

Уходить из города лучше всего на рассвете или закате. Рассвет обещает новый день, свежие силы и возможность открытий. После заката будет безлюдная ночь, ты успеешь привыкнуть и понять зачем ты все это сделал. Палач уходил налегке. Все, что необходимо Мир даст сам. При условии, что ты доверяешь Миру и согласен с его выбором.

Город закончился сразу, но отпускал от себя неохотно. Долго еще встречалось что-то, напоминающее о проспектах, улицах, переулках, толкотне машин, суете людей, непонятно зачем горящих всю ночь фонарях. В городе отходили от праздников и похмелье было тяжелым. Где-то причитала автомобильная сигнализация. Машина не могла дождаться хозяина, истерила один и тот же мотив, вызывая раздражение окружающих. Этот жутковатый, повторяющийся всхлип был лучшей иллюстрацией к тому, что происходило в душе у многих людей. Но они прятались в своих квартирах, плотнее закрывали окна и жались у телеэкранов, тщетно пытаясь найти там спасение.

Палач шагал широко, не жалея сил и не выбирая дороги. Дорога сама ляжет тебе под ноги, как только ты поймешь куда и зачем тебе надо. А пока это знание недоступно, можно позволить себе просто свободно идти, без оглядки.

У солнца на закате и рассвете есть положение, когда ты не понимаешь, а какое время суток сейчас. Об этом знают люди, которым часто приходилось встречать и провожать солнце. Рано или поздно, каждый их этих людей замечал странность солнца, мысль эта казалась важной и необходимой. Но постепенно человек к ней привыкал и забывал о ней. Почему-то мы быстрее всего забываем именно о важном. Палач усмехнулся. Знание времени суток практически бесполезно, если ты уходишь.

Мелькнула огромная тень. Палач не сбавил шагов. Тень исчезла за кустами, появилась ближе и оказалась большой собакой. Собака не торопилась приближаться, кружила вокруг, время от времени принюхиваясь. Палач ступил на ненадежный лед небольшого озера. Под ногами время от времени что-то потрескивало, отдаваясь ледовым эхом. За спиной послышалось прерывистое дыхание и частые тяжелые шаги. Кто-то пытался догнать. Палач почувствовал опасность в последний момент, пригнулся и шагнул в сторону, сохраняя островок равновесия, но исчезая для невидимого противника. Огромный человек, ахнул что было сил тяжелым топором по воздуху. Топор ударил об лед, пробил его и человек не удержавшись, тут же провалился. Несколько мгновений и все было кончено. Нападавший не выпустил топор и тот утащил его под лед. Палач пошел дальше. Смерть взяла свою плату.

Собака не отставала, постепенно смелея и приближаясь все ближе. Она нуждалась в хозяине, но ждала, когда ее позовут. Так они и шли. Вместе, но каждый сам по себе. Для того, чтобы продолжать жить, полезно уходить. Необязательно от кого-то или из города. Можно просто на прогулку. Прогулку без цели и времени. Доверившись выбору Мира. Это звучит странно, но в том городе где мы живем, есть много мест, где мы никогда не бывали. И попасть туда можно лишь единственным способом, не выбирая пути. Неизвестно, что ждет там и ждет ли что-то. Но так ли это важно для того, кто идет, не делая выбора.

Предсказка

Она расшаркалась. Как умела. Не очень изящно, скорее неуклюже. Но тут важнее само действие, чем исполнение. Дракон с удивлением ее заметил и многозначительно промолчал. Многозначительное в исполнении Дракона удивительно однозначно и неповторимо. Жаль, что она была слишком увлечена собой и значит перепугана. Не заметила и этим окончательно подтвердила свою принадлежность.

Во вторник случается невозможное. Понедельник сделал, что мог. Среда еще не вошла в силу. Самое время. Помешать некому. Но? Да ладно. Кто обращает внимание на это «но», да еще в финале вторника? К тому же зима, снег очень кстати, и у ворон потребность понырять в сугробы.

Благоприятное время.

Ты не бойся! Потому что бояться уже поздно. Какие-то там шестеренки Мироздания решили сегодня совпасть именно таким образом. Ни хорошо, ни как-то иначе. Тебе достался самый бездарный сказочник этого измерения. Но это и ничего, может он сможет не так уж все испортить.

Записывать сказки — дело тонкое. Требует деликатного отношения к случайности. А вдруг, повезет?

Это Дракон. Он выглядит сегодня вполне заурядно. Слегка под виски и банален до дрожи. Это нормально. В отличии от людей, у Дракона нет повода кривляться и показывать то чего у него нет.

А это Волшебник. Правда, обычный? В этом его фишка. Он любит делать незаметные чудеса и привычную волшбу. Говорят, что это под силу только Великим. Это принцесса! Не веришь? А зря! Она — настоящая! Петрова ты уже знаешь. С вороной и Хрунулой познакомишься по пути из дома.

Да, теперь на тебя будут обращать внимание птицы. Не прозевай шанс. Я — сказочник. Так случилось.

Рождение новой сказки. Что я могу с этим поделать? Ни-че-го! Мне даже неизвестно продолжение. Если оно конечно будет. В любом случае, Добро Пожаловать!

Сказка зимнего невоспоминания

Здесь. Слово. Обычное слово. Что должно произойти, чтобы оно изменилось? Кому такое под силу? Автору? Скорее нет. Читателю? Возможно. Тогда кому?

Зима подсказывает сказку. Ели укутала. Заботливо так. Интересно, а как там, под еловыми лапами, покрытыми шапками снега? Лапы у ели. Она что умеет ходить на этих лапах? Тогда почему? Между лопаток чуешь внимательный взгляд. Оглядываешься. Никого. Кроме ели. Ели? Быть этого не может!

Тоненькая, едва различимая, пленочка под названием Жизнь. Бережет, пока может. Не веришь в такое. Сам что-то пытаешься сделать, чаще мимо. Жизнь поддается, прогибается, но если ты встретил это утро проснувшимся, значит справляется. Смысла в происходящем нет никакого. Кроме дикого убеждения, что потом что-то еще будет. Найти бы источник этого убеждения. С чего это ты решил, что после всего, что-то еще может быть? Пока же репетируешь. Убивая отношения, калеча чувства, извиваясь под равнодушным взглядом совести.

Человек забывает про себя незаметно. Так тоже можно жить. Не помня о том, какие у тебя руки, ноги, лицо. Они же вот они. Самовнушение помогает ненадолго. Потом придумываешь себе что-нибудь. Подсыпаешь важности и без аппетита пробуешь. Так и не вспомнив, а какие у тебя руки. Так странно. Всего-то и нужно, закрыть глаза и вспомнить о том, какие у тебя руки. Почуять один палец, потом другой, потом всю лапу. Как же это оказывается непросто. Воспоминание плывет, теряется, очертания руки почти неосязаемы. Вспомнить ногу, задача из высшей практики воспоминаний. Но почему? Ты же с этим всегда? Тебе повезло и ты цел. На месте пальцы. Они слушаются тебя, но ты их не помнишь. Теперь живи с этим дальше. Решай, вспомнить себя, хотя бы частично или подарить свою Жизнь несуществующей важности, что еще пару мгновений не существовала.

Вместо тебя под елку залез кот. Осмотрелся. Сладко потянулся, легко встал на задние лапы, подтянулся и исчез. Может просто залез под лапы, а может стал частью ели. И это коты смотрят тебе между лопаток, когда ты поворачиваешься к елке спиной. А ты даже не можешь вспомнить тела, в котором обитаешь.

Опасная сказка записалась. От такой просто так не отмахнешься. Прочтешь и покажется, что забудешь. Но потом, вдруг обратишь внимание на то, что раньше не беспокоило. Подумаешь, что отравлен сказкой. А это слово. Обычное слово. Здесь. Что-то произошло. И оно изменилось.

Ошибки повторения притворного забвенья.

Отмашка на возможности проснуться в феврале,

Хотя себя не помнил в январе, и в декабре скорее позабыл, чем нет…

Привет!

Сказка о важном. И заодно про чай

Скромное здание называлось пафосно: «Супермаркет». Вокруг, как сейчас модно, играла веселая музыка. На заснеженной крыше танцевала ворона. Увидела Сказочника, остановилась и троекратно проорала приветствие на всеобщем языке. Это было красиво. Из клюва шел пар, взъерошенные перья увеличивали птицу в несколько раз. И конечное же изящный реверанс на краю крыши. Тут грянула бравая мелодия, ворона подбоченилась и пошла кругом, потешно раскачивая головой из стороны в сторону.

Кот кроме кошачьего где-то выучил язык сопения-ворчания-вздыхания-закатывания глаз. На этом языке можно легко выразить самые тонкие переживания. Достаточно короткой фразы в виде обреченного вздоха или шумного сопения, чтобы сразу же всё было понятно. Чтобы тоже самое сказать словами или промяукать, понадобится минут пять, если не собьешься или не запутаешься. Про закатывание глаз невозможно ничего сказать определенного. Наглядно, просто, эффективно. Сидишь забытый на балконе, через закрытую дверь тебя всё равно не услышат, но можно закатить глаза и отвернуться. Кому хочешь после этого станет стыдно.

Дракон, в оранжевом халате, угощает Сказочника чаем. Для удобства общения дракон принял облик человека (почти принял, но это же Сказочник, при нём можно без церемоний). Чайник заистерил на кухне, предупреждая что он закипел и ни за что после этого не отвечает.

— Иду-иду, чего разорался? — Дракон не спеша бредет на кухню, по пути наставляя чайник. Это обязательный ритуал. Иначе чай может и не получится. Раздаются какие-то шорохи, кто-то (и это явно не Дракон) произносит фразу на несуществующем языке. Странно не то, что такого языка нет, а то, что понятно, что именно хотел сказать собеседник — Без сопливых знаю, что имбирём чая не испортишь — ворчит Дракон — Знал бы ты кто научил людей пользоваться этим волшебным корнем? Ты не поверишь, но это драконы! Мед какой страны ты предпочитаешь в это настоящее? — эта фраза предназначается Сказочнику.

— Полагаюсь на твой вкус — кричит Сказочник. И это тоже часть чаяпития. Вместо того, чтобы пойти на кухню и нормально поговорить, орать через всю квартиру.

— Тогда вот — Дракон заходит через балкон, хотя уходил по коридору. Но это мелочи. На столе появляется изящный чайник, чем-то напоминающий лампу, в которой заточили джина. Мед, две пиалы и что-то явно вкусное, но непонятное. Кот принципиально сопит, усевшись рядом со сказочником. Коты чай не любят, и постоянно высказываются по этому поводу.

— Коту не верь. Он только что навернул оливкового масла и сейчас просто ищет собеседника — Дракон ловко разливает чай и жестом приглашает начать. Умеет, что тут скажешь. Чай выше всех похвал. Он еще ни разу не повторился. А жаль, многие из чаев Дракона хотелось бы попробовать еще раз.

— Расскажи про людей — Сказочник блаженно жмурится. Кот о чем-то пыхтит, потом закатывает глаза, получает от Дракона что-то из вазы с вкуснятиной, смахивает это на пол и начинает увлеченно играть — Нашел собеседника по вкусу!

— Сегодня о странном! Об отношении к хорошему — Дракон делает глоток и замирает. Жутковатое зрелище, хищник перед фатальным для жертвы прыжком — Сначала люди мечтают о хорошем, всячески этого добиваются. Потом получают хорошее, но умудряются при этом постоянно быть недовольными. Затем делают всё возможное чтобы хорошее потерять. Когда потеряют, то жалуются, что хорошее испортило им Жизнь, потому что теперь приходится сравнивать хорошее с тем, что есть. Пошаговое описание странного — ложка с медом исчезает в недрах Дракона (ложка остается, мед исчезает, но ради фигуры речи не хочется их разлучать) — Непонятно зачем желать того, что потом испортит тебе Жизнь?

— Это как раз понятно — Сказочник подмигивает коту, тот делает вид, что не заметил — Непонятно зачем называть это хорошим.

— Да. Отличный сегодня чай — Дракон прикрывает глаза и раскачивается в такт только ему слышной мелодии — Видел, как ворона сегодня выплясывала? Я тоже видел! Не ожидал, что неё такое чувство ритма и отличный музыкальный слух…

Где-то, кто-то обязательно пьет чай. И неторопливо беседует при этом. За чаем никуда не хочется спешить. В любой непонятной, а особенно понятной, ситуации выпей чаю. Это еще никогда и никому не помешало.

Сказка без обещаний

Обещания даются скорее по привычке. Опрометчиво доверяться обещаниям, странно обещания игнорировать. С присказкой на этом всё, а со сказкой непонятно.

Понятие энергетики человека было придумано одним предприимчивым парнем. И очень грамотно раскручено. Адекватных способов измерить энергетику не было предложено (да и не могло, потому что сложно измерить то, что существует лишь в воображении), но ловко подменились некоторые эффекты, которые вроде как могли бы иметь отношение к энергетике. Дальше по накатанной схеме. Даже были ссылки на мистиков прошлого, благо те уже не могли что-то возразить. Ну и энергию заодно приплели в ту же кучу. Вызвав улыбки и недоумение физиков. Почему-то разделив энергию на положительную и отрицательную. Это все равно что тепло от печки объявлять плохим или хорошим по причине того какой человек греется.

— Не общайтесь с плохими людьми, у них отрицательная энергетика — взывает авторитет по энергетическим практикам (прости Господи, термин-то какой). Ему верят. Во-первых, потому что авторитет говорит, в десятых, потому что с «плохими» людьми и, правда, общаться неудобно. Выяснять, почему возникает такое неудобство, не хочется. Как и разбираться в том, почему один человек для кого-то очень «хороший», а для кого-то неизлечимо «плохой». Энергетика у них разного разлива — у одного «положительная», у другого соответственно «не». Авторитет врать не будет. Хотя, если уж по-честному, то авторитет ничего не обещал, он говорит лишь то, во что готовы поверить.

Люди воровали всегда. Нарушая заповеди и уголовный кодекс. Как воры известны лишь те из них, кого поймали. Неумелый или неудачливый вор необязательно плохой человек с негативной энергетикой. А сколько «положительных» воров прожили добропорядочную Жизнь и остались в памяти, как очень хорошие люди. Какой славный критерий! Пока не пойман — у тебя та энергетика, какая надо. И если бы речь шла только о воровстве и только о «плохом» и «хорошем».

Тише-тише. Это же просто сказка. Ты же человек разумный и понимаешь, что не все так однозначно. Это же только в сказках сразу понятно кто есть ху. А не в сказках обещания дают не для того, чтобы их выполнить, да и врут часто. Так что, если что, то ты не виноват. А сказочник хорошо устроился. Можно подумать, что открыл неизвестную до этого землю. Все всё прекрасно понимают.

Не дели неделимое без нужды. Лучше от этого не будет, но возможно

будет понятнее. Если смотреть на человека, не разделяя его части, то человек выглядит не так уж и сложно. Не плохим и не хорошим, а человеком. С набором разнообразных эффектов, которые по-разному срабатывают в разных обстоятельствах. Интересно, что в сказке почему-то проще, чем в не сказочной Жизни. Может, поэтому люди так тянутся к сказкам. Там, как ни странно, правды больше?

Придуманная сказка

Она придумала его во вторник. Вторник — удобный день. Вклинился между понедельником и средой, минуя четверг и не дожидаясь пятницы. Если вам это не кажется странным, значит вы поклонник воскресенья и субботы. Она придумала, едва его увидев. Так чаще всего и случается. Не разглядев, мы бросаемся в омут мечтаний и предвкушений. Было поздно. Не только потому, что в городе гостила ночь, было поздно для того, чтобы не обращать внимания.

Придуманный Он был несовершенен и поэтому особенно притягателен. Он волновал неожиданностями и странностями, а еще своей недоступностью. Он вроде бы где-то и мог существовать, но для Нее был реален. Сначала она подружилась с Ним, потом полюбила и наконец, привыкла. Рассказывала Ему свою Жизнь, делилась происшествиями и радостными находками. Хвалила и легонько подтрунивала. Это было по-настоящему, гораздо сильнее, чем в привычной и однообразной обыденности.

Он. А что Он? Живет, ходит, ест, спит, читает ее представления о Нем, не подозревая. Как и большинство мужчин, Он недогадлив и не умеет разглядеть главное мимо слов. Для Него происходящее с Ней — просто блажь. Он даже не затрудняется объяснить почему, хотя мог бы. Его Жизнь изменилась? После того, как Она его придумала? Его Жизнь изменилась после того как Она его придумала. Сделала Она это так легко и мягко, что Он ничего не заметил или сделал вид, что не заметил. Это уже неважно для того кого придумали и всегда неважно для того, кто придумал.

Они расстались. Или расстанутся. Это неизбежно, если люди никогда не встречались. И почему-то обидно. Такой финал претендует на обидный, но не получит приза даже как грустный. Мужчины не обратят внимания, а женщинам будет не до этого (они придумают кого-то другого).

Сказка с настроением

Настроение у зайца… было. Нормальное такое настроение. Заячье настроение устроено просто. Оно или есть, или это не настроение. Есть человеческому настроению у кого поучиться.

Был понедельник. Вторник уже выглядывал из-за минутной стрелки. Шел снег, нервно переходящий из степенного снегопада в истеричную метель. До февраля еще было немного времени, но все было и без того понятно. Беспокойство. Такова тональность этого момента.

Бояться глупо. Но особенно глупо бояться этого бояться. Финал предопределен еще до рождения и с этим трудно что-то поделать. Правда есть еще целая Жизнь, неизвестной продолжительности со смутными перспективами. И это пугает особенно. До тянущего холода и невозможности перевести дыхание. А потом происходит смерть. С кем-то из близких или просто рядом с тобой. Происходит не вовремя, буднично и словно бы понарошку. Ничего не изменить. Шкала ценности обнуляется, и ты получаешь шанс сделать что-то иначе.

Планы на будущее. Важные приобретения, заделы с возможностью продолжения. Это все солидно и правильно. До тех пор, пока коротенькое тире не прыгнет между двумя датами и отсчет будет закончен. Бойся или не бойся. Копи или будь транжирой. Великое будничное отнимание все уравняет.

Охотник перестарался и промахнулся. Заяц, оглушенный, но фантастически быстрый и Живой, бежал по пушистому снегу, оставляя за собой неровные следы. Бежалось легко. Казалось, что еще немного и можно будет взлететь. И настроение…было. Как и положено.

Нам выпало встретиться странным образом и не встретиться как положено. Нельзя назвать это знакомством, но глупо отрицать очевидную близость. Сны, слова и возможность допридумать остальное. Этого точно глупо бояться. Особенно бояться этого бояться.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бесполезная книга и волшебное время года. Том 2 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я