Человек большого офиса

Ася Кефэ, 2023

Вы любите забавные истории из офисной жизни? Тогда эта книга – для Вас.По данным из открытых источников в Москве расположено более 500 бизнес-центров и более 2000 офисов. В них трудится несколько миллионов человек – существенная часть населения столицы и области. И большинство из них сталкиваются с одинаковыми проблемами. Как выжить в жестких условиях конкуренции, как совместить работу с обучением, как достичь нужных результатов в работе? А ведь необходимо выкраивать время для семьи и для того, чтобы просто отключиться от повседневных забот. Иначе можно перегореть, а жизнь так и проплывет мимо. Читатель найдет в этой книжке события, которые вполне могли происходить с ним или в его офисе. Он улыбнется или немного погрустит и (кто знает?), может быть, будет лучше разбираться в своей роли в офисе – этом сложном и замысловатом организме.

Оглавление

Про Чмонюшку

Это чушь, я ее несу. Главное — не расплескать,

так как хороша только полная чушь.

(офисная мудрость)

Череда бесконечных совещаний отнимает время и силы, не дает сосредоточиться на действительно важном. Это было всегда, но то, что стало твориться после тотального перехода на удаленку, не поддается описанию. Порой ты весь день проводишь у монитора с наушником в ухе — на совещаниях.

Причем, когда ты приходишь в офис, тут же впериваешься в монитор и всовываешь наушник в ухо, чтобы снова и снова совещаться. Обсуждения, созвоны, видео-коллы сменяют друг друга, иногда наслаиваясь, постоянно и бесконечно. Порой не понимаешь, есть ли в офисе кто-нибудь, кто реально работает, или все только совещаются. У отдела логистики проблемы с завозом груза — совещание, не знаем, как скидки залить в систему — совещание, как премию необоснованную обосновать — тоже совещание. Я не удивлюсь, если в какой–то момент зайдешь в коморку к уборщицам с просьбой убрать мусор и услышишь: «Мы на совещании». Вполне допускаю, у них тоже свои бизнес-процессы, чем они хуже офисных белых воротничков.

Как-то коллега рассказала, что, когда она работает из дома, маленький сын ходит по квартире и всем говорит: «Занят я, на совещании». Так и растим мы себе новую смену вечно занятых людей. А чем я занят, зачем мне эти совещания? Я стала забывать, как раньше люди без этого жили.

Поток моих размышлений прервало сообщение, появившееся на экране. Дело обычное, сотрудники давно не обращают внимания на значки, которые горят в приложениях, и статус «Занят» никого не останавливает для решения насущных задач.

Пик: — Света, согласуй мне документы.

Я опешила. Светой на работе меня никто не называл. Это даже не Светочка Александровна. Ну, думаю, может быть, новенький, не понял еще, «ху из ху» в компании.

— Занята, — резко отвечаю я и в ответ получаю новое сообщение.

Пик: — Ну ты и чмоня!

Мои глаза вылезли из орбит. Кто посмел главному бухгалтеру большой компании отправить такое сообщение? Чмоня! Это как понимать???

Я в возмущении сверлила взглядом это сообщение, а потом заметила, что автор его удалил — видимо, испугался своей смелости. Но в памяти-то моей оно осталось (оно и до сих пор маячит перед глазами).

В тот момент я пылала праведным гневом и решила что-то эдакое придумать, чтобы хорошенько проучить наглеца. Варианты возникли мгновенно.

Первая мысль — написать в отдел HR — в отдел кадров, по-нашему. Пусть разбираются с корпоративной культурой, а то никакой субординации нет в компании. Почему не проверяют, как новые сотрудники изучили корпоративную политику и процедуры? В нашей компании есть такая толстая книжица, которая так и называется «Политика и процедуры». Это свод корпоративных законов и правил: всех, которые только можно представить и которые даже представить нельзя. Я сама готовила в эту книженцию кучу разделов, а потом внедряла. Там прописано много полезных вещей, в том числе связанных с корпоративной этикой. Эту «священную книгу» вручают новобранцам, чтобы те ее вызубрили, могли ориентироваться в офисной жизни и не отвлекали глупыми вопросами людей, занятых работой. Вот пусть HR хлеб свой оправдывает и проверит, как этот субчик выучил талмуд. Пусть вызовут его на ковер и устроят экзамен. А то непонятно, чем они постоянно заняты? Только и рассуждают про мотивацию и развитие, а как до полезных дел дойти — например, дополнительные премии сотрудникам предложить — так никого из них нет. Конечно, это же к директору идти надо, а к нему особо ходить никто не любит.

Подумав, я решила, что помощь HR мне не нужна: я человек взрослый и самостоятельный. Поэтому можно воспользоваться старым проверенным методом, например, написать что-то уничижительное этому наглому субъекту. Такое, чтобы пробрало до костей. Чтобы жизнь медом не казалась.

«Рекомендую Вам изучить корпоративную политику и процедуры и разобраться, в каких ситуациях уместно использовать определенные выражения. Возможно, для Вас будет открытием, что я успела прочитать Ваше сообщение до того, как Вы его удалили. Настоятельно рекомендую подумать о своем поведении и о том, чем Вы занимаетесь в офисе».

Я перечитала свою отповедь. Мне не понравилось: недостаточно напористо, надо добавить энергии и сарказма. И я написала следующий вариант.

«Вы, по всей видимости, по ошибке попали на данную позицию, так как людей, которые используют в рабочей переписке подобную лексику, в нашу компанию не принимают. Рекомендации по развитию Вашей дальнейшей карьеры я передаю в отдел по управлению персоналом. По всей видимости, она будет развиваться уже не в нашей компании.

Потом решила — нет, я не стану отправлять никаких сообщений, а пройду решительной походкой по коридору до рабочего места этого нахального сотрудника. Подойду, прищурю глаз и смачно выскажу все, что я о нем думаю, чтобы не смел до скончания века поднять голову от монитора.

А потом я зачем-то повторила это слово по слогам: Чмо–няяяя….

Интересно вот получается. «Чмо» — противное слово, это про кого-то никчемного, хочется сказать «фу…». А если присоединить к этому противному словцу частицу «ня», получается даже ласково: «Чмооооня»: милый дурашка, который не слишком разбирается в жизни.

«Слушай, а кто ты есть на самом деле? — спросила я себя. — Да в общем то Чмоня ты и есть. Пашешь на дядю, все продолжаешь работать «за опыт», который стал каким-то символом светлого будущего. А сейчас ты решила обидеться и сидишь корчишь из себя оскорбленную «Королеву», так что инфантильный хам тебя совершенно правильно назвал чмоней». Но это я сказала только себе, а не вслух, конечно. Свой демарш в сторону рабочего места наглеца я отменила и решила подумать, как с ним поступить. Кстати, им оказался сотрудник ИТ-отдела — длинноволосый, в очках, в вечно растянутой толстовке и очень умный. Типичный представитель поколения Z, которое родилось с гаджетами в руках и в зубах, свято верит в свою исключительность и не признает правил, разработанных «мастодонтами» — то есть предшествующими поколениями. Я решила по-отечески побеседовать с ним в ближайшие дни. Но мне не удалось: он отправился в командировку.

Прошло время, и я забыла этот случай. А тот юный айтишник, как выяснилось, не забыл. Как-то на корпоративе мы с ним оказались рядом около фуршетного стола. Вместе набрали еды и выпили за наше здоровье, а также за процветание компании. Мы разговорились и он, смущаясь, пролепетал:

— Светлана Александровна, я очень извиняюсь, не знаю, что на меня нашло, но я вам как-то гадость написал. Очень спешил, нужно было согласовать документы, а Вы все никак не хотели — заняты были. Я разозлился и отправил Вам гадкое сообщение. Потом удалил. Хорошо, что Вы не успели прочитать. А то бы Вы мне выволочку сделали, в HR отправили. Уволить ведь могли.

— О, как! Интересно, что же ты написал? — «удивилась» я. Решив не церемониться с юным коллегой, я перешла на ты. Возраст и должность мне это позволяли.

— Я написал, что Вы «чмоня». А Вы, оказывается, вполне нормальная, с Вами можно найти общий язык.

— Ну, ты даешь! Ладно, не бери в голову. Риск, что я дала бы тебе нахлобучку, конечно, был. Но я не такая уж и мымра. Надеюсь, ты теперь понял, что сначала стоит подумать, потом делать? — не смогла не съязвить я.

— Ага, — протянул он, и в его голосе почувствовалось уважение.

После этого корпоратива мы периодически общались и иногда при встречах болтали, это юное ИТ-дарование оказался вполне приятным и вежливым. И еще после корпоратива получила почти личного ИТ-специалиста, все неполадки с моим компьютером он стал устранять без очереди.

С тех пор, когда страсти в офисе сильно накалялись и когда мне хотелось кому-то настучать по башке или просто уволить, я себе частенько говорила то, что сказала ему на корпоративе: сначала стоит подумать, а потом делать…

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я