Эта книга уникальна по своей сути, так как является кладезю известных и достаточно редких методик психодиагностики, способных творить чудеса познания всех сторон личности – от характерологических особенностей, общения до интеллектуального развития и даже соматического здоровья, как ребёнка, так и взрослого, как в индивидуальной работе, так и в групповой, путём анализа цветового выбора и изображённых линий.Удачи и приятного знакомства с грандиозным и потрясающим миром психики человека!
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Энциклопедия психодиагностики через линию и цвет. Быстро. Просто. Легко предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Значение выбора цвета в психологической интерпретации
Подходы к обозначению выбора цвета с точки зрения психологии довольно разнообразны. Самая известная интерпретация представлена М. Люшером (представленная ниже), которая даёт общую глубинную картину психологических особенностей и психоэмоционального состояния человека. Цвета всегда нас окружают, влияют на наше настроение и самочувствие — с этим никто, наверное, не поспорит. Долгое время, находясь в темно выкрашенной комнате, происходит ощущение, что на тебя «что-то давит», да и настроение в результате ухудшается. Надевая яркую или светлую одежду — мы поднимаем себе настроение, увеличиваем активность, желание действовать. В зависимости от типа личности (по К. Юнгу) — интроверт (погружен более в свой собственный мир, внутреннее созерцание, потребность побыть одному) или экстраверт (общительный, не переносит одиночество, обращённость во внешнюю среду и окружение) для поднятия настроения и общего тонуса используют разную цветовую гамму, так интроверт — светлые, пастельные тона, а экстраверт — яркие.
Все мы разные и сугубо неповторимые, поэтому разграничения по типам, конечно, условны.
Конкретные цвета, отождествляемые с конкретными эмоциями.
В то время как общий цветовой фон символизирует общие эмоциональные импульсы, выбор конкретных цветов в определённых случаях говорит об особых эмоциональных паттернах. Наблюдение показало что, так же как и в тесте Роршаха, светло-голубые и светло-зелёные тона говорят о контролируемом поведении. Аналогично Элшулер и Хеттвик (Alsehuler and Hattwick) в своих исследованиях рисования на мольберте (что можно применить при рисовании пальцами) различают холодные и тёплые цвета. Первые свидетельствуют о более высокой степени контроля над импульсами, чем последние. Опыт также показывает, что чёрный цвет символизирует детское осознание смерти, враждебности и агрессии.
Спринг (Spring) утверждает, что чёрный и коричневый цвета чаще выбирают люди из рафинированных семей. Мосс предполагает, что коричневый цвет чаще используют субъекты с анальным типом характера, хотя в то же время он предостерегает от подобных обобщений.
Шоу и Наполи отмечают ярко выраженную разницу в цветовых предпочтениях между мужчинами и женщинами. Они утверждают, что мужчины явно предпочитают голубые и зелёные цвета, а женщины жёлтые и красные. Женщины, выбирающие «мужские» цвета, могут проявлять мускулинные тенденции и наоборот. Из этих наблюдений Шоу заключает, что мальчик, который преимущественно выбирает красный цвет, возможно, «цепляется за юбку матери».
Кроме общего эмоционального значения, различные цвета могут быть наполнены ещё и личностно-индивидуальным содержанием. Например, одна испытуемая выбирала цвета следующим образом: светло-синий для корабля, успешно вернувшегося в порт; зелёный для занятий музыкой и музыкальными инструментами, которые, как она надеялась, принесут ей признание; коричневый для похорон вероломного друга; чёрный для ограничений, накладываемых обществом, которое напоминало ей тюрьму.
Одни и те же цвета могут являться выражением различных аспектов эмоциональной жизни. Красный цвет может обозначать как привязанность, так и агрессию и враждебность. Нанесение красной краски царапающими движениями говорит о враждебности, а похлопывающими о привязанности. Личностное значение цвета можно выяснить при одновременном учёте других показателей.
Интерпретация цветов в отношении различных диагностических групп.
Некоторые исследователи соотнесли выбор цветовых предпочтений с клиническими синдромами. Розенцвейг и Дарбин утверждают, что маниакально-депрессивные пациенты чаще выбирают более яркие цвета, такие как красный и оранжевый, а шизофреники преимущественно выбирают жёлтый и зелёный. Мосс не поддерживает заявления Оберндорта (Oberndort) о том, что жёлтый цвет связан с шизофреническим, а красный с маниакальным состоянием.
Избыточное нанесение краски и перекрашивание цветов свойственно либо расторможенным, либо чрезмерно агрессивным индивидам. Это также наглядная иллюстрация поведения тех личностей, чья потребность в удовлетворении не имеет границ. Если субъект чрезмерно разбавляет краски, слишком сильно мочит бумагу, накладывает один на другой многочисленные слои различных цветов, в нашей практике это было связано со слабым развитием Эго.
Смешивание и различные сочетания цветов определённо могут быть связаны с высоким уровнем интеллектуального развития. Ребёнок, который спрашивает: «Как можно сделать фиолетовый?» демонстрирует своё желание исследовать, понимать и владеть текущей ситуацией.
Особенности интерпретации цвета:
Использование цвета зависит от возрастного и образовательного фактора, и это всегда необходимо учитывать.
а) Возраст. Маленькие дети свободно используют красный цвет, в то время как взрослые редко применяют его при первом рисовании. Малыши от четырёх до десяти лет любят использовать несколько цветов, как правило, основные цвета, они сочетают их в поразительных сочетаниях. Обычно они не смешивают их для достижения промежуточных тонов. Более старшие предпочитают единственную смесь.
Кроме того, возрастные различия сказываются при эмоциональном реагировании на цвет. Дети проявляют незамедлительную, импульсивную эмоциональную реакцию на цвет сам по себе вне зависимости от того, какой рисунок им окрашен. Нередки замечания типа: «О, классный красный цвет» (или зелёный). Иногда реакция бывает настолько сильной, что побуждает ребёнка наносить краску на собственное тело, особенно в области живота. Это может быть не только реакцией на цвет, но и на тактильную стимуляцию.
б) Образовательный фактор. Этот фактор особенно хорошо прослеживается у детей до четвёртого класса. Здесь видно очень негибкое и реалистическое использование цветов: коричневые собаки, голубое небо, зелёная трава. В таких случаях это скорее может быть отражением хорошо усвоенных социальных стандартов, а не личностно-эмоциональных порывов. Как правило, индивидуальность выбора цвета тем меньше, чем больше потребность в конформности. У взрослых приверженность реалистичным оттенкам может согласовываться с высоким процентом свидетельств о «животных» и «популярных» реакциях по тесту Роршаха.
в) Процессуальный и последовательный анализ цвета. Однако упомянутая приверженность к реалистичным цветам не является серьёзной помехой для индивидуальной диагностики. В большинстве случаев эта приверженность пропадает в течение сеанса рисования. Субъект может начать со стереотипного использования цветов, но найдя какую-то специфическую форму и возбудившись от самого процесса рисования, он все меньше и меньше будет следовать шаблонному первоначальному замыслу. Яркий пример: переход от изначально коричневого окрашивания стула к фиолетовому или жёлтому. Это лучше всего можно описать в терминах теста Роршаха как переход от реакций типа FC к CF.
А теперь, давайте посмотрим что говорят нам наши любимые цвета не столько в психологической, сколько в популярной интерпретации, и какие цвета стоит внести в свою жизнь, чтобы гармонизовать внешнее и внутреннее мироощущение:
Коричневый цвет:
— цвет надёжности, прочности, здравого смысла, практичности и «ощущения твёрдой почвы под ногами». Ассоциируется с землёй, осенью, преданностью, скукой, страхом, выносливостью, увяданием, разочарованием, меланхолией и ностальгией. Считается любимым цветом сильных, волевых людей с устойчивым положением и ясными целями в жизни. В большинстве своём женщины отказываются от коричневого цвета — он лишён эротичности и символизирует подавленные сексуальные желания.
Бесстрастный, стабильный и серьёзный, коричневый олицетворяет телесно-чувственные и жизненные ощущения, напоминает о скоротечности жизни, помогает не растрачиваться попусту в процессе достижения цели, освободиться от влияния чужого мнения.
Коричневый цвет ориентирован на достижение целей, рядом с которыми остальное уходит на второй план.
В сочетании с другими цветами коричневый как бы «приземляет», упрощает их значения: чёрный с коричневым символизируют могилу, смерть, одиночество в земле; красный с коричневым — приземлённую любовь; оранжевый с коричневым — тенденцию к употреблению психоактивных веществ.
Голубой цвет:
— холодный, ветреный, чистый цвет. Ассоциируется с отрешённостью, искренностью, равнодушием, льдом, небом. Связан с интеллектом, тактичностью в общении, замкнутостью. Цвет созерцания, размышлений и креативности; помогает оставаться наедине с собой, отстранившись от окружающего мира. Во многих храмах потолки окрашены в голубой, символизируя чистое, спокойное небо над головой и способствуя уединению в обращении к Богу. Цвет воды, голубой, производит впечатление свежести и покоя; прозрачный и лёгкий, он зрительно раздвигает пространство, успокаивает (зачастую лучше, чем зелёный). В английском языке символизирует состояние размышления, задумчивости, печаль и меланхолию (уныние, грусть). Длительный визуальный контакт с голубым цветом вызывает чувство усталости и угнетённости; оттенки, близкие к синему, могут притуплять восприятие, вызывать сонливость.
Синий цвет:
Синий цвет охлаждает и успокаивает. Чаще всего он символизирует глубину, мир, мудрость, тишину, спокойствие, идеализм, благоразумие и духовность. В древнем Египте он означал правду (истину), в Китае — мужество, спокойствие, силу и власть. Цвет королевской власти и благородного происхождения, синий, несомненно, ассоциируется с небом. Отсюда и основные — божественные значения: мистицизм, святость, благородство, чистота, совершенство, постоянство в любви, в вере, правосудие. Предметы культа Богов окрашивались синим цветом в Египте, Древней Греции, Древнем Риме, христианстве (одежды Иисуса и Божьей Матери в иконописи), средневековые рыцари подчёркивали верность в любви преобладанием синего в костюме. В то же время синий является антиподом красному и жёлтому — символам жизни и радости, он близок к чёрному — символу смерти, мистики и зла. Поэтому синий наделён и негативным смыслом. Демонические существа в Китае, в Японии обычно обозначались синим. В мусульманской Индии он — символ печали, траура и скорби.
Синий цвет создаёт ощущение комфорта, стабильности, удовлетворения жизнью, совершенства. Синяя птица — символ высокой, недостижимой цели, счастья.
Синий цвет дуален — он колеблется от печали до комфортного состояния, что говорит о нестабильности эмоционального состояния.
Зелёный цвет:
— один из самых радостных цветов. Это цвет природы, весны, нового, плодородия, свободы, надежды и радости. Он связывает природное и сверхъестественное, символизирует непрерывность, бессмертие и возрождение, признан как признак безопасности. С точки зрения психологии зелёный способствует жизни, общению, гармонии, повышению самооценки, помогает проявить твёрдость, справедливость, силу воли, считается нейтральным. Расслабляет, объединяет с природой и помогает быть ближе друг к другу, стимулирует защитные силы организма, целителен при болезнях сердца и лёгких, бронхите, гриппе, клаустрофобии. Так же может символизировать эгоизм и ипохондрию.
Зелёный цвет — символ ислама; за ассоциативную связь с природой он был избран символом экологического движения; как цвет, объединяющий людей, стал символом эсперантистского движения. В мореплавании раньше было принято поднимать зелёный флаг, когда судно терпело бедствие. В европейском фольклоре — цвет эльфов, то есть непослушания и проказ.
Яркую, жизнелюбивую, позитивную жизненную позицию подчеркнут яркие оттенки зелёного (изумрудный, фисташковый, салатовый), мрачную — тусклые, бледные оттенки (оливковый, авокадо). Тёмные, сероватые оттенки зелёного издревле ассоциировались с умиранием, отцветанием, «зелёною тоской».
Белый цвет:
— очень противоречивый цвет. Он сочетает в себе свет и жизнь, старость и смерть, весь спектр цветов в «замороженном», конечном варианте. В Китае он тоже воспринимается двояко, как символ вероломства и чистоты одновременно, ещё в белый цвет обычно окрашиваются изображения, связанные с энергией янь. В Японии — это цвет траура и скорби. В христианской традиции символизирует очищение от грехов, крещение и причастие, невинность души. В традиции йоги — наиболее духовный, цвет шестой чакры (противопоставляется красному — цвету сырой энергии), в тибетской — цвет находящейся в центре мира горы Меру, восхождение к просветлению. Если перечислять все наиболее распространённые значения белого, то это: чистота, невинность, свобода, изысканность, правда, идеал, путь, поиск, жизнь, добро, свет, вера, энергия янь, начало, смерть как освобождение. Самые известные символы белого цвета: лилия — самоубийство или мысли о нём, девственность, смерть в юном возрасте (обычно касательно девушки); перо — трусость; голубь — мир, Святой дух; флаг — поражение; слон — большое, но бесполезное приобретение.
Так же как и чёрный, белый цвет лучше использовать в сочетании с другими цветами.
Жёлтый цвет:
— цвет очень благоприятный благодаря большому количеству энергии ян, он символизирует мудрость, терпение, опыт, власть. В древнем Китае — цвет одежды императора, в Европе — трусости, измены, предательства, лжи, ревности, в христианстве — цвет одежды евреев (они предали Иисуса) и еретиков, в геральдике — непостоянства, в досоветской России — цвет проституции. Цвет золота, солнца, свободы, праздника, упрямства, терпимости, веселья и беспокойства. Приводит в движение чувства, дарит уверенность в своих силах, помогает воспринимать и принимать новое, способствует самоорганизации и мысленной концентрации, стимулирует открытость, общительность, подвижность. Жёлтый цвет чаще всего ассоциируется с солнцем, верой, печалью, красотой, изменчивостью, ревностью, летом, изобилием, судьбой, безумием и тенденцией к употреблению алкоголесодержащих напитков.
Красный цвет:
— цвет красоты, жизни, огня, мужества. В Древнем Египте им окрашивались изображения мужчин и богов, красный бог солнца в Каббале — строг и непреклонен, у масонов он — цвет борьбы, в Древнем Риме красный был цветом Марса — бога войны, в древних обществах им наделяли шаманов, в христианстве — символ крови Иисуса, святых мучеников. В Европе он ассоциировался с активными действиями, страстностью, воле к победе. В России же «красный» означал «красивый». В наших широтах до сих пор часто ассоциируется с советской символикой, где выступал как цвет революции, революционных войск. Красная звезда — знак отличия, принадлежности к Красной армии. Красная гвоздика — символ отваги и заслуг перед Отечеством.
Красный обозначает бессознательное, физиологическое. Почти везде он ассоциируется с мужской энергичностью и активностью (и с мужчиной вообще — Адам — «красный человек»), кровью, огнём, агрессией. Это цвет Анимуса — мужского начала в человеке (силы, власти, целеустремлённости, агрессии, способности дать отпор). Важны и оттенки: пламенно-красный символизирует чувственность, багряно-красный — гнев и ярость, малиновый — «высокое» чувство любви. Благодаря яркости, агрессивности и способности привлекать внимание этот цвет так же принят для обозначения опасности, запрета. Все оттенки красного широко используются в изобразительном искусстве: им можно придать яркость изображению, оттенить мрачность сюжета (багровыми тонами), подчеркнуть сексуальность.
Оранжевый цвет:
— цвет апельсинов, солнца и позитива — символизирует радость, общительность, движение, ритм, скорость, жизнерадостность. Он — сочетание красного и жёлтого — сочетает в себе энергичность первого и мудрость второго. Тонизирует, избавляет от негативных эмоций, способствует мыслительному процессу, креативности (творчеству), хорошему настроению, стимулирует общение, поднимает самооценку. Один из излюбленных цветов в рекламе — считается самым «вкусным», но в то же время — цвет лени.
В Китае оранжевый — символ надежды на будущее и процветания, в европейских странах — цвет протеста и анархии, национальный цвет Нидерландов, символ протестантизма в Ирландии. Цвет пламени, но и цвет жестокости, оранжевые одежды одевались осуждённым на смерть. Символ смирения, взаимодействия мужского (ян) и женского (инь) принципов, постоянных жизненных перемен, буддистской религии.
Оранжевый придаст вашей жизни яркость, игривость, наполнит позитивом, радостью, подчеркнёт индивидуальность, поможет вернуть хорошее настроение.
Розовый цвет:
Розовый цвет изначально символизировал женственность, романтичность, дружелюбие. Он был символом несерьёзных, беззаботных, отважных. Сегодня этот цвет настолько повсеместен, что зачастую уже смотрится просто безвкусно. Стиль Барби, желание выглядеть этакой Набоковской Лолитой — присущи многим современным дамам, и в результате розовый — цвет детской беззащитности — сильно опошлен в современном мире. Всё чаще к нему относятся с откровенным презрением, он ассоциируется с легкомысленностью, слащавостью, недостатком интеллекта и попытками выглядеть моложе, инфантильнее.
В Японии розовый — символ спокойной, счастливой, уравновешенной жизни. В Калифорнии буйных психически больных в некоторых соответствующей специализации клиниках запирают в розовые камеры, поскольку ярко-розовый расслабляет, вызывает сонливость и мышечную слабость, выражает мягкость и инфантильность.
Розовый — цвет жизни, нежности, чувственности, романтичности, самолюбия. Любовь (не увлечение модной тенденцией, а именно пристрастие) к этому цвету может указывать на некоторую инфантильность, неуверенность в себе, мечтательность (а то и вовсе бывает, что человек живёт мечтами), сентиментальность человека. В одежде, как и во всём остальном, розовым лучше не злоупотреблять. Он отлично подойдёт для окраски мелких деталей, подчеркнёт и поможет раскрыть подсознательный смысл вещи (например, будет милым, если на чёрный или розовый свитер прикрепить бледно-розовую брошь, но тот же свитер ядовито-розового цвета смотрится пошловато).
Чёрный цвет:
Чёрный цвет символизирует ночь, грех, тишину, смерть, пустоту. В отличие от белого, который включает в себя все цвета, чёрный поглощает, поэтому ассоциируется с противоположным белому, негативным началом, с отрицанием и отчаянием. У христиан в чёрный окрашены горе и скорбь. В Японии чёрный — цвет радости. В тоже время чёрный цвет связан с ощущением тайны, тишиной, бесконечностью, женской жизненной силой.
С точки зрения психологии предпочтение чёрного цвета означает нехватку или отсутствие в жизни чего-то важного, чувство смерти, веру в судьбу, религиозность, депрессивное настроение, отвержение окружающих. Предполагается выражение протеста, негативизм, агрессивность, способность терпеть лишения, умение ограничивать себя, готовность к компромиссам. Неприятие чёрного цвета расценивается как умение преодолевать помехи, презрение к угрозам, предприимчивость и смелость.
Восприятие чёрного цвета у современных людей крайне неоднозначное даже в пределах одной западной культуры. С одной стороны — символ власти, перспектив и денег. С другой — одиночества и скорби. Чаще всего чёрный ассоциируется с магией, оккультизмом, мистикой, одиночеством, сильной энергией (инь), отрешением, бесстрашием, независимостью, свободой. Когда человек сам выбирает чёрный цвет — это может как бы «сказать» что-то о нём, так и подчеркнуть смысл вещи, но бессознательный акцент на саморазрушение будет проявлен в полной мере.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Энциклопедия психодиагностики через линию и цвет. Быстро. Просто. Легко предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других